Вообще, южное направление большевики облюбовали задолго до массовых расстрелов. Именно тут были расположены самые важные спецобъекты НКВД, совхозы, колхозы, дачи руководителей. Тут же было решено устроить и специальные зоны для арестованных – дополнительные тюрьмы и места массовых расстрелов и захоронений. Так, по Варшавско-Симферопольскому направлению, буквально в нескольких километрах друг от друга были расположены специальные зоны " Бутовский полигон " и " Коммунарка " , Сухановская тюрьма, расположившаяся в бывшей Екатерининской пустыни, а также дача одного из палачей – генерального комиссара госбезопасности Генриха Ягоды. Территории эти тщательно охранялись, и знали о них лишь единицы. Лидия Головкова убеждена, что в южном направлении, вероятно, были и еще специальные расстрельные зоны, о которых сегодня просто никому неизвестно.... Жителей Бутова заранее предупредили о том, что здесь будет создан полигон для обстрела нового оружия. Поэтому достаточно долго никто не догадывался о расстрелах, проводимых на полигоне. К концу 1937 года, когда уже " черные воронки " вереницей возили в Бутово людей на казнь, а выстрелы не прекращались ни днем, ни ночью, многим стало ясно – здесь творятся массовые убийства. По официальным данным, в Бутово было убито 20675 человек. Сегодня известны имена всех этих людей. Однако Лидия Головкова назвала и другую, более шокирующую цифру: свыше 90 000 – именно столько может быть жертв полигона реально. Ведь многие документы были уничтожены, на некоторых жертв репрессий дел и вовсе не заводилось... Бутовский полигон известен как последнее пристанище более тысячи активных верующих – от иерархов до простых мирян. Одним из самых знаменитых Бутовских священномучеников был митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Ему было 82 года и он тяжело болел, когда его пришли арестовывать чекисты. Ни почтенный возраст, ни смертельная болезнь не остановили " вершителей судеб " . Иерарх на носилках был переправлен сначала в тюрьму, а потом и в Бутово – на расстрел. Вместе с митрополитом было убито еще несколько архиереев. Среди них – архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Велижский Иона (Лазарев), епископ Нижнетагильский Никита (Делекторский) и другие.

http://religare.ru/2_39592.html

37. О современном мученичестве Господь наш Иисус Христос сказал: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! т.е. блажены вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправильно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах! ( Мф.5:11–12 ). Некоторые могут подумать, что наставление Господа не страшится ненависти мира не относится к ним и дано совсем не для наших времен и обстоятельств. Мы не живем ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы живем христиане между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжении времен, сам переродился в мир христианский. Выслушаем же, возлюбленные, неподражаемое слово по этому поводу великого святителя Митрополита Филарета Московского . Так, говорит он, мир действительно побежден, однако не уничтожен; он еще жив и по прежнему ненавидит тех, которые – Христовы, или стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, допущенный по сему в область ее, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства, прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство ; старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением и всяким оружием неправды. Тем, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это можно испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа; чем они будут глубже излагать это бесконечно глубокое учение, тем разумные будут менее разуметь его и тем скорее, вследствие уверенности в превосходстве своего ума, они презрят их, как опасных учителей. Пусть кто – либо из состоятельных отважится, с полною христианскою решимостью, отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решится жить исключительно церковью, какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел остроумия, или справедливее острого безумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Невозможно было определить, – когда Государь вернется в свою столицу; это зависело от событий, которыми руководит Провидение и от успешного или неудачного хода войны. Впереди была исполинская задача, уже несколько столетий разрешаемая и которая до сих пор требовала великих и упорных усилий со стороны России. Не могло быть сомнения в доблести наших войск, но каждая война обилует случайностями и превратностями… Наконец все зависело от счастья. Из старших членов царской фамилии, кроме Императрицы, оставался в Петербурге один великий князь Константин Николаевич. Их Величества провели прощальный вечер с детьми и в кругу самых близких друзей. 21-е мая. В одиннадцатом часу вечера, к царскосельской платформе Варшавской железной дороги подошел императорский поезд, в котором находились уже многие лица, назначенные сопровождать Его Величество в путешествии. Тотчас началась загрузка багажа. Вскоре затем стали съезжаться остальные приближенные Государя, ехавшие с Ним и ровно в одиннадцать часов Император вошел в вагон. Тихо тронулся поезд, благословляемый Императрицею в дальний путь… При Его Величестве находились Наследник Цесаревич и великий князь Сергей Александрович. 24-е мая. Встречи, оказанные повсюду Государю, свидетельствовали, как единодушно отозвалась Россия на призыв своего Царя. В 9 часов вечера императорский поезд переехал русскую границу и через 25 минут прибыл в г. Яссы. К сожалению, вследствие темноты, нельзя было осмотреть местность и составить себе понятие о Румынии. Еще издалека Государь был приветствован криками, которые усилились, когда Его Величество показался в дверях вагона. Духовенство запело: «благословен грядый во имя Господне». Когда Государь вышел из вагона, ясский митрополит, подойдя с крестом, произнес приветственное слово, смысл коего заключался в том, что единоверная России земля румынская, испытавшая на себе многовековое иго туров, ныне почитает себя счастливой, встречая русского Монарха, идущего во главе Своих войск освобождать из-под этого ига христианские народы востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

11. Слово в Богородичный праздник. О неповинном страдании Испытующий человеческий разум до сих пор считает непонятным и загадочным, почему Бог допускает бедствия для человечества, а главное: бедствуют неповинные, а виновные или совсем не страдают, или наказуются не соразмерно с их виною? Видя это, слабый верою подвергается искушению, склонный к пороку разрешает загадку, говоря, что нет пользы быть добродетельным, а вовсе неверующий доказывает, что в мире и в человеческих делах господствует случай. Вопрос серьезный, требующий обстоятельного исследования, насколько это возможно в кратком церковном слове. Особенно внушительно и ясно говорит об этом вопросе в своих проповедях Митрополит Филарет Московский ; воспользуемся его, неподражаемым по глубине, объяснением. «Бедствия и страдания человечества, говорит великий святитель, это – странность и противоречие самой природы себе; противоречие, которое должно погрузить размышляющего в безутешное уныние, если он не откроет источника утешения и надежды, выше природы. Та же природа, которая внушает отвращение и ужас от страдания, особенно неповинного, та же самая природа возвещает, что страдание, даже и неповинное, неизбежно. Пройдите по всем степеням видимых тварей, пройдите по всем областям природы: где нет страдания? Что не страдает? Агнец трепещет от волка, кроткая птица от хищной; все, что есть лучшего в растениях, терзается и разрушается животными, составляя их пищу. Всякое благо, всякая радость, всякое удовольствие в природе, более или менее дорого покупается страданиями. Зерно должно расторгнуться и совсем погибнуть, чтобы родилось растение и плод; приятность питания – соразмеряется голодом. Солнце согревает, но и палит зноем; холод укрепляет, но и убивает; вода орошает, но и потопляет; ветер освежает, но и наносит болезни; земля приносит человеку хлеб, но требует от него пота. С начала жизни человек страдает от недостатка сил, от несовершенного развития способностей, под конец жизни, от утраты сил и способностей. Человек никогда не находит своих желаний удовлетворенными и терпит множество разнообразных случайностей. Такова участь: страдать не хочется, но страдать надобно!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Еще три года назад, а именно 12 марта 1858 года, писал митрополит графу Толстому о иеромонахе Иоасафе следующее (Мнения и отзывы митр. Филарета, т. IV, с. 307): «На добром основании созданное Дивеевское общежитие колеблется. Преосвященный Иеремия устранил от него известного иеромонаха Иоасафа. И преемнику его говорил я, что Иоасаф, пользуясь доверием, слишком расширил произвол своего действия и едва ли может быть далее полезен обители. Но Иоасаф подкрался к нему и получил влияние на общежитие. Против воли настоятельницы берет сестер и посылает за сбором или учиться живописи. В обители разделение: а в разделении может ли быть польза? Кажется, настоятельница, стесненная, помышляет уже о том, чтобы удалиться от своего места, чтобы не приобщаться чужим грехам. Мне представляется вопрос: не хорошо ли было бы оторвать Иоасафа от сего эксцентрического действования назначением его в другую епархию, где он, может быть, и пользу принесет? Вы, может быть, ближе к решению сего вопроса, нежели я». 27 марта 1861 года владыка Филарет, осведомленный о кознях о. Иоасафа, также писал графу А. П. Толстому (с. 41, т. 5 Мнений и отзывов митр. Филарета): «Вы имеете попечение об общежительных монастырях, особенно имеющих доброе духовное устроение от добрых старцев. Примите слово, тем же попечением вынуждаемое. Иеромонах Иоасаф, управлявший Дивеевским общежитием, но устраненный от сего Св. Синодом, принят в особенную доверенность преосвященного Нижегородского и вновь распоряжается Дивеевским общежитием и приготовленный на построение церкви материал обращает на восстановление скита, в котором он прежде поселил было своих родственников и который потом был упразднен. Но не это важнейший предмет заботы, а слух, по-видимому, неосновательный, что Иоасаф сделал проект перечислить Саровскую пустынь в Нижегородскую епархию и сделаться настоятелем ее. Он надеется найти для сего сильное покровительство. Но если бы сие по несчастью сделалось, то было бы сколько несправедливо, столько же и вредно. Саровская пустынь и Дивеевское общежитие находятся в расстоянии немногих верст одна от другой. Хорошо, что они в разных епархиях, у разных начальств, из которых каждый охраняет свою сторону от неправильного и могущего подвергнуться нареканиям сближения с другою. Это дело не моего ведомства; но оно касается благоустройства или нестроения монашества и епархий; и потому нужно, чтобы вы благовременно знали возникающий замысел и могли остановить его, прежде нежели он поднялся высоко, прежде нежели нашло добрые подпоры недоброе начинание».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Митрополит Серафим (Чичагов), его литературное и богословское наследие Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году. Он был выходцем из старинного дворянского рода – правнуком знаменитого адмирала В.Я.Чичагова (1726–1809), одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком П.В.Чичагова (1767–1849), морского министра России, участника войны 1812 года. Леонид Чичагов с детства отличался глубокой религиозностью. Следуя семейной традиции, юный Леонид выбрал карьеру военного. В 1870 году Леонид Чичагов поступил в Императорский Пажеский корпус, где получил блестящее образование, а после его окончания в 1875 году был произведен в подпоручики и зачислен в конно-артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Вскоре началась Русско-турецкая война на Балканах (1877–1878 гг.). Все это время Леонид Чичагов служил в действующей армии. В ходе боевых действий подпоручик Чичагов проявил незаурядную храбрость, мужество и самоотверженность, за что был удостоен многих боевых наград – в том числе получил Георгиевский крест – и был произведен в чин гвардии поручика. Во время войны Леонид Михайлович видел мужество и героизм русских солдат и офицеров. Свои наблюдения и размышления Леонид Чичагов впоследствии описал в литературно-исторических заметках: «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров». В этих книгах раскрылся его талант писателя-документалиста. Кроме того, Л.М.Чичагов написал капитальный исторический труд – «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году», который выдержал несколько изданий. В 1879 году Леонид Михайлович Чичагов женился на Наталье Николаевне Дохтуровой – родственнице Д. С. Дохтурова – Героя Отечественной войны 1812 года. В их благочестивом браке родилось четверо дочерей. К этому времени относится знакомство Леонида Чичагова с протоиереем Иоанном Кронштадтским . В духовном послушании у праведного отца Иоанна он находился тридцать лет. В 1891 году полковник Л. М.Чичагов вдруг неожиданно подал в отставку и объявил близким о своем желании стать священником. Это произвело у них настоящий шок, особенно у жены – аристократки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В ноябре 1937 года митрополит Серафим был арестован и 11 декабря расстрелян в Москве, в Таганской тюрьме. 10 ноября 1988 года реабилитирован. Священномученик Серафим был преданным служителем Русской Православной Церкви, верным и искренним патриотом своей Родины. Он всю жизнь боролся за чистоту Православия. Прощаясь с умирающим протоиереем Иоанном Кронштадтским , он получил последнее благословение праведника словами: «Я могу, – сказал отец Иоанн, – покойно умереть, зная, что ты и Преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за Православие, на что я Вас благословляю». Владыка отличался необычайно разносторонними талантами и все свои таланты претворял в жизни своей во славу Божию. Рассмотрение богословского наследия священномученика Серафима и его деятельности на всем пути священного служения дает яркое представление о нем, как об угоднике Божием, всю жизнь боровшимся за чистоту Православия. Изучение богословских трудов православными христианами – достойный памятник новомученнику владыке Серафиму. Использованная литература: 1 . Краснов-Левитин А. Э. Митрополит – герой Плевны. «Московский Церковный вестник», 1991, октябрь, с. 10–11. 2 . Черная В. Митрополит Серафим (Чичагов) . «Журнал Московской Патриархии», 1989, с. 13–18. 3 . Чичагов Л. М. Доблести русских воинов. Выпуск I. Примеры из прошлой войны 1877–1878. Рассказы о подвигах солдат. СПб, 1893. 4 . Чичагов Л. М. Доблести русских воинов. Выпуск II. Примеры из прошлой войны 1877–1878. Рассказы о подвигах офицеров. СПб, 1893. 5 . Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова) , ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность священником и архимандритом. Кишинев, 1911. 6 . Чичагов Л. М. Что служит основанием каждой науки? М., 1890. 7 . Серафим (Чичагов) , иеромонах. Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери, Владимирской губернии, Александровского уезда. Летописный очерк. М., 1899. 8 . Серафим (Чичагов) , архимандрит, настоятель Спасо-Евфимиевского монастыря. Житие преподобного Евфимия, священноархимандрита Суздальского чудотворца (к 500-летию со дня кончины преподобного Евфимия). СПб, 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Уйдя в отставку, Леонид Михайлович переехал с семьей в Москву, где усердно изучал богословские науки и готовился к принятию священнического сана. Желание помогать ближним заставило Леонида Михайловича освоить медицину. Он разработал собственную систему лечения организма лекарствами растительного происхождения, которая была изложена в фундаментальном труде Л.М.Чичагова «Медицинские беседы». Этот период жизни Леонида Михайловича Чичагова заканчивается принятием священства. В 1893 году он был рукоположен в сан священника в Кремлевском Успенском соборе и приписан к Кремлевской церкви Двенадцати апостолов, а затем назначен настоятелем московской церкви святителя Николая в Старом Ваганькове. В 1895 году неожиданно скончалась от дифтерита любимая супруга отца Леонида – матушка Наталья Николаевна. Отец Леонид похоронил ее в Дивеево на монастырском кладбище. В этом же году отец Леонид Чичагов был причислен к братству Троице-Сергиевой Лавры, а в 1898 году пострижен в мантию с именем Серафим. Вскоре иеромонах Серафим Чичагов был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Обитель находилась в плачевном состоянии, но за годы настоятельства отца Серафима совершенно возродилась. Вслед за тем архимандрит Серафим был назначен благочинным монастырей Владимирской епархии. В это время он составляет «Летописный очерк Зосимовой пустыни во имя Смоленской Божией Матери, Владимирской губернии, Александровского уезда», которая была приписана к Лавре. Книга выдержала несколько изданий. Среди трудов митрополита Серафима особое место занимает его деятельность по прославлению старца Серафима Саровского . Начало ее было положено написанием «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». В этом труде была полно и достоверно изложена история Саровского и Дивеевского монастырей и жизнеописание старца Серафима Саровского . В 1896 году вышло в свет первое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Чтобы скорее было принято решение о прославлении старца Серафима Саровского , архимандрит Серафим Чичагов обратился непосредственно к Государю Императору Николаю II. Отец Серафим Чичагов преподнес Государю составленную им «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Прочитав ее, император вынес резолюцию: «Немедленно прославить».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Серафим Петроградский (Чичагов), сщмч. - житие Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (память 28 ноября по старому стилю) Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. После окончания Императорского Пажеского корпуса участвовал в Балканской войне 1876-77 годов. По возвращении с фронта в Петербург знакомится с праведным Иоанном Кронштадтским и становится его духовным чадом. В 1879 году сочетается благочестивым христианским браком с Н. Н. Дохтуровой. В 1891 году выходит в отставку с воинской службы и в 1893 г. по благословению Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Служит в разных храмах Москвы. В 1895 году умирает его жена. В это время он начинает работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря» и в 1898 году принимает монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевско-го монастыря. В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время он составляет акафист преподобному. В 1905 году он — епископ Сухумский. С 1906 по 1912 годы был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским. Участвовал в Поместном соборе 1917-18 годов, где возглавлял отдел «Монастыри и монашество». В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями. В 1921 году уже в сане митрополита сослан в Архангельскую область. Несколько лет прожил в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей. В 1928 году был возвращен к делам Церкви и назначен на Ленинградскую кафедру. В 1933 году был уволен на покой и жил последние годы под Москвой. В 1937 году его арестовали и на носилках доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря того же года был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой. Владыка писал иконы. Чудесный образ Спасителя его работы находится в московском храме Илии пророка. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Серафим Петроградский (Чичагов), сщмч. " .

http://pravicon.com/info-3346

священник Вадим Суворов Скачать epub pdf Доклад на конференции «Священномученик Серафим (Чичагов) : личность и наследие». Удельная, 2007 год.  11 декабря 2007 года испольнилось 70 лет мученической кончины выдающегося иерарха, новомученика Русской Православной Церкви митрополита Серафима (Чичагова) . В феврале этого же года исполнилось 10 лет его канонизации.  Как известно, последние годы перед расстрелом владыка Серафим провел в поселке Удельная, где, находясь на покое, снимал в одном из дачных домов две небольшие комнаты. В Удельной, 30 ноября 1937 года владыка был арестован, а 11 декабря – расстрелян и похоронен на печально известном полигоне в Бутово. Поселок Удельная стал местом последнего земного пристанища митрополита Серафима, и в этой связи вполне естественной была идея провести в 2007 году в Удельной конференцию, посвященную его памяти. Дворянин по происхождению, до принятия сана и монашества – блестящий офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени – владыка Серафим являет нам пример широко образованной, гармоничной и высоконравственной личности, оставившей нам богатое духовное наследие. Изучению этого наследия и посвящена настоящая конференция. Митрополит Серафим (в миру – Леонид Михайлович Чичагов) родился в Санкт-Петербурге 9 января 1856 года в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья владыки Серафима принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов России. Среди выдающихся предков Святителя – известный мореплаватель адмирал Василий Яковлевич Чичагов (1726–1809) и российский морской министр адмирал Павел Васильевич Чичагов (1767–1849) – видный военный и государственный деятель Александровской эпохи. В 1874 году Леонид Чичагов оканчивает по 1-му разряду Императорский Пажеский корпус – самое аристократическое учебное заведение того времени. В нем будущий святитель получает фундаментальное военное и общее образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010