Это предание было записано некоторыми авторами III – IV веков, например Оригеном и Евсевием Памфилом . Апостол Андрей Первозванный также вел христианскую проповедь в Скифии по северо-восточному и восточному побережью Черного моря, в Ахайе, среди тетран (торетов, керкетов) и других народов Северо-западного Кавказа. О пребывании апостола на Кавказе пишет и св. Дорофей (307 – 322), епископ Тирский. Другой автор начала V в., Епифаний Кипрский , пишет: «А Симон и Андрей отправились в Соланию (Аланию) и в г. Фусту». По обращении там многих жителей в христианство, они затем побывали в Авазгии и в Севастополисе (Сухуми). Андрей Первозванный, оставив там Симона Кананита, «ушел в Зикхию. Зикхи, до сих пор наполовину неверующие. Они хотели убить Андрея, но, увидя его убожество, кротость и подвижничество, оставили свое намерение». Это же сказание имеется в более поздних трудах Праксейса, а также в грузинской хронике и в православных Четьях Минеях. Грузинское «Житие» апостола Андрея сообщает о нем: «Андрей с Симоном отправился в землю осетинцев и достиг города, Фостофором называемого». Там он многих обратил в христианскую веру и оттуда направил свои стопы в Абхазию, а затем в Севасте (Сухуми). «Блаженный Андрей в сем городе оставил Симона Кананита с прочими учениками, а сам отправился в землю джигетов. Обитатели этой страны джиги... не приняли проповеди апостола, а искали случая умертвить его». Апостол Андрей принужден был удалиться, оставив джигетов в неверии. «Могила же Симона Кананита находится в городе Никополе (в древнем Никопсисе Зихийском), лежащем между Абхазией и Джигетией». В Грузинском синоксарии (кратком «Житии Святых»), составленном в XI в. Георгием Мтацминдели, также говорится: «Апостол Андрей проповедовал Евангелие в странах приморских: Вифинии, Понте, Фракии и Скифии, и, просветив обитателей Востока, отправился в великий город Севастополь (прежде Дисскурия –  нынешний Сухуми), где изливаются в море реки Фас (ныне Рион), и Псар (р. Апсара), у Анакопсии (ныне Псцырцха). Отсюда он ходил к обитателям внутренней Скифии и затем, вернувшись в Патру Ахайскую, бьиг распят Антипатром Эгеатии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи. После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи. Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг. Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году. Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

1.1. Объективные предпосылки Уже в первые века после Рождества Христова на северо-восточном побережье Черного моря существовали христианские общины, что подтверждается археологическими раскопками . Традиционно считается, что Евангельскую проповедь в этом районе Закавказья местные жители услышали от апостолов Андрея Первозванного, Симона Кананита и Матфия. Проповедь апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита на территории современной Абхазии подтверждается рядом фактических и косвенных свидетельств. Для нас важность представляет не полемика о проповеди апостолов в Абхазии, а то, каким было местное население. На Абхазской земле в I-м столетии по Р.Х. проживали коренные племена, различающиеся культурой, бытом, традициями. « В I–VI вв. все… древнеабхазские племенные объединения представляли собой раннеклассовые государственные образования («княжества» или «царства»)» [iv] . Племена имели значительные различия между собой, но еще более отличались от народов, проживающих западнее и восточнее вдоль побережья Черного моря. Различия касались социальной, культурной, религиозной и др. сфер и были вызваны в том числе тем, что часть племён возникли и развивались на месте, а прародиной другой части племен были разные территории за пределами Абхазии. Это подтверждается и сегодня, например, принадлежностью разных народов Закавказья к разным языковым группам. Истории происхождения народностей Кавказа посвящено множество трудов ученых-кавказоведов. Кроме коренных и некоренных племен, все черноморское побережье Кавказа в I cm. было заселено народами, в основном греками, активно осваивавшими новые колонии. Чуть позже, « на рубеже нового времени Грецию с Кавказского побережья вытеснило римское воинственное рабовладельческое государство » [v] . Сегодня общеизвестным фактом является миссионерская деятельность святой равноапостольной Нины (Нино), просветительницы Иверии. Как нам известно из жития св. Нины (день памяти – 14 января по ст. ст. [vi] ), царь Иверии Мириан после ряда чудес, совершенных по молитвам св. Нины, обратился в христианство, крестился и провозгласил христианство религией своего государства. Это произошло в 326 г. « Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства — Мцхете, и по совету святой Нины отправил послов к святому Константину Великому, прося прислать епископа и клир. Присланный святым Константином епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин» [vii] .

http://bogoslov.ru/article/4875748

б) Сколько же их было? Из святого Евангелия видно, что Спаситель наш сначала избрал, по числу колен израилевых, двенадцать апостолов, которых посылал по два на проповедь; потом, видя, что жатва многа, а делателей мало, Он избрал еще 70 учеников и их также посылал на проповедь ( Лук. 10, 1, 2 ). Не передает нам святое Евангелие имен всех этих 70 апостолов, но передает имена избраннейших 12 апостолов. «Взыде Иисус на гору», замечает св. евангелист Марк, «и призва их же хотяше Сам: и приидоша к Нему. И сотвори дванадесяте, да будут с Ним, и да посылает их проповедати, и имети власть целити недуги, и пропрогоняти бесы и нарече Симону имя Петр: и Иакова Зеведеова, и Иоанна брата Иакова: и нарече има имена Воанергес, еже есть сына громова: и Андреа, и Филиппа, и Варфоломеа, и Матфеа, и Фому, и Иакова Алфеова. и Фадеа, и Симона Кананита, и Иуду Искариотского, иже и предаде Его» ( Мар. 3, 13, 20 ). На место Иуды предателя, по вознесении Господа на небо, апостолы, после молитвы, избрали Матфия, «вергше жребий». Чрез несколько времени, после сошествия Св. Духа на апостолов, к лику апостольскому был чудесным образом призван Господом и великий из апостолов, апостол Павел. в) Не много было учеников Христовых: но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мир и утвердили основанную Христом церковь , послуживши для нея как бы основными камнями, «сущу краеугольну Самому И. Христу. Во всю землю изыде вещание», по словам церкви, «и в концы вселенные глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовал Евангелия царствия какой-нибудь из апостолов. Страны: Палестина, Сирия, Месопотамия, Понт, Галатия, Каппадокия, Пергам, Вифиния, Иллирия, Италия, Скифия, Фракия, Греция, Армения, Индия, Мидия, Персия, Парфия, Египет, Эфиопия, Британия, и др. были оглашены их учением, поддерживаемым чудесами. Подобно своему Божественному Учителю, они много испытали нужд и бедствий во время своего благовествования языческим народам; по словам св. апостола Павла, «инии из них избиени быша, неприемше избавления. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею; камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убииством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблении». ( Евр. 11, 36, 37 ). С такими страданиями распространяя учение Христово устно и письменно при жизни, они и до ныне учат мир своими писаниями, которые оставили нам, как драгоценное наследство. Писания эти заключены в книгах, под именем книг Нового Завета, или святого Евангелия и апостола, чтения из которых вы почти каждый раз слышите при богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Располагалась пустынь на северном склоне Кавказских гор,в 45 верстах к юго-востоку от г. Майкопа у подошвы горы Физиабхо. Название обитель получила в честь ангела-хранителя великого кня зя Михаила Николаевича, наместника Кавказского (младшего брата Александра II), благодаря содействию которого и была учреждена. В 1885 г. Михаил Николаевич принял под свое покровительство Закубанскую обитель, став ее почетным ктитором. Устав был введен Св. Афона. На территории пустыни было 6 храмов: во имя Архистратига Михаила; во имя преп. Александра, первоначаль ника обители Неусыпающих; Успенский; во имя Св. Троицы; во имя Преображения Господня; во имя преподобных Афонских. При мона стыре имелись богадельня для престарелых воинов, больница и школа, где обучение было бесплатное. Также действовала метеорологическая станция; кожевенный, свечной, кирпичный, сыроваренный, рыболовный заводы; паровая мельница; маслобойня. Монахи занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством, собиранием лечебных трав и ягод, виноградарством. На территории монастыря находился сернокислый и углекислый источники. Земли более 2000 дес. Управлял архимандрит, насельников было более 200 человек. Мо настырь имел три подворья: в Майкопе, Екатеринодаре, Ставрополе . Русские монахи, услышав такой зов с седого Кавказа и зная, что именно там, на Кавказе находится Иверия – первый удел Божией Матери, с радостью откликнулись на предложение о переносе афонской святости на Кавказ. И вот буквально за 30 лет здесь были основаны 4 второафонских мужских монастыря. Самый первый был основан в середине 70-х годов 19 века на Новом Афоне и широко известен, как монастырь в честь св. апостола Симона Кананита. Вторым, основанном в Адыгее в 1877 году, является как раз наш монастырь в честь святого Архистратига небесных Сил Архангела Михаила. В 80-х годах 19 века на реке Большой Зеленчук был организован третий монастырь в честь святого благоверного князя Александра Невского. И четвертый монастырь – в честь Успения Божией Матери вблизи г.

http://bogoslov.ru/article/2982262

Попасть на Новый Афон не удалось…, а между тем доблестный вождь иноков Симоно-Кананитской обители, ко всеобщему сожалению, скончался…, мирно опочив о Господе… Но, если мне не удалось лично познакомиться с живым – о. архимандритом, то я решил собрать о нем возможно полные сведения хотя бы теперь, после его блаженной кончины, чтоб всесторонне уяснить себе его духовный облик и извлечь для себя, а может быть – и для других хорошие – назидательные уроки. Я обратился с просьбою к одному из иноков Ново-Афонского монастыря, бывшему, по делам этой обители, в С.-Петербурге, к о. иеродиакону 1 Патрикию (обычно живущему на рыбных монастырских промыслах в «Кумбашах», Бакинской губернии, Ленкоранского уезда, на Каспийском море). Крайне любезный и предупредительный о. Патрикий быстро устроил дело, и я получил из Ново-Афонского монастыря и печатный, и, что особенно для меня ценно, рукописный материал до автобиографических записок почившего о. Иерона включительно. Все, что мне нужно, отныне у меня в руках, – особенно если присоединить сюда тот книжный материал, какой имеется в столице и находится в каком-либо отношении к характеризуемой мною выдающейся личности ново-афонского деятеля наших дней 2 … Архимандрит Иерон Когда я рассматриваю фотографические снимки, присланные с Нового Афона, то невольно поражаюсь красотою и грандиозностью этой обители. Величественный «верхний монастырь» – сплошное великолепие… Не оторвал бы от него и своих глаз! «Вид древнего храма св. Ап. Симона Кананита» переносит Вашу мысль далеко-далеко назад…, ко временам Самого Господа, избиравшего Своих Апостолов…, которые, затем, рассеялись по «вселенной», чтобы уловить ее в сети Христовы, и зашли даже и в заброшенную, дикую Абхазию… О, сколь священно это место, скрывающее останки великого Господня Ученика! «Часовня и древняя башня на вершине Иверской горы«… Башня напоминает о многом- многом из седой старины… А часовня своим положением и своею конструкцией уносит Вашу мысль вверх – к Богу. «Вид с озера на часовню у пристани» – нечто в высшей степени волшебное и восхитительное! А «кипарисовая аллея к храму» св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Среди наиболее важных и значительных трудов следует назвать книгу харьковского архиепископа Макария «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира», исследования священника А. Гатуева «Христианство в Осетии», протоиерея Иоанна Беляева «Русские миссии на окраинах» (СПб., 1900), а также капитальное исследование о калмыках архимандрита Гурия «Очерки истории распространения христианства среди монгольских племен» (Казань, 1915). Многое удалось почерпнуть из Ставропольских, Владикавказских и Астраханских епархиальных ведомостей, выходивших в дореволюционной России. Особое место среди источников занимает рукопись «24 письма на Кавказ», принадлежащая перу первого Кавказского и Черноморского епископа Иеремии. В ней содержатся исключительно ценные материалы о миссионерской деятельности в новооткрытой Кавказской епархии. Естественно, что история распространения христианства на Северном Кавказе должна послужить предметом серьезных исследований, на появление которых мы можем только надеяться. Часть I. Христианство на Северном Кавказе до его присоединения к России Глава I. Христианство на Северном Кавказе по письменым источникам Северный Кавказ – одна из древнейших колыбелей христианства в России. Развитие и утверждение христианской веры среди народов этого региона представляет одну из малоизученных страниц истории Русской Православной Церкви. Многочисленные письменные источники о начале распространения христианства на Северном Кавказе до сих пор не были с достаточной полнотой исследованы, систематизированы и обобщены. Они, несомненно, еще привлекут к себе пытливые взоры наших исследователей. Мы же здесь ставим перед собой скромную задачу – сделать краткий обзор древних преданий и дошедших до нас исторических сведений о первых шагах христианского просвещения народов Северного Кавказа. Первые семена христианства были занесены сюда еще в I веке, благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа. Отсюда христианство проникло и в среду заселявших Северный Кавказ адыгов (черкесов). По церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня храм остаётся действующим, однако во время церковных таинств: венчания, исповеди, крещения — храм для туристов закрывается согласно древней христианской традиции. Ежегодно 23 мая в храме отмечается день памяти святого апостола Симона Кананита, в этот день сюда приходят тысячи православных, чтобы принять участие в праздничной Литургии с крестным ходом. Описание [ править править код ] Церковь Симона Кананита — это трёхапсидный крестово-купольный храм. Оригинальные притворы ныне утрачены. Ранее стены были изнутри отштукатурены и расписаны фресками (не сохранились). Церковь украшена изображениями христианских символов, таких как рыба, лев и крест, выполненных в виде рельефов. Паломник и исследователь древностей А. П. Муравьёв, посетивший церковь в первой половине XIX века, оставил следующее описание: Историческое предание указывает на церковь эту, как на погребальную св. Апостола, находящуюся на довольно обширной поляне, омываемой волнами речки Псыртсхи. Дикое живописное место как бы нарочно создано природою, чтобы приманивать на жительство людей. Посредине поляны стоит церковь небольшая, но почти совершенно уцелевшая, кроме обвалившегося купола; западный ее притвор завален камнями и зарос дикими растениями, как и сама вершина церкви, вход - от южного притвора, над коим виден еще полустертый лик Спасителя. Устройство храма греческое, с тройным разделением алтаря, и полукружием горнего места. Поразительна тонкость стен и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы; живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны Успение Богоматери и два мученика. Другой путешественник, бывший в храме примерно в то же время, описывал его так: Церковь имеет вид четвероугольника; с западной стороны устроен особый придел с крепким уцелевшим сводом, с правой стороны придела устроен ход в подземелье, засыпанный землей и щебнем. Южные, северные и западные двери прикрыты портиками с каменными сводами; стены сложены из бело-сероватого прочного дикого камня, чисто тесаного, с узорчатыми древними карнизами; кладка замечательной прочности, купол и крыша хотя давно уже обрушились, но стены еще прочны; внутри по штукатурке заметны остатки древней фресковой живописи: образ какой-то святой, юной девицы, увенчанной царским венцом, образ какого-то мученика, похожего на св. Георгия, выше западных дверей, образ Успения Пресвятой Богородицы - сохранился довольно ясно; в приделе с правой стороны, изображение трех святителей, менее сохранившееся; облачение их из парчи, украшенной крестами, а у св. Василия великого - шахматами из белых и черных квадратов. Западная стена и алтарь проросли лавровыми и смоковничными деревами, живописно протянувшимися по внутренним стенам до самой земли. Замечательно, что деревья эти ежегодно приносят плоды. Святые [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_апостола_...

По своим архитектурным достоинствам монастырский ансамбль выделялся среди других возводимых обителей и был одним из самых грандиозных произведений византийского стиля. Основным сооружением, по замыслу автора проекта, стал храм св. великомученика Пантелеймона. Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был объем центральной апсиды, предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения Господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских. Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911–1914 годах по проету Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005. Грандиозный Пантелеимонов собор, который в длину имеет 53,3 метра, а в ширину – 33,7, венчают пять сияющих куполов. Его архитектуру относят к так называемому ново-византийскому стилю, который был широко популярен в русском церковном зодчестве на рубеже XIX и XX веков. До начала периода лихолетья внутренние стены собора украшала богатая роспись палехских мастеров и известных московских художников Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Интересно, что фрески были выполнены в голубых, коричневых и золотистых тонах, что не очень характерно для того времени. Также специалисты отмечают, что при фрески собора были сознательно допущены отходы от канонов иконописи, что особенно заметно в изображении Марии Магдалины, которое, по легенде, выполнил известный русский художник М.В. Нестеров, а также в сцене Страшного суда неизвестного мастера. Таким образом, настенные росписи Пантелеимонова монастыря являются практически последним памятником русской церковной иконописной школы, аналогов которому нет нигде в мире.

http://sobory.ru/article/?object=08187

  Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова.   Пантелеймоновский собор является крупнейшим собором Абхазии.             Всего в обители Новый Афон шесть храмов: надвратный храм — Вознесения Господня, храм св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Новый Афон был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера апостола Симона Кананита, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен. До революции 1917 года Новоафонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа. Сегодня Новый Афон - обитель Сухумо-Абхазской Епархии.           Храм Симона Канонита         Новоафонский монастырь находится недалеко от храма Симона Канонита. Там же, неподалеку расположена пещера, в которой апостол Симон Канонит проводил время в философских размышлениях и молился.           В конце XIX века пещера была освящена и в ней были установлены иконы Андрея и Симонасвятых апостолов.           Закрыли обитель в 1924 году за «контрреволюционную агитацию». В дальнейшем монастырь использовался под склады, туристическую база, краеведческий музей, госпиталь… Вновь монастырь открыла свои ворота лишь в 1994 г. В настоящее время пройтись по территории монастыря и посетить храмы может любой желающий.           Успенский скит   Еще дальше к северу на морском побережье находился принадлежащий Новому Афону Пицундский Успенский скит (на месте античного Питиунта). Главная его достопримечательность – византийский крестово-купольный Софийский храм 10 в. с мозаиками 16 в.

http://isihazm.ru/1/?id=608

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010