Лк.4:8 . И отвещáв речé емý Иисýс: иди за мнóю, сатанó писано éсть: поклонишися Гóсподу Бóгу твоемý, и томý единому послýжиши. (Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.) Писано есть (написано): поклонишися Господу Богу твоему и пр. Это – слова, которые говорил Моисей, когда пред своею смертию увещевал евреев не служить богам языческим, – богам тех народов, которые будут жить с ними в Обетованной земле или Палестине ( Втор.6:13 ); ибо божеское поклонение должно воздавать только одному истинному Богу. Так Господь словами Свящ. Писания отражает второе диавольское искушение! Лк.4:9 . И ведé егó во Иерусалим, и постáви егó на криле церкóвнем, и речé емý: áще Сын еси Бóжий, вéрзися отсюду дóлу: Лк.4:10 . писано бо éсть, яко áнгелом своим заповесть о тебе сохранити тя: Лк.4:11 . и на рукáх вóзмут тя, да не когдá преткнéши о кáмень нóгу твою. (И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.) На крыле церковнем (на крыле храма). Вероятнее всего, – на той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Этот притвор находился над страшною пропастью, так что нельзя было без содрагания смотреть с него вниз. Крылом храма могла называться эта часть его потому, что по форме уподоблялась распростертым крыльям птицы (о храме чит. в объясн. 9 ст. 1 гл.). Соблазняя Господа броситься сверху вниз, диавол ссылается на слова из Псалтири, где обещается помощь всякому, уповающему на Бога ( Пс.90:11–12 ). Тут диавол имел намерение возбудить в Иисусе Христе желание – так сказать, вынудить чудо со стороны Бога, причем обнаружились бы в Спасителе тщеславие, самонадеянность и духовная житейская гордость ( 1Ин.2:16 ). Не можем не привести здесь несколько строк из Троиц. Лист., очень поучительных для наших раскольников и сектантов. «Диавол привел слова Писания: Ангелом Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, но умолчал, что там дальше сказано: на всех путях твоих; а предлагаемый Господу диаволом путь броситься с кровли храма в надежде на чудесное спасение от Бога, не есть путь, Богом определенный. Какой отсюда урок тем, кто берется самочинно, по своему смышлению , толковать Свящ. писание! Спаситель показал, что нельзя брать места Свящ. писания отрывками, не обращая внимания на другие места того же Писания; но именно так и делают все те, которые по своему мудрованию толкуют Слово Божие, – все раскольники, сектанты, все пашковцы, молокане, штундисты и им подобные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

По примеру Апостолов для решения недоумений собирались и епископы. – Кроме этого основанием для созвания соборов служило еще изречение самого Иисуса Христа давшего постановлениям Церкви такую важность, что преступивший их становится лишенным благодати, как язычник. Иисус Христос однажды учил: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух... если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:15–17 ). т.-е. если ближний твой не будет сознаваться в своем грехе, то скажи Церкви или ее представителям, и если он не убедится увещаниями, обличениями, предостережениями предстоятелей церкви, если не подчинится их суду, то считай его отверженным Самим Богом, наравне с язычниками и мытарями. Таким образом, по учению Спасителя, кто не повинуется постановлениям Церкви, тот противится Самому Богу. Поэтому и в решении недоумений, возникающих между христианами, необходим голос всей Церкви, а таким голосом и были постановления вселенских соборов. На эти постановления нужно смотреть как на постановления божественные, так что кто не повинуется им, тот не повинуется и Самому Богу. – Таким образом, верным хранилищем Свящ. Предания служит Церковь . Мы можем находить его в творениях св. отцов, в богослужебных книгах и в постановлениях вселенских соборов. В этом смысле св. Апостол Павел называет Церковь столпом и утверждением истины. Церковь бога жива, столп и утверждение истины, говорит он ( 1Тим.3:15 ). Святой Ириней, который может почитаться учеником Апостольским, пишет: «не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» (Кат. О Свящ. Пред. и Свящ. Писании). Восточные патриархи в послании о вере говорят: «мы веруем, что свидетельство кафолической церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

То же самое можно сказать и о наших чувствах и эмоциях: они слишком субъективные, слишком страстные и затуманены нашими греховными переживаниями. Писание призывает нас иметь другие чувствования (т.е. сменить их). Сказано: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп. 2:5 ). Ну, а если говорить о так называемой «свободной воле», то от нее и вовсе надо отказаться. Сказано: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» ( 2Кор. 4:5 ). Только осознавая рабство Богу, человек становится свободным от власти (рабства) греха и дьявола. Как и сказано: «…ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет. 2:19 ). Побежденные благодатью Духа Святого, мы становимся рабами Богу, что приводит нас к сыновству Богу. Отказ от рабства Богу моментально делает человека рабом дьявола. Вот три ступени, которые помогают нам сохранять сердце в чистоте: Вера Божия, чувствования Христовы и рабство Богу. Но само очищение сердца совершается только Кровью Иисуса Христа. Сказано: «и имея великого Священника (т.е. Иисуса Христа – свящ. О. С.) над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением (кроплением крови Сына Божия – свящ. О. С.), очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою (т.е. в крещении и познании Слова Божия – свящ. О. С.)» ( Евр. 10:21–22 ). И мы читаем далее: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф. 5:9 ). Прежде всего, миротворцы – это люди, которые сами примирились с Богом и через Бога друг с другом. Сказано: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Ефес. 2:14–16 ). Так что миротворец – это не тот человек, который договаривается о перемирии. Перемирие, в человеческом понимании, не прекращает вражды, а, как правило, оказывается возможностью подготовиться к более лютому столкновению. Политическое и экуменическое миротворчества суть имитация мира, а не мир. Посему подлинный миротворец тот, кто сам, примирившись с Богом, содействует примирению с Богом и для других людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Что богатство и вообще всякое имущество не предосудительно для христианина, это видно из того, что Сам Бог предоставил человеку право господствовать над землею и обладать ею ( Быт. 1:26; 9:1 ). А всякое имущество есть плод земли. Обладанием имущества обусловлена возможность духовного образования человека и приобретения известной степени самостоятельности и независимости, необходимых для деятельности в мире. Имуществом же доставляется возможность благотворения. Но, обладая имуществом, необходимо быть внутренне независимым от него, не пленяться им. Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца ( Пс. 61:11 ). Не богатство должно обладать нами, а мы должны обладать богатством, свободно распоряжаться им и употреблять его на благие дела. Противонравственное владение богатством и греховное употребление им выражаются в форме любостяжания, корыстолюбия, скупости или в форме расточительности и нравственной беспечности при уповании на богатство. Против корыстолюбия и скупости, Свящ. Писание высказывается весьма резко. Оно называет его идолослужением: любостяжание есть идолослужение ( Кол. 3:5 ). Лихоимцы Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:10 ). Не можете служить Богу и маммоне ( Матф.6:24 ). Образец расточительности Свящ. Писание предоставляет нам в лице блудного сына: расточил имение свое, живя блудно ( Лук. 15:13 ). А образец ложного упования на богатство и нравственной беспечности видим в лице евангельского богача, который в надежде на изобилие собранных плодов, сказал душе своей: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись ( Лук. 12:19 ). Ап. Павел предписывает Тимофею увещевать христиан не уповать на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим. 6:17 ). Нравственно оправдываемый источник обогащения и приобретения имущества указан в лице Адама, которому заповедано в поте лица твоего будешь есть хлеб ( Быт. 3:19 ). Труд и бережливость – вот источники обогащения христианина. На труд, как на источник пропитания и материального благосостояния, указывает ап. Павел фессалоникийцам, в среде которых развилось праздношатание и тунеядство (Фесс. 3:6–12). А пример бережливости показал Сам Господь Иисус Христос, сказавший апостолам после насыщения хлебами народа: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало ( Иоан. 6:12 ). Отдавать деньги на законные проценты и употреблять свое имущество для умножения имущества, конечно, позволительно. Притчей о талантах, показана допустимость последнего. Но всякое ростовщичество, безусловно, противоестественно, о чем говорит и Писание, уже выше приведенное. Высокий пример возвращения несправедливо приобретенного имущества виден в лице Закхея.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Итак, «только Писание». Если этот тезис верен, то и сам он, безусловно, должен быть основан на Св. Писании. Где же Библия говорит о своей самодостаточности? Где она утверждает свой исключительный авторитет в области веры и истины? Для начала рассмотрим свидетельства Библии о самой себе, которые и приводят протестанты для подтверждения своего догмата. Нав.1:8 : «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Данный стих говорит о великой важности чтения и исполнения написанного в Св. Писании, но он вовсе не утверждает того, что Писание есть единственный авторитет. Кроме того, что об этом ничего не говорится в самом тексте, понимать этот стих как свидетельство исключительности авторитета Писания нельзя и потому, что здесь под «книгой закона» имеется в виду Пятикнижие Моисея. Протестанты же признают авторитетными ещё 61 книгу Библии. Если же даже понимать так, что Дух Святой здесь вкладывал тот смысл, что не только книги Моисея, но и всё Св. Писание, которым надлежало быть написанным после них, то есть вся Библия, есть наибольший авторитет, то православные всей душой с этим согласны. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что на самом святом месте храма, в алтаре посреди престола, лежит одна-единственная книга – Евангелие 623 , которое священник (или диакон) читает и целует на каждом Богослужении, которым священник благословляет народ и начало литургии, которое выносится из алтаря в храм как великая святыня для лобызания верным. Никакую другую книгу – ни книгу правил, ни книги отцов Церкви, ни богослужебные книги так не чтят православные, как Евангелие, но это не даёт оснований не признавать истинными и полезными и другие духовные книги 624 (в том числе, и другие книги Св. Писания), и не поучаться также и в них. 2Тим.3:15–16 : «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Здесь утверждается, что Св. Писание истинно, богодухновенно и полезно, но где здесь говорится, что кроме Св. Писания нет более истинных, богодухновенных и полезных книг? То, что слова Апостола нельзя понимать исключительно, доказывает хотя бы тот факт, что он, когда писал эти строки, имел в виду, прежде всего, Ветхий Завет, но после него, как мы знаем, появились и другие богодухновенные и полезные Писания – новозаветные. То есть, логика здесь проста. Если учитель укажет ученику на хорошую книгу и скажет, что она истинна и полезна (или даже, что эта книга самая истинная и полезная), то это вовсе не значит, что учитель считает таковой только одну эту книгу, и что, кроме этой, нет больше истинных и полезных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». ( Иак. 5:10–11 ). Другой Апостол, в послании к Ефесскому Епископу, указав объем, обширность и трудность в исполнении пастырских обязанностей, ободряет его к неослабному исполнению их указанием на воздаяние за него в будущей жизни; и, указывая полноту жизни с Богом, изображает Бога чертами, которые уясняют благочестивым основу из чаяния блаженства в вечной жизни с Богом. Его слова: «Подвизайся добрым подвигом веры. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел, и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. ( 1Тимоф. 6:12–16 ). Приведенный список имен Божиих из свящ. Писания достаточен для уверения тебя, мусульманин, что христиане знают все имена, какие знает мусульманин из своего списка; приведенные потом места Писания достаточны для того, чтобы убедить тебя, мусульманин, в том, что христианин, читая или слушая Писание, находится при обильном источнике для Богопознания, и с нем имеет надежный способ понимать смысл имен Бога, какие передает оно. Правда, не у всех христиан одинакова степень разумения, чтобы каждому из них ясно разуметь смысл имени Божия там, где оно читается, но для того, чтобы ему понять его ясно, правильно и соответственно, сколько возможно для сотворенного ума, смыслу Писания, он имеет для себя надежное руководство в систематической Богословской науке. 2. Имена Божии в науке богословия Для того чтобы читающий или слушающий свящ. Писание мог, по степени развития своего ума, правильно понимать смысл, заключающийся в том или другом имени, и вследствие правильного понимания мог сердцем живо чувствовать смысл имени и этим чувством руководится в своей жизни, христианское Богословие начинает учение о Боге изъяснением имен Его, какие даны в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Ибо если они сойдутся с необуздываемыми по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них. По сему, когда достигнут они супружеского возраста, старайтесь сочетать и совокупить их браком, чтобы они в цветущем пылком возрасте своем не переняли нравов блудников, а вы не отдали отчета Господу Богу в день суда. Постан. Апост. кн. IV, гл. II; срав. кн. VII, гл. 12. г) Братьев своих и сродников своих не презирай; ибо: от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:7 ). Апост. Постанов. кн. VII гл. 15. Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно Господне, дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей или сродников или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеки, дабы и Церковь не претерпела некоего ущерба по неизвестности пения епископского, и епископ или его сродники не подверглись отобранию имения за Церковь или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема бесславием. Прав. св. Апост. пр. 40. д) Как говорит Свящ. Писание о подчиненности служителей и рабов господам? Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но κακ рабы Христовы, исполняя волю Божию от души ( Еф.6:5, 6 ). Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и суровым ( 1Пет.2:18 ). Катих. стр. 109. Если кто-либо, под предлогом благочестия, научает раба презирать господина, уклоняться от служения ему или служить ему без усердия и безо-всякого уважения, да будет анафема. Гангр. соб. прав. 4. Как говорит Свящ. Писание о должности начальствующих и владеющих? Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зна, что и вы имеете Господа на небесах ( Кол.4:1 ). Катих. стр. 110. Некие рабов христиан поставили вместо себя 111 ; рабы же, яко подручные, и, некоторым образом, и сами в заключении у своих господ находившиеся, будучи угрожаемы от них и страшась их, доведены до идоложертвования и пали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Изволением Божиим при апостолах обильно изливаемы были чудесные дары Св. Духа, напр., Деян. 8:17. 19, 5 – 6 . Именно эти дары и разумеются в приведенном месте, и сектанты похвастаться сказанными дарами не могут. Под помазанием Святого должно разуметь не помазание, свойственное каждому верующему в отдельности и подаваемое в таинстве Миропомазания, но Духа Святого, пребывающего в Церкви и наставляющего ее пастырей,–право править слово истины. Слова «вы не имеете нужды», чтобы кто « учил вас» должно понимать в отношении к тем лжеучителям, которые оставили Церковь или никогда не были в ней; в наставлениях именно этих лжеучителей, христиане и не должны иметь нужды. Подобно сему ап. Иоанн и выше –ст. 19, предостерегал от антихристов. Деян. 8:17 . Тогда возложили руки на них(самарян) и они приняли Духа Святого. Деян. 19:5 . Услышавши это, они (Ефесяне) крестились во имя Господа Иисуса; 6 . и когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати. 1Ин 2:19 . Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши. 1Кор. 12:4 . Дары различны, но Дух один и тот же; 5 . и служения различны, а Господь один и тот же; 8 . Одному дается Духом Слово мудрости, другому – слово знания, тем же Духом... 10 . иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Примеч . Тот же Дух, говорят сектанты, и нам помогает истолковывать свящ. Писание. Здесь говорится также об особых дарах духовных, которые ради особенных целей Божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор. 12:28–30 . Если бы они и теперь подавались всем верующим христианам, то не нужно было бы и самого св. Писания. Применяя к себе указанные места Писания, сектанты все-таки не творят чудес, и потому сами себя зачисляют в список обманщиков и невежд ( 2Пет. 3:16 ), извращающих Свящ. Писание к собственной своей погибели. Проповедавшие же нам истинное толкование учители Церкви чудеса творили (читай Историю Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. ... Он явился на земле и обращался между людьми » ( Вар.3:36–38 ) 545 ; – «Я хлеб живый, сшедший с небес ; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя , которую Я отдам за жизнь мира » ( Ин.6:51 ) 546 . Каждый раз, после цитирования соответствующего отрывка, преподобный задаёт своим оппонентам вопрос: о Ком говорит Писание? Если о простом (ψιλς) человеке, то почему тогда о Нём говорится как о Боге? А если только о (γυμνς) Боге Слове, то почему о Нём сказано как о Человеке? Поэтому и нельзя сказать о Христе, – делает вывод преподобный, – что Он простой человек или только Бог Слово, так как Свящ. Писание говорит о Христе как об Одном, который есть Бог Слово с Его Собственной плотью 547 . Преподобный обращает внимание на слова ап. Павла: «один Господь Иисус Христос» ( 1Кор.8:6 ). Господь не может быть простым человеком, так как «над всем Бог» ( Рим.9:5 ) и рождается из сущности Отца 548 , является Божией силой и Божией Премудростью 549 . Не может быть и только Богом Словом, так как рождается от жены 550 , распинается 551 . Поэтому Христос может быть только «един из двух» (ες ξ μφον) 552 . Для подтверждения единства Христа преп. Марк ссылается на места из Свящ. Писания, в которых нет различия между действиями человека Иисуса и Бога Слова ( Ин.20:13 ; Ин.9:37–38 ; Лк.8:46 ; Ин.18:22, 19:11 ; Мф.27:28 ; Мк.8:23 ; Ин.14:12, 20:27 ) 553 . Преподобный приводит свидетельство ап. Фомы, который, осязав ребра и руки Спасителя, исповедал Его Господом и Богом ( Ин.20:28 ). Апостол назвал Христа так не по причине Его удивительных дел или слов, – пишет преп. Марк, – чтобы никто не сказал, что слова ап. Фомы относятся к обитающему внутри Божеству, но осязав руками Его святое Тело 554 . Приводя слова о Христе ап. Павла: «за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:15 ), – преп. Марк пишет, что если Умерший и Воскресший – простой человек, то это значит, что христиане живут для простого человека, а не для Сына Божия 555 . Если Сам Христос и Его апостолы повелевают веровать в Него, то «неужели они принуждают нас веровать в простого человека?» 556 – вопрошает преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

38. Сотрудник Братства св. Гурия. 25 июля 1910 года О церковной дисциплине IV. После того, как мы выяснили необходимость дисциплины для церковной жизни и её укрепления, постараемся указать её пределы. В этом отношении церковную дисциплину вполне можно сравнить со всем дисциплинарным ветхозаветным законом. Как в ветхом завете вся жизнь подзаконного человека проходила под руководством закона, так и вся жизнь каждого христианина должна подлежать воздействию св. Церкви, вся без исключения находиться под воспитательным её контролем. О ветхозаветном законе и его влиянии на жизнь св. Писание говорит так: «Люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими. И да будут слова сии (т. е. Закона Божия), которые Я заповедаю тебе сегодня в сердце твоём, и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая: и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор. 6:5–9 ). Таков идеал исполнения ветхозаветного закона. – В полную параллель к этому должна быть введена и церковная дисциплина: нужно, чтобы вся внешняя обстановка христианской жизни напоминала христианам о Боге; необходимо, по крайней мере, в идеале представлять церковную жизнь такой, чтобы ничто христиан не отвлекло от Христовой истины. Святой Киприан Карфагенский поэтому и доказывает справедливость того истинно церковного принципа на основании самого свящ. Писания, что нужно как можно более расширить сферу жизни, подлежащую дисциплинированию со стороны церкви и ни в каком случае её не сокращать. «Если в свящ. Писании, – рассуждает св. Киприан, – часто и повсюду приписывается дисциплина, и если соблюдение установленного есть как бы основание религии и веры, то чего наиболее прилично нам желать, и чего держаться, как не того, чтобы стоять твёрдо против искушений и смущений мира и достигнуть даров Божиих через соблюдение божественных заповедей». (Кипарисов; о церк. дисципл. с. 23). Св. Киприан даже одежду христиан желает подчинить церковной дисциплине и при том ссылается на апостола Павла, который установлял порядки даже и в этой незначительной области, вследствие своей незначительности, по-видимому, подлежащей полной свободе; даже и здесь, по мнению Киприана, христиане должны руководиться «церковной дисциплиной во всей её божественной благости». Поэтому же в частном христианском быту св. Киприан считал требованиями дисциплины такие предметы: не брить бороду, вставать на ноги, когда идёт пресвитер: та или другая одежда женщин считалась также подлежащей церковным взглядам, почиталась соответствующей или не соответствующей церковной дисциплине (Ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010