Праздник Собора новомучеников и исповедников Казахстанских отметили в Астане 18 сентября 2012 г. 19:25 16 сентября 2012 года в Русской Православной Церкви молитвенно почтили память Собора новомучеников и исповедников, в земле Казахстанской просиявших. Память святых новомучеников и исповедников Казахстанских совершается в первое воскресенье, следующее за днем памяти священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского. Торжественное богослужение в Успенском кафедральном соборе г. Астаны совершили глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний , архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий , управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , епископ Петропавловский и Булаевский Гурий , епископ Костанайский и Рудненский Анатолий , викарий Ровенской епархии епископ Дубновский Нектарий , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Анадырский и Чукотский Серафим , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Бишкекский и Киргизский Феодосий , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим , благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев), благочинный храмов Южной столицы протоиерей Валерий Захаров, члены делегации Керкирской митрополии в священном сане ( Элладская Православная Церковь ), клирики храмов Астаны, Алма-Аты, храмов епархий Православной Церкви Казахстана и священнослужители Среднеазиатского митрополичьего округа. За богослужением молились настоятельница женского монастыря г. Астаны в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители, представители казачества, ктиторы Успенского собора. Поклониться великой святыне прибыли многочисленные верующие из близлежащих городов и сел.

http://patriarchia.ru/db/text/2477312.ht...

Русская Православная Церковь XX век 11 декабря 1917 — Издан указ Святейшего Патриарха Тихона о возведении в сан митрополита пяти старейших иерархов Русской Православной Церкви. Этим указом были возведены в сан митрополита наиболее маститые иерархи Церкви того времени: архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) — как один из кандидатов на патриарший престол, а также ученейший архипастырь и известный церковно-общественный деятель; архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) — по тем же основаниям; архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) — как один из старейших и заслуженнейших архипастырей; архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) — по тем же основаниям; архиепископ Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) — как один из ученых и деятельных архипастырей. 1937 — Расстрелян священномученик Серафим (Чичагов), б. митрополит Ленинградский. 1954 — Святейший Патриарх Алексий был принят председателем Совета министров СССР Г. М. Маленковым. С точки зрения принципиальных вопросов государственно-церковных отношений результат беседы был незначительным. Однако сам факт встречи благоприятно отразился на атмосфере этих отношений. Состоялось личное знакомство главы советского правительства с предстоятелем Православной Церкви. В 1955 и 1956 гг. представители священноначалия Русской Церкви еще дважды встречались с главой советского правительства (на этом посту Г. М. Маленкова сменил Н. А. Булганин). С 1955 г. стало правилом присутствие представителей Московской Патриархии на приемах в Верховном Совете и в иностранных посольствах. Это давало возможность церковным иерархам непосредственно общаться с руководителями государства и излагать им свои пожелания и ходатайства. В июне 1955 г. патриарх Алексий присутствовал на приеме, данном председателем Совета министров Н. А. Булганиным по случаю визита в СССР президента Индии Д. Неру. 26 марта 1956 г. состоялась официальная встреча Н. А. Булганина с православными архиереями, на которой он заявил, что развенчание «культа личности» Сталина не повлечет за собой наступления на религию.

http://pravoslavie.ru/5673.html

Свет Христов «Я свет миру» ( Ин.8:12 ), – сказал Сам Господь наш Иисус Христос. Свет как на языке духовных писателей, так и на обыкновенном языке человеческом, есть символ духовного озарения, просвещения, особенного религиозно-нравственного состояния, блаженного и радостного, тогда как тьма есть состояние духовного невежества, ослепления, развращения и вообще греха. Святой Златоуст говорит, что святой апостол Иоанн называет Христа светом и жизнью потому, что Он дал нам свет познания и в сем свете жизнь. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ). Вследствие отпадения человечества от Бога истинное боговедение постепенно затемнялось, истина превращалась в ложь и до воплощения Слова во всем мире была тьма, люди сидели «в стране и тени смертной» ( Мф.4:16 ). Но Бог избрал народ, которому и даровал чистое откровение о Себе, вверил ему истину богопознания и богопочтения до времени обновления всего мира. Таким образом, во тьме всеобщей языческой лжи, охватившей почти все человечество, в еврейском народе был светоч истины в Законе Моисеевом, в пророчествах и в обетованиях. Так, Слово было светом мира не только со времени воплощения своего, но во все времена. «И тьма не объяла его», ( Ин.1:5 ) как ни сильна была тьма, объявшая все человечество, она не осилила, не одолела, не подавила этого света, не затмила совсем лучей его; он продолжал светить во тьме, и, когда пришло определенное время, он озарил всю вселенную в устроении воплотившимся Словом Церкви Своей, в которой в полноте открыта истина. Чтобы созерцать ясно и чисто Слово Божие, тайны Царствия Божия, спасительное учение и спасительные дела Христовы, потребен человеку свет Божественный, свет Христов, свет Духа Святого и раскрытие ума силою сего света. «До сих пор, – говорит митрополит Филарет Московский , – пока это совершится в человеке, он хотя и слышит слово Божие и видит действие его, но не постигает его пространства, высоты и глубины...» «Но если наше око слабо, – говорит тот же святитель, – чтобы в полноте наслаждаться светом, которым воскресший Господь отверзает умы, то на минуту обратим взоры в противоположную сторону, на тьму, чтобы тем более возлюбить чудный свет, в который мы призываемся».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Состоялась премьера фильма о преподобном Серафиме Вырицком сентября 2020 Премьера 3-й серии фильма " Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа " прошла 21 сентября в Новом зале Святодуховского центра . Фильм создан по сценарию писателя-агиографа Валерия Филимонова совместно с кинокомпанией " Петербургская киноартель " к 20-летию прославления святого и 100-летию принятия им монашества.  В фильме представлены видеосвидетельства протоиереев Иоанна Миронова , Бориса Глебова , правнучки отца Серафима Ольги Набоко и других людей, общавшихся с преподобным. Это трогательные рассказы об исцелениях от недугов, пророчествах и предсказаниях старца, его дарах духовного утешения и неземных ощущениях, которые охватывали посетителей при встречах с великим святым. На премьере присутствовали настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе иерей Артемий Наумов , председатель Союза православных предпринимателей Владислав Жукович, режиссеры Константин Петров-Елешенков, Ольга Тавастшерна и члены съемочной группы. Авторы рассказали о своей работе, подчеркнув, что это единственный достоверный рассказ о преподобном Серафиме с участием живых свидетелей жития святого.  Кинематографисты также рассказали о кропотливой работе по восстановлению и чистке уникальных видео- и аудиозаписей, сделанных в 1990-е Валерием Филимоновым, готовившим материалы к прославлению вырицкого подвижника.  Валерий Филимонов также представил свою новую книгу " Жизнь как подвиг. Житие священномученика Философа Орнатского, пресвитера Петроградского " . Писатель рассказал о малоизвестных фактах пересечения судеб петербургского купца Василия Муравьева (ныне прославленного преподобного Серафима Вырицкого) и отца Философа.  " В наши дни житие отца Философа должно стать образцом для подражания для каждого православного христианина, независимо от его положения в церковной иерархии. Это живой урок для каждого, кто воистину желает угодить Господу, великий пример истинного благочестия, предания себя воле Божией и христианского подвига даже до смерти. Бесценным и востребованным для нашего времени стал опыт деятельности возглавляемого отцом Философом " Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви " - ничего подобного в истории не было. И сегодня святой незримо пребывает с нами, видит наши скорби, знает наши немощи и слышит наши молитвы. Верующие обретают в нем небесного заступника и покровителя, наставника и учителя, по прошениям которого к Пресвятой и Живоначальной Троице милосердие Божие изливается на людей " , - сказал писатель.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Татьяновка. Успенская Святогорская лавра. Всехсвятский скит. Церковь Всех святых, в земле Русской просиявших. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Неподалеку от фундамента взорванного в 1947 г. кладбищенского Всехсвятского храма в 2000 г. было расчищено место для первых скитских зданий и начата подготовка к строительству храма в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. Благословение на строительство дал ныне почивший старец схиархимандрит Серафим (Мирчук) изс. Ожога. «Стройте малый храм в стороне, - сказал он, - с Божией помощью и большой храм на старых фундаментах восстановите». 10 июня 2001 г., в престольный праздник обители, когда совершается память Всех святых, по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, наместником обители, архимандритом Арсением (ныне - Высокореосвященнейший Арсений, митрополит Святогорский), по чину церковному была совершена закладка деревянной церкви «в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память Всех святых, в земле Русской просиявших». В непоколебимое основание созидаемого храма были положены закладной камень с памятной надписью о совершившемся событии, а также камни от разных древних церквей Святой Руси (церкви Спаса на Берестове г. Киева, от Великой Лаврской церкви Успения Божией Матери Киево-Печерской Лавры, от Успенского собора Ростова Великого и от Спасо-Преображенского собора Переяславль-Залесского). Уже через два года после закладки храм был построен, а за его алтарём нашли себе последний покой первые почившие братия возобновлённой Святогорской обители: схимонах Иоанн, послушники Павел и Сергий. 20 октября 2004 г. по благословению правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, Преосвященный схиепископ Алипий (Погребняк) в сослужении отца наместника архимандрита Арсения и скитоначальника игумена Амвросия совершил освящение новопостроенного храма в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже, - воспевали в этот торжественный день братия обители, - в той исправи моления наша, и прими люди в вере вопиющия Тебе: спаси ны, Боже наш, спаси ны». Под престолом новоосвящённого храма были положены мощи преподобного Иоанна Затворника, священномученика Владимира, митрополита Киевского, и мучеников Вифлеемских.

http://sobory.ru/article/?object=42765

Фото из архива Ильинского храма 12 декабря 2018 г. 18:25 В Ильинском храме г. о. Подольск молитвенно помянули новомучеников и исповедников российских в земле Подольской просиявших В Ильинском храме села Лемешево городского округа Подольск впервые за минувшие 15 лет  состоялось архиерейское богослужение, на котором помянули пострадавших за Христа. Праздничную Литургию возглавил, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, епископ Видновский Тихон,  викарий Московской епархии. Владыке сослужили двадцать пять священников Подольского благочиния. В богослужении также участвовали зам. главы администрации г. о. Подольск Сергей Иванов и депутат Мособлдумы Павел Максимович. Во время богослужения храм был весь заполнен молящимися людьми.  Такого количества духовенства и мирян в маленьком сельском храме на погосте еще никогда не собиралось. Дело в том, что эта архиерейская служба состоялась 11 декабря 2018 года,  в день памяти Новомучеников и Исповедников Подольских и памяти священномученика митрополита Серафима Чичагова. Заметим, что в каждом старом храме г. о. Подольска есть свой священномученик, прославленный как новомученик Подольский, и свои исповедники, оставшиеся верными Христу во времена гонений на Церковь. Известно, что незадолго до своей мученической кончины митрополит Серафим писал: «Православная церковь и духовенство переживают тяжелое время испытаний, кто останется верен до конца апостольской православной церкви, тот спасен будет. Сейчас идет большое искушение верующих и духовенства со стороны власти. Многие, боясь репрессий, отходят от церкви, а другие встали на сторону власти и предают православную церковь и духовенство… Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончилось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует… сейчас много народа страдает за веру, но это жемчуг, очищающийся в духовном горниле, и после этого будет много священномучеников за веру Христову, что не запомнит вся история».

http://e-vestnik.ru/church/ilinskiy_hram...

У пройшли призначення священномученика (Поммера) на Пензенську кафедру 4 червня 2018 р. 17:37 1-3 июня 2018 года в Пензе прошли торжества, посвященные 100-летней годовщине назначения священномученика Иоанна (Поммера) на Пензенскую кафедру. 1 июня в Лермонтовском сквере Пензы состоялось открытие фотовыставки «История длиною в век. Памяти священномученика Иоанна (Поммера)». В мероприятии приняли участие митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр и епископ Елгавский Иоанн , а также представители власти и общественности Пензенской области. Митрополит Серафим обратился к собравшимся с приветственным словом. Затем сотрудник Пензенской епархии , церковный историк, местный краевед К.Г. Аристова провела экскурсию для гостей. Вниманию присутствовавших были предложены уникальные материалы, посвященные жизни, деятельности и подвигу священномученика Иоанна, занимавшего Пензенскую и Рижскую кафедры. Выставка будет открыта до октября с.г. В тот же день в рамках торжеств, посвященных памяти священномученика Иоанна (Поммера), в Губернаторском доме Пензы прошла V Международная научно-практическая конференция «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий». Организаторы мероприятия — Пензенская епархия и Пензенская духовная семинария при поддержке Пензенского государственного университета, Пензенского казачьего института технологий, Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, Государственного областного архива, отделения Российского исторического общества в Пензе и ГТРК «Пенза». Собрание открыл митрополит Пензенский Серафим. Епископ Даугавпилсский Александр зачитал доклад митрополита Рижского и всея Латвии Александра , посвященный обретению мощей священномученика Иоанна Рижского. С приветственным словом выступил заместитель председателя правительства Пензенской области В.И. Трохин, от имени губернатора поздравивший участников форума.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5214508...

«Пример веры, стойкости и стояния за Православие до смерти» Беседа с прот. Владимиром Воробьевым о сщмч. Серафиме (Чичагове) Никита Филатов 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации», которое сфабриковала тройка УНКВД, был расстрелян один из самых ярких, смелых деятелей Русской Православной Церкви – митрополит Серафим (Чичагов) . Владыка Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в дворянской семье. Он получил первоклассное по тем временам образование: Санкт-Петербургская классическая гимназия, Пажеский корпус, Михайловская артиллерийская академия. В 1875 году в чине подпоручика Чичагов поступает в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду. Через два года он – участник русско-турецкой войны… О подвиге, таланте и страданиях этого пастыря мы беседуем с руководителем крупнейшего центра изучения истории новомучеников и исповедников Русской Церкви НИО НИПЦ ПСТГУ, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым . Священномученик Серафим (Чичагов) – Отец Владимир, какое наследие после себя оставил святитель Серафим (Чичагов)? О чем мы должны знать, когда вспоминаем этого пастыря? Тех, кто прославляет святого, и святой потом тоже прославляет. Так и случилось с офицером Чичаговым – Его большая заслуга в том, что он исследовал и написал летопись Дивеевской обители. И тем самым практически подготовил канонизацию преподобного Серафима Саровского . Как часто говорится в житиях святых: тех, кто прославляет святого, и святой потом тоже прославляет. Так и случилось с офицером Чичаговым: он получил имя Серафим в постриге, а позднее был прославлен как священномученик. С отцом Владимиром Воробьевым мы беседуем в домике при храме Воскресения Христова в Кадашах. У протоиерея Александра Салтыкова – его двоюродного брата – день ангела. Поэтому времени на интервью в обрез. Курсивом даю то, о чем мы не говорили, но без чего оценить весь масштаб личности святого Серафима (Чичагова) весьма трудно.

http://pravoslavie.ru/88562.html

Он находил слово утешения и для верующего, и для чекиста, и для военного. Преподобный Серафим Вырицкий И молился за весь мир 3 апреля, 2022 И молился за весь мир Однажды отец Серафим сам позвал в свою келью чекистов и, положив ладонь на голову старшего из них, сказал: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий…» «Если бы таких старцев было бы больше, то мы все были бы верующими», — ответил ему потрясенный представитель власти. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Преподобный Серафим Вырицкий — по времени очень близкий нам святой. Он отошел ко Господу в 1949 году, а уже в 2000-м прославлен во святых. Его житие хорошо известно. Он родился в 1866 году. С детства был глубоко верующим. Повзрослев, во время посещения Троице-Сергиевой лавры познакомился с преподобным старцем Варнавой Гефсиманским и стал его духовным чадом. Он был успешным человеком своего времени: до революции торговал пушниной, в том числе работал и с европейскими клиентами. Богатство не сделало Василия (имя преподобного Серафима в крещении) и его супругу Ольгу замкнутыми и самодовольными: они жертвовали на благотворительность, поддерживали бедных и больных. Семья состояла в тесных дружеских отношениях с духовником царской семьи архимандритом Феофаном (Быстровым), будущим архиепископом Полтавским, и епископом Вениамином (Казанским), будущим митрополитом Петроградским, священномучеником. После революции супруги Василий и Ольга неожиданно для всех приняли монашество (сын Николай уже вырос). Он стал насельником Александро-Невской лавры и был пострижен в монашество с именем Варнава, а уже через десять лет назначен на исключительное по своему характеру послушание — лаврский духовник. Понимая, насколько это ответственное служение, отец Варнава принял схимнический постриг с именем Серафим в честь его любимого святого — преподобного Серафима Саровского. С этого момента начался его путь старчества. За советом к отцу Серафиму приходили и монахи, и миряне — сильна была его молитва, мудры и просты духовные советы, а еще Господь дал ему дар прозорливости.

http://pravmir.ru/on-nahodil-slovo-utesh...

Часть 1: Ковчег спасения Часть 2: Опекунша В сложной мозаике человеческой жизни бывают очень незначительные по времени встречи с людьми Духа, решающим образом меняющие всю ее картину. В судьбах семейства Малышевых и их опекунши монахини Марины (Изотовой) таких встреч и людей много. Познакомимся с двумя из них, имевшими прямое отношение к постригу матушки Марины и последующим событиям: архимандритом Серафимом (Проценко) и схимонахиней Таисией (Коржавиной). Карта Вырицы. Отмечены места, где жили два Вырицких Серафима Второй Вырицкий Серафим О том, что вырицких Серафимов было два, повествует краеведческий труд И.В. Попова . Биографическая хроника иеросхимонаха Серафима (Муравьева) теперь общеизвестна. А об архимандрите Серафиме (Проценко; 28.12.1874 – 29.12.1960) можно прочитать в материалах ПСТГУ и в Синодике Псковской миссии . В Синодике дата рождения указана с вопросительным знаком: «род. в 1874 (1869 (?))». Отец Иоанн Кронштадтский посоветовал молодому солдату принять монашество Архимандрит Серафим (Проценко Стефан Владимирович) родился в 1874 (1869 (?)) году в с. Карповка Славянской волости Изюмского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. Помогал родителям по хозяйству. Во время службы в Санкт-Петербурге рядовым лейб-гвардии Семеновского полка он неоднократно посещал Кронштадт, встречался с отцом Иоанном Кронштадтским, по совету которого ушел в монастырь. Подвизался (1895–1917) в Сяндемской и Никифоровской пустынях, позже в Кирилло-Челмогорском мужском монастыре Олонецкой епархии. Пострижен в мантию с именем Серафим, рукоположен во иеромонаха. Этот монастырь, основанный в 1316 году преподобным Кириллом Челмогорским, пострижеником Новгородского Антониева монастыря , расположен в пяти верстах от Каргополя, близ Челмозера; на протяжении многих столетий обитель была паломническим центром Каргополья благодаря многочисленным чудесам от мощей преподобного Кирилла. Нуждаясь в средствах, монастырь в 1912 году устроил в Петрограде часовню на Обводном канале, 65, а затем подворье в доме 40 по Боровой улице, которое с 1917 по 1923 год по благословению митрополита Петроградского Вениамина открывал и строил отец Серафим. В 1918 году была освящена часовня во имя преподобного Кирилла Челмогорского и священномученика Ермогена. Домовая церковь находилась на углу нижнего этажа и пользовалась популярностью. В 1919 году храм стал приходским. В 1919–1924 годах отец Серафим был настоятелем храма, возведен в сан игумена, а затем архимандрита.

http://pravoslavie.ru/117332.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010