Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 6 августа 2024 года 24. Вторник. Мц. Христины. Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Прп. Поликарпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского. Обретение мощей прп. Далмата Исетского . Св. Иоанна Калинина исп., пресвитера . Приводим порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба (А) , а также порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба в соединении с шестеричной службой мц. Христины (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры благоверных князей, глас 8й и глас 2й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 6й: «Приидите, восхвалим…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3. На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8й: «Приидите, новокрещеннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8й: «Христовы уведевше заповеди…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Солнца облаче…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их»; стих: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира благоверных князей, глас 8й: «Братия прекрасная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2023 29 мин., 16.09.2023 Обложка : Сидящий на сером асфальте мальчик, тень которого падает на изображение, дорисовывает мелом крылья то ли птицы, то ли ангела. Сверху надпись белыми буквами: «ВЫХОДИ ИЗ ТЕНИ». Рисунок Ирины Романенко. Пролог : Александр Кушнер . Куст («Евангелие от куста жасминового...»). Стихотворение. Фото Аагоп Burden/Unsplash//Фома. - – август 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. - – август 2023. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. [За три дня до Своей кончины Богоматерь получила весть о том, что Господь возьмет Ее в Свои небесные обители. В назначенный день в Ее доме  собрались апостолы. Согласно преданию, Христос Сам спустился на землю, чтобы принять Ее душу. И Пречистая как будто спокойно уснула]. Фото с сайта vonifatij.ru: Успение Богородицы. Плащаница из храма св. Вонифатия, Донецкая епархия. - С.4; 4 августа. 20 лет со дня кончины Митрополита Сурожского Антония. [«Святые — это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то  умирает за них, то единственный ответ благодарности — это стать таким, чтобы смерть его не была напрасной». Митрополит Сурожский Антоний ]. Фото. - С.4;     6 августа. День памяти святых мучеников-князей Бориса и Глеба. [Многие знают про историю князей Бориса и Глеба, которые не пожелали развязывать кровавую бойню за власть со старшим братом Святополком и безропотно дали себя убить. Ценой собственной жизни они утверждают среди русской аристократии совершенно новый, невиданный ранее идеал отношений. Впоследствии их родственник, святой благоверный князь Александр Невский сформулирует этот идеал в своей знаменитой фразе: «Бог не в силе, но в правде». После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши]. Ил.: Борис и Глеб. Фрагмент иконы XVIII в. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-244-...

Скачать epub pdf Вступление В 1015 г. умер киевский князь Владимир I Святославич. Киевский великокняжеский стол занял Святополк. По старшинству он имел право претендовать на это, но обстоятельства рождения Святополка и характер отношения к нему Владимира заставляли его опасаться за прочность своего положения. За 35 лет до этих событий, в 980 г., Владимир, убив своего старшего брата Ярополка, княжившего в Киеве, взял себе в жены его беременную жену «грекиню» (гречанку). Таким образом, хотя Святополк родился, когда его мать являлась женой Владимира I, он был сыном не Владимира, а Ярополка. Поэтому-то, как говорит «Сказание о Борисе и Глебе»,– «и не любляаше его» Владимир. Стремясь утвердиться на киевском великокняжеском престоле, Святополк стал уничтожать своих возможных соперников. Были убиты по его приказанию сыновья Владимира Святослав, Борис и Глеб. В борьбу за киевский княжеский стол вступил княживший в Новгороде сын Владимира от Рогнеды Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. В результате упорной и длительной борьбы, продолжавшейся до 1019 г. и окончившейся поражением и гибелью Святополка, Ярослав утвердился на киевском престоле (княжил до 1054 г.). Деятельность Ярослава была направлена на усиление могущества и самостоятельности Руси. Важное государственное и политическое значение в этом процессе приобретало положение русской церкви. Стремясь укрепить независимость русской церкви от Византии, Ярослав добивался канонизации (признания святыми) русских государственных и церковных деятелей. Такими первыми, официально признанными Византией русскими святыми стали погибшие в межкняжеских распрях Борис и Глеб. В честь Бориса и Глеба был установлен церковный праздник (24 июля), причисленный к великим годовым праздникам русской церкви. Культ Бориса и Глеба имел важное государственно-политическое значение. Поведением Бориса и Глеба, не поднявших руки на старшего брата даже в защиту своей жизни, освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии: князья, не нарушившие этой заповеди, стали святыми. Политическая тенденция почитания первых русских святых заключалась в осуждении княжеских распрей, в стремлении укрепить государственное единство Руси на основе строгого соблюдения феодальных взаимоотношений между князьями: все князья – братья, но старшие обязаны защищать младших и покровительствовать им, а младшие беззаветно покоряться старшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

I. Житийные чтения Пролога. Из житий и памятей некоторых святых вселенской церкви, русских и обще-славянских 62 Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) Глеба, князя Российскаго, сына Володимиря, (уби) свой брат, Святополк, послав убийц. Прежде бо посла к нему в Муром, с лестию глаголя: «зовет тя отец, уже ему дние скончалися», и уже брата Бориса убил (Святополк), а на Глеба готовяше убиение: помышляя бо братию всю избити, и хотяше един княжение прияти, ему же конец бысть мука вечная, яко же рече пророк: увязе грешник в сети своей. Глебови убо едущи, и яко бывшу у града Смоленска на Смядыне, приспеша окаяннии убийцы немилостивии, яко свирепии зверие, иже послани окаянным Святополком. Святый же Глеб чаяше от них целования, и они окаяннии оружие готовляху нань, и вскочивше внасад, яша святаго, повар же святаго Глеба, именем Торчин, закла господина своего ножем, месяца септевриа, в пятый день. И повергоша его на пусте месте. Но Господь Бог не остави своего раба, яко же и прежде Стефана мученика прослави. Овогда убо виде людие столп огнен, овогда же свещы горящыя, иногда же пение ангельское слышаху. И возвестиша во граде о святем, и изшедше вернии, взяша тело святаго и принесоша его в Вышеград. 2. Преподобный Иосиф Волоцкий (9 сент.) Сей преподобный Иосиф бе от предел града Волоколамскаго, прадеда имея литовския земли, отца же именем Иоанна и матерь Марину. И егда быв седми лет, вдан бывает от них в научение грамоте и вскоре извыче все божественное писание. И нача к церкви безпрестани приходити, сверстники же своими не сочетавшеся, но всегда на благое тщашеся, еже бы Богу угодити. Разсмотрев же мира сего нестоятельное, отъиде в монастырь в Боровск, к преподобному Пафнутию, и тамо от него пострижеся и бысть монах искусен. И бе выну в посте и молитве пребывая, повинуяся во всем наставнику своему. По некоем же времени, взя к себе в монастырь и отца своего по плоти, старости его ради, и облече его во святый образ, и служаше ему, и покояше его до дне смерти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († ранее 1219), свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский. 4-й епископ на Смоленской кафедре, занимал ее после Симеона (после 1180 - не ранее 1197), ранее Лазаря (после 1205 - ок. 1219). (В справочной лит-ре XIX в. время жизни святителя ошибочно относили к 1-й пол. XII в.; см., напр.: ИРИ. Ч. 3. С. 65.) Вероятно, И. до своего поставления на кафедру являлся настоятелем Смядынского во имя святых князей Бориса и Глеба монастыря (создан на месте убиения св. Глеба) и участвовал в освящении монастырского храма в честь св. князей Бориса и Глеба. Освящение состоялось в 1191 г. при кн. Давиде Ростиславиче, когда в мон-рь из Вышгорода были перенесены старые раки князей-страстотерпцев. Смядынский игум. Игнатий назван в проложном сказании о перенесении рак ( Воронин Н. Н., Жуковская Л. П. К истории смоленской лит-ры XII в.//Культурное наследие Др. Руси. М., 1976. С. 69-79; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 450). Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Хиротонию И. во епископа Смоленского возглавил Киевский митр. Никифор II или его преемник Матфей (вопрос о том, кто занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210, остается невыясненным). Об И. сообщается в летописании Сев.-Вост. Руси в связи с похоронами во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре 19 марта 1205 (6713) г. 1-й жены Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича кнг. Марии Шварновны (в иночестве прп. Марфы): «Божиим же промышлением приключися тогда быти Смоленьскому епископу Игнатью, игумену Михаилу Отрочья монастыря, занеже пришла быста к великому князю Всеволоду молиться о мире от Мстислава Володимерича (ошибочно вместо «Мстислава Романовича».- М.

http://pravenc.ru/text/293399.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (во святом крещении Романа и Давида) (1015 год) День памяти: 24 июля/6 августа Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Бориса и Глеба Святые Благоверные Князья-страстотерпцы Борис и Глеб Краткое Житие  Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и ГлебСвятом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

24-е † Святых князей Бориса и Глеба Св. князья Борис и Глеб – прекрасные цветки новопросвещённой Русской земли, ранние яркие звёзды, отрадно засветившие с первым появлением христианского небосклона над Россией. По глубокой нежной любви к новой вере братья-князья были лучшими из сыновей св. Владимира 275 . Новая вера отражалась в душе и жизни их, как в чистой воде небесный луч света. Дети одной матери – матери-христианки 276 , рождённые не задолго до крещения Владимира, они росли и развивались в благочестии, не тронутые заразой язычества. – Под влиянием такого живого благочестия, каким дышал равноапостольный отец, под влиянием тех дивных подвигов любви христианской, которыми так цвела жизнь христианина Владимира, юные князья впивали в себя благочестие с самой первой юности своей. Они оба любили только назидательные книги, как любил и праведный отец. «Борис, говорит древний биограф, научен быв грамоте, брал книги и прилежно читал их», особенно же жития и подвиги святых; а Глеб, младший его, слушал брата со вниманием нежным и полным, как-бы наслаждаясь самым приятным для него. Братья так часто и так внимательно читали полезные для души писания, что целые изречения, целые места из книг глубоко печатались в нежных душах их, и они могли повторять их себе в поле и в городе, в доме и храме; так это видим и в истории страдания их 277 . И как сильно поражались сердца их тем, что они встречали в святых книгах! Читая о страданиях мучеников, св. Борис обливался слезами и молился: «Господи Иисусе Христе! удостой меня участвовать в св. произволении святых Твоих; научи меня идти по их следам. Молю Тебя, Господи! да не увлечётся душа моя суетой мира сего; просвети сердце моё, чтобы оно знало Тебя и Твои заповеди; даруй мне дар, какой даровал Ты угодникам Твоим» 278 . Братья любили отца своего, любили друг друга; любили отца не только по движениям сердца к отцу, но любили в нём наставника своего, любили в нём живой пример благочестия. «Свет очей моих, говорил Борис, оплакивая смерть отца, не буду я более наслаждаться благим учением и мудростью твоей» 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы совершаем память первых прославленных в русской Церкви святых — благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Они избраны Господом, чтобы с самого начала прообразовать весь ее путь — до святых царственных страстотерпцев и мучеников и далее их. Святые Борис и Глеб — родные братья, дети святого равноапостольного великого князя Владимира. Мученическую кончину они приняли от руки своего старшего брата — Святополка. С одной стороны, мы видим, что Крещение Руси не было поверхностно-формальным, как говорят иногда ненавистники Православия. Оно сразу же принесло чудесный плод. С другой стороны, Господь показывает нам, что принятие Божия дара может быть в суд и осуждение. И внешне принадлежащие Церкви могут стать врагами Христовыми. Кто такой «окаянный Святополк», проливший невинную кровь ради сохранения власти, которой никто не угрожал? Какую братоубийственную брань на Святой Руси открывает он своим преступлением — эхо ее доходит через века до гражданской войны после революции 1917 года! Что значит это «непротивление злу», которое явили святые страстотерпцы? Нет, это, конечно же, не «сдача на милость любого победителя». Ибо через двести с лишним лет в ночь перед Невской битвой они явятся в видении воину Пелгусию плывущими в ладье посреди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу. «Брате Глебе, – сказал Борис, – вели грести, да поможем сроднику нашему Александру». И сегодня мы невольно размышляем о том, как распространяется Церковь Христова. С самого начала Церкви нам показано, что сила проповеди, как говорит апостол, «не в слове, а в правде», в той самоотдаче, где действует Сам Христос. «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас», — говорит апостолам Победитель смерти и ада Христос. И это слово воскресшего Христа, как и присутствие Его в Церкви, — до скончания века. Через апостолов, через всех древних и новых мучеников, через всех святых Господь продолжает Свою проповедь о торжестве жизни, для которой создан человек. Вот почему подвиг святых Бориса и Глеба достигает самых последних времен.

http://moral.ru/stt_boris-i-gleb/

Волково. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В 1583 году в селе Волково нынешнего Слободского района была построена холодная деревянная церковь во имя Ильи Пророка. В  документах 1751 года помимо нее находим указание на теплую Троицкую церковь. В 1772 году епархиальными властями дано указание - разобрать Ильинскую церковь. Тогда же жители села получили храмозданную грамоту на строительство каменного храма во имя Святой Троицы с приделами в честь Ильи  Пророка и святого великомученика Георгия Победоносца, что и было осуществлено через шесть лет. Колокольня построена в 1796 году по проекту архитектора Ф.М. Рослякова. Из служивших в храме священников нам известны имена Василия Иоанновича Сидорова (1847 г.), Игнатия Симеоновича Макарова (1871 г.), Иоанна  Петровича Орлова (1890 г.), Василия Иоанновича Федорова (1892 г.). На приходском кладбище в 1876 году была построена и освящена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, до нашего времени не сохранившаяся. Однако по-прежнему в Покровскую поминальную субботу сюда после службы в сельском храме во множестве приходят люди. Здесь находится и могила десяти бойцов, умерших от ран в Вахрушевском госпитале в годы Великой Отечественной войны. Поэтому не случайно в День Победы на кладбище проводится поминовение всех погибших на фронтах. Сборник «Слободской и слобожане». 2001 г. Храм во имя Пресвятой Троицы строился в 1772-1779 годах на месте деревянной Георгиевской церкви, известной со времен новгородцев, основавших здесь селение в 12 веке. В прошлом один из богатейших храмов на Вятке. Возводился артелью известного «мастера каменных дел» Данилы Горынцева в стиле «устюжское барокко». В ансамбль храма входят трехпридельная Троицкая церковь, колокольня, сторожка, церковная ограда и арочные ворота. В храме находятся 3 особо чтимые на нашей земле святыни. Это древние иконы святых Георгия Победоносца, Илии Пророка и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Последняя икона ранее (до 1935 г.) находилась в Покровской церкви села Никульчино. В советское время храм периодически закрывался, службы совершались не регулярно. Сегодня церковь действующая. Из Волково ежегодно 15 мая совершается древнейший на Вятке (с 1186 г.) Борисоглебский крестный ход в Никульчино, возрожденный в 1995 г. А с 2001 г. ежегодно 18 сентября шествует осенний крестный ход из Никульчино в Волково, когда в Троицкий храм возвращается икона святых Бориса и Глеба.

http://sobory.ru/article/?object=03212

Жизнь, убиение и чудеса святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давида Источник Соименникам сих святых, в день тезоименитства, и прихожанам посвященного имени их храма, в день храмового праздника, 2 мая и 24 июля Издание 4-е. 1882 г. Молитва Св. Борису и Глебу О Двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы, Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждых. Молим вас, Христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте и благоверному Государю нашему Александру Александровичу к победе на враги, испросите у великодержавнаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междуусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением св. храм сей, и всех чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь. Тропарь Правдивая страстотерпца и истинная евангелия Христова послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу: да плачется убо злый властолюбец, вы же, радующеся с лики Ангельскими предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти и сыновом российским спастися. Апостольское и евангельское чтение На утр. еванг. Лк. зач. 106 (21:12–19). На литур. апост. зач. 99 Рим. (8:28–39). Еванг. Ин. зач. 52 (15:17–27, 16:1–2). Жизнь, убиение и чудеса Св. князья Борис и Глеб – наши соотечественники, русские. Дети пятого из князей в России, св. равноапостольного Владимира, который ввел Христианскую веру в нашем, дотоле еще языческом, отечестве и сделал её господствующею у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010