«...И да благо вам будет!» От святаго крещения Жизнь и подвиги Св. Иннокентия Чудотворца, первого епископа Иркутского Пред царством хинов О пекинской миссии Архимандрит Антоний Платковский Чрезвычайный посол Савва Владиславич «В Селенгинску пребывание иметь…» Божией милостью Епископ Иркутский Иннокентий Святый, 1-й епископ Иркутский В Бессмертие Недуги и кончина Святителя Иннокентия Святость, или Чудеса Святителя Иннокентия Первые чудеса Святителя Иннокентия Освидетельствование мощей Святителя Иннокентия Открытие церковного празднования Святителю Иннокентию Первое обретение мощей Указ Святейшего Правительствующего Синода о явившихся святых мощах первого иркутского епископа Иннокентия от 1 декабря 1804 года Перенесение мощей Святителя Иннокентия Чествование Святителя Иннокентия Чудеса от Святителя Иркутского Иннокентия в XIX веке Заявления в редакцию «Иркутских епархиальных ведомостей» Стихи 1-му епископу Иркутскому, Святителю и Чудотворцу Иннокентию Чудесные исцеления по молитвам Святителю Иннокентию (продолжение) Два [недавних] случая благодатных исцелений от святых мощей угодника Божия, Святителя Иркутского и Чудотворца Иннокентия Церковное торжество 100-летие со дня открытие мощей Святителя Иннокентия Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Тихону, Архиепископу Иркутскому и Верхоленскому, – от 3 января 1905 года за 31 Церковное торжество в Иркутской епархии 9-го февраля 1905 года, в память 100-летия со дня открытия честных и многоцелебных мощей Святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутскаго, почивающих в Иркутском Вознесенском монастыре Столетие со дня открытия мощей Святителя и Чудотворца Иннокентия Первого Епископа Иркутского 9 февраля 1805 года – 9 февраля 1905 года Празднование столетия в Князе-Владимирском монастыре и в учебных заведениях, находящихся при нем Слава и украшение иркутской паствы. День Святителя Иннокентия. Как молится Святителю Иннокентию Молитвы Святителю Иннокентию Акафист Святителю Иннокентию Чудотворцу Иркутскому Молитва Святителю Иннокентию, Иркутскому Чудотворцу Какую молитву читать Святителю Христову Иннокентию? Молитва Поучения Св. Иннокентия, первого епископа Иркутского Осквернение Протокол вскрытия Святых мощей Святителя Иннокентия 1-го Епископа Иркутского, Чудотворца, составленный представителями духовенства и верующих г. Иркутска присутствующих при вскрытии 11/24 января 1921 года «Прошу о возвращении мощей...» Возвращение Непопранная святость К истории возвращения мощей святителя Иннокентия в Иркутск Письмо Олегу Бычкову архиепископа Керченского, викария Сурожской епархии Святитель Иннокентий и будущее Сибири Благодарение  

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священник Алексий Ястребов Скачать epub pdf Пятая часть мощей св. Николая хранится в Венеции! Мало кто знает, что в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы. Предлагаем вашему вниманию статью священника Алексия Ястребова (настоятеля прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции), в которой рассказывается история перенесения части мощей св. Николая из Мир Ликийских в Венецию, а также о других православных святынях Италии. (Все представленные в статье фотографии вщяты из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города».) Содержание Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История перенесения мощей святителя Николая Венецианский и барийские источники о перенесении мощей Почитание святителя Николая в Венеции Освидетельствования мощей и их достоверность Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня Перспективы православного свидетельства в Венеции     Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции – аванпоста империи на северо-востоке Апеннин – и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления. После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часть вторая Чествование святых мощей и почести воздаваемые телесным останкам всякого христианина Поучение в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в город Бари Празднуем сегодня перенесение св. мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ливийских в город Бар, в южной Италии. Это событие произошло, по изволению самого Святителя, для сохранения в безопасности его святых останков от набегов Турок на Ликию в конце одиннадцатого столетия. Праздник чествования мощей одного из знаменитейших Святых дает нам повод к размышлению вообще о значении святых мощей в жизни церковной. В обширном смысле на церковном языке мощами называются тела всех умерших христиан 49 . Чествование мощей началось в первые времена христианства, времена гонений на Христову церковь . Бесчисленное множество христиан пролило свою кровь за веру во Христа. Мучительна была их смерть, ибо предваряема была бесчеловечными разнообразными истязаниями. Но чем позорнее была такая смерть, тем почетнее было их погребение. Христиане с благоговением собирали останки мучеников и переносили их с честью в усыпальницы, устроенные в подземельях, куда укрывались христиане для совершения богослужения. Гробницы мучеников служили в сем случае престолами, на которых приносилась бескровная жертва тела и крови Христово! В память этого чествования до сих пор каждый престол в православной церкви снабжается частицами святых мощей, хранимыми в антиминсах на самом престоле, также и особых вместилищах под престолом. При совершении чина освящения каждой церкви сии частицы мощей торжественно обносятся вокруг храма с пением стихов в честь мучеников. Равно и внутри храма во всех молитвах освящения прославляются святые мученики. В чине рукоположения священнослужителей предписано при троекратном обхождении престола, прославлять престол пением трех стихов, из которых одним чествуются святые мученики, ради святых мощей их, возлежащих на престоле и под престолом. Спрашивается: на чем основывается столь великая честь, воздаваемая святым мученикам? На том, что по выражению одного из церковных песнопений, «кровью мучеников церковь украсилась, как порфирою и виссоном», то есть кровь мучеников составляет для церкви такое же великолепное украшение, каким для людей богатых, вельмож и царей служит великолепное одеяние, с тем различием, что внешнему великолепию не всегда соответствует внутреннее достоинство этих лиц, тогда как кровь мучеников служила свидетельством внутреннего достоинства церкви, величие христианского духа, одушевлявшего христианское общество.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида . Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля) и Глеба († 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, " в верх один " . На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования. Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

http://patriarchia.ru/db/text/911845.htm...

Свт. Арсений I, Архиепископ Сербский. Роспись параклиса вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. 1350 г. Проявление мощей А. случилось вскоре после его кончины, во время пребывания на кафедре его преемника Саввы II (между 1266 и 1271). Однажды ночью братия мон-ря услышала звук, подобный раскату грома, раздавшийся в церкви, где находилась гробница А. Войдя в храм, иноки обнаружили, что каменная гробница, в к-рой покоился А., раскололась. Тогда архиеп. Савва и священники, облачившись в богослужебные одежды, отправились в церковь и торжественно перенесли мощи А. из открытой гробницы в ц. Петра и Павла, поместив их на видном месте в ковчеге. При перенесении мощей произошло чудесное исцеление пришедшего в мон-рь инока, страдавшего от нарыва в горле. Слух об открытии чудотворных мощей разнесся по всей стране и на поклонение к ним начали стекаться богомольцы. Исцеление от мощей получил юноша из Срема, глухонемой и страдавший желудочной болезнью. Во времена архиепископства Евстафия II (1279-1286) в день памяти А. произошло чудо с умножением вина. При архиеп. Иакове (1286-1291) исцеление на гробнице А. получил греч. монах, а позднее некая жена, у к-рой рука вросла в утробу. В 1290 г., когда войска видинского болг. правителя Шишмана ворвались на серб. территорию и дошли до Печа, заступничеством святых Симеона, Саввы и А. явилось небесное знамение (падение метеорита), и захватчик был разбит в сражении. Ок. 1330 г. архиеп. Даниил I посвятил А. капеллу собора в Пече. Кроме того, А. посвящена церковь в Штавле (близ Сеницы, Словакия). А. упоминается в числе святых предстателей за Сербию и Сербскую Церковь в грамотах архиеп. Саввы III (не позднее 1316) и кор. Стефана Уроша II Милутина (не позднее 1321). В месяцесловах серб. печатных книг память А. помещается начиная с Псалтири с восследованием (Цетине, 1494). Мощи А. до 1737 г. находились в Пече (между 1724 и 1727 Карловацкий митр. Викентий (Попович) прислал покров для ковчега), позднее упоминается, что они находились (неясно, полностью или частично) в мон-рях Доволя, Ждребаоник (в наст. время здесь сохранился деревянный ковчег) и Морача. После 1716 г. часть мощей А. пребывает в Крушедоле, др. часть в XVIII в. (согласно надписи на ковчеге) была в Добричево. В 1933 г. небольшая часть мощей была перенесена архиеп. Нестором в г. Харбин (Маньчжурия).

http://pravenc.ru/text/76266.html

Переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. 18 ноября, 2011 Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. 25 октября 2011 года в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости состоялось омовение и переоблачение мощей иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца До этого мощи Владыки омывались и облачались всего один раз – в преддверии его прославления и перенесения мощей из усыпальницы в собор в 1994 г. Главным поводом к переоблачению послужило предложение тверского отделения движения «Православная молодежь» сшить для святителя новое облачение взамен старого. Старое облачение будет передано в сооружаемый этим движением в Твери храм в честь святителя Иоанна. Правящий архиерей Западно-Американской епархии Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл принял это предложение и дал свое благословение. Новое облачение для святителя Иоанна было сшито с большой любовью и вкусом в мастерских Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. Насельницы и духовенство этой обители очень почитают владыку Иоанна и тоже намерены построить храм в его честь. Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. Необходимо заметить, что опыта переоблачения мощей у нас в Северной Америке практически нет, так как мощей здесь немного, в отличие от Греции и других православных стран, где мощи переоблачают, как правило, ежегодно. Например, стертые тапочки святителя Спиридона Тримифунтского.

http://pravmir.ru/pereoblachenie-moshhej...

Прп. Савва Сторожевский 23 августа 1998 года. 10 лет второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского. В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря, любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как своего небесного покровителя — «молитвенника за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении столетий был «собственным государевым богомольем». Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее Михайловиче Романове, в царствование которого произошло первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В годы гонений на Православие эта обитель была закрыта, святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года, когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи вернулись в звенигородскую обитель. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского». В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода. Он собирал сам первых братий, руководил строительством и росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной жизни. Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года. «Много слез пролили братия, лишившись своего «кормника и учителя»; на погребение его собрались князья (был, без сомнения, и Юрий Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной…». Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547 году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со своей первой любимой супругой Анастасией Романовной. Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован. В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря

http://pravoslavie.ru/36941.html

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых мощей Почитая святых угодников Божиих, Православная Церковь благоговейно чтит и мощи их, то есть нетленные тела и части тела – кости, волосы, руки, ноги, через которые Господь проявляет Свою чудодейственную силу. Установлены праздники в дни обретения мощей святых угодников и перенесения их из одного города в другой. Над мощами построены храмы и алтари. Мы поклоняемся святым мощам, лобызаем их, возжигаем перед ними свечи, – то есть воздаем почести, какие и должно воздавать Святым. Православная Церковь следует при этом указаниям Священного Писания, где говорится, что останки Святых почитались еще в ветхозаветные времена Так кости патриарха Иосифа, взятые евреями согласно его завещания при выходе из Египта, впоследствии с большим почетом были погребены в Сихеме ( Нав.24:32 ). Благочестивый иудейский царь Иосия, разрушая идольские капища и сжигая кости умерших служителей Ваала, повелел не трогать костей пророка Божия ( 4Цар.23:17–18 ). Господь не только хранит кости праведников, так что «ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:21 ) не только не дает Святому «увидеть тление» ( Пс.15:10 ; Деян.2:27 ), Он через святые их останки творит чудеса, как и было предсказано: «Да процветут кости их от места своего» ( Сир.46:14 ). Премудрый Сирах сказал об останках пророка Елисея: «...и по успении его пророчествовало тело его» ( Сир.48:14 ). А в Четвертой книге Царств читаем, как один умерший, когда его бросили в гроб Елисеев, только коснулся костей его, тотчас ожил и встал на ноги свои ( 4Цар.13:21 ). Епифаний Кипрский свидетельствует, что много чудес было и от мощей пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля. В Священном Писании говорится, что даже через одежду праведных людей проявлялась чудодейственная слава Божия: милоть пророка Илии разделила воды Иордана ( 4Цар.2:13–14 ); платки и полотенца апостола Павла, возлагаемые на недужных и одержимых бесами, исцеляли больных и прогоняли нечистых духов ( Деян.19:12 ). Зная о многих и великих чудесах, исходящих от святых мощей, Православная Церковь почитает их как великую святыню, как сосуды особой силы Божией, являющейся в тех, кого Он избирает для Своей славы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Завершился первый этап принесения в Россию честных мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. За семь дней самолет со святыней на борту облетел самые удаленные регионы страны: Якутию, Чукотку, Колыму, Камчатку, Сахалин и Приморье. События, связанные с принесением святых мощей в города России, уже стали достоянием истории, внимание им уделяли все региональные и многие центральные средства массовой информации. Нет нужды пересказывать все происшедшее. Хочется упомянуть лишь о том, что не вошло в сообщения информационных агентств и, может быть, укрылось от внимания вездесущих корреспондентов телеканалов, о том, что каждое действие, сопряженное с перенесением святых мощей, имело особую духовную значимость, рождавшую уверенность в попечении о нашем Отечестве всеблагого Промысла Божия. Ленский историко-архитектурный музей «Дружба». Спасо-Зашиверская церковь Не вошел на страницы газет рассказ о том, что в Якутии принесение святыни было воспринято как пасхальное торжество. Ночью в красивейшем Преображенском кафедральном храме Якутска епископы Ленский и Якутский Герман и Дмитровский Александр служили литургию, а затем состоялся крестный ход со святыми мощами, причем все духовенство, совершавшее богослужение, было облачено в красные пасхальные ризы. В окрестностях Якутска члены делегации Фонда святого апостола Андрея Первозванного, сопровождавшие святыню, посетили место, где в 1632 году казаками был заложен первый на территории современной Якутии острог. Здесь появилась первая православная якутка – знаменитый первопроходец Семен Дежнев женился на местной красавице Абокаяде Лючу, принявшей православие и обвенчавшейся со своим суженым. Ныне здесь музей, одним из экспонатов которого является действующий деревянный храм XVIII века, куда была пожертвована икона святой преподобномученицы Елисаветы. Освящение памятника святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских в Анадыре 11 августа 2004 года Не упоминали СМИ о том, как в далеком Анадыре прибытие святых мощей знаменательно совпало с празднованием 115-летия столицы Чукотки, носившей прежде название Новомариинск, в честь императрицы Марии Феодоровны, матери последнего русского государя страстотерпца Николая II.

http://pravoslavie.ru/176.html

Архив Пн В праздник Собора Вологодских святых состоялось перенесение мощей праведного Александра Баданина в Лазаревский храм г. Вологды 26 июня 2023 г. 15:24 25 июня 2023 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Вологодских святых, в Вологде состоялось торжественное перенесение мощей праведного Александра Вологодского (Баданина) из Софийского кафедрального собора в Лазаревский храм. Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан — потомок праведного Александра, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан , при котором в 2000 году было совершено прославление праведного Александра в лике местночтимых святых, епископ Железногорский и Льговский Паисий , епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , сонм духовенства Вологодской епархии , а также Московской , Ярославской , Мурманской епархий. Богослужебные песнопения исполняли архиерейский хор Вологодского кафедрального собора под управлением А.П. Бурдиной и сводный хор Вологодской духовной семинарии под управлением С.В. Гладковой. За богослужением молились настоятельница Горне-Успенского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители и настоятельница Горицкого Воскресенского монастыря села Горицы игумения Тавифа (Федорова). В храме также присутствовали: заместители губернатора Вологодской области Л.В. Каманина и Е.А. Богомазов, мэр Вологды С.А. Воропанов, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» Ю.В. Шахбазов, начальник Вологодского института права и экономики ФСИН России Е.Л. Харьковский. Во время богослужения были вознесены особые прошения о российском воинстве и о мире; владыка Савва вознес молитву о Святой Руси. Иеромонах Ферапонт, и.о. наместника Спасо-Прилуцкого монастыря, обратился к собравшимся с проповедью. Богослужение прошло при большом стечении народа.

http://patriarchia.ru/db/text/6038360.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010