Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 15 апреля 2008 года (журнал 14) Текст утвержден Священным Синодом  Русской Православной Церкви  15 апреля 2008 года (журнал 14) Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Кондак 1 Избранный архиерею и добрый воине Христов,/святителю отче Серафиме,/восписуем ти похвальная пения,/ты бо, всем сердцем Бога возлюбив,/верен Ему даже до смерти пребыл еси/и венец Небесныя славы приял еси./Темже, яко имеяй велие дерзновение ко Господу,/моли Церкви Российстей непоколебимей пребыти/и сыновом земнаго отечества твоего спастися,/да с любовию зовем ти://Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче. Икос 1 Ангельскому служению подражая, богомудре святителю Серафиме, ревнитель Православныя веры явился еси и, душу пламенную имея, многим людем изрядный наставник был еси. Мы же, благодаряще Бога, даровавшаго нам таковаго архипастыря славна, воспеваем ти сицевая: Радуйся, славнаго рода доброе прозябение; радуйся, светильниче веры негасимый. Радуйся, издетска Бога возлюбивый; радуйся, в Нем единем надежду полагавый. Радуйся, отечества нашего красный плоде; радуйся, молитвенниче ко Господу усердный. Радуйся, любовию к Богу и людем преисполненный; радуйся, народу Болгарскому ратным подвигом послуживый. Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче. Кондак 2 Видя себе отроча младо и сира суща, Серафиме всеславне, Отцу сирых скорби сердечныя принесл еси и, Того покровом покрываемь, в молитвах и учении усердие велие явил еси. Мы же, прославляюще Отца Небеснаго, ни единаго сира оставляющаго, воспеваем с тобою Ему: Аллилуия. Икос 2 Разум почитающих тя, святителю, недоумевает, коль многия таланты дарова ти Господь, яже ты, яко верный раб Христов, умножил еси сия во славу Церкве. Сего ради Господь, видя верность твою в малом, над многими тя постави, мы же с любовию взываем ти сице:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Сортировать по Исключить новости ‘В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Также просто он говорил с народом: отчитает, отругает… Потом: ‘Ну, ладно. Давайте помиримся’ 11 декабря 2012 года исполняется 75 лет со дня мученической кончины святителя Серафима (Чичагова) . Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. 11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Митрополит Серафим накануне расстрела, фото из архива КГБ. Фото: chichagovs.narod.ru В тюрьму на носилках 30 ноября 1937 года на территорию поселка Удельная Московской области въехал «черный воронок». Он остановился у дома по ул. Песочная — небольшой деревянной дачи… Люди в штатском вышли из автомобиля, зашли в дом и стали разыскивать особо опасного преступника. Их взору предстал седовласый старик, больной водянкой. Дедушка лежал на кровати. Увидев непрошеных гостей, он не смог встать. Ему было 82 года, уже несколько лет он не мог самостоятельно передвигаться. Митрополит Серафим вместе с келейницами и родными на даче в Удельной. 1937 год. Фото: chichagovs.narod.ru «Гости» предъявили дедушке бумагу и сказали, что он арестован «за контрреволюционную монархическую агитацию». Последовала неловкая пауза — нужно было посадить дедушку в арестантский автомобиль, но непонятно было, как это осуществить технически. Послали за скорой помощью. Прибыли санитары с носилками, арестанта вытащили из кровати и перенесли в карету. Так на подводе с красным крестом лежачего больного доставили в столицу и сдали в Таганскую тюрьму. Там его сфотографировали и начали оформлять следственное дело. Зачем понадобился органам госбезопасности умирающий старик? Каким образом он мог осуществлять «контреволюционную агитацию»?

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

11. Слово в Богородичный праздник. О неповинном страдании Испытующий человеческий разум до сих пор считает непонятным и загадочным, почему Бог допускает бедствия для человечества, а главное: бедствуют неповинные, а виновные или совсем не страдают, или наказуются не соразмерно с их виною? Видя это, слабый верою подвергается искушению, склонный к пороку разрешает загадку, говоря, что нет пользы быть добродетельным, а вовсе неверующий доказывает, что в мире и в человеческих делах господствует случай. Вопрос серьезный, требующий обстоятельного исследования, насколько это возможно в кратком церковном слове. Особенно внушительно и ясно говорит об этом вопросе в своих проповедях Митрополит Филарет Московский ; воспользуемся его, неподражаемым по глубине, объяснением. «Бедствия и страдания человечества, говорит великий святитель, это – странность и противоречие самой природы себе; противоречие, которое должно погрузить размышляющего в безутешное уныние, если он не откроет источника утешения и надежды, выше природы. Та же природа, которая внушает отвращение и ужас от страдания, особенно неповинного, та же самая природа возвещает, что страдание, даже и неповинное, неизбежно. Пройдите по всем степеням видимых тварей, пройдите по всем областям природы: где нет страдания? Что не страдает? Агнец трепещет от волка, кроткая птица от хищной; все, что есть лучшего в растениях, терзается и разрушается животными, составляя их пищу. Всякое благо, всякая радость, всякое удовольствие в природе, более или менее дорого покупается страданиями. Зерно должно расторгнуться и совсем погибнуть, чтобы родилось растение и плод; приятность питания – соразмеряется голодом. Солнце согревает, но и палит зноем; холод укрепляет, но и убивает; вода орошает, но и потопляет; ветер освежает, но и наносит болезни; земля приносит человеку хлеб, но требует от него пота. С начала жизни человек страдает от недостатка сил, от несовершенного развития способностей, под конец жизни, от утраты сил и способностей. Человек никогда не находит своих желаний удовлетворенными и терпит множество разнообразных случайностей. Такова участь: страдать не хочется, но страдать надобно!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Нет нам дороги унывать...» Рядом с преподобным Серафимом 15.08.2018 846 Время на чтение 4 минуты На­вер­ное, од­на из при­чин осо­бой люб­ви к пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му Са­ров­ско­му во всем мipe - то, что о нем со­хра­ни­лось мно­же­ство вос­по­ми­на­ний. Ко­гда го­то­ви­лись ма­те­ри­а­лы для его ка­но­ни­за­ции, еще бы­ли жи­вы те, кто лич­но встре­чал­ся со стар­цем. В сво­их рас­ска­зах об от­це Се­ра­фи­ме они смог­ли пе­ре­дать ча­сти­цу его теп­ла, осо­бен­но­сти его об­ли­ка, ма­не­ру ре­чи, не­за­бы­ва­е­мое при­вет­ствие «Ра­дость моя!». Го­то­вил ма­те­ри­а­лы для ка­но­ни­за­ции ар­хи­манд­рит Се­ра­фим (Чи­ча­гов), бу­ду­щий мит­ро­по­лит. В 1902 го­ду, ко­гда ра­бо­та по сбо­ру ма­те­ри­а­лов бы­ла окон­че­на, в жиз­ни ар­хи­манд­ри­та про­изо­шло чу­дес­ное со­бы­тие, о ко­то­ром он поз­же рас­ска­зы­вал так: «По окон­ча­нии „Ле­то­пи­си " я си­дел в сво­ей ком­на­те в од­ном из ди­ве­ев­ских кор­пу­сов и ра­до­вал­ся, что за­кон­чил, на­ко­нец, труд­ней­ший пе­ри­од со­би­ра­ния и на­пи­са­ния о пре­по­доб­ном Се­ра­фи­ме. В этот мо­мент в ке­лию во­шел пре­по­доб­ный Се­ра­фим, и я уви­дел его как жи­во­го. У ме­ня ни на ми­ну­ту не мельк­ну­ло мыс­ли, что это ви­де­ние - так все бы­ло про­сто и ре­аль­но. Но ка­ко­во же бы­ло мое удив­ле­ние, ко­гда ба­тюш­ка Се­ра­фим по­кло­нил­ся мне в по­яс и ска­зал: „Спа­си­бо те­бе за Ле­то­пись. Про­си у ме­ня все, что хо­чешь за нее " . С эти­ми сло­ва­ми он по­до­шел ко мне вплот­ную и по­ло­жил свою ру­ку мне на пле­чо. Я при­жал­ся к не­му и го­во­рю: „Ба­тюш­ка, до­ро­гой, мне так ра­дост­но сей­час, что я ни­че­го дру­го­го не хо­чу, как толь­ко все­гда быть око­ло Вас " . Ба­тюш­ка Се­ра­фим улыб­нул­ся в знак со­гла­сия и стал не­ви­ди­мым. Толь­ко то­гда я со­об­ра­зил, что это бы­ло ви­де­ние, и ра­до­сти мо­ей не бы­ло кон­ца». Mip по-своему наградил митрополита Серафима за пребывание с преподобным: спустя тридцать пять лет после этой встречи его доставили в тюрьму (по причине преклонного возраста - на носилках) и вскоре расстреляли на Бутовском полигоне. Его святость была засвидетельствована на Архиерейском Соборе 1997 года, где митрополит Серафим был прославлен как священномученик.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Проповеди Скачать epub pdf Слово о современном мученичестве Господь наш Иисус Христос сказал: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! То есть, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф. 5, 11–12 ). Некоторые могут подумать, что наставление Господа не страшиться ненависти не относится к ним и дано совсем не для наших времен и обстоятельств. Мы не живем ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы живем христиане между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжение времен сам переродился в мир христианский. Выслушаем же, возлюбленные, неподражаемое слово по этому поводу великого святителя митрополита Филарета Московского . Так, говорит он, мир действительно побежден, однако не уничтожен, он еще жив и по-прежнему ненавидит тех, которые Христовы или стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, допущенный по сему в область ее, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства, прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство ; старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением, и всяким оружием неправды. Те, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это могут испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа, чем они будут глубже излагать это бесконечно глубокое учение, тем разумные будут менее разуметь его и тем скорее вследствие уверенности в превосходстве своего ума они презрят их, как опасных учителей. Пусть кто-либо из состоятельных отважится с полной христианской решимостью отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решиться жить исключительно Церковью , какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел остроумия или, справедливее, острого безумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по-христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Скачать epub pdf Наша современная церковная разруха – откуда она? Где ее корни и начала? Иногда приходится слышать, что начало ее лежит в самых первых годах этого столетия, что корни ее в том церковном движении, которое представительствовали так называемые «32», что виновником ее является, главным образом, покойный наш митрополит Антоний. Это суждение мне пришлось выслушать от теперешнего нашего митрополита Серафима. В этом мнении есть доля правды. Как видно будет из дальнейшего, в современной нашей церковной разрухе имеет больше значение то как ее производящее, то как ей противное начало – белое духовенство. Вот такое дерзновение говорить от своего имени прямо и смело, даже возражать епископу и митрополиту, почесть не столько за свое право, сколько за обязанность иметь свой голос и судить о делах как епархиальных, так и общецерковных, познать себя в качестве активных помощников правящему епископу, – все это, действительно, наше питерское духовенство проявило при митр. Антонии. Правда и то, что митр. Антоний не только не тяготился таким дерзновением своего городского духовенства и не старался «осадить» его, но заметно дорожил им и до некоторой степени считался с ним. Вот этому факты. Точно не помню, в каком это было году – приблизительно в 1904–1906 годах – за какое-то возмущение противоправительственное было присуждено к расстрелу 15 матросов кронштадтских. Теперь покойный, а тогда очень видный о. Григорий Спиридонович Петров в какой-то из газет обратился к духовенству Питера протестовать против этих расстрелов и для этого всем вкупе, в точно указанный им (о. Петровым) день и час, пойти к митр. Антонию с мольбой явиться ему ходатаем пред Царем за этих осужденных и добиться их освобождения. По зову о. Петрова явилось нас к митр. Антонию очень порядочное количество – человек 25–30. Конечно, митр. Антоний, из газет знавший о предполагаемом нашествии к нему, мог под различными предлогами не принять нас, а если принять, то поговорить с нами не по содержанию ходатайства, а в той или иной форме проявить свою владычнюю власть и сделать нам надлежащее внушение и даже натягай задать; он же нас любовно принял, долго разговаривал с нами, сделал нам, действительно, надлежащее внушение, но в форме, нас обескураживающей: он говорил, что мы его ставим в тяжелое положение быть ходатаем как будто бы вынужденным, а не добровольным, говорил нам о нетактичности газетных обращений и т. п., но все-таки в конце концов выразил согласие походатайствовать за матросов, что и сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария (комментарий в свете веры) Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) Иерей Александр Мазырин, магистр богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ К 80-летию со времени пребывания в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) Жесточайшие гонения, которые претерпела Русская Православная Церковь в 1920–1930-е годы, не могли не отразиться на положении ее высшего управления. С лета 1922-го по лето 1923 года, после арестов святых Патриарха Тихона и его Заместителя митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), управление Православной Российской Церкви было фактически обезглавлено. Ситуация могла повториться в конце 1926 года, после того как в заключении оказались Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и два его Заместителя: митрополиты Нижегородский Сергий (Страгородский) и Петроградский Иосиф (Петровых). Тогда, ввиду крайнего оскудения высшей православной иерархии, во главе церковного управления на сто дней должен был встать даже не правящий архиерей, а всего лишь викарий Ярославской епархии, не имевший, к тому же, высшего богословского образования. Этим архиереем стал архиепископ Угличский священномученик Серафим (Самойлович) Святейший Патриарх Тихон Будущий священномученик Серафим родился в 1881 году в семье псаломщика города Миргорода Полтавской губернии. Был дальним родственником знаменитого малороссийского гетмана Ивана Самойловича, пострадавшего от интриг Мазепы в конце XVII века. Начальное и среднее образование получил в полтавских духовных школах. Затем некоторое время проходил служение в Североамериканской епархии, во главе которой тогда стоял святитель Тихон (Белавин) – будущий Святейший Патриарх. По возвращении в Россию, с 1910 года, являлся наместником Толгского монастыря, снова находясь под архипастырским руководством святителя Тихона – к тому моменту уже архиепископа Ярославского и Ростовского. Епископом священномученик Серафим стал в 1920 году.

http://sedmitza.ru/text/409247.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария К 80-летию со времени пребывания в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) 10.03.2007 596 Время на чтение 28 минут Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) Жесточайшие гонения, которые претерпела Русская Православная Церковь в 1920-1930-е годы, не могли не отразиться на положении ее высшего управления. С лета 1922-го по лето 1923 года, после арестов святых Патриарха Тихона и его Заместителя митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), управление Православной Российской Церкви было фактически обезглавлено. Ситуация могла повториться в конце 1926 года, после того как в заключении оказались Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и два его Заместителя: митрополиты Нижегородский Сергий (Страгородский) и Петроградский Иосиф (Петровых). Тогда, ввиду крайнего оскудения высшей православной иерархии, во главе церковного управления на сто дней должен был встать даже не правящий архиерей, а всего лишь викарий Ярославской епархии, не имевший, к тому же, высшего богословского образования. Этим архиереем стал архиепископ Угличский священномученик Серафим (Самойлович) Будущий священномученик Серафим родился в 1881 году в семье псаломщика города Миргорода Полтавской губернии. Был дальним родственником знаменитого малороссийского гетмана Ивана Самойловича, пострадавшего от интриг Мазепы в конце XVII века. Начальное и среднее образование получил в полтавских духовных школах. Затем некоторое время проходил служение в Североамериканской епархии, во главе которой тогда стоял святитель Тихон (Белавин) - будущий Святейший Патриарх. По возвращении в Россию, с 1910 года, являлся наместником Толгского монастыря, снова находясь под архипастырским руководством святителя Тихона - к тому моменту уже архиепископа Ярославского и Ростовского. Епископом священномученик Серафим стал в 1920 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Серафим (Чичагов) и его “Музыкальный дневник” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой расстрелян митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Это была уникальная личность не только среди новомучеников и исповедников Российских, но, думается, и среди архиереев Русской Церкви вообще. Необыкновенно одарённый от Бога человек; как поётся в тропаре в честь священномученика Серафима, “данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси”. Прежде всего священномученик Серафим — архиерей Русской Православной Церкви, человек святой жизни, принявший священный сан по благословлению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Примечательно, что владыку Серафима арестовали, когда ему было восемьдесят четыре года; к тому времени он был совершенно больным человеком и никакого “вреда” советской власти причинить не мог. Но ещё до принятия сана у владыки Серафима была богатейшая событиями и деяниями жизнь. Он принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., был военачальником, офицером-артиллеристом, Георгиевским кавалером; проявил немалый литературный дар, написал о войне воспоминания “Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году”. Священномученик Серафим создал фундаментальный труд по медицине и разработал оригинальную методику лечения ряда заболеваний. Владыка Серафим раскрылся как художник-иконописец, прославивший в красках Христа Спасителя и преподобного Серафима Саровского, и как историк Русской Церкви, написавший “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря”, — труд, который послужил к прославлению старца Серафима. Вся эта многообразная деятельность, столь разная по своим направлениям, соединённая в одной личности, не может не удивлять. Но был у Владыки ещё один талант, на котором хотелось бы остановиться более подробно — это дар композиторский, музыкальный. Им написаны пьесы для фортепиано или фисгармонии: это “Листки из музыкального дневника” и “Музыкальный дневник” (всего 38 пьес); литургическая музыка и различные вокальные сочинения.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

иером. Макарий Симонопетрский Память святого мученика Мардония, принявшего смерть от возложнеия горящих углей на главу, и с ним пострадавших святых мучеников Мигдония, Горгония, Индиса, Гликерия, пресвитера, и Феофила, диакона, а также святых жен, бывших с ними 426 . Память священномученика Прокопия Попова, пресвитера (1918), священномучеников Петра Пушкинского, Вячеслава Занкова, Петра Соловьева, Симеона Лиаеева, Василия Гурьева, Александра Орлова, пресвитеров, Серафима Василенко, диакона, преподобномученицы Александры (Червяковой), схимонахини, мучеников Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мученицы Аполлинарии Тупицыной (1937), священномученика Леонида Прендковича, пресвитера (1938). Память святителей Аристакеса 427 , Вртанеса 428 , Иуссика, Нерсеса и Исаака Великого, потомков святого Григория Просветителя и католикосов Армянской Церкви 429 Память святителей Аристакеса , Вртанеса, Иуссика, Нерсеса и Исаака Великого, потомков святого Григория Просветителя и католикосов Армянской Церкви После смерти св. Григория Просветителя молодая Армянская Церковь была еще неокрепшей и постоянно находилась под угрозой со стороны язычников. Более ста лет соблюдение целибата не было обязательным требованием к представителям какой-либо из ступеней церковной иерархии, поэтому преемниками св. Григория, то есть первыми католикосами Армянской Церкви, стали его дети и внуки. Армянская Церковь напрямую подчинялась митрополии Кесарии Каппадокийской, и таким образом потомки св. Григория были воспитаны в лоне изысканной культуры греческого христианства, которую они стремились гармонично соединить с духом армянского народа, чтобы освободить его от персидского владычества. Однако их попытки привить армянам христианские ценности сталкивались со стойкой привычкой к язычеству и нечестивому образу жизни царей и их вельмож, подававших дурной пример подданным. Св. Аристакес, младший сын св. Григория, родился около 270 г. В молодости он проводил жизнь отшельника. Затем по приглашению царя Тиридата и по настоянию отца он согласился, как и его старший брат Вртанес, посвятить жизнь просвещению армян. Сам св. Григорий рукоположил его сначала в священника, затем в епископа. По преданию, Григорий и Аристакес сопровождали царя в Рим, где он встречался со св. Константином. По возвращении св. Аристакес семь лет правил государством вместо отца (320–327), который удалился в уединение. В 325 г. Аристакес участвовал в Никейском Соборе. В 333 г. он был убит Архелаем, правителем Софены (область на западе Армении), за то, что порицал его блудодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010