протоиерей Василий Мезенцев Для 2–4 курса НСМПБИ Содержание Понятие о науке патрология Предмет, задачи, методы и значение Понятие о святых отцах Церкви и авторитете их творений История изучения святоотеческих творений Издания и переводы на русский язык творений св. отцов Курсы патрологии Период доникейский Отдел I. Мужи апостольские Св. Климент епископ Римский Св. Игнатий Богоносец епископ Антиохихийский Св. Поликарп епископ Смирнский Учение двенадцати апостолов («Дидахи»). Послание Варнавы «Пастырь» Ерма Папий, епископ Иерапольский Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Отдел II апологеты Апология Аристида Афинагор Мелитон, епископ Сардийский Св. Мученик Иустин Философ Татиан Св. Феофил епископ Антиохийский Ермий Философ Минуций Феликс Послание к Диогнету Общие замечания о рассмотренных сочинениях Отдел III Борьба Церкви с гностицизмом Св. Ириней епископ Лионский Св. Ипполит, епископ Римский Отдел IV. Возникновение научного Богословия Тертуллиан Св. Киприан, епископ Карфагенский. Жизнь и сочинения Христианская наука (III bek) Введение. Возникновение христианской науки 1. Александрийская Богословская школа 2. Антиохийская Богословская школа Пантен Климент Александрийский Ориген Св. Григорий Неокесарийский (Чудотворец) Св. Мефодий Олимпийский Развитие святоотеческой мысли в первые три века Раздел первый Период второй (с 251–320гг.) Введение. История зарождения православного монашества на востоке 1. Преподобный Антоний Великий (251–356гг.) 2. Преп. Пахомий Великий (294–348гг.) 3. Преподобный Ефрем Сирин (-372 гг.) 4. Житие преподобного Макария великого (300 – 390гг.) Раздел второй 3. Посленикейский период патристической литературы. 4. Святой Афанасий Александрийский. 5. Святой Кирилл Иерусалимский 6. Святой Василий Великий 7. Святой Григорий Богослов 8. Святой Григорий Нисский     При составлении курса использованы конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ПАТРОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

38) Мартиролог Иеронима под 31 декаб. Retia Hermetis exorcistae. Усуард: Retiariae s. Hermetis exorsistae. По одному списку Усуарда: Retia provincia, civitate Reciaria s. Hermetis exorcistae. Мартиролог Иеронима янв. 1. In Retia Eventii, Hermetis; Bononiae Gaii, Heraelii. Янв. 4. In oriente Bononia civitate Hermetis, Aggei, Gaii, Petri, Marci, Sereni, Senni, Anastasiae. Усуард под 4 янв. Civitate Bononia Hermetis, Aggei et Gaii. У Барония в мартирологе прибавлено о последних: «пострадали при имп. Максимине». По картам старого мира Reccaria там, где ныне Радосвац, а Bononia вблизи Прахова. 39) Мартиролога Иеронима и Усуарда под 11 и 18 апр. св. епископ Елевферий, по менологам (дек. 16) «епископ Иллирика», последовавший при имп. Адриане (97-117 г.), по мартирологам Ноткера и Рабана (апр. 18) был епископом Аквилеи и пострадал в Риме (о месте страдания тоже в Иеронимовом мартир.); в мартирологах Адона и Усуарда должно было стоять in Moesia Aquilese, вместо: apud Messanam Apuliae, чему трудно приискать смысл; равно напрасно писали в греческих известиях, что Елевферий поставлен в епископа Аникитою (154-169). было при имп. Траяне в 110 г.40). След. тогда были в Иллирике христиане и ревностные пастыри их. Известны и особые обычаи иллирийских христиан относительно великого поста41). Предание о построении Константином Великим храмов в Твердоше, Стоне, Завале, Добричеве основано на памятниках42). Известны и подвижники уединения, блаж. Мартин и Иларий, страдавшие в Иллирике за православие от ариян43). С Готфскими королями Далматии христианство поднимало жестокие гонения против православия в Триваллии; но славянская стихия взяла верх над пришлою немецкою и в начале 5 века православие стало господствующею верою в Триваллии44). В 760 г.   40) Menolog. Basilii ad 6 julii Act. Sanct. Iulii II, 284. Пролог июн. 4. Baronius ad an. 110. Мощи св. Петра, замученного в Которе, перенесены были в Дубровник в 1026 г., говорит Майков (О сер. языке стр. 82). Тут не все верно. В договорной грамате с Михаилом Ясенем дубровинчане говорят: «клянемся – св. мучениками Василием, Лаврентием, Петром и Андреем, нашими ходатаями» (Майков стр. 8). Как св. Лаврентий есть известный мученик и архидиакон римский и св. Василий епископ, покровитель дубровичан, замученв Севастии в 306 г. (Lat. Patrol. 123, 725. 726), так в св. Петре и Андрее надобно признать лампсакских мучеников, воспоминаемых цервокию мая 18 и в мартирологах мая 15. На монетах которских изображался св. Трифон; это – мученик никейский времен Декия, празднуемый февр. 1. Он – покровитель Котора (Martyrol. Usuardi p. 726. 727). Все это значит то, что мощи помянутых мучеников в давние времена перенесены были в сербские поселения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил её и сообщил, что скоро и она переселится в Небесные обители. Молитвословия В июне 1989 года по поручению Священного Синода Русской Православной Церкви в ответ на прошение православных христиан из Италии, чей приходской храм был освящен в честь мученика Александра Римского, митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом была написана полиелейная служба святому (опубликована в кн.: Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. - Харьков: Прапор, 1996. - СС. 211 – 222; http://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-rimskij ). Кондак, глас 4 (текст митр. Никодима (Руснака)) Яко звезда многосветлая, возсиял еси от Рима,/мучениче Александре,/и, яко бисер многоценный, в земли Византийстей радостно под меч/за Христа главу твою преклонил еси/и, сию непорочное благоухание Богу принесл еси,/да красуется Церковь земная и Небесная//во славе исповедников Христовых. Использованные материалы   В кн.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, , наряду с паматью " Св. муч. Александра римского в Дризипаре во Фракии при Максимиане (284—305) " , содержится также память " Священномуч. Александра , еп. тивериадского мечем при Максимиане " . Эта память была включена в месяцеслов " Настольной книги священнослужителя " (Том 3. - М.: Издание Московской Патриархии, 1979. - С. 317, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf ) - " Священномученика Александра, епископа Тиверианского " , однако в Минею. Май, ч. 2, изд. Московской Патриархии, , уже не попала. В греческом " Большом месяцеслове " (ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, , под 13 мая содержится память " γιος λξανδρος Μρτυρας π Τιβεριανν " ( " Святого Александра мученика Тиверианского " ) с разъяснением: " Святой мученик Александр был усечён мечом.

http://drevo-info.ru/articles/5791.html

388 св. Мефодий Олимпский . Пир десяти дев, или о девстве. 3,8.//св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-ro века. Полное собрание его сочинений. — СПб., 1877, с. 28. 389 Ранние отцы Церкви. Антология. — Брюссель, 1988, с. 21. 390 Цит. по: де Любак, Анри . Указ. соч., с. 326. 391 " Благодать, изливаемая таинствами, прокладывает не одинокую тропинку от души к Богу, но воспринимается каждым лишь по мере его социального внедрения в тот целостный организм, что обильно напоен ее соками. Все таинства по сути своей — таинства в Церкви, ибо в одной лишь общине Духа можно стать причастником даров Духа " . — де Любак, Анри . Указ. соч., — с. 60. 392 Новоселов М. А . Письма друзьям. — М., 1994, с. 45. 393 св. Мефодий Олимпский . О воскресении, против Оригена.//св. Мефодий, епископ и мученик…, с. 185. 394 Коаны — краткие буддийские изречения псевдопарадоксального характера, загадки без ответов. Например: " Что такое Нирвана? — хлопок одной ладонью " … 395 Древний Патерик, с. 339. 396 Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. — СПб., 1993, с. 74. 397 Древний Патерик, с. 336. 398 св. Ипполит Римский . Апостольское предание.//Богословские труды. — М., 1970, с. 290. 399 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., с. 248. 400 св. Иоанн Златоуст . Шесть слов о священстве, с. 34. 401 Кроме того, как совершенно справедливо заметил Владимир Зелинский, " первична в христианстве не тайна, а весть " ( Зелинский В. Место обитания Твоего, с. 18). 402 См. свт. Григорий Богослов . Слово 18.//Творения. Т. 1. — Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 266. 403 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ, c. 262. 404 Евангелие от Иоанна с пояснениями. Ответы на вопросы о спасении. The Bible league. — South Holland, б. г., с. 33. 405 Экман У. Указ. соч., с. 208. О Хлебопреломлении: " Вино символизирует жертвенную Кровь Иисуса, а хлеб — Его Тело, распято на кресте. Участвующий с верою в жертвенной смерти Христа принимает благословение завета. Вкушение хлеба и вина в буквальном смысле означает: постоянное напоминание о том, что совершил Иисус, провозглашение смерти Иисуса и Его возвращения, духовную связь с Иисусом на Голгофе, общении, близость с Господом. Принятие завета через различение вечери и обычного принятия пищи; благословение во всех аспектах жизни, в том числе исцеление " (Там же, сс. 226–227). Веры в то, что мы можем причаститься самой Крови и Телу Христа, здесь нет…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Апостол Павел, описывая качества лиц, вступающих на церковные степени, указывает вместе с другими и на должность диакона. 915 Затем, приветствуя всю церковь Филиппийскую с служителями её, упоминает также и о диаконах: всем святым о Христе Иисусе, пишет он, сущим в Филиппах, с Епископы и диаконы: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 916 На основании этих свидетельств Св. Писания согласно признавали Богоучрежденность диаконского чина и мужи Апостольские. Климент Римский говорит: «Епископов и диаконов установили Апостолы, и вместе завещали правило для будущего преемства, чтобы, когда не станет этих, их служение и должность восприняли другие испытанные мужи». 917 Святой Игнатий Богоносец утверждает, что диаконы утверждены не для того, чтобы прислуживать за трапезами и подавать чаши, но чтобы быть служителями церкви Божией и тайн Христовых». 918 Из диаконов – высшим был Архидиакон, как старший диакон при Патриархе, иногда при Митрополите; Протодиакон – старший диакон в соборе, Иеродиакон – диакон монах, Иподиакон – служащий Архиерею при священнодействии. Права и обязанности диаконов при Богослужении Обязанность диакона при Богослужении – служебная. Он, по свидетельству блаж. Феодорита и свят. Златоуста, в случае отсутствия пресвитера, может даже и крестить, если младенец находится в опасности умереть. 919 Но в присутствии Епископа или пресвитера диаконы, при совершении таинств, были только служителями, или, по выражению Киприана, слугами Епископства, 920 помощниками и сослужителями пресвитеров. 921 Климент Римский , повествуя о самом преподавании народу тела и крови Христовой, замечает, что диакон подавал чашу с произнесением слов: «это кровь Христова, чаша жизни», и принимающий отвечал: «аминь». 922 «У нас, говорит Иустин мученик , описывая в свое время образ совершения Литургии, так называемые, диаконы дают каждому из присутствующих причащаться от благословенного хлеба и вина с водою, равно и к не бывшим относят». 923 Но совершать само таинство диаконы не имели власти и силы по правилу 1-го Никейского собора, который даже воспретил преподавание чаши диаконами пресвитерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Прп. Феодосий († 1362) особенно прославился, как ревностный защитник православия против ересей богомилов и жидовствующих. 18 . Свт. Льва, Папы Римского; Агапита, еп. Синадского, и Флавиана исповедника, патр. Цареградского. 19 . Апп. Архиппа и Филимона (от 70-ти); св. Апфии, прпп. Досифея, Равулы и пресвитеров Евгения и Макария исповедников; мчч. Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодота. 20 . Прпп. Льва, еп. Катанского, и Агафона, Папы Римского; сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128 мучеников. 21 . Прп. Тимофея, иже в Символех (пустыня в М. Азии); св. Евстафия, архиеп. Антиохийского, свт. Георгия, еп. Амастридского. 22 . Обретение честных мощей свв. мученик, иже во Евгении, мчч. Маврикия и Фотина, и 70 воинов, прпп. Фалассия, Лимнея, Варадата и Афанасия исповед. 23 . Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого, Дамиана и Александра, св. Горгонии. Св. Горгония († ок. 372 г.), по словам брата ее Григория Богослова , с супружеством совместила добродетели девства и тем показала, что ни девство, ни супружество не соединяет и не разделяет нас всецело с Богом или с миром. Послужив Богу и природе в немногом и сколько того требовал закон плоти, она всецело посвятила себя Богу. Самый плод тела, т.е. детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо всех их очистила и приобрела Богу. Эти слова и пример св. Горгонии обличают суемудрие раскольников, известных под именем странников, которые утверждают, что для спасения души необходимо оставить попечение о жене, о чадех и удалиться в пустыню, а также и сектантов-хлыстов, которые отвергают брак, ненавидят детей. Св. Поликарп, епископ Смирнский, так же, как и св. Климент, епископ Римский и св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, был наставлен в вере Христовой самими апостолами. Он сильно вооружался против лжеучителей, посягавших на церковное единство и увлекавших многих своею философией и пустым обольщением по преданию человеческому по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ), в особенности против гностиков-докетов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Законченный во времена Ездры, Неемии и современных им пророков, священный канон оставался y палестинских иудеев неизменно в том же самом виде: новые книги не были вносимы в него. Продолжавшие же появляться произведения священной письменности догматико-практического характера, в роде Премудрости Соломоновой, или Премудрости Иисуса сына Сирахова, вызываемые потребностью изъяснять истины веры и правила закона, a также и произведения исторические, как наприм. Книги Маккавейские, существовали вне священного канона. Они внесены уже были в состав Библии после образования греческого перевода LXX, в котором канонические и неканонические книги размещены в различных списках различным образом. Такое соединение не в один сборник канонических и неканонических книг способствовало тому, что и последние пользовались уважением, как книги священные, хотя и сравнительно меньшим против книг канонических. Из иудейской церкви Ветхий Завет перешел и в христианскую церковь . В I и II веках христианской церкви ветхозаветные книги употреблялись в практике всех древних церквей по переводу LXX. По примеру Христа Спасителя и Апостолов, христиане признавали ветхозаветные книги богодухновенными, священными книгами и читали их в своих богослужебных собраниях. Св. Отцы и учители церкви цитируют их, как Священное Писание , как слово Божие. Так мужи апостольские, как напр. Варнава, Климент Римский , Поликарп, пользуются ветхозаветными книгами Св. Писания; Иустин мученик , Афиногор, св. Ириней – также. Уже Мелитон Сардийский епископ (в конце II-ro века), y которого в первый раз встречается название «ветхозаветные книги», нарочито путешествовал по востоку с целью получить верные сведения о каноне книг ветхозаветных. В списке свящ. книг, принесенных им оттуда, заключались одни канонические книги. Ориген считает 22 ветхозаветн. книги, хотя впрочем он относится с великим уважением и к книгам неканоническим, вступившись за них против Юлия Африканск ого. В каталогах канонических книг у отцов IV века строго отделяются неканонические книги от канонических. Лаодикийский собор, бывший в 364 году, в 59-м правиле постановляет: «неподобает в церкви глаголати псалмы не священные или книги неопределенные правилом ( καννιςα), но токмо в правилах означенные ( μνα τ κανονικ)». Это впрочем не препятствовало св. отцам, как напр. Афанасию В., Кириллу Иерусалимскому , Василию В., Григорию Богослову , Амфилохию, Иоанну Златоусту , Иоанну Дамаскину , при строгом разграничении книг канонических и неканонических, пользоваться и последним как книгами добрыми, назидательными, священными, полезными для чтения, особенно «новопоступающим и желающим огласитися словом благочестия» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Св. Ириней Лионский († ок. 202 г.) – христианский писатель, защитник церковного предания, епископ Лиона (с 177/178 г.), мученик. «Ириней получил классическое образование, знал языческих писателей и философов. Часто он цитирует Гомера. Но ему чужда светская мысль, она не отражает сущности его души. Он видит в ней предвестие гностических учений. Эту опасность он может оценить лучше, чем кто-либо другой. В основу всего он ставит Церковь . Единственное знание, существенное для него, он обрел в Писании и в Предании [...]». 11 Св. Иринею принадлежит сочинение «Обличение и опровержение лжеименного гносиса» (hen. Adv. haer.), использованное А. И. Бриллиантовым . Св. Кирилл Александрийский (конец 70-х гг. IV в. – 444) – выдающийся епископ Александрийский (с 412 г.), неутомимый борец с ересью Нестория. «Богословские сочинения Кирилла по большей части полемичны. В них он сказался весь. Он любил изобличать и ниспровергать ереси. Начал он с выступления против ариан, вообще все его богословские произведения написаны против кого-нибудь». 12 В «Лекциях» имеются ссылки на его «Проповеди» (Hom.) и «Послания» (Ер.). Лев I Великий (t 461 г.) – Римский епископ (папа) с 440 г., первый авторитетный богослов Запада на Востоке. Его учение о божественной и человеческой природах во Христе было принято на IV Вселенском соборе: « Лев Великий является посредником между александрийским и антиохийским богословием и дает гармоническое сочетание лучших результатов того и другого. Антиохия выдвигала активность человечества слишком энергично; в Александрии, напротив, оставляли эту сторону на втором плане. Лев разъясняет, что человеческая природа во Христе есть реальная, живая, со всеми своими свойствами, что человечество остается в Нем неизменным до самой смерти, и после воскресения Христос является с человеческой плотью». 13 Лев I весьма активно боролся с манихеями. К его сочинениям относятся 96 проповедей и 173 послания (Leo I. Ер.). Кроме посланий А. И. Бриллиантов ссылается на сочинение Льва «О евтихианской ереси и ее истории» (Leo I. De haeresi et hist. Eutych.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Последующие писатели определённо приписывают Послание св. Клименту. Таковы – Климент Александрийский , который часто цитирует Послание и многие главы целиком включает в свои «Строматы»; Ориген ; свт. Кирилл Иерусалимский (Суг. Hieros. Catech. 18, 8//PG. T. 33. Col. 1025B; р. п.: C. 297 – легенда o Фениксе); Евсевий Кесарийский (Euseb. Hist. eccl. III, 16//PG. T. 20. Col. 249B; р. п.: C. 114–115:98), свв. Ефрем Сирин , Василий Великий , Иероним, Фотий и др. Ввиду такого единодушия свидетелей никаких сомнении в подлинности Послания св. Климента быть не может. Только раньше протестанты высказывали на этот счёт сомнения на том основании, что сам автор в Послании нигде себя не называет по имени. Но сомнения эти никем теперь не признаются. Б. Время написания В начале Послания автор говорит о несчастиях, постигших Римскую Церковь , то есть о гонении. Под этим гонением одни учёные разумеют гонение при Нероне (54–68), другие при Домициане (81–96). Первые полагают, что Послание написано до разрушения Иерусалима (70 г.) и ссылаются на слова св. Климента: «не повсюду приносятся жертвы, но только в Иерусалиме, и там не на всяком месте, а пред храмом на жертвеннике, после того как жертва будет осмотрена первосвященником» (Clem. Rom. 1 Ep. ep ad Cor., 41//PG. T. 1. Col. 289B; р. п.: C. 137). Ho по связи речи видно, что св. Климент имеет здесь в виду не определённый исторический факт своего времени, а заповедь Божию о порядке Богослужения (там же гл. 40//PG. Т. 1. Col. 288А//р. п.: С. 137); в таком смысле о «жертвах, приносимых иудеями», говорит в «Диалоге с Трифоном», несомненно написанном по разрушении Храма, св. Иустин Мученик (гл. 117//PG. Т. 6. Col. 745В; р.п.: С. 319). Другие данные Послания говорят за более позднее происхождение его: а) Апостолы (свв. Петр и Павел) представляются умершими (Clem. Rom. 1 Ep. Ep ad Cor., 5//PG. T. 1. Col. 217A, 220A; p. п.: C. 115), a также и многие предстоятели Церквей, поставленные Апостолами; многие пресвитеры уже «в течение долгого времени» (πολλος χρνοις) проходили своё служение (гл. 44//PG. T. 1. Col. 297А; р. п.: С. 141); б) Церковь Римская имела уже таких членов, которые от юности до старости были христианами, таковы были Клавдий и Валерий, податели Послания (гл. 59; р. п.: С. 148); в) Церковь Коринфская называется древней (ρχααν Κορινθων κκλησαν) (гл. 47//PG. T. 1. Col. 308A; р. п.: C. 142).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010