12. Ответ на 9., Поляков Виктор: Ув. Дмитрий! Я солидарен с Вашим видением ситуации по вопросам текущей экономической конъюнктуры. При этом я не думаю, что это очень принципиально. Я все таки считаю, что парадокс в другом. Если попытаться размыслить в духе евангельском- « то не хлебом единым будет жить человек...” , это во первых. Также если обратиться к примеру кн. Александра Невского. то мы скорее видим обратное, сначала побеждал врагов внутренних, а потом решал как платить дань внешним. Потому что понимал жизненно важные приоритеты. Жива душа народа , жить будет и весь человек. А не наоборот.Другими словами, при умелом решении насущных проблем в построении духовно-национального суверенитета. Решилось бы много и другое в социально-экономическом вопросе. И я не думаю, что народ пока не насытиться , не станет думать о важных ценностях и достойной жизни в своем отечестве. Как раз наоборот. Люди много терпели ,ждали, надеялись , многие как могли верили на перемены к достойной жизни в некогда сильном государстве. Немало даже мученически пострадали, например при защите белого дома. А воз и ныне там. Причем, от разных президентов и не требовалось особое геройство, просто открыто обратиться к нации за реальной поддержкой. В буквальном смысле опереться на свой народ. Уверен, что народ многое бы сделал, лишь бы не жить как пристроенное быдло. Прот. Дмитрий Смирнов, очень четко отметил, что должен сделать президент в первый день своего пусть переповторного даже избрания. Указы 1 — СМИ для народа. — о патриотическом 3 — искоренение 4 искоренение коррупции. Причем на все отводиться 3-4 месяца. При желании и воле, пользуясь народной поддержкой, именно все так бы и было. А там и с экономикой разберемся. Ну а сейчас, что ? Остается би пи заниматься, может что и выйдет. Конечно, не хлебом единым жив человек. Здесь не с чем спорить. Но вот насчёт того, что первично - спорить есть о чём. Напомню Вам, что в 1999 году првышение смертности над рождаемостью было равно около 1,5 миллионов человек в год, т.е.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/04/po...

88 Чтобы кающиеся яснее и раздельнее сознали свои грехи, необходимо истолковывать прихожанам заповеди десятословия и при истолковании каждой заставлять слушателей задавать своей совести вопросы; сделано ли то, что велит заповедь, и не сделано ли того, что запрещает (Кн. о должн. пресв. прих. § 12). В этом отношении пособием для священников может служить («Катехизис пространный» Филарета митр. Московского, «Последование о исповедании» и «Чин исповедания отроков». Так как не всегда удобно предлагать говеющим изъяснение десятословия в форме катехизических поучений, то опытные духовники советуют по крайней мере перечислять для говеющих вопросы, помещенные в упомянутых чинопоследованиях или перечислять так называемые примерные вопросы., – вопросы, составленные преосвящ. Антонием Смоленск., и вопросы на исповедь мирян, духовных особ.., составленные, как говорит предание, Ионой митр. для одного из духовников Александро-Невской лавры. Само собой понятно, что перечислять вопросы о грехах против той ила другой заповеди нужно для всех говеющих в церкви и, след., в форме обращенной ко многим, прочитывать вопросы преимущественно о таких грехах, которые чаще замечаются в приходе, располагать перечисление вопросов в порядке десятословия и соответственно времени говения. В качестве пособия для самих говеющих и умеющих читать советуют рекомендовать чтение следующих книг: «Исповедь кающегося грешника» преосв. Порфирия, «Исповедь отроков и всех вообще», прот. Евг. Попова, «О говении по уставу церковному» и др. (Сравн. Практ. Рук. прот. Хойнацкого стр. 122–123. Москва 1883 г.). 89 У некоторыхсвященниковесть обычай принимать на исповедь, особенно лиц из высшего сословия в алтаре и даже у св. престола; но такое обыкновение противно правилам церковным, воспрещающим для мирян вход в алтарь (Лаод. соб. пр. 19; VI Всел. Соб. пр. 69, см. ниже обязанн. пресв. относительно заведов. церк. имуществ.); тем менее дозволительно лицам непосвященным приближаться когда-либо ко Св. Престолу, без особенной, крайней надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

  IV.   26-го июня 1808 г. доклад Комитета о усовершении духовных училищ и его программа или «Начертание правил о образовании духовных училищ» получили высочайшее утверждение, и в тот же день был учрежден высший орган для заведывания духовными школами, тот самый, который и предлагался комитетом, – Комиссия Духовных Училищ. Членами комиссии были назначены прежние члены комитета. На комиссию были возложены обязанности двоякого рода: временные, организационные, заключавшиеся в проведении намеченной духовно-учебной реформы, и постоянные административные, заключавшиеся в постоянном управлении училищами. В организационных трудах комиссии душою дела продолжал быть по-прежнему M. М. Сперанский. Он принял на себя изготовление подробного академического устава и повел работу с обычною отличавшею его быстротой. Комиссия открыла свои действия в августе 1808 года, а в феврале 1809 г. Сперанский представил уже ей первую часть устава духовных академий. Соответственно, с тремя видами деятельности академии, как учебно-учено-административного учреждения, намеченными комитетом в его «Начертании правил о духовных училищах», академический устав должен был распадаться на три части: первая говорила об академии, как высшем духовном училище, вторая имела своим предметом правила, руководствующие академию в ее обязанности распространять и поощрять ученость в духовенстве вверенного ей округа, и третья была отведена правилам, по которым академия должна была действовать на управление училищ, ей подчиненных. Первая часть устава была написана Сперанским; но на этом его работа и кончилась. Сам бывший преподаватель петербургской Александро-Невской академии Сперанский, будучи членом комитета и затем комиссии духовных училищ, оказывал влияние на петербургскую академию. Нельзя сказать, чтобы его влияние держалось строго православной линии. Сперанский не остался нетронутым влияниями духа времени. He доходя до таких крайностей, как посетитель собраний у Татариновой, кн. A. Н. Голицын, Сперанский был одним из видных мистиков той эпохи, все более углублялся в мистическую литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Отсутствие грифа Издательского Совета на его книгах и дисках лишает многих верующих возможности познакомиться с тесным путем спасения в приложении к нашему времени, но в полном соответствии с православным вероучением. Будет ли пересмотрен вопрос о грифах Издательского Совета на его труды? Простите за дерзновение. P.S. С С.М. Масленниковым лично не знакома, но уверовала через его лекции «Кратко о пути ко спасению», и не сомневаюсь в богоугодном характере его деятельности. Татьяна Моллет — Дорогая Татьяна, Вы указали в своем письме ссылку на официальный сайт Московской Патриархии, где идет речь об отзыве грифа Издательского совета на книги Сергея Михайловича Масленникова. Чтобы лучше ознакомиться с этим вопросом, можно прочесть интервью руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишака, в котором достаточно подробно обозначена проблематика, связанная как с сочинениями упоминаемого Вами автора, так и с самим автором. От себя скажу, что Издательский совет всегда готов сотрудничать с авторами, в чьих произведениях встречаются определенные недостатки богословского характера, но только при том условии, что авторы готовы к конструктивному диалогу. Этот диалог, конечно же, предполагает принятие во внимание всех замечаний Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке, в состав которой входят опытные и авторитетные священнослужители и ученые Русской Церкви, деятели церковного образования и науки. В свое время Издательским советом С.М. Масленникову было указано на недостатки, после исправления которых он смог бы повторно обратиться за получением церковного грифа. Но, к сожалению, с его стороны было лишь полное несогласие с замечаниями Издательского совета и упорное нежелание исправлять ошибки. Что касается признания С.М. Масленникова в качестве лауреата Всероссийской литературной премии им. св. кн. Александра Невского в номинации «Богословие для народа», следует иметь в виду то обстоятельство, что все это происходило до размещения информации о недопустимости распространения сочинений С.М. Масленникова на официальных церковных сайтах. Кроме того, вряд ли комиссия конкурса детально исследовала и анализировала все сочинения С.М. Масленникова на предмет соответствия их содержания церковному учению и традиции, тем более, что даже Издательский совет не сразу обнаружил всю духовную опасность его произведений, поскольку объем материалов просто огромен, и чтобы выявить ошибки, пришлось ознакомиться с большинством его произведений.

http://sinfo-mp.ru/sovershennaya-lyubov-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСАФЬЕВ Борис Владимирович [лит. псевд. Игорь Глебов] (17.07.1884, С.-Петербург - 27.01.1949, Москва), рус. музыковед и композитор, акад. (1943), народный артист СССР (1946), автор классических трудов по истории музыки, балетов, опер, симфоний и др. муз. сочинений. А. был знатоком правосл. церковного пения. Детские годы его прошли вблизи Александро-Невской лавры , певчие к-рой были нередкими гостями в доме Асафьевых. Интерес к рус. истории, иконописи и архитектуре развился у А. во время обучения на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та (1903-1908), где его учителями были С. Ф. Платонов , Г. В. Форстен, А. С. Лаппо-Данилевский, Д. В. Айналов и др. А. дружил с В. В. Стасовым , занимался музыкой под рук. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова (1904-1910). Первые статьи о рус. церковной музыке А. опубликовал в журналах «Музыка» и «Музыкальный современник» в 1915-1916 гг. Нек-рые из них были посвящены сочинениям А. Д. Кастальского , интерес к наследию к-рого, вылившийся в дружбу с композитором, А. испытывал до конца дней, немало способствуя признанию творчества Кастальского в среде светских музыкантов. Тогда же А. и издатель П. П. Сувчинский задумали публикацию материалов по истории рус. церковного пения первоначально в «Музыкальном современнике», а затем в новом периодическом изд. «Мелос», пригласив к участию в них ряд композиторов и исследователей. Предполагалась также публикация «Воспоминаний» С. В. Смоленского . В 1918 г. во 2-й кн. «Мелоса» были опубликованы статьи Кастальского «Простое искусство и его непростые задачи» и «Церковное пение и Московское Синодальное училище». Материалы 3-й книги, посвященной церковному искусству, погибли вместе с архивом «Мелоса» в 1919 г. В нее входили работа А. «Ритм в древнерусской живописи», его статьи о Кастальском и о знаменном распеве, статьи свящ. Д. В. Аллеманова , А. В. Никольского , Кастальского и др. В 20-30-х гг. ХХ в., как руководитель отдела истории музыки Ин-та истории искусств в Петрограде, А. поддерживал исследования церковной музыки, проводившиеся проф. А. В. Преображенским . В 1925 - 1927 гг. А. участвовал в музыкально-краеведческих экспедициях ин-та, занимаясь, в частности, выявлением старообрядческих певч. рукописей и разработкой принципов экспедиционной работы.

http://pravenc.ru/text/76588.html

о. с Псковом и Новгородом (1240-1242) также была инициирована бывш. меченосцами из Феллина (ныне Вильяньди) в Юж. Эстонии, и, возможно, поэтому события войны, в т. ч. разгром ордена на Чудском оз. (5 апр. 1242) новгородскими и владимиро-суздальскими войсками св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского и его младшего брата Андрея Ярославича, не нашли отражения в офиц. корреспонденции Л. о. (самое раннее ливонское сообщение о Ледовом побоище содержится в «Рифмованной хронике» кон. XIII в.). В войне с Литвой 1243-1245 гг. Л. о. одержал ряд побед и сумел присоединить значительную часть Курляндии и Земгалии к своим владениям, что свидетельствует о незначительности потерь, понесенных им в 1240-1241 гг. В 1242 г. Л. о. подписал договор с Новгородом на условиях его договора с меченосцами 1224 г. Была установлена граница (р. Нарова, Чудское оз. и Псковское оз., водораздел рек Пиузы и Великой), к-рая оставалась неизменной до XVI в.; в договоре определялись также условия взаимовыгодной торговли. Структура Л. о. Замок Венден, одна из резиденций магистров Ливонского ордена. XIII в. Замок Венден, одна из резиденций магистров Ливонского ордена. XIII в. Согласно условиям инкорпорации 1237 г., Л. о. подчинялся уставу Тевтонского ордена. Л. о. возглавлял магистр (ландмейстер Ливонии), к-рый определял направления внутренней и внешней политики ордена, являлся главнокомандующим и гарантом соблюдения законности, производил адм. назначения, контролировал деятельность орденских чинов, распоряжался финансами ордена. С 1237 г. его резиденцией служила бывш. резиденция ордена меченосцев («двор св. Георга») в Риге; там же проходили заседания орденского капитула. В 1297 г., после того как горожане Риги взяли штурмом и разрушили эту резиденцию, центр ордена был временно перенесен в Венден (ныне Цесис, Латвия). Однако уже в 1330 г., после взятия Риги в результате 6-месячной осады, магистр Эберхард фон Монхайм (1328-1340) воздвиг новую резиденцию на другом месте в городе. Венден сохранил свое важное значение, однако вплоть до 1470 г.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Владыку нашего некоторые из досужных болтунов осуждали за то, что, с поступлением его на паству, последовала перемена лиц в разных заведениях, а между тем на деле оказалось, что этого давно следовало желать и домогаться. В Епархиальном Училище женском Начальница и новый состав членов Совета нашли белье и платья изорванными, здания не ремонтированы, больница стоит не достроена за недостатком средств; в настоящее время приведено многое в порядок, улучшена пища и после торгов, сделанных на поставку всех продуктов и материалов, оказывается сбережений до десяти тысяч. В прошлом году к Светлому празднику не достало средств на содержание Училища и взято из Епархиального Свечного завода 6000 руб. Нельзя думать, чтобы пользовались заведующие делом Начальница и Председатель, но несомненно то, что непониманием дела и крайнею небрежностию дан был полнейший простор расхищать собираемое духовенством с большим трудом и лишениями“. —196— 1884 г. 19-го ч. был приглашен в фотографию Дерньера, на Невском проспекте, для снятия портрета в коронационному облачении, по просьбе французского художника Georges Becker " а для большой, заказанной ему каким-то вельможей, картины коронования Государя Императора. Такие же портреты сделаны были и с прочих архиереев, присутствовавших на коронации и находившихся в это время в Петербурге, начиная с митрополита Исидора, с которого однако ж портрет делан был не в фотографии, а на дому. Такая операция над нами совершалась, как говорили, не без ведома и соизволения Государя. 21-го ч. получено было мною печатное приглашение в заседание Православного Палестинского Общества, имеющее быть на другой день, 22-го ч., в 8 ½ час. вечера, на Литейном, в доме Обер-Прокурора Св. Синода. 22-го ч., в назначенный час, открыто было заседание означенного общества, под председательством. Его Императорского Высочества, В. Князя Сергия Александровича и в присутствии В. Кн. Константина Константиновича; было тут немало и других знатных лиц. В заседании читались: 1) Отчет испр. д. секретаря Общества; 2) Доклад В.Н. Хитрово о раскопках, произведенных на русском месте в Иерусалиме; 3) Производилось избрание Вице-Председателя (на место выбывшего Т.И. Филиппова) и Казначея общества, и 4) выборы почетных и действительных членов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

203 Одним из знаков ордена св. Александра Невского (см. также примеч. к Главе первой) была красная лента через плечо. 204 Вероятно, это поручение было связано со следующим фактом биографии C. С. Апраксина (1747–1827). В 1794 г. он участвовал в походе против якобинцев (или конфедератов; так именовали революционную группу периода национально-освободительного восстания 1794 г. против реакционного магнатства, захватившего в Польше власть в результате мятежа Тарговицкой конфедерации 1792 г. и интервенции царской России и Пруссии, осуществивших в 1793 г. второй раздел Польши – см.: История Польши. 2-е изд. M., 1956, т. 1, с. 342–353). 205 Дом Апраксиных на Знаменке был построен в 1792 г. архитектором Ф. Компорези (нынешний адрес – ул. Фрунзе, д. 19; перестроен). Здесь был театр, на котором играли и императорские актеры, и приезжие знаменитости, и крепостные артисты. Здесь же устраивались литературные вечера и чтения, концерты и любительские спектакли. 207 Скончалась в шестидесятых годах, имея более от рождения 90 лет; до конца жизни одевалась по моде, и после ее смерти осталось несколько сот платьев и сундуки с кружевами и лентами. 208 В 1827 г. на апраксинской сцене шла опера Дж. Россини «Сорока-воровка» и на спектакле был A. С. Пушкин с Ф. Ф. Вигелем (см.: Капище моего сердца, с. 339). 209 Французская актриса Маргерит-Жозефин Веймер (1778–1867) начала гастроли в России еще в 1808 г. (в примечаниях к воспоминаниям известного театрала кн. A. А. Шаховского о 1812 г. П. И. Бартенев заметил, что актриса появилась в России благодаря старому товарищу Шаховского молодому гвардейскому офицеру A. X. Бенкендорфу: «Молодые годы обоих, – писал Бартенев, – протекали за театральными кулисами, и Бенкендорф привез из Парижа славную мамзель Жорж...» (РА, 1886, 11, с. 372). В 1812 г. актриса приезжала в Россию во второй раз. В Москве и Петербурге она выступала в ролях Федры, Клитемнестры, Семирамиды, Меропы. В последний раз Жорж выступала в России в 1840 г. В Москве она играла в оба приезда: в сезон 1809 и 1811–1812 гг. на сцене Арбатского театра. Определение «известною» по отношению к актрисе в устах «бабушки» может означать и то, что в свете было известно об интимной связи актрисы с Наполеоном (ср.: «известную Перекусихину» – с. 269, «известной тогда Марье Антоновне» – с. 252).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

50 Вот текст одной «опорной рядной, представляемой самим Срезневским: «Се яз, Тишина Костянтивов сын Сулменева; жениться мне у Замятин да у Василия у Михайловых детей Ржевскаго, а поняти мне их сестра Олена Михайлова ж, дочь Ржевского за неделю до заговенья Филипова лета 7050; а не женюсь яз Тишина на тот срок у Замятии да у Василья, ино на мне на Тишине взят Замязнь да Ва силыо по сей записи сто рублев денег. А на то послуси (четырех) запись писал Васюк Федоров сын Засецкого (брат одного из послухов) лета 7056. (Полн. Сбор Сочнн Неволина. Т. VI, стр. 507). ... невскому пришлось употребить не мало усилий и натяжек, чтобы выпоишь юридическое родство этой записи с «рядом». представляемым разсматриваемым Псковским документом. 51 В документ точно обозначено, что это не ,запись‘., а «ряд» ... порядися, кто персступит «сий ряд " " 52 Неволин, г. VI, стр. 574 – 578. Далее идет подробное сравнение с теми рядными, о коих мы говорили выше. 54 По изданию Владимирскаго-Буданова ст. 59 Св. Троица – соборный храм Пскова, где имелся «ларь» или архивь для хранении документов и печать 57 По закону Судному 18, 7 или 6; и отнюдь не менее трех См. Русск. Достопамятности, II, сгр. 152, 196, 197. Кормч кн. гл. 46. 58 Может быть здесь прольет некоторый свет следующая напр, статья Ярославова Устава: «Аже кто умчить девку, или насилить, аже боярская дчи, за сором ей 5 гривен золота, а епископу 5 грив. золота... а князь казнит». (Влад. Буданов, Христоматия, стр 201 ч I 59 " Поп“= παππας, отец духовный, батюшка=есть весьма почетный титул древнерусского (Киевской Руси) священника. Когда и кто первым произнес этот термин для обозначения народившагося в средь древнерусского общества сословия «свободных мужей», за скудостию исторических данных сказать не можем Но полагаем, что одно только обычное словоупотребление этого термина не могло бы упрочить за ним навсегда неизменное употребление его в оффициальных юридических и даже законодательных документах, если бы таковое употребление небыло освящено и каким либо непререкаемым для древнерусского общества авторитетом Но что же иное могло служить таковым, как но греческий номоканон? И действительно в древнейшем из доселе известных славянских переводов греческого номоканона мы и встречаемся с употреблением этого термина «поп», как всюду заменяющого подлинный греческий термин: πρεσβτερος.. Напр «Аще который поп ли диакон, ли всяк причта святого (Апост 15) «Аще который поп, ли диаконь не рожь (не радить) о епископе своем (Антиох 5) «Яко не достоит диаки (диакону) пред попом седати, по повелением . поповом седатн» (Лонд 30 См. Срезневский: обозрение древних русских списков кормчей книги. СПБ. 1897, стр. 28. приложения).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Не сказала только, что за справки получила необычно много – двадцать франков! Ирина поблагодарила добрую мадам Герэн. Эти справки ее встревожили. Кто же это мог справляться… «частный»? какое кому дело до?.. Да уж не он ли? – подумала она об иностранце, и вспомнила, как он не раз подчеркивал, что ее знает… так твердо: «я вас знаю». Но что ему за дело? Этого не доставало, точно из авантюрного романа, сы-щик… совсем по-американски. Это и встревожило ее, и оскорбило. Угол комнаты, где висела папина иконка св. кн. Александра Невского, – Ирина с ней не расставалась, – и портрет отца, в венчике из терновника, – давний мамин, с маленькой Ириной на руках, «домашний», висел над ее постелью, в крепе, – был заставлен усыхавшими цветами. Над сомье Виктора смотрел казацки-остро скуластый генерал Корнилов и, умно-близоруко – Чехов. Висели еще памятки боев: побитый цейс, темляк и покоробленная полевая сумка – целлулоза в коже, с «трехверсткой». Ниже, под гирляндой увядших орхидей, мутно-серебряно глазело круглое плято американца, неприятно напоминая «историю». Возвратясь к себе, Ирина увидала этот глаз, за ней следивший. Ее кольнуло: как-то сплеталось это с согласием, которое она дала американцу. Эта «штука», как говорили знающие, стоила по крайней мере тысяч десять, судя по фирме – Рю де ла Пэ! – «в трудную минуту, – говорили, – можно и загнать, тыщонки за две». Ирина сняла плято и спрятала. Кололи мысли: неужели это… и «сказочные» миллионы могли тут значить?.. Но это как-то связывало волю, неуловимо подавляло. Она раздумалась: а если бы не этот, а другой, обыкновенный… согласилась? Не знала. Вспомнилось – «Свет во тьме»… и сказанное искренно, с волнением, – «а что, Эйби… если бы это была Мэри… девочка твоя?..» Нет, это тут не причем: если бы и обыкновенный, всякий, – все равно… свободней только. Папа, бывало, говорил, чтобы «душа жила». Мучило еще, другое – тайна. Тайн у ней не было от мужа, а теперь… И в этом она невиновата, и – Виктор чуткий. А вдруг… уловка? Бывало разное. Часто ей посылали письма, или нащупывали взглядом: как?.. Письма она рвала, не сообщая Виктору. Бывали явные нахалы, – эти отступали перед взглядом. Бывали пробы через посредников. Был случай… «сделки». Некий «эндюстриэль», даже фамилию проставил, – нотариуса только нехватало! – писал: «в вас я встретил как раз то самое, что надо: созвучный sex-appeal. Мои условия: кокетливая вилла в Канн, все на ходу, Peugeot 40 Cv. последняя модель, 20 т. фр. в месяц, гарантия minimum 6 мес., возможно и продление, по соглашению. Если подходит, благоволите сообщить немедленно». Решительная подпись и точный адрес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010