(См. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. кн. 142, стр. 643). И в 7200 (1692) г. «Августа в 21 день, по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению церкви Благоверных князей Бориса и Глеба в город Рузу; взял антиминс тояж церкви поп Иоанн и расписался». (Там же Патр. Прик. кн. 138, стр. 33). В 7201 (1693) г. церковную Борисоглебскую землю «велено впредь в оброчной книге не писать», а новопостроенная церковь Бориса и Глеба в приходной книге жилых церквей в 7201 г. записано в Русской десятине так: « Церковь Бориса и Глеба в Рузе, на посаде», дани «17 алтын, заезда гривна». Церковь Бориса и Глеба в Рузе, на посаде, в том же порядке писалась в приходных окладных книгах, Патриаршего Приказа до 1740 года с обозначением дани с 1715 года «30 алтын, 2 деньги, т. е. 91 коп. (См. Москов. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. кн. 142–411). Церковная Борисоглебская земля в 7204 (1696) г. была досмотрена и описана, а по дозору оказалось: по указу патриарха Адриана «церковной Борисоглебской земли, что завладели посадские люди возле кладбища из дву сторона, прудка посторонь попова двора по мере длиннику 55 сажень, а поперега, 40 сажень, посеяно хлебом, и тот хлеб зжат и свезен, а с, трех, сторон обошла тое землю церковная пашенная земля, а четвертую сторону за изгородью земля посадских людей, а пахал тое землю посадской человек Демка Афанасьев, да Николко Ефимов Лущихины самовольством. И той церковной земле чертеж ниже сего: (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. дозорная кн. 177, 181, л. 37–38). При церкви находились в 1715–1722 гг. «во дворе дьякон Захарий Михеев, во дворе дьячек Иван Фомин». (Там же Переп. кн. Русского уезда 1715 г. стр. 3). В «1722 г. ноября в день, по указу (из Синодального казенного Приказа) и по памяти Саввина монастыря Сторожевского за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым, города-ж Рузы церкви св. мученик Бориса и Глеба диакон Захарий Михеев сказал по священству: вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом 7201 (1693) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом сам Новациан изменил свое прежнее мнение по вопросу о падших и стал требовать, чтобы падшие были навсегда исключены из Церкви. Так он стал главой партии ригористов, которые впоследствии стали называться по имени своего основателя – новациане 895 . Среди сторонников Новациана были отдельные члены Римского клира, исповедники, многие из которых впоследствии вернулись в лоно Церкви 896 . Для того, чтобы предотвратить уход своих сторонников, Новациан, по словам Корнилия, во время совершения Евхаристического приношения, раздавая Св. Причастие, заставлял людей клясться Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, что они никогда не покинут его и не перейдут к Корнилию 897 . Так же, как и Корнилий, Новациан рассылал общительные послания разным епископам, стараясь заручиться их поддержкой, что ему некоторое время и удавалось. Однако в конце концов по поводу раскола Новациана в Риме был созван большой собор из шестидесяти епископов, а также священников и диаконов, на котором было принято решение отлучить Новациана и его сторонников от Церкви, а падших братьев лечить целительным покаянием 898 . Свт. Киприан Карфагенский и Малоазийские епископы после некоторых колебаний также единодушно признали Корнилия законно избранным епископом Римским и отвергли Новациана 899 . О последующих годах жизни Новациана нам практически ничего не известно. По некоторым указаниям, содержащимся в его трудах, можно заключить, что они были написаны вовремя гонений Галла и Волюзиана (251–253 гг.), когда Новациан был вынужден покинуть Рим и разлучиться со своими последователями. Как сообщает церковный историк V века Сократ Схоластик , Новациан принял мученическую кончину вовремя гонений Валериана (257–258 гг.) 900 . По свидетельству Александрийского епископа Евлогия (580–607 гг.), в VI веке в распоряжении египетских новациан были мученические акты своего основателя, однако свт. Фотий отвергает их как подложные 901 . В этих актах Новациан представлен не как мученик, но лишь как исповедник. Кроме того, как сообщает Барселонский епископ Пациан, один новацианин, диакон Симпрониан, утверждал, что свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Киприан, первый Африканский епископ-мученик, в одном из своих писем так писал о Новациане, имея в виду его мученическую кончину: «Мой противник опередил меня» 902 . В мартирологе, приписываемом блаж. Иерониму, дважды встречается имя мученика Новациана (без уточнения) – Кордовского (27 июня) и Римского (29 июня) 903 . Наконец, в апреле 1932 г. при раскопках древнего некрополя возле церкви св. Лаврентия в Риме была открыта могильная плита с надписью: Novatiano beatissimo martyri Gaudentius diae [onus] fee [it] («Новациану, блаженнейшему мученику, изготовил диакон Гауденций») Однако вопрос о том, относится ли эта надпись к Новациану антипапе или к кому-то другому, остается спорным 904 . Последователи Новациана быстро распространились по всему христианскому миру. Учение Новациана о мессианской Церкви, героической и непримиримой с миром сим, было своего рода возобновлением раскола между Ипполитом и Каллистом 905 . Кроме того, многие ригористические идеи Новациана были близки к монтанизму. После смерти Новациана общины новациан со своими собственными епископами продолжали существовать бок о бок с вселенской Церковью вплоть до V века на Западе и до VIII века на Востоке, особенно в Малой Азии. На Западе они распространились не только в Риме и Италии, но и в Африке и Испании. В V веке папа Иннокентий I (401–417 гг.) закрыл некоторые из новацианских церквей, а папа Целестин (422–432 гг.) изгнал их из Рима. В середине V века новацианский епископ Силезии Донат вернулся в лоно Церкви вместе со всей своей паствой 906 . На Востоке во многих городах Фригии, где ранее были сильны позиции монтанистов, появились новацианские епископы. В Сирии новациане существовали на протяжении нескольких столетий. Церковный историк Сократ Схоластик , не будучи новацианином, проявлял значительный интерес к новацианской церкви, ее выдающимся личностям и учению. Он дает ценные сведения о возникновении раскола Новациана 907 и о новацианских епископах Константинополя 908 . Так, один из них, Акезий, был даже приглашен императором Константином на Никейский собор 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Тогда святой вошел в церковь, спросил светлые церковные ризы и переодел на себе всю свою одежду, начиная с обуви; затем свои одежды он роздал находившимся с ним на корабле, а в церковных одеждах совершил литургию и причастился Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовой; потом, благословив всех присутствовавших и отдав им последнее целование, возлег со словами: — Слава Богу за все. И вслед за тем предал дух свой в руки Божии. Это было в самый день Воздвижения Честного Креста Господня. Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста Он был положен в той же церкви, где и умер, неподалеку от гроба святого мученика Василиска. Так сбылось предсказание святого Епифания Кипрского, который говорил святому Иоанну: — И ты не дойдешь до того места, на которое тебя изгонят. Действительно, святой Иоанн был веден в Пифиунт, а преставился в Команах, не дойдя до Пифиунта. Так-то угас церковный светильник, так умолкли златые уста, так совершил подвиг и скончал течение добрый подвижник и страдалец, проживший шесть лет на патриаршем престоле и проведший три года в изгнании, переводимый с места на место Когда умер св. Иоанн, следовавшие за ним до самой его смерти два пресвитера и диакон, оплакав смерть отца своего, отправились в Рим к папе Иннокентию и подробно сообщили ему обо всем, что претерпел святой Иоанн по злобе врагов его. Они рассказали и о кончине его, и о том, как раньше его преставления к нему приходили святые Апостолы Петр и Иоанн Богослов, что они говорили ему и как явился ему святой мученик Василиск. Выслушавши все, Иннокентий весьма удивился и стал скорбеть о великом угоднике, пострадавшем за правду. Об обстоятельствах изгнания и смерти святого Златоуста папа сообщил западному императору Гонорию брату Аркадия, и они оба горько сожалели о сем и немедленно написали послания царю Аркадию. Папа от себя написал: — Кровь брата моего Иоанна вопиет к Богу, против тебя царь, подобно тому, как древле вопияла кровь Авеля праведного против братоубийцы Каина; и эта кровь будет отмщена, так как ты в мирное время воздвиг гонение на Церковь Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Николай 2 января 2017, 10:33 «Николаю 30 декабря2016,19:00» Написанное Вами (30 декабря 2016, 19:00) Вам нужно произнести перед зеркалом, тогда всё встанет на свои места. Автор статьи как раз и разбирает разные точки зрения, Вы же безапелляционно настаиваете только на одной версии. прот. Павел Гумеров 2 января 2017, 00:10 Дорогой отец Владимир, большое спасибо за смелую и правдивую статью. Приемы и методы черного политпиара за 100 лет совершенно не изменились. Распутин - это глыба, и его личность ждет своего досконального исследования. А Вы не побоялись эту глыбу приподнять. Статья -супер! Поставил 10 баллов. диакон Владимир Василик 1 января 2017, 23:37 Азу. Еще раз. Св. мученик Вонифатий был ЯЗЫЧНИКОМ. Для христиан, т.б. воцерковленных, как правило, мученичество начинается с ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Ближайшие аналоги -СТРАСТОТЕРПЦЫ Борис и Глеб. Аналогия с Иудой не работает: Христос влиял на Иуду - не наоборотИ Распутин не предавал Царя. Евгений 1 января 2017, 22:35 Старец Николай Гурьянов почитал Григория Распутина. На ютубе есть видео с самим старцем где он положительно отзывается о Распутине. Называется видео - Николай Гурьянов о Григорий Распутине. Людмила 1 января 2017, 19:45 Ивану,Александру,Димитрию и прочим,ваша прямая травля о.Владимира неприятна,или внимательно читайте,или не обвиняйте напрасно( в расколе и пр. бреде).За 100 лет пора понять:Бог,вера,Отечество должны быть выше личных амбиций.Всем мира в Н.г.! АлександрГ. 1 января 2017, 17:21 С новым годом, всех поздравляю!!! Здоровья, счастья и всех благ. Да ниспошлет нам Господь сердца жаждущего, алчущего правды. Не нашей человеческой правды, а своей Господней. Ибо, твоя Господи правда пребывает вовеки веков, а наша правда человеческая умирает вместе с нами. Ольга 1 января 2017, 16:49 Максиму Шадчину: прошу дать ссылку на видео, где старец Николай Гурьянов благословляет портретом Распутина и (или) ссылку на слова о. Валериана Кречетова о почитании старцем Николаем Гурьяновым Распутина. Ольга 1 января 2017, 16:46

http://pravoslavie.ru/99844.html

274 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. С. 216–217. 275 Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. М. 1997. С.130. 276 Слушайте Великого Учителя. 1995. с. 169–170. 277 Слушайте Великого Учителя. 1995. с. 170. 278 Самый великий Человек, Который когда-либо жил. 1991.П.116. 279 Джош Макдауэлл. Дон Стюард. Обманщики. М. 1993. С. 69. 280 Е. Б. Прайс. Свидетели Иеговы. Церковь АДС. 1994. С. 134. 281 Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. с. 48. 282 Св. Иустин философ и мученик. Творения. М. 1995. с. 482–483. 283 Гарольд Дж. Берри. Во что они верят. М. 1994. С. 73–74. 284 Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? 1992. С. 244. 285 Но ведь для того, чтобы они были теми же самыми реками, должно сохранятся их русло. Иначе это были другие реки, связанные с теми только по омонимии. Таким же руслом реки, согласно учению христиан является бессмертная душа, которая помнит свое тело соберет его себе, силой Христа в последний день. 286 Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. С. 76–77. 287 «Нечестивые воскреснут в конце тысячи лет, и тогда сатана вновь сможет их обольщать, освободившись из своего заключения «на малое время» (Откр. 20:3). В своей последней попытке бросить вызов правлению Божьему, он «выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли» (Откр. 20:8). Поскольку нечестивые воскреснут с тем же мятежным духом, с которым они умерли, ему будет нетрудно сделать это. Нападение на город. В последний раз обольщая нечестивых, сатана попытается вселить в них надежду на то, что царство Божие можно захватить силой. Собрав народы земли, он направит их против «города возлюбленного» (Откр. 20:8,9). «Нечестивые, упорно отвергавшие приглашение войти в Город Божий посредством достоинств искупительной жертвы Христа, теперь решают осадой и приступом попасть в город и овладеть им». (В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с.370–371). 288 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989.74.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Мученики Сиракузские Священномученик Тимофей Мавританский, диакон — пострадал за проповедь Евангелия в Мавритании (север Африки) в начале IV в. После многих тяжких мучений был сожжен на костре. Сщмч. Тимофей Блаженный Августин — родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование получил в Карфагене. Изучал Писание под руководством свт. Амвросия Медиоланского, после чего крестился, раздал имущество бедным и принял монашество. С 395 года — епископ Иппонийский. За 35 лет епископства написал множество трудов, в первую очередь против ересей. Скончался 28 августа 430 года. Блаженный Августин Мученик Маркелл Танжерский. Во время праздников по случаю дня рождения императора Максимиана Маркелл, один из центурионов легиона Траяна, отказался ради веры Христианской почитать языческих богов. Сняв с себя военную форму, знаки различия и сложив оружие, он объявил перед командиром легиона Фортунатом о своей готовности служить только Христу. Фортунат, не желая казнить своего подчинённого, решил представить случай на суд императоров Максимиана и Констанция (Constantius), который задержался в ту пору в Испании и был, пожалуй, благосклонен ко христианам. Но после его представления Маркелл предстал перед префектом Танжера, Аурелием Агриколаном. Маркелл был признан виновным и усечён мечом. Св. Маркелл Танжерский Святой Мелхиад (Мильтиад), папа Римский — пострадал при императоре Максимиане, но остался жив. Был епископом римским во время подписания императорами Константином Великим и Лицинием эдикта о веротерпимости. Собрал Латеранский собор для осуждения ереси карфагенского епископа Доната. Святой Мельхиад Святитель Афанасий Великий — родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства святой Афанасий так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам подобно епископу со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

Календарь Материалы 5 апреля 2012 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Во времена, когда тысячи боголюбивых людей покидали города и деревни, чтобы населить пустыни Египта, св. Карион также удалился в Скитскую пустыню, оставив жене заботу о воспитании двух маленьких детей. Некоторое время спустя в Египте начался голод, и бедная женщина, лишившись всего, отправилась в Скит вместе с двумя детьми, чтобы попросить Кариона не оставить их умирать от голода. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Был произнесен смертный приговор, и мученик так быстро направился к месту казни, что оттолкнул одного из своих стражей, который воскликнул: «Ты что, на свадьбу идешь с такой поспешностью?» Затем Лука попросил дать ему несколько минут и вознес горячую молитву за всех христиан, в особенности за тех, кто помог ему в обращении. [Встреча с Православием/Православная библиотека] 12 декабря 1943 г. состоялась хиротония архимандрита Феодора (Текучева) во епископа. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Священник Димитрий Шишкин Он жил по соседству с нами, на одной лестничной площадке, он и его жена с сыном от первого брака. А своих детей у дядь Вовы не состоялось. Был он моложе своей жены лет на восемь. И сошлись они, как я понимаю, на любви к искусству. [Интернет-журнал/Общество] Диакон Димитрий Цыплаков Как происходит введение " Основ православной культуры " в регионах? В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Протоиерей Максим Козлов Как найти жену, с которой счастливо проживешь всю жизнь? На какие критерии должны опираться будущие священники при выборе матушки? Ведет ли взаимная воцерковленность к семейному счастью? На эти вопросы семинаристов из Коломны ответил протоиерей Максим Козлов, причем сделал это так, что присутствующие сразу разобрали его советы на цитаты.

http://pravoslavie.ru/archive/120405

Мученичество Карпа и Папилы. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин Мученичество Карпа и Папилы. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин Иконография К., а также Агафодора и Агафоники, к-рые изображались значительно реже, в восточнохрист. искусстве была устойчивой: К. обычно представляли старцем с высоким лбом и залысинами, короткими волосами, тронутыми сединой, и кудрявой седой бородой до середины груди, слегка раздвоенной книзу, в святительских одеждах. П. чаще изображался как средовек с короткими пышными каштановыми волосами (иногда с тонзурой) и слегка пробивающейся бородой (как, напр., на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы в Грачанице; на миниатюре из греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книги образцов - РНБ. O.I.58. Л. 81 об., кон. XV в.); на фреске мон-ря Дионисиат (1547)). В Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVI - нач. XVII в.) отмечено, что «Папила диякон сед, аки Мина мученик» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 38). Этому описанию соответствуют изображения П. на фреске Феофана Критского и Симеона в ц. свт. Николая Чудотворца в мон-ре Ставроникита на Афоне (1546) и на октябрьской иконе-минее (нач. XVII в., ЦАК МДА): святой представлен в визант. придворных одеждах (далматике и плаще), с крестом в руке, с пышными, несколько взлохмаченными, седыми волосами и окладистой седой бородой. Мч. Карп. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 81 об.) Мч. Карп. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 81 об.) На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) К. и П. изображены на сев.-вост. столбе, оба в драгоценных придворных далматиках, с крестами в руках. Возможно, из-за ошибки при написании имен святых средовек со слегка тронутыми сединой темными, не доходящими до плеч кудрями, недлинной бородой, заостренной книзу (как у вмч. Феодора Стратилата), назван здесь К., а седовласый старец с волнистой бородой до груди - П. В XVI-XVII вв. П. был включен в чин св. диаконов, изображавшихся на боковых столбиках царских врат (см., напр., иконка (XVI в.), находившаяся на столбике царских врат в ц. Благовещения Соловецкого мон-ря, ныне в ГММК), подобно архидиаконам Стефану и Лаврентию, П. представлен юношей. Еще на одной соловецкой иконке П.-диакон изображен в рост в белом стихаре, с кадилом и ладаницей в руках, безбородым юношей с короткими коричневыми волосами и тонзурой ( Бродовая Ю. В. «Малый иконостас» надвратной Благовещенской церкви Соловецкого мон-ря: Докл. на XII Ежегодной богосл. конф. ПСТБИ. 2002. Не опубл.).

http://pravenc.ru/text/1681131.html

Преподобный Иринарх, муж праведный и многострадальный, предвидя свою кончину, призвал к себе своих учеников и сказал им: «Братия моя и спутницы молю вас. Вот я теперь отхожу от сей жизни ко Господу Богу моему, молите за меня Бога и Пречистую Богородицу, дабы душа моя, по преставлении моем, была взята милостивыми Ангелами, дабы я избегнул сетей вражиих и воздушных мытарств вашими молитвами, поскольку я грешен. Вы же пребывайте в посте и молитве, в бдении и слезах, в любви между собою, без ропота, в послушании, писано бо есть: Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». И проч., и другое многое говорил старец в назидание своим ученикам. Они же, увидев старца при последнем уже издыхании, сильно опечалились и сказали: «О добрый наш пастырь и учитель! Мы видим тебя уже при конце жизни, после тебя к кому мы прибегнем, от кого послушаем в сладость душеспасительных наставлений, кто позаботится о наших грешных душах? Но молим тебя, угодниче Христов! Если ты по отшествии своем из сей жизни обрящешь благодать пред Богом, то моли там за нас неослабно Бога, Пречистую Богородицу, потому что все наши страдания тебе известны». Старец Иринарх сказал: «Я отхожу от вас телом, но духом неразлучно». Еще прибавил: «Если кто станет вас обижать, или нападать на сию св. обитель мою, им судит Бог». Дав ученикам последнее целование, и став на молитву, говорил так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного, избави Господи Боже мой грешную мою душу от рук миродержителей тьмы века сего. Все мои грехи, тайные, дневные, и ночные написаны в книге Твоей: посли Господи милость свою и загладь рукописания грехов моих молитвами Пречистой Владычицы, свят. великомученицы Екатерины и всех святых, аминь». И отыде ко Господу, в вечный покой лета 7124 (1616), января в 13 день, на память святых мученик Ермила и Стратоника, раб Божий, старец, схимонах Иринарх, в пятницу на субботу, в 9-м часу ночи. По благословению и по повелению Преосвященного митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла похоронил тело старца, инока схимонаха Иринарха, Борисоглебский игумен Петр, отец его духовный, иеромонах Тихон, диакон Тит, ученики, старцы: Александр и Корнилий. По его, старцеву благословению погребли его в заповеданном им месте в могиле, которую он своими руками выкопал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010