Уйдя в отставку, Леонид Михайлович переехал с семьей в Москву, где усердно изучал богословские науки и готовился к принятию священнического сана. Желание помогать ближним заставило Леонида Михайловича освоить медицину. Он разработал собственную систему лечения организма лекарствами растительного происхождения, которая была изложена в фундаментальном труде Л.М.Чичагова «Медицинские беседы». Этот период жизни Леонида Михайловича Чичагова заканчивается принятием священства. В 1893 году он был рукоположен в сан священника в Кремлевском Успенском соборе и приписан к Кремлевской церкви Двенадцати апостолов, а затем назначен настоятелем московской церкви святителя Николая в Старом Ваганькове. В 1895 году неожиданно скончалась от дифтерита любимая супруга отца Леонида – матушка Наталья Николаевна. Отец Леонид похоронил ее в Дивеево на монастырском кладбище. В этом же году отец Леонид Чичагов был причислен к братству Троице-Сергиевой Лавры, а в 1898 году пострижен в мантию с именем Серафим. Вскоре иеромонах Серафим Чичагов был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Обитель находилась в плачевном состоянии, но за годы настоятельства отца Серафима совершенно возродилась. Вслед за тем архимандрит Серафим был назначен благочинным монастырей Владимирской епархии. В это время он составляет «Летописный очерк Зосимовой пустыни во имя Смоленской Божией Матери, Владимирской губернии, Александровского уезда», которая была приписана к Лавре. Книга выдержала несколько изданий. Среди трудов митрополита Серафима особое место занимает его деятельность по прославлению старца Серафима Саровского . Начало ее было положено написанием «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». В этом труде была полно и достоверно изложена история Саровского и Дивеевского монастырей и жизнеописание старца Серафима Саровского . В 1896 году вышло в свет первое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Чтобы скорее было принято решение о прославлении старца Серафима Саровского , архимандрит Серафим Чичагов обратился непосредственно к Государю Императору Николаю II. Отец Серафим Чичагов преподнес Государю составленную им «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Прочитав ее, император вынес резолюцию: «Немедленно прославить».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Зачем понадобился органам госбезопасности умирающий старик? Каким образом он мог осуществлять «контреволюционную агитацию»? На этот счет у чекистов было свое мнение. Обвинение, предъявленное дедушке, было, по меркам советской законности, строго документировано. Представление на арест утвердил комиссар Госбезопасности 1-го ранга Реденс. Справку на арест подписали начальник 8 отдела IV ynpabлehuя Госбезопасности старший лейтенант Булыжников и сотрудник этого же отдела капитан Персиц. В справке говорилось, что обвиняемый ни много, ни мало, а «авторитет православной церкви» и «проводит глубоко законспирированную контрреволюционную деятельность»: «В 4-й отдел УГБ УНКВД МО поступили сведения о том, что проживающий под Москвой авторитет православной церкви активный деятель «ИПЦ» митрополит Серафим — Чичагов Леонид Михайлович, быв. князь, быв. полковник царской армии, проводит глубоко законспирированную к-р церковную деятельность — дает указания к переходу церкви на нелегальное положение. Чичагов в своей квартире производит прием своих единомышленников, которых обрабатывает на возобновление к-р церковно-монархической деятельности и организацию последователей «ИПЦ» из числа церковников враждебно настроенных к советской власти. На основании изложенного прошу Вашей санкции на арест Чичагова Леонида Михайловича — митрополита «Серафима» 1856 г. рождения; проживает: ст. Удельная, Ленинской ж. д.» (орфография и стиль подлинника сохранены). Икона святителя Серафима (Чичагова). Источник: sedmitza.ru Итак, 82-летний Леонид Чичагов, он же владыка Серафим, был обвинен по тогдашней статье 58 п. 10 УК, то есть в качестве меры пресечения ему было определено содержание под стражей. После ареста сотрудник Оперативного отдела УГБ Управления НКВД СССР по Московской области Сенькин провел в доме обыск. У арестанта изъяли «разной переписки на 20 листах и фотокарточек 3 штуки». В акте изъятых вещей от 4 декабря 1937 года, составленном уполномоченным Сенькиным, сообщалось, что помимо переписки и фотокарточек у обвиняемого при обыске были также отобраны каучуковая и медная печати с надписью «митрополит Серафим». Они были «уничтожены как не представляющие никакой ценности для суда и следствия»…

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

29 января 1903 года произошло событие, которого с нетерпением ожидали многие верные чада Русской Православной Церкви. Святейший Синод принял решение о канонизации старца Серафима Саровского . На архимандрита Серафима была возложена работа по подготовке к торжествам. Архимандрит Серафим участвовал в освидетельствовании мощей преподобного Серафима, составил его житие. Также ему пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных работ. Празднования в связи с канонизацией преподобного Серафима Саровского прошли 17–19 июля 1903 года и стали настоящим духовным торжеством. 19 июня 1903 года состоялось торжественное открытие мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в присутствии Государя Николая II и его семьи. На этом не кончились труды архимандрита, относящиеся к прославлению преподобного Серафима Саровского . Его перу принадлежит «Краткое житие приснопамятного Серафима Саровского », а также «Краткая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и акафист, который звучит в храмах и в настоящее время. Возвратившись в Суздаль, архимандрит Серафим занялся подготовкой к 500-летию со дня преставления преподобного Евфимия, суздальского чудотворца, и составил его жизнеописание. Издание этой книги способствовало духовному возрождению древней обители. В 1905 году в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) с сонмом епископов. Владыка был назначен на Сухумскую кафедру. В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим Чичагов занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры. Тяжелым испытанием для владыки Серафима вскоре после его переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года святого праведного Иоанна Кронштадтского . Владыка Серафим неустанно трудился на благо Православной Церкви и русского народа. В своей епархии при храмах он открывал школы, библиотеки, больницы. Являясь духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского , владыка особенно заботился о благоговейном совершении богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

«Тесно связан с царем» В тюрьме едва живого обвиняемого держали одиннадцать дней. За это время была наскоро собрана «доказательная база». Так, 2 декабря 1937 года следователь Булыжников допросил в качестве свидетеля некоего Павла Андреевича Глазунова, 1879 года рождения, работающего печником. Показания его были следующие: «Митрополит Серафим Чичагов является крупным авторитетом православной церкви, имеет большое влияние на верующих и духовенство. Чичагов, б. полковник, тесно связан с б. царем по военной и особенно по церковной линии. Чичагов во время моего посещения говорил: «Православная церковь и духовенство переживают тяжелое время испытаний, кто останется верен до конца апостольской православной церкви, тот спасен будет. Сейчас идет большое искушение верующих и духовенства со стороны власти. Многие, боясь репрессий, отходят от церкви, а другие встали на сторону власти и предают православную церковь и духовенство… Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончилось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует… сейчас много народа страдает за веру, но это жемчуг, очищающийся в духовном горниле, и после этого будет много священномучеников за веру Христову, что не запомнит вся история». От себя Глазунов добавил: «Чичагова многие фанатики-верующие и попы имеют большое желание кононизировать как „святого“ после его смерти». 3 декабря 1937 года, оперуполномоченным Куликовым был допрошен другой свидетель, Толузаков Михаил Михайлович, 1873 года рождения, «служитель культа». Он также подтвердил, что старик, проживавший в доме на Песочной улице, является опасным «антисоветским элементом»: «Мне известно, что Чичагов — бывший полковник гвардейского полка, командовал гвардейским полком в Петербурге. Был председателем черносотенного салона графини Игнатьевой. Будучи полковником гвардейского полка он как аристократ, с презрением относился к нижним чинам и отличался особенной жестокостью. Родом происходит из старинной дворянской семьи, имел имение, где жестоко расправлялся с крестьянами. Желая сохранить свою жизнь, он бросает военную службу, уходит в монахи. Монашество принял, главным образом, с целью увеличения влияния на массы в монархическом направлении. Пользуясь своими связями с царскими кругами, быстро достиг высшей церковной власти и был назначен Тверским епископом. […]

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

В 1891 году полковник Л. М. Чичагов совершает невероятное: подает в отставку и объявляет о своем желании стать священником. Это произвело настоящий шок у его близких, особенно у жены-аристократки. «Вы думаете, легко было моей жене, когда отец Иоанн Кронштадтский ей сказал: «Ваш муж должен быть священником», – вспоминал через много лет митрополит Серафим (1, с. 10). Уйдя в отставку, Леонид Михайлович переезжает с семьей в Москву, усердно изучает богословские науки и готовится к посвящению себя служению Святой Церкви. Этот период в его жизни характеризуется внешне незримым, но глубочайшим процессом формирования в душе офицера непоколебимого мировоззрения православного христианина. Желание помогать ближним заставило Леонида Михайловича освоить медицинскую науку. Он разработал свою систему лечения, основанную на применении лекарств растительного происхождения и, опробовав их на практике, изложил свое исследование в «Медицинских беседах», вышедших в двух томах. Создав особую систему лечения и прилагая ее с успехом в своей практике, он желал доказать, что медицина как наука более других необходима для людей, как облегчение в страданиях. Но медицина должна и более всякой другой науки «опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества» (6. с. 3–4). Излагая учение о трехсоставности человека, автор говорит о необходимости преуспеяния в духовной жизни, что будет способствовать к выздоровлению. Рассуждая о взаимоотношении религии и науки, Леонид Михайлович использует творения епископа Смоленского Иоанна, архиепископа Херсонского Иннокентия . Он приводит очень интересные исследования святителя Феофана Затворника о назначении человека, о появлении страстей греховных, о психологии грешника и праведника. Л. М. Чичагов пытается объяснить, что причиной многих болезней и эпидемий являются грех и страсти греховные. Свидетельствуя о том, что страсти появились у наших прародителей после грехопадения, автор делает вывод, что грех доводит нас до болезни и страсть – единственный корень недугов, о чем имеется множество указаний в Библии (6, с. 36). «История нам показывает, – пишет Леонид Михайлович, – что гнев Божий настигал города, где не насчитывалось ни одного праведника, что поветрия и эпидемии редко охватывали местности целиком, что, наконец, одно государство оставалось нетронутым, а лежащие по краям его терпели эпидемии» (6, с. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Вскоре иеромонах Серафим (Чичагов) указом Святейшего Синода был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Не смотря на то, что настоятельское служение требовало предельной самоотдачи, архимандрит Серафим находил время и силы продолжать ставшей одним из главных дел его жизни подготовку канонизации преподобного Серафима Саровского, которая состоялась в 1903 г. Окончательным вкладом будущего исповедника Христова в прославление великого русского подвижника стал составленный им замечательный акафист преподобному. 28 апреля 1905 г. в Успенском Соборе Московского Кремля будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении двух епископов была совершена хиротония другого будущего священномученика, архимандрита Серафима (Чичагова) в епископа Сухумского. Началось скорбное и многотрудное архипастырское служение владыки Серафима, выпавшее на эпоху революционных смут, внутрицерковных нестроений и жесточайших гонений на истинных последователей Христа. В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим (Чичагов) занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры. Ставший авторитетным православным богословом, благодаря своему постоянно углублявшемуся духовному самообразованию, святитель Серафим был при этом одним из наиболее принципиальных и твердых в вопросах вероучения и церковной политики иерархов. Вероисповеднический отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Серафима из Тверской губернии. В результате совершенно фантастических по своей нелепости обвинений, 24 июня 1921 г. ничего не подозревавшему о грозившей ему опасности, уже возведенному в мирополиты, владыке Серафиму был вынесен первый в его жизни официальный приговор, принятый на проходившем без его присутствия заседании судебной тройки ВЧК и постановивший " заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года. " И лишь в связи со старческим возрастом и крайне болезненным состоянием здоровья заключение в концлагерь было, в конце концов, заменено ссылкой в Архангельскую область.

http://pravoslavie.ru/8391.html

По окончании Пажеского корпуса Леонид Михайлович принимает участие в русско-турецкой войне (1876–1877). Л.М. Чичагов неоднократно проявляет мужество и героизм: на поле брани его производят в чин гвардии поручика и отмечают несколькими боевыми наградами. Всего за свою жизнь владыка Серафим был удостоен более 10 российских и иностранных орденов. Военную службу Леонид Михайлович сочетал с историко-литературной деятельностью. В этот период им написаны книги: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» (1885); военно-теоретическая работа «Французская артиллерия в 1882 г.» (1883); глава к книге «Архив адмирала П.В. Чичагова» (о его знаменитом деде) (1885); «Примеры из прошлой войны 1877–1878 гг.», 1 часть: «Описание отдельных солдатских подвигов» (1884), II часть: «Рассказы о подвигах офицеров» (1893). Научившись на войне глубоко сопереживать страданиям раненых воинов, Леонид Михайлович ставит перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями. Не имея специального образования, он разрабатывает свою систему лечения, изложение которой им было сделано в двух томах фундаментального труда «Медицинские беседы» (1895). Свою систему Леонид Михайлович успешно применял на практике: число своих пациентов он сам определял цифрой 20 000. В 1879 году Леонид Михайлович женится на Наталии Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице Дмитрия Сергеевича Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года. Их брак отличался от многих великосветских браков того времени: Леонид Михайлович сумел привнести в уклад своей семьи дух традиционного православного благочестия. Именно эти начала были положены в основу воспитания четырёх дочерей – Веры, Наталии, Леониды и Екатерины. Три дочери – Вера Наталия и Леонида впоследствии примут монашество. Внучка владыки Серафима игуменья Серафима († 1999, в миру – Варвара Васильевна Черная-Чичагова) станет первой настоятельницей возрожденного Новодевичьего монастыря в Москве. Благодаря ее самоотверженным трудам будут собраны материалы к канонизации митрополита Серафима и переизданы почти все его сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

19 декабря. День памяти святителя Николая Мирликийского. [«Когда      читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился о каждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно        было утешение и поддержка. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека». Митрополит Сурожский Антоний. Из проповеди  в день памяти святителя Николая Чудотворца ]. Ил.: Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). Киотная скульптура, XVII в. - С.5; 11 декабря. День памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова). [Выдающийся богослов и церковный деятель, митрополит        Серафим (1856-1937) внес огромный вклад в дело прославления святого Серафима Саровского. Многим верующим хорошо известно его самое значительное литературное произведение - «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», над которой он работал долгие годы. Но мало кто знает, что будущий святитель был еще и прекрасным иконописцем; в московском храме Илии Обыденного можно увидеть два замечательных образа его письма. А на стенах храма Николая в Старом Ваганькове (одного из        московских храмов, отреставрированных на его личные средства) до наших дней сохранились написанные им изображения          евангелистов. Митрополит Серафим был одним из многих пострадавших            за веру в годы гонений на Церковь. Его, уже больного и обездвиженного       старика, на носилках и машине скорой помощи привезли в тюрьму. 11        декабря 1937 года он был расстрелян на полигоне НКВД в Бутове. Ил.: Митрополит Серафим (Чичагов). Фото. Колонка главного  редактора: Владимир Легойда . Разве это справедливо? [«...Да, 2020-й год как-то уж очень остро поставил перед человечеством вопросы о справедливости — и о земной, и о небесной. Как справиться с чувством собственного бессилия при виде происходящего вокруг? Как не потерять здесь надежду? Думается, важную подсказку дал нам однажды святой Серафим Саровский, который сказал: “Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя”. И который каждого приходящего к нему приветствовал словами: “Радость моя, Христос воскресе!”»]. Фото священника Игоря Палкина//Фома. - — декабрь 2020. - С.6-7.  – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-212...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского . [Его называли московским Златоустом — так прекрасны и глубоки были         проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века,         человек-эпоха, ученый, переводчик, он прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований. Виднейшее место в государстве занимал     при Александре I, Николае I и Александре II. С ним нельзя было не считаться — таков был его духовный и политический вес. Не случайно митрополиту Филарету было поручено сделать редакцию важнейшего        документа  XIX века - «Высочайшего манифеста об отмене крепостного права»]. Ил.: Святитель Филарет Московский. Портрет. - С.7;   19 декабря. День памяти святителя Николая. [Николай Угодник родился  в 270 году в городке Патары, который находился  в Малой Азии и был греческой колонией. Родители  будущего архиепископа были весьма     состоятельными людьми, при этом верили в Христа и активно помогали бедным. Святитель с детства полностью посвятил себя вере, много         времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. Позже взошел на         епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции. Нового архиепископа очень полюбили люди — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством и защитник христианства. Еще при жизни святитель прославился многими  чудесами — своими молитвами спасал тонущих моряков, освобождал из заточения несправедливо осужденных]. Ил.: Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). Киотная скульптура. XVIII век. - С.7;   11 декабря. День памяти священномученика Серафима (Чичагова). [Особое место среди трудов митрополита Серафима занимает его деятельность по прославлению преподобного Серафима Саровского.    Составленная им «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» была      лично  преподнесена императору Николаю II в 1896 году и впоследствии    послужила основой для канонизации святого. Митрополит Серафим всю жизнь боролся за чистоту Православия. Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Вместе со всей Церковью испил чашу гонений от безбожной власти, несколько лет провел в тюрьмах и      ссылках. Последний арест произошел, когда митрополиту было уже  больше 80-ти лет. 11 декабря  1937 года его расстреляли на полигоне Бутово]. Ил.: Митрополит Серафим (Чичагов) в сане епископа. 1910-е годы. Фото. - С.7.  

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12200-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010