Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ОРДЕН Орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского. XVIII в. (ГЭ) Орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского. XVIII в. (ГЭ) Российской империи. Принято считать, что орден, носящий имя св. блгв. кн. Александра Невского , освящавшее борьбу со шведами на берегах Невы, был задуман имп. Петром I Алексеевичем сразу после окончания войны со Швецией в 1721 г. и предназначался для награждения за военные заслуги. Петр I в 1710 г. осмотрел место буд. Александро-Невской лавры на левом берегу Невы, при впадении в нее р. Чёрной, где, по преданию, Александр Невский одержал победу над шведами и водрузил крест. 30 авг. 1724 г. в мон-рь из Владимира императором были торжественно перенесены святые мощи Александра Невского. Первое награждение орденом состоялось в 1725 г., уже после смерти Петра, при императрице Екатерине I . Павел I Петрович в 1797 г. закрепил право награждения А. Н. о. за заслуги как на военной, так и на гражданской службе «в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых». По своему значению до 1782 г. орден занимал 2-е место после св. Андрея Первозванного ордена , затем - 3-е, после св. равноап. кн. Владимира ордена I степени. Право на награждение им получали генерал-лейтенанты или гражданские чины 3-го класса - тайные советники. Высочайше сопричислялись к ордену и архиереи. В 1796 г. первыми из иерархов РПЦ были пожалованы орденами св. Александра Невского митр. Гавриил (Петров) и еп. Амвросий (Подобедов) . В 1812 г. к А. Н. о. был высочайше сопричислен архиеп. Московский Августин (Виноградский) . Из 24 пенсионеров ордена 5 чел. должны были принадлежать к духовенству. В 1860 г. пенсия равнялась 500 р. На учреждение богоугодных заведений и благотворительную деятельность награжденные А. Н. о. вносили в Капитул ордена 200 р. Орден имел девиз: «За труды и Отечество», его знак представляет собой красный равноконечный крест с расширяющимися концами, между к-рыми были помещены золотые двуглавые орлы. В центральном медальоне на лицевой стороне изображался св. Александр Невский на белом коне, а на оборотной - лат. буквы SA - монограмма имени святого. Знак носили на красной ленте через левое плечо. На левой же стороне груди носили серебряную восьмиконечную звезду с такой же монограммой в центре, вокруг к-рой был написан орденский девиз. Орден имел одну степень.

http://pravenc.ru/text/64438.html

Памятник митр. Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову) перед зданием Белгородской ДС. 2004 г. Скульптор А. А. Шишков Памятник митр. Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову) перед зданием Белгородской ДС. 2004 г. Скульптор А. А. Шишков Ряд литографий воспроизводит облик М. в харьковский и литовский периоды его жизни. Напр., поясной портрет с факсимильным автографом приложен к изданию прот. Ф. И. Титова 1897 г. ( Он же. Макарий (Булгаков), архиеп. Харьковский и Ахтырский: (1859-1868): С кр. очерком всей жизни митр. Макария: Ист.-биогр. очерк. К., 1897. Вкл.). М.- средних лет, слегка обращен вправо, голова покрыта клобуком, волосы и борода темные; из знаков отличия показаны только орденский знак, звезда св. Анны и бронзовый наперсный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. Репрезентативное поколенное изображение М. с четками в руке, сидящего на стуле с высокой резной спинкой, выполнено петербургским литографом в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. (ЦАК МДА): владыка уже награжден орденами блгв. кн. Александра Невского и равноап. кн. Владимира 2-й степени, но еще не удостоен права ношения креста на клобуке. Во время пребывания М. на Литовской кафедре, после 1875 г., А. Вегер в Лейпциге сделал профессиональную гравюру на стали с погрудным портретом архиепископа и факсимиле его автографа (экземпляр из собрания патриарха Алексия I (Симанского) - ЦАК МДА; см. также: Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 7; Кн. 4. Ч. 1. С. 13). На гравюре точно зафиксированы индивидуальные черты внешности и все наградные знаки: крест на клобуке, ордена блгв. кн. Александра Невского и равноап. кн. Владимира и 3 звезды, а также панагия с образом Божией Матери «Трех радостей» (портрет переиздавался, помещен в кн.: Русские совр. деятели: Сб. портретов замечательных лиц наст. времени с биогр. очерками/Сост.: Д. И. Лобанов. СПб., 1876, 18812. Т. 1. Вкл.). С этого портрета, с изменением цвета клобука, делались упрощенные реплики в московский период деятельности М. Неск. портретов были литографированы с неизвестных оригиналов сразу после назначения М. в Московскую епархию. Сравнительно высоким художественным качеством, но небольшим портретным сходством отмечена литография 1879 г.: правая рука митрополита лежит на столе, в левой - четки ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 7). С аналогичного образца с некоторыми отличиями в рисунке (под рукой М. находится книга) выполнены в московской мастерской П. А. Глушкова разные по размерам эстампы (цензурные разрешения от 5 марта и 11 июля 1879 г.; из собрания Румянцевского музея, РГБ). Погрудное изображение М. с немного утрированными чертами лица на листе большого формата (разрешение московской цензуры от 2 мая 1879) издано в литографской мастерской И. Д. Сытина (из того же собрания, РГБ). Один из посмертных гравированных портретов иерарха в последние годы жизни был помещен в одном из томов его «Истории Русской Церкви» (СПб., 1883. Т. 12. Вкл.).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

кн. Александра Невского в Париже, где в левой части композиции «Ярославские чудотворцы» на южной стене представлены К. и свт. Леонтий Ростовский (Crypte de la cathédrale Saint-Alexandre-Nevsky à Paris: Les peintures murales=Нижний храм собора св. благ. кн. Александра Невского в Париже: Настенные росписи: [Буклет]. [Париж], 2009. С. 12, 18, 42-43). Прп. Кассиан Грек. Фрагмент росписи нижнего храма собора блгв. кн. Александра Невского в Париже. 1955–1956 гг. Художники А. и М. Бенуа Прп. Кассиан Грек. Фрагмент росписи нижнего храма собора блгв. кн. Александра Невского в Париже. 1955–1956 гг. Художники А. и М. Бенуа Своеобразный иконографический извод с сонмом Угличских чудотворцев был разработан по заказу иером. Никодима (Ротова ; впосл. митрополит Ленинградский и Новгородский) в 1951 г., во время его недолгого настоятельства в ц. блгв. царевича Димитрия «на поле». Угличский чудотворцы. Икона. 1951 г. (ц. во имя блгв. царевича Димитрия на поле в Угличе) Угличский чудотворцы. Икона. 1951 г. (ц. во имя блгв. царевича Димитрия на поле в Угличе) Образ был создан к 150-летию храма: в нижней части иконы - 5 местных святых (К.- крайний справа, ладони сомкнуты возле груди), на облаках - исторически достоверное изображение храма, возле к-рого справа молится коленопреклоненно блгв. царевич Димитрий; слева вверху - образ Пресв. Богородицы с покровом в руках. В 80-х гг. XX в. худож. С. Б. Симаков (ныне иером. Рафаил) создал полотна на историко-религ. тематику, на к-рых запечатлен образ К.: «Монастырь Михаила Архангела в Бору», «Год 1610. Угличское разорение» (1986; УИХМ, экспонируются в галерее совр. правосл. искусства в Угличе). Иером. Рафаил также автор рисунка «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским» (УИХМ). Для Миней МП прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина выполнили рисунок ростового образа К. с развернутым свитком в руке (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 38). Известны изображения К. в современной иконописи - напр., образ «Угличские святые» нач. XXI в. из местного ряда иконостаса угличского Воскресенского собора (К. в центре, между блгв. кн. Романом и прп. Паисием), резная работа Н. Б. Мигачевой ( Горстка. 2001. Обложка). В кон. XX в. худож. Н. Н. Говердовский сделал прорись-рисунок к иконе К. на фоне деревянных храмов пустыни, с 2 клеймами жития: беседа с кн. Андреем Большим и постриг преподобного (Там же. Вкл.). Неск. графических многосюжетных композиций, посвященных разным периодам жизни К., созданы А. Калугиным в 2009 г. (тушь, перо; оригиналы хранятся в частном собрании в г. Бордо, Франция; репродукции экспонируются в Музее Учемского края). Образы К. почитаются также в Крыму (икона «Собор Таврических святых» письма В. Блинова, ок. 1989, Алушта); на горе Мангуп в скале по обету высечен образ К.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Проект собора принадлежит проф. Академии художеств архит. М. Т. Преображенскому. А. Н. с.- это построенный в неорус. стиле, трехапсидный, крестово-купольный в плане храм (58 ´ 51 кв. м; высота ок. 58 м) с пятиглавым завершением. главный престол освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, юж. придел - во имя прп. Сергия Радонежского, сев.- во имя св. равноап. кн. Владимира. Собор выстроен из известняка и облицован кирпичом, его отличает богатое декоративное убранство, к-рое придает всему облику храма торжественно-нарядный вид. Фасады украшены мозаиками работы архит. А. Н. Фролова. Роспись интерьера выполнена по эскизам Преображенского. Иконы для иконостасов написаны в 1889-1899 гг. в мастерской акад. А. Н. Новоскольцева, по его же эскизам исполнены витражи центрального алтаря с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. В апсиде главного придела помещена композиция «Причащение апостолов», выполненная М. М. Васильевым по образцу алтарной мозаики собора Св. Софии Киевской. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. После образования Эстонской Республики автономная Эстонская Церковь в 1923 г. вошла в юрисдикцию К-польского Патриархата. Были образованы Таллинская епархия с эст. приходами и Нарвская - с преобладанием русскоязычной паствы, в юрисдикции к-рой находился А. Н. с. В 20-х гг. XX в. в Эстонии началась кампания за снос А. Н. с.- «памятника русского насилия». В 1924 г. поднялся вопрос о перестройке А. Н. с. и всей территории Тоомпеа в «Пантеон эстонской независимости». Проект не был реализован. В окт. 1928 г. в Гос. Собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 окт. 1929 г. еп. Печерский Иоанн (Булин), неск. пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии , представители правосл. населения Эстонии и даже лютеранская общественность направили главе гос-ва и председателю Гос.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Состоялось совещание по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского 16 сентября 2020 г. 22:57 16 сентября 2020 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось совещание по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.  Мероприятие возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель церковного Организационного комитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского, и Дмитрий Николаевич Чернышенко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель государственного Организационного комитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского.  24 июня 2014 года Президент России В.В. Путин  подписал  Указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Распоряжением Правительства Российской Федерации учрежден государственный Оргкомитет торжеств.  Русская Православная Церковь утвердила состав церковного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Ввиду особой значимости грядущего юбилея, Святейший Патриарх Кирилл принял решение возложить на себя председательство в этом Оргкомитете. Заместителем председателя назначен митрополит Псковский и Порховский Тихон .  Со стороны Русской Православной Церкви в заседании участвовали: м итрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Воскресенский Дионисий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре , заместитель председателя церковного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения св.

http://patriarchia.ru/db/text/5691912.ht...

В лит-ре высказывалось мнение, что перед началом монг. нашествия имела место 1-я попытка выделения Московского княжества из состава Владимирского великого княжества в связи со свадьбой в 1236 г. Владимира, младшего сына вел. кн. Георгия Всеволодовича. В кон. 1237 - нач. 1238 г. вместе с москвичами он не успел прийти на битву с монголами под Коломну. В янв. 1238 г. его рать под рук. воеводы Филиппа Няньки обороняла М. от войск Батыя. Монголам удалось захватить М., город был сожжен, но быстро восстановлен. Монголы, двигаясь от Коломны к М. и от М. к Владимиру, уничтожали все встречавшиеся им на пути сельские поселения, большинство из к-рых после 1238 г. не были восстановлены на прежнем месте. В кон. 1246 г. М., вероятно, была выделена блгв. вел. кн. Владимирским Святославом (Гавриилом) Всеволодовичем во владение кн. Михаилу Ярославичу Хоробриту, в 1247 г. захватившему Владимирское великое княжество. В 1248/49 г., после гибели в битве с литовцами на р. Протве вел. кн. Михаила Хоробрита, московские волости отошли Владимирскому вел. кн. Андрею Ярославичу (1249-1252), а затем его старшему брату блгв. вел. кн. Александру Ярославичу Невскому . В 1263 г. Александр Невский завещал М. младшему сыну - блгв. кн. Даниилу Александровичу , что положило начало формированию Московского княжества (с кон. XIV в. Московское великое княжество ). В 1263-1271 гг., во время малолетства кн. Даниила, М. и ее волости управлялись тиуном его опекуна - Владимирского и Тверского блгв. вел. кн. Ярослава (Афанасия) Ярославича . По-видимому, с 1271 до 1281 г. большое влияние здесь имел старший брат Даниила Александровича - блгв. вел. кн. Владимирский и Переяславский Димитрий Александрович . В Московское княжество из разных земель Руси активно переходило на службу боярство, заинтересованное в крупных земельных пожалованиях (одним из переселенцев в кон. XIII в. был Федор Бяконт - отец митр. Киевского свт. Алексия). Численность нового состава московских землевладельцев была значительной. Они получали право на строительство дворов в столице, земельные участки под М. и более крупные владения в удалении от нее.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского. Церковь Святого благоверного князя Александра Невского Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 2010 и 2012. Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, 43 Координаты: 59.851022, 30.215734 Проезд:От ст. метро Автово: авт. 83, 229 до ост. " ул. Маршала Захарова " ; от ст. метро Ленинский проспект авт. 142 до ост. " ул. Маршала Захарова " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Святого благоверного князя Александра Невского Приход церкви св. благ. кн. Александра Невского на Юго-Западе Санкт-Петербурга. Открыта временная часовня, проводятся богослужения, действует воскресная школа для детей. Часовня-храм во имя св. блгв. князя Александра Невского, приписная к приходу храма святого Александра Невского на Юго-Западе г. Санкт-Петербурга, при Академии права и бизнеса. Возводится каменный храм. http://globus.aquaviva.ru/ В Неделю 28-ю по Пятидесятнице, 9 декабря 2018 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм святого Александра Невского на проспекте Маршала Жукова. В основание престола были вложены три частицы мощей священномученика Владимира Четверина. Правящий архиерей совершил в храме Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Александр Кудряшов, благочинный военного округа архимандрит Алексий (Ганьжин), благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель протоиерей Даниил Мельников с клиром и другие священнослужители. " Поздравляю вас с освящением этого замечательного храма, - сказал влдыка в проповеди. - Храмы мы строим с одной целью - для спасения души. В храме Божием мы проходим науку спасения, только здесь преподаётся эта наука, больше нигде, - ни в одном учреждении даже разговоров нет о том, как спасти душу. А в храме Божием читается Слово Божие, которое нас наставляет, показывает, как правильно жить " . Храму была подарена Корсунская икона Божией Матери. От Красносельского благочиния протоиерей Михаил Подолей преподнёс храму набор богослужебных копий. Настоятель награждён медалью апостола Петра I степени. Он поблагодорил правящего архиерея за совместную молитву и подарил ему икону святого Александра Невского. Александро-Невская община на Юго-Западе построила храм святого покровителя Санкт-Петербурга, входящий в военное благочиние. При храме действует воскресная школа для детей. ИА " Вода живая " , 09.12.18. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=21066

55 При такой обстановке нравов, конечно, не мог не выигрывать деятельный, искренно набожный и действительно воздержный Мономах, самый распорядок обыкновенной жизни которого, очёркнутый в его Поучении, был безупречен в глазах современников: «да не застанет вас, завещал Мономах детям, солнце на постели, тако бо отец мой деяшеть блаженый и вси добрии мужи свершении: заутреннюю отдавши Богови хвалу... и седше думати с дружиною, или люди оправливати, или лечи спати: спанье есть от Бога присужено полудне, от чина бо почивает и зверь и птицы и человеци» 56 . По описанию Татищева Мономах «лицем был красен, очи велики, волосы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельмы велик, крепкий телом и силен вельми велик, крепкий телом и силен вельми, в воинстве вельми храбр и хитр на устроение войск» 57 . Девизом Мономаха была любимая поговорка его: «кто велий, яко Бог нашъ» 58 . От трёх жён своих, из которых имена двух последних неизвестны, Мономах имел сыновей: Мстислава, впоследствии вел. кн. Киевского (ум. 1132 г.); Изяслава, кн. Муромского (уб. в 1096 г.); Святослава, кн. Смоленского, (ум. 1114 г.); Ярополка, впоследствии вел. кн. Киевского (ум. 1139 г.) Вячеслава, кн. Туровского (ум. 1154 г.) Романа, кн. Владимиро-Волынского (ум. 1119 г.) Юрия Долгорукого, вел. кн. Суздальского (ум. 1157 г.), Андрея Доброго, кн. Владимирского (ум. 1141 г.) – и дочерей: Евфимию (ум. 1138 г.) за Белою Коломаном, королем Венгерским; Марию, (ум. 1146 г.), за греческим царевичем Леоном. Агафию (ум.1116г.) за Всеволодом Давидовичем, кн. Городенским, сыном Святославича Черниговского. Кончив жить, Мономах долго ещё не переставал упоминаться в речах и грамотах отдалённого потомства. Так в 1552 г., митрополит Макарий, укрепляя Ивана Грозного на брань с казанскими татарами, писал ему: «Сам, царю веси храбрость прародителей твоих, Богом венчанного царя Владимера Мономаха, и храброго великого князя Александра Невского, и прочих сродников твоих, каковы победы над погаными сотвориша и прославлены от Бога быша» 59 ; а длинная грамота 1613 г. о избрании на престол Михаила Фёдоровича Романова, между прочим, гласит: «По Всеволоде приим скифетр во обдержание Российскаго Государства сын его, князь великий Владимер Всеволодович, и своим храбрским подвигом Фракию Царяграда поплени, и превысочайшую честь, царский венец и диадиму от Греческого царя Констянтина Монамаха восприим, сего ради и Монамах наречеся» 60 , – чего, заметим быть никак не могло, потому что дед Мономахов, император Константин, умер в 1054 г., когда внуку его, сыну простого удельного князя, не имевшему никакой надобности в царском венце, был всего год от роду. Но подобная, хотя и умышленная неверность, всё-таки служит доказательством того безусловного почтения, которым пользовалась и пользуется до сих пор на Руси память Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ 1 июня (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси Житие Димитрия Донского, блгв. вел. Кн. О жизни и подвигах св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского Димитрий Донской, святой военачальник (отрывок из книги) Тропарь Димитрию Донскому, блгв. вел. Кн. Житие святого блгв. вел. кн. Димитрия Донского Св. Димитрий Донской, сын кн. Иоанна Красного, родился в 1350 году; оставшись 9-ти пет без отца, воспитывался под руководством свт. Алексия Московского, которому много в этом содействовал прп. Сергий Радонежский, бывший крестным отцом двоих из 12-ти детей князя (восприемником других был прп. Димитрий Прилуцкий). Христианское благочестие св. кн. Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. В 12-летнем возрасте заняв великокня- жеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством вел. князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. В 1380 г., собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у прп. Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. (Как повествует жизнеописатель преподобного Сергия, святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же отслужил панихиды). Перед выступлением войска произошло чудесное событие — во Владимире открыты были мощи св. благоверного кн. Александра Невского, прадеда кн. Димитрия. Ночью инок - пономарь церкви, где находилась гробница св. князя - увидел, как сами собою загорелись свечи перед иконами и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Они воззвали к св. Александру, дабы он вышел на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и сделался невидим вместе со старцами. Наутро гроб был выкопан и обнаружены нетленные мощи благоверного князя. Еще одно божественное знамение получил св. Димитрий — стоявшему на страже в ночь перед сражением воину явились св. Борис и Глеб. В вышине показалось густое облако и двое светлых юношей с зажженными свечами и мечами в руках обратились к татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?» - и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Перед битвой св. Димитрий, горячо помолившись, обратился к воинам: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово...» Начал битву схимник Пересвет, принявший вызов татарского богатыря Челубея; оба воина погибли в смертельной схватке.

http://zavet.ru/kalendar/ludi/dimitr-don...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОВМОНТ (Тимофей) († 20.05.1299, Псков), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), правитель Нальшанской земли в составе Литовского великого княжества (ранее 1260-1266), служилый кн. в Псковской земле (1266-1299), муж св. кнг. Марии Димитриевны , зять вел. кн. Владимирского и Переяславского св. Димитрия Александровича . Источники сведений о Д. можно разделить на 2 группы: летописные записи и различные редакции жизнеописания св. князя. Наиболее древними являются краткие летописные заметки о Д., сохранившиеся в составе харатейной Новгородской I летописи старшего извода (список кон. XIII в., дополненный в 1-й трети XIV в.); они касаются псковского периода жизни князя. Подробный рассказ о событиях, предшествовавших побегу Д. из Литвы в Псков, содержит Ипатьевская летопись, повествующая об убийстве Д. кор. Миндовга . В др. летописях, отражающих своды XIV в., есть редкие упоминания о Д., летописи XV-XVII вв. соединяют сведения Новгородской I летописи с жизнеописанием Д., составленным псковским автором. Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Жизнеописание Д. сохранилось в неск. редакциях XIV-XVI вв. (далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции кон. XVI в.). В более ранних редакциях жизнеописание Д. не имеет заголовка либо именуется «Успение» Д., «Сказание» или «Повесть» о Д. Первоначальная редакция Повести была создана во 2-й четв. XIV в., история ее текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Д. и летописные статьи 2-й четв. XIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Д. князь изображен исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у ц. св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литов. периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В Повести о Д. воплотился псковский идеал князя - воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития вел. кн. св. Александра Невского, прославление ратной доблести Д. соединяется с перечислением его христ. добродетелей.

http://pravenc.ru/text/178701.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010