Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА [греч. Ιωνς] (VII в.?), прп. (пам. кипр. 11 окт.), чудотворец. Один из 300 т. н. Аламанских святых, прибывших на Кипр после завоевания Палестины арабами. Первоначально подвизался в окрестностях Пафоса, а затем переселился в пещеру близ сел. Пергамос (в 14 км к северо-востоку от Ларнаки, в настоящее время на оккупированной Турцией территории). И. питался только чечевицей и травой, носил вериги и стягивал тело веревками. За свои добродетели И. еще при жизни сподобился дара чудотворения. Он не только исцелял приходивших к нему больных, но и воскресил мертвого отрока. Т. к. поблизости не было источников, послушник И. вынужден был ходить за водой на дальнее расстояние. Однажды, когда юноша возвращался в пещеру, бес, приняв образ старца, поджидал его на полпути к пещере, взял у него сосуд и вылил воду на землю. Это происходило неск. раз, и смущенный юноша оставил свое послушание, когда он через неск. дней пришел к своему наставнику, то застал его едва живым от жажды. Выслушав рассказ послушника, И. запретил бесу являться ученику. Аналогичное чудо описано в гл. 21 «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кипрского ( Theodoret. Hist. rel. XXI 24//PG. 82. Col. 1445) в разделе, посвященном прп. Иакову Отшельнику (26 нояб.). Впосл. И. после усердной молитвы ударил посохом по скале, и из нее забил источник. В 1912 г. фанатики-мусульмане засыпали этот источник и разрушили пещеру преподобного. Духовная дружба связывала И. с прп. Кендеем , жившим в пещере близ сел. Авгору (епархия Фамагусты). Из-за того что местные жители восхваляли его и поклонялись ему, прп. Кендей дал обет не покидать своего аскитирия. Незадолго до кончины он пожелал увидеть своего друга И. Тогда ангел перенес И. в пещеру Кендея. Краткое Житие И. содержится в составе службы преподобному, впервые изданной в 1936 г. по рукописи из собрания Л. Х. Пиеридиса. Вскоре после смерти И. жители Пергамоса построили в селении церковь во имя этого святого (разрушена в нач. ХХ в., сохр. развалины). Из этого же селения происходит древнейшая известная икона И., датируемая XVI в. Впосл. она была перенесена в расположенное к северу от Пергамоса сел. Лиси (после 1974 ее местонахождение неизв.). И. изображен один (икона в сел. Ксилотимбу, епархия Ларнаки) или вместе с прп. Кендеем (икона 1870 в ц. св. Феодора в сел. Айос-Теодорос, епархия Ларнаки). Наиболее ранняя фреска, где И. представлен рядом с местным кипр. святым - прп. Вихианом , сохранилась в ц. св. Созомена в Галате (1513). Новая ц. во имя И. была построена в 1984 г. к северо-востоку от сел. Ксилотимбу.

http://pravenc.ru/text/578282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАТА [греч. Γαλτα], сел. в долине Солея в горном массиве Троодос (Кипр). В Г. и ее окрестностях расположены памятники архитектуры и живописи нач. XVI в.: в центре селения - ц. во имя св. Созомена, на окраине - ц. Пресв. Богородицы (Панагии тис Подиту) и ц. во имя арх. Михаила, в 2,5 км к северу - ц. во имя праведных Иоакима и Анны (XII в.). Кроме того, в Г. находятся церкви во имя св. Параскевы, свт. Николая и вмч. Георгия, поствизант. небольшие 1-нефные строения с деревянными 2-скатными крышами, украшенные фресками, и совр. большая крестово-купольная ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрии». Церковь Пресв. Богородицы в Галате. 1502 г. Церковь Пресв. Богородицы в Галате. 1502 г. Церковь Пресв. Богородицы (Панагии тис Подиту) (Παναγα τς Ποδθου) построена в 1502 г. Из посвятительной надписи известно, что она была освящена во имя Божией Матери Елеусы и являлась монастырским собором. Название «тис Подиту» предположительно связывают с композицией «Моисей, снимающий сандалии перед Неопалимой Купиной», изображающей момент, когда из Купины раздался глас, повелевший ему разуться (от греч. глагола ποδνω - Исх 3. 5). Церковь построена на средства Димитрия де Корон и его жены Елены. О ктиторе известно, что он находился на службе у кипрского кор. Иакова II Лузиньяна (1464-1473). Наос обстроен галереей, высокая, остроконечная, черепичная крыша защищает здание от зимней непогоды. Мон-рь продолжал действовать и в XVIII в.: в 1735 г. В. Г. Григорович-Барский застал здесь 2 монахов, живущих в большой бедности ( Григорович-Барский. Ч. 2. С. 261). Росписи, совр. постройке церкви, сохранились в алтарной части храма, на вост. и зап. фронтонах. Они принадлежат к итало-визант. школе живописи и являются примером стиля, основанного на синтезе визант. и ренессансных элементов, к-рый распространился на Кипре после перехода острова под власть венецианцев в 1489 г. На внешней стороне зап. фронтона представлен портрет Димитрия и Елены де Корон, подносящих Богородице модель храма. Справа от ктиторской композиции изображен монах и 2 фигуры в светской одежде - мужчина и женщина. Выше расположена большая композиция «Свыше пророцы Тя предвозвестиша»: Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении 10 пророков со свитками, содержащими пророчества о Деве Марии и Боговоплощении. В верхнем углу фронтона изображен Ветхий денми, благословляющий обеими руками.

http://pravenc.ru/text/161497.html

Вихиан прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Вихиан прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Вихиан прп. ВИХИАН Прп. Вихиан, местночтимый кипрский святой, прп. (пам. кипр. 11 дек.). В юности принял монашество и вел отшельническую жизнь в пещере. После мн. лет аскетических подвигов сподобился дара чудотворения. Древнее житие В. не сохранилось, о его почитании можно судить по многочисленным визант. фрескам (изображающим его седобородым старцем в монашеском одеянии) в ц. св. Димитриана в Дали (1317), ц. Честного Креста (Ставрос ту Агиасмати) (1494), ц. св. Созомена в Галате (1513), ц. Архангела Михаила в Галате (1514), ц. св. Андроника в сел. Калопанайотис (XVI в.). Из надписей на иконах В., хранящихся в соборе мон-ря св. Неофита (близ Пафоса) и в ц. Хрисополитиссы (в Ларнаке), известно, что он имел особую благодать исцеления от чахотки и кашля. На основании похвального слова в честь свт. Геннадия I, Патриарха К-польского (458-471), написанного прп. Неофитом Затворником, в к-ром повествуется о кончине Патриарха от холода снежной зимой около Пафоса и о полученном им после смерти даре излечивать от простуды, историк Дж. Хаккетт отождествил В. со свт. Геннадием, считая, что имя Вихиан является его прозвищем (от греч. - кашель). Др. исследователь А. К. Интианос предполагает, что часто встречающееся написание «Виссианос» вместо «Вихиан» указывает, что первоначальной формой имени этого святого было имя Виссарион. Высказывалось также мнение (П. Бурки), что В.- одно лицо с мч. Вакхом (пам. 7 окт.). В сел. Анайя (к юго-западу от Никосии) существует храм, посвященный святым В. и Номону. Частица мощей В. хранится в мон-ре Махерас. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Вихиан прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1989

М. был погребен в этой пещере, и т. к. у его могилы совершались исцеления и др. чудеса, то позднее здесь построили церковь во имя святого. Свт. Василий Великий, еп. Кесарии Каппадокийской, говорит о М. как о заступнике жителей родного города: «Пусть вспомнят мученика все те, которые насладились им в сновидениях; которые, приходя на сие место, имели его содейственником в молитве; которым, будучи назван по имени, предстал он в деле; которых привел в дома из путешествия; которых восставил от болезни; которым возвратил детей уже умерших; которым продлил срок жизни» ( Basil. Magn. Hom. 23. 1//PG. 31. Col. 589). Мч. Мамант. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1513 г. Мастер Симеон Аксентис Мч. Мамант. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1513 г. Мастер Симеон Аксентис Строительство ц. мч. Маманта в Кесарии начали племянники равноап. имп. Константина Великого, Галл и Юлиан Отступник; последний до своего восшествия на престол в 361 г. имел вид благочестивого христианина. Но святой явно не хотел, чтобы его храм был воздвигнут тем, кто в скором времени начнет гонения на Церковь. Поэтому работы в той части здания, к-рую возводил Галл, продвигались успешно, а все построенное за день Юлианом чудесным образом разрушалось ночью ( Sozom. Hist. eccl. V 2. 12). Ок. 530 г. паломник Феодосий упоминает гробницу М. в Кесарии в числе наиболее почитаемых святынь М. Азии ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 15 (рус. пер.: Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в.//ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 18). По всей видимости, из Кесарии происходит свинцовая евлогия М. из Византийского музея в Афинах (VI в., по мнению В. Н. Залесской - X-XI вв.: Залесская. 1995. С. 240-241), на к-рой мученик изображен сидящим на льве. Почитание мученика быстро распространилось по всей Каппадокии. Его считали покровителем стад и пастухов. Молитвы к этому святому с просьбой оберегать стада содержатся в визант. Евхологиях ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 125, 473). Большая часть мощей М. уже в IV в. находилась в посвященном ему храме в каппадокийском городе Мамасосе (ныне Гёкче близ Аксарая). Исцеления от них продолжались до новейшего времени, так что даже местные мусульмане почитали святого. При выселении в 1924 г. греков из М. Азии в Грецию турки не позволили им увезти с собой мощи М. Греч. беженцы из Карвали (ныне Гюзельюрт) и Мамасоса поселились в Неа-Карвали недалеко от Кавалы, где был построен храм во имя свт. Григория Богослова. Во время паломнических поездок в Мамасос П. Христофоридису удалось привезти в Неа-Карвали части мощей М., в т. ч. бедренную кость ( Χριστοφορδης Κ. Π., πρεσβ. Το Γκλβερι (Παλι Καρβλη) και οι Εκκλησες του. Να Καρβλη, 2005. Σ. 74-76); одна из частиц в 2000 г. была подарена им ц. св. Анастасии Патрикии в Перистери (в черте Б. Афин).

http://pravenc.ru/text/2561776.html

В апсиде изображены Богоматерь Оранта с 2 архангелами и «Служба святых отцов», на вост. фронтоне - «Вознесение Господне». Композиция «Сошествие св. Духа» обрамляет полукругом конху апсиды. На сев. стене алтаря помещено «Жертвоприношение Авраама», на юж. - «Гостеприимство Авраама», над нишей жертвенника - «Христос во гробе», справа от апсиды - первомч. Стефан. Композиции расположены на стенах в 2 ряда: наверху - двунадесятые праздники и страстной цикл, внизу - фигуры святых в полный рост: св. Иоанн Предтеча, свт. Николай Чудотворец, ап. Лука, преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Феодосий Великий, Вихиан, Созомен, великомученицы Варвара, Екатерина, мц. Ирина, преподобные Андроник и Афанасия, св. Параскева, вмц. Марина, вмч. Георгий, поражающий дракона, вмч. Димитрий, равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил. Святые Кириакия и Варвара. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1516 г. Святые Кириакия и Варвара. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1516 г. Над юж. дверью изображен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (Мандилион), над зап. входом - на чрепии (Керамион). Церковь св. Созомена была построена и расписана, согласно надписи над зап. дверью, в 1513 г. на средства 13 жителей Г. и «законоведа» Иоанна из соседней дер. Темврия. Фрески были выполнены Симеоном Авксентисом. Схема росписей та же, что и в ц. арх. Михаила, но они выполнены более нарядно. В апсиде - Богоматерь Оранта (погрудное изображение, подписанное Πανυπερφτιος, т. е. Всепресветлая) с архангелами и «Служба святых отцов», на вост. фронтоне - «Вознесение Господне» и «Сошествие Св. Духа». По обеим сторонам конхи - «Жертвоприношение Авраама» и «Гостеприимство Авраама». На сев. стене апсиды - кипрский св. Афанасий Пентасхинитис, на правой - прп. Онуфрий, в нише жертвенника - «Христос во гробе». Верхний ряд стен занимают двунадесятые праздники, страстной и протоевангельский циклы, в нижнем ряду помещены фигуры святых: на юж. стене - ап. Иоанн Богослов, свт. Николай Чудотворец, апостолы Петр и Павел, прп. Антоний Великий, арх. Михаил, мч. Мамант верхом на льве, равноапостольные Константин и Елена, ап. Лука, святые Иоанн Лампадист, Параскева, мц. Кириакия, великомученицы Варвара, Екатерина, на зап. стене - преподобные Вихиан, Иона, Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Кириак Отшельник, свт. Ираклидий, на сев. стене - «Чудо вмч. Георгия о змии». Над ним - 5 сцен из Жития вмч. Георгия. Фреску сопровождает надпись, в к-рой поясняется, что эта сцена выполнена по заказу Георгия, сына Максима, и его семьи. Далее следуют изображения великомучеников Меркурия, Феодора Стратилата, мч. Нестора, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, преподобных Андроника и Афанасии.

http://pravenc.ru/text/161497.html

А. Н. Крюкова Иконография И. изображается седовласым старцем с клиновидной бородой средней длины; как епископ облачен в подризник, фелонь, с омофором, палицей, в епитрахили, в руках - Евангелие. В росписях кипрских храмов изображение И. как святителя встречается с кон. XII в. Оно устойчиво помещается в пространстве алтаря. Чаще встречается вариант размещения фигуры И. в центральной апсиде, как правило, в зоне под конхой, где он представлен погрудно в ряду др. Кипрских святителей: в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) - под изображением в конхе Божией Матери с Младенцем Христом, среди оплечных образов в медальонах Кипрских святителей (Зинона Курионского, некоего Никона, Филагрия Курионского, Авксивия Солийского, Македония и Трифилия Лефкосийских); в ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне вместе со святителями Спиридоном Тримифунтским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Ипатием Гангрским, Тихоном Амафунтским, Зиноном, а также с Николаем Чудотворцем; в ц. св. Созомена в Галате (1513) - в нижней зоне на вост. стене, полуфигура. В росписи апсиды церкви мон-ря Честного Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (1494) Кипрские епископы Трифилий, ап. Варнава, Епифаний Саламинский, Спиридон и И. включены в традиц. ряд отцов Церкви (святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), совершающих Божественную литургию. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г. Ряд изображений И. имеется в кипрских храмах и мон-рях, связанных с именем святого. В мон-ре прп. Иоанна Лампадиста в росписи кафоликона во имя сщмч. Ираклидия, по преданию возведенного на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрахос И., на юж. стороне сев.-зап. столба помещено его ростовое фронтальное изображение (XIII в.). Святитель облачен в крещатую ризу, омофор с крупными красными крестами, светлый подризник с вертикальными темными полосами, на нем орнаментированные епитрахиль, палица и поручи; правой рукой благословляет, на покровенной фелонью левой руке - Евангелие с алым обрезом.

http://pravenc.ru/text/673835.html

Изображение Г. присутствует в композиции «Собор архангелов» (на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на ростовской иконе, ок. 1272 или 1276 (?), из великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря (ГРМ); на фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318), а также на схожих по композиции изображениях «Собор арх. Михаила» и «Собор арх. Гавриила» (икона сер. XVI в. из придела во имя арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля). В сюжетах поклонения Кресту и Этимасии Г. держит в руках орудия Страстей, напр. на иконе 60-х гг. XII в. «Спас Нерукотворный» с композицией «Поклонение Кресту» на обороте (ГТГ) - трость. Архангелы Михаил и Г. с орудиями страстей встречаются в монументальной живописи. Так, в ряде кипрских храмов XVI в. (ц. св. Архангелов и ц. св. Созомена в Галате) на зап. стене над композициями Страстного цикла (Несение креста, Распятие, Снятие с креста) изображены полуфигуры архангелов Михаила и Г., а над ними образ Христа Еммануила. В качестве уникальных примеров изображения Г. на иконах следует отметить образ «Арх. Гавриил» из мон-ря Дечаны (1350), где он изображен в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках; на местной иконе из московской ц. во имя арх. Гавриила (т. н. Меншикова башня) на подворье кн. А. Д. Меншикова (XIX в.) Г.- на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой. К числу редких относится икона письма Рафаила Дмитриевича «Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями» (1723, Худож. галерея, Сараево) в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, в клеймах - деяния арх. Михаила. Архангелы Михаил и Г. на псковской иконе «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» (XIV в., ГТГ) изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Еммануила. В поствизант. живописи с деяниями Г. связывались нек-рые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Свящ. Писании имен. Так, в ряде памятников явление ангела Пахомию стали надписывать как явление Г. (напр., фреска 1630 в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Троицкий, особо отметивший последование «Како поется надгробное»: Троицкий В. История плащаницы//Богословский Вестник. 1912. 1–4, с. 510–512. Текст 88-й главы Требника (ГИМ. Синод. 377–310. Л. 92 об, –94) полн. опубл:.Лисицин М. Первоначальный славяно-русский типикон. Историко-литургическое исследование. СПб., 1911, с. 150–151. В связи с участием в службе иконы «Христос во гробе» ее текст приводят также: Myslivec J. Dve studie z dejin byzantskégo umení... p. 47–48; Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz... S. 42–43. 829 Текст 35-го письма (в списке XV века) опубл.: Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz... S. 299–300. Исследование текста см.: Talbot A.-M. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Washington, D.C., 1975, p. 116, 178. 830 Willoughby H. R. The Four Gospels of Karahissar. Chicago, 1936. Pis. 34 and 106. Новая датировка рассматривается: Cutler A., Weil Carr A. The Psalter Benaki. 34.3//REB 34 (1976), p. 281, 304. Цв. воспр. Л. 65 v см.: Лихачева В. Д. Византийская миниатюра. М., 1977. Табл. 37. 831 Образ неоднократно встречается в монументальной живописи кипрских храмов, где чаще всего имеет поминальный или погребальный характер: в рост и с медальоном перед собой Параскева изображена в нартексе храма Панагии Форбиотиссы в Асину (около 1333 г.), в храме св. Креста в Пелендри (третья четверть XIVb.), поясной образ с иконой в руках изображен на южной стене церкви Архангела Михаила в Педуле (1474 г.), в рост представлена она в том же месте церкви Св. Созомена в Галате (1513 г.): Connor С. L. Female Saints in Church Decoration of the Troodos Mountains in Cyprus//Medieval Cyprus. Studies in Art, Architecture, and History in Memory of Doula Mouriki/Ed. by N. Ševenko and Ch. Moss. Princeton, 1999, p. 219, pi. 9, 12, 15, 23. Кипрская икона около 1500 г. с поясным изображением св. Параскевы (из собора на Пафосе): Сокровища Кипра: Древнее искусство. Искусство средних веков. М., 1976. Табл. XIX. Длинная узкая панель с иконным изображением Параскевы, держащей перед собой медальон с образом Akra Tapeinosis, происходит из церкви Панагии Хрисалиниотиссы в Левкосии: Byzantines Eikones tou Kyprou.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немалую роль в подъеме искусства на Кипре сыграли эмигрировавшие сюда из крупных визант. центров художники, к-рые расписали большое количество сельских церквей и мон-рей, дополняя частично разрушенные фрески XII-XIV вв. Основной чертой кипрской живописи XV-XVI вв. был провинциальный эклектизм, более явный и пестрый, чем в искусстве Крита. Используя в качестве основы архаичные модели, художники Кипра вводили изобразительные мотивы франц. и итал. готики, Ренессанса, отдельные элементы живописи христ. Востока. Их работы отличались расширением повествовательных циклов и резким сокращением масштаба изображений, грубоватым рисунком. В стиле, объединившем все названные заимствования, выполнены росписи в церквах св. Маманта в Луварасе (1495), Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (1494/95), св. Андроника в Калопанайотисе и св. Кирика в Летимну художником арабо-сир. происхождения Филиппом по прозвищу Гуль, к-рому подражали мн. его современники. Особняком стоит греч. мастер «Латинской» капеллы в мон-ре св. Иоанна Лампадиста, создавший во 2-й пол. XV в. цикл «Акафист Богоматери» в стиле живописи Сев. Италии. Нек-рые кипрские живописные ансамбли 2-й пол. XV в. можно признать почти визант. по чистоте стиля (в церквах Св. Креста в Пелендри, Богородицы Форвиотиссы в Асину, св. Параскевы в Героскипу). На Кипре росписи XVI в. содержали большое количество сцен, выполненных в стиле зап. иконографии, стиль изображения стал грубее. Отдельные художники XVI в. имитировали местные фрески 2-й пол. XV в. Так, в работах Симеона Авксентиса узнается манера Гуля (фрески в церквах в Галате : св. Созомена (1513), Панагии Феотокос или арх. Михаила и св. Параскевы (обе 1514)). Иконопись Кипра во 2-й пол. XV в. более традиционна по своей иконографии и стилю; в это время созданы произведения, близкие палеологовским («Преображение» из ц. святых Феодоров в Летимну, «Сошествие Св. Духа» из ц. Богородицы Фанеромени в Никосии, св. Параскева из ц. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии, праздничный чин в мон-ре св. Неофита). В иконах 1-й пол. XVI в. заметно влияние итал. искусства (деисусные чины в мон-ре св. Неофита и ц. Богородицы Хриселеусы в Полеми). В ряде икон XVI в. ярко проявились заимствования из живописи Возрождения, особенно в портретах донаторов. После 1571 г., когда остров был завоеван турками, не известно ни одного значительного живописного ансамбля. Свт. Николай Чудотворец с житием. Фессалоника. Ок. 1485 г. (Археологическая коллекция. Кастория) Свт. Николай Чудотворец с житием. Фессалоника. Ок. 1485 г. (Археологическая коллекция. Кастория) В Центр. и Сев. Греции (Фессалии, Беотии, Македонии) главными художественными центрами являлись мон-ри Афона, Метеоры, Янины, македонские города Кастория и Веррия. Основой развития местного варианта поствизант. искусства стала живопись XIV в. Фессалоники, экспрессивная по духу, порой лишенная того классического начала, к-рое отличало к-польское искусство.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Из полуутраченной надписи известно, что нартекс собора мон-ря прп. Иоанна Лампадиста был расписан мастером, приехавшим на К. из К-поля (видимо, вскоре после 1453). Стиль росписей не соответствует традиц. представлению о столичном искусстве, а является образцом провинциальной живописи. О. В. Л. В период венецианского господства (1489-1570/71) в живописи К. существовало 2 направления - местная кипрская традиция («кипрская школа») и т. н. итало-византийский стиль,- в разной степени отразившие влияние зап. искусства. К 1-му направлению относятся росписи кипрских художников Филиппа Гуля (церкви Честного Креста «ту Агиасмати», 1494 или, более вероятно, 1505, и мч. Маманта в Луварасе, 1495) и Симеона Авксентиса (церкви прп. Созомена, арх. Михаила (Феотокос) и св. Параскевы в Галате, 1513 и 1514). Композиции Филиппа Гуля плотно вписаны в рамы, наполнены коренастыми фигурами в ярких одеяниях, размещенными в слегка углубленном пространстве между палатами или схематичными, разбеленными на уступах горками, иногда внутри архитектурных компартиментов. Симеон Авксентис работал в более декоративной манере: статичные позы святых в нижних зонах росписи контрастируют с выразительными сценами верхних регистров, одежды детализированы и украшены орнаментикой, отрешенные лики святых имеют розоватое охрение, в некоторых изводах («Чудо вмч. Георгия о змие») использованы критские образцы. Положение во гроб. Роспись ц. арх. Михаила в Педуласе. 1474 г. Худож. Мина Положение во гроб. Роспись ц. арх. Михаила в Педуласе. 1474 г. Худож. Мина «Кипрская школа» развивалась параллельно критской из-за эмиграции на оба острова к-польских мастеров после падения столицы Византийской империи в 1453 г. ( Eliades. 2006. P. 15). Помимо палеологовского искусства их творчество основано на более ранних произведениях кипрской живописи. Палеологовский стиль нашел продолжение в декорации ряда кипрских храмов в венецианский период, напр. в росписях позднего слоя ц. прмц. Параскевы в Героскипу (кон. XV в. или, по М. Эммануэль, нач. XVI в.- Emmanuel. 1999. P. 244), где тем не менее тоже встречаются детали, заимствованные из итальянской живописи.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010