Нельзя не видеть проблемы, которую ставит перед нами этот русский чин святости. Проблема эта еще труднее той, с которой мы встретились при канонизации св. Бориса и Глеба. При малочисленности святых мирян вообще поражает обширность этой общественной группы (больше половины русских святых мирян), сословное предпочтение или избранность ее в небесной иерархии. С другой стороны, от большинства святых князей не сохранилось для нас ничего, кроме имен и святых останков: ни житий, ни летописных сказаний, ни преданий народных. Тем драгоценнее немногие сохранившиеся княжеские жития, которые дают нам возможность судить о качестве увенчанного церковного подвига. Но сначала предварительное замечание, которое должно устранить одно из возможных, но неправильных истолкований княжеской святости. В Греческой Церкви известно почитание святых царей и цариц, преимущественно оказавших услуги православию в борьбе с ересями в эпоху вселенских соборов. В этой канонизации находит выражение теократический идеал царского служения. Было бы большим заблуждением видеть отражение этого идеала в канонизации русских князей. Русский удельный князь по общественному своему положению никак не может быть сопоставлен с царем. Его власть ограничена вечем, дружиной, церковной иерархией. Он воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения, являясь политическим, прежде всего военным вождем местного мира. Знаменательно: как только Русь усваивает греческий идеал власти и переносит его вместе с царским титулом на великих князей московских, так прекращается княжеская святость. Никто из благочестивых царей московских не был канонизован. Это отрицательное доказательство того, что канонизация князей не имеет ничего общего с освящением власти. Если искать опоры в греческой традиции, то можно было бы сближать русских святых князей с Евдокимом Праведным, малоазийским офицером IX века, житие которого было довольно известно на Руси. Зато славянские Церкви дают в этом отношении много аналогий, особенно Сербская. Однако, хотя эти возможные славянские влияния на русскую агиологию совершенно не изучены, все же несомненно, что на Руси почитание святых князей устанавливается очень рано (XI век) и имеет самостоятельные духовные корни. Аналогии с Западом очевидны – даже с романо-германским Западом, его культом святых королей и феодальных рыцарей. Но это лишь одно из многих явлений, указывающих на духовную близость с Западом древней домонгольской Руси.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Русская земля и преимущественно род княжеский приобрели святых покровителей " молитвенников за новые люди христианские и сродники свои, земля благословилась их кровию! " Но кто же эти новые светильники? Это два князя, погибшие от родного брата, который хотел единовластия! Можно думать, что святость Бориса и Глеба и проклятие, тяготевшее над Святополком, не раз удерживали впоследствии братоубийственные руки; мы увидим, как после стесненный князь останавливал притеснителя напоминанием, что он хочет быть вторым Святополком. Святые Борис и Глеб и проклятый убийца их Святополк были беспрестанно в памяти князей, и, разумеется, духовенство не пропускало случая напоминать им о них. С другой стороны, Борис пал жертвою уважения к родовым понятиям, погиб оттого, что не хотел поднять руки на старшего брата и своею смертию освятил эти родовые понятия; пример его должен был сдерживать попытки младших пользоваться обстоятельствами и вооружаться против старших для отнятия у них этого старшинства. Ближайший к Киеву князь, Святослав, сидевший в земле Древлянской, узнав о гибели Бориса и Глеба, не стал спокойно дожидаться такой же участи и бежал в Венгрию; но Святополк послал за ним в погоню, и Святослав был убит в Карпатских горах. Тогда, по словам летописца, Святополк начал думать: " Перебью всех братьев и приму один всю власть на Руси " . Но гроза пришла на него с севера. Ярослав новгородский для защиты от отца призвал к себе заморских варягов; те стали обижать новгородцев и жен их, тогда новгородцы встали и перебили варягов на дворе какого-то Парамона. Ярослав рассердился и задумал отомстить хитростию главным из убийц; он послал сказать им, что на них не сердится более, позвал их к себе и велел умертвить; по некоторым известиям, убито было 1000 человек, а другие убежали. Но в ту же ночь пришла к нему весть из Киева от сестры Предславы: " Отец умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, послал и на Глеба, берегись его " . Ярослав стал тужить по отце, по брате и по новгородцам, которых перебил вовсе не вовремя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Киевской Руси было иначе. В качестве простейших иллюстраций я приведу пример первой канонизации святых, которая произошла на Руси. В 988 году (я говорю, конечно, очень схематично, упрощенно), совершилось крещение Руси. В 1015 году, через 27 лет после крещения, произошло убиение князей Бориса и Глеба. А уже в 1020 году совершился первый акт канонизации. Но вновь образованная епископия Константинопольской Церкви подняла вопрос и добилась с большим своим настоянием канонизации убиенных Бориса и Глеба, которые отнюдь не соответствовали имевшимся византийским представлениям о святости. С канонизации Бориса и Глеба был образован новый чин святых, новый чин святостисвятых страстотерпцев. Борис и Глеб, как мы помним, не были мучениками за веру. Причисление их к лику святых для византийского сознания не было абсолютной очевидностью. Тем не менее, для русского сознания, только что ставшим христианским, за этим была некоторая духовная настоятельная очевидность. И Константинополь убедили в необходимости их канонизации. В их кончине был явлен-таки определенный род христианской святости. Святость эта выражалась в смиренном принятии кончины, дабы не приумножалась рознь, не приумножалось насилие. Это, если угодно, тоже способ соучастия в жизни и смерти Христа. Это соучастие в его способе смерти, и потому это было осуществление христианской святости. Разумеется, никаких богословских спиралей русское сознание в ту пору не выстраивало, но для него это было определенной духовной очевидностью, которая настоятельно требовала духовного события. И духовное событие состоялось. Это и есть парадокс Пушкина в действии. Протранслированный фонд выступил как реальная возможность самораскрытия культурно-цивилизационного организма. В качестве других, следующих эпох я, естественно, выделяю Московскую Русь. Этот период является необычайно амбивалентным. Относительно него сталкиваются самые конфронтирующиеся мнения, причем это авторитетные мнения в науке, а в журнальных баталиях. В науке существует линия восхваления, превознесения Москвы и линия шельмования Москвы — как «православного ханства» и т.п. вещей. Обе эти линии имеют под собой очень серьезные основания. Дальше — период имперской России. В этом выделении эпох я хочу прежде всего подчеркнуть, что наша концепция работает, что отношение духовной и культурной традиций действительно есть определяющий фактор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

В советское время пустынь была закрыта, храм пустовал. После разрушения шатра и верхней части стен, в нем был устроен клуб и библиотека. Но после пожара на месте храма остались голые стены. Были разрушены ограда, кельи и многие хозяйственные постройки. Увидим ли мы былое великолепия храма, покажет время… По книге протоирея О. Пэнэжко «Храмы и монастыри Переславля-Залесского и окресностей». Владимир, 2007 г. По сохранившейся фотографии и обмерам оставшегося объема храма путем пропорционирования был составлен эскизный проект восстановления храма Бориса и Глеба, и в 2010 году начались восстановительные работы по храму. В первую очередь была перенесена на другую сторону дороги автобусная остановка, которая располагалась у храма, а остановочный павильон непосредственно примыкал к алтарю. Затем внутреннее помещение храма и подвал были очищены от строительного и бытового мусора. Через подвал храма проходила магистральная теплосеть. Подвал заливало из-за частых протечек. Теплосеть была вынесена за пределы храма. Четверик храма был покрыт временной кровлей, а также были закрыты временными рамами оконные проемы. Это дало возможность проводить строительные работы внутри храма. Внутри храма были вновь возведены разобранные кирпичные столбы. На столбы были установлены подпружные железобетонные арки в кирпичном каркасе, а на арки поставлен восьмерик, выложенный из кирпича. Восьмигранный шатер был выполнен в дереве. Декоративные детали (кокошники, пилястры карнизы и другие) и оконные проемы утраченных частей храма восстанавливались в соответствии со старой фотографией и по аналогии с сохранившимися элементами. Восстановленное с западной стороны шатровое крыльцо дополнено звонницей. В настоящее время необходимо провести кровельные работы и установить главки с крестами. Предполагается также восстановить утраченные изразцы. В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба в праздничные дни проводятся молебны. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=07069

Наконец, на берегу реки Альты, на том месте, где был убит Борис, произошло последнее жесточайшее сражение. Ярослав перед сим сражением так молился Богу: «Кровь невинных братьев моих вопиет к Тебе, Владыко Боже мой! Молю Тебя, отмсти за кров праведников сих; как отмстил Каину за кровь Авеля, положив на нем трясение, так положи трясение и на сем брате моем Святополке, чтобы не мог он больше проливать братней и христианской крови». За тем обратился с молитвою к св. братьям-мученикам: «Братья мои, святые Борис и Глеб, помогите мне на гордого сего убийцу!» Тогда как Ярослав одушевлялся правотой своего дела, Святополка, как ни было ожесточено его сердце, не могло не смущать самое место его преступления. Три раза возобновлялась битва упорная и жестокая; наконец Святополк пораженный обратился в бегство. На него напало расслабление; так что он не мог сидеть на коне, и воины принуждены были нести его на носилках; его объял ужас, так что терзаемый тоской, видимо никем не гонимый, а гонимый невидимо небесным гневом, он беспрестанно слышал за собою мнимую погоню, т. е. ему везде все чудилось, что его преследуют; «бегите»! кричал он своим воинам, «гонятся за нами». Несколько времени скитался он таким образом по разным странам и наконец умер в безумии далеко за пределами отечества – в степях Богемии, заслужив проклятие современников и прозвание «Окаянного». Мучимый бесом, умер он, пишется в Четьи-Минеях, телом вместе и душою, потому что погиб, вечно наследовав, геенну огненную, и из могилы его выходит злой смрад, в явление наказания Божия и на вразумление злым людям. По окончании войны с Святополком, заняв Киевский престол, Ярослав прежде всего захотел воздать последний долг и оказать должную почесть братьям-страдальцам: для сего стал дознавать, где положены тела их. О месте погребения тела св. Бориса узнал скоро; но целый год напрасно искали останков св. Глеба. Сам Бог наконец указал тело своего угодника. Чрез несколько времени после убиения Глеба место, где лежало тело его, начало ознаменовываться чудесными явлениями: то виден был на нем огненный столб, то горящие свечи, то слышно было пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Это внутреннее обновление в духе Нагорной проповеди и любви к ближнему облекается в форму пиров, ежегодно устраиваемых Владимиром для народа, а главное – милостыни нищим и больным и милосердия даже к разбойникам 1008 . В похвале покойному Владимиру, добавленной в 1116 г. игуменом Сильвестром, подчеркнута прямая связь с языческим прошлым князя: “Идеже умножиться грех , ту изобильствует благодать” ( Римл.5:20 ). Тем не менее русский народ все еще не исполнил свой долг благодарности Владимиру – молить за него Бога, дабы “прославил” его, т.е. дабы Владимир был причислен к лику святых 1009 . Следующий затем рассказ об убиении Бориса и Глеба 1010 , в соответствии с кропотливыми изысканиями Л. Мюллера 1011 , должен рассматриваться как один из источников Сказания о Борисе и Глебе 1012 (а не наоборот, как полагали ранее), от которого он отличается преобладанием политической тенденции над религиозной. Убийство Бориса служит Святополку средством устранения потенциального соперника, хотя Борис смиренно принимает свою участь, добровольно следуя Христу. Тем самым политическая интрига превращается под пером летописца опять-таки в происки диавола и людей, еще злейших диавола (Святополк – новый Каин). У Глеба гибель брата вызывает чувство безграничной братской любви и желание разделить его участь. Смерть Глеба вновь соединяет разлучившихся братьев, грех становится причиною блага, пролитая кровь – благословением для Русской земли, обретшей двух новых чудотворцев и заступников 1013 . В заключительной части рассказа открывается перспектива начинающейся борьбы за единовластие между Святополком и Ярославом, который рассматривает ее также и как месть за невинно убиенных братьев. При этом важен вывод летописца, что власть в конечном счете от Бога, Который дарует земле прощение или насылает на нее бедствия в зависимости от поведения князей 1014 . В конце концов Святополк, одержимый манией преследования, погибает во время нескончаемого бегства “в пустыню” 1015 , и его судьба – предостережение будущим поколениям: повторение его преступлений может повлечь еще более тяжкое наказание (Каин и Ламех: Быт.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И наконец, о самом тяжелом и самом неприятном. Почему против фильма «Матильда» выступил публично Рамзан Кадыров (поклон ему низкий!), руководители Дагестана и Крыма, а наши многие, крещенные в православной вере и давшие обет служить Богу в рамках Его воли, губернаторы стоически молчат! Почему? – вопрос риторический. Если уж вопрос о том, кто должен в школе покупать парты, решается через Президента, то реально действующей власти на местах просто нет. Два миллиона вопросов в основном из области хозяйственно-бытовой деятельности, оказывается, могут быть решены только на высшем уровне. Значит, мы имеем парализованную лицемерным страхом власть на местном, районном, областном уровнях. И, похоже, это всем нравится и всех устраивает. Наверно потому, что лицемерие заставляет не служить, а прислуживать! Теперь о фильме «Матильда». Многие недоумевают, почему при таком накале страстей Высшая власть молчит? Неправда, не молчит. Хорошо помню, как дважды в программе «Время» лет 7-8 назад с интервалом в год наш Президент В.В. Путин обронил фразу в адрес уже прославленного Русской Православной Церковью в лике святых царственного Страстотерпца (простите, люди добрые, за вынужденную цитату) - «Николай кровавый». Казалось бы, ну если оговорился, скажи, чтобы вырезали и не оглашали на всю страну. Нет, оставили: пусть все слышат мнение православного руководителя страны в адрес прославленного православного святого Земли Русской. Я думаю, губернаторы областей это выражение хорошо запомнили со всеми вытекающими последствиями. Но если у кого-то еще остались сомнения, то приведу еще один пример лицемерия. Правда, это было чуть раньше, чем предыдущий случай, тогда наш Президент занимал должность премьер-министра. В программе «Время» был показан сюжет, где наш тогдашний премьер, осматривая картинную галерею художника Глазунова, выразил недоумение по поводу изображения первых русских святых, князей-мучеников Бориса и Глеба. Заявил Путин на всю страну буквально следующее: «А вот Борис и Глеб, хотя и святые, но страну отдали без боя. Просто легли и ждали, когда их убьют. Это не может быть для нас примером». Что это - толерантность? Или святотатство?! Сколько раз в русской истории, когда грозила вспыхнуть междоусобная вражда, князей примиряли именно примером наших первых святых: «Мучеников Бориса и Глеба вспомни!» Для любого православного христианина подобные слова премьера были оскорбительны. Или толерантность позволяет и подобное?

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/22/ma...

Но стихийная природа дохристианских народных верований имела и положительный аспект. Она дала возможность развиться тому чувству близости Бога, близости Христа, Господа–Батюшки, который присутствует не где–то в заоблачных высях, а здесь, на земле, с людьми. Христос помогает и сострадает им. Это чувство естественной и непосредственной близости Христа стало основой русской святости, в целом лишенной страсти и порыва, свойственных западному христианству. Киевский период был самым воинственным в истории Руси: дружины князей штурмовали Византию; воины–язычники пили из черепов поверженных врагов. В этот момент на Русь пришло христианство, и Русь откликнулась на этическую сторону евангельского учения. В отличие от германцев, она восприняла Христа не как вождя, а как «Милостивца». Конечно, отнюдь не всегда христианские нравственные законы работали в полную силу, языческое прошлое все время давало о себе знать в народном сознании (что привело к существованию понятия двоеверия применительно к Руси — сочетания христианской веры и языческих верований), и проявляется оно вплоть до наших дней. Столкновение жестокого и воинственного язычества со светлым и исполненным любви духом христианства привело к борьбе, первыми героями и мучениками которой народ справедливо почитает князей Бориса и Глеба — сыновей Владимира. Свв. Борис и Глеб (оба ум. в 1015) Когда должен был решиться вопрос, кто будет наследовать Владимиру, один из его сыновей — Святополк — решил захватить великокняжеский престол, насильственно устранив своих братьев Бориса и Глеба. Борис на предложение дружины начать борьбу ответил: «Не подниму я руку на брата старейшего, он мне вместо отца». Это было первое истинно христианское слово, прозвучавшее на Руси. Дружина покинула князя, считая его слова проявлением слабости. Когда убийцы пришли к Борису, слуги, как рассказывает житие, плакали и говорили: «Милый наш господин, дорогой! Ты не хотел противиться брату любви ради Христовой!» Борис был убит, такая же участь постигла и юного Глеба. Русь оценила их смерть как мученичество за веру и причислила братьев к лику святых. Христианская кротость и смирение князей–страстотерпцев помогали русскому народу в течение веков сохранять терпение и мудрость в самые трудные исторические моменты. Просветительская деятельность Ярослава Мудрого

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Лишь позже, убедившись в неотвратимости происходящего, князь несколько придёт в себя, в его речи появится смирение и размеренность, равно как и верный признак авторского вмешательства – обширные библейские цитаты. Исцеление слепого у гробницы князей. Мощи князей переносят в храм. Сильвестровский сборник Житие для вчерашних язычников Ещё одной особенностью «Сказания» исследователи считают то, что целью автора здесь было прославить не только своих героев – святых Бориса и Глеба, — но и весь род правящих князей – потомков Владимира. Не случайно своё повествование книжник начинает с библейского изречения о том, что «род праведных благословится». Другая особенность «Сказания», возможно, состоит в том, что автор ориентировался на своих читателей – недавних язычников. Отсюда – некоторые языческие категории мышления, которые можно усмотреть в его рассуждениях. Например, «окаянный» Святополк назван таковым с самого начала повествования, ещё до того, как он начал творить что-то неблаговидное. Можно предположить, что виной тому было рождение князя, которого автор называет «сыном двух отцов». Более того, такое происхождение Святополка могло бросать тень на весь род Владимира. В дальнейшем князь оправдывает своё прозвище, совершая братоубийство. И здесь опять интересно проследить, как сочетаются в авторских рассуждениях различные аргументы. Автор подчёркивает: братоубийца не только «стал вторым Каином», но и «осквернил себя кровью». А значит, гибель Бориса и Глеба могла восприниматься, в том числе, и как очистительная жертва. И признаки такого восприятия в авторском повествовании есть. Разговаривая со своими будущими убийцами, умоляя их не убивать его, Глеб, по-видимому, не случайно использует образы негодной жертвы. «Не пожинайте колоса, ещё не созревшего, и лозу, не до конца выросшую», — говорит князь. За этим следует и совсем странный аргумент: «Се несть убийство, но сырорезание!» В современных переводах последнее слово обычно заменяется на «живодёрство», но не идёт ли здесь речь о неграмотно принесённой жертве.

http://pravmir.ru/skazanie-o-borise-i-gl...

Сердечно поздравляю вас с рождением Государя-Наследника. Вчера отслужил торжественный молебен при стечении народа и власти. На станции Муллин церкви нет. Мне отвели, по просьбе моей, временное помещение в пустой казарме, и я устроил там молитвенный дом на средства, собранные по подписке. Устроен недавно иконостас, и я испрашиваю у преосвященного Иннокентия, который живёт в Пекине, разрешение служить Литургию на выданном мне Московской Синодальной конторой освящённом антиминсе... Большую часть времени провожу в госпитале Красного Креста и иногда устаю не от трудов, а от жаров, которые в Маньчжурии очень велики. Муллин расположен по железной дороге, на речке с прекрасной водой и в живописной местности: кругом горы, покрытые лесом и кустарником, в которых водятся медведи, тигры и даже львы, как меня лично уверяли китайцы. Есть множество пород всяких птиц, особенно красивы фазаны ярко-красного золотистого цвета... До сих пор Муллин был в опасности от нападения хунхузов, которые по ночам нападали на ближайшие станции. Теперь они, говорят, все отправились помогать японцам к Ляояну... Верую вместе со всеми православными русскими людьми, что непостижимая Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста победит и раздавит тёмную силу глубинного змия-дракона, красующегося на японских знамёнах. Замечу, кстати, что мне пришлось тоже лично слышать от солдат, стоявших на постах у станции Хантазы, вёрстах в 70 от Муллина, что они нередко видели года два назад, как из одной горной пещеры выползал громадный Крылатый дракон, наводящий на них ужас, и снова прятался в глубь пещеры. С тех пор его не видят, но это доказывает, что рассказы китайцев и японцев о существовании драконов вовсе не есть вымысел или сказка, хотя учёные естествоиспытатели европейские и наши вкупе с ними отрицают существование сих чудовищ. Но ведь мало ли что отрицается только потому, что не подходит под мерку наших понятий... На память святых благоверных князей и мучеников Бориса и Глеба, 24 июля, недалеко от окна моей кельи, помещающейся рядом с молитвенным домом, замечено было множество воробьёв, летающих около стены. Подойдя, увидели громадную ядовитую змею, которая взбиралась на кровлю и ночью могла забраться в окно. Господь спас молитвами святых благоверных князей Бориса и Глеба...

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010