Еще в 1872 году архитектор Румянцевского музея Лев Даль составил проект реставрации музейной церкви, за который даже получил премию, но проект остался на бумаге – денег не было. Известно, что в конце XIX века Никольский храм окормлял еще артиллерийские части, заведения и учреждения Московского военного округа, и военнослужащие артиллерийского ведомства тоже стали его прихожанами, хотя на финансовом благополучии храма это особо не отразилось. Сила Господня сохранила дивную церковь. В 1896 году ее настоятелем стал знаменитый священник Леонид Чичагов (будущий митрополит Серафим), которого благословил принять священнический сан святой Иоанн Кронштадтский. Отец Леонид принял сан в 1893 году в кремлевской церкви в честь Двенадцати апостолов, а в Никольский храм пришел уже вдовцом: его супруга скончалась всего за год до назначения его настоятелем и оставила у него на руках четырех дочерей. Священнику пришлось не только находить средства на восстановление храма, но и вносить собственные деньги и своими силами участвовать в его возрождении. Помимо пастырской деятельности, он занимался еще и иконописью: в храме Илии Обыденного на Остоженке сохранился его изумительный образ Воскресшего Спаса («Спас в белом хитоне»), а в родном Никольском храме настоятель сам написал настенные образы четырех апостолов-евангелистов, и они тоже сохранились. Имеется здесь и его икона «Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне»: отец Леонид участвовал в подготовке канонизации великого русского святого, составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», а в 1898 году принял монашеский постриг под именем Серафим. В декабре 1937 года митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян на Бутовском полигоне на 82-м году жизни и спустя 60 лет был причислен к лику святых. И еще один священномученик некогда служил в Никольском храме: в том же 1896 году его диаконом стал Петр Васильевич Соколов, прослужил в храме шесть лет, потом перешел в другую московскую церковь и принял священнический сан. За «антисоветскую агитацию» он был расстрелян в феврале 1938 года на том же Бутовском полигоне и причислен к лику святых новомучеников Российских. Так Никольский храм удостоился чести иметь своих небесных хранителей (память священномученика Серафима 28 ноября, священномученика Петра – 4 февраля).

http://pravoslavie.ru/3852.html

Иеромонах Серафим (Чичагов) свидетельствует, что к концу XIX века «благодаря Бога и привлеченных к Зосимовой пустыни жертвователей эта, выстрадавшая себе право на существование и устройство, приняла вид совершенно благоустроенной» (7, с. 84–85). Среди трудов митрополита Серафима особое место занимает его деятельность по прославлению старца отца Серафима Саровского . Эта деятельность началась еще в бытность отца Серафима (Чичагова) священником, а затем архимандритом, настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. Начало было положено написанием «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» – капитального труда, наиболее полно и достоверно отражающего историю Саровского и Дивеевского монастырей и жизнеописание старца Серафима Саровского . Летопись, первый раз изданная в Москве в 1896 году почти на восьмистах страницах, повествует о создании в Дивееве монастыря – четвертого удела Божией Матери на земле, содержит жизнеописание старца иеромонаха Серафима и ближайших к нему людей. «Благодаря этой летописи православный люд широко узнал и глубже стал почитать преподобного Серафима Саровского » (2, с. 16). Эта книга была преподнесена императору Николаю II, что повлияло на решение прославления преподобного Серафима. По окончании летописи архимандриту Серафиму было видение, о котором он впоследствии рассказывал своему духовному сыну протоиерею Стефану Ляшевскому: «По окончании летописи я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме, я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

28.11 Священномученика митрополита Серафима Тропарь, глас 5: Воинство Царя Небеснаго/паче земнаго возлюбив,/служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/данная ти от Бога многообразная дарования/к пользе народа Божия приумножил еси,/учитель благочестия/и поборник единства церковнаго быв,/пострадати даже до крове сподобился еси,/священномучениче Серафиме,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 6: Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/теплую любовь к нему имел еси,/писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/верныя к его прославлению подвигл еси/и благодарственнаго посещения/самаго преподобнаго сподобился еси./С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/в Небесных чертозех водворяяся,/моли Христа Бога/серафимския радости нам причастником быти. Священномученик митрополит Серафим Священномученик митрополит Серафим. В миру – Чичагов Леонид Михайлович, родился 9 июня 1856 года в семье потомственного военного. Семья Чичаговых принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов России. Леонид окончил Императорский Пажеский корпус и Артиллерийскую академию. Принимал участие в Балканской русско-турецкой войне (1877–1878). Георгиевский кавалер, герой Плевны, он в 34 года дослужился до чина полковника. По возвращении с Балкан Леонид Михайлович нашел духовную поддержку у святого праведного отца Иоанна Кронштадтского и тридцать лет, до последних дней жизни батюшки, оставался его духовным сыном. В 1879 году Леонид Михайлович вступил в брак с Н. Н. Дохтуровой. Посетив места, связанные с памятью почитаемого им Саровского старца Серафима, тогда еще не прославленного, Л. М. Чичагов познакомился в Дивеевском монастыре с блаженной Пелагией, которая при жизни старца Серафима находилась в общении с ним. Блаженная, лежавшая больная в постели, пророчески предрекла: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В октябре 1933 года владыка Серафим был отправлен на покой. Перед этим он совершил свою последнюю службу в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда, а после уехал в Москву. В столице он одно время жил в резиденции митрополита Сергия, потом в подмосковной Малаховке, а затем на станции Удельной. Вместе с митрополитом жили его келейницы – монахини Вера и Севастиана. В годы жизни в Москве владыка сильно болел: у него была гипертония, одышка, водянка. Тем не менее он постоянно принимал приезжавших к нему духовных детей, а также митрополитов Алексия (Симанского), будущего патриарха, и Арсения (Стадницкого). Мученичество как венец Когда казалось, что жизнь уже вошла в более-менее спокойное русло, Господь даровал владыке Серафиму высший венец – мученичество. В ноябре 1937 года он был арестован и отправлен в Таганскую тюрьму. Спустя всего несколько дней, 7 декабря, по решению тройки при УНКВД СССР по Московской области митрополит Серафим был приговорен к расстрелу с формулировкой «за причастность к контрреволюционной монархической организации». 11 декабря 1937 года владыка был расстрелян на печально известном полигоне НКВД в Бутове. Лишь только в ноябре 1988 года он был реабилитирован властями. Церковное прославление митрополита Серафима в чине священномученика состоялось 23 февраля 1997 года. Русская Православная Церковь празднует память священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 11 декабря ( 28 ноября) . Помимо этой даты, память владыки Серафима празднуется 1 июня (19 мая) (переходящая) в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших; 27 (14) июня в Соборе Дивеевских святых; 14 (1) июля (переходящая) в Соборе Санкт-Петербургских святых; 1 сентября (19 августа) в Соборе Московских святых; 14 октября (1 октября) в Соборе Молдавских святых; 18 (5) ноября в день памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. Серафим (Чичагов) и прославление Саровского чудотворца Митрополит Серафим (Чичагов) глубоко чтил своего тезку, выдающегося русского подвижника преподобного Серафима Саровского. По воле Божией, именно владыка сыграл одну из главных ролей в деле его прославления.

http://foma.ru/preosvyashhennyiy-voin-mu...

Вскоре иеромонах Серафим (Чичагов) указом Святейшего Синода был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Не смотря на то, что настоятельское служение требовало предельной самоотдачи, архимандрит Серафим находил время и силы продолжать ставшей одним из главных дел его жизни подготовку канонизации преподобного Серафима Саровского, которая состоялась в 1903 г. Окончательным вкладом будущего исповедника Христова в прославление великого русского подвижника стал составленный им замечательный акафист преподобному. 28 апреля 1905 г. в Успенском Соборе Московского Кремля будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) вместе с двумя епископами была совершена хиротония другого будущего священномученика, архимандрита Серафима (Чичагова) в епископа Сухумского. Началось скорбное и многотрудное архипастырское служение владыки Серафима, выпавшее на эпоху революционных смут, внутрицерковных нестроений и жесточайших гонений на истинных последователей Христа. В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим (Чичагов) занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры. Ставший авторитетным православным богословом, благодаря своему постоянно углублявшемуся духовному самообразованию, святитель Серафим был при этом одним из наиболее принципиальных и твердых в вопросах вероучения и церковной политики иерархов. Вероисповеднический отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Серафима из Тверской губернии. В результате совершенно фантастических по своей нелепости обвинений, 24 июня 1921 г. ничего не подозревавшему о грозившей ему опасности, уже возведенному в митрополиты, владыке Серафиму был вынесен первый в его жизни официальный приговор, принятый на проходившем без его присутствия заседании судебной тройки ВЧК и постановивший " заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года " . И лишь в связи со старческим возрастом и крайне болезненным состоянием здоровья заключение в концлагерь было, в конце концов, заменено ссылкой в Архангельскую область.

http://pravoslavie.ru/12111.html

Прим. 2. В связи с резким ухудшением самочувствия (вызванным недавним нападением бандитов и убийством келейника) и осложнением общецерковной обстановки 25.12.1924(7.01.1925), в самый праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Тихон пишет завещательное распоряжение о преемстве власти на случай своей кончины, в отмену преждебывшего такового же, от ноября месяца 1923 года. Несколько подлинных экземпляров завещания в запечатанных конвертах хранятся на руках у доверенных лиц, а один у завещателя. Прим. 3. Отмечаем отсутствие подписи под историческим актом 30.03(12.04). 1925 такого видного тогда иерарха, каковым был (номинально) архиепископ Варшавский и Холмский Серафим (Чичагов) . Недоумение по этому поводу не смог разрешить даже его бывший иподиакон, ныне почтенный протоиерей о. А. С. Б-в 416 . Митрополит (с 1926 г.) Серафим был известен как человек весьма независимый и знающий себе цену (может быть, более, чем это следовало), и не упускал случая в иерархической среде подчеркнуть свое, какое-то особое достоинство. Его считали, – и не без основания, – спесивым, необщительным и малоприятным в широком значении этого понятия. Было известно, что он отваживался иногда критиковать действия даже самого Святейшего Патриарха Тихона, чего никогда не позволяли себе такие столпы тогдашней иерархии, каковыми были, например, митрополиты: Арсений, Агафангел, Кирилл, не говоря о других архиереях. По словам вышеупомянутого о. протоиерея, митрополит Серафим не упустил случая продемонстрировать свой нрав даже в такой исключительный исторический момент, как заупокойная литургия 30.03(12.04).1925, совершавшаяся в летнем соборе Донского монастыря перед отпеванием праха почившего Патриарха. Определением Собора 1917–18 гг. архиереи при сослужении Патриарху отлагали свои жезлы из уважения к сану последнего и в знак некоего «сыновства» или подчиненности ему (это была единственная, – из многих предлагавшихся,– богослужебная привилегия, которую Святейший Патриарх согласился присвоить). Теперь, на заупокойной литургии 30.03(12.04). 1925 все множество архиереев по установившейся традиции и, конечно, из уважения к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру, священнодействовали также без жезлов, которым пользовался только предстоятель – Местоблюститель. И среди этого архипастырского сонма один лишь митрополит Серафим (Чичагов) демонстративно фигурировал с жезлом, вероятно желая этим дать понять окружающим, что в его глазах Патриарший Местоблюститель неравноценен Патриарху, и что он это понимает лучше других.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

По мнению Владыки, отделение от митрополита Сергия — “преступление, по условиям текущего момента весьма тяжкое” 26 . В конце 1929 года власти решили выслать Святителя в Казахстан на вечное поселение. Владыку повезли этапным порядком — от одной пересылочной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали и в Петербург привезли в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы уже больным. Шестого декабря Владыку перевели из тюрьмы в больницу им. Гааза. С высокой температурой он шел по городу, теряя последние силы. У него обнаружили сыпной тиф. Митрополит (ныне священномученик) Серафим (Чичагов) пытался ему помочь, но это было уже невозможно. Владыка Иларион был без сознания. Незадолго до кончины ему стало легче. Из больницы он писал родственникам: “Я тяжело болен сыпным тифом в субботу, 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу” 27 .Когда ему в больнице заявили, что его надо обрить, Владыка сказал: “Делайте со мной теперь, что хотите”. 15 (28) декабря 1929 года последовало блаженное преставление Владыки ко Господу. По сведениям дочери последнего протодиакона Воскресенского Новодевичьего монастыря М. Ф. Анфимовой, перед смертью его напутствовал и причастил Святых Христовых Таин келейник святителя Серафима (Чичагова) иеромонах Никандр. Перед смертью к Владыке подошел врач и поспешил заверить, что кризис миновал, на что Владыка ответил: “Как хорошо, теперь мы далеки от…” 28 . Эти были его последние слова, слова праведника, ждущего радостной встречи с Богом. Святитель Серафим попросил для погребения тело почившего архипастыря. Ночью грубо сколоченный гроб выдали родственникам. Владыку было невозможно узнать: в гробу лежал изможденный старец с обритой головой… Священномученику было 43 года. Митрополит Серафим принес свое белое облачение, белую митру. По облачении тело Владыки положили в другой, лучший гроб. Власти поставили условие, чтобы не было никакой торжественности отпевания и никаких надгробных речей. Отпевание было в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря. Митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Алексий (Симан­ский), епископ Амвросий (Либин) и епископ Сергий (Зенкевич) молились в алтаре, а само отпевание совершал епископ Николай (Ярушевич) 29 . Надгробные речи были запрещены, но владыка Николай прочитал Заповеди блаженства так, что все присутствовавшие рыдали.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Панагия — здесь: часть из просфоры, вынутая на проскомидии в честь Божией Матери. В монастырях Панагия особым чином переносится в трапезную: одну ее часть вкушают перед принятием пищи, другую по окончании трапезы. Игумения Екатерина (в миру Екатерина Васильевна Самбикина) -третья настоятельница Шамординского монастыря. Иеромонах Адриан (в миру Архип Акильев, 1859-?) — один из духовников Оптиной пустыни. Пострижен в 1890 г., рукоположен в иеромонахи в 1899. Во время русско-японской и Первой мировой войн служил в госпиталях и лазаретах. В1915 г., согласно желанию, поехал на фронт. Свт. Серафим (Чичагов, 1856-1937)-родился в Санкт-Петербурге, в семье полковника, принадлежал знаменитому дворянскому роду. Окончил Пажеский корпус, служил гвардейским офицером, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Был женат, имел четырех дочерей, в 34 года отказался от военной карьеры и в 1893 г. был рукоположен в священника. В 1898 г., спустя три года после смерти жены, принял иноческий постриг. В 1905 г. состоялась его епископская хиротония. Поочередно возглавлял несколько кафедр (Орловскую, Кишеневскую, Тверскую и Кашинскую, Варшавскую и Привисленскую). В 1921 г. возведен патриархом Тихоном в сан митрополита, трижды арестовывался; в 1922-1923 гг. находился в ссылке в Архангельской области. В 1927 г. поддержал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), в 1928 г. назначен митрополитом Ленинградским, с 1933 г. находился на покое, в 1937 был арестован и расстрелян в подмосковной деревне Бутово. Митрополит Серафим являлся одним из главных инициаторов канонизации преподобного Серафима Саровского, составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896) и акафист прп. Серафиму. Канонизирован в 1997 г. См. о нем: Митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. М.; СПб., 1993; «Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)». СПб. «Сатис», 1997. Память 28 ноября. Послушницей в Дивеевском монастыре была старшая дочь владыки Серафима, Вера Леонидовна Чичагова (1879-1962). Из-за нестроений с игуменьей Александрой (Траковской), а также развившейся склонности к пьянству послушница Вера покинула монастырь, вышла замуж, но в браке была несчастна, прожила очень непростую, полную лишений жизнь. За полтора года до смерти приняла иноческий постриг с именем Вероники. См. о ней: В гости к батюшке Серафиму/Сост. С. Фомин. М., 1997, с. 496-498.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Наталья Николаевна Чичагова, урожденная Дохтурова, никак не мыслила себя в роли матушки. Она, как и сам Леонид Михайлович, происходила из знаменитой аристократической фамилии. Отец ее был камергером Двора Его Императорского Величества, действительным статским советником. Она выросла в среде высшего петербургского общества, и боялась порывать с привычным светским укладом жизни. Однако решающую роль в ее решении сыграл духовник семьи, протоиерей Иоанн Сергиев. Он провел с Натальей Николаевной личную беседу и убедил ее дать согласие на принятие Леонидом Михайловичем священного сана. Чужой среди своих С этого момента все в жизни Чичаговых изменилось. В 1891 году они с дочерьми переехали в Москву. Они поселились на Остоженке в доме Этот особняк с белыми колоннами сохранился и до наших дней. Ранее в нем жил И. С. Тургенев , поэтому сегодня в нем расположен музей писателя. Москва, дом на Остоженке, 37, где проживала семья Чичаговых (ныне Музей И.С.Тургенева). Фото: mosday.ru Целых три года Леонид Михайлович готовился к принятию священства: изучал богословские науки, стремится активно участвовать в делах милосердия… И вот в 1893 году вместо гвардии полковника он стал рядовым московским священником. Его рукополагают в сан диакона, а затем священника с определением в собор Двунадесяти Апостолов в Московском Кремле. В психологическом отношении первые годы священства отца Леонида были для его семьи крайне трудными. Разрыв с привычной военно-аристократической средой, трудное вхождение в незнакомую и непонятную жизнь духовного сословия… Испытания первых лет священнического служения отца Леонида были усугублены тяжелой болезнью его супруги, матушки Наталии, которая умерла в 1895 году в возрасте тридцати шести лет, оставив четырех малолетних дочерей. Архимандрит Серафим (Чичагов). Фото: chichagovs.narod.ru После смерти жены Леонид Михайлович принял монашество. 14 августа 1898 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре он был пострижен в мантию с именем Серафим. Потом было одно послушание за другим. Были четыре трудных года (1895–99), когда отцу Леониду поручили окормление военнослужащих-артиллеристов Московского Военного Округа. Направление бывшего артиллерийского офицера в качества военного священника в знакомую ему среду воинов-артиллеристов, казалось бы, было закономерным. Однако в той же степени, в которой он, потомственный аристократ, был чужим для большинства священников-поповичей, он отныне был чужим и для большинства представителей военного сословия, традиционно дистанцировавшихся от активной религиозности…

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Встреча с Православием Священномученик Серафим (Чичагов) В пятую Неделю Великого поста Святая Церковь прославляет преподобную и приводит нам на память ее жизнь — в назидание. Ныне есть еще больше людей, которые, пользуясь свободой, свое­вольно и безотчетно, наподобие несчастной Марии, ни перед чем не останавливаются и бесстрашно бросаются на неведомые им волны житейского моря, увлекаемые страстями и мечтами о приво­лье, усладе, беззаботности и славе. О, это предательское, житейское море! Оно обширно, величественно, глубоко, красиво, таинственно и невольно притягивает к себе человеческие сердца. Священник Афанасий Гумеров Творчество Евгения Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия Оптинского, продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Книги и статьи Е. Поселянина проникнуты теплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала XX столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель. Андрей Мельков Митрополит Николай (Ярушевич) Виктор Кутковой Священномученик Серафим (Чичагов) Иерей Андрей Кононов Геннадий Калябин Естественно-научная апологетика – раздел Основного Богословия, изучающий соотношения между научными знаниями и религиозной верой. На рубеже 16–17 веков, когда наука (в современном смысле слова) еще только зарождалась, большинство ученых были глубоко верующими христианами. Однако в 18-м и 19-м веках под влиянием материалистической философии возникло ложное представление о самодостаточности природы и о ее полной познаваемости человеческим разумом. Это неверное убеждение в том, что " наука доказала, что Бога нет " , продолжает сохраняться и в 20-м веке, несмотря на то, что новые научные данные в различных областях естествознания явно указывают на вполне целенаправленный характер природных процессов и структур. Юрий Максимов

http://pravoslavie.ru/put/page9_1078.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010