Это было в 1517 году. В феврале же 1518 года Максим Грек с Копылом и Варавиным уже ехал из Крыма в Москву. Об этом мы читаем в грамоте московского посла, возвращавшегося из Крыма, Василия Шадрина: «Да едет, Государь, со мной Копыл и Варавин, а с ними Государь, едут митрополит сам-друг от патриарха изо Царя-Города, да из твоего, Государь, монастыря от Пантелеймона Святого едет Сава проигумен, а из Вартопета, Государь, едет к тебе, Государю, Максим старец сам-третей, а торговых, Государь, людей едет со мною с Чарыгом Затрегуб кафинец. Да милосердием Божиим да твоим Государским здоровьем доехали есмя до Сулы, дал Бог , поздорову. И отпустили есми, Государь, к тебе, ко Государю, твоего казака Бай-Кулу Олферова и Аппакова человека Милк-Омона“ 25 . 4-го марта того же 1518 года Максим был уже в Москве: «прииде к Великому Князю Василью Ивановичю всеа Руси из Царя-Града, от вселенского патриарха Феолипта митрополит Григорей грек от града Жихна Цареградскиа области; да с ним вместе приидоша старцы от Святыя горы Афонскиа к Великому Князю Государю и к первосвятителю Варлааму митрополиту всея Руси бити челом Великому Государю о нищете положешя, милостыни ради; от Благовещеньа пречистыа Богородица из Ватопеди монастыря три старцы: Максим грек , да Неофита священноинок грек, да Лаврентей болгарин; а от Святого великомученика Пантелеймона из русского монастыря Сава преименитый игумен”. «А наперед тех старцов за год пришел ота четыредясипи мученик от Ксиропотамова монастыря Исаиа священноинок сербин; да с митрополитом пришел патриарш диакон Динисей грек. Князь же Великий Василей Иванович всея Руси пирят митрополита Григориа и старцов Св. горы Афоня с великою честью и велел им пребыти в монастыри св. Архистратига Михаила честнаго и славного его чудеси, питаа их и доволя всякими доволями потребами от своеа царскиа трапезы; такожде п первосвятитель Варлаам всеа Руси ко Григорию митрополиту града Жихна и к старцам Св. горы великую любовь и честь показуаше и к себе призываа и с ними часто беседовааше о божественных словесех духовных [П.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Это те же памяти, что и в месяцеслове Райта (расхождение в числах – явление, свойственное древним месяцесловам). Сверх месяцеслова Райта в данном положена еще 1 января память святителей без указания их имен; из приведенных же здесь песнопений этим святителям видно, что они «мученьми и зверьми плоть попраша» 12 . Здесь, по-видимому, имеются в виду пострадавшие за Христа мужи апостольские: св. Игнатий Богоносец , растерзанный зверями, и св. Поликарп Смирнский , сожженный на костре. Состав этих древнерождественских памятей не случаен. Первый из перечисленных святых, мученик диакон Стефан, по словам Дееписателя, видел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55 ), и засвидетельствовал свое видение мученическою кончиною ( Деян.6:8–15, 7:1–60 ). Трое из апостолов: Петр, Иаков и Иоанн, были свидетелями Преображения Господня на Фаворе ( Мф.17:1–8 ; Мк.9:2–9 ; Лк.9:28–36 ) и моления Его о чаше страданий в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–46 ; Мк.14:33–42 ). Четвертый – апостол Павел [еще будучи Савлом] – слышал Его призывающий голос с неба, когда шел в Дамаск, «дыша угрозами и убийством на учеников Христовых» ( Деян.9:1–6 ). Из отцов Церкви, «мученьми и зверьми плоть поправших», епископ Игнатий принял антиохийскую паству от Еводия, преемника апостола Петра, так что только 11 лет отделяли его архипастырство от апостола Петра. Св. Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова. Чествуя в связи с празднованием Рождества Христова память этих апостолов и первых мучеников – учеников апостольских, Церковь указывала на них как на людей, знавших Иисуса Христа лично или слыхавших о Нем из уст самовидцев Его. В утверждении этой исторической истины и заключалась главная цель празднования Рождества Христова во время св. Ипполита. В IV веке празднование Рождества Христова 25 декабря распространяется в Восточных Церквах. Император Константин вскоре после I Вселенского Собора (около 333 г.) соорудил в Вифлееме храм, под алтарем которого была пещера, в которой родился Господь Иисус Христос 13 . Мать императора св. Елена построила еще церковь в честь Божией Матери и св. Иосифа Обручника на том месте, где, по преданию, находились пастухи, когда ангел возвестил им о рождении Спасителя ( Лк.2:8–11 ) 14 . На этих святых местах, по словам нашего древнерусского паломника игумена Даниила, расположенных одно от другого на расстоянии около одной версты 15 , вскоре после сооружения их стали совершаться рождественские празднества, которые к концу IV века успели получить характер общепалестинских рождественских торжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Священномученик Анфим происходил из Никомидии, где и служил епископом. С юных лет, когда особенно сильно действуют страсти, он был смиренным, воздержным, негневливым, деятельным и любвеобильным, почему и удостоен сана священника, а затем и епископа. В его время особенно сильно было гонение на христиан в Никомидии. Св. Анфим воодушевлял свою паству не страшиться мучений за веру, и многие из вельмож и царских слуг, вняв голосу своего пастыря, открыто объявляли себя христинами. Их замучили. Таковы были: Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний, Зинон, Домна дева, Евфимий и многие другие. Случился пожар в царских палатах; заподозрили христиан в поджоге, и их начали истреблять целыми толпами. Св. Анфим нашел нужным скрыться, чтобы пока сохранить свою жизнь и посланиями увещевать, укреплять и утешать гонимых христиан. С одним из посланий св. Анфима был схвачен диакон Феофил и представлен к царю Максимиану. Царь требовал, чтобы Феофил сказал, где скрывается Анфим. «Я не желаю быть предателем того, от которого получается большая польза», – отвечал Феофил и был убит за это. Наконец наступило время мученической смерти и св. Анфима. Место, где он скрывался, было открыто, и царь послал за ним 20 конных воинов. Святой, встретив воинов, позвал к себе, обещая указать, кого они ищут. Угостив воинов, он сказал, что он и есть Анфим. Тогда воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать, что не нашли его. Святой же, не терпя лжи и желая пострадать за Христа, не согласился на это. Воины крестились. Когда Анфим явился к царю, то царь приказал принести орудия казни и положить пред его глазами. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? – сказал мученик царю. – Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего. А для меня это тело и временная жизнь служат темницей, не дающей моей душе перейти к Богу». Царь приказал жестоко мучить святого, наконец усечь мечом. Скончался св. Анфим в 302 г. при Диоклетиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Наконец знакомит его со знаменитой по красоте и уму служительницей при языческом храме Минервы Дарией, в надежде, что она сумеет отвлечь его от христианства; но вместо того Хрисанф обращает и Дарию ко Христу. Хрисанф и Дария дают друг другу обещание жить в безбрачном состоянии и хранить девство. Скоро отец Хрисанфа умирает, и дом своего отца Хрисанф делает как бы обителью новообращенных ко Христу. Он живет с мужами и юношами, презревшими мир, а Дария – с благочестивыми женами и девицами. Тогда соседи и родственники приносят жалобу начальнику города Келерину, что Хрисанф и Дария лишают одних из них женихов и невест, а других мужей и жен. Келерин повелевает трибуну Клавдию мучить Хрисанфа. Но мучения не оставляют никаких следов на нем, так что Клавдий и все его семейство уверовали во Христа и сделались все мучениками. Сам Клавдий был утоплен, сыновья его Иасон и Мавр вместе с воинами, тоже уверовавшими, были усечены мечом, а жена его Илария скончалась на могиле детей, когда хотели вести ее на суд. Когда мучили Хрисанфа и затем посадили в темницу, то приказано было отвести Дарию в непотребный дом. Господь послал Дарии стражем льва, который повергал на землю всех подходивших к ней. Многие, видя такое чудо защищения Дарии Господом, уверовали во Христа. Затем приказано было палить Хрисанфа и Дарию горящими свечами, но свечи гасли. Наконец сам император Нумериан приказал закопать свв. мучеников живыми в яме. Однажды христиане собрались праздновать день памяти свв. Хрисанфа и Дарии в пещере, близ их могилы. Нумериан, узнав об этом, велел завались входы в пещеры землей. И таким образом тут скончалось мученической смертью множество христиан, в том числе пресвитер Диодор и диакон Мариан. Мощи св. мучеников покоятся в аббатстве св. Набора, в епископстве города Меца, и в Риме, в церкви 12 апостолов. Мученик Панхарий был римским сановником. Страдал за Христа сначала в Риме, а потом в Никомидии, где и скончался в 302 г. усеченный мечом. Преподобный Иннокентий происходил из боярского рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

84 69-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 85 Зонара, Вальсамон и Аристин. 86 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод «Правила св. вселенских соборов с толкованиями». Вып. III. Правила соборов 5—7. Москва, 1900, стр. 267—268. 87 Зонара. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 266. 88 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 267. 89 Н.Милаш. Правила православной церкви с толкованиями. СПБ, 1911, стр. 558. 90 Уже Вальсамон знал о другом правиле западной церкви: «о латынянах знаю, что те не только миряне-мужчины, но и женщины входят во святой алтарь и сидят даже часто и тогда, когда стоят священнодействующие». (Вальсамон, там же, стр. 267). 91 Литература относительно новооткрытых манускриптов Мертвого моря очень обширна. Я могу отослать моих читателей к книге G.Vermes. «Рукописи иудейской пустыни». Париж-Турне, 1954. 92 Об этом смотри подробнее в моей «Трапезе Господней», стр. 84—85. 93 Иустин Мученик. 1-ая Апология, гл. XLV. Русский перевод, стр. 106. 94 P.Roguet. Аминь, возглас народа священников. Париж, 1947. 95 См. Архимандрит Киприан Керн. Евхаристия. Париж, 1947, стр. 166. 96 101-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 97 О времени появления лжицы см. Архимандрит К.Керн. «Евхаристия», стр. 322. 98 Вальсамон. Толкование 101-го правила Трулльского собора. Русский перевод, стр. 382. 99 Различие в образе причащения верных в православной и католической церкви больше количественное, чем качественное. Нисколько не преуменьшая значение этого различия между православной и католической церковью, нужно признать, что различие в образе причащения верных и клириков существует и в одной, и в другой церкви. Католическая церковь ушла в этом вопросе гораздо дальше, чем православная церковь, но это не разные пути, а только разные этапы одного и того же пути. 100 «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественные тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковного, вразумлялся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» (58-ое правило Трулльского собора по «Книге правил»). Обычно принято считать, что здесь идет речь о причащении мирянами на дому дарами, которые они уносили из церкви. Такого рода толкование не вполне оправдывается содержанием самого правила. По-видимому, дело идет о причащении мирян за литургией, а, следовательно о том, что в некоторых церквах сами верные преподавали себе дары с престола. Если это предположение правильно, то это правило надо поставить в связь с 69-м правилом того же собора, о котором была речь выше. С другой стороны, это толкование не исключает того, что правило вообще запретило верным преподавание св. даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

Цикланская – 15 авг. Целительница – 18 сент. Ченстоховская, 6 мар. Черниговская Гефсиманская – 1 сент. Черниговская-Ильинская – 16 апр. Черниговская-Елецкая – 5 февраля. Черская – 16 июля, Численская – 30 окт. Чистительная – 9 июля. Чухломская – 20 июля. Шуйская-Смолен. – 11 июля. Шуйская-Одигитрия – 28 июля. Экономисса-Домостроительница – 4 июля. Югская – 28 июля. Ярославская-Печерская – 14 мая. Ярославская (Казан.) – 8 июля. Яскинкая – 3 мая. Ястребская – 9 июля. Яхромская – 14 окт. Феодоровская – 14 мар. Феодотиевская – 2 июля. Дни памяти св. отец седми Вселенских Соборов 1-го собора 29 мая. 2-го « 22 мая. 3-го « 9 сентября. 4-го « 16 июля. 5-го « 25 июля. 6-го « 23 января. 7-го « 11 октября. Алфавит имен святых. (с переводом на русский язык) Объясиение сокращений; прор. – пророк, апост. – апостол, еписк. – епископ, архиеп. – архиепископ, святит.святитель, муч. – мученик, преп. пр. – преподобный, свящ. муч. – священномученик, преподоб. муч. – преподобномученик, великомуч. – великомученик, испов. – исповедник, правед. – праведный, бессреб. – бессребреник, равноап. – равноапостольный. – Напечатание имен, а также и дней празднования некоторых святых особенным шрифтом, так называемым курсивом, означает то, что о таких святых и о таких днях празднования не упоминается в месяцеслове Св. Синода, а значатся они в других месяцесловах. – Должно заметить, что некоторые имена святых не могут быть переведены. Имена мужские Аввакум (объятие, т. е. любовь Божия), муч. июля 6; прор, дек. 2. Авда (слуга), муч., мар. 31. Авделай, муч., апр. 17. Авдикий, муч., апр. 10. Авдифакс, муч., июля 6. Авдиес (слуга Иисуса), муч., апр. 9. Авдий (слуга Господень), муч., сен. 5; прор., нояб. 19. Авдон (слуга), муч., июля 30. Авенир, царь, ноябр. 19. Аверкий (удерживающий), муч., мая 26; равноап., окт. 22. Авив (колос), муч., янв.29, авг. 2; диакон, сент. 6 и 15 ноября. Авид или Авдий (работник), муч., сент. 5. Авим, муч., авг. 1. Авип, муч., мар. 26. Авксентий (возрастающий), преп., фев. 14; еписк., апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В Нортумбрии же в то страшное время оставался лишь один православный проповедник. Это был святой диакон Иаков . Благодаря ему и продолжал гореть в Нортумбрии свет Христов. Можно представить, как Иаков проводил службы вместе с горсткой гонимых православных, прятавшихся в лесах и пещерах, как учил их церковной музыке, которой сам выучился от учеников святого Григория. Церковь св. Эдвены на о. Англси, Уэльс      Поговорим теперь о почитании короля Эдвина. После его мученической смерти народ стал почитать его как мученика, национального героя и как образец христианского правителя. По преданию, некоторое время мощи Эдвина пребывали в неизвестном месте в Шервудском лесу. Позднее это место, расположенное в нынешнем графстве Ноттингемшир, было названо Эдвинстоу («святое место Эдвина»). После чудесного откровения Божьего мощи короля были обретены. Его честную главу перенесли в Йорк, а остальные мощи – в Уитби. Йорк и Уитби с тех пор считались главными местами почитания святого Эдвина. И это совершенно справедливо, ведь святой построил в Йорке первую в стране каменную церковь (церкви в Англии в то время строились из дерева), а его дочь святая Энфледа и внучка святая Эльфледа поочередно были игумениями монастыря в Уитби. Уитби также был местом погребения членов королевской династии Дейры, из которой происходил Эдвин. Празднование памяти святого Эдвина совершается 12/25 октября. Как минимум одна древняя церковь была освящена в честь святого Эдвина. Существует изображение Эдвина в церкви святой Марии в Следмере графства Восточный Райдинг Йоркшира. Его также можно увидеть на знаменитых настенных изображениях в Английском колледже в Риме. В недавнее время святому Эдвину была написана православная служба на английском языке ( http://orthodoxengland.org.uk/pdf/servs/edwin.pdf ). Церковь св. Этельбурги в Сент-Леонардс-он-Си, Восточный Сассекс      За последние 150 лет мощи некоторых древних святых угодников Англии были чудесным образом заново обретены или возвращены из других стран. Многочисленны случаи чудес по молитвам этих святых и чудесных явлений самих угодников. Так, преподобный Ботольф Икенский не раз видимым образом спасал путешествующих от неминуемой гибели; жители крошечного городка Дорчестер-на-Темзе близ Оксфорда, где в местной церкви аббатства хранятся мощи апостола Уэссекса святителя Бирина, много раз видели его ночью гуляющим по улицам города и как бы оберегающим свою паству; жители города Беверли рядом с Йорком подобным же образом регулярно видят шагающего по улицам святителя и чудотворца Иоанна Беверлийского, своего великого заступника, спасавшего Беверли от уничтожения не один раз; преподобный Беда Достопочтенный являлся людям близ местопребывания своих мощей в Дареме; чудеса совершались и в церкви святой Марии в Ластингеме, где хранятся мощи святителя Кедда; святители Чед и Свитин также быстро откликаются на молитвы обращающихся к ним. И этот список можно продолжать.

http://pravoslavie.ru/74564.html

В Прологе 15 октября повествуется: в Ските жил монах, который в продолжение многих лет был послушлив своему отцу; наконец по зависти бесовской отпал от послушания и без всякой благословенной причины ушел от старца, презрев и запрещение, ибо он имел от старца запрещение за непослушание. Пришедши в Александрию, он был схвачен и принуждаем тамошним князем отречься от Христа, но остался непоколебим в твердом исповедании веры и за это был мучен и предан смерти. Христиане того града взяли тело нового мученика, положили в раку и поставили оную во святом храме. Но в каждую литургию, когда диакон возглашал «елицы оглашеннии изыдите», рака с телом мученика, к удивлению всех, невидимою силою выносилась на паперть, а по окончании литургии сама собою поставлялась опять в храм. Один александрийский вельможа молился о разрешении этого недоумения; и ему было открыто в видении, что замученный монах был ученик такого-то старца и за непослушание был связан от него. Как мученик, он получил венец мученический, а как связанный запрещением старца, не может оставаться при совершении Божественной службы, пока связавший не разрешит его. Тогда же отыскан был старец, который пришел в Александрию и разрешил связанного от запрещения. С того времени рака уже никогда не трогалась с своего места. «Многие в настоящее время, особенно из отвергающих путь духовного отношения, в оправдание свое ссылаются на недостаток и оскудение духовных наставников. Но св. Василий Великий говорит, что если кто усердно поищет доброго учителя, то и непременно найдет (слово подвижнич.). И св. Симеон Новый Богослов учит: «Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя». И далее говорит: «Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли» (Добротолюбие, гл. 33). Впрочем, если бы кто и по тщательном и усердном искании не мог обрести духовного наставника и руководителя, в таковой нужде старец Паисий Величковский в письме к иерею Димитрию предлагает следующий совет:

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Скудость фактических данных не дает нам никакой возможности с точностью определить, почему в это время давалось то или другое имя? На первых порах этот обычай, как нововведение, очень туго входил в практику церкви и в указанное нами время не только не был повсеместным, но даже в одной и той же церкви не всегда практиковался. Известно, что тот же самый епископ Стефан крестил некоего Немезия и его дочь; последняя при крещении названа именем Луциллы, а первый остался с прежним именем 374 . Мало того даже к самому IV в. он не вошел еще в силу. По крайней мере, этим только можно объяснить тот факт, что если в это время вступившие в христианское общество и приписали новое имя, то на ряду с ним не редко удерживали прежнее – языческое имя. Такой факт не подлежит сомнению на основании древних мученических актов. Так в 311 г. мученик Вальсам на вопрос мучителя Севера: как зовут тебя? Ответил: «Nomine paterno Balsamus dicor, spirituali vero nomine, quod in baptismo accepi, – Petrus dicor», т. е., по имени рождения называюсь я Вальсамом, а по крещению моему – Петром» 375 . В деяниях св. Иларион диакон Тациан говорит: «по имени рождения называюсь я Тацианом, а по крещению – Христианом» 376 . Только в самом четвертом веке, когда христианство стало государственной религией, это обыкновение начало входить в большую и большую силу и стало распространяться повсеместно 377 . Относительно имен, какие должны были даваться при крещении, в это время существовало уже определенное правило. По крайней мере между арабскими каноническими правилами собора Никейского на этот раз есть такое постановление: «верные имена язычников да не полагают своим детям, но лучше пусть всякая нация пользуется своими христианскими именами, как язычники пользуются своими 378 . Тоже было предписываемо в данном случае и правилами других соборов 379 . Благодаря таким постановлениям, вступавшие в это время в христианство уже взрослыми совершенно оставляли свои прежние имена, к чему увещевали пастыри церкви 380 . Конечно на первый раз большею популярностью стали пользоваться имена св. Апостолов. Никифор Каллист в своей Церковной Истории замечает, что многие из христиан древних, из почтения и подражания апостолам, давали их имена своим детям 381 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Препод. Виссарион иногда в течение седмицы, иногда в течение сорока дней ничего не вкушал и не пил. Однажды непоколебимо он стоял среди терний сорок дней и сорок ночей на молитве и ни мало не подвинулся с места; ничего не вкусил, ничего не проговорил и не воздремал; не ослабел по естественной немощи и ума своего не преклонил к земным вещам; но весь погруженный в мысли о Боге душевными очами неуклонно созерцал Божество. Препод. Иларион новый Наказание за уничижение иконы Лев армянин умерщвлен был мечами воинов в том храме и месте, где попрал и обругал св. Христову икону. 7. Св. священномуч. Маркелл, папа Римский Диавол не может войти в святого человека Диакон Кириак изгнал из человека беса, который просил указать ему место изгнания; когда же Кириак указал на себя, диавол сказал: «в твой сосуд не могу войти, потому что он отовсюду затворен и запечатлен». Св. священномуч. Маркелин Отречение от Христа ради смирения прощено Мученик Маркелин, убоявшись мук, принес жертву идолам, но потом, раскаявшись на соборе, сам себя лишил сана и после смерти предал проклятию того, кто его похоронит. Апостол Петр явился другому папе Маркеллу и повелел погребсти тело, сказав: «смиряяй себя – вознесется». Св. великомучен. Феодор Стратилат Чудо от образа святого Один Сарацин в разоренном и оскверненном ими храме великомуч. Феодора Стратилата взял стрелу и пустил в образ св. Феодора; она вонзилась в правое плечо, отчего и потекла кровь; потом все Сарацины во храме погибли. Св. Ефрем патриарх Низкая доля лучше высокой Когда св. Ефрем был воеводою и по поручению царя возобновлял разрушенную землетрясением Антиохию, в числе рабочих был человек крайне нищенского и изнеможденного вида, – это был потаенный епископ, Бога ради нисшедший в низкое состояние рабочих; но над ним, когда он спал, виднелся огненный столб высокий, – этот дивный работник предсказал св. Ефрему патриаршество в Антиохии. Доказательство правой веры Один столпник заражен был Северовою ересью, а св. Ефрем желал его исправить; но столпник требовал, чтоб им обоим войти в огонь; когда же сам столпник на то не согласился, то, после молитвы, св. Ефрем бросил в огонь свой омофор, который не сгорел. Преподобный Зосима

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010