Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Часть 1 Седьмой Вселенский собор. Икона XVII в. В наше время, когда все большее внимание уделяется вопросу о границах Церкви, раскрытию этой темы может способствовать знакомство с работами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, поскольку именно учение о Церкви занимает центральное место в богословии архиепископа Илариона, а вопрос о границах Церкви является одной из составляющих его экклезиологии. Согласно экклезиологическим воззрениям священномученика Илариона, существенные свойства Церкви есть выражение различных сторон единой церковной жизни, жизни тела Христова, возрастающего в совершенстве действием Святого Духа, и так же едины, как церковная жизнь. Каждое из существенных свойств Церкви выражается каким-либо образом во всех других и все – в каждом. Единство это выводится из учения святых отцов и учителей Церкви.       «Церковь составляет народ, объединенный священником» . «Апостолы предали епископам Церковь только одну» (с. 376), и эта «единая, кафолическая Церковь сплочена и скреплена связью священников» (с. 392), а средоточие епископата – «соборное единение и единомыслие епископов» (св. Киприан) (с. 407). «Апостолы по всем концам земли основали Церкви, и все эти Церкви составляют единую Вселенскую Церковь… Единение же со всеми Церквами и есть признак принадлежности к истинной Вселенской Церкви. Поэтому кафолична и всякая Поместная Церковь» (блж. Августин) (с. 500). В Церкви кафолической «объединяются люди в единстве веры», преданной от апостолов (Климент Александрийский) (с. 248, 249). «Епископ не только хранитель вероучения, но и хранитель святости Церкви» (Каллист, папа Римский) (с. 322). «Апостольское учение… лежало в основе церковных понятий о святости Церкви» (с. 360). «Церковь едина и святость ее – в таинствах» (с. 493) и есть «святость всей совокупности освящающих средств Церкви» (с. 543). Этими и подобными выражениями владыка Иларион показывает взаимосвязанность существенных свойств Церкви, исследуя, конечно же, и каждое из них в отдельности.

http://pravoslavie.ru/33271.html

Священномученик Иларион (Троицкий) Святоотеческая письменность была главным после Священного Писания источником, из которого священномученик Иларион (Троицкий) черпал свои богословские идеи. Кроме того, литературное наследие святых отцов и учителей Церкви являлось для нашего автора тем образцом, с которым он постоянно сверял свои научные выводы и рассуждения. Это, собственно, стало естественной и необходимой составляющей его научного метода, поскольку не только магистерская диссертация молодого академического ученого, но и б о льшая часть всех его богословских изысканий были попыткой «выразуметь раскрытие церковного самосознания в древнецерковной письменности и богословской литературе» . В одном из журнальных отзывов на магистерское сочинение В. Троицкого отмечалось: «Ученый автор как бы стесняется говорить по избранному им предмету от себя. Он любит обильно пользоваться святоотеческими мнениями и суждениями по тем или иным пунктам своей темы. Каким же сокровищем является уже вследствие одного этого трактат г. Троицкого!» . Тем не менее, авторская мысль не теряется среди множества святоотеческих цитат и не пытается спрятаться за авторитетами, но сохраняет самостоятельность в проводимом исследовании: «Но, обильно цитируя и охотно пользуясь святоотеческой литературой, автор остался везде великолепным знатоком своего обильного материала и прекрасным архитектором своего строго выдержанного и в одном стиле исполненного ученого дворца» . Эти же качества диссертанта отмечал в своем отзыве на магистерское сочинение В. Троицкого проф. С.С. Глаголев: «Нужные ему творения Тертуллиана, Киприана, Августина он изучил с изумительной тщательностью. Он проверял свое понимание церковных писателей компетентнейшими исследованиями, он ни за кем не шел на буксире, он безусловно самостоятелен… автор не обнаруживает слабости, которая оказывается присущей и сильным умам: он не вербует искусственным образом себе в союзники тех или иных великих людей… Он – замечательно объективен» . Среди более чем 120 имен святых отцов и учителей Церкви, упоминаемых в работах священномученика Илариона, можно выделить несколько имен церковных писателей, влияние которых на богословие архиепископа Илариона наиболее заметно.

http://pravoslavie.ru/80848.html

23 сентября 2022 г. 16:00 Таинство единства ЦЕРКОВЬ И ЕВХАРИСТИЯ В БОГОСЛОВИИ БЛАЖЕННОГО АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНСКОГО На V Вселенском Соборе блаженный Августин был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Его творения являются не только ценнейшим источником для богословия и христианской философии, но и содержат важную литургическую информацию, которая позволяет нам сформировать представление об уникальной богослужебной традиции древней и некогда славной Северо-Африканской Церкви. О величественной риторике его богословских рассуждений, о таинстве Евхаристии и о влиянии, которое оказал Августин своей личностью и творчеством на христианское богословие, размышляет доцент кафедры церковно-практических дисциплин  СПбДА протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя. I. Omnium doctor eximius Ecclesiarum — превосходнейший учитель всех Церквей Колыбелью латинской христианской письменности и литургической традиции была отнюдь не столица империи — Рим, а провинция Проконсульская Африка, административным центром которой с 46 года до Р. Х. был г. Карфаген. Во второй половине II века в Карфагене проповедовал и писал свои труды Тертуллиан. Уроженец, по всей видимости, Африки, Марк Минуций Феликс тогда же написал апологию 1 «Октавий», считающуюся одним из первых христианских текстов на латинском языке.  В период с 248 по 258 год епископом Карфагена был священномученик Киприан, ревностный защитник канонического принципа единства Церкви перед лицом ересей и расколов, плодовитый автор, также писавший на латинском языке. В это время в Риме греческий язык был языком богослужения и общения у христиан, о чем свидетельствуют труды мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского. Первыми документами Римской Церкви, написанными на латинском языке и дошедшими до нас, были послания Римских пап святителей Корнелия и Стефана священномученику Киприану, а также сочинения раскольника Новатиана, наиболее крупное из которых — De Trinitat e («О Троице»). В качестве богослужебного языка Римской Церкви латинский язык утвердился лишь в годы понтификата папы Дамаса (Дамасий I; 366–384) 2 . 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

     По просьбе насельников афонской обители Григориат Agionoros.ru публикует перевод заявления монастыря по итогам Критского собора 1 . Церковь живет как постоянный собор. «Соборный (кафолический) образ жизни Церкви выражается не только во время созыва Соборов, но и во всяком акте общения: ... первого между епископами (митрополита) с находящимися в его ведении епископами; епископа с пресвитерами; священника, настоятеля общины, с причтом и мирянами, составляющими эту общину; наконец, мирян между собой» 2 . Мы желаем, чтобы вкладом в соборную жизнь тела Церкви был и этот текст, составленный с большим уважением к церковным институтам и лицам, которые потрудились для созыва Святого и Великого Собора, особенно к уважаемой Вселенской Патриархии. Он смиренно обращен к нашим епископам и полноте Церкви, чтобы высказать нашу мысль и услышать их слово. Ибо так возделывается единство и прославляется Святая Троица, как об этом сказано в 34-м Апостольском правиле. Цель — благодатное единство. Святой и Великий Собор был созван, чтобы показать, «что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, объединенная Таинствами, и, более всего, Божественной Евхаристией и Православной верой, а также соборностью» 3 . Поскольку «разделение Церкви онтологически невозможно, … но лишь отпадение от Церкви» 4 , искомым всегда является наше единство с Церковью. Единство всех нас в Церкви означает совместное причастие Божественной Жизни, которое предполагает один образ мыслей, одну апостольскую-свтятоотеческую Веру, одну Евхаристию, один этос, одну надежду спасения во Христе (Еф. 4, 1-5). Об этом единстве молился Господь Иисус Христос Небесному Отцу: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22). Вне благодатного единства Церкви — грех, заблуждение, разделение, ересь, духовная смерть (3 правило Афанасия Великого, правило святого поместного Собора Карфагенского при священномученике Киприане). «Когда мы все веруем одинаково, это и есть единение», согласно святому Златоусту 5 . Мы неверно понимаем Таинство Церкви, если видим наше единство с Ней только как внешнюю связь, а не как благодатное единство во Христе, в Теле Христовом. Послушанием во Христе, смирением во Христе, свободой от эгоцентризма, от антропоцентризма и сообразования с мipoм мы соучаствуем в благодатном единстве Церкви.

http://pravoslavie.ru/105052.html

  разделы   рассылка  распечатать Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений " Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития " . Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. " Для нас встретить Господа – значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем... Тогда ум будет занят единым Господом... В воле и совести запечатлеются заповеди Божии " , – так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества. Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь утром за Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений – и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми. Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство – одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: " Вы – тело Христово, а порознь – члены " (1 Кор. 12:27). " Таинство единства " и " союз неразрывного согласия " должны быть бережно хранимы, – призывает нас священномученик Киприан Карфагенский.

http://religare.ru/2_62368.html

  Слово в Неделю о блудном сыне Собор новомучеников и исповедников Российских Всенощное бдение 10 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Неделя о блудном сыне и праздник новомучеников и исповедников Российских, наш престольный праздник. Эти праздники говорят нам о судьбе русского народа и о нашей Церкви. Празднуя память святых новомучеников и исповедников Российских, мы исповедуем, что воистину врата адовы не одолеют Церкви Христовой. Мы молимся святым новомученикам, чтобы в час испытаний нам дано было такое же мужество, какое явили они, и чтобы не было в нас того страха и уныния, которым, как говорит Христос, по причине бедствия охвачены сегодня все народы. То, что пережила наша Церковь, несравнимо со всем тем, что было в истории человечества, и благодарение Богу, что мы сподобились быть свидетелями раскрытия в мире зла до конца и раскрытия до конца любви Христовой. Никогда еще не был так поругаем человек, и никогда еще так не расцветала его святость. Среди апокалиптической, дышащей холодом смерти зимы Церковь наполнена сегодня цветами, и, как говорит священномученик Киприан, нет недостатка ни в лилиях, ни в розах - от святых Царственных мучеников и священномучеников Владимира и Вениамина до преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и самых простых, бесчисленных верующих людей. Сколько их было расстреляно, сколько замучено! Сколько их сгинуло за колючей проволокой концлагерей, в тюрьмах и на каторгах ГУЛАГа: епископов, священников, монахов; женщин, мужчин и детей! Сколько было их во всем нашем народе! И ни один дом, воистину, не минула чаша сия. Когда мы читаем в Евангелии слова Христовы, предупреждающие о том, что " предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей.., и будете ненавидимы всеми за имя Мое... " (Мф. 10; 2122), то невольно размышляем: неужели такое действительно может случиться? И это на самом деле случилось в годы гонений, когда в двадцатые, тридцатые и сороковые годы совершался беспримерный геноцид русского православного народа, и дети предавали своих родителей, и брат предавал брата на смерть так, что это считалось доблестью.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_9....

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений Код плеера Livejournal Liveinternet 15 февраля 2009 г. 21:57 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня, в праздник Сретения Господня , мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме  Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем… Тогда ум будет занят единым Господом… В воле и совести запечатлеются заповеди Божии», — так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества. Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь  утром за  Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений — и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми. Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство — одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия» должны быть бережно хранимы, — призывает нас священномученик Киприан Карфагенский.

http://patriarchia.ru/db/text/561166.htm...

Вопрос: Слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение» что подразумевают? Есть ли толкование отцов Церкви на это? Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Молитву Господню изъясняли многие святые отцы. Приведу некоторые толкования. Священномученик Киприан Карфагенский пишет: «Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: “и не введи нас во искушение”. Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше. Впрочем, власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это сделано было относительно Иова, по ясному указанию Бога, говорящего: “се вся, елика суть ему, даю в руку твою, но самого да не коснешися” (Иов. 1: 12). Также и Господь во время страдания говорит в Своем Евангелии: “не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше” (Ин. 19: 11). Между тем, когда мы просим, да не подвергнемся искушению, то таковым прошением приводимся к сознанию слабости нашей и немощи с тем, чтобы никто не высокомудрствовал о себе, чтобы никто с гордостью и надменностью не присваивал ничего себе и не приписывал себе славы исповедания или страдания тогда, как сам Господь, поучая смирению, сказал: “бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна” (Мк. 14: 38). Так необходимо предварительно смиренное и покорное сознание и предоставление всего Богу, дабы то, что смиренно испрашивается у Него со страхом Божиим и почтением, даровано было Его благостью». Святитель Иоанн Златоуст: «“И не введи нас во искушение”. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными.

http://pravoslavie.ru/7091.html

Да будут едино, якоже и мы ( Ин. 17:11 ). Так молился Господь Иисус Христос Своему небесному Отцу в последний день своей земной жизни пред спасительными страданиями. Христос основал Церковь , новое общество людей, в котором они должны объединяться между собою каким-то особенным внутренним и духовным единением. Царство Христово не то, что царства земные, где люди объединены искусственными юридическими нормами, но могут быть в то же самое время совершенно разъединены друг от друга всем своим существом, всей своей нравственной природой. Сам Христос единство верующих уподоблял органическому единству ветвей одного дерева. ( Ин. 15:1–7 ). В последнем же своем молитвенном торжественном обращении к Отцу Христос указывает как бы идеал церковного единения спасенного Им человечества. Таким идеалом в словах Христа является то существенное единство, которое три Божественных Лица соединяет во Единое Триипостасное Божество. Божество – Троица во Единице. Спасенное человечество, т.е. Церковь должна быть единством во множестве. Великие отцы Церкви не мало любомудрствовали об этом подобии церковного человечества единству лиц Пресвятыя Троицы и богословские созерцания их богопросвещенного ума могут дать нам многое для уразумения истины троичности Божества и единства человечества в Церкви. Главнейшие из этих святоотеческих созерцаний мы и представим в настоящем очерке, сопровождая их необходимыми разъяснениями 1 . Мысль о единстве человечества в Церкви по образу триединства Божества мы встречаем еще у раннейших церковных писателей, начиная с середины III века. Первый святоотеческий труд, специально посвященный вопросу о Церкви, это трактат св. Киприана, епископа Карфагенского, «О единстве католической Церкви». Всю свою литературную деятельность св. Киприан посвятил, преимущественно, раскрытию понятия о Церкви, а всю свою церковную деятельность, запечатленную блаженной мученической кончиной, – защите единства Церкви от покушений «зломыслящих еретиков и раскольников». Вся вселенская Церковь для св. Киприана есть некоторое особое единство. «Бог заповедует, чтобы в дому его жили только мирные, согласные и единодушные. Он хочет, чтобы возрожденные и остались такими, какими Он сделал их вторым рождением, чтобы ставшие сынами Божиими пребывали в мире Божием, – чтобы у нас, у которых один Дух, было одно сердце и чувство. Для Бога большая жертва – наш мир и братское согласие, народ, соединенный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Е.Н. Никулина Тема 5. Святители Следующий лик, о котором мы будем говорить, – это святители, святые архиереи. Их служение состоит в праведном пастырстве, которое является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов (свтт. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Иаков Низибийский , папа Григорий Великий ). В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь (свт. Григорий Богослов , свт. Тихон Задонский , свт. Феофан Затворник ). Со временем епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь (достаточно вспомнить хотя бы труды двух русских святителей – Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника ). Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной (сщмч. Киприан Карфагенский ; сщмч. Филипп, митр. Московский; сщмч. Владимир, митр. Киевский). Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности (свт. Афанасий Великий , свт. Иоанн Златоуст , свт. Феофан Начертанный, св. Патриарх Тихон). И внутри лика святителей можно увидеть самые разнообразные служения: святителей, посвятивших свою жизнь активному устроению церковных дел; святителей – богословов и церковных писателей; святителей – миссионеров; святителей – молитвенников и аскетов, более всего стремившихся к уединению, безмолвию и созерцанию; святителей – общественных деятелей, много потрудившихся не только для Церкви, но и для государства... Иногда один святитель совмещал в себе различные типы служения, мог быть, к примеру, и автором богословских трудов, и церковным политиком, и священномучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010