" ...Кто познал славу Божию, тот познал горечь вражию; кто познал Царствие (Божие), тот познал геенну " (св. вва Исаия Д 1-371). Авва Пимен (Великий) сказал: " человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании, входящем и исходящем ноздрями его (От. 412). Поэтому, хотя совершенная любовь изгоняет страх(1 Ин. IV, 18) (первый), и хотя святые этой любви уже достигали, они в своем смирении любви сами ничего рассудочно " не изгоняли " , и никаких расчетов на изгнание не делали, пока - как сказал Иоанн Лествичник - " великий оный и приснопамятный огнь не возжжет сердца " (Д 5-399). " Постараемся, - говорит он, - приобрести чистыя и нелестныя слезы, которыя рождаются от размышления об отшествии нашем в вечность: ибо в таковых нет ни окрадения, ни возношения... Не верь твоим источникам слез, прежде совершеннаго очищения от страстей, ибо то вино еще ненадежно, которое только что вышло из точила... Слезы, которыя происходят от страха, сохраняют сами себя сим же страхом; но те, которые рождаются от любви, в некоторых людях легко бывают окрадаемы, разве только великий оный и приснопамятный огнь возжжет сердце во время действия. И поистине удивительно, как меньшее (т. е. слезы по страху) бывает в свое время тверже большего (т. е. слез от любви) " (св. Иоанн Лествичник, Д V-399). Вот смиренная осторожность веры: " в свое время " новоначальный страх более надежен, чем слишком молодое вино любви. Христианской душе нужна несомненная реальность Голгофы; когда в полном молчании веры все сомнения сердца снимаются - приходит любовь, изгоняющая новоначальный страх. Вот почему начало премудрости - страх Божий (Пс. CX, 10; Притч. I, 7; IX, 10) - первое движение веры, наконец-то, полностью принявшей Евангелие. Св. Максим Исповедник говорит, что страх Божий рождается от всегдашнего поучения в Божественном Писании и совершенного беспопечения о земном " (Д III - 158). Труд постоянного чтения Евангелия и Апостолов приучает человека жить в первохристианстве, дает " осязать следы жития Его во плоти, чтобы и свою жизнь проводить нам смиренно " (пр. Филофей Синайский, Д III- 411). Душа тогда усвояет себе самый воздух Евангелия, в котором для нее все благодатно, все истинно, и страх Господень начинает свое вождение человека к совершенной любви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Удалившись к окну, он отбирает сведения от Арины и, постоянно макая перо в жидкие, водянистые чернила, нетвердой рукой выводит буквы и слова. Оттуда слышно: «А мать как звать?» — «Какую: родную аль крестную?» — «Родную, а то какую же?» — «Коли родную, так Матреной». — «А по батюшке?» —»Кого?..» — «Аминь! Господи, помилуй!» — спешно возглашает Петрович, не отрываясь от письма: одним ухом он прислушивается к тому, что происходит там, у дедушки. «Вва-а-а! вва-а-а! вва-а!» — отчаянно кричит младенец, которого дедушка быстро и умело погружает в холодную воду и потом кладет его, красного, мокрого и дрожащего, на холстину, разостланную на руках крестного отца. Тот неловко и испуганно, выставив вперед руки, держит младенца, не зная, что с ним делать, пока опытная и проворная Арина не препровождает младенца к крестной матери, в пеленки, одеяло и шубу. Петрович, скороговоркой читая низким басом: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси», — звучно льет из ведра воду дедушке на руки. «Е-елицы во Христа крестистеся-а-а», — запевает дедушка дрожащим голосом и знаками приглашает кума с кумой следовать за собой, вокруг купели. Арина шепчет обоим на ухо, наставительно и выразительно жестикулируя и толкая их сзади. Те нерешительно идут, осторожно и неловко ступая по мокрому около купели полу. Арина, сложивши руки, с улыбкой смотрит на все это, довольная и счастливая тем, что все делается как нужно. После крещения дедушка, снимая облачение, говорит куму и куме: — Теперь, миленькие, вынесите-ка воду и вылейте в ограде, к сторонке, на чистенькое местечко. Арина берет новорожденного, и кум с кумой, взявши купель за ручки, несут ее, стараясь не расплескать воду и балансируя свободными руками. За обедней, по запричастном стихе, всегда поют «Седе Адам прямо рая». Дедушка это очень любит, и на клиросе знают, что он это любит. Петрович заранее приготовляет для пения старые, пожелтевшие ноты. «Седе А-а-дам пря-амо рая», — высоким тенором выводит белокурый Иван Антонов, безошибочно уловивший тон, который всегда задает другой дьячок, Василий Алексеев, легким гудением.

http://pravoslavie.ru/45107.html

— Володя! Володя!!! — хотел закричать Митька, но получилось только сдавленное: — Вва… вва!.. Он попятился. Прошла доля секунды, но он успел вообразить себя опрометью бегущим: он бежал по тропе назад, не тратя времени даже на то, чтобы взять Орлика в повод или вскочить на него; несся под сплетением ветвей, в раззолоченном сумраке, спотыкаясь о корни, о камни, цепляя полами рубахи торчащие со всех сторон ветки, а там, где тропа поворачивала, натыкаясь на них лицом; летел слепо, гонимый ужасом — дальше, дальше от неровного хрипа, от ритмического шороха бьющегося на камнях тела! В этом была какая-то жуткая необратимость — он убежал, и все; назад ему не вернуться! Он вообразил себя бегущим и понял, что эта пробежка перепуганного мальчика превращает его в мальчика навсегда — по крайней мере для тех, кто знает, при каких обстоятельствах это случилось, — для Мызина, для Володи, для Васильича. Даже для Клавдии Петровны. Он попятился, запнулся о камень… и вот уже, сделав те два или три шага, что их разделяли, опустился на колени. — Мерген! Мергенчик! Не умирай, пожалуйста! Мергенчик, не умирай!.. Страх, жалость и долг, взявшись намертво и норовя осилить друг друга, учинили в душе такое, что Митька даже не заметил, как по щекам побежали слезы. Не слыша собственных всхлипов, беспрестанно, как заклинание, повторяя «Мергенчик, родной, не умирай!», он все пытался удержать его руки и два или три раза, трясясь от плача, вытирал полой рубашки обильно покрытый пеной рот. А потом раздалось спасительное, чудное, пронзившее его острым счастьем: — Да крепче же, крепче держи, мать его!.. Володя выскочил откуда-то из-за спины, таща нож из ножен, и Митька немного оторопел, когда он, блеснув лезвием, навалился вдруг на Мергена так, словно должен был зарезать: сопя и усиливаясь, скребя землю мысками сапог, он делал что-то с лицом Мергена (что именно, Митька не видел), а когда отстранился, швырнув нож наземь, оказалось, что Мерген сжимает зубами обломок ветки и из открытого рта слюна бежит еще пуще…

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/?ful...

Голос деда дрожит и колышется. На лысую голову падают дождевые капли и струятся крупными слезами по желтому и морщинистому лицу его. — Да… были вековые дубы, а теперь их нет… дубов-то. Родника целебного нет. Скоро и часовенки, Боговой келии, не будет. Он ощупью подходит к часовенке, и дрожащими руками касается черных ее стен, и приникает к ним заплаканным лицом. Упал дождь, и зеленая земля густо зазвучала кустарниками, ветлами и травами. Синие молнии перекрестили небо. Тяжелой падающей медью загрохотал гром. Дед и поводырь схоронились в темной часовне, пахнущей засохшими цветами, кипарисом и пылью. Сели на полу у киота Спаса. Прижались друг к другу. — Боязно, дедушка! Ишь, как молонья освечает!.. — Не бойся, дитятко, здесь Богова тишина. Спас благоуветливый нас голубит. Тише, внучек, тише. Господь на землю гневается. Свят, свят, святый Боже… Озари стадо Твое зарею благодати Твоего заступления, жизни сподоби немерцающей. Лицо земли осияй светом невечерним… — Молчи, деда, страшно мне! — Не бойся, здесь Богова тишина… Дед молчит, гладит рукой голову внука и к чему-то прислушивается, затаив дыхание. — Ась? — Тише, дедушка! Никто тебя не кличет! — Как будто бы кто кликнул меня?.. Так явственно кликнули: Са-а-вва-тий!.. Дед осеняет себя частыми крестами, нагибается к испуганному внуку и шепчет: — Это смерть меня кличет… Пожил я, и хватит. Тебе, ясному, вольготней будет… Не пужайся… Груско мне на земле… Дубов старых нет, родника нет, рухает часовенка, нас, старых, — не слушают. Неприютно мне на земле! Надо на покой… к своим… Не плачь, дитятко, не плачь, бесприютный, терпеливый мой… Чу! — насторожился дед. — Опять кликнули… Явственно. Зовут! — Полежи, дедушка. Вот так… Весь ты как в огне горишь… Не хрипи так, боязно мне. Дед прилег к иконе и забредил. — Идешь, стара… Иди, иди. Истосковался я по тебе. Солнышко! Птички-зорюнки поют! А рожь-то какая высокая… чижолая… и Светочки синенькие, синенькие… Дубы зашумели. Вода, родниковая, целебная по камушкам побежала… А часовенка-то новенькая, и сблёскивает риза Спасова… — Он приподнялся, обвел глазами темные запаутиненные утлы часовни и закричал: — Господи! Прозрел я!

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

На этом заводе строятся также мощные авиационные моторы «Геркулес III» фирмы Бристоль. Основные данные мотора «Геркулес III»: 14-цилиндровая звезда воздушного охлаждения, бесклапанный (с гильзовым распределением), литраж – 38, 7 л., максимальная мощность 1500 л. с., диаметр звезды 1320 мм. Примечание: по данным, полученным ранее, мощность двигателя «Геркулес III» не превышает 1350 л. с. В серийное производство мотор пущен впервые, до сих пор он считался опытным. 11 . В США уделяется большое внимание разработкам механизированных турелей для авиационных пулеметов. Фирма «Форд Инструмент Ко» сейчас строит механизированную турель с силовым электромагнитным приводом и прицелом, построенным на принципе учета относительной угловой скорости цели. Турель предназначается для 12,7 мм авиационных пулеметов, устанавливаемых в носовых кабинах. Особенностью привода этой турели является наличие автостабилизации всей установки при резких маневрах самолета. Прицел и турель органически связаны между собой; при такой системе стрелок полностью освобождается от определения ракурса самолета – цели, и все его функции сводятся к тому, чтобы непрерывно удерживать цель на перекрестье. Такие прицелы в 3–4 раза повышают вероятность поражения цели. Примечание: краткое описание турели и прицела с принципиальными схемами механизмов направлено в ГУВВС и ВВА им. Жуковского. 12 . Американская фирма Раббер Ко провела испытания нового типа брони для самолетов. Новая броня представляет собой комбинацию стальных и резиновых листов. По заявлению фирмы эта броня обладает такой же пуленепроницаемостью, как и обыкновенная стальная, но имеет на 20% меньший вес на единицу поверхности. 13 . На авиационном заводе в Протекторате (по-видимому, на заводе фирмы Летов) строятся двухмоторные самолеты германской фирмы Фокке-Вульф FW-189 в двух вариантах: первый вариант марки FW-189 А-1 (ближний разведчик), второй – FW-189 Б-1 (учебный, предназначенный для обучения слепым полетам и для тренировки радистов). Первые экземпляры этих самолетов были построены в Германии в 1939 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Ведь я тебе сказал, чтоб ты воротнички надел. Я не умею… вы не сумеете? – обратился он вдруг ко мне. – Чего? – спросил я. – А вот, знаете, повязать ему галстух. Видите ли, надобно как-нибудь так, чтобы не видно было его грязной рубашки, а то пропадет весь эффект, как хотите. Я нарочно ему галстух у Филиппа-парикмахера сейчас купил, за рубль. – Это ты – тот рубль? – пробормотал длинный. – Да, тот; у меня теперь ни копейки. Так не умеете? В таком случае надо будет попросить Альфонсинку. – К Ламберту? – резко спросил меня вдруг длинный. – К Ламберту, – ответил я с не меньшею решимостью, смотря ему в глаза. – Dolgorowky? – повторил он тем же тоном и тем же голосом. – Нет, не Коровкин, – так же резко ответил я, расслышав ошибочно. – Dolgorowky?! – почти прокричал, повторяя, длинный и надвигаясь на меня почти с угрозой. Товарищ его расхохотался. – Он говорит Dolgorowky, а не Коровкин, – пояснил он мне. – Знаете, французы в «Journal des Debats» часто коверкают русские фамилии… – В «Independance», – промычал длинный. – …Ну все равно и в «Independance». Долгорукого, например, пишут Dolgorowky – я сам читал, а Вва всегда comte Wallonieff. – Doboyny! – крикнул длинный. – Да, вот тоже есть еще какой-то Doboyny; я сам читал, и мы оба смеялись: какая-то русская madame Doboyny, за границей… только, видишь ли, чего же всех-то поминать? – обернулся он вдруг к длинному. – Извините, вы – господин Долгорукий? – Да, я – Долгорукий, а вы почему знаете? Длинный вдруг шепнул что-то миловидному мальчику, тот нахмурился и сделал отрицательный жест; но длинный вдруг обратился ко мне: – Monseigneur le prince, vous n’avez pas de rouble d’argent pour nous, pas deux, mais un seul, voulez-vous? – Ах, какой ты скверный, – крикнул мальчик. – Nous vous rendons, – заключил длинный, грубо и неловко выговаривая французские слова. – Он, знаете, – циник, – усмехнулся мне мальчик, – и вы думаете, что он не умеет по-французски? Он как парижанин говорит, а он только передразнивает русских, которым в обществе ужасно хочется вслух говорить между собою по-французски, а сами не умеют… – Dans les wagons, – пояснил длинный.

http://azbyka.ru/fiction/podrostok/3

Карначев И. П., старший научн. сотр. НИЛ Северо -Западного научного центра гигиены и общественного здоровья Роспотребнадзора, доктор медицинских наук Кизеев А. Н., научный сотрудник ФБГУН " Полярно-альпийский ботанический сад институт им. Н.А. Аврорина Кольского научного центра РАН " (ПАБСИ КНЦ РАН), кандидат биологических наук. Ковалева Е. В., доцент кафедры философии и истории Госуниверситета - УНПК, кандидат философских наук, член Союза писателей России Крутиков М.А., заместитель декана факультета физико- математических и компьютерных наук, Липецкий государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук Кулабухова М. А., профессор, зав. кафедрой гуманитарных наук БЕЛТ института культуры и искусства, кандидат филологических наук. Кульчицкая Н. Н., доцент кафедры развития образования Орловского института усовершенствования учителей, кандидат педагогических наук, руководитель Орловской региональной инновационной педагогической площадки «Становление языковой культуры в пространстве образования». Курбатова А.А., врач Перинатального центра БУЗ «Воронежская областная клиническая больница N1», кандидат медицинских наук Кочедыков С. С., подполковник внутренней службы ВИ ФСИН России, кандидат технических наук Лихачев В. П. - профессор ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж), доктор технических наук Малыш В.Н., декан факультета физико-математических и компьютерных наук, Липецкий государственный педагогический университет, доктор физико-математических наук, профессор Торопанов А. С., профессор кафедры «Технология машиностроения и конструкторско-технологическая информатика», Госуниверситета - УНПК, доктор технических наук Панов С. Ю., заведующий кафедрой машин и аппаратов химических производств ВГУИТ, доктор технических наук, профессор Полторацкая С. В., доцент кафедры литературы БЕЛТУ, руководитель Духовно просветительского центра, кандидат филологических наук Попов В.И., заведующий кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО «ВГМА им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России доктор мед. наук, проф. ВГМА, акад. Российской экологической академии

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/01/...

2177 116 Какой вариант начальный (то есть следует ли ставить здесь точку и абзац, как поступает Бертольд, хотя, возможно, и не считающий фразу просто надписанием)? На первый взгляд, напрашивалось бы следующее рассуждение. Сам Макарий (или его последователи), включив в Великое послание (если только дело не обстояло прямо противоположным образом) тот отрывок, который следовал в настоящем слове до вопросо-ответов, использовал вариант типа II (то есть с надписанием как частью основного текста), так что последнее чтение и было, по-видимому, исходным. Тип же I, предпосылая краткое оглавление-резюме, счел удобным использовать в качестве такового начало слова. Однако в рукописи В (в отличие от других) далеко не всегда имеются заглавия, так что нельзя говорить о последовательно проводимой тенденции. Кроме того, похожее по структуре надписание есть, например, в слове 6. Таким образом, окончательное решение вопроса, было ли надписание изначально оформлено в 4 слове как отдельное или включено в состав основного текста, наталкивается на ряд трудностей. Скорее всего, «амбивалентная» и легко включающаяся в контекстуальный синтаксис фраза, легко поддающаяся как одной, так и другой интерпретации (особенно при неясной пунктуации), была различно истолкована рукописями ВвА, с одной стороны, и С, в типе II и в Великом послании – с другой. Тогда (следуя логике Бертольда) получается, что сам Макарий спустя какое-то время (если только Великое послание самое позднее из всех слов), «забыв» или «проигнорировав», что это надписание, включил его в основной текст Послания то ли из-за синтаксиса или пунктуации, то ли по «идейным» мотивам (соображение весьма сомнительное). Во всяком случае, ясно одно: в том виде, в каком оно приводится в GCS, надписание несомненно авторское, однако следует ли присоединять его к последующей фразе, остается под вопросом. Мы предпочли бы как вынести эту фразу в заголовок, так и повторить в начале предложения без точки, поскольку возможен совсем другой подход, предполагающий, что первые параграфы попали в данное слово позже, первоначально находясь в Великом послании, а виновником сего был не Макарий, а его последователи (или, говоря более осторожно, составители сборников). Аргументацию см. в коммент. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

XXI «Почему духовенство не входит с соглашение с прихожанами с помощью земства?» Об отношениях земства к духовенству скажу то, чему я был свидетелем, и в чём я сам принимал непосредственное участие; скажу тоже факт. Как только получилось распоряжение о земских учреждениях и когда никто ещё не был знаком с земскими положениями, я получил, по эстафете, от преосвященного предписание немедленно явиться к нему для личных объяснений. Будучи сельским священником и благочинным, и имея в поручении, в то время, следственные дела, я подумал, что преосвященный желает дать мне какое-нибудь новое поручение, и тотчас отправился к нему. Но преосвященный сказал мне: «Учреждаются земские собрания, в них должны участвовать члены и от духовенства. Постарайтесь быть гласным. Я нарочно призвал вас, чтобы вы успели ознакомиться с земскими положениями». Через несколько недель я вызываюсь в собрание мелких землевладельцев для избрания уполномоченных. Здесь я был избран и со мною было избрано и ещё священников 10. На другой день нас попросили в дом городской думы, чтобы, совместно с крупными землевладельцами, избрать гласных в земское уездное собрание. Между крупными, на половину, были со мной более или менее знакомы. По мере того, как собирались уполномоченные и «крупные», стали образовываться группы. Группы эти расходились, из них образовывались новые, опять расходились и таким образом прошло часа два-три. Наконец ко мне подходит один мой хороший знакомый «из крупных» и говорит: «Вас выберут». — Хорошо, говорю. Чрез несколько времени он подходит ко мне опять и говорит: «Откажитесь от выбора, вас не выберут». — Нет, говорю, этого сделать я не могу. Преосвященный желает, чтоб я был выбран. — «А! преосвященный! Это другое дело». И ушёл. Образовалась кучка человек в 20, уже из одних тузов. Мой знакомый был тут же. Долго все о чём-то толковали, потом машут мне «Z. Z! пожалуйте к нам!» Мы, говорят, положили избрать одного священника в гласные. Кого из вас избрать: вас, или М. С. Вва? — Конечно М. Сча, если уж так! М. С. Вв есть первенствующее лицо после преосвященного, — он кафедральный протоиерей, член консистории, мой начальник, и я не хочу быть предпочтённым ему.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

От всей души посему молю Господа, да сохранится благодатью Его сей животворный дух веры Христовой и в храбрых дружинах воинства Донского, которое с незапамятных времен было живою оградою для всей Руси от иноверных соседей, и доселе остается на поле брани верным и не смыкаемым глазом и неусыпающим умом против врагов для ратей отечественных. Недалеко от нас по самому месту жительства войско Донское сблизилось теперь еще особенным образом со всем краем нашим, после того как перст монарха указал вам быть одним из главных защитников его от вторжения врагов. Не от меня одного можете слышать, с каким удовольствием принята была весть о сем назначении. Опыт управления вашего занятыми частями не ослабил, а решительно утвердил всех и каждого в том же мнении. Позвольте от души приветствовать вас с сим успехом, который для меня сугубо приятен; и по моему давнему неизменному уважению к вам, и по усердию к пользам паствы моей, которая видела и видит от вас одушевление и отраду тогда, когда все прочее как бы соединилось к обременению ее настоящего жребия. За сим призывая на вас и все Донское воинство благословение Божие, с особенными чувствами преданности и любви о Христе остаюсь в. вва… Это письмо служит ответом на поздравление М. Н. Хомутова с новым годом (1 янв. 1855), в котором наказной атаман, между прочим, писал: «ваши подвиги, христианскипатриотические назидания в войне за православие и угнетенных братий наших, наполнили сердца донцев глубокою к вам преданностью. Одушевленные сими чувствами, они пламенно желают, да укрепит Всевышний ваше здравие и силы, для новых подвигов служении церкви и престолу, дабы православная Россия могла долго внимать вдохновенному гласу ваших бессмертных творений». Письмо 11. Графу Н. А. Протасову Сиятельнейший граф, Милостивый государь! Почтеннейшим отношением ко мне вашего сиятельства от 19го апреля, а потом указом Святейшего Синода от 5го мая дано знать мне, что, по Высочайшей Его Императорского Величества воле, я должен в следующем августе месяце явиться в СанктПетербург для присутствования в Святейшем Синоде – по 1е мая будущего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

  001     002    003    004