Книги на Руси очень ценились. Большие библиотеки собирались в монастырях, в приказах, при школах, при типографии греческого языка, у царя, его детей, в домах вельмож и купцов. Но библиотечки в 3-5 книг имелись даже в домах некоторых зажиточных крестьян! А иностранцы описывают в Москве книжный ряд «длиной в милю», торговавший одними лишь книгами. Значительную долю книг составляла православная литература, разные издания Библии, Евангелий, Деяний Апостолов, Псалтири, жития святых. Разрабатывались учебники, «азбуковники» - пособия для учителей. Гюльденстерн в 1602 г. упоминает русский букварь. А в 1634 г. московский Печатный двор издал учебник Василия Бурцева: " Букварь языка славенского сиречь начала учения детям " . В 1648 г. была переиздана вышедшая в Литве «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, систематизировавшего книжный славянский язык и учившего не только «благо глаголати и писати», но и «метром или мерою количества стихи слагати». (Кстати, это была одна из двух книг, которые Ломоносов позже назвал «вратами своей учености). В Киеве в 1674 г. вышла книга Иннокентия Гизеля «Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа», первый русский учебник истории (он считался лучшим до середины XIX в. и выдержал 30 изданий). Среди переводных изданий, ходивших по Руси, была фактически вся античная классика, художественные рыцарские романы, лучшие труды по медицине, истории, географии. Но талантливые авторы имелись и в России. Св. Дмитрий Ростовский составил и издал «Четьи-Минеи», оставил мудрые и поучительные записки. Андрей Лызлов создал «Скифскую историю», Карион Истомин - «Малый букварь», «Большой букварь». Эмигрант-молдаванин Николай Спафарий-Милеску стал автором целого ряда научных работ, а Симеон Полоцкий - родоначальником книжной русской поэзии. В нашей стране существовала своя традиционная медицина. Итальянский посол Фоскарино писал: " Врачи лечат по опыту и испытанными лечебными травами " . Была медицинская литература - " Травники " , " Зелейники " , " Лечебники " . Существовал Аптекарский приказ, что-то вроде " минздрава " . В Москве имелся Зелейный ряд, торговавший лекарственными травами и прочими медицинскими снадобьями. Там же в Зелейном ряду, можно было нанять " лечьца " , " зубодера " , " глазника " , " костоправа " , " кровопуска " и даже " бабичьих дел мастера " . Аптекарский приказ выделял лекарства и медицинский персонал для армии, существуют подробные росписи на этот счет - сколько " лечьцов " , хирургов, костоправов. При царице упоминается русская " дохтурица " (а " дохтур " был выше " лечьцов " , обычно " дохтурами " являлись иностранцы). Специалисты-врачи имелись среди монахов почти каждого монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

Апогеем его «странствий» стала Сибирь . В только-только присоединенные к России, можно сказать, дикие еще земли 50-летнего архимандрита Димитрия направили служить в 1701 году, возведя в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Велели привезти с собой нескольких образованных иноков: изучив монгольский и китайский языки, они должны были служить в Пекине, в заново организованной там церкви (интересно, что святитель включен в Собор Сибирских святых). Однако вскоре владыке Димитрию пришлось вернуться в центральную Россию – подвело здоровье. Здесь он был назначен на свою последнюю должность – митрополита Ростовского. Где бы ни оказывался митрополит Димитрий, он принимался бороться с невежеством во всех его формах: от раскола и ереси до небрежного исполнения священниками своего служения. Святитель ужасался, что многие иереи не хранят тайну исповеди, не считают нужным готовиться к Литургии, хранят Святое Причастие где попало… И увещевал их со всей присущей ему энергией. Благодаря ему в Ростове открылось училище, и митрополит лично занимался со своими воспитанниками, собирая их на службы, разбирая с ними Писание у себя в загородном доме и т.д. Киево-Печерская Лавра, в которой записывал свои Четьи-Минеи святитель Дмитрий Ростовский Для мирян святитель написал катехизис – в вопросах и ответах – чтобы на доступном языке преподавать своей пастве основы веры. Писал слова для тех, кто находится в унынии или смущении, писал о Причастии, об исповеди… А последний его труд – «розыск о Брынской вере» — был посвящен обличению раскола. Св.Димитрий убеждал покоряться власти и не отпадать от единой Церкви. Однажды он отрешил от должности священника своей епархии, проповедовавшего раскольнические идеи. Отрешил, но сана не лишил, а велел уехать в какой-нибудь монастырь. И даже ходатайство царицы не заставило святителя переменить своего мнения: он очень спокойно, но твердо ответил на ее письмо, что не может отменить своего решения. Время Петра I было временем непростым: многих царские нововведения повергали народ в ужас, а то и в гнев. В один из дней к святителю подошли два молодых человека, смущенные повелением Петра I брить бороды и считавшие это искажением образа Божия.

http://pravmir.ru/svyatitel-dimitrij-ros...

I. Пр. Нестор Летописец В состав Киево-Печерского Патерика входят литературные произведения с именами трёх авторов: преп. Нестора Летописца , св. Симона, епископа Владимирского и Суздальского, и Поликарпа, черноризца Печерского монастыря. Преп. Нестор Летописец . Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Начальной летописи, где идёт речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст 1 . Теперь же, когда принадлежность Нестору Повести времен. лет вполне основательно оспаривается, – требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае несомненно, что преп. Нестор был инок Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане (начало его игуменства – год смерти преп. Феодосия), который принял его, постриг и возвёл в сан диакона 2 . При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц 3 . На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Патерика об изгнании беса из Никиты Затворника: здесь на ряду с такими подвижниками благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда ещё сравнительно юный инок 4 . О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя 5 . Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах 6 , ни в Прологах (до печатного издания 1895 г. включительно), ни в Четьях–Минеях до – Макарьевского и Макарьевского состава 7 . В Описании иконописи Киево–Печерской Лавры начала XVIII в. (рукоп. Лаврск. библ. 204) упоминается живописное изображение «прпд. Нестора диакона» и «прпд. Нестора летописца» 8 , но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный 9 . Житие Нестора впервые читаем в славянском печатном издании Печерск. Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию») 10 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовскаго . Служба ему, как и другим « Прп бнымъ оцем Печерским, ихже мощы в ближной и далной нетлнно почивають», составлена ещё позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

3 Герье Владимир Иванович (1837--1919) – историк и общественный деятель. О Франциске Ассизском и Екатерине Сиенской Герье писал в трудах: Франциск – апостол нищеты и любви. М., 1908; Западное монашество и папство. М., 1913; Расцвет западной теократии. М., 1916. Библиографию работ Герье см.: Историческое обозрение. 1892. Т. 4. См. также: Кирсанов Е. С. Историко-теоретические взгляды В. И. Герье. Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1982. Екатерина Сиенская (1347--1380) – святая католической Церкви, автор мистических сочинений в жанре «видений» и 373 писем. 4 Дмитрий (Димитрий) Ростовский (в миру – Данило Саввич Туптало; 1651--1709) – свт., митрополит Ростовский и Ярославский. Перевел Четьи-Минеи. Духовный писатель («Руно Орошенное», 1680; «Розыск о раскольнической вере», 1709), автор исихастского трактата «Внутренний человек», составитель «Житий святых» (Т. 1–12. М., 1902--1911). Соч.: Сочинения. Ч. 1–5. Киев, 1895--1905. См. о нем: Нечаев В. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Попов М. С. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. 5 Паскаль Блез (1623--1662) – французский религиозный философ, математик, физик. Инициатор идеи теории вероятности, дифференциального исчисления, гидростатики. Соч.: Мысли. СПб., 1843 (СПб., 1882; M., 1889, 1905, 1931); Письма к провинциалу. СПб., 1899. См. о нем: Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. Гладстон Уильям Юарт (1809--1898) – премьер-министр Великобритании (1868--1874, 1880--1886, 1892--1894 гг.), лидер либеральной партии (с 1868 г.). Правительство Гладстонаобрело печальную известность в связи с подавлением освободительного движения в Ирландии и захватом Египта(1882г.). 7 Павел Препростой -- преподобный; покинул мирскую жизнь, уйдя в пустыню к преп. Антонию Египетскому. Умер в 340 г. День памяти – 4 октября. Лев Мудрый -- не слишком ясно, кого имеет в виду автор: 1) Лев Великий – папа Римский (440--461 гг.), день памяти – 18 февраля; 2) Лев IV – св., папа римский (847--855 гг.); 3) киевский митрополит, духовный писатель XI в., автор послания против латинян.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

При первых русских патриархах просвещение в России не делало успехов; только в Москве в разное время заведено было несколько училищ. В начале 18-го века училища стали открываться и в других местах, по примеру, поданному св. Дмитрием, святителем ростовским. В начале они содержались на доходы с монастырских имений, а когда имения были отобраны от монастырей, на духовные училища казна стала отпускать деньги. Впоследствии число семинарий увеличилось и открыты 4 духовные академии. Когда просвещение усилилось, появилось хорошее издание Библии , толкования на различные книги св. писания, катехизисы, жизнеописания святых и проч. В настоящее время стали уже переводить священные книги на русский язык. Нелюбовь народа к проповеди начала мало по малу рассеиваться с конца 17-го века, когда Симеон Полоцкий сделался известен своими поучениями. Из учителей Церкви, с основания патриаршества до настоящего времени, наиболее замечательны: св. Дмитрий митроп. Ростовский (сконч. в 1709 г.), св. Тихон еписк. Воронежский (сконч. в 1783 г.) и Платон митроп. Московский (сконч. в 1811 г.). Все они были красноречивые проповедники, особенно последний, и написали много сочинений, из которых народу наиболее известны Четьи-Минеи (жития святых), составленные св. Дмитрием Ростовским . Святители эти отличались также благочестивой, вполне христианской жизнью; великими подвигами благочестия особенно прославились св. Дмитрий Ростовский , св. Тихон Задонский (еписк. Воронежский) и св. Митрофан еписк. Воронежский (сконч. в 1703 г.). Память их празднуется: первого 21 сент., второго 13 авг., третьего 23 ноября. Исправление книг. Раскол Все патриархи заботились об исправлении книг, но, по недостатку людей способных и сведущих, сначала дело шло неуспешно. При патр. Иосифе книги были не только не исправлены, но даже еще более искажены. Он поручил печатание их протоиереям Аввакуму и Ивану Нероновым, священникам Лазарю и Никите и диакону Феодору Иванову. Они исправляли книги, не сличая их ни с греческими, ни с древними славянскими, и притом вводили в книги ошибки своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

81 Игнатий Брянчанинов (в миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов; 1807–1867) – святитель, епископ Казанский и Черниговский, архимандрит Сергиевой пустыни, в 1857–1861 гг. епископ Кавказский, исследователь аскетического опыта. В 80-х гг. XIX в. вышел шеститомник его трудов, переизданный в 1993–1994 гг. См. о нем: Соколов H.A. Епископ Игнатий Брянчанинов . Его жизнь, личность и литературная деятельность. Киев, 1915. Т. 1–2. Канонизирован в 1988 г. 83 Дмитрий Ростовский (Даниил Туптало; 1651–1709) – св., митрополит Ростовский. Составил, пользуясь в том числе латинскими и греческими источниками, «Четьи Минеи». Духовный писатель («Руно орошенное», 1680; «Розыск о раскольнической брынской вере». 1709). 84 Самарин Федор Дмитриевич (ум. 1916) – один из участников «Общества ищущих христианского просвещения» (M. А. Новоселов, П. Б. Мансуров, В. А. Кожевников , C. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Π. А. Флоренский). См. о нем: Булгаков C. Н. Заметка по случаю смерти Ф. Д. Самарина //Богословский вестник. 1916. 10/12. С. 578–581. Известен также другой Ф. Д. Самарин , живший в 1858–1920 гг., помещик Казанской, Самарской, Астраханской и Тульской губерний, земской деятель; член горсовета. Упомянут в «Яснополянских записках» Маковецкого (В 2-х т. M.. 1981. Т. 2. По указ.). 85 Булатович Александр Ксаверьевич – иеросхимонах Антоний (1870 – 1919), глава афонского имяславия, автор книги «Апология веры во имя Божие и во имя Иисуса» (M., 1913). 88 Проповедническая деятельность лорда Г. В. Редстока оставила заметный след в жизни Санкт-Петербурга 70-х гг. XIX в.: его русские последователи (В. А. Пашков, барон М. И. Корф, гр. A. А. Бобринский, кн. M. М. Дондуков-Корсаков, Ф. Н. Тернер, отчасти – Н. С. Лесков) организовали в 1876г. «Общество поощрения духовно-нравственного чтения»; возникшая на этой почве секта пашковцев выпускала журнал «Русский рабочий» (1875–1886 гг.). Ими пропагандировалась мысль, что вера достаточна для спасения, отрицалась возможность спастись добрыми делами, отвергалось почитание икон и святых, таинства и церковная иерархия (явное влияние протестантской доктрины).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

- 928 с. Скурат К.Е. История Православных Поместных Церквей, гл. I. Грузинская Православная Церковь [Электронный ресурс]//  ЦНЦ «Православная Энциклопедия». URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/441201/(дата обращения: 18.02.2016). [vi] Димитрий Ростовский, свт. Жития святых в 12 томах (Четьи Минеи в переложении на русский язык с дополнениями), К.-П.Л., 2006. [vii] Скурат К.Е. История Православных Поместных Церквей, гл. I. Грузинская Православная Церковь [Электронный ресурс]//  ЦНЦ «Православная Энциклопедия». URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/441201/(дата обращения: 18.02.2016). [viii] Дмитрий Дбар. История Христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Сергиев Посад. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 2001. [x] Иосселиан Пл. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843, цит. по: Скурат К.Е. История Православных Поместных Церквей, гл. I. Грузинская Православная Церковь [Электронный ресурс]//  ЦНЦ «Православная Энциклопедия». URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/441201/(дата обращения: 18.02.2016). [xii] Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием//ЗВОИРАО. Т. 16. Вып. 2-3. СПб., 1905, с.115. [xiii] Дмитрий Дбар. История Христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Сергиев Посад. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 2001. [xv] Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994. [xvi] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005, rл.IV. [xvii] Штриттер И.Г. Авасгика, Апсилика, Мисимианика. Переведенные труды византийских авторов. Анакопия – Новый Афон, 2011, с.10. [xviii] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005, rл.XVII. [xix] Джуаншер Джуаншериани. Житие и деяния Вахтанга Горгасала. [Электронный ресурс]//Портал Хронос, История и культура Абхазии. URL: http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/763 (дата обращения: 9.10.2014).

http://bogoslov.ru/article/4875748

Считаю необходимым остановиться на этой обработке, ибо, насколько мне известно, в научной литературе не было ещё специального изучения её, а, между тем, это является большим пробелом при той популярности, какою пользовались и пользуются Четьи-Минеи Ростовского святителя, в частности легенда о Георгии и драконе в обработке св. Дмитрия 783 . Всё, что до сих пор говорилось о минейной обработке, находится у Кирпичникова на стр. 60-й: « Димитрий Ростовский в Минеях локализирует чудо «при граде Вирите» (Бейруте), в стране Сирофиникийской, под влиянием разказов (sic) путешественников, но излагает его по западной редакции, сходно с Золотой Легендой», и к сему примечание: «в ней (т. е. в З. Л.) крещены: XX milia exceptis parvulis et mulieribus, у Рост. два десять и пять тысяч кроме жен и детей». Этого – согласимся – совершенно недостаточно, ибо, не говоря уже о том, что остаётся неизвестным, как именно «по западной редакции» «излагает» Дмитрий Ростовский , – совсем обходится вопрос об отношении текста св. Дмитрия к русским текстам, а для историка литературы вопрос об источниках, в данном случае, об источниках знаменитых Четьих-Миней, ещё не достаточно разработанный, представляется, как думается мне, чрезвычайно важным. У св. Дмитрия (буду для краткости обозначать Ч. М. Д . 784 ) легенда находится в конце отдела, посвящённого «страданию» св. Георгия. «Вступление» к этой легенде принадлежит самому св. Дмитрию. Привожу, не соблюдая текстуальной орфографии. «Но не подобает умолчати и онаго нарочитаго чудесе о убиении змия, еже содея святый великомученик Георгии, близ отечества своего Палестинскаго Георгиева, в стране Сирофиникийской, при граде Вирите, стоящем над морем Сирийским великим, не далече от града Лиды, идеже погребено бысть тело того святаго великомученика, якоже и на изображениях различных издревле, паче же описателями земли Палестинския достоверными составленных, то чудо воспоминаемо видети есть, и путешествующим в Палестину показуемо бывает место чудесе того, бывшаго сице».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырская библиотека, благодаря просвещенным заботам иеромонаха Гавриила, содержится прекрасно. В этом собрании рукописей замечательны четьи–минеи первого выхода, март – май 1700 года. На первых семи страницах рукой великого автора написано: «Его царского пресветлого величества стольникови и полковникови сумскому его милости пану Андрею Герасимовичу Кондратьеву дарствует сию книгу Дмитрий Савич, архимандрит Новгородско-Северского, року 1700 марта 1-го». Замечательна также рукопись под заглавием: «Остальные проповеди св. Дмитрия» (ненапечатанные), при чем некоторые из них на малороссийском языке. Кроме того, есть и другие рукописи, в числе которых, между прочим, находится и тетрадь с духовными псалмами и кантами на линейных нотах XVIII века, вошедшими отчасти в сборник Бессонова. Архив монастыря богатейший. В числе других бумаг здесь находятся и копии с дела о покушении раскольников украсть мощи св. Димитрия. Это было 15 февраля 1766 года. Воры, быть может, и достигли бы задуманной ими цели, но архимандриту Павлу ночью во сне было видение: некто, придя к нему в келию и сдернув одеяло сказал: что ты спишь? Здесь воры. Архимандрит проснулся и пошел осматривать церковь , где за резным иконостасом и пойман был вор Ксенофонтов, который при этом признался, что он находится в этом деле не один, а в сообществе других 9 человек–раскольников; и что последние, кроме церковной утвари, намерены были похитить также и мощи св. Димитрия, чтобы потом предать их сожжению. Все воры были пойманы и получили достойное их возмездие. В ризнице сохраняются: митра м остатками горностаевой опушки, которая покрывала главу обретенных мощей святителя; белый миткалевый платок, найденный в подряснике при обретении мощей; белое бумажное полотенце с надписью: «От святого града Иерусалима прислан сей медальон (?) преосвященному Димитрию, митрополиту Ростовскому года 1705, августа 12»; ризы, переделанные из саккоса святителя, атласные малинового цвета с разводами. Затем среди множества драгоценных церковных предметов, пожертвованных разными именитыми благотворителями и высочайшими особами, замечательна в особенности серебренная чаша с черневым изображением святителя и надписью:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Несколько раньше иеромонах Иоасаф 107 время епископства того же Симона отнес к 1160–1172 гг. На XII век падает время жизни св. Симона и по «Описанию иконописи Киево–Печерск. Лавры», начала XVIII в.: здесь об адресате Симонова Послания, Поликарпе, замечено: «в старости глубоцей 1182, июля в 20 д., преставился» 108 . Разбор и опровержение всех этих свидетельств и соображений о жизни Симона в XII в. – у пр. Филарета 109 , В. Яковлева 110 и прот. М. Хераскова 111 . Позднейшие исследователи Владимирских святынь – прот. Виноградов 112 , А. Титов 113 , архиеп. Димитрий 114 и архиеп. Сергий 115 – доказывают, что было два Симона: один жил в XII в., а другой, списатель Печерск. Патерика, управлял Владимирской епископией с 1214 по 1226 г.; мощи первого почивают в Киевских пещерах, а второго – во Владимирском кафедральном Соборе, как можно видеть из древней надписи над гробницей: «мощи преосвященного Симона, епископа Владимирского, преставися в лето 6735 в 22 день мая». Против такого различения говорит жизнеописание Симона в Печерск. Патерике Тризны 116 и в печатных славянских изданиях 117 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовского , – и церковная Служба. В Службе он прославляется как « преподобныхъ оцъ Печерскихъ списатель извстный»: « добр написавъ на скрижалхъ срца твоег добродтели оцъ Печерскихъ, не скрылъ си тхъ под спудомъ молвы, оче, но движимь, весь оумъ свой братилъ еси оныхъ на ползу, инемъ написати»; или: « Аки размна пчела мысленны цвты, прп бныхъ собравъ, подалъ еси та, аки сотъ по теб живущымъ»... 118 С именем св. Симона в Печерск. Патерик вошло Слово о создании церкви Печерской и Послание к Поликарпу, черноризцу Печерского монастыря. Первое произведение было составлено не раньше 1222 г. 119 : в конце рассказа « писцевъ црквны къ игоуменоу Никону прграда» Симон говорит о построении кн. Владимиром Мономахом церкви в Ростове, а сыном его Юрием – в Суздале, « по бразу тоа цркви бгознаменныа», и при этом добавляет: « же по лте вс та распадошас же бца въ вкы пребывает»... 120 По свидетельству Лаврент. летоп. 121 , « в лето 6730 великый князь Георги заложи церковъ каменьну святыя Богородица в Суждали, на первмь мсте, раздрушивъ старое зданье, понеже учала б рушитися старостью, и верхъ ея впалъ б»... Правда, построение этой разрушившейся церкви приписывается здесь прадеду князя, а не отцу, но сообщение Симона заслуживает большего вероятия, чем летописное: кому и знать отчётливо историю местных святынь, как не местному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010