Иначе новая родина для переселенцев будет не матерью любящей и пекущейся о них, а злою мачехой. «Так как назначение России состоит в том, чтобы быть государством православным, (осуществлять православные идеалы, то законы должны быть таковы, чтобы все способствующее этому её назначению развивалось, крепло и возвеличивалось, а все противодействующее распадалось, слабело и умалялось». 135 Давать свободу не-православным пришельцам во вред Государства и Церкви – ничуть не должно. Пришельцы обязательно должны быть православными христианами; иначе должно лишать их права на водворение в христианских обществах. Они должны быть поставлены в невозможность действовать во вред интересов Государства и Православия. Всякое же послабление иноверным поселенцам, основывающееся в большинстве случаев на принципе веротерпимости, неправильно понимаемой, ведет к внутреннему расстройству государства. «Безразличная, совершенно неорганизованная свобода религии, говорит Мартенсен, которая так сказать приглашает всевозможные секты поселяться в страны и устраиваться по желанию, является скорее свидетельством религиозного индифферентизма, чем истинной веротерпимости». Против такой «свободы» предостерегает нас Священное Писание , рисуя мрачную картину стеснения коренного населения иноверными пришельцами. «Пришелец, который среди тебя будет возвышаться, говорит Свящ. Писание, над тобою выше и выше, а ты будешь опускаться ниже и ниже. Он будет главою, а ты будешь хвостом. Пошлет на тебя Господь народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши и будет теснить тебя во всех жилищах твоих во всей земле твоей. И извержены будете из земли». – Припомним, что сделали у нас в Забайкалье пришлые и иноземные ламы буддийские, довольствовавшиеся сначала войлочными, переносными юртами, а теперь занявшие все степи бурятские с постройкою на них дацанов с кумирнями и поработившие себе инородческое население. Явление это поражает наблюдателей народной жизни. Так, уполномоченный от Государя Императора статс-секретарь А.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Итак, мы убедились, что суббота дана была только Израилю, как воспоминание освобождения его от рабства египетского и как знамение завета между Богом и Израилем и что завет этот действителен только до пришествия Христа. Какое положение занимает суббота в Новом Завете, в Церкви Христовой? Исследуя Свящ. Писание Нового Завета, мы встречаемся с замечательным фактом – нигде нет ни одного слова или намека на необходимость соблюдения субботнего дня. Защитники субботы требуют: покажите нам слова, которыми бы Христос отменил субботу! мы уже раньше показали, что суббота не есть сама по себе закон, но только часть завета, написанного на двух каменных скрижалях, и если объявляется отмена всего закона, то понятно, что не одна часть его уничтожается, но распадается и все целое. Объявление же об отмене закона дано было апостолом Павлом в следующих словах: «Скажите мне вы, желающие быть под законом (данным Израилю на горе Синайской), разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной? Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот рожден по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской (написанный на двух каменных скрижалях, часть которого и суббота) рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен (от ига рабства): он матерь всем нам... Что же говорить Писание? Изгони рабу (т. е. закон Синая) и сына ее (остающихся подзаконными или всех тех, кто рожден от рабыни – закона), ибо сын рабыни (т. е. дети закона) не будет наследником с сыном свободной (с теми, кто во Христе Иисус). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:21–81 ). Защитники субботы усиливаются доказывать, что закон Моисея и закон Божий, в котором содержится и заповедь о соблюдении субботы, есть два отдельных закона, из коих один временный и Христом отменен, а другой вечен и Христом утвержден и ссылаются на то место Евангелия, где сказано: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Каждый мнит себя спасенным, способным наставлять других. Вот почему среди протестантов такая, едва ли не болезненная тяга к миссионерству. Проповедуют все – и старые и молодые. И это – при поверхностном, начетническом знании Писания. Они повторяют только те цитаты, которые в отрыве от контекста и духа Писания будто подтверждают их учение. Да и цитируемое ими помнят лишь потому, что на их собраниях эти цитаты непрестанно повторяются. Им и невдомек, что только избранным и подготовленным Господь открывал тайны Царства Небесного ( Мф. 13, 11 ). Так, не мог постичь написанного евнух царицы эфиопской и, обратившись к апостолу Филиппу, вопрошал: «Как могу уразуметь, если кто не наставит меня?» ( Деян. 8, 31 ). Итак, само по себе, без наставлений, Писание не может быть понято, особенно пребывающими вне Церкви. Излюбленная цитата сектантов в их дискуссиях о Писании звучит так: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10, 17 ). Можно ли утверждать,что апостол Павел под Словом Божиим подразумевает только писаное учение Спасителя, ведь полного собрания новозаветных книг тогда еще не было. Сектанты же эти слова толкуют так, будто для обретения веры истинной достаточно только читать Святое Писание, чтение Слова Божия укрепляет веру, но только в том, кто уже наставлен в ней. Господь Иисус Христос постоянно учил Своих учеников, изъясняя все сказанное о Себе в Писании ( Лк. 24, 27 ), которое свидетельствует, что «многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», – пишет святой Иоанн Богослов ( Ин. 21, 25 ). Именно поэтому многое из учения Христа передается устно и не записано в Священных книгах. Господь наш Иисус Христос учил Своих учеников не только словом, но непременно и делом, и это еще одна существеннейшая сторона предания Церкви. Спасителю следовали и Его ученики – Апостолы. Вот как об этом свидетельствует Святой Петр: «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные, в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл» ( 2Пет. 3, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

О Священном Писании Ветхого и Нового Завета I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак. 1:17 . Чис. 23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета ( 2Тим. 3:15–16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его ( Мф. 5:17 ,– Рим. 3:30–31 ), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих: Лк. 16 : 29 . Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды ( Деян. 15:24 ; Кол. 2:11. 12 ). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа ( Евр. 10:4–9 ; 1Кор. 11:26 ). Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев. 18:6–8 ), и так многое другое. II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета: 2 Тим. 3:15 . Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. 16 . Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; Мф. 13:52 . Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Лк 24:25 . Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки! 26 .Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Образ агнца восходит к ветхозаветным временам, где он ассоциируется с ягненком, приносимым в жертву для очищения народа от грехов, и в особенности с пасхальным ягненком (агнцем), мясо к-рого евреи вкушали в праздник Пасхи , а кровью его помазали косяки и перекладины дверей домов, в к-рых они жили в Египте (Исх 12. 7), благодаря чему их не поразил ангел-истребитель, посланный уничтожить всех егип. первенцев. Пророчество о Божественном Искупителе, спасшем человечество от смерти, наиболее полно представлено в Книге прор. Исаии , где грядущий Мессия именуется «Рабом» («Отроком» Господним) (Ис 52. 13-15; 42. 1; 53. 7). К этому образу возвращается евангелист Матфей , когда размышляет о мессианском достоинстве Христа: «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Мф 12. 18). Ап. Филипп комментирует одно из мест о Мессии из Книги прор. Исаии. Услыхав, что евнух Эфиопской царицы читает мессианский текст из этой книги: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33), он указал читавшему на то, что страдающий агнец, о к-ром повествуется в этом тексте, прообразует собой Иисуса Христа (Деян 8. 35). Наименование «А. Б.» применительно ко Христу впервые использует св. Иоанн Креститель : «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Свящ. Писание видит во Христе «непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 19), искупительное посланничество Которого и даже Его заклание в Божественном Предвечном Совете было предначертано «еще прежде создания мира» (1 Петр 1. 20). Прослеживая символическую связь Христа с пасхальным агнцем, ап. Иоанн в своем Евангелии отмечает даже такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19. 32-33, 36). Это примечание св. евангелиста отражает предписание Торы , запрещавшее при употреблении пасхального агнца раздроблять его кости.

http://pravenc.ru/text/63318.html

Отче наш сущий на небесах. – Призывание молитвы Господней. (Сие вступление к молитве Господней), во-первых, научает нас, что тот, кто желает просить Бога, должен приступать к Нему не только как Его творение, но и как сын Его по благодати; поскольку если он не сын, то не может назвать Его Отцом. А сию благодать усыновления дал Иисус Христос верующим в Него, как говорит Писание: тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). И в другом месте: как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче ( Гал.4:6 ) ... В-третьих, он не должен иметь ни малейшего сомнения в получении просимого. Ибо просит у Отца чадолюбивого и милосердого, у Отца, общего всем. как говорит Писание: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ), – Который не только не отказывает в том, чего мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. Ибо Он знает, о чем каждый из нас будет просить Его, как написано: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него ( Мф.6:8 ) и в другом месте: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:11 )... Испов., II, отв. на вопр. 9 и 10. В молитве своей не сомневайся, исполнится она или нет; ибо Господь сказал мне, Петру, при море: маловерный! зачем ты усомнился ( Мф.14:31 ). Апост. Постанов. кн. VΠ, гл. 17. В день злобы своей не приступай и молитве своей, пока не освободишься от горечи своей... Апост. Постанов. кн. VII, гл. 17. Молитва Господня; другие молитвы или заимствованы из Свящ. Писания или же вполне по крайней мере отвечают его смыслу. Нет ли такой молитвы, которая могла бы быть общею христианскою молитвою и образцом дая всех молитв? Такова есть молитва Господня. (Молитва Господня) – молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил Апостолов и которую они предали всем верующим. Как она читается? Отче наш , сущий на небесах! 1) да святится имя Твое; 2) да приидет царствие Твое; 3) да будет воля Твоя и на земле, как на небе. 4) хлеб наш насущный дай нам на сей день; 5) и прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим; 6) и не введи нас во искушение, 7) но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Протестантизм и секты, в частности, утверждают, что авторитетом для человека является только Священное Писание (известная формула «solar Scripture» – «только Писание» лат.), в то время как Православная Церковь говорит, что нужно прислушиваться не только к Писанию, но и непосредственно к опыту Церкви и ее святых – то есть к Священному Преданию Церкви. Так, например, о Предании Церкви писал Ириней Лионский (2 в.): «Это – драгоценная проповедь истины, и это – образ нашего спасения, и это – путь жизни, который пророки предсказали и Христос исполнил и апостолы передали, а Церковь вверила своим чадам во всем мире. Ее должно сохранять во всей целости с твердою волею и богоугодно, с добрыми делами и здравым направлением мысли». Итак, Предание есть жизнь и сознание Тела Христова с его опытом исторического существования в мире, который накапливается и передается из поколения в поколение христиан. Весьма многие, не только «Свидетели Иеговы», видя обилие разных предметов и явлений в православном храме или за православным богослужением, недоумевают: «ведь в Библии-то нет упоминания про свечи, просфоры или обедни! Откуда все это?! Надо мол, жить только по Писанию, как и первые христиане» – и т.п. высказывания. Надо заметить, что такие лозунги звучат очень заманчиво, но вместе с тем, заведомо ложно. Более того, это коварные лозунги. Дело в том, что сектанты забывают, что у Церкви Христовой в отличие от них имеется 2000 лет истории, на протяжении которой развивалось христианское богослужение, на протяжении которой у нее появлялись великие святые, дававшие свое видение и объяснение духовной жизни и спасения в меняющемся мире. Причина примитивных собраний в сектах не в том, что они «соответствуют первым христианам», а в том, что у них попросту нет опыта жизни в веках, нет развития духовной жизни. Их вариант отправки богослужения как бы замер во времени, собственно как и их духовная жизнь. Однако нам следует задать себе вопрос – а было ли допустимо это развитие и внешние видоизменения в Церкви во времена апостолов? Трансформировалась ли как-то манера проведения богослужения уже в те времена, или все оставалось статичным и не видоизменялось? Обратимся к книге Деяний. В одной из глав мы читаем, что: «...когда умножились ученики, произошел у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, иметь попечение о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали... и, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Священное Писание свидетельствует, что однажды сыновья первосвященника Скевы увидели, что апостолы Варнава  и Павел исцеляют именем Иисуса Христа. Тогда они тоже попробовали совершить подобное посредством возложения рук. Но злой дух сказал им: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» После чего они бежали с позором ( Деян. 19, 15 ). Точно так проникнуты позором и заверения пятидесятников об их исцелениях. Как о нечестивцах на Страшном Суде, отвергнутых Спасителем, говорит Евангелие: «Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 22 – 23 ). Очевидно, что эти слова Спасителя ни в коей мере нельзя будет отнести к православным, среди которых целители и чудотворцы – великая редкость. Но они, несомненно, приложимы к практикующим исцеления, каждый из которых силится «повторить» жизнь Иисуса Христа, а раз так, значит и ему должна быть присуща способность исцеления от недугов. Священное Писание нам очень внятно говорит, что не всем даются дары исцеления ( 1Кор. 12, 4 – 11 ). Как же в таком случае возможно пятидесятнику «исполнить Евангелие»? Здесь мы опять сталкиваемся с некоторым противоречием. Каждый призван своей жизнью подражать Иисусу Христу. Каждый должен обладать харизматическими дарами, но попросите кого-нибудь из них указать на человека «из своих», имеющего дар исцеления, и вам не скажут ничего определенного или в лучшем случае сошлются на газету «Маранафа», где иногда крупным планом помещают фотографии сытых американских пятидесятников с броским аншлагом: «Ему даны дары исцеления» 156 . Что же касается целителей в нашей стране, то их просто нет. И это несмотря на то, что зарубежные пятидесятники считают своих русских единоверцев более высокодуховными, нежели они сами. Можно даже сочувственно отнестись к пятидесятнику из Канады, заявившему в начале 90-х годов: «Мы знаем, что все христиане СССР спасутся, потому что действительно веруют в Бога. А мы не спасемся – Бог нам не нужен. Он только в наших устах» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Священное Писание учит, что Крещение – это погребение со Христом и восстание для новой благодатной жизни, возможность которой достигается только благодатью Божиею. Во Христа верующие «обрезаны обрезанием Нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2, 11–12 ). Таинство Святого Крещения «омывает, освящает иоправдывает человека ( 1Кор. 6, 11 ). Оно очищает его от оков первородного греха, вкропя» в его будущее благодатное семя новой жизни. Человек, не принявший этого Таинства, не может называть себя христианином в полном смысле этого слова. Некрещеный не может наследовать жизни будущего века. Итак, таинство Святого Крещения нужно совершать над всяким, приходящим в этот мир. Даже «великий реформатор» Мартин Лютер признавал необходимость крещения детей, полагая значение этого Таинства в отпущении Адамова греха. Но уже его последователи не стали утруждать себя и этим учением, чудом сохранившимся у Лютера на обломках католицизма. Сектанты не приемлют крещения детей, ведь, согласно их убеждению, дети не могут дать обещание доброй совести ( 1Петр. 3, 21 ), не могут иметь крепкой веры. Но отсюда они должны сделать печальный вывод о том, что их дети не спасутся, ибо «кто не будет веровать, осужден будет» ( Мр. 16, 16 ). Они забывают, что для искупления всех предал себя на смерть Сын Божий ( 1Тим. 2, 6 ). И Писание недвусмысленно говорит нам: «Покайтесь, да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» ( Деян. 2, 38 ). Не Господь ли во время земной Своей жизни обращался к родителям: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мр. 10, 14 ). Спаситель «благословлял их» ( Мр. 10, 16 ). Благодать Божия еще во чреве матери освятила пророка Иеремию. Иоанн Креститель исполнился Духа Святого еще в материнской утробе ( Лк. 1, 15 ). Как видим, детское сердце открыто для принятия Господа. Так, в третьей книге Маккавеев приведен эпизод, когда мать уговаривает своих детей принять мученическую смерть. Церковь знает множество примеров такой стойкости детей в вере, что может позавидовать любой взрослый.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Следовательно, для того, чтобы пребывать в Сыне и Отце, нужна, по словам св. Апостола, и слышанная, устная проповедь, т. е. св. Предание, которому собор св. Апостолов, пославший с устной проповедью Варнаву, Павла, Иуду и Силу, придавал одинаковое значение с тем, что они писали христианам. 9) Св. Предание нужно: а) для научения людей во всей полноте христианской вере и жизни, ибо св. Писание, как мы уже видели, говорит о том и другом не полно, а кратко: «Сие кратко написал я вам», говорит в своем послании ап. Петр ( 1Петр. 5:12 ). «Мне чрез откровение, говорит ап. Павел, возвещена тайна, о чем я писал кратко» ( Еф. 3:3 ). Вот почему устное учение св. Апостолов, т. е. св. Предание, дополняет св. Писание и так же, как и оно, приносит плод веры в людях: «Благодарим, пишет ап. Павел, Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине» ( Кол. 1:3 –б). б) Нужно св. Предание для того, чтобы удостовериться в подлинности самого Св. Писания, чтобы иметь возможность отличить книги, писанные св. Апостолами, от книг подложных, написанных еретиками от имени Апостолов ( 2Фес. 2:2 ). В св. Предании и перечислены все подлинные книги Св. Писания (см. 85 правило св. Апостолов и 60 правило Лаодикийского собора), так как было много и подложных книг, писанных еретиками, напр., «Евангелие от 12 Апостолов», «Евангелие от Фомы», «Деяния Павла», «Апокалипсис Петра» и др. в) Нужно Предание для правильного толкования св. Писания, в котором, как говорит ап. Петр, «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают» ( 2Петр. 3:16 ). г) Предание необходимо, как сказано раньше, для правильного совершения службы Божией и святых таинств, ибо в свящ. Писании не написано, как их совершать, а между тем в Церкви Христовой во всем должен быть чин и порядок: «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ). О таинстве св. Причащения ап. Павел пишет Коринфянам: «Я от Самого Господа принял то, что и Вам передал» (а не передаю теперь) ( 1Кор. 11:23 ). «Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» ( Фил. 4:9 ). Сектанты, отвергнув Предание св. Апостолов, по необходимости завели свое человеческое, ибо по–своему совершают обряды преломления, крещения, брака и проч.; поют ими составленные «псалмы» и т. п. Значит, они отвергли Предание апостольское и живут «по преданию человеческому».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010