Некоторые предварительные сведения из общего Введения в книги Свящ. Писания и из Свящ. Герменевтики Сведения из общ Введения (Исагогики) в Свящ. Писание. § 1. Понятие о Свящ. Писании вообще. – Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные святыми мужами, пророками и апостолами, по вдохновению от Святого Духа и содержания в себе божественное откровение о домостроительстве Церкви Божией на земле. § 2. Употребительнейшия наименования всего состава священных книг. – В самом Свящ. Писании встречаются различные наименования состава, или сборника означенных книг. Самое древнее название, усвоенное этим книгам еще в Церкви иудейской, такое: писание (γραφ), или святые писания (γραφα γαι), или священные писания (εραγρμματα). Это видно из того, что Иисус Христос в разговорах с иудеями часто называл священные книги Ветхого Завета указанным именем писаний (см. напр. Мф.22:29 ). Тем же именем их называли и апостолы ( 2Тим.3:15 ; Рим.1:2 ; 2Пет.1:20 ). Название свящ. книг просто «писанием» означает в данном случае преимущество их пред всякого рода писаниями. Другое древнее название состава священных книг, это – «завет», или «книга завета» (ββλος διαθκης), какое название встречается еще у Сираха (XXIV, 25) и в первой книге Маккавейской (I, 57). У писателей Нового Завета, именно у ап. Павла, состав священных ветхозаветнык книг (в отличие от новозаветных) называется «Ветхим Заветом» ( 2Кор.3:14 ) 1 . Еще часто мы встречаем в Свящ. Писании наименование священных ветхозаветных книг «законом» ( Ин.12:34 ) или: закон, пророки и псалмы ( Лк.24:44 ). Законом собственно называется Пятокнижие Моисеево. У св. отцов Свящ. Писание называется «книгами Ветхого и Нового Завета», или просто «заветом», «писанием» и др. Нынешнее общеупотребительное название сборника всех священных книг Библею (от греч. βιβλα) – происхождения позднейшего оно в первый раз встречается у св. Иоанна Златоуста и означает «книги» по преимуществу. § 3. Разделение священных книг – По времени происхождения своего, все священные книги разделяются на два состава, или собрания: на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета, Под именем книг Ветхого Завета разумеются книги, написанные до рождества Христова, в разные времена от Моисея до Ездры и пр. Малахии (1600–400 л. до Р. X.), святыми пророками по вдохновению от Св. Духа и содержащие в себе божественное откровение о домостроительстве Церкви ветхозаветной, откровение, подготовлявшее членов этой Церкви к принятию грядущего Мессии. Под именем же книг Нового Завета разумеются книги, написанные по вдохновению от Св. Духа апостолами и их сотрудниками в первый век по рождестве Христове (42–100 г.) и содержащие в себе, конечное откровение Божие о домостроительстве Церкви воинствующей на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

О Священном Предании I. Православное учение о священном Предании Божественное Откровение распространяется и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Свящ. Писания. Под именем Свящ. Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. Верное хранилище свящ. Предания есть Церковь , или собрание всех истинно верующих, которая, по слову апостола, есть Церковь Бот живого, столп и утверждение истины. ( 1Тим.3:15 ). Священное Предание древнее Свящ. Писания. От Адама до Моисея не было свящ. книг. Сам Господь Иисус Христос Божественное учение Свое и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом и апостолы вначале утверждали Церковь и распространяли веру Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами может пользоваться меньшая часть людей, а Преданием все. Хотя мы имеем Свящ. Писание, но должны соблюдать и Свящ. Предание, если оно согласно с Божественным Откровением и Свящ. Писанием. Ап. Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Свящ. Предание нужно и в настоящее время для руководства к правильному разумению Свящ. Писания, для правильного совершения таинств, для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Из Свящ. Предания взяты многие священные обряды, имеющие великую важность для каждого истинно православного христианина, как напр., изображение крестного знамения, обращение во время молитвы к востоку, слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и чаши, благословения, освящения воды крещения, елея помазания и самого крещаемого, троекратное погружение крещаемого в воду, отрицание сатаны и злых дел его и проч. относящееся к крещению. Итак, Предание необходимо для уразумения многих истин, содержащих в Писании, ибо иные из них не вполне изложены, а об иных вовсе не говорится, на иные делаются только указания или только намекается, и без Предания мы не знали бы, наконец, различных обрядов таинства, разных действий богослужения и постановлений церковного благоустройства и благочиния. (Из Библейской энциклопедии Архимандр. Никифора. Стр. 135, вып. III). II. Основания из слова Божия для православного учения о священном Предании

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

свящ. Сергий Кобзарь Часть III. О Священном Писании и Священном Предании Мы подошли в определённом смысле к самому главному вопросу православно-протестантской полемики – авторитета веры. Кто определяет истину? Т.е. чему, какому слову, и каким книгам мы должны доверять – действительно основополагающий вопрос. К сожалению, даже в таком важнейшем вопросе протестанты принципиально расходятся с православными. Первые признают авторитетом только Писание, вторые – Писание и Предание. К тому же, в протестантской Библии 66, а в православной – 77 книг. Кто же прав, и какой состав Библии правильный – ответу на эти вопросы и посвящается настоящая часть книги. Глава 19. «Только Писание» или «Писание и Предание»? Протестанты считают Библию единственным основанием своей веры: «мы верим в совершенность, достаточность и абсолютный авторитет святой Библии, состоящей из шестидесяти шести книг Ветхого и Нового Заветов» , говорят баптисты, и это мнение разделяют все протестанты. «Sola Scriptura» (только Писание) был, как известно, главным лозунгом Реформации, и он до сих пор является главным догматом протестантской веры. «Библия самодостаточна» 621 (и в вопросах догматики, и в вопросах устройства церкви, и для спасения) убеждены и любят повторять протестанты, и никакие предания и добавления к ней не нужны. Потому, само слово «предание» имеет в протестантизме исключительно отрицательный смысл 622 . Православные же кроме Священного Писания признают авторитетным в вопросах веры также Священное Предание. Итак, какой же тезис истинен: протестантский – «только Писание» или православный – «Писание и Предание», и что православные вообще понимают под Св. Преданием? Начну с заявления: протестантский лозунг «только Писание» хотя состоит всего из двух слов, но содержит в себе (в протестантском его толковании) как минимум три лжи: 1) Библия являетсясамодостаточной и предание не нужно ; 2) упротестантов нет предания ; 3) каждый человек имеет : а) способность правильно понять смысл Писания и б) право толковать его по-своему . Поэтому главной своей задачей в данной главе я ставлю, прежде всего, изобличение такого тройного заблуждения, а также, раскрытие смысла понятия «Священное Предание», о чём протестанты, как правило, имеют крайне искажённые представления.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Предисловие Приняв в описании Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки за основание к разделению содержание рукописей, ко второму отделу Описания относим мы рукописи, содержащие в себе писания Святых Отцов и учителей Церкви. Между творениями Отцов в Описании даём первое место их толкованиям на Свящ. Писание. За тем будут следовать догматические и духовно-нравственные писания святых Отцов. К сему, по тождеству или близости содержания, особою частью, приложено будет описание рукописей, содержащих в себе разные Богословские сочинения, оставленные известными и неизвестными учителями и писателями Церковными. Описание рукописей, содержащих в себе толкования святых Отцов на Свящ. Писание, в полном виде или в извлечении, следует порядку книг Библейских. В представляемом Описании находятся, кроме Шестоднева, толкования на книгу Бытия, на Иова, на Псалмы, на Пророков и на все книги Нового Завета. Первая мысль о переводе Отеческих толкований на Славянский язык, или о составлении своего изъяснения, появилась весьма рано. Едва только переведено было Свящ. Писание святыми Кириллом и Мефодием, как Иоанн, пресвитер и экзарх Болгарский, возымел желание воспользоваться для своего народа «готовыми учительскими сказаниями» на Свящ. книги, и составил из них свой Шестоднев. Вскоре за тем появилось в переводе толкование на Псалмы, приписываемое святому Афанасию Александрийскому , и толкование на шестнадцать Пророков. В XII столетии становится известным у Славян толкование Феофилакта Болгарского на Евангелия. В начале XIII столетия у нас уже был перевод толкования на послания Апостола Павла. В том же столетии, вероятно, переведено и толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис. В начале XV ст. совершён на горе Афонской перевод бесед святого Иоанна Златоустог о на книгу Бытия иноком Иаковом, и толкования Олимпиодора, Полихрония и других на книгу Иова – иноком Гавриилом. Последнее толкование было уже второе на сию книгу на Славянском языке, как видно из предисловия переводчика и из существующих списков другого перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

О свящ. изображениях (иконах) и других свящ. предметах I Какая еще есть у христиан чтимая вещественная святыня, кроме св. креста Христова? Христиане имеют и чтут священные изображения Господа Бога, в Троице славимого, изображения событий нашего спасения, изображения Божьей Матери, св. Ангелов и свв. Угодников Божьих. Упоминается ли в св. Писании об изображениях вообще? Упоминается, и очень часто. Как относится св. Писание к изображениям? Одни из изображений св. Писание совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, повелевается считать их священными и почитать их. Св. Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни – ложные , а другие – истинные священные. Что такое – ложные изображения? Ложные изображения суть бесчувственные идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Таковы: телец ( Исх. 32:4 ); Молох ( Лев. 18:21 ); Ваалфегор ( Чис 25:3 ); Ваал и Астарта ( Суд. 2:13 ; 3Цар. 18:21–29 ); Дагон ( 1Цар. 5 гл) и др.. Эти боги суть идолы. Почему идолы считаются ложными изображениями? Потому что ничего соответствующего этим изображениям в действительности нет. Это – выдумка невежественных людей. Когда у нас изображается Спаситель, то Он и на Самом деле существует; но ничего подобного какой-либо Астарте, или Ваалу, или других идолов в действительности никогда не существовало да и существовать не может. Нехорошо поступали и поступают люди, делавшие и делающие идолов, но еще хуже то, что они эти изображения несуществующих, выдуманных существ ставили и ставят вместо истинного Бога. Поэтому-то Ап. Павел и говорит, что идолы – суть изображения несуществующего. " Мы знаем, – пишет Апостол, – что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» ( 1Кор. 8:4–6 ). Что же такое идолы на самом деле? Это – изделие рук человеческих. «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах... Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь , и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» ( Иер 10:2–5, 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание В. Н. Мышцын. Фотография. Нач. XX в. Василий Никанорович (21.01.1866, с. Волынь Рязанского у. и губ.- 02.08.1936, г. Загорск, ныне Сергиев Посад), д-р церковного права, правосл. богослов, библеист, канонист. М. род. в семье священника Преображенской ц. с. Волынь. Окончил Рязанское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), МДА (1890), последнюю 2-м по списку, с правом защищать магистерскую диссертацию без нового экзамена. В степени кандидата богословия был утвержден 19 июня 1890 г. после защиты диссертации по теме: «Учение Святого ап. Павла о законе дел и законе веры». В 1891 г. диссертация была удостоена премии митр. Иосифа (Семашко) как лучшее кандидатское сочинение. Был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Свящ. Писания НЗ под рук. проф. М. Д. Муретова . По окончании стипендиатского года указом обер-прокурора Синода от 4 июля 1891 г. был назначен в Симбирскую ДС преподавателем греческого языка, с 12 нояб. 1891 по 29 февр. 1892 г. преподавал там же Свящ. Писание. Приказом обер-прокурора Синода от 19 марта 1892 г. М. был переведен по собственному желанию в Рязанскую ДС на сверхштатную кафедру Свящ. Писания, 2 сент. 1892 г. занял там же кафедру греч. языка; преподавал также арифметику в Рязанском епархиальном женском уч-ще. Решением Совета МДА от 28 янв. 1894 г. был приглашен к занятию должности доцента по кафедре Свящ. Писания ВЗ и после прочтения 10-11 марта 2 пробных лекций: «Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих» и «Очерк содержания Книги Екклезиаст» - занял кафедру в статусе и. д. (исполняющего должность) доцента. 12 мая 1894 г. защитил на степень магистра богословия переработанную канд. дис. «Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры»; офиц. оппонентами выступили ординарный профессор по кафедре Свящ. Писания НЗ Муретов и экстраординарный профессор по кафедре греч. языка и словесности И. Н. Корсунский . В магистерской степени М. был утвержден указом Синода от 20 сент. 1894 г. на основании отзыва рецензента от Синода еп. Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева) ; 23 окт. был утвержден в должности доцента. 9 июня 1898 г. был избран экстраординарным профессором. Летом 1900 г. участвовал в поездке студентов и преподавателей МДА во главе с ректором академии еп. Арсением (Стадницким) по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме составил описание музея древностей книгохранилища архим. Антонина (Капустина) . В 1904 г. изучал античные древности в Риме и Неаполе, а затем в других европейских музеях. В 1905-1906 гг. в ж. «Богословский вестник» вел отдел по церковным и общественным вопросам.

http://pravenc.ru/text/2564538.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление ЭКЗЕГЕЗА БИБЛЕЙСКАЯ (от греч. толкование, объяснение), толкование текста Свящ. Писания. Являясь Словом Божьим, выраженным через человеческое слово, Библия несет на себе печать тех эпох, когда писались ее книги, отражает особенности свящ. авторов (их личности, языка, воззрений). Это требует от Э. учета того историч. фона и «жизненного контекста», с крыми связаны библ. книги, а также филологич. исследований, позволяющих проникнуть в ход мысли свящ. авторов. Отсюда важность для Э. исагогики, включающей проблемы канона, датировки и атрибуции свящ. книг, различных форм критики библейской (текстуальной, литературной, исторической, историко-литературной и др.) и дополнительных дисциплин (археологии, географии, палеографии, изучения Древнего Востока и античности). Свящ. Писание есть письменно зафиксированное Предание Церкви (сначала ветхозав., а затем новозав.), следовательно, Библию необходимо рассматривать в целостном контексте ее канона и христ. церк. учения. Христианская Экзегеза на протяжении веков вырабатывала принципы толкования Библии. Эти принципы включают аллегорический, прообразовательный, анагогический, историко-литературный, тропологический и др. подходы к Библии, которые по существу играют взаимодополняющую роль. Так, недостаточно установить лишь букв. смысл текста и объяснить его с т. зр. древнего культурного контекста. Важно найти в нем Слово Божье, обращенное к человеку всех времен и народов. Только во взаимодействии всей совокупности приемов Э. раскрывается духовное богатство Писания в его многогранной полноте Экзегеза, герменевтика: методы толкования Ветхого Завета Необходимость толкования Библии Подобно богослужению и иконе, Библия – это целый мир идей и образов, целый организм, впитавший в себя множество традиций. Она имеет свою символику, язык, структуру, которые (как богослужение и икона) требуют углубленного, духовного, проницательного подхода. Не все в ней «лежит на поверхности», иное нуждается в пояснении, иное – в сравнительном анализе. Библию недостаточно просто читать: как Слово Божие она требует благоговейного молитвенного вживания, как слово человеческое – тщательного изучения. Свт. Иоанн Златоуст писал, что «неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают» (Беседа на 1Кор.29:1). Экзегеза и герменевтика

http://azbyka.ru/ekzegeza

Слово Божие для каждого должно быть дороже всех сокровищ. Благ мне закон уст Твоих, паче тысяч злата и сребра ( Пс.118:72 ), говорит св. царь Давид. Человек состоит из тела и души. Как есть пища для тела, так есть пища и для души, и как без телесной пищи человек умирает, так и без духовной жить не может. Сам Иисус Христос говорит, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). Каждый поэтому должен читать и слушать Свящ. Писание. И великая польза получается от чтения и слушания его. От чтения Свящ. Писания, говорит св. Иоанн Златоуст , «душа как бы окрыляется, в высоту подъемлется, сиянием солнца правды просвещаяся, и в самое оное время от вреда нечистых помыслов свобождаяся, многого же покоя и тишины наслаждаяся: и что приносит телесная пища к укреплению сил наших, то и чтение души: пища бо есть духовная, утверждает разум, и сильную творит душу, крепчайшую и мудрейшую, не допущая уже скотскими страстьми пленятися, но и легкое придав ей крыло, в самое, так сказать, преселяет небо». Чтение Свящ. Писания, говорит тот же св. отец, «душу умудряет, ум в небеси возводит, благодарным творит человека, учит ни на что житейское не смотреть с удивлением, понуждает всегда в горних уму нашему пребывать, чтобы мы, взирая на мздовоздаяние Господне, вся творили, и в добродетельных трудах с великим усердием подвизалися. Отсюда возможно твердо познать скорую благопромыслительную Божию помощь, мужество святых благость Божию, и коль великие предлежат мздовоздаяния. Отсюда возможно возбуждатися к ревнованию и подражанию мудролюбия знаменитых мужей и не унывать в подвигах добродетельных, но уповать на Божие обетования и прежде их события» (св. Иоанна Златоустог о на Бытия. Сборник Поучений, изд. Св. Синодом 1803, месяц сентябрь). Так, слово Божие и вере научит, и примеры добрые покажет, и от греха удержит. Верно говорит св. апостол Павел: «Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). Если такова польза от Свящ. Писания, то мы должны особенно быть прилежными в чтении и слушании его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

2. Св. Писание I. Понятие о Св. Писании. Под именем Св. Писания разумеются книги, написанные по вдохновению и откровению от Духа Божия чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Так как они написаны по повелению и слову Божию и вдохновению и откровению от Духа Божия, и содержат в себе законы, постановления и откровения Божии, то иначе называются откровением Божиим, словом Божиим, законом Божиим, книгою Закона ( Исх. 24:3, 4 ; Втор. 31:9, 24–30 ; Нав. 24:26 ; Иер. 30:2 ; Мк. 7:13 ; Ин. 10:34, 35, 12:34, 15:25 ; ср. Пс. 118 ). Названия: Завет 14 , Книга Завета, Ветхий и Новый Завет , начало и основание свое имеют в завете между Богом и человеками, как, в первобытном ( Ос. 6:7 ), так и в последующие времена неоднократно повторявшемся ( Лев. 26:42, 45, 46 ; Втор. 4:31 ), особенно во времена Моисея ( Исх. 24:7, 8 ; Втор. 19:9 ) и наконец в Новом вечном Завете во Христе ( Мф. 26:28 ; Евр. 8:8–10, 9:1, 11–15, 10:14–17 ). Названия эти встречаются и в Ветхом и в Новом Завете ( Пс. 24:10, 14, 49:5–16 ; Сир. 24:25, 26 ; 1Мак. 1:57 ; 2Кор. 3:14 ). Название Библия не имеет для себя основания в Св. Писании в том смысле, в каком понимается слово это здесь. Слово это сделалось употребительным на востоке после. По словам св. Златоуста и Епифания, так в их время называли Св. Писание евреи (Злат. на Быт. беседы 10 и на посл. Кол. 9 . Епиф. Haeres. 29. См. Злат. Epist. ad. Rufin). Название это усвоено Свящ. Книгам для означения их превосходства пред другими книгами. У евреев книги Ветхаго Завета известны под именем закона, пророков и Свящ. Писаний. Книги Нового Завета с самых первых веков известны в церкви под именем Евангелия и Апостола и к ним присоединяется Апокалипсис. II. Число Свящ. Книг Ветхого и Нового Завета и собрание их в один состав. Книг Ветхого Завета считается 22. Так считают их евреи на своем первоначальном языке. Так приняла их от евреев древняя христианская церковь и так постоянно содержит их церковь православная. Такое исчисление книг Ветхого Завета находим мы у Филона и Флавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

свящ. Иоанн Васильев Вопрос о своде и структуре Корана в свете предпосылок к межрелигиозному диалогу Несколько последних десятилетий были свидетелями выхода в свет на Западе огромного количества научных работ, так или иначе посвященных вопросу межрелигиозного диалога между христианством и исламом, как со стороны мусульманских ученых, так и со стороны востоковедов 376 . Одним из главных камней преткновении на пути к такому диалогу является неистовая критика исламскими богословами подлинности Торы и Евангелии по утверждаемому ими принципу о человеческом вмешательстве в Богооткровенное Писание в процессе его написания и составления канона, наряду с утверждениями об изначальной достоверности, нетронутости и даже предвечности и несотворенности коранического текста. Совершенно очевидно, что мусульмане, будучи уверены в нетронутости и несотворенности текста Корана, не могут быть настроены на диалог с теми, чье Писание, согласно исламской догме, объявлено искаженным. В настоящей главе мы постараемся, насколько это возможно, раскрыть содержание исламского учения о Коране и указать, основываясь на исторических свидетельствах самой исламской традиции, что священное писание мусульман в гораздо большей степени, чем Новый Завет , прошло через исторически сложный процесс формирования канонического текста и, таким образом, обозначить равенство предпосылок для диалога, имеющихся в обеих религиозных традициях. Специфика коранического текста Согласно исламскому вероучению, откровение было ниспосылаемо пророку Мухаммаду сверхъестественным образом через приведение его в особые душевные состояния и сверхъестественные видения, о чем мы находим свидетельства как в «Житии пророка» 377 , так и в хадисах: «Ибн Хишам спросил: «О, посланник Аллаха! Каким образом приходит к тебе Откровение?». И сказал посланник Аллаха: «Иногда оно приходит ко мне подобно гулу колокола, только сильнее любого колокола... А иногда предстает мне ангел в виде человека и говорит со мной...» 378 . Священное же Писание христиан воспринимается в исламе как неаутентичное, поскольку было написано не Иисусом Христом, а его учениками впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010