Скачать epub pdf 127 Александрия – знаменитый город, основанный Александром Македонским в 331 г. до Р. X., на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. В древности был богатейший торговый и промышленный город. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230 000 человек. 129 Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется Православною Церковью 18 октября, а день перенесения мощей его 22 апреля. 132 По преданию, в том самом доме, в котором он со святым Лукою узнал воскресшего Христа чрез преломление Им хлеба. 134 Медиолан – ныне Милан – значительнейший городе Северной Италии, в области Ломбардии; основан в глубочайшей древности и всегда имел большое значение. 136 Елевферополь – город в Южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газой. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежат развалины древнего Елевферополя. 139 Берит – нынешней Бейрут – древний город Финикии, на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высшей школой риторики, поэзии и права; ныне – главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 180 000 жителей. 140 Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших городов во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде, протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время г. Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, – один из богатейших городов Азии и имеет до 150 тысяч жителей. 142 Память святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в год: 27-го декабря, в день мученической кончины святого, 15-го сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 2-го августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но секретарь здешней консистории, недавно возвратившийся из Петербурга, сообщил мне, со слов Его Превосходительства, Владимира Карловича, что он находит неудобоисполнимым желание православных христиан Полоцкой епархии, на том основании, что если разрешено будет перенести из Киева в Полоцк мощи преподобной Евфросинии, то, по примеру Полоцкой епархии, и другие епархии станут просить о перенесении из Киевских пещер разных святых мощей, и Киевские пещеры, вследствие удовлетворения этих прошений, должны будут остаться праздными, между тем как они с самых древних времен служат местом пребывания св. мощей Угодников Божиих, по распоряжению, конечно, Промысла Божия. Вашему Высокопреосвященству известно, что эти суждения не новые. Они предусмотрены были и Вашим Высокопреосвященством и даже великим святителем, в Бозе почившим митрополитом московским Филаретом. Дело в том, что заботятся о Киевских пещерах, но не желают подумать о Полоцкой епархии... Великую силу имеет голос Владимира Карловича в делах синодального Управления, но, с благословения Вашего Высокопреосвященства и в надежде на милосердие Господа Бога, я дерзну сделать представления в Святейший Синод. Из уездных отделений Епархиального Братства поступают самые усердные просьбы – ходатайствовать о перенесении мощей преподобной Евфросинии. Если не в январе, то уж непременно в феврале, будут они представлены в Святейший Синод с моею усерднейшею просьбою по содержанию их. Губернатор наш, вообще руководящийся петербургскими мнениями, не присоединится к общему желанию. Но мы обойдемся и без него. Все другие начальствующие лица губернии не будут на его стороне». Протоиерей Волков от 23-го числа писал: «По поводу наступления праздников, вменяю себе в непременную и приятнейшую обязанность поздравить, – и поздравляю Вас с праздниками, и желаю Вам – паче всего – душевного спокойствия и утешения от праздничных Богослужений, затем доброго здоровья, которое в наши года весьма много зависит от душевного мира, а наконец и благ земных, в коих Вы пожелаете иметь удовольствие и отраду.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Если сравнивать показания дней кончины святых в актах и житиях с днями празднования им по месяцесловам в евангелиях и апостолах и если сравнивать месяцесловы между собою, то выходит такое заключение, что памяти многих святых и едва ли не большей части их поставлены в разных месяцесловах не в дни их кончины, а в другие, как-то перенесения мощей, освящения церквей во имя их и часто в дни, назначенные им по усмотрению составителей месяцесловов 36 . До нас не дошли месяцесловы древних частных церквей востока, а только месяцесловы константинопольской церкви, на которые по временам и впоследствии влияли месяцесловы иерусалимской церкви. Составители же месяцесловов константинопольской церкви, основавшейся уже после времен гонения, ставили многих святых не под теми днями, под коими они находились в древних церквах, а по своему усмотрению. Это несомненно видно из сравнения месяцесловов константинопольской церкви с календарями римской, именно: древние составители константинопольского месяцеслова ставили большею частию западных святых не под теми днями, под коими они находятся в римских древних календарях и мартирологах, равно как и восточные святые находятся в западных древних календарях не под теми днями, под коими они находятся в восточных месяцесловах; из слов Златоуста на антиохийских святых видно, что тем святым в Антиохии праздновали не в те дни, в которые они поставлены в Константиноп. месяцесловах; в коптских и абиссинских месяцесловах, отраслях древнего александрийского, в готфском видим также большое различие в означении дней памятей святых от календарей, как константинопольской, так и римской церквей. Так и в новейшие времена св. Димитрий ростовский внес в свои минеи некоторых святых из западных календарей не под теми днями, под коими они находятся у западных, но по своему усмотрению. Сказанное относится ко всем месяцесловам вообще взятым в сравнение между собою. Но тот месяцеслов, который с течением времени выработан в Константинополе и принят русскою церковию, в отношении дней кончины святых более согласен с актами их, особенно в отношении тех святых, которым есть службы, что и показано нами в Т. II означением дня кончины святых знаком . А из V отдела каждого дня в том же томе II нашего месяцеслова несомненно видно, что разность в означении дней памятей святых, особенно в IX-XII века, была очень велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Краткая оксфордская версия Жития была составлена в кон. XIII в. ( Sharpe. 1991). Другие исследователи в целом поддержали выводы Шарпа, хотя вопрос о датировке Жития К. Э. до конца не решен. Высказывалось мнение, что саламанкская версия Жития относится к VIII в. (The Chronicle of Ireland/Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1. P. 127). Н. Стальман датировала ее сер. VII в. ( Stalmans. 1998), но впосл. предложила др. датировку - VIII-IX вв. ( Eadem. 2003). Саламанкскую версию Жития К. Э. трудно датировать ранее VIII в., т. к. при ее составлении скорее всего было использовано Житие св. Колумбы, написанное Адомнаном. Утверждение, что в прежние времена убийство женщин не считалось зазорным (§ 46), может рассматриваться как отсылка к «Закону Адомнана» (принят в 697), запрещавшему причинять вред женщинам, детям и клирикам. Отсылка к устной традиции (ut ferunt periti; § 42) свидетельствует, что между кончиной К. Э. и созданием Жития прошло достаточно много времени. Житие завершается сообщением об открытии мощей святого, к-рые затем поместили в богато украшенный ковчег. В ирл. анналах самые ранние упоминания об изготовлении драгоценных реликвариев для мощей святых относятся к 800 и 801 гг., хотя реликварии использовали и в VIII в. (записи о перенесении мощей святых под 727, 743, 776 гг.). Ирл. Житие К. Э. сохранилось в единственной рукописи (Brux. 2324-40. Fol. 219-226; изд.: Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 168-182). Текст Жития, скопированный из книги некоего Эхраде О Шиала, к-рый жил в совр. графстве Оффали, Михал О Клери набело переписал 19 нояб. 1629 г. во францисканском мон-ре на оз. Лох-Эск (графство Донегол). По свидетельству О Клери, в книге О Шиала содержался, вероятно, неполный испорченный текст. Критически оценивая форму и содержание Жития, переписчик упрекал руководителей ордена, не позволявших ему редактировать тексты (см.: Gwynn A. Cathal Mac Maghnusa and the Annals of Ulster//Clogher Record. 1959. Vol. 2. N 3. P. 374-375). Ирл. Житие К. Э.- прозиметрический трактат, сходный с ирл.

http://pravenc.ru/text/1841768.html

Перенесение мощей св. Бенедикта в Галлию между сер. VII и нач. VIII в. оказало существенное влияние на последующую историю М.-К. Это событие по-разному описывается в источниках, степень достоверности к-рых трудно определить. Вероятно, самое раннее упоминание о нем сохранилось в послании папы Римского Захарии (741-752) франк. епископам и всему духовенству с требованием вернуть похищенное франками «тело блаженного Бенедикта» (750 или 751 - MGH. Epp. T. 3. P. 467-468; см.: Hoffmann. 1967. S. 338-346; Hourlier J. La lettre de Zacharie//Le culte et les reliques. 1980. P. 241-252). Павел Диакон, повествуя о событиях 2-й пол. VII - нач. VIII в., сообщает о неких франках «из краев ценоманских и аврелианских» (т. е. из Ле-Мана и Орлеана), к-рые пришли на место заброшенного мон-ря и притворились, что желают провести ночь в молитве у мощей святого (следов., его гробница не была покинута людьми). Похитив останки св. Бенедикта и его сестры св. Схоластики, франки увезли их в Галлию, где построили мон-ри во имя обоих святых ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 2). О перенесении мощей сообщается также в неск. франк. сказаниях. Самое раннее анонимное сказание было составлено предположительно в VIII в.; рукописи, в которых сохранился текст, указывают на его баварское происхождение (BHL, N 1116; CPL, N 1853; изд.: Weber. 1952; PLS. Vol. 3. Col. 1438-1440). В сказании говорится об ученом франк. пресвитере, к-рый вместе с товарищами отправился в Италию на поиски могилы св. Бенедикта, находившейся «в небрежении» (inculta ab hominibus). В «пустыне», в 70 или 80 милях от Рима, некий свинопас показал им место, где некогда стоял Кассинский мон-рь. Ночью пресвитеру было видение, благодаря чему он нашел останки святых под мраморной плитой. Скрываясь от римлян, к-рые могли остановить их, франки беспрепятственно вернулись в Галлию и доставили реликвии в мон-рь Флориак (см. Флёри ). Более подробные сведения приведены в пространном «Сказании о перенесении св. Бенедикта», автором к-рого был мон. Адревальд из Флёри († ок.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

В настоящее время паломнические потоки внутри Русской Православной Церкви постоянно возрастают. Даже западный бизнес начинает проявлять к этой теме повышенный интерес, и мы получаем предложения о том, как с помощью западных коллег можно было бы организовать это, как можно было бы построить гостиницы и так далее. Не исключено, что можно будет привлекать и инвесторов. Но самое главное — мы должны сегодня осознать, что паломничество является важной частью совместной духовной жизни народов. Кроме того, оно имеет также свои положительные социальные, экономические и политические последствия и измерения. Очень важная тема, которую подняли некоторые архиереи, — это перенесение святынь. У нас в этом году юбилей прославления святого Иоасафа Белгородского. Вы знаете, что его нетленные мощи находятся в Белгороде. Создана комиссия, которая прорабатывает все возможные вопросы, связанные с принесением этих мощей на территорию Украины. Согласованы с российскими пограничными, таможенными и санитарными властями все темы, связанные с переносом мощей. Изготовлена соответствующая рака, в которой могут храниться эти мощи. Есть некоторые проблемы, связанные с тем, что не до конца завершены согласования российской и украинской стороны. Но я очень надеюсь, что мы успеем это согласование завершить. Здесь присутствует Преосвященный Сергий Солнечногорский , который несет ответственность за эту программу. Такого рода программы могут осуществляться и в будущем. Перенесение святынь воодушевляет людей. Каждый, наверное, был свидетелем, когда принесение святыни, чудотворного образа, святых мощей поднимает огромную волну духовного энтузиазма. Люди часами стоят, чтобы только приложиться, помолиться! Достаточно сказать, что Москва — современный мегаполис со всеми его проблемами — вдруг в такие дни преображается, и люди могут видеть на улицах Москвы километровые очереди тех, кто желает прикоснуться к святыне. Некоторых современных людей это просто поражает, потому что массовые проявления религиозности в одном месте мы не всегда можем наблюдать. И по причине стиля жизни современных людей, который не всегда дает возможность регулярно посещать храм, а иногда и по причине невозможности организовать церковное торжество в каком-либо месте.

http://patriarchia.ru/db/text/1549114.ht...

 Ко всему прочему, вокруг базилик были воздвигнуты стены с башнями, чтобы тот, кто увидит издалека, думал, что они выросли над великолепным городом. Были разбиты рощи, которые дают тень на своих тропинках не только зданиям, но и самой дороге. Недавно из больших источников стала бежать бурлящая вода, так что столь знаменитое поместье недавно стало увеличиваться и процветать благодаря заслугам мученика и превосходя предречения.  В этом житии, рассказав о немногом, мы не умолчали и о великом, достойном доброй славы, чтобы тот, кто прочтет это повествование, не подумал, что пропущено больше, чем сказано.  Вот празднования в честь мучеников, вот достойное почитание святых, благодаря которым дьявол побежден, а Господь наш Иисус Христос прославляем. Ему слава во веки веков. Аминь. Епископ Север Меноркский. Послание События, описанные в «Послании», происходили между 2 и 9 февраля 418 г. и вскоре записаны епископом Севером. Это «Послание» является первым в истории описанием массового принудительного обращения иудеев в христианство. 371 Север видит прямую связь между перенесением мощей архидьякона Стефана на остров и межрелигиозным конфликтом: первомученик, по сути, является главным действующим лицом повествования. 372 В самом повествовании об обретении мощей первомученика Стефана, написанном несколькими годами раньше, он именуется первым борцом против иудеев. 373 Поэтому «Послание» следует рассматривать в контексте рассказа о принесении мощей Стефана на остров 374 и связанного с этим нарастающего противостояния между христианами и иудеями. Существует большая научная литература, посвященная этому интересному древнему документу. 375 Святейшим и благословеннейшим господам епископам, пресвитерам, дьяконам и всеобщему братству всего мира епископ Север, нуждающийся в Божьем милосердии, нижайший из всех людей, шлет вечное благословение во Христе, Спасителе нашем. Как указывает архангел Рафаил, о делах Божьих объявлять похвально, и в самом деле опасно было бы замалчивать или утаивать чудеса Христовы. Однако сообщать о них лучше языком доступным и простым, потому что великолепие и красота добродетели бледнеет, если она расцвечена и приукрашена слишком обильным красноречием. Именно поэтому я возьмусь поведать вашему блаженству деяния, которые Христос совершил среди нас, языком не изящным, но правдивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владислав, не ожидавший столь скорого разрешения от своего тестя, в радостном изумлении пал пред ним на землю, ибо в самом деле глубоко чувствовал, что умилосердившийся краль этим благодатным даром обогатил его свыше всех царских сокровищ; радостна была для него светлая трапеза в палатах тырновских. Приготовив все нужное для подъятия святых мощей из недр земных, Владислав пригласил епископов своих совершить над ними поминовение в храме, где они долго почивали, и, когда открыли гроб, нашли святителя в совершенном нетлении, как бы спящего: благоухание ароматного мира разлилось по всему храму, а еще более мира потекли исцеления — не только от святых мощей, но и от самого места, где они лежали. Граждане тырновские толпами устремились к святому — получать врачевание своих недугов, ибо великая сила исходила от него: духи нечистые бежали, расслабленные укреплялись, хромые ходили, глухие слышали. Те, которые от бесчисленного стечения народа не могли приблизиться к самым мощам, во освящение домов своих с верой брали персть от его могилы и роптали на своего краля, зачем уступает он такое сокровище. Смутился Владислав, опасаясь, как бы опять не ожесточилось сердце тестя его, и велел поспешить в обратный путь. На прощальной трапезе Асан с любовью укорял своего зятя, называя его пленником его, ибо, пришедши к нему, Владислав взял в плен лучшее его сокровище; потом усердно помолился святому, чтобы этот угодник Божий за искреннюю любовь, которую краль питал к нему при жизни и по смерти, испросил и ему милость от Бога. В заключение же всего оба краля почтили друг друга взаимными дарами; долго граждане тырновские приносили дары свои ко гробу святителя, ибо и после перенесения мощей продолжали получать исцеления от благовонной персти гроба его: благочестивому Асану казалось, что человек Божий еще пребывает в его обители, а потому велел он собрать остатки древа от его гроба, с благовонной перстью, и по-прежнему соорудил гробницу и украсил ее багряным покровом, с златокованным подсвечником, в честь святого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

195 Белов Г. Д. Раскопки в северной части Херсонеса в 1931–1933 гг. – С. 225–232, рис. 42, 43, 50, 53; Белов Г. Д. Отчет о раскопках Херсонеса в 1932 г. – Табл.9; ср.: Болгов H. Н. Культурный континуитет... – С. 30, 31, рис. 11. 197 См.: Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1965 г.//Архив НЗХТ. – Д. 858 I–U. – Л. 13, рис. 39. 198 Белов Г. Д. Раскопки Херсонеса в 1961 г.//СХМ. – 1963. – Вып.З. – С. 57–58; Голофаст Л. А. Стекло ранневизантийского Херсонеса//МАИЭТ. – 2001. – Вып.8. – С. 112–113, комплекс 13; Ранневизантийские сакральные постройки... – С. 59. 199 Белов Г. Д. Раскопки Херсонеса в 1934 г. – Симферополь, 1936. – С. 20, 29–31; Белова-Кудь Л. Н. Монеты из раскопок Херсонеса в 1934 г. – С. 148. 200 Отчет Заведующего раскопками в Херсонесе за 1893 год//ОАК за 1893 г. – СПб., 1895. – С. 53. Этот случай нахождения мощехранилища под престолом храма не учтен в ценном исследовании H. Е. Гайдукова. Он же заставляет с сомнением отнестись к его основному выводу о том, что такие отверстия в базиликах делали исключительно крестовидной формы, а в крестовых храмах – прямоугольной. Видимо, форма мощехранилища не была столь жестко детерминирована конструктивным типом церкви, освященной через положение мощей (ср.: Гайдуков H. Е. Отверстия для вложения мощей... – С. 63). 201 Рыжов С. Г. Отчет о раскопках «Северной базилики» в 1981 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2226. – Л. 2. 205 Завадская И. А. Некоторые проблемы датировки комплекса Уваровской базилики Херсонеса//БИАС – Симферополь, 1997. – Вып.1. – С. 304–311; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 116–132. 206 Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – С. 128, гл. 3. В переводе, выполненному с сокращениями по списку XVI в., эта важная деталь опущена (Слово на перенесение мощей Климента Римского : Пер. И. Калиганова//Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX–XVIII веков. – М., 1990. – С. 312). 208 Подр. см.: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 120–132, 136–137, план-схема, 43, 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень близкое отношение к только что рассмотренному житию представляет иного рода агиографический памятник того же времени. Пафлагонский город и епископская кафедра Тий (Τος), как кажется, подведомственная Амастридской епископии, также выставила агиографа – в лице тийского епископа Константина. По-видимому пафлагонский уроженец, Константин в молодости, в конце VIII и начале IX в., жил в Константинополе, вероятно проходивший образование в патриаршей школе, был знаком с Георгием Амастридским, который просил его написать рассказы о св. Евфимии Всехвальной. Сначала Константин написал слово о пребывании мощей её в Константинополе, у Ипподрома, но оно по-видимому не сохранилось до нашего времени; потом, как кажется до 837 г., он составил слово об обретении мощей её: Κωνσταντνου το γιωττου πισκπου Του λγος ες τν ερεσιν το λειψνου τς γας κα πανευφμου μρτυρος Εφημας, προτραπντος παρ Γεωργου το γιωττου πισκπου μστρης. 405 И так как под епископом амастридским Георгием мы можем разуметь не кого другого, как того святого, житие которого мы только что рассмотрели, мы должны сказать, что литературный заказ был выполнен епископом Константином уже спустя много лет после кончины Георгия. В 869 г. еп. Константин присутствовал на константинопольском соборе и подписался под его актами по поводу восстановления патр. Игнатия; он присутствовал там также и в 878 г. по поводу восстановления Фотия на патриаршестве; умер после 880 года. Рассказ о перенесении мощей св. Евфимии Всехвальной, принадлежащий перу Тийского (в Пафлагонии) епископа Константина, вообще говоря, заслуживает полного внимания, ибо написан если не современником описываемых им событий, то по крайней мере близким по времени лицом. Ле-Кьен (I, 576) и другие ученые правильно отожествляют его с тем епископом Константином, который присутствовал на соборах 869 и 878 годов и который стало быть стоял сначала на стороне патр. Игнатия, а затем Фотия. Слово основано на рассказах иконопочитателей (быть может Никиты Мономаха и других) и отчасти на личном знакомстве с местностью, о которой идет речь. Но так как изустные рассказы об иконоборчестве в IX в. доходили до чудовищных размеров, то естественно, что мало критичный автор наряду с несомненно верными известиями пользовался и темными, смутными источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010