Сия св. икона украшена великоленою ризою филогранной работы и вложена в медный позлаищенный киот. Вышина иконы 4 вершк., ширина 3 вершк. До 1889 года она находилась в русском на св. Афонской горе Пантелеимоновском монастыре; в августе 1889 года дарована сим монастырем в благословение подведомственной оному юной Ново-Афонской обители св. Апостола Симона-Кананита, что близ г. Сухума на Кавказе 58 . Празднование Пресвятой Богородице ради чудотворные иконы Её Избавительницы в Русике было установлено апреля 4-го, когда вспоминалось избавление от смерти Царя Освободителя. И новая обитель Симоно-Кананитская положила праздновать Избавительнице в память избавления ныне царствующего Императора и всей семьи Ero 17-го октября, да длится многие и многие годы благодетельное царствование Его под покровом Владычицы мира, имущей державу непобедимую, да хранит Она Его в мире и благоденствии, избавляя от всяких зол, бед и лютых обстояний, и даруя победы на всякого врага и супостата. Тропарь, глас 4-й Яко пресветлая звезда, просия божественными чудесы, святый Твой образ Избавительнице: лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей, подаждь убо и нам, Всеблагая Дево, избавление от бед и исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость. Кондак, глас 8-й Во иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавший с верою притекше, заступлением Твоим избавишася от злых; но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний временных и вечных, да зовем Ти: радуйся избавительнице от всех бех. XXVIII. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, находящейся в Молдаванском ските святого Богоявления Молдаванский скит святого Иоанна Предтечи (ныне он называется Румынским) находится в пределах Лавры святого Афанасия, в расстоянии часа от неё ходу. Из этого скита мы получили тетрадь с заметками о чудотворной в нем иконе Богоматери, за печатью скита и подписью старшей скитской братии. Заимствуем из сей тетради следущие сведения о сей иконе. Игумену скита понадобилось отправиться по делам обители в Молдавию с несколькими лицами из его братии. Между прочими делами они хотели там же устроить икону Богоматери для скита своего. С этою целью они стали приискивать такого мастера, который бы не только хорошо знал свое искусство, но имел бы страх Божий и был бы украшен христианским благочестием, – чтоб икона была написана духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Епископские кафедры получили при царе Вахтанге Гург-Аслане известную определенность относительно своих пределов, и более никогда не нарушался порядок, установленный при царе, пользующемся до сих пор особым уважением. В перечне же епархий Армянской Церкви находим до сих пор названия упомянутых епархий, входящих в состав той же Церкви. 180. Знаменитый епископ Низибийский во времена персидского царя Фируза. 181. Церковь св. апостолов в Константинополе, т. е. кафедра Константинопольская. 182. Церковь Воскресения Христова во Иерусалиме, т. е. кафедра Иерусалимская. 183 .Разумея Сомхетию, или Южную Грузию, в пределах которой находилась Цуртагская область. Вероятно, вместо Армении у Кириона поставлена была Сомхетия, - что в то же время означает в тесном смысле и области Армении. Но никак нельзя допустить, чтобы Кирион совершал путешествие в пределах Эчмиадзинской епархии. Здесь понимается путешествие его именно по Цуртагской области для утверждения в Православии своего стада. 184. Вероятно, это должно относиться к католикосу Моисею, уже скончавшемуся. Подобного нет в письме Моисея. Послесловие от редакции Итак, христианство в Грузии, впервые появившееся на грани I и II веков после проповеди апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, благодаря трудам сосланного в Херсонес Таврического Климента, епископа Римского, деятельности христианских миссионеров из пограничных провинций, общению с христианами, бежавшими из Римской империи или сосланными на берега Черного моря и грузинскими евреями, не прерывавшими связей с Палестиной и Сирией, христианство, ставшее в IV веке государственной религией стараниями равноапостольной Нины, в IV веке было распространено повсеместно, а грузины считались самыми ревностными христианами на Востоке. Принявшая около 300 года крещение стараниями св. Григория (Григория Партева, 257 - 335) соседняя Великая Армения, где, по преданию, христианство возникло еще во время земной жизни Иисуса Христа, непрерывно боролась то с Византией, то с Персией, много раз переходя из рук в руки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2333...

Когда Армянская Церковь примкнула к монофизитам, то и Албанская Церковь вскоре оказалась во власти монофизитов, уклонилась от Православия и породила у себя особых еретиков, известных в христианской истории албанскими еретиками, допускавшими в христианском учении, подобно маркионитам, дуализм. Церковь Албанская существовала до Тамерлана, который окончательно уничтожил ее, и с того времени она вошла уже в состав Грузинской Церкви и грузинские католикосы сделались преемниками католикосов албанских, титуловавшихся и албанскими. Лев Мудрый (886–911 гг.), император константинопольский, в исчислении епархий Константинопольского патриарха Албанскую Церковь считает 62 епархией, а Андроник Палеолог Старший (1306 г.) сделал ее 64-ю. Об Албании см. прекрасную статью Г. Яновского в «Журнале Министерства внутренних дел» за 1843 г., ч. III., с. 206, и дальше. 25 Недалеко от города Сухуми, древнего Цхуми или Севастополиса, Никопсии, на берегу Черного моря среди развалин древнего города до наших дней видна довольно большая церковь из тесаных камней, во имя св. апостола Симона Кананита, без купола, служащая до сих пор предметом благоговейного поклонения горских жителей равно как христиан, так и язычников. Вероятно, после тщательного розыска под бывшим алтарем этого храма можно отыскать св. останки апостола, так как в древней Церкви гробы апостолов и мучеников служили в то же время и алтарями для совершения бескровной жертвы. 30 Подобное жертвоприношение спустя довольно долгое время снова возобновилось в языческой Греции. 31 Хлебы эти получили свое название от бога Армаза, именуемого по-грузински Шоттан, что означало кормитель, питатель. 32 Древний обычай приношения в храмы съестных продуктов полностью сохранил свою силу и в нынешней христианской Грузии. Клирики празднуемых храмов приношениями богомольцев нагружают иногда целые повозки. 35 Диакониссам первых веков христианства доступны были все потаенные углы огромных дворцов и палат классического мира, они и вносили сюда Слово Божие. Одна древняя рукопись, принадлежащая князю Иоанну Грузинскому и содержащая в себе жизнеописание святой Елены, уверяет нас, что святая Елена приняла крещение благодаря проповеди одной девицы, пришелицы Иерусалимской, вместе с прочими. Кто же эта пришелица, как не святая Нина. 36 Это гонение, воздвигнутое на древних христиан, было десятым, и началось оно 23 февраля 303 года или немного ранее этого. 40 Она была дочерью знаменитого понтийского полководца Никатора и первая воздвигла в Мцхете статую Венеры. 41 Первый из персидского царского рода Сасанидов, принявший правление Грузией после прекращении мужской линии рода Аршакидов в 265 году. 42 Куща эта в начале же христианства обращена была в маленькую церковь , которая цела до сих пор, она до половины стоит почти в земле, во дворе Самтаврского девичьего монастыря, при входе в ворота на правой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1896 г. священник храма свт. Николаяв г. Батуме.) 173 (Новый Афон... белый собор и окружающие его строения монастырские... – Речь идет о Симоно-Кананитском Ново-Афонском общежительном монастыре. Основан в 1875 г. по просьбе братии Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе Афон в связи с нестроениями, возникшими между русскими и греческими монахами этого монастыря (см.: Дневник. Т. 1. С. 82).В 1876 г. были построены четыре каменных здания нижнего монастыря схрамом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освященном 01.10.1876 г., и школой для абхазских мальчиков на 50 человек. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. монахи монастыря в числе братьев милосердия оказывали большую помощь раненым в Тифлисском военном госпитале, что былоотмечено правительственными наградами. Разоренный во время военных действий нижний монастырь отстроили заново, и в 1879 г. Покровский храм вновь освятили. В 1882 г. восстановили и освятили древний храм (VI в.) во имя св. апостола Симона Кананита, где под спудом почивали его святые мощи. В том же году освятили новое здание монастырской школы, а в1883 г. в Покровском храме освятили придел во имя Архистратига Михаила. В 1884 г. начались работы по возведению монастырских корпусов нагорного монастыря. 24.09.1888 г. во время посещения монастыря Императором Александром III со всем Августейшим семейством состоялась закладка собора.В 1889 г. со Святой Горы Афон была передана в благословение новоафонской братии чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Избавительница». Монахи построили гидроэлектростанцию на реке Псыртцхе и провели канатнуюдорогу для подъема строительных материалов к строящемуся нагорному монастырю. В 1894 г. был освящен надвратный храм Вознесения Господня нагорного монастыря, затем – храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, а в 1896 г. – храм во имя Всех афонских святых. В 1896 г. закончилось строительство корпусов монастыря. 26.09.1900 г. состоялось торжественное освящение главного престола собора во имя вмч. Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Кана, хотя и небольшое местечко, но известное всем христианам по первому чуду Господа, претворившего воду в вино ( Ин. 2:1–2 ). Предание не умолчало, чей предполагался здесь брак: по одному – св. Иоанна Богослова, по другому – Симона Кананита, окончившийся, однако, тем, что жених, пораженный могуществом Божественного Учителя, отказался от личного счастья и последовал за Великим Чудотворцем. И в означенном поступке нет ничего невероятного. Наше сердце приятно соглашается с этим. В дальнейшей христианской истории были подобные примеры: преп. Алексий, человек Божий, ушел с брачного пира и принял подвиг юродства. Такие евангельские события, как внезапное презрение апостолами ради Христа всего земного благополучия ( Мф. 4:18–22; 19:27 ) и проповедь Спасителя, что, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего и Евангелия, получит во сто крат ( Мф. 19:29 ; Мк. 10:29–30 ), также подтверждают достоверность указанного предания. За то же говорит и самая обстановка брака. Очевидно, он был особенный, коль скоро его благоволил посетить Сам Христос с Пречистой Своей Матерью ( Ин. 2:1–2 ). Здесь видно исключительное расположение Господа к виновнику торжества. А так как ближе других к Спасителю считался св. ап. Иоанн Богослов, удостоившийся возлежать на персях Его на Тайной Вечере и затем, по заповеди, принявший к себе в дом на жительство Пресвятую Богородицу ( Ин. 19:26–27 ), то и возможно, что здесь предполагался брак именно «возлюбленного ученика». Приняв предание в вышеуказанной передаче, возблагодарим Господа, дивно направляющего в жизни стопы человеку ( Пс. 23:36 ). В Кане ныне арабский православный храм, в нем близ солеи стоят шесть больших каменных водоносов как памятник бывшего здесь чудесного события – претворения воды в вино. Помолившись тут, мы двинулись далее к Тивериаде. С половины пути, по левую сторону начинает вырисовываться гора Блаженства, расположенная на равнине. Вследствие особенности прозрачного палестинского воздуха приближать предметы она кажется находящейся недалеко, на самом же деле до нее несколько верст.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Не подлежит сомнению, что нет в мире другого города, где благочестивый поклонник мог бы встретить такое же обилие святынь, как в Риме. В эпоху кровавых гонений, какими умиравшее язычество встретило исповедников веры Христовой, мировая столица стала главным центром, где по преимуществу должна была проявиться и проявилась непобедимая сила веры мучеников христианства. Не только чада местной римской церкви проливали здесь за Христа кровь свою или горели светочами во время ночных вакханалий Нерона; но и со всех концов мировой державы везли сюда десятками и сотнями исповедников Христа, чтобы всем им, на потеху жаждущего зрелищ народа, подобно св. Игнатию Богоносцу , „как пшеница Божия быть измолотыми зубами львов“. Во всем мире не было другого места, которое столь же обильно было бы орошено потоками священной крови мучеников, как арена римского Колизея. Во всем мире не было и такой усыпальницы, которая вмещала бы в себе столько драгоценных для христианства останков, как римские же катакомбы. Здесь, в этой благодатной сокровищнице, веками скоплялось и отсюда извлекалось для поклонения великое богатство святынь, которое в последующие эпохи еще более восполнялось новыми святынями востока, когда они, или добровольно вывозимые оттуда ради страха мусульманских поруганий, или насильственно похищаемые крестоносцами, перевозились на запад и главным образом все в тот же Рим. Обозревать теперь эти святыни и сообщать о них более или менее обстоятельные сведения значило бы написать целый том, что не входит в мою задачу; я ограничусь их общим обзором и передам лишь несколько своих наблюдений. В ряду предметов поклонения прежде всего здесь предлагаются верующему святые мощи, как целокупные, так и в виде отдельных частей, каковы, напр.: главы, челюсти, руки, персты и т. д. Трудно даже и перечислить имена всех тех угодников Божиих, священные останки которых сохраняются в храмах Рима. Здесь вы можете поклониться мощам: Св. Иоанна Крестителя, святых апостолов: Андрея Первозванного, Петра, Павла, Иакова брата Божия, Фомы, Иакова Зеведеева, Симона Кананита, Иуды, Варфоломея, еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Все, кто только узнал о кончине старца и кто только имел возможность прибыть в обитель к отпеванию его, явились…, явились во множестве… и «русские», и «абхазцы " … В произнесенных речах (епископа Андрея, о. Илариона и одного священника, о котором чит. ниже) красноречиво выяснено было значение почившего о. Иерона для обители, для всего края, убедительно раскрыто было, какую потерю с его кон- чиною нес Ново-Афонский монастырь и пр. 52 Но вот окончилась литургия, – окончилось отпевание… «Гроб с останками почившего был обнесен вокруг собора, и погребальная процессия, при чудной, ясной погоде, при неумолкаемом пении Святый Боже, сливавшемся с грустным колокольным трезвоном всех монастырских храмов, длинною вереницею тихо двигалась масличным садом, направляясь от нагорного монастыря к нижнему, а оттуда к храму св. Апостола Симона, близ которого на указанном самим о. Иероном месте… нашло вечное упокоение его приутружденное многолетними» подвигами «тело». «Погребение окончилось в 12 часов " … Старый Афон, телеграммой извещенный о блаженной кончине старца, именно Пантелеймонов монастырь «совершил соборную панихиду», повторенную «в 9-й и 40-й дни памяти почившего, чем и выразил по отношению к последнему заслуженное им внимание. Кроме того, «все иноки обеих обителей в течение сорока дней на своем келейном правиле возносили о почившем заупокойные молитвы» («по заповеди старцев и уставу обители» Ново-Афонской «правило это исполняется о каждом умершем из братии»)… 53 Кончина о. Иерона глубоко опечалила всех его знавших. Как только весть о ней разнеслась но всем концам Руси святой, отовсюду горячо откликнулись на нее…, откликнулись люди всех званий, состояний…, направлений, настроений. Так, в августе 1912 года о. архимандритом Иларионом были получены сочувственные телеграммы (по кончине о. Иерона): из Петергофа от принца А. Ольденбургского и Его Супруги; из Киева – от митрополита Флавиана; из Москвы – и от митрополита Владимира (ныне С.-Петербургского и Ладожского); из С.-Петербурга – от обер-прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Прибыл в Сухум я 27-го ноября 1875 года ночью морским путем (на пароходе). Не зная, что там уже был монастырский дом, я отправился ночевать в гостиницу. Не заметил я и того, что на том самом пароходе, на котором я приехал, уезжал в Россию из Сухума о. Арсений. Утром пришел ко мне в гостиницу монах о. Агапий, живший в Сухуме. Привел меня в наш монастырский дом, и стали мы с ним вдвоем жить там, ожидая распоряжений о. Арсения. Ждали мы, когда он прикажет начать построение нового монастыря на выбранном месте при речке Псыртсхе. Там был древний полуразрушенный храм во имя св. Апостола Симона Кананита. Здесь был замучен последний, и на его могиле, по преданию, затем был выстроен в честь святого мученика храм. Здесь же жил в течение года вместе с Апостолом Симоном и св. Апостол Андрей Первозванный 21 . Вот это-то место и было признано более удобным, по сравнению с Драндой и Бедией, потому что находилось на самом берегу моря и, кроме того, здесь было больше удобной земли для огородов, садов и скотоводства. А ведь то, другое и третье так необходимо для монастырской жизни… Мы известили о. Арсения о том, что я – Иерон – приехал с Афона. О. Арсений передал отеческое свое благословение начинать постройку монастыря на Псыртсхе, поручая это дело мне. Тогда назначено было под монастырь только 327 десятин земли. Границы обительских владений были указаны приблизительно, без специальной отмежовки. Место это, густо заросшее кустарником и колючкою, было крайне дико. Дорог не существовало никаких. В Сухум ездили отсюда верхом по берегу у самого моря или на фелюгах (мелких гребных судах). В бурную же погоду сообщение прекращалось. На Псыртсху я прибыл 2-го января 1876 года. Нужно было прежде всего избирать место для построения монастыря. А это было очень трудное дело. Непроходимые заросли по всей территории, которую Правительство назначило во владение будущего монастыря, вначале не давали возможности ориентироваться и выяснить, где лучше всего было бы строить обитель… Ведь постройки нужно было возводить на хорошем и во всех отношениях удобном участке, так как они предполагались «вечными», не временными… Требовалась крайняя осторожность… Где бы лучше всего возводить капитальные здания?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Между тем царь царей призывает нас к себе как можно скорее. Я уже прежде сказал вам, что буду писать ему, чтобы он приказал вам вернуться на местожительство в вашу Церковь и утверждать в вере вашу паству. Вы говорите, что вы не можете уступить Адарнасию и Вагану и братьям, что вы не можете обнажить меч, чтобы сражаться против всей Иверии. Поручите, прежде всего, вашу душу и ваши деяния Божественному милосердию, а затем его преподобию католикосу Аврааму, уведомившему меня, что он писал Кириону дважды. Пусть он напишет два или три раза, он, быть может, придет к раскаянию. Если же он будет настаивать в своем сумасбродстве, то мы увидим. В его письме, на самом деле, было сказано: «Наши и ваши отцы держатся веры Иерусалима; св. Григорий дал нам ее, и ее-то мы храним». Его преподобие католикос должен теперь ответить на это. Если он станет настаивать в своем заблуждении и удалится отсюда с нами, то Господь Бог спросит у него отчета в их крови, и мы будем безупречны. Справьтесь, по крайней мере, как идет ваше дело, чтобы я знал о том, готов ли он к наступлению. Если Господь Бог поможет нам успеть в этом, кто знает, быть может, он получит здесь, на земле, от руки временных учителей возмездие за свои деяния. Да хранит вас Бог». Послесловие от редакции Итак, христианство в Грузии, впервые появившееся на грани I и II веков после проповеди апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, благодаря трудам сосланного в Херсонес Таврического Климента, епископа Римского, деятельности христианских миссионеров из пограничных провинций, общению с христианами, бежавшими из Римской империи или сосланными на берега Черного моря и грузинскими евреями, не прерывавшими связей с Палестиной и Сирией, христианство, ставшее в IV веке государственной религией стараниями равноапостольной Нины, в IV веке было распространено повсеместно, а грузины считались самыми ревностными христианами на Востоке. Принявшая около 300 года крещение стараниями св. Григория (Григория Партева, 257–335) соседняя Великая Армения, где, по преданию, христианство возникло еще во время земной жизни Иисуса Христа, непрерывно боролась то с Византией, то с Персией, много раз переходя из рук в руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В систему росписей собора Н. м. включены сцены из житий святых, в честь которых освящены храмовые престолы,- вмч. Пантелеимона («Вмч. Пантелеимон исцеляет больных», «Вмч. Пантелеимон, брошенный зверям», «Усекновение главы вмч. Пантелеимона», также ростовой образ великомученика расположен в зап. части храма), свт. Николая Чудотворца и блгв. кн. Александра Невского (нижние боковые приделы), вмч. Георгия Победоносца и равноап. Марии Магдалины (приделы на хорах). По всему храму размещены многочисленные образы святых - ростовые и оплечные, в медальонах. Среди них есть святые как особо чтимые, так и сыгравшие значительную роль в становлении на Руси государственности и в христианском просвещении гос-ва: ростовые образы вмч. Феодора Стратилата и Евстафия Плакиды, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, благоверных князей Михаила Тверского, Андрея Боголюбского, прав. Симеона Верхотурского, оплечные образы вмч. Димитрия Солунского, бессребреников Космы и Дамиана, мч. Иоанна Воина и др. Между основными композициями на стенах центрального нефа расположены ростовые изображения равноапостольных святых. Св. жены представлены преимущественно оплечными образами, за исключением равноапостольных кнг. Ольги, царицы Елены, Марии Магдалины, мц. царицы Александры. Существенное внимание в программе росписей уделено святым, известным своими монашескими подвигами и нестяжанием: преподобным Герасиму Иорданскому (изображен со львом), Пимену Великому, Зосиме и Савватию Соловецким, Сергию и Герману Валаамским, Пахомию Великому, Симеону Столпнику, прав. Симеону Верхотурскому и др. В алтаре находятся ростовые образы прп. Макария Египетского и блж. Иеронима (в облачении преподобного, с подписью «Святой преподобный Иероним Блаженный»). Вероятно, эти святые являются покровителями иеросхим. Иеронима (Соломенцева) и архим. Макария (Сушкина) из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне; мч. Иерон, изображенный на южной стене,- небесный покровитель настоятеля Н. м. архим. Иерона (Васильева). Традиционно в нижнем регистре юж. части алтарного пространства изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий. Под образом св. Иеронима написан Ангел Господень.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010