Глава третья. Великий вход В современной литургии великий вход представляет сложное чинопоследование. В центре его лежит перенесение с жертвенника на престол приготовленных Евхаристических Даров – хлеба и вина. Но само перенесение даров сопровождается пением Херувимской песни, во время которого иерей читает тайно молитву «Никтоже достоин», диакон совершает каждение престола, всего алтаря, иконостаса, священника, певцов и всего народа. На архиерейской литургии этому предшествует омовение рук епископом. Затем священнослужители выходят из алтаря северной дверью на солею и, обратясь к народу ири молчании певцов, поминают священноначалие и всех православных христиан. Под пение они входят Святыми Вратами в алтарь. Иерей поставляет дискос и чашу на престол, кадит перед ними, затем испрашивает у сослужащих ему молитв о нем ввиду предстоящего совершения таинства освящения принесенных даров и читает «молитву предложения». Диакон в то же время произносит ектению «Исполним молитву нашу Господеви… О предложенных честных дарех Господу помолимся». Если в совершении литургии участвуют несколько иереев и диаконов, в таком случае весь комплекс молитв и обрядов завершается братским поцелуем иереев и также диаконов. Все эти компоненты великого входа образовались постепенно, по мере углубления богословского понимания смысла и значения святой Евхаристии, и обряд являлся прежде всего выражением содержания текста. Заметим, что в самих богослужебных книгах – архиерейском чиновнике и иерейском служебнике – литургия именуется Божественной («Божественная литургия» или «Божественная служба»), тогда как прочие церковные чинопоследования этого предиката не имеют. Основой чинопоследования великого входа было принесение к предстоятелю евхаристических хлеба и вина, растворенного с водой, о чем впервые мы узнаем из Первой апологии св. мученика Иустина Философа († около 165). Мученик описывает две литургии: довершаемую в связи с крещением неофита и воскресную. На первой после крещения неофита его приводили в общее собрание для совместной молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других всюду находящихся. По окончании молитв происходил обряд братского поцелуя. Затем к предстоятелю приносили хлеб и чашу воды и вина и он произносил над ними «именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и благодарение за то, что Он удостоил нас этого». Когда предстоятель кончал молитву, народ отвечал ему: «Аминь». После этого диаконы давали каждому из присутствующих причаститься хлеба, над которым была совершена молитва, и от чаши вина и воды. Диаконы же относили эти Святые Дары отсутствовавшим на Евхаристии для причащения на дому 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

    Василисса, мученица коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Василисса, муч. егип., 8 января.     Василисса, муч. никомидийская, 3 сент.     Василисса св., жена мученика мелитинского Евдоксия комита, 6 сент.     Василий (царский, греч.), еп. херсонский, муч., 7 марта.     Василий, муч. аполлониадский, 6 июля.     Василий, еписк. амасийский, муч. никомидийский, 26 апр.     Василий, пресв. амкирский, муч., 22 марта.     Василий анкирский, муч. кесарийский, 1 янв.     Василий Великий, 1 и 30 янв.     Василий, еписк. парийский, 12 апр.     Василий, муч. цареградский, 23 ноября.     Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, 28 февр.     Василий новый, преп. цареградский, 26 марта.     Василий, преп. печерский, 11 авг.     Василий князь ярославский с Константином, 3 июля.     Василий блаженный московский, 2 авг.     Василла дев., муч. римская, 24 дек.     Василько, кн. ростовский, 4 марта.     Васой, из 42 муч. амморейских, пострал. от Сарацын, 6 марта.     Васса (лощина, страна пустая, греч.), мученица геллеспонтская, 21 авг.     Вассиан, еписк. лавдийский, 10 июня.     Вассиан, преп. цареградский, 10 окт.     Васс, Евсевий и друг., мучч. никомидийские, 20 янв.     Вата (терновник, греч.), монах, муч. персидский, 1 мая.     Вахтисий, муч. персидский, 18 мая.     Вафусий пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар.     Вендимиан или Вендиан, преп. вифинский, ученик преп.     Авксентия, 1 фев.     Венедикт (благословенный, лат.), преп., римлянин, 14 марта.     Венедим, муч. афинский, 18 мая.     Вениамин (сын десницы, евр.), диакон, мученик персидский, 13 окт. и 31 март.     Вениамин, преп., 14 янв.     Вереника (приносящая победу, греч.), или Виринея, мученица из Иераполя, 4 окт.     Верк (или Уирк), пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар.     Вечеслав, князь чешский, 28 сент. и 4 марта.     Вивея (Вевея — твердая, верная, греч.), мученица едесская, 15 окт.     Вивиан (лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Викентий (побеждающий, лат.), диакон августопольский (в Испании), муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но ревностный исповедник ничем не соблазнился: он все отверг и, укоряя мучителя, просил лишь одного – еще больших и сильнейших мучений. Калвисиан приказал снять его с древа, надеть ему на шею св. Евангелие и отвести в темницу; в тоже время он велел приставить к ее дверям крепкую стражу и не давать мученику ни пищи, ни питья, желая уморить св. Евпла голодом и жаждою. В таком положении мученик диакон пробыл семь дней; наконец его стала мучить жажда; тогда он обратился к Богу с молитвою, прося Его послать источник воды в темнице. По молитве мученика, вдруг в темнице заструилась вода, и святой узник утолил ею свою жажду и прославил Господа. Когда, по прошествии семи дней, воины пришли, чтобы вести св. Евпла к начальнику города, то испугались, увидев воду в темнице. Но св. Евпл повелением своим сделал воду невидимую для воинов. В страхе они говорили друг другу: «воистину велик Бог, которому служит этот человек!» Когда воины привели св. мученика к Калвисиану, этот последний удивился, видя св. Евпла здоровым на вид и с радостным и веселым выражением лица, так как он думал увидеть святого по меньшей мере истомленным, если уже не мертвым. «Поклонись хотя теперь богам нашим», сказал мученику начальник города. Но св. Евпл отвечал: «разве кто захочет оставить свет и ходить во тьме?!» Тогда, разгневанный такою твердостью мученика, Калвисиан приказал отрезать ему уши и наконец осудил его на усечение мечем. Услышав о своей участи. св. Евпл просил Калвисиана дать ему краткий срок для предсмертной молитвы; Калвисиан согласился. Св. мученика повели на казнь, повесив ему на шею Евангелие; множество народа сопровождало его; в числе народа было не мало и тайных исповедников имени Христова. Придя на место казни, св. Евпл раскрыл Евангелие и стал читать о чудесах Христовых и учить народ познанию истинного Бога. Потом, помолясь Господу, он радостно склонил свою голову под меч палача. Христиане взяли св. тело его и главу и похоронили в нарочито приготовленном месте. Это было в 304 году. В каноне, составленном в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андрей (первый) 31 декабря 2016, 01:24 vladimir furcev30 декабря 2016, 23:00 Доброго дня. Что вы имели ввиду? Спасибо. Диакон Владимир Василик 31 декабря 2016, 01:22 Елене. Да, Вы правы. Война идет. Изощренная и жестокая. В т.ч. среди православных. И св. мученик царь Николай - " знамение пререкаемое " . Многие хулители Распутина недалеки от позиции создателей фильма " Матильда " . Алексей Учитель занимается дискредитацией Царя на раннем этапе, они -на позднем. Диакон Владимир Василик 31 декабря 2016, 01:17 Александру. ВЫ и митрополита Приморского Вениамина тоже считаете мастером окон Овертона и ругателем? " Уже открыто множество фактов и свидетельств, опровергающих клеветнические наветы и лживые сочинения о Григории Ефимовиче. И, тем не менее, в обществе пока преобладает мифология " . (приветствие вечеру Андрей-второй 31 декабря 2016, 00:41 о.Владимир! О негативном отношении Св. прав. Иоанна Кронштадтского к Р. свидетельствовал Св.Свщмч. Философ Орнатский в публикации 14 года. С другой стороны о. Николай Гиббс (бывший учитель цесаревича) свидетельствовал, что в Библии царя был листок с письмом Р. с предсказанием смуты на 75 лет. Elena 31 декабря 2016, 00:30 Отцу Владимиру. Спасибо, отец Владимир, за честную статью. Могли бы Вы ответить на вопрос, почему так разделилось мнение у русских людей по поводу Царской Семьи? Почему одни почитают их святыми, а другие не перестают хулить? Это что, идёт такая духовная война на Руси среди православных христиан? АлександрГ. 31 декабря 2016, 00:25 Хорошая, добротная и очень нужная статья. Спасибо, отец Владимир. Это действительно так. Оболгав Распутина, клеветой пытались скомпрометировать государыню, а через нее государя и в целом монархию. Переворот устроенный в феврале 1917 года, является тому подтверждением. Александр 30 декабря 2016, 23:59 Да, автор не призывает прямо к канонизации Григория Распутина - за него это делают другие У отца диакона своя часть работы по раскрытию очередного " окна Овертона " . Ничего, Бог поругаем не бывает.

http://pravoslavie.ru/99844.html

при святейшем Адриане патриархе, а построена по обещанию и по челобитью города ж Рузы Николаевского дьячка Фомы Тимофеева и дани платится с той церкви по окладу по 30 алтын по две деньги на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора; а он диакон к той вышеписанной церкви посвящен во диаконы в прошлом 702 году преосвященным Парфением митрополитом Ладиокийским и Азоевским, а священника у тоя церкви нет лет с двадцать и служба в той церкви бывает только по праздникам св. мученик Бориса и Глеба, а на пропитание к той церкви прежним попом такожде ныне и он диакон с причетники кормится церковной землей, а написано к той церкви земли по 5 десятин в поле, а в дву потомуж. Тоя ж вышеписанные церкви Бориса и Глеба дьячек Иосиф Прокофьев да пономарь Тимофей Иванов сказали в самую сущую правду, что живут они у тоя церкви – он дьячек Осип на месте дяди своего престарелого дьячка Ивана Фомина, а кормются они, дьячек и пономарь вышеписанною церковною землею с дьяконом Захаром вообще». Церковь Димитрия Селунского, существовавшая издревле, в начале XVII века уничтожена, вероятно, от Литовского разорения, ибо в писцовых дозорных книгах 136 (1628) года пустых церковных земель Русского уезда, написано: «в Рузе на посаде, повыше города, церковь была св. Великомученика Дмитрия Селунского, а ныне место церковное, а дворовые и огородные места попов п причетников церковных и полевою пашнею и сенными покосы владеет Никольской вдовой поп Богдан Исаев с братом своим с попом Кириллом со 128 (1620) году, церковную пашню пашет и сено косит и Русским посадским людям пашню и сенные покосы в наем отдает, а почему владеет того обыскные люди не ведают; а в допросе поп Богдан сказал: владеет де той церковною землей со 128 (1620) году, а приписал де ту церковную землю писец Иван Всеволоцкий в прибавку ко храму Николе Чудотворцу и дань де церковную во 128 (1620) году с той с новоприписной Дмитровской земли в государеву патриархову казну Ивану Всеволоцкому он поп Богдан платил, а по чему впредь той Дмитровской землей ко храму Николы Чудотворца владеет, того де ему письма Иван Всеволоцкой не дал, а со 128 (1620) году во всех годех в церковных платежницах та новоприписная земля не объявилась; да он же де поп Богдан у храму Николы Чудотворца в приделе устроил престол Великого мученика Дмитрия, и о той де пустой Дмитреевской земле бил челом Великому Государю Святейшему Филарету Никитичу патриарху Московскому и всея Русии, чтоб государь святейший патриарх пожаловал ту пустую Дмитреевскую землю к тому придельному храму и челобитная де его о том подписана в государеве патриархове в разряде, а жалованные де грамоты взять не успел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В литургии «Апостольских Постановлений» епископ молится, например, так: «просим Тебя, Господи, о царе и правительствующих и о всём воинстве». В литургии святого апостола и евангелиста Марка священник молится: «молимся и просим Тебя сохранить царя нашего в мире и мужестве и правде... помяни, Господи, царя, воинство, начальников, советы, народы, соседей»... В литургии святого апостола Иакова диакон молится: «о всякой душе христианской, оскорбляемой и угнетаемой, нуждающейся в милости и помощи Божией, об обращении заблудших». О заблудших находим молитвы в литургиях: святого апостола и евангелиста Марка, святых апостолов Фаддея и Матфея, в греческой, сирской и святого Василия Великого . А в литургии «Апостольских Постановлений» находим молитву не только о заблудших, то есть еретиках, но и за «внешних», то есть не христиан, за язычников. Так, диакон возглашает: «О внешних и заблудших помолимся, чтобы Господь обратил их». А епископ молится так: «Ещё молимся Тебе и о ненавидящих нас и гонящих за имя Твоё, за внешних и заблудших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их». О молитвах за еретиков и даже язычников говорят: св. Иустин Мученик , св. Иреней Лионский, св. Киприан Карфагенский , Тертуллиан , св. Иоанн Златоуст , блаж. Августин и др 2 . Обращаясь к канонам Вселенской Церкви, мы нигде не видим в них не только прямого запрещения, а даже намёка на непозволительность молитвы за инославных. Напрасно некоторые силятся толковать 10-е пр. св. апостолов, 2-е пр. Антиохийского, 6-е и 33-е Лаодикийского соборов в том смысле, будто указанными правилами запрещено молиться за инославных. Внимательное чтение этих правил убеждает, что ими запрещается молиться с отлучёнными от Церкви, с отщепенцами, с коснеющими в ереси еретиками, но вовсе не запрещается молиться за отлучённых, за отщепенцев, за еретиков, то есть запрещается участвовать в их молитвах, в их богослужебном культе. И только. Иначе указанные канонические правила стали бы в совершенное противоречие не только с литургическими свидетельствами о молитве Цервки за инославных и учением об этом вышеупомянутых святых отцов Церкви, но и с самим Св. Писанием. Очевидно, что Церковь в вопросе о молитве за инославных руководствовалась примером и учением святых апостолов. Правда, святые апостолы запрещали христианам не только «участвовать в трапезе бесовской», вкушая во время языческих жертвоприношений идоложертвенное, но даже велели им «не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником: с таким даже не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 );или, как в другом месте говорит святой апостол, «такого не принимать в дом свой и даже не приветствовать ( 2Ин.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ответом на это был голос, вразумивший его 498 . Недаром, конечно, и св. Ефрему Сирину усвоено было современниками название «пророка сирского». О нем было видение одному старцу, что Ангел, блистающий небесным светом, однажды вложил в уста его таинственную книгу, сказав притом, что никто из известных старцу сирских подвижников не был достоен принять сей дар, как св. Ефрем 499 . Известно еще сказание св. Прокла о видении апостола Павла при Златоусте, во время составления им толкований на Павловы послания 500 . Неоспоримо также и то, что диакон Петр, друг и сослужитель св. Григория Двоеслова , видел голубя, как бы внушающего что-то св. Григорию в то время, как сей святитель изъяснял с церковной кафедры пророка Иезекииля 501 . Нельзя отвергнуть достоверности переданного диаконом Павлином, жизнеописателем св. Амвросия Медиоланского , повествования о том, что он видел огонь, исходящий из уст св. Амвросия при объяснении 43-го псалма 502 . Такие видения должны, конечно, иметь соответственный им таинственный смысл. Все это показывает, что церковные песнотворцы в церковных канонах не без основания именовали свв. Отцов «богоглаголивыми», «богомудрыми», «гуслями Св. Духа» и даже «богодухновенными» 503 . Такие наименования усвоены были Отцам Церкви и на Вселенских Соборах 504 . Отцы Церкви силою своего живого и письменного слова обратили ко Христу многие тысячи душ, а сего не могло бы быть, если бы благодать Св. Духа не была присуща их словам. Озарения Духа Божия особенно просвещали свв. Отцов, по требованию нужды, при борьбе со врагами спасительной веры. Итак, с уверенностью можно сказать, что , как богопросвещенные учители веры и благочестия, обладали исключительным даром разуметь дух Евангельского учения» 505 . Эта их богопросвещенность, которую они обильно сообщали другим, ищущим спасения, и, таким образом, раждали последних к новой во Христе жизни, и давала им право именоваться Отцами. Великий Апостол языков писал коринфянам: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Эти слова Апостола могли бы повторить и свв. Отцы, обращаясь к многочисленным чадам своим духовным, и не только к тем, которых они родили при жизни своей, но и к тем, которые рождались по кончине их и рождаются доселе под могучим влиянием благодатных писаний отеческих и таинственного молитвенного воздействия, исходящего из оного мира, куда преселились " духи этих праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Что касается теперь второго рода изменений обычного порядка, имевших место при причащении мирян, то их примером может служить практика Сирийской Церкви (7-го века). Указание на нее мы находим y Иоанна Мосха в его, Луге Духовном 56 . «В церкви, говорит он, вошел в употребление обычай, чтобы дети во время литургии стояли перед святилищем и первые после духовенства причащались св. Таин». Мы рассмотрели вопрос о том, как часто и в каких местах церковных зданий приобщались древние христиане; видели также и то, что древние христиане подходили к принятию св. Таин в определенном порядке; теперь возникает вопрос, от кого же они получили св. Тайны, кто был раздаятелем евхаристических даров? Первым историческим свидетелем, y которого мы находим ответ на этот вопрос, является св. Иустин мученик . Из его апологии 57 мы узнаем, что в его время освящение евхаристических даров совершалось епископом, раздаяние же их составляло обязанность диаконов. «После благодарения предстоятеля, говорит он, и возглашения всего народа так называемые y нас диаконы дают каждому из присутствующих причащаться хлеба, над которым совершено благодарение и вина и воды». Но если в век Иустина собрание приобщалось через диаконов, то в последующее время такая практика причащения несколько изменилась. Уже в 3-м веке раздача освященных даров стала принадлежать епископам, или пресвитерам; диаконам же было предоставлено только право раздаяния чаши с смешанным евхаристическим вином. На первое указывает Тертуллиан , когда говорит, что таинство евхаристии должно быть принимаемо из рук председательствущих (nec de aliorum niani, quam praesidentium sumimus) 58 . О последнем же неоднократно упоминает Киприан. «Когда же, читаем мы y него 59 , по окончании Божественной службы диакон начал подносить присутствующим чашу и по принятии прочими дошла очередь до нее (одной малютки), то она отвратила свое лицо» и пр. На вновь образовавшуюся практику раздаяния евхаристических даров, мы находим указание и в Постан. Апостольских 60 . «Епископ, говорится здесь, пусть преподает приношение; диакон же пусть держит чашу». Но несмотря на этот твердо установившийся обычай раздаяния евхаристического хлеба через епископов, a чаши с вином – через диаконов, мы все же в некоторых церквах видим и существование древней практики причащения чрез одних только диаконов. Но права диаконов теперь были уже строго ограничены. Прежде всего, под угрозою лишения сана, им было запрещено преподаяние евхаристии пресвитерам (18 прав. Никейского собора) 61 ; a затем – на 4-м Карфагенском соборе (399 г.) было постановлено, чтобы диаконы никогда не раздавали св. даров, без особой нужды и без повеления священника (diaconus, praesente presbytero, eucharistiam corporis Christi populo si necessitas cogat, jussus erogat) 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

под. Другие праздничные слова проникнуты благоговейным созерцанием тайн божественного домостроительства, восторженным исповеданием всеобъемлющей любви Христовой, возвещаемой празднеством. Таково особенно бессмертное и несравненное слово его в день Пасхи, доныне читаемое в церкви. Праздничные слова Златоуста служат также богатым источником сведений по истории учреждения праздников, праздничных обычаев его времени и т. под. 19 . Чаще других современных учителей Златоуст проповедовал в дни памяти святых. О библейских свитых Ветхого и Нового Завета он говорит по преимуществу в своих истолковательных беседах, но часто посвящает им и особые похвальные слова. Наиболее таких слов посвящено было им апостолу народов св. Павлу, с которым особенно сроднилась душа Златоуста, так много трудившегося над истолкованием его посланий. Из святых христианской церкви в похвальных словах Златоуста выступают особенно те, которые памятны были в истории Антиохийской церкви и особенно чествуемы были в ней, как свои местные святые. Таковы знаменитые святители антиохийские: Игнатий Богоносец (84–107 г.), Вавила священномученик (238–250 г.), св. Филогоний (318–322 г.), св. Евстафий (323–328–341 г.) и св. Мелетий. Таковы св. мученицы и мученики: св. Дроенда, мученица времени Траяна, мощи которой вместе с мощами других мучеников находились в подгородной церкви близ Антиохии; мученики и мученицы времени Диоклитиана: св. Ронан, заклинатель и диакон кесарийской церкви, пострадавший в Антиохии, св. Иулиан тарсянин, св. Варлаам , старец антиохийский, пострадавший в Кесарии Каппадокийской, которого поэтому еще прежде восхвалял в своем слове и св. Василий Великий ; свв. Домника мученица и ее дочери Вероника и Просдока; св. Лукиан пресвитер и мученик антиохийский, и св. Пелагия, пятнадцатилетняя отроковица, ученица Лукиана, наконец, св. Иувентий и Максимин, пострадавшие при Иулиане уже на памяти Златоуста и его слушателей. Видно, что некоторые из сих мучеников бывали не один раз предметом похвальных слов Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010