Не подлежит сомнению, что нет в другого города, где благочестивый поклонник мог бы встретить такое же обилие святынь, как в Риме. В эпоху кровавых гонений, какими умиравшее язычество встретило исповедников веры Христовой, столица стала главным центром, где по преимуществу должна была проявиться и проявилась непобедимая сила веры мучеников христианства. Не только чада местной римской церкви проливали здесь за Христа кровь свою, или горели светочами во время ночных вакханалий Нерона; но и со всех концов державы везли сюда десятками и сотнями исповедников Христа, чтобы всем им, на потеху жаждущего зрелищ народа, подобно св. Игнатию Богоносцу , «как пшеница Божия быть измолотыми зубами львов.» Во всём не было другого места, которое столь же обильно было бы орошено потоками священной крови мучеников, как арена римского колизея. Во всём не было и такой усыпальницы, которая вмещала бы в себе столько драгоценных для христианства останков, как римские же катакомбы. Здесь, в этой благодатной сокровищнице, веками скоплялось и отсюда извлекалось для поклонения великое богатство святынь, которое в последующие эпохи еще более восполнялось новыми святынями востока, когда они, или добровольно вывозимые оттуда ради страха мусульманских —676— поруганий, или насильственно похищаемые крестоносцами, перевозились на запад и главным образом всё в тот же Рим. Обозревать теперь все эти святыни и сообщать о них более или менее обстоятельные сведения значило бы написать целый том, что совсем не входит в мою задачу; я ограничусь их общим обзором и передам лишь несколько своих наблюдений. В ряду предметов поклонения прежде всего здесь предлагаются верующему святые мощи, как целокупные, так и в виде отдельных частей, каковы напр.: главы, челюсти, руки, персты и т.д. Трудно даже и перечислить имена всех тех угодников Божиих, священные останки которых сохраняются в храмах Рима. Здесь вы можете поклониться мощам: Св. Иоанна Крестителя, святых апостолов: Андрея Первозванного, Петра, Павла, Иакова брата Божия, Фомы, Иакова Зеведеева, Симона Кананита, Иуды, Варфоломея, еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По своим архитектурным достоинствам монастырский ансамбль выделялся среди других возводимых обителей и был одним из самых грандиозных произведений византийского стиля. Основным сооружением, по замыслу автора проекта, стал храм св. великомученика Пантелеймона. Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был объем центральной апсиды, предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения Господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских. Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911–1914 годах по проету Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005. Грандиозный Пантелеимонов собор, который в длину имеет 53,3 метра, а в ширину – 33,7, венчают пять сияющих куполов. Его архитектуру относят к так называемому ново-византийскому стилю, который был широко популярен в русском церковном зодчестве на рубеже XIX и XX веков. До начала периода лихолетья внутренние стены собора украшала богатая роспись палехских мастеров и известных московских художников Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Интересно, что фрески были выполнены в голубых, коричневых и золотистых тонах, что не очень характерно для того времени. Также специалисты отмечают, что при фрески собора были сознательно допущены отходы от канонов иконописи, что особенно заметно в изображении Марии Магдалины, которое, по легенде, выполнил известный русский художник М.В. Нестеров, а также в сцене Страшного суда неизвестного мастера. Таким образом, настенные росписи Пантелеимонова монастыря являются практически последним памятником русской церковной иконописной школы, аналогов которому нет нигде в мире.

http://sobory.ru/article/?object=08187

Так-то и шло время… В суете. В строительных хлопотах и заботах…, непрерывных, усиленных… И всюду при этом так или иначе сказывалось участие о. Иерона. Об этого рода постройках подробно рассказывается в печатных источниках, напр., в цитов. Книге г. И.Н. и друг. Отсылал любознательных к последним, отметим только то, что упомянуто в цитов. Рукописи: «К рукописи«… 10 мая 1882 г. Был освящен реставрированный, дотоле лежавший в развалинах, древний храм во имя св. Апостола Симона Кананита – Зилота (выстроен на месте, «где, по древнему преданию Абхазцев и Грузин», св. Апостол «и был погребен»: см. у П.Н. стр. 200). К декабрю того же года была устроена бетонная плотина чрез реку Псыртсху… В 1885 г. был передан монастырю Пицундский скит, который затем и был возобновлен, а находящийся в нем и реставрированный теперь храм был освящен (см. подробности о «Пицунде» у И.Н., стр. 92–105) (у Л. Денисова на стр. 370 сказано: «скит» этот «мужской в 60-и верстах» от Нов. Афона; «был построен в 551 г. импер. Юстинианом I»…). В 1888 г. в Петербурге состоялось освящение главного и придельных храмов в подворье Ново-Афонской обители (Забалканский пр. 25). Подворье это, о котором упоминалось выше, было выстроено прикомандированным к Ново-Афонскому монастырю о. иеромонахом Иларионом, нынешним достопочтенным Настоятелем обители (после о. Иерона), а раньше Казначеем и Наместником и, следовательно, ближайшим помощником о. Иерона… Заботы и хлопоты по устройству новой обители прерывались хлопотами по приему гостей, тем более, что Новый Афон уже на самых первых порах по водворении в нем иноков привлекал к себе усиленное внимание православного люда. Так, 10-го июня 1880 г. обитель посетил сам Наместник Кавказа – Великий Князь Михаил Николаевич [от, него чрез год после того, именно, 2 сентября 1881 г., о. Иерон был, удостоен милостивого рескрипта за устройство и благоустроение обители (ср. об этом и у П. Н., стр. 220 и у друг.); впрочем, о. Иерон около того же времени получил и другие награды за свои огромные труды по сооружению монастыря: палицу в 1880 г., наперсный крест в 1884 г.] С 1887 г. по 31 марта 1889 г., т. с„ по день своей кончины, в монастыре жил первый Сухумский епископ Геннадий, здесь затем и погребенный (см. и у И. Н., стр. 226)… А кроме того, иноки никогда не забывали своей главной деятельности – миссионерской среди дикого края и проповедовали православие как словом своим, так и жизнью… и, конечно, не бесплодно, о чем свидетельствуют, напр., случаи крещения и присоединения к православной вере Абхазцев и вообще иноверцев: в 1876 г., в 1880, 1882, 1886 и после, напр., в 1900… (об этом см. и у Н.Н., стр. 219, 220…)… О. Иерон вдохновлял, направлял, руководил, горел непрерывно, заражая и всех других своею исключительною и редкостною энергией…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Так все благоустроив, св. Григорий удалился в пустыню, где, угождая Богу, и окончил свою земную жизнь . Царь же Тиридат жил в таких подвигах добродетели и воздержания, что равен был в этом с иноками. Вместо св. Григория в Армению был взят сын его Аростан — муж, отличавшийся высокою добродетелью. С юности проводил он иноческую жизнь и в Каппадокии был рукоположен во священника для устроения в Армении церквей Божиих. Царь посылал его на Вселенский Собор в Никее, собранный для обличения арианской ереси, где он присутствовал в числе трехсот восемнадцати святых отцов. Так уверовала Армения во Христа и служила Богу в течение долгого времени, процветая всеми добродетелями и смиренно о Христе Иисусе, Господе нашем, восхваляя Бога, Которому слава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Кондак, глас 2: Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины, днесь вернии в песнех и песнопениих восхвалим, бодраго пастыря и учителя Григория, всемирнаго светильника и поборника: Христу бо молится, еже спастися нам. Рейтинг: 9.9 Голосов: 278 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Армения  — горная страна между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата — была населена армянами, названными так по царю Араму и управлялась царями из своего племени от II в. до Р. Х. до V в по Р. Х. Она называлась Великою Армениею в противоположность Малой Армении — области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р. Х. — в состав Римской империи. Страна эта была второю колыбелью человеческого рода, ибо ковчег Ноя остановился на горе Арарате (Быт.8:4), лежащей в Великой Армении. Существующие доселе названия местностей подтверждают библейский рассказ об обстоятельствах жизни патриарха Ноя после потопа, напр.: Эривал («явление») — место, где Ной впервые увидал землю; Акорри — «насаждение виноградной лозы» (на горе Арарате), где Ной впервые насадил виноградную лозу; Аррнойтон — «при ногах Ноя», то есть место погребения Ноя и др. Страна эта находилась большею частью в подчинении у других народов (ассирийцев, вавилонян, мидян, персов, македонян, византийцев, турок). Начало христианства в Армении относится, по преданию, ко времени земной жизни Иисуса Христа и апостолов Фаддея, Варфоломея, Симона Кананита и Иуды Леввея. Несомненные следы христианства здесь можно находить уже во II в., а в IV в. страна сделалась вполне христианской и была первым христианским государством. Григорий Просветитель и был первым апостолом Армении (родился около 257 г., поставлен епископом в 302 г.).

http://pravoslavie.ru/86690.html

Образцом живописи для ц. в честь Вознесения Господня (расположена в центре юж. корпуса над св. воротами) послужили росписи храма Христа Спасителя в Москве. Стены и потолок портика св. ворот были расписаны 2 монастырскими воспитанниками, прошедшими обучение за счет мон-ря в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Согласно И. Никифорову, «этими же талантливыми воспитанниками… расписаны все стены Вознесенской церкви и частью в Андреевской» ( Никифоров. 1898. С. 177), т. е. в ц. ап. Андрея Первозванного (расположена на юго-востоке). Отличительными чертами интерьера Андреевской ц. являлись большие хоры, особый придел для братии и вместительный притвор для прихожан, майоликовый иконостас, бронзовые позолоченные хоругви и паникадило из таких же материалов. На своде была выполнена копия композиции «Господь Саваоф» из росписи храма Христа Спасителя в Москве. В храме находились иконы в серебряных позолоченных ризах, в т. ч. иконы Божией Матери «Скоропослушница» (у левого клироса), вмч. Пантелеимона, а также ковчег с мощами святых. В монастырской трапезной по всему периметру стен помещены оплечные, поясные и ростовые изображения святых, одним из ярких монументальных полотен в ее интерьере является «Чудесное насыщение пяти тысяч человек», в основу к-рого легло произведение нем. художника-романтика Ю. Шнорра фон Карольсфельда. Сохранились сведения, что стены трапезной и церквей, расположенных в углах монастырских корпусов, были расписаны «братьями Оловянниковыми» ( Воронов Ю. Н. В мире архит. памятников Абхазии. М., 1978. С. 60), однако, вероятно, более правильные сведения приводит Н. М. Зиновьев, называя живописцев, работавших в обители, «мастерами братьев Оловянишниковых» ( Зиновьев. 1975. С. 63). Архитектурной доминантой монастырского ансамбля стал собор во имя великомученика Пантелеимона (33,7×53,3 м; высота до центральной главы 40 м; вместительность - более 3 тыс. чел.). Работы по росписи собора велись в 1911-1914 гг. «палешанами и московскими художниками, мастерами братьев Оловянишниковых» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2577803.html

И даша нам отъ нихъ 712 . Есть же другый гробъ 713 в Никопъ 714 , имуще Симона Кананичьскаго, и тъ имыи мощи 715 . Андреа же от Вооспора 716 сниде в Февдесш градъ 717 , имуща царя Савромата 718 . Мало же от них въроваша. И оставивь ю сниде в Херсон градъ 719 , яко же ти нам повъдаху 720 . А Февдеаа днесь градъ ни стопа человъча в ней есть 721 . Худовърно 722 же племя Херсоняне 723 до днешняго дъне 724 , и не кръпко на въру 725 , лжи 726 , въсему вътру подпадающоуся 727 . Андреа же, сотворивь дъни многы 728 , обратися Въспоръ 729 и обрътъ корабль Херсонскь 730 пръиде въ Синопъ 731 . [И алфавитарь Андреовъ Херсоняне сътвориша, творяще человъкоядца 732 ]. (Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Труды Β. Г. Васильевского. – СПб., 1909. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 275–277). 647 Феодор Студит – преподобный, выдающийся аскет, деятель, писатель, борец за права Церкви, апологет иконопочитания и церковной ортодоксии, страстный защитник икон. Родился в 759 г. в семье Фотина, высокопоставленного столичного финансового чиновника, и набожной, благочестивой Феоктисты, прекрасной хозяйки, домоправительницы. Получил хорошее образование. 22 лет от роду постригся в недавно основанном монастыре Саккудион, построенном в семейном имении Воскитион, около г. Прусы в Вифинии, на северо-западе Малой Азии. В 794 г. он стал здесь игуменом. Через четыре года, ввиду опустошительных рейдов арабов на здешние области, Феодор с учениками покинул Саккудион и перебрался в Константинополь, в древний, но полузаброшенный Студийский монастырек (Житие Феодора Студита //Творения отца нашего преп. Феодора Студита . – СПб., 1867. – Ч. 1. – С. 29, § 20). В свое время эта обитель с храмом во имя св. Иоанна Крестителя была постороена патрикием и Komoeii Nooaeai (Studius), прибывшим из Рима в Константинополь около 459 г. Активными стараниями Феодора уже через несколько лет монастырь превратился в процветавшую во всех отношениях обитель и цитадель ортодоксии, для иноков которой были разработаны правила-увещевания, известные как Большой и Малый катехизисы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иероне, это какая-то волшебная сказка»; «молитва и труд – вот вся жизнь о. Иерона»; он был «удивительным светильником веры, удивительно цельным человеком»; «вера и непрерывный труд» его «в буквальном смысле слова сдвигали горы Кавказа» и т. д.: см. за 1912 г. 225 от 17-го августа; статья В. П-ва «Архимандрит о. Иерон). Это – воистину знаменательно и в высшей степени красноречиво!.. 56 Торжественно похоронили великого старца. До самой могилы сопровождал его прах сам преосвященный Сухумский… Воздали почившему, словом, все, что только могли… Снова потекла в обители обычная труженическая жизнь, подвижническая…, жизнь в молитве, посте… Быстро протекли и 40 дней… В сороковой день по кончине о. Иерона (т.е., 22-го сентября 1912 г.) в обители было совершено торжественное его поминовение 57 . Накануне была отслужена заупокойная всенощная (с 7 часов вечера до полуночи), а 22-го числа заупокойная литургия. Литургию совершали в древнем храме св. Апостола Симона Кананита, около которого, как и сказано, погребен о. Иерон (в расстоянии 7–8 аршин от южной стены). Епископ Андрей, в это время обозревавший свою епархию, прислал вместо себя в качестве представителя – Сухумского Кафедрального Протоиерея о. Георгия Голубцова. В совершении литургии участвовали: о. архим. Иларион, о. Голубцов и 5 иеромонахов, а в панихидном служении, кроме того, еще 13 иеромонахов. Пред панихидой о. Протоиерей сказал слово. В нем оратор, хорошо знавший почившего старца за время свыше 17-и лет, ярко охарактеризовал его не только как инока высокой и праведной жизни, но и как выдающегося человека вообще с великой душой и необычайным умом. Обратив внимание слушателей своих на те дивные, грандиозные, сложные постройки и сооружения монастырские, какие возникли при о. Иероне и вызывают удивление и восторг даже специалистов, о. Протоиерей выяснил, что все они – дело ума покойного настоятеля обители. Особо отметил о. Протоиерей и пламенную любовь о. Иерона к Старому Афону, воспитавшему иноческий его дух, – к великим Афонским старцам – о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Полиелей и величание с полным велелепием совершены всеми сослуживцами; особенную умилительность придал этой части бдения обычай всем молящимся стоять с зажженными свечами в руках, а у нас и в Вербное воскресение все меньше и меньше видим этих святых огоньков во храмах... Во время пения величания и при чтении Евангелия над почтеннейшим о.архимандритом держали рипиды – особенность, о которой мне не приходилось и слышать, ибо она не принята у нас даже при архиерейских служениях всенощных бдений. По шестой песни канона одним из монахов было прочитано краткое поучение. Пред девятою песнию мне и находившимся вблизи меня иеромонахам были поданы свечи – обычай благой и знаменательный, указывающий на необходимость особенного озарения себя самого внутренним светом благоразумия... Вполне по чину и с великим благообразием совершил о. архимандрит воздвижение креста святого; но непосредственное участие в этом многозначительном особливом дополнении богослужения праздника, по обычаю монастырскому, приняли только я и три иеромонаха с иеродиаконами. Пение, в общем, не особенно удовлетворило меня, быть может, вследствие ожиданий большего, даже стихиры Кресту были обычно гласовые; только первая великая и первая сугубые эктении пленили душу своим особенным монастырским напевом, впрочем, и труда бденного, и чтения, и пения, и стояния у клирошан было очень много. Довольно легко справился я с этим необычным бодрствованием во всю ночь. Предложение принять участие в совершении поздней литургии я отклонил и выразил желание порану отслужить обедню в древнем храме св. апостола Симона Кананита, на что последовало полнейшее согласие, хотя не без некоторого удивления мирскому священнику, не желающему дать себе роздыха, ибо для этого оставалось слишком мало времени. Громадною толпою богомольцев, наполнявшею собор всю службу, даже когда происходило елеопомазание во время канона и в конце всенощной прикладывались ко кресту, распоряжался всего один монах и ему все безусловно, беспрекословно, безропотно повиновались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Абхазия Новый Афон Абхазия Новый Афон         Новый Афон фото судна, которое ходило в Новый Афон из Пантелеимонова монастыря на Афоне...     В Новом Афоне также аходится множество достопримечательностей, памятников природы и истории: Новоафонский монастырь и монастырский комплекс Грот и храм апостола Симона Кананита в ущелье реки Псырцхи На вершине Иверской горы — развалины древнего храма и Анакопийской крепости (цитадели) Под Иверской горой и в окрестностях Нового Афона имеется ряд карстовых пещер, в том числе открытая в 1961 Новоафонская пещера Приморский парк с системой прудов, питаемых водами реки Псырцхи (знаменитое озеро с лебедями) Водопад и электростанция, построенная в 1902 г. Генуэзская башня — фрагмент укреплений Анакопии XI—XIII веков Покровская церковь                                         Абхазия Новый Афон Комментарии Всего комментариев: 2 2016/07/26, 10:46:56 заранее прошу прощения, дорогие братья и сестры, но в прошлом 2015 году узнала, что монастырь захвачен раскольниками и молиться в нем православным не благословляется. как обстоит ситуация в этом году- не знаю. Спаси всех нас, Господи и помилуй марина 2010/07/26, 06:53:46 В 2008г., будучи в Сочи, сделал все для того, чтобы посетить Новый Афон. Столя июль, меньше месяца оставалось до грузино-осетинского конфликта. Купила однодневную путевкк в Абхазию из Сочи, предварительно посетила женский монастырь в Адлере (не доезжая Красной Поляны). Заказала молебен за путешествующих, монахиня, узнав, что еду на Афон специально, отговаривала, т.к. там стреляют и взрывают. Но ничего! Абхазия поразила своей исключительно красотой, чем-то напоминающей турецкую природу. Но у меня была другая цель: посетить монастырь. Доступ в монастырь был открыт. К сожалению запускали только в главный храм, принимали под запись требы девушки. Самих ново-афонских монахов не видела, только русского послушника. Служба в этот день не шла. Образы Богородицы Иверския и Св. Пантелеимона находились посредине храма. Образы замечательные! Храм в тот период был еще недостаточно отреставрирован, на стенах фрески старые, плохо их рассмотрела. Но благодати там очень много. Карстовые пещеры тоже посетила, они отделаны еще со времен СССР, производят впечатление, по нима даже что-то вроде метрополитена проложено, все очень цивильно. Потом было оз. Рица, о ктором только слагать стих и песни нужно. Слава Тебе, Господи, за Твою милость! р.Б.Ирина Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=605

до Р.Х. до V в по Р.Х.; она называлась Великою Армениею в противоположность Малой Армении — области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. — в состав Римской империи. Страна эта была второю колыбелью человеческого рода, ибо ковчег Ноя остановился на горе Арарате (Быт.8:4), лежащей в Великой Армении. Существующие доселе названия местностей подтверждают библейский рассказ об обстоятельствах жизни патриарха Ноя после потопа, напр.: Эривал «явление», — место, где Ной впервые увидал землю; Акорри — «насаждение виноградной лозы» (на горе Арарате), где Ной впервые насадил виноградную лозу; Аррнойтон — «при ногах Ноя», т.е. место погребения Ноя и др. Страна эта находилась большею частью в подчинении у других народов (ассирийцев, вавилонян, мидян, персов, македонян, византийцев, турок). Начало христианства в Армении относится, по преданию, ко времени земной жизни И. Христа и Апостолов: Фаддея, Варфоломея, Симона Кананита и Иуды Леввея. Несомненные следы христианства здесь можно находить уже во II в., а в IV в. страна сделалась вполне христианской и была первым христианским государством. Григорий Просветитель и был первым Апостолом Армении (родился около 257 г., поставлен епископом в 302 г.). 2. Парфяне жили в Парфии, — стране, занимавшей в древности приблизительно область нынешней иранской провинции Хорасана. Население первоначально подчинено было персам, но с 156 г. до Р.Х. по 299 г. по Р.Х. жило независимо, образовав самостоятельное царство, после чего вновь было покорено персами. 3. Готы — германское племя, которое первоначально жило к юго-востоку от Балтийского моря. В эпоху великого переселения народов (V в.) племя это разделялось на восточных — остготов, царство которых находилось (в IV в.) в нынешней южной России и простиралось на восток до реки Дона, и западных — вестготов, живших по соседству с восточными. 4. По толкованию св. Иоанна Златоуста это место псалма относится к иудеям, уведенным в Вавилонский плен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010