Когда между князьями затевалась сестра и готовилась кровавая усобица, митрополит 110 поручению старейшего города Киева мог говорить соперникам внушительные речи: " Молим вас, не погубите Русской земли: если будете воевать между собою, поганые обрадуются и возьмут землю нашу, которую отцы и деды наши стяжали трудом своим великим и мужеством; поборая по Русской земле, они чужие земли приискивали, а вы и свою погубить хотите " . Добрые князья, подобные Мономаху или Давиду черниговскому, плакали от таких слов, но дела шли своим стихийным чередом, порядок добрых впечатлений и порядок привычных отношений развивались параллельно, не мешая один другому и встречаясь только в исключительных личностях на короткое время, по истечении которого кляузы родичей быстро заметали следы плодотворной деятельности отдельных лиц. До нас дошло от XII в. горячее " Слово о князьях " , произнесённое одним церковным витием на память святых князей Бориса и Глеба. Тема, разумеется, братолюбие и миролюбие; цель поучения - обличение княжеских усобиц, в разгар которых оно, по-видимому, было сказано. " Слышите, князья, противящиеся старшей братии и рать поднимающие и поганых наводящие на свою братию! Не обличит ли вас бог на страшном суде? Святые Борис и Глеб попустили брату своему отнять у них не только власть, но и жизнь. А вы одного слова стерпеть брату не можете и за малую обиду смертоносную вражду поднимаете, призываете поганых на помощь против своей братии. Как вам не стыдно враждовать со своей братией и единоверными своими! " Это негодование - опора для суждения о людях того времени: пришлось бы ценить их очень низко, если бы из среды их не послышалось негодующего голоса против княжеских беспорядков. И все-таки проповедник горячился напрасно: источником беспорядков был самый порядок княжеского управления землёй. Князья сами тяготились этим порядком, но не сознавали возможности заменить его другим и не сумели бы заменить, если бы и сознавали. Да и сама иерархия не обладала ни авторитетом, ни энергией в достаточной мере, чтобы сдерживать генеалогический задор князей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

12. На 12. Русский танкист Да, святость в православии никогда не доказывалась естественнонаучными экспертизами. Однако имейте в виду, что начиная сравнивать благодатность Ганиной с благодатностью Поросенкова числом чудес, человек уже встает на путь мирского рацио. По кр. мере отчасти. А четкой границы между видами рацио (естественнонаучным, логико-богословским, бытовым логическим итп) уже нет: это условное деление. Имеющее отношение не к природе постижения истины человеком, а скорее к бирочкам, которые лепят на разные виды знания в ту или иную эпоху. " Я и есть Оно " Вы имели в виду " Со Хам " вероятно ( " Я являюсь Им " ). Спор о природе святости и даже паламистские дискуссии об энергиях имеют близкие аналогии в индуизме, например в споре о том является или нет " проявленным " (вьяктам) слог Ом. 11. Пуркуа па? Признание останков святыми на основании генетической экспертизы должно бы повлечь и признание святыми экспертов-генетиков? 10. На 8, В.Р. Вынужден повторить не свои слова: Когда это святость доказывалась генетической экспертизой? Впрочем, в рамках доктрины " Я и есть Оно " , что такое святость, не понять. Даже обладая всей суммой научных знаний. 9. Конца не видно? Вся эта многолетняя история сама по себе странно противоречива и неоднозначна. Вот соберутся скоро архиереи, один из них зачитает доклад о подлинности и все они соборно признают подлинность останков, сиречь, возможность их почитания, и что может получится? Признает ли народ православный их подлинность? При том, они на самом деле не принадлежат тем, чьими названы? А почему нет? Пример. Много лет назад в разговоре с настоятелем одного из храмов я узнаю от него радостную новость: спонсоры подарили частицы мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Я очень удивился, т.к хорошо известно, что мощи князей были полностью утрачены еще в древности при очередном разорении Киева. Только где-то в запасниках Московского Кремля хранится крест-мощевик Новгородского происхождения (как вклад в один из северных монастырей) с частицами мощей этих князей, что некоторыми ставится под вопрос. И что же? В монастырях Борисоглебских - частицы мощей, в храмах - частицы мощей... Что, архиереи об этом не знают? Может, и не знают. Они, вон, не знают, что у них в епархиях Святое Причастие считается противовирусным! У нас частицами " мощей " мучеников и преподобных с происхождением этих частиц из Европы, со всеми документами, совсем недавно на Авито торговали мошенники. Так что, вопрос очень серьезный и если у части исследователей имеются обоснованные и неопровергнутые сомнения, признавать останки подлинными - соблазн для информированного православного народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/09/na...

Когда рать Андреева шла мимо Смоленска, то князь тамошний, Роман, принужден был отпустить с нею свои полки и сына на родных братьев, потому что был в руках Андреевых; князьям полоцким, туровским, пинским и городенским так же велено было идти всем; в земле Черниговской присоединились к Андреевой рати Ольговичи, потом подошли Юрьевичи, Михаил и Всеволод, племянники их Мстислав и Ярополк Ростиславичи, Владимир Глебович из Переяславля, берендеи, Поросье; всех князей было больше двадцати. Они перешли Днепр и въехали в Киев беспрепятственно, потому что Ростиславичи не затворились в этом городе, но разъехались каждый в свои прежние волости: Рюрик затворился в Белгороде, Мстислава с Давыдовым полком затворили в Вышгороде, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у князя Ярослава. Старшим летами и племенем между всеми союзными князьями был Святослав Всеволодович черниговский, почему и получил главное начальство над всею ратью; он отрядил сперва к Вышгороду Всеволода Юрьевича с Игорем Святославичем северским и другими младшими князьями. Когда они подошли к городу, то Мстислав Ростиславич выстроил свои полки и выехал против неприятеля; с обеих сторон сильно желали боя, и стрельцы уже начали свое дело; Андреева рать была расположена тремя отделами: с одной стороны, стояли новгородцы, с другой - ростовцы, а в середине их - Всеволод Юрьевич с своим полком; Мстислав, видя, что его стрельцы смешались уже с неприятельскими ратниками, погнал вслед за ними, закричал дружине: " Братья! Ударим с божиею помощию и святых мучеников Бориса и Глеба " . Они смяли средний полк Всеволодов и смешались с неприятелем, который обхватывал со всех сторон малочисленную дружину; встало страшное смятение, говорит летописец, слышались стоны, крики, какие-то странные голоса, раздавался треск копий, звук мечей, в густой пыли нельзя было различить ни конного, ни пешего; наконец после сильной схватки войска разошлись, много было раненых, но мертвых немного. После этой битвы младших князей подступили к Вышгороду все остальные старшие со своими полками; каждый день делались приступы; Мстислав много терял своих добрых воинов убитыми и ранеными, но не думал о сдаче.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

угодников Твоих, научи меня идти по их следам. Молю Тебя, Господи, да не увлечется душа моя суетою мира сего; просвети сердце мое, чтобы оно знало Тебя и Твои заповеди». С другой стороны, имея пред собою пример отца, милостивого ко всем бедным и болящим, они подражали его милосердию, находили утешение в том, чтобы творить милостыню вдовам и сиротам, успокаивать их. Горячо любили они своего отца, горячо любили и друг друга, и в детстве всегда были неразлучны. И отец преимущественно любил их, видя на них благодать Божию, видя их благочестие и сердечную доброту. Видя их дружбу, Владимир назначил им соседственные уделы – Ростов и Муром. Ни Борис, ни Глеб не вступали в брак, хотя отец их и желал Бориса видеть женатым. Прибыв в свои уделы, они делали все, что только могли, для распространения св. веры, обращая язычников ко Христу; как истинные Христиане-правители, в управлении отличались правосудием и всегда везде – кротостью, добротой, смирением, милосердием не только к бедным, но ко всем людям. Равно имея те и другие добродетели, они, оба и каждый в частности, отличались некоторыми особенными; так, в тропаре Борис назван целомудренным, а Глеб незлобивым. О Борисе известно, что, отличаясь добрыми нравом и душевными качествами, он был храбр в битвах, мудр в советах, рассудителен во всем и красив собою. Владимир состарился и захворал. Между тем Печенеги напали на Россию, и он, за болезнью не имея возможности сам идти против них, поручил то прибывшему на сей раз к отцу Борису. Борис отправился. Видя слабость отца, Борис прощался с ним и думал, что прощается на веки. Поклонившись до земли своему отцу, он облобызал ноги его, потом пал на шею и целовал его со слезами. И действительно Владимир скоро за тем умер. При смерти Владимира находился только усыновленный племянник его Святополк, князь Туровский. Как старший между сыновьями Владимира, он был законный наследник великокняжеского Киевского престола. Святополк был худой человек, почему не был любим Владимиром. Не любили его и Киевляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Боголюбский приказал поймать Мстислава и привести к себе живого. Но случилось так, что храбрый Мстислав, выдержавший девятинедельную осаду в Вышгороде, не только не попал в руки неприятелей, как хотелось Боголюбскому, но даже сделался их победителем. В одну ночь многочисленное неприятельское ополчение вдруг, неизвестно от чего, обратилось в бегство, как бы гонимое сверхъестественною силою. Тогда Мстислав, при свете утренней зори, увидев ужасное расстройство и беспорядок в неприятельском ополчении, из коего воины бросались даже в реку толпами, – сперва поднял руки к небу и восхвалил св. заступников Вышгорода, князей Бориса и Глеба, а потом сел на коня и со своею малою дружиною поехал в погоню за беглецами, коих и поразил совершенно и овладел их станом с богатою добычею. Но, оставшись победителем, храбрый Мстислав не искал более Киева и отдал его князю Волынскому Ярославу: «ты старший в роде мономаховом», сказал он, «иди на княжение в Киеве», сам же и братья его возвратились в свои уделы. Такой подвиг Мстислава навсегда запечатлел его именем Храброго. Русь с этого времени стала с особенным благоговением взирать на Мстислава, которого так видимо хранил сам промысел. Не хотел уже более Мстислав ни князей мирить, ни сам княжить, но, когда граждане Смоленска, возмутившись против юного сына Романа, которому сей последний, идучи в Киев на княжение, отдал Смоленскую отчину, предложили Мстиславу быть их князем; то он принял город Смоленск, но для того, чтобы отдать его брату своему Роману, как это и сделал с такими словами: «береги его, я взял его для того, чтобы сохранить». Не мог не согласиться Мстислав и на княжение в Новгороде, когда на слова отказа его: «не пойду от братьев моих и от своей отчины», новгородцы возразили или ответили так: «а великий Новгород разве не твоя отчина»? И вот, когда Мстислав явился в Новгород: то чиновники, бояре и духовенство с крестами и иконами вышли к нему навстречу и с восторгом внимали его присяге в храме Софийском «блюсти великий Новгород».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Народ ужаснулся, и страх имел действие храбрости: Звенигородцы с утра до вечера бились как отчаянные. Всеволод отступил и возвратился в Киев, где скоро начал готовиться к новой войне, сведав, что Владимирко взял Прилуку. Но жестокая болезнь похитила обнаженный меч из руки его. Отвезенный в Вышегород – место славное тогда чудесами Святых Мучеников, Бориса и Глеба, – Великий Князь напрасно ждал облегчения; объявил Игоря своим преемником, велел народу присягнуть ему в верности и послал зятя своего, Владислава Польского, напомнить Изяславу Мстиславичу данную им клятву. С таким же увещанием ездил Боярин, Мирослав Андреевич, к Князьям Черниговским, которые, согласно с Изяславом, ответствовали, что они, уступив старейшинство Игорю, не изменят совести. Тогда Августа 1146 г.] Всеволод спокойно закрыл глаза навеки: Князь умный и хитрый, памятный отчасти разбоями междоусобия, отчасти государственными благодеяниями! Достигнув престола Киевского, он хотел устройства тишины; исполнял данное слово, любил справедливость и повелевал с твердостию; одним словом, был лучшим из Князей Олегова мятежного рода. Глава XI. Великий князь Игорь Ольгович Вече в Киеве. Измена Киевлян. Речь Изяслава. Корыстолюбие Черниговских Князей. Предательство. Игорь взят в плен. Грабеж в Киеве. Игорь, предав земле тело Всеволода, собрал Киевлян среди двора Ярославова, требовал вторичного обета верности и распустил их. Но граждане еще не были довольны, открыли Вече и звали Князя. Приехал один брат его, Святослав, и спрашивал, чего они желают? «Правосудия, – ответствовал народ: – Тиуны Всеволодовы угнетали слабых: Ратша опустошил Киев, Тудор Вышегород. Святослав! дай клятву за себя и за брата, что вы сами будете нам судиями или вместо себя изберете Вельмож достойнейших». Он сошел с коня и целованием креста уверил граждан, что новый Князь исполнит все обязанности отца Россиян; что хищники не останутся Тиунами; что лучшие Вельможи заступят их место и будут довольствоваться одною уставленною пошлиною, не обременяя судимых никакими иными налогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Мышкин Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.78663; 38.454883 Россия, Ярославская область, Мышкин Мышкин, Ярославская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Мышкин – административный центр Мышкинского района Ярославской области, расположен между городами Углич и Рыбинск, в 280 км от Москвы, в 100 км от Ярославля. Население - 6 тысяч человек. Субъективно Город забавный. Мыши тут повсюду – встречают, провожают, кормят, развлекают. В любом названии, будь это кафе, магазин, отель или киоск, обязательно торчат мышиные ушки. Но и кроме мышей есть на что посмотреть. Музеи неплохие, крестьянского быта, к примеру. Полдня, а то и целый день проведёте без скуки. История города [ править править код ] Как-то раз один князь после охоты прилег отдохнуть на высоком берегу Волги. Он проспал несколько часов, а разбудила его мышка, пробежав по его лицу. Князь вначале разгневался, но затем заметил подползавшую змею. Мышка спасла ему жизнь! Тогда он собрал дружину и велел построить на этом месте часовню во имя Святых Бориса и Глеба. Вокруг храма возник город и стал называться Мышкин. Такова легенда. Можно верить ей, можно не верить - все равно ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Факты же говорят о том, что люди на месте современного Мышкина жили еще в V-III тысячелетиях до нашей эры. Высокий холм на берегу Волги против устья крупной реки Юхоти был идеальным местом для древнерусского города. Материалы археологических исследований говорят о существовании на этом месте городка в XI-XIII веках. К сожалению, город простоял недолго: он пострадал в войне новгородских и суздальских князей середины XII века, а в 1238 году был полностью уничтожен татарами. Позже Мышкин был отстроен как село. В XV-XVII веках земли вокруг Мышкина принадлежали князьям Шуморовским, Ушатым, Юхоцким, Мезецким, Мстиславским, а позже - московскому Чудову монастырю. В 1551 году во владениях князей Ушатых между Мышкином и Мологой были срублены стены и башни города Свияжска, затем перевезенного вниз по Волге и ставшего опорным пунктом русских войск при взятии Казани.

http://azbyka.ru/palomnik/Мышкин

Э. П. К. Чешская Жития чеш. святых составляют основной корпус оригинальной слав. лит-ры Чехии и свидетельствуют о сохранении здесь кирилло-мефодиевских традиций до кон. XI в. Специфика местной слав. Ж. л. заключалась в том, что она существовала в стране с преобладанием зап. обряда богослужения и развивалась в теснейшем взаимодействии с латиноязычной агиографией. Это объясняется и тем, что главные памятники ранней чеш. Ж. л. представляют Жития, посвященные правителям,- блгв. кн. Вячеславу (Вацлав; 921-935) и его бабушке мц. Людмиле , небесным покровителям Чешского гос-ва. По преданию, чеш. кн. Борживой (870-889) принял крещение от св. равноап. Мефодия, архиеп. Паннонского. В 921 г. вдова Борживоя Людмила погибла в результате заговора, организованного ее невесткой Драгомирой. Придя к власти, внук Людмилы кн. Вячеслав сослал Драгомиру, но впосл. был убит по приказу брата, буд. кн. Болеслава I. Вероятно, во 2-й пол. Х в. в среде слав. духовенства, близкой к княжескому двору, были созданы первые Жития святых Вячеслава и Людмилы. Слав. Житие кн. Вячеслава (т. н. 1-е Житие, или «Востоковская легенда») не сохранилось в рукописях собственно чеш. происхождения, а представлено 3 редакциями в глаголических хорват. бревиариях кон. XIII-XV в. и в восточнослав. (древнерус.) Торжественниках и Минеях-Четьих кон. XV-XVII в. Оно же послужило источником краткого Жития и повести о перенесении мощей князя в составе древнерус. Пролога 2-й редакции. Житие отличается простотой изложения, в нем подчеркивается гармоничное сосуществование слав. и лат. традиций в Чехии. Слав. Житие мц. Людмилы в первоначальном виде не сохранилось и известно лишь в сокращении в составе рус. Прологов XIV-XVII вв. Сопоставление проложной редакции слав. текста Жития мц. Людмилы с наиболее ранней лат. версией X в. (по 1-й строке известно как «Fuit in provincia Boemorum...») позволяет считать, что несохранившийся памятник послужил для нее основой. По мнению ряда исследователей, на Руси Жития первых чешских князей-мучеников получили известность уже во 2-й пол. XI в. и оказали воздействие на лит. оформление церковного почитания святых Бориса и Глеба и равноап. Ольги (см.: Якобсон Р. О. Русские отголоски древнечешских памятников о Людмиле//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 46-50).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Романов-Борисоглебск В годы революции, стараясь вычеркнуть из людской памяти историческое прошлое, большевики переименовали практически все населённые пункты, имевшие в своём названии корень «романов». 5 сентября, 2011 В годы революции, стараясь вычеркнуть из людской памяти историческое прошлое, большевики переименовали практически все населённые пункты, имевшие в своём названии корень «романов». В годы революции, стараясь вычеркнуть из людской памяти историческое прошлое, большевики переименовали практически все населённые пункты, имевшие в своём названии корень «романов». Если вам когда-нибудь доводилось ехать на теплоходе от Ярославля вниз по Волге, то вы, конечно, не могли не заметить небольшого, но необычайно красивого городка, привольно раскинувшегося по обоим берегам могучей русской реки. Высокие, изрытые глубокими оврагами холмы венчаются по левой стороне шестью церквями, а на правой – величественной архитектурой Воскресенского собора. Глядя на эту панораму, нельзя не заинтересоваться, как называется этот древний город? И уже настраиваешься услышать имя, вобравшее в себя аромат старины, достойное города с многовековой историей, но… слышишь в ответ: «Тутаев». Дисгармония между обликом города и его названием поражает, и, как оказывается, не зря: исконное имя города, действительно, иное, более звучное и более близкое для сознания русского человека, имя это — Романов-Борисоглебск. Правобережная часть города более древняя, поселение здесь основали в 1238 году бежавшие от монголо-татар ярославцы. Первый храм воздвигнули в честь святых князей Бориса и Глеба, которым молились о прекращении междоусобной брани. В честь них была названа в последующем и слобода, превратившаяся со временем в город. Левобережный Романов основал князь Роман Угличский, посвятивший его своему небесному покровителю, а позднее и сам причисленный к лику святых. В XIX веке оба города указом императора были объединены в один с именем Романов-Борисоглебск. В годы революции, стараясь вычеркнуть из людской памяти историческое прошлое, большевики переименовали практически все населённые пункты, имевшие в своём названии корень «романов». Не миновал этой участи и этот приволжский городок, несмотря на то, что к династии Романовых его имя не имело ни малейшего отношения. В 1918 г. комиссией из 13 человек было решено назвать город Тутаевом в честь случайно погибшего здесь в перестрелке с белогвардейцами красноармейца Ильи Тутаева.

http://pravmir.ru/romanov-borisoglebsk/

III. Памятники древнерусской духовной письменности (По поводу журнала: «Православный Собеседник», издаваемого при Казанской Духовной Академии. 1858 год). С изменением и улучшением в своем плане и составе, Православный Собеседник в 1858 году предложил занимающимся историей русской словесности целый ряд любопытных памятников, изданных по рукописям Соловецкой библиотеки. Эти письменные памятники содержат в себе жития русских святых и поучения или слова. Из житий изданы: Леонтия, епископа ростовского, со словом в память его, житие Исайи, тоже епископа ростовского, сказание преподобного Нестора о житии и убиении князей Бориса и Глеба, житие Антония римлянина и Авраамия смоленского (по рукописям XVI и частью XV в.). Занимающимся русской стариной хорошо известно, как разнообразны редакции житий русских святых. Житие краткое, как летописная основа, впоследствии распространялось различными подробностями, интересными для истории русского быта и литературы. Очень часто простая речь краткого первоначального жития принимала характер витиеватый и даже напыщенный под пером искусного книжника. Потом для потреб русских читателей распространенное житие вновь сокращалось, и, за выпуском интересных бытовых подробностей, удерживало позднейшую витиеватость. Особенно разнообразны редакции тех сказаний, в которых к историческому факту уже в раннее время народная фантазия присоединяла поэтические плоды своего творчества. Кроме того, жития осложнялись похвальными словами в память угодника и целым рядом чудес его, совершенных по его кончине в различные времена. Похвала помещалась иногда после самого жития, иногда после описания чудес. Из всех этих элементов, с присоединением службы угоднику, составлялось полное целое, части которого следующие: служба угоднику, самое житие, похвала, обыкновенно по случаю открытия мощей, потом чудеса, заключаемые тоже похвалою. Есть сборники, содержащие в себе только жития русских святых без прибавления; есть также сборники только одних служб русским святым, как например рукопись XVI в. в библиотеке Графа Уварова под 681 (по каталогу библ. Царского 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010