иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Древний род Ушаковых, давший России двоих прославленных святых мужей, ведет свое начало от великого князя «Косожския Орды» Редеги 11 , которого сразил в поединке храбрый и воинственный тмутараканский князь Мстислав († 1036) – сын святого равноапостольного Киевского князя Владимира Святославича († 1015, память 15/28 июля). Сыновей поверженного им Редеги Мстислав взял к себе, крестил их и нарек христианскими именами: старшего Юрием, а младшего – Романом. Роман стал мужем дочери Мстислава Владимировича и имел от нее сына Василия. Родоначальник фамилии Ушаковых – Ушак (Павел) был потомком Василия Романовича в шестом колене. Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Немир Юрьевич Ушаков в 1577 году назначен был воеводой в немецкий город Болзун, а его родной брат Никон в 1578 году был наместником в Алисте, а затем в Ленаварде. Правнук Немира Юрьевича – Дмитрий Калиныч Ушаков был написан по Разряду в дворянских списках, и за ним значились поместья в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями 12 . Во второй половине XVII века Бурнаково по наследству досталось Василию Дмитриевичу Ушакову, а после него – его сыну Игнатию, определенному по высочайшему повелению к соляным сборам в Ярославской провинции. Несмотря на важность своей должности, «владельцем он был не слишком богатым, хотя жил в полном достатке. Дом в его имении стоял на возвышенности, на добротном каменном фундаменте. … Со всех сторон Бурнаково окружал великолепный хвойный лес с разбросанными в нем островками полей и лугов» 13 . Родословная таблица Игнатия Васильевича Ушакова 14 . Редега Великий князь Косогской орды Василий сын Романа и дочери Великого князя Мстислава Владимировича Михайло Сорокоум Григорий Слепой Ушак (Павел) Родоначальник фамилии Ушаковых Феодор Калина В справках Разрядного Архива за ними состоит имение в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса. Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Он подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету. Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых. Князь составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем отечестве библиотеку. Посетивши в 1030 г. Новгород, сам завел там весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

князем Владимиром Новгородским. Князь Мстислав, сын св. равноапостольного князя Владимира, бывший с 1024 года князем Черниговским, заложив этот собор, не успел его докончить, умер и в нем погребен в 1036 году, и его достраивал уже его брат, Киевский великий князь Ярослав, отдавший Чернигов своему сыну Святославу и за его малолетством сам управлявший некоторое время Черниговом. Потому-то в зодчестве Черниговского Спасского собора много замечается сходства с Киево-Софийским собором, построенным тем же Великим князем– Ярославом. В периоде своего сверх восьмивекового существования собор этот испытал много невзгод, перемен, пожаров и опустошений, и все-таки уцелел среди пепла и тления, в своей древней величавой красе; такова была прочность древних построек наших предков. Стены его толщины изумительной и сложены из тонкого квадратного кирпича, вперемешку с плитами крепкого кремнистого камня: цемент, овязывающий всю эту массу в одно целое, равняется крепостию своею тому же камню, особого – ныне неизвестного свойства. Внутри храм пропорционален, разделяется восемью мраморными столбами на три отделения; столбы эти поддерживают наверху хоры, или палати, которые ныне сняты для больного обилия света и оставлены только над западною папертью. Трехчастное разделение храма соответствует православному Богослужению. Жертвенник в нем отделен и доступен мирянам, как это было в древности. Главный престол во имя Преображения Господня довольно обширен этот алтарь арками соединяется с жертвенником и диакоником, в котором в недавнее время устроен – для ранних литургий – придел во имя святых страстотерпцев Черниговских – князя Михаила и болярина его Феодора. Куполов в храме пять, a к западным углам его присоединяются две круглые башни, по древнему красные терема княжеские, в которых доныне сохранились тесные княжеские комнаты. Из них левый терем более древен, в нем, по преданию, погребен был св. преподобномученик Игорь, князь Черниговский, в схиме Гавриил, убитый в Киеве мятежною толпою во дни междоусобий княжеских в 1147 году и блаженный Константин, митрополит Киевский, удививший современников своим духовным завещанием, чтобы тело его было лишено погребения и извлечено в поле на снедь зверям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь Однако, несмотря на то, что армяне, казалось бы, потерпели поражение, персы оказались в положении побежденных победителей. Йездигерд был подавлен настойчивостью и стойкостью христиан. Гордый царь теперь горько сожалел о своей недальновидной политике, приведшей к гибели его наилучших военачальников: ведь, несмотря на численное превосходство, потери персов были больше, чем потери армян. Кроме того, после аварайрской битвы армяне локально продолжили свою борьбу против персов, так что персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь. Вероотступник Васак был наказан и провел остаток своих дней в страшной темнице. Героическую борьбу своих предков продолжил племянник св. Вардана – молодой Ваан Мамиконян. Имея перед собой священный пример св. Вардана и других пострадавших вместе с ним мучеников, Ваан разгромил персидское войско, так что царь Балаш (484488) был вынужден уступить и выполнить все требования Ваана. Согласно мирному договору, заключенному в 484-м г. в селе Нварсак, персы признали свободу Церкви в Армении, персидский двор обязался не покровительствовать вероотступникам, а боголюбивый Ваан был назначен автономным правителем Армении. Так борьба св. великомученика Вардана и его сподвижников за веру и Отечество, которая продолжилась в общей сложности около 30 лет, увенчалась успехом.  Хотя по историческим причинам память св. вмч. Вардана не вошла в византийские агиографические памятники, но тем не менее следы его почитания в православной среде сохранились. Например, упоминание о св. Вардане содержится в Послании свт. Фотия Великого к армянскому Католикосу Захарии I.  Спарапет должность военачальника древней Армении, которую занимали представители аристократической семьи Мамиконян.  Святитель Саак Великий (387439) последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви.  Память св. Шушаник (или Шушаники) в Православной Церкви отмечается 28 августа/10 сентября.

http://pravoslavie.ru/113188.html

Припадём убо с чувствием благодарности и вместе с верою и усердием ко гробу его, прославленному от Бога столь многими знамениями и чудесами; и вознесём молитвы к горним селениям, в коих избранникам Божиим сожительствует блаженная душа его, да благословляет он свыше потомков тех предков, коих лично здесь на земле благословлял он; да спасает он нас молитвами своими от бед так, как спасал праотцов наших; да не престаёт пещися о нуждах наших, так как пастырски пекся и о современниках своих; и наконец да источает нам прибегающим к священному гробу его токи благотворных чудес и исцелений, каковы источал он всегда благочестивым предшественникам нашим; да так благословится в роды родов его имя до века. Аминь. Список преосвященных архиереев Великоновгородских от начала основания сей епархии до ныне 23 Епархию сию основал Великий Князь Киевский и всей России Владимир I Святославич, в конце 10 столетия, и сперва были в ней I) Епископы, II) Архиепископы, и наконец III) Митрополиты. I. Епископы Новогородские 1. Иоаким Корсунянин, хиротонисан 988 года, правительствовал 42 лета, преставился 1030 года. Ефрем обучал школы в Новгороде 5 лет. NB. Селлий полагает его в числе Новгородских Епископов сомнительным. Но он действительно Епископом не был. 2. Лука Жидята, (Святой) хирот. 1036, прав. 23, прест. 1059. 3. Стефан хирот. 1060 года, правит. 8, удавлен в Киеве от своих холопов 1068. 4. Феодор хиротон. 1669, правит. 9, преставился 1078. 5. Герман хиротонисан 1078, правит. 17, престав. в Киеве 1095. Лука 1088, сомнительный. 6. Никита Святой хиротон. 1096, правит. 11, престав. 1107, января 31. (По преставлении Святого Никиты Епископа мощи его под спудом неистленны пребыли 450 лет, а по обретении в 1557 году, апреля 30 открыто положены в раке, в придельной Софийского Собора церкви Богоотец Иоакима и Анны. В сей раке почивали они около 248 лет, и преложены в новую бронзовую сего 1805 года, апреля 30. – (В Прологе на память преставления Святителя Никиты под числом января 31 напечатано краткое описание жития его. Но там ошибкой наименован он Архиепископом, и леточисление неверно).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

«Патриарх, – пишет историк В. В. Назаревский, – за отсутствием Государя, при измене русскому народу временного его правительства, в качестве начального человека Земли Русской, счел себя вправе призвать всех к оружию». Патриархи Филарет и Никон были ближайшими соправителями двух первых Царей из Дома Романовых. Только противоканонические новшества Петра Великого – которому, по-настоящему, должны поклоняться современные сторонники «аполитичности» духовенства, – искусственно преуменьшали государственное значение последнего. Но и тогда св. Митрофан Воронежский деятельно помогал Царю Петру в его работах по возвеличению военной мощи России. В последующие же столетия все выдающиеся иерархи: митрополит Московский Платон, законоучитель Цесаревича Павла Петровича, тогдашний борец против масонства и его детища – либерализма, митрополит Филарет, Киевский и Московский, Иннокентий, архиепископ Херсонский, Макарий, митрополит Московский, Игнатий, архиепископ Воронежский, Никанор, архиепископ Херсонский, Иоанн, епископ Смоленский, Феофан, епископ Тамбовский, Владимир, митрополит Московский, Антоний, архиепископ Волынский, и другие – идейно-проникновенным словом и печатными произведениями будили в народе сознание истинной государственности, творя этим созидательную работу. Огромно было значение и святых обителей, в течение веков напитавших душу русского народа целебной влагой православной государственности. Даже само поклонение Пресвятой Богородице в сердцах и умах Руси Православной нерушимо связывалось со строем государственным. «Домом Пресвятой Богородицы» звался Великий Новгород. Почитание святых икон – Знаменской, Новгородской, Владимирской, Смоленской, Тихвинской, Казанской – вызвано проявлением милости Божией к Русскому государству. Знаменитый Софийский собор в Киеве был заложен Ярославом на том месте, где он в битве разбил в 1036 г. печенегов. При Владимире святом выстроен был в Василеве храм Преображения в память избавления князя от грозившей ему на войне опасности. Мстислав, князь Тмутараканский, брат Ярослава Мудрого, воздвигает храм Богоматери после победы над вождем касогов Редедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Созерцательное положение св. столпников на столпах и приводило их в такое экстатическое состояние, и они были совершенно нечувствительны к внешним ощущениям 1034 . Но оно было быть может состоянием обморочным? по мнению преосв. Серафима экстаз есть состояние бодрственное, в котором человек и воспринимает возникающие из глубины его духа образы, как образы внешней действительности, помимо всяких других внешних впечатлений, но похожее на особенный сон. Св. Василий Великий вот как определяет экстатическое состояние: «думаю, что не чувственным слухом, не при сотрясении воздуха пророки внимали слову Божию, но поскольку у разумной души есть свой слух, то без всякого голоса достигало сего слуха самое означаемое. И сие бывало с ними, когда луч истинного света достигал до владычественного в них и служил к просвещению пророков. А глас сей внимали те, которые находились вне бренных чувств и приближались к исшествию из тела, ибо когда душа бывает в созерцании божественного, собираясь сама в себя чрез отрешение от союза с телом, тогда говорится, что она в исступлении. А когда она занята делами человеческими или по необходимости служения телу, или потому, что не может более простираться к высшему, тогда она как-бы переходит извне внутрь, как-бы в какой-то дом или в город, возвращаясь в сострастие с телом». Поэтому, св. апостолы Петр и Павел воспринимают видения в состоянии экстаза 1035 или исступления. Пред видением славы Господа на Фаворе св. апостолы, были отягчены сном 1036 , находились в страхе 1037 ; во время видения славы Божией св. Петр сказал: хорошо нам здесь быть... не зная, что говорил 1038 . По словам преп. Исаака Сирина сподобившийся божественного вдохновения во время видений бывает в состоянии исступления («тело бездыханно ужаснут»), а не просто созерцает вид чего-либо, «зрак или образ возмечтан». В этом состоянии прекращается молитва , движение, скорбь или радость, желание, самообладание, способность к мышлению, к движению представлений согласно сущности ума, а бывает оцепененное удивление, пребывание в своем видении без всякого движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лев называет libellus. (Cacciari de Pricill. haeresi et historia. Migne LV, 1036–1044. Ballerini de epistolis de perditis, Migne. LIV, 1220–1). 28 Анафематизмы соборов: Испанского в 447 году и Вратарского в 563 г. см. у Kurtz, Handb. d. Kirchg. I, 2. 237. 29 Впрочем, Евтихий, кажется, не был особенно высокого мнения о богословии. «Я испытываю, говорил он, только св. Писание; оно не сравнено тверже и достовернее изложений св. Отцов». (Thiery, 196). 31 Что в Малой Азии был собор, это видно из известия Факунда Гермианского (Pro def. tr. сар. VIII, 5 и XII, 5; Migne LVII, 723 и дал. и 852). Он говорит, что к императору Феодосию было послано Дойном Антиохийским «соборное послание», в котором Евтихий обвиняется в возобновлении «нечестия ересиарха Аполлинария», в признании того, что Божество и человечество во Христе посредством смешения (commistio) и слияния (confusio) составило одну природу, вследствие чего страдания Спасителя приписываются неизменяемому Божеству. Кроме того, Евтихия обвиняли еще в том, что он «анафематствовал» Диодора (Парсийского) и «Феодора (Мопсуетского)». Название соборного послания, данное этоме письму Факундом, самый предмет письма, заставляют предполагать о существовании на востоке собора, где было рассуждение об ереси Евтихия (Tillemont, XV, 493.). Время этого собора, по предположениям Tillemont’a (ibid) и Баллерини (Migne LV, 210), относится к началу 448 года. Какие последствия имело это письмо, достоверно неизвестно. На основании всего последующего можно предполагать, что оно осталось без последствий. 32 Борьба эта была ведена так тонко, искусно и, вместе с тем, с такой неразборчивостью в средствах, что невольно заставляет предполагать в ведении её более искусную руку, чем Евтихия, не видавшего в продолжение тридцати лет людей и далекого от всяких интриг и козней. Зная окружавших Евтихия людей, мы едва ли ошибемся, предположив здесь не малую долю участия друга Евтихия – евнуха Хризафия. 33 В конце письма приложено за подписью Евтихия исповедание веры, развивающее несколько полнее то же, что содержится и в письме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

На заседаниях богослужебного отдела Поместного Собора гласное чтение евхаристических молитв отстаивали священник Николай Карташев, В.К. Недельский, И.А. Карабинов , фельдшер из Манчжурии И.И. Мельников 1035 . Однако епископ Андроник (Никольский) возражал против такого предложения, считая, что молитвы эти, полные возвышенной поэзии, едва ли будут понятны для слушателей, а удлинение богослужения испортит настроение молящихся, которые «начнут (...) утомляться, скучать, зевать и уходить из храма в самые важные богослужебные моменты». Достаточно, по мнению владыки, что заключительные слова этих молитв «исполняются нередко в прекрасном виде певческими хорами», создавая «игру в настроении», чему способствует тот факт, что «многие мелодии этих песнопений взяты из светских напевов» 1036 . При голосовании, которое состоялось 9 ноября 1917 года с участием 54 членов отдела, пожелание о чтении вслух евхаристических молитв – отклонено большинством против 4-х 1037 . Чтение вслух тайных молитв отвергнуто, как несанкционированное Собором новшество, в указе от 2 декабря 1919 и обращении патриарха Тихона от 17 ноября 1921 года 1038 . Тем не менее, сохранились свидетельства о том, что первоначально позиция святителя Тихона была иной. На благословение патриарха ссылался архимандрит Спиридон (Кисляков), основавший в 1917 году в Киеве Братство Иисуса Сладчайшего. В храме Братства молитвы евхаристического канона читались вслух (и при открытых царских вратах). По свидетельству о. Спиридона, эти вдохновенные молитвы точно электрический ток пронизывали собою сердца молящихся и зажигали в них целое пламя сердечной любви ко Христу. (...) Через некоторое время, после смерти митрополита Владимира, батюшки города Киева добились у своего епархиального начальства, чтобы я снова служил литургию при закрытых царских вратах и отнюдь не читал вслух для народа евхаристические молитвы. Это было при правлении Киевскою епархиею после смерти Владимира митрополита епископом Никодимом. Когда же митрополитом Киевским был назначен Антоний Храповицкий , то он перед всей делегацией нашего братства, ничтоже сумняся, заявил, что служить при открытых царских вратах и читать вслух для народа евхаристические молитвы поведет к хлыстовщине 1039 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородицы, Которая соделалась храмом Воплощенной Премудрости Божией – Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, прославляя Премудрость Божию, храмоздатель посвятил Киевскую соборную церковь Божией Матери. Софийский храм построен вел. кн. Киевским Ярославом, сыном Владимира святого, на месте победы, одержанной им над печенегами, вторгшимися в Киев в 1036 году. При нем устроена была и кафедра для первого митрополита всея России. По мысли Ярослава, Киевская св. София своим именем, величиною и благолепием должна была напоминать русским христианам о том величественном Цареградском храме, в котором послы св. Владимира, познавая правую веру, в восхищении говорили, что не знают, где они – на небе, или на земле. Все в этом храме – и кладка, и украшение, было делом рук искуснейших греческих мастеров. Были привезены в Киев дорогие мраморы разных цветов для пола, для столбов и перил. Для главной церкви не только своего стольного города, но и всего государства своего, вел. кн. Ярослав не щадил ни золота, ни серебра, так что, по словам современного пресвитера Илариона, « церковь сия заслужила удивление и славу у всех окружных городов, и нет подобной ей во всей полунощной стране от востока до запада». В приделе Владимирском, в стене, с правой стороны престола, доныне стоит мраморная гробница храмоздателя Ярослава. Много бед испытал храм св. Софии в течение 900-летнего своего существовала; но Господь сохранил его почти в первобытной целости; и ни татарский погром, ни польское иго не в силах было сокрушить его прочных стен. На царских вратах главного иконостаса, серебряных, решетчатых, и доныне видим изображение двуглавого орла. Этот знак Московского царства напоминает нам о том времени, когда православные жители Киева вздохнули свободно от притеснения иноверных поляков, под кровом Белого Царя. Пред этими вратами стоял на молитве Петр Великий, когда шел навстречу шведского врага. После сильной битвы под Полтавой Петр здесь же приносил Богу благодарение за победу над Карлом XII-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010