Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) Автор всем известного сборника Четьи Минеи ( «Жития святых» ), получил образование в Киево-Братской коллегии (впоследствии — знаменитая Киево-Могилевская академия). После игуменства в Батуринском Николаевском монастыре он поселился в Киево-Печерском монастыре, где начал работать над «Житиями святых» (было издано четыре книги). В 1701 году святитель был хиротонисан во епископы и назначен на Ростовскую кафедру, где и прослужил до конца жизни. На месте своего служения святой заботился о просвещении и нравственности верующих, в частности боролся с невежеством и пьянством, основал славяно-греческое училище. Великие и известные люди с именем Дмитрий: Дмитрий Лаптев (1701–1771) Знаменитый путешественник и географ, родился в семье мелкопоместных дворян в Псковской губернии. С 1736 года встал во главе отряда Великой северной экспедиции, которая изучала побережья на востоке от реки Лены. Вернувшись из путешествия, Дмитрий продолжил службу в Балтийском флоте. Исследователь оставил ценные сведения, в которых содержатся этнографическое, историческое и хозяйственное описания малых народностей на северо-востоке России. В честь него назван пролив (пролив Дмитрия Лаптева). Дмитрий Менделеев (1834–1907) Знаменитый ученый-химик родился неподалеку от Тобольска в многодетной семье (он был 14-м ребенком). Блестяще окончив Главный педагогический институт в Москве, Дмитрий стажировался в университетах Франции и Германии. В 1869 году Менделеев совершил одно из своих главных открытий — периодический закон химических элементов. Кроме того великий ученый внес свой вклад в такие отрасли знания, как метрология, физика, экономика, воздухоплавание, педагогика. Дмитрий Шостакович (1906–1975) Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Помимо академического репертуара, знаменитый композитор написал музыку ко многим кинофильмам и театральным спектаклям.

http://foma.ru/imya-dmitriy.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дмитрий Ростовский, святитель (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651 — 1709 гг.) — происходил из шляхетского и казацкого рода. Украинский и русский церковный деятель, оратор, духовный писатель, поэт, драматург. Первый канонизированный святой в синодальный период, единственный в XVIII веке. Академик Д. С. Лихачев считал Дмитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Дмитрий Ростовский крайне много сделала для просвещения народа, боролся с пьянством и пороками, полемизировал с католиками и старообрядцами. Вошёл в историю прежде всего своими «Житиями святых», которые имели колоссальное духовное влияние на протяжении многих поколений и оказывают его до сих пор. Дмитрия Ростовского называли  «Златоуст Российской словесности», «Пастырь добрый», «Цевница духовная», «Звезда всю страну ученьми и чудесы озарившая», «райская ветвь Малороссии», «Святитель с медоточивыми устами» Творчество Дмитрия Ростовского многообразно — он писал пьесы, стихи, мемуары. Но прежде всего известны его проповеди и Жития святых — знаменитые Четьи-Минеи. О жизни и наследии Дмитрия Ростовского писали: Тургенев: «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?» Игнатий (Брянчанинов): «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений    и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?» Толской: «вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким он часто бывает у Дмитрия Ростовского.» Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/dmi...

Игуменья Евгения руководила Аносиным монастырем 14 лет. В 1837 году она умерла и была похоронена с северной стороны собора у придела Бориса и Глеба. Позже монахиней Аносиной обители стала родная внучка княгини Евдокия Озерова. В монашестве она тоже получила имя Евгения, став во всем преемницей бабушки. Евгения Озерова руководила монастырем 20 лет. Ее могила также находится рядом с приделом святых Бориса и Глеба. Второе название монастыря – Борисоглебский. Оно указывает, что обитель строилась в память о князе Борисе Мещерском. Страстотерпцы Борис и Глеб – это первые русские святые, вошедшие в церковные святцы после принятия христианства на Руси. Они были сыновьями киевского князя Владимира. После смерти отца старший брат Святополк, прозванный в народе Окаянным, послал к Борису и Глебу слуг для расправы над соперниками. Братья знали о предательстве Святополка, но не стали сопротивляться, чтобы избежать междоусобицы. Почитание Бориса и Глеба как святых началось на Руси почти сразу после их трагической кончины. Святитель Дмитрий Ростовский – это еще один почитаемый в монастыре святой. Автор жизнеописания игуменьи Евгении Мещерской писал в 1876 году: «Не у французских мыслителей XVIII века, сочинения которых читала с таким увлечением в молодости, заимствовала она силу и мужество…Святитель Дмитрий Ростовский был тот духовный писатель, которого сочинения особенно благотворно подействовали на ее дух». Княгиня называла святого своим целителем и приписывала ему свое обращение «от безумного мудрования» к христианской вере. Будущий святитель родился недалеко от Киева в семье сотника Саввы Туптало в 1651 году. Дмитрий учился в Киево-Братской коллегии, стал монахом и прославился проповедями. В 1701 году он переехал в Москву, а чуть позже Петр I назначил его митрополитом Ростовским. Святитель Дмитрий известен составлением «Четьи-Минеи» – собрания житий православных святых. Это и сегодня популярная книга о жизни древних святых. Основательница монастыря игуменья Евгения Мещерская чтила Тихвинскую икону Божией Матери. Она писала в дневнике: «положу освящение храма во имя Тихвинской Божией Матери в память чудесного избавления меня с дочерью и другом моим Елисаветою Алексеевною Ельчаниновой от потопления в Ладожском канале в проезд наш из Петербурга к Тихвину в 1798 году». На сайте обители говорится, что в 1995 году одна женщина из Москвы вернула в монастырь список Тихвинской иконы, который хранился в обители до закрытия. В 2013 году в монастырь был передан еще один старинный список Тихвинской иконы, созданный в конце XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Святоотеческое наследие Помочь сайту Дмитрий Ростовский, святитель Век: XVII — XVIII Дата Рождения: 21.12.1651 Дата Смерти: 8.11.1709 Страна: Происходил из шляхетского и казацкого родов. Украинский и русский церковный деятель, оратор, духовный писатель, поэт, драматург. Первый канонизированный святой в синодальный период, единственный в XVIII в. Академик Д. С. Лихачев считал Дмитрия Ростовского «последним писателем, который имел Происходил из шляхетского и казацкого родов. Украинский и русский церковный деятель, оратор, духовный писатель, поэт, драматург. Первый канонизированный святой в синодальный период, единственный в XVIII в. Академик Д. С. Лихачев считал Дмитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Дмитрий Ростовский крайне много сделал для просвещения народа, боролся с пьянством и пороками, полемизировал с католиками и старообрядцами. Вошел в историю прежде всего своими «Житиями святых», которые имели колоссальное духовное влияние на протяжении многих поколений и оказывают его до сих пор. Дмитрия Ростовского называли Златоустом Российской словесности, Пастырем добрым, Цевницей духовной, Звездой всю страну ученьми и чудесы озарившей, Райской ветвью Малороссии, Святителем с медоточивыми устами. Творчество Дмитрия Ростовского многообразно — он писал пьесы, стихи, мемуары. Но прежде всего известны его проповеди и «Жития святых» — знаменитые Четьи-Минеи. О жизни и наследии Дмитрия Ростовского писали: Тургенев: «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?». Толстой: «Вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким он часто бывает у Дмитрия Ростовского». Крылов А. О. Философия и философы в проповедях свт. Димитрия Ростовского Крылов А. О. Святитель Димитрий Ростовский и проблема античного наследия в Русском богословии

http://predanie.ru/dmitriy-rostovskiy-sv...

Майя. Кончина святителя Димитрия Ростовского //Русский паломник. – 1909, 43. – С. 681–682. Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимы е для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 244. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 1365–1366; кн. 4. – С. 22–25; кн. 5. – С. 1126. Нечаев В. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. – М., 1849. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, сентябрь. – С. 332–349. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – С. 177–192. Державин А. М. Четьи-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник (магистерская диссертация). Маккавейский Н. Святитель Димитрий, как пастырь и настоятель. – Киев. 1910. Титов А. А. Проповеди святителя Димитрия, митрополита Ростовского, на украинском наречии. – М., 1909. Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. (Историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 13, 59, 60. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 35–5 3 с портретом. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 36–37. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 903, 922–925. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1415, 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 318, 333. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 688, 690. Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, 1891, т. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рыбинское водохранилище , которое в конце 30-х годов XX века планировалось как самое большое в мире искусственное озеро, образовано водонапорными сооружениями гидроузла, расположенного в северной части города Рыбинска Ярославской области. Во время строительства водохранилища было затоплено пять тысяч квадратных километров, расселено сто тридцать тысяч человек. «Рукотворное море» до сих пор является предметом ожесточенных споров биологов, экологов и историков о допустимости вмешательства человека в устройство окружающего мира. На гербе Ярославля , утвержденном в 1778 году, изображен медведь, держащий в левой лапе золотую секиру. Древний герб напоминает о том, что город Ярослава Мудрого был основан на месте древнего языческого поселения «Медвежий Угол». Виды Ярославля можно найти на тысячной купюре Банка России. Многие ярославцы считают это символичным: в 2010 году город отметит свое тысячелетие. Имя небольшого города Пошехонье в северной части области навсегда увековечено в названии одноименного сыра. Когда-то здесь существовало сыроваренное производство, где и родился уникальный рецепт молочного продукта из Пошехонья. В Ярославской области родились : поэт Леонид Трефолев, график и живописец Дмитрий Кардовский, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, аниматор Александр Петров, музыкальный критик Артемий Троицкий. Немало святых были уроженцами Ярославской земли . Среди них благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Вырицкий, праведный воин Феодор Ушаков. Главной святыней Ярославской земли считается Толгская икона Божией Матери, которая была явлена в 1314 году. На месте явления чудотворного образа был основан монастырь, который в XX веке стал первой возрожденной на территории России женской монашеской обителью. Ярославская епархия — древнейшая в России : первая архиерейская кафедра на территории области была основана в Ростове Великом в 991 году, на год раньше Великого Новгорода. В XVIII веке эту кафедру возглавлял святитель Димитрий Ростовский. Он известен прежде всего тем, что систематизировал жизнеописания большинства известных святых в многотомник «Четьи-Минеи», который до сих пор остается излюбленным чтением во многих православных семьях.

http://foma.ru/yaroslavl-tolko-faktyi.ht...

Вслед за ней встаёт в нашей молитвенной и благодарной памяти святой Владимир, князь стольно-Киевский, в реке Днепре крестивший киевлян и озаривший светом христианства Русь того времени. Одновременно мы молитвенно вспоминаем и центр духовного просвещения и иноческого подвига того времени – Киево-Печерский монастырь с его дальними и ближними пещерами, сохранившими до наших дней свидетельства (святые нетленные мощи) славных духовных подвигов наших предков. Кому не известны святые подвижники Киева – Антоний и Феодосий, и их многочисленные преемники по духовным подвигам, как в самой обители, так и за её пределами? На севере нашей страны рано возник Новгород, крепкий не только силой меча, но и силой креста. Здесь просияли своими подвигами Никита, Ефрем, Иоанн и другие. Здесь воспитался и получил благословение на ратные подвиги в защиту Родины святой благоверный князь Александр Невский. Ещё дальше на север пронесли свет Христовой веры прославляемые нами Валаамские чудотворцы – Сергий и Герман, и Соловецкие – Савватий и Герман. В далёкой и суровой Сибири подвизались и привлекали к Христу святители Иннокентий, Иоанн и другие. Ближе к Москве, в Воронеже, святительствовал Митрофан – мужественный ревнитель веры и благочестия, а также Тихон Задонский  – подвижник и духовный писатель-просветитель. Невдалеке от Воронежа плодоносно святительствовал святитель Питирим Тамбовский. Почти в те же времена богомудро и благочестиво святительствовали Феодосий Черниговский и многоучёный Дмитрий Ростовский , описатель Четьи-Минеи и обличитель раскола. Много раньше их (в 14 веке) ближе к Москве, в лесах Радонежских, воссиял преподобный и богоносный отец наш Сергий, «взбранный воеводо» всей земли русской. «Чудотворец преславный и помощник скорый, инокам наставник и собеседник.., всего русского монашества северного насадитель и всея Руси игумен небесный.., а в несчастные годины нашей страны вдохновитель побед над врагами нашей отчизны великой» 82 . Великий град Москва! Здесь подвизался Василий Блаженный, а также первопрестольный святитель Пётр, предрёкший великую славу Москве. Здесь в патриаршем соборе почивает крепкий молитвенник и защитник земли русской святитель Алексий. Можно ли не упомянуть святителя Иону, страстотерпца Филиппа и священномученика Гермогена, не вспомнить их пламенную веру и защиту Москвы и православной веры от врагов родины. Великое множество других святых просияли на русской земле. Не достало бы времени повествовать об этом облаке свидетелей помощи Божией, действия благодати Христовой в спасении верующих людей нашей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Этим-то они и ценны, поскольку состояние без Бога мучило человека и не давало ему жить. Интересно, что сегодняшнее состояние без Бога практически никого не мучает. Там – мир мук. Настоящие страдания они потому и трогают нас, что не надуманны. Там человек при жизни проходит круги ада. Можно ли себе представить Антигону или Медею в современном постмодернистском пространстве? Нет. Слишком по-настоящему они мучаются и страдают. От них все время уходишь с вопросами. Наблюдая за их муками, начинаешь сопереживать им, их страдания и сомнения терзают тебя, не дают покоя. А прочитал иного современного автора, и ничего. Запомнил какие-то клевые фразы, чтобы блеснуть в разговоре, и пошел дальше. Если стен Передо мной откроется защита, На тайную стезю убийства молча Ступлю тотчас. Но если нам одно Несчастье беспомощное на долю Останется, я меч беру открыто И дерзостно иду их убивать, Хотя бы смерть самой в глаза глядела.(Со сдержанной страстью.)Владычицей, которую я чту Особенно, пособницей моею, Родной очаг хранящею, клянусь Гекатою, что скорбию Медеи Себе никто души не усладит!..Им горек пир покажется, а свату Его вино и слезы мук моих…За дело же! Медея, все искусство Ты призови на помощь, – каждый шаг Обдумать ты должна до мелочей!..Иди на самое ужасное! Еврипид. Медея Другое дело – театр христианский, который вырос из христианских мистерий. Русский театр своим происхождением обязан именно Церкви. Собственно, первым начал писать пьесы для театра священнослужитель, святитель Димитрий Ростовский . До сих пор в Театре Покровского играется его «Ростовское действо» – по сути настоящая мистерия. Мистерии и были характерны для Русской церкви XVII в. В храмах разыгрывались целые постановки, которые назывались «действами». Мистерия, то есть таинство, происходит от греческого слова mysterion – тайна; в русском церковном обиходе это было принято называть действом. Святитель Дмитрий Ростовский (1651–1709) – русский церковный деятель, писатель и оратор. В 17 лет принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре. Получил известность как составитель сборников житий святых, один из самых заметных трудов – четырехтомник Четьи минеи. Писал проповеди , стихи и драмы. Тексты двух пьес – Рождественской и Успенской драмы сохранились до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

39. Державин А., прош. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть вторая//Богословские труды. 1976. 16. 40. Brückner A. Ein Weissrussischer Codex miscellaneus in Gräflich-Raczynski’schen Bibliothek in Posen/Archiv für Slavische Philologie (Berlin). 1886. Bd. 9. 41. Rkopisy cerkiewnosowiaskie w Polsce. Katalog. Krakow, 2004. 42. Веселовский A.H. Из истории романа и повести. Славяно-романский отдел. Т. 2//Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1888. Т. XLIV. 43. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. 44. Бодянский О. Славяно-русские сочинения в пергаменном сборнике И.Н. Царского. М., 1848. 45. Полонский Д.Г. Историческая эрудиция составителя «Слова о Халкидонском соборе»//«Slovne=Словне». International Journal of Slavic Studies. 2014. Vol. 3. 2. 46. Мошин B.A. Сербская редакция синодика в неделю православия. Тексты//Византийский временник. 1960. 17. 47. Божилов И., Тошоманова А., Билярски И. Борилов Синодик. Издание и превод. София, 2010. 48. Полонский Д.Г. Почему киевский монах Феодосий Грек перевел послание римского папы Льва Великого ? (К проблемам мотивации книжника и датировки восточнославянского памятника XII в.)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. Вып. 3(53). Полонский Дмитрий Георгиевич – старший научный сотрудник Архива РАН. Автор глубоко признателен А.А. Гиппиусу, А.А. Турилову и Ф.Б. Успенскому за обсуждение соображений, ставших основой настоящей работы 2 Таковы, например, болгарские и сербские рукописи из собраний Одесской национальной библиотеки Л. 26об.–28об.] и Национальной библиотеки им. свв. Кирилла и Мефодия в Софии 141. Л. 75–78об., 895. Л. 86об.–88, 902. Л. 58–69об., 904. Л. 70–73, 913. Л. 96–100об.]. 3 Изредка, впрочем, память о папе Льве сопровождалась путаницей в месяцесловах. Так, в одной среднеболгарской рукописи Апостола (нач. XIV в.) под 18 февраля явно ошибочно отмечена память сщмч. (!) «Лесонта, кп(и)с(ко)па Ц(а)ръгр(а)да» 802. Л. 120об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

Но в XIV веке Польша и Литва заключили Кревскую унию и начали усиленно насаждать на Киевской земле католицизм. И все-таки даже тогда Лавра оставалась православной. И русские князья — подданные сначала Великого княжества Литовского, а потом польского короля — нередко на склоне дней приходили в нее и оставались навсегда, как принявший здесь монашество с именем Феодосий герой Грюнвальдской битвы князь Федор Острожский, передавший обители все свои богатства. Читайте также: Лавра — похожа на небо «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» В XVI веке, когда Лавру взяли под свою защиту казаки, обитель начала медленно, но неуклонно отстраиваться и устраиваться. Да, жизнь ее, в которую то и дело вмешивались польские короли и магнаты, лишилась былой славы. Но в ней продолжали молиться, строить храмы и бороться с унией. И знаменитая лаврская типография появилась в начале XVII века в том числе и для этого. Здесь, в Лавре, будущий святитель Дмитрий Ростовский писал свои Четьи Минеи (жития святых), надолго ставшие любимой книгой православной Руси. А лаврский архимандрит, будущий митрополит Киевский Петр (Могила) открыл при обители гимназион, где, кроме богословия, преподавали грамматику, риторику и арифметику. Потом его объединили с Братской школой на Подоле, и появился Киево-Могилянский коллегиум, прообраз Киевской духовной академии. Но только после Переяславской рады, когда Запорожская Сечь с Левобережной Украиной окончательно отделились от Речи Посполитой и вошли в Русское царство, Киево-Печерская лавра получила жалованные грамоты, деньги, земли и другие имения и стала «ставропигионым царским и патриаршим московским» монастырем. Ни один из русских царей от Алексея Михайловича и Петра Великого до Николая II не обходил Лавру вниманием. И, посещая обитель, ей дарили золотые кресты и лампады, драгоценные оклады богослужебных книг, шитые золотом ризы, парчу и кипарисовые гробницы для киево-печерских угодников. «Отроки благочестивые в пещи» Да, не одно гонение пережила Лавра за сотни лет. Но только XX век принес сюда настоящий ад: голод, тиф, разорение… В 1918 году при штурме Киева большевиками митрополита Владимира (Богоявленского) зверски убили у стен монастыря. И преследования насельников начали нарастать лавиной. Их без суда и следствия расстреливали, арестовывали, выселяли на 101-й километр, ссылали. А полному уничтожению духовных и художественных ценностей обители помешало только появление на территории обители в начале 1920-х годов Музея культов и быта. Вслед за ним в монастыре вырос целый музейный городок, и в 1926 году Киево-Печерская лавра была признана «историко-культурным государственным заповедником».

http://foma.ru/kievo-pecherskaja-lavra-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010