I. Пр. Нестор Летописец В состав Киево-Печерского Патерика входят литературные произведения с именами трёх авторов: преп. Нестора Летописца , св. Симона, епископа Владимирского и Суздальского, и Поликарпа, черноризца Печерского монастыря. Преп. Нестор Летописец . Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Начальной летописи, где идёт речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст 1 . Теперь же, когда принадлежность Нестору Повести времен. лет вполне основательно оспаривается, – требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае несомненно, что преп. Нестор был инок Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане (начало его игуменства – год смерти преп. Феодосия), который принял его, постриг и возвёл в сан диакона 2 . При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц 3 . На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Патерика об изгнании беса из Никиты Затворника: здесь на ряду с такими подвижниками благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда ещё сравнительно юный инок 4 . О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя 5 . Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах 6 , ни в Прологах (до печатного издания 1895 г. включительно), ни в Четьях–Минеях до – Макарьевского и Макарьевского состава 7 . В Описании иконописи Киево–Печерской Лавры начала XVIII в. (рукоп. Лаврск. библ. 204) упоминается живописное изображение «прпд. Нестора диакона» и «прпд. Нестора летописца» 8 , но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный 9 . Житие Нестора впервые читаем в славянском печатном издании Печерск. Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию») 10 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовскаго . Служба ему, как и другим « Прп бнымъ оцем Печерским, ихже мощы в ближной и далной нетлнно почивають», составлена ещё позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Остается сказать несколько слов о теперешнем состоянии знаменитой Лавры. Нужно признать, что ее собор сохранил очень немногое от своего прежнего великолепия. Причиной тому – повторные нашествия и пожары. И в монастырской ризнице сохранилось лишь очень мало старинных вещей: несколько кадильниц да рукописное Евангелие XVI века. Библиотека и архивы погибли в большом пожаре в 1718 г. То, что осталось (129 рукописей, не представляющих особой ценности), не восходит далее XIV века. Монастырь, являющийся хоругвью русского благочестия, пережил за свою историю много трагических моментов. С первых дней его существования его тревожили набеги грабителей-кочевников; татары несколько раз обращали его в развалины, он каждый раз отстраивался, прекраснее и богаче, чем прежде, благочестием русского народа. Он был ядром, вокруг которого народ сплачивался для борьбы с иностранными колонизаторами. И – слова из песни не выкинешь – Лавра никогда не проявляла склонности к унии с Римом; во все времена она была и осталась, быть может из-за борьбы с поляками, неприступной твердыней непримиримого по отношению к Западу православия. В 1920 г. монастырь был превращен в антирелигиозный музей, ставший самым значительным на Украине. В настоящее время он возвращен культу 18 . Преп. Авраамий Смоленский Прежде чем перейти к изучению русской духовности в период. татарского ига, следует остановиться на личности одного домонгольского святого, отличающегося вполне оригинальными индивидуальными чертами и тем не менее содействовавшего возникновению некоторых устремлений, характерных для всей позднейшей русской духовной жизни. Мы имеем в виду Преп. Авраамия Смоленского (ум. в 1221 г.). Его биография, написанная его учеником Ефремом (между 1224 и 1227 гг.) представляется, наряду с житием Преп. Феодосия, единственной дошедшей до нас настоящей биографией русского святого домонгольского периода. Она была напечатана в «Православной Мысли»  за 1858 г., т. III. стр. 136 и 369, по списку 1558 г. Своим содержанием, необычайностью рассказанных в ней событий, своей связью с некоторыми вопросами, еще остающимися темными, о состоянии образования в древней Руси, это житие, как пишет Г. П. Федотов представляет собой исключительно ценный памятник русской культуры. От него сохранилось не менее 36 списков, что доказывает его очень значительную распространенность. Св. Дмитрий Ростовский включил его, в отличном литературном переводе, в свои Четьи Минеи под 21 сентября, наряду с немногими другими выбранными им житиями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но дьявольское «лицетворение» есть всегда отпетое лицедейство, лукавый театр, никогда не имеющий ничего общего ни со смиренным истощанием, предпринятым ради другого, ни со стремлением наделить кого-то не имеющимися у него высшими качествами, ни попыткой возводить человека к подвигу преодоления своей гордости. Это всегда гордое выпячивание своего «я», не гнушающееся для этого никакими средствами. Подлинное же, божественное «лице-деяние», всегда направлено на благо иных личностей, на их честь и славу, на их торжество в подлинном бытии. Использованная литература: 1 . Василий Великий , свт. Беседа 12. На начало Книги Притчей ( Притч 1. 1–5 )//Он же. Творения. Т. 1. С. 971–989. 2 . Василий Великий , свт. Толкование на пророка Исаию//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Издательство Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. С. 611–864. 3 . Гурьев В., прот., Пролог в поучениях на каждый день. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. 4 . Дмитрий Ростовский , свт. Житие 815, святого Петра, прежде бывшего мытарем//Он же. Жития святых (Четьи минеи). В 4-х т. Издание Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 1764 (Издательство Аксион Эстин, 2009). Т. 1. Л. 110 об. –112. 5 . Игнатий (Брянчанинов) , еп. Отечник//Он же. Полное собрание сочинений. В 7-ми т. М.: Издательство Паломник, 2001–2007. Т. 6. 2004. 6 . Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры //Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина . В 12-ти т. СПб.: Издание СПб. Духовной Академии, 1913. Т. 1. С. 157–345. 7 . Иоанн (Маслов) , схиарх. Глинский патерик. М.: Издательство Самшит, 1997. 8 . Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология//Он же. Собрание творений: в 4-х т./Пер. с серб. С. П. Фонова. М.: Издательство Паломник, 2004–2007. Т. III. 9 . Иустин (Попович) , преп. Толкование на Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова/Пер. с серб. М.: Издательство Московского подворья ТСЛ, 1998. 10 . Иустин (Попович) , преп. Философские пропасти. На водоразделе культур/Пер. с серб. М. Н. Ященко.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Несколько раньше иеромонах Иоасаф 107 время епископства того же Симона отнес к 1160–1172 гг. На XII век падает время жизни св. Симона и по «Описанию иконописи Киево–Печерск. Лавры», начала XVIII в.: здесь об адресате Симонова Послания, Поликарпе, замечено: «в старости глубоцей 1182, июля в 20 д., преставился» 108 . Разбор и опровержение всех этих свидетельств и соображений о жизни Симона в XII в. – у пр. Филарета 109 , В. Яковлева 110 и прот. М. Хераскова 111 . Позднейшие исследователи Владимирских святынь – прот. Виноградов 112 , А. Титов 113 , архиеп. Димитрий 114 и архиеп. Сергий 115 – доказывают, что было два Симона: один жил в XII в., а другой, списатель Печерск. Патерика, управлял Владимирской епископией с 1214 по 1226 г.; мощи первого почивают в Киевских пещерах, а второго – во Владимирском кафедральном Соборе, как можно видеть из древней надписи над гробницей: «мощи преосвященного Симона, епископа Владимирского, преставися в лето 6735 в 22 день мая». Против такого различения говорит жизнеописание Симона в Печерск. Патерике Тризны 116 и в печатных славянских изданиях 117 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовского , – и церковная Служба. В Службе он прославляется как « преподобныхъ оцъ Печерскихъ списатель извстный»: « добр написавъ на скрижалхъ срца твоег добродтели оцъ Печерскихъ, не скрылъ си тхъ под спудомъ молвы, оче, но движимь, весь оумъ свой братилъ еси оныхъ на ползу, инемъ написати»; или: « Аки размна пчела мысленны цвты, прп бныхъ собравъ, подалъ еси та, аки сотъ по теб живущымъ»... 118 С именем св. Симона в Печерск. Патерик вошло Слово о создании церкви Печерской и Послание к Поликарпу, черноризцу Печерского монастыря. Первое произведение было составлено не раньше 1222 г. 119 : в конце рассказа « писцевъ црквны къ игоуменоу Никону прграда» Симон говорит о построении кн. Владимиром Мономахом церкви в Ростове, а сыном его Юрием – в Суздале, « по бразу тоа цркви бгознаменныа», и при этом добавляет: « же по лте вс та распадошас же бца въ вкы пребывает»... 120 По свидетельству Лаврент. летоп. 121 , « в лето 6730 великый князь Георги заложи церковъ каменьну святыя Богородица в Суждали, на первмь мсте, раздрушивъ старое зданье, понеже учала б рушитися старостью, и верхъ ея впалъ б»... Правда, построение этой разрушившейся церкви приписывается здесь прадеду князя, а не отцу, но сообщение Симона заслуживает большего вероятия, чем летописное: кому и знать отчётливо историю местных святынь, как не местному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

В нашей стране действовали 5 типографий. Московский Печатный двор был очень крупным для той эпохи предприятием, здесь работало 8 станков. По общим тиражам изданной литературы Россия занимала первое место в Европе! Но спрос на нее был настолько высоким, что этого не хватало. Частные типографии Белоруссии и Литвы специализировались на печатании русских книг и поставке их в Россию. Ходило изрядное количество рукописной литературы, а книжное творчество щедро дополнялась устным народным - сказками, баснями, былинами. Сейчас уже признано, что по качеству они ничуть не уступали лучшим образцам зарубежной литературы, были настоящими шедеврами. Книги на Руси очень ценились. Большие библиотеки собирались в монастырях, в приказах, при школах, при типографии греческого языка, у царя, его детей, в домах вельмож и купцов. Но библиотечки в 3-5 книг имелись даже в домах некоторых зажиточных крестьян! А иностранцы описывают в Москве книжный ряд «длиной в милю», торговавший одними лишь книгами. Значительную долю книг составляла православная литература, разные издания Библии, Евангелий, Деяний Апостолов, Псалтири, жития святых. Разрабатывались учебники, «азбуковники» - пособия для учителей. Гюльденстерн в 1602 г. упоминает русский букварь. А в 1634 г. московский Печатный двор издал учебник Василия Бурцева: " Букварь языка славенского сиречь начала учения детям " . В 1648 г. была переиздана вышедшая в Литве «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, систематизировавшего книжный славянский язык и учившего не только «благо глаголати и писати», но и «метром или мерою количества стихи слагати». (Кстати, это была одна из двух книг, которые Ломоносов позже назвал «вратами своей учености). В Киеве в 1674 г. вышла книга Иннокентия Гизеля «Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа», первый русский учебник истории (он считался лучшим до середины XIX в. и выдержал 30 изданий). Среди переводных изданий, ходивших по Руси, была фактически вся античная классика, художественные рыцарские романы, лучшие труды по медицине, истории, географии. Но талантливые авторы имелись и в России. Св. Дмитрий Ростовский составил и издал «Четьи-Минеи», оставил мудрые и поучительные записки. Андрей Лызлов создал «Скифскую историю», Карион Истомин - «Малый букварь», «Большой букварь». Эмигрант-молдаванин Николай Спафарий-Милеску стал автором целого ряда научных работ, а Симеон Полоцкий - родоначальником книжной русской поэзии.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

Следующий день – 27 октября 1709 года – был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа он сказал: «Вот и вы, дети, также молитесь!» Помолчав, он добавил: «Пора и тебе, дитя, иди домой!» Певчий подошел к нему под благословение. Проводив его до двери, владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на владыку. «Благодарю тебя, дитя!» – повторил святитель Димитрий и закрыл за ним дверь кельи. Утром 28 октября вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях. Погребение святителя Димитрия отложили до приезда его друга – митрополита Стефана (Яворского) . Такова была воля покойного, с которым при жизни был договор, что кто из них переживет другого, тот и должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митрополита Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове. Но митрополит Стефан, выполняя волю святителя Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре. В 1752 году при ремонте храма, где был погребен митрополит Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. После проверки комиссией Святейшего Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе святителя Димитрия, он был причислен к лику святых 21 сентября 1757 года. Труды: Четьи Минеи. (Жития святых, Греко-Российскою Церковию почитаемых, в 4 -х четвертях). – Киев, 1689–1705. Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского : в 5 ч. – СПб., изд. Сойкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Святыни казачества. Передача 2. Доктор культурологии, доцент МГУТУ им Разумовского Н.Е. Шафажинская 01.11.2018 19:39 Святой Дмитрий Ростовский был митрополитом в Ростове Великом. Посвятил себя не только духовным подвигам, но и науке. Именно Дмитрий Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи» (Жития святых), которое по сей день является одним из самых выдающихся памятников русской духовной литературы, который имел огромнейшее значение не только для России, но для всей православной Восточной и Южной Европы. Ну и, наконец, самый знаменитый из казачьих святых – Иосаф Белгородский, Святой казак. Епископ Белгородский и Обоянский в миру звался Иоаким Андреевич Горленко. Его отец был Бунчуковым товарищем (помощником гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай По­пов совсем близок нам по времени своего подвига, он ро­дил­ся 6 мая 1864 го­да в се­мье стат­ско­го со­вет­ни­ка Чер­кас­ской ста­ни­цы Вой­ска Дон­ско­го Ха­ри­то­на Ива­но­ви­ча По­по­ва и до­че­ри свя­щен­ни­ка ста­ни­цы Ми­гу­лин­ской Алек­сан­дры Пет­ров­ны. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/11/01/19-3...

Спустя несколько десятков лет сами малороссы переняли такие московские приемы и стоя во главе духовного управления в России отличились такою жестокостью, что имя черкаса надолго служило предметом ненависти великорусского духовенства. Но теперь, на свежий взгляд тихого и скромного Димитрия, такие порядки приводили его в крайнее недоумение. У Димитрия скоро обнаружилось опасение, чтобы ему самому не приписали ереси, так строго карающейся в Москве «гражданскими казнями». При первом удобном случае, – 13 февраля следующего года 153 , он послал от лица себя и содержателей типографии объяснения тех мест своей Четьи-Минеи, где патриарх нашел не православный взгляд, – со своим обещанием впредь «пленять разум в послушание». По прибытии в свой Батуринский монастырь Димитрий опять занимался составлением Четьи-Минеи. Работа затруднялась недостатком необходимых книг. Помимо пролога житий святых Симеона Метафраста приводилось пользоваться и западными источниками, которые легче было достать, чем выпросить из Москвы Великие Четьи Минеи митрополита Макария. О некоторых святых сведений не доставало, жития других оказывались настолько про странными, что не вмещались в границы монастырских чтений (четей). Дмитрий с неохотою сокращал их, оговариваясь, что более полное описание жития святого можно читать в Великой Четьи-Минеи. Восполняя Четью-Минею, Димитрий написал и такие жития, которых у митрополита Макария и не находилась 154 . Житийное повествование у него уже не ограничивалось передачей сведений о жизни угодника из имеющихся у него греческих, латинских и славянских книг, но пополнено географическими и хронологическими сведениями 155 . Через 4 месяца усидчивой работы можно было приступить уже к напечатанию второй книги Четьи-Минеи за Декабрь, Январь и Февраль. Киевопечерские власти послали в Москву казнодея Елисея Завадовского с письменной просьбой к патриарху Иоакиму о позволении начать печатание. Вместе с тем, к нему послали исправленные и вновь отпечатанные листы для сентябрьской книги, взамен тех, которые велено удалить. При этом приложили объяснение, составленное Димитрием, относительно Иеронима, что он называется святым и в книгах московской печати, именно: в триоди постной в службе сырной субботы на утрени, в древних виленских и львовских уставах под 15 июля, а также в книге «Жезл» на листе 50. Точно также в оправдание своего мнения о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии сослались на московскую книгу «Жезл» на 5 листе, и на 6 песнь Рождеству Богородицы. За помещение таких мнений в печатной Четьи-Минеи киевопечерские власти приносят оправдание, что так думать, говорить и печатать еще не было запрещено. Исправленные два листа присылают в Москву на соборное определение, обещая полное повиновение и, не оглашая в народ, переменить листы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Житие святой Феклы» в редакции свт. Димитрия Ростовского //VII Научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 135–148; Макарий (Веретенников) , архим. Святитель Димитрий Ростовский и Макарьевские Четьи-Минеи//Макарьевские чтения: Русская культура XVI в. − эпоха Митрополита Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 95–110; Волков А. Издания «Келейного летописца» святителя Димитрия Ростовского //Звезда от Киева возсиявшая. С. 89–97; Тарасов А. Русская церковная иерархия в трудах святителя Димитрия Ростовского : «Летописец о Ростовских архиереях»//Там же. С. 98–120; Макарий (Веретенников) , архим. Святитель Димитрий Ростовский и Макарьевские Четьи-Минеи//Макарьевские чтения: Русская культура XVI в. − эпоха Митрополита Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 95–110. 90 Рутман Т.А. Святитель Димитрий и Демидовская икона Богоматери//Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. С. 265–272. Она же. Святитель Димитрий Ростовский в церковной истории Ярославля//Образы города в горизонте российской динамики. Ярославль, 2010. С. 225 – 231; Юркин И. Митрополит Сибирский или Ростовский? «Дмитрий отец» и А. А. Виниус в 1700 – 1708 годах//Звезда от Киева воссиявшая. С. 65– 75; Дятлов В. Святитель Димитрий Ростовский и Собор Киево-Печерских святых//Там же. С. 130–126. 93 Журавлева С.С. Феномен мученичества в агиографической поэзии свт. Димитрия Ростовского (Туптало)//Литература и культура в контексте христианства. Образы, символы, лики России: материалы V Международной научной конференции, 22–25 сентября 2008 года. Ульяновск, 2008. Ч. 1 С. 11–16.; Лебедева Н.А. Религиозно-философское наследие святителя Димитрия Ростовского //Ученые записки Российского государственного социального университета. М., 2004.– 2010. 2. С. 88– 95; Рубцова М., Рубцов П. Во славу Живоначальной Троицы//Звезда от Киева воссиявшая. С. 38–50. 94 Хондзинский П, прот. «Ныне мы все болеем теологией» (из истории русского богословия предсинодальной эпохи). М., 2013. С. 142–174. 95 В частности, о. Павлу Хондзинскому удалось ознакомиться с полным текстом диссертации Л.А. Янковской только после окончания работы над текстом своего труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

349 «Святитель должен был искать других пособий. Макарьевские Великие Четии-Минеи давали в этом отношении богатейший и вполне надежный материал. Однако Святитель Димитрий обратился не к ним, а к изданию Болландистов – Acta Sanctorum – и оттуда, главным образом, дополнил свои Четии-Минеи новыми житиями и памятями. Это издание, после первого же знакомства, произвело сильное впечатление на Святителя Димитрия; он внимательно читал и изучал его и, найдя здесь много житий таких святых, которые в старину почитались и прославлялись, а потом были забыты и исключены из календарей, решил воспользоваться ими для пополнения своих Четий-Миней» (Державин А., прот. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник//Богословские труды. 1976. No 16. С. 58). 350 «В месяцеслове Четий-Миней мы нередко встречаем заметки исторического характера, не имеющие прямого и непосредственного отношения к агиографии. Так, например, 17 декабря, после жития святого пророка Даниила, Святитель дает довольно обширное исследование о вавилонских и персидских царях» (Там же. С. 75). 351 «В его изложении мы встречаем не только отрывки из песнопений праздника, его предпразднства и попразднства, но и целые сцены, составленные на основании службы или по ее примеру. Так, в слове на Благовещение приводится беседа Архангела Гавриила с Пресвятою Девою, написанная по примеру и под сильным влиянием канона на этот праздник...» (Державин А., прот. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник//Богословские труды. 1976. No 16. С. 96). 352 «В таких случаях он не любил пользоваться библейскими сведениями из вторых рук, а обращался к ним непосредственно и передавал самостоятельно» (Там же. С. 91). 353 «Праздничная Минея, вообще, имела высокое достоинство в глазах Святителя, он старался как можно теснее связать с нею свои повествования и все, что сообщала она, считал за непререкаемую истину» (Там же. С. 96). 354 Христос приобретается и познается, говорит апостол, через «сообщение страстей его» ( Флп. 3: 10 ). Несомненно, что отзвук именно этих слов слышится в предсмертной молитве благоверного князя Бориса, которую вкладывает в его уста преподобный Нестор: «Благодарю Тя, Владыко Господи, Боже мой, яко сподобил мя недостойнаго съобьщнику быти страсти Сына Твоего Господа нашего Исуса Христа. Посла бо единочадаго Сына своего в мир, Его же безаконьнии предаша на смерть; и се аз послан бых от отца своего, да спасу люди от супротивящихся ему поган, – и се ныне уязвен есмь от раб отца своего. Нъ, Владыко, отдай же им грехов, мене же покой с святыми...» ( Нестор Летописец , прп. Чтения о святых мучениках Борисе и Глебе//Древнерусские княжеские жития. М., 2001. С. 99).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010