Москва. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построен в 1688-1704 гг. (зодчий Яков Бухвостов) в вотчине сподвижника Петра I боярина Б.И. Прозоровского, селе Зюзине, которое после этого стало называться Борисовское. Нижний, теплый храм с престолом святых благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1688 г., верхний с престолом святого равноапостольного князя Владимира — в 1704 г. и приставным приделом святителя Николая Чудотворца — в 1690 г.). В 1879 г. пристроена колокольня и сооружён дом причта. В стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Четырехугольное в плане здание на высоком подклете, с двумя лестницами. Над ним два восьмиугольных яруса (верхний — ярус звона — «иже под колоколы») и увенчанные восьмигранным барабаном главы. К основному зданию с боков примыкают четырехугольные (со срезанными снаружи углами) алтарный выступ и притвор, завершенные главами. Декорировано арочными нишами, трехчетвертными колонками и фигурными гребнями. В 1938 г. закрыт, разграблен и заброшен. Погиб резной иконостас в стиле московского барокко. Разрушена четырехстолпная колокольня с открытой звонницей. Перестроен под склады, был занят учреждениями, мастерской, архивом. В 1960-х гг. и с 1979 г. реставрировался (арх. К.Г. Полунина). В июле 1989 г. возобновлены богослужения. Святыня — особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери. Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688 г. в стиле «московское барокко» боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688 г.в честь св. равноап. кн. Владимира, верхний храм – в 1704 г. в честь свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба взращен (подготовлен) отцом их, святым равноапостольным князем Владимиром. Колокольня была пристроена в 1879 г. Здание храма кирпичное, в плане крестообразное на арочном подклете.С запада и с юга к храму примыкают лестничные сходы на арках. В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре.

http://sobory.ru/article/?object=01969

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1522 и 1524. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.258965, 39.152848 Проезд:поездом или двумя электричками с Ярославского вокзала г. Москвы до Ростова Великого. От вокзала ходят автобусы до поселка Борисоглебский, автостанция которого располагается рядом с монастырем. Еще можно доехать на автобусе из Углича Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор Бориса и Глеба был воздвигнут Григорием Борисовым в 1522-1524 годах на месте деревянного, где были захоронены основатели монастыря Фёдор и Павел. Серьёзные нарушения облика собора относятся к концу 18 и 19 веку. Чтобы усилить роль главного храма в монастыре, барабан главы был надложен, а сама она получила вместо шлемовидной форму приземистой луковицы с перехватом. К западной стене собора пристроили обширный придел Илии и паперть с тяжёлым классическим портиком. Внутри придел был расписан на тему земной жизни Иринарха-затворника. Росписи выполнил художник Сапожников. Впервые собор был расписан в конце 17 века. В 1956 году архитектором Борисом Алексеевичем Огневым (1907-1959) была вскрыта поздняя кирпичная закладка аркасолей северной и восточной стен. Было обнаружено изображение всех канонизированных к 17 веку ростовских князей. Патриаршее место в алтаре расписано орнаментами из стилизованных трав тёмно-красного и тёмно-синего цвета. В 1911 году стены собора расписал художник Егоров. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987   К концу XV - началу XVI века деревянные церкви Борисоглебского монастыря обветшали, и по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной " малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба " был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что его строителем был талантливый ростовский " церковный каменный здатель " Григорий Борисов.

http://sobory.ru/article/?object=05673

Новогрудок. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1519 и 1630. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, Новогрудский район, г. Новогрудок, ул. Почтовая, д. 10 Координаты: 53.600171, 25.823938 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Борисоглебская церковь относится к храмам, приспособленным к оборо­не (1519 г.). В первой половине XVII в. она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик. В архитектуре церкви много готических элементов: звездчатые своды на нервюрах, контрфорсы, стрельчатые проемы, декоративные пояса, стрельчатые арочки и т. д. Интересно отметить, что отдельные черты архитектуры церкви присущи и архитектуре бернардинского костела в Вильнюсе (1525-1594 гг.). http://globus.tut.by/novogrudok/ Собор святых благоверных князей Бориса и Глеба в г. Новогрудке. Построен на месте древнего храма XII века, фрагменты фундамента которого сохранились до наших дней. Древний храм XII века с 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новаградской митрополии и при нем существовал мужской монастырь. В 1451 году храм посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+1461). В 1517-1519 годах на месте старого был построен новый кирпичный храм в виде корабля на средства гетмана Великого Княжества Литовского князя Константина Острожского и митрополита Литовского Иосифа (Солтана). Храм перестраивался и реконструировался в XVII, XVIII веках, в 1873-1875 и 1923-1924 годах. Со второй половины XVIII века по 1915 год в храме находилась перенесенная из замковой Свято-Успенской церкви г. Новогрудка местночтимая Замковая икона Божией Матери. В период гонений, в 1961 году, храм был закрыт, и в нем разместили госархив. В 1996 году на праздник Рождества Христова собор был возвращен Православной Церкви. В нескольких метрах от старинной торговой площади находится самый древний каменный храм Новогрудка - Борисоглебская церковь, основанная во второй половине XII века. В начале это было четырёхстолпное, трёхапсидное строение, вскоре обнесённое галереей. Пол в церкви был выложен из тонких (около 2 см) керамических плиток разной формы, а стены украшали фрески. Археологи считают, что первоначально храм находился на торговой площади, куда сходились все основные новогрудские улицы. Но город расширялся, места для торговли не хватало. В конце XV века образовалась более широкая площадь, находящаяся на том месте, где и сейчас. С 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новогрудской митрополии, при нём существовал мужской монастырь. Известно, что в 1451 году церковь Бориса и Глеба посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.

http://sobory.ru/article/?object=09620

2015-й – год 1000-летия мученической кончины князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – первых прославленных Церковью русских святых. В подмосковном Борисоглебском Аносином женском монастыре хранится редкая святыня – частицы мощей благоверных братьев, подаренные обители несколько лет назад семьей Шмаковых. О значении подвига святых мучеников для современного христианина, проблемах монашества и духовной жизни мирян и почему Борисоглебскую обитель называют «Женской Оптиной» – беседа с настоятельницей монастыря игуменией Марией (Солодовниковой). Игумения Мария (Солодовникова). Фото: Даниил Африн      Мнози монастыри богатством поставлени бывают, не суть же таковы, яко же сии, иже поставляются молитвою и слезами, пощением и бдением. Преподобный Нестор Летописец У иконы свв. Бориса и Глеба. Фото: Даниил Африн – Нынешний год для Борисоглебского Аносина монастыря – особый: 6 августа Церковь отмечает 1000-летие со дня убиения святых благоверных князей Бориса и Глеба . Чему современный христианин может поучиться, взирая на подвиг этих удивительных святых? Пролить кровь за Христа – не каждому этот венец дан, его еще надо заслужить – Память страстотерпцев Бориса и Глеба почитается в нашем монастыре уже два столетия, каждое воскресенье сестрами читается акафист. Житие и подвиг святых мучеников произвели глубокое впечатление на соотечественников, снискав бессмертную любовь у грядущих поколений. Главное, что мы должны вынести для себя из их жизни, – это братская любовь, богобоязненность, почитание родителей (они очень любили и уважали своего отца святого князя Владимира), достойное перенесение скорбей. Нужно учиться во всем и всегда полагаться на волю Божию. Господь Сам всё управит, наше дело – молиться и не унывать. Ну, а пролить кровь за Христа – не каждому этот венец дан, его еще надо заслужить. – Борисоглебскую обитель с начала основания отличал строгий устав, подобно уставу Оптиной мужской пустыни. В чем это проявлялось? – Первая игумения Аносино Евгения (Мещерская), стремясь воскресить дух иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, испросила у святителя Филарета (Дроздова) строгий устав для обители, и владыка дал сестрам чин общежития Феодора Студита.

http://pravoslavie.ru/81186.html

Борисоглебск. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба – самый древний в городе и районе. Здание его расположено на месте, где в XVII веке стояла Павловская крепость. Первая часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 году. В 1706 году она сгорела, и вместо нее был построен деревянный собор, простоявший до 1784 года. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося до нынешнего дня. Соборная часть храма с приделом святых Бориса и Глеба была выстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1792 году. Колокольня и трапезная были пристроены в начале XIX века. «Четверик храмовой части был завершен массивным восьмигранным фигурным куполом с луковичной главкой на фигурном основании. К квадратной четырехстопной трапезной примыкала трехъярусная колокольня с аттиковым глухим ярусом и шатром. Четырехгранный первый ярус был завершен ложными закомарами. Тамбур входа в колокольню оформлен в виде перспективного портала. В декоративную отделку фасадов включены элементы классицизма» (Кригер Л. В.). В 1937 году храм был закрыт и осквернен, церковная утварь разграблена, а здание превращено в склад стройматериалов. (Изъятие молитвенного здания у верующих было совершено на основании статьи 27-33 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года постановлением Воронежского обл­исполкома). Колокольня и купол были снесены. Окна – заложены кирпичом. Былое благолепия Дома Божия было уничтожено. Обезображенное здание было сокрыто от взоров горожан высоким дощатым забором. В годы перестройки, начиная с 1992 года, Администрация города Борисоглебска начала реставрационные работы. В конце 2004 года в Министерстве юстиции Российской Федерации был зарегистрирован Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Храму решено было возвратить древнее наименование в честь святых братьев-миротворцев. С 2009 в храме начались регулярные Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=11533

иеромонах Иоанн (Кологривов) (католик) Часть первая. Домонгольский Период Страстотерпцы С точки зрения хронологической, первые люди русской земли, причисленные к лику святых, первые чудотворцы, признанные предстателями перед Богом «за новые люди христианские», – святые Борис и Глеб, младшие сыновья князя Владимира. Как пишет Г. П. Федотов , «их почитание сразу устанавливается, как всенародное, упреждая церковную канонизацию. Более того, канонизация эта была произведена, несомненно, не по почину высшей иерархии, т. е. греков-митрополитов, питавших какие-то сомнения в святости новых чудотворцев. Нужно сознаться, что сомнения греков были вполне естественны. Борис и Глеб не были мучениками за Христа, но пали жертвами политического преступления, в княжеской усобице. Одновременно с ними от руки Святополка пал и третий брат Святослав, о канонизации которого и речи не было. С другой стороны, греческая Церковь знает чрезвычайно мало святых мирян. Почти все святые греческого календаря относятся к числу мучеников за веру, преподобных (аскетов-подвижников), и святителей (епископов)». «Нужно помнить об этом – продолжает Г. П. Федотов – чтобы понять всю исключительность, всю парадоксальность канонизации князей, убитых в междоусобии, и при том первой канонизации в новой Церкви вчера еще языческого народа». «Канонизация Бориса и Глеба ставит перед нами таким образом большую проблему». Вызвали ее не чудеса: «Всего два чуда отмечены до канонизации св. Бориса и Глеба, а уже славянская и варяжская Русь стекалась в Вышгород (к их могиле) в чаянии исцелений. Но чудеса и не составляют главного содержания их житий». «К житиям этим, древнейшим памятникам русской литературы, и надо обратиться за ответом на вопрос: в чем древняя Церковь и весь русский народ видели святость князей, самый смысл их христианского подвига?» Для ознакомления с их историей мы располагаем отличными источниками. Это: 1) Рассказ Несторовской летописи, записанный под 1015 годом; 2) «Сказание, страсть и похвала святых Бориса и Глеба», приписываемое монаху Иакову, жившему в конце XI века; 3) «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», составленное неким Нестором, которого, вероятно, ошибочно, отожествляют с автором летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Авиастроительный район. Церковь Бориса и Глеба в Борисоглебском. Борисоглебская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1897. Архитектор:П.Е. Аникин Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Казань, поселок Борисоглебское, улица Школьная, д. 3. Координаты: 55.879588, 49.148216 Проезд:Выезд из города в сторону поселка Кадышево, примерно через 1 км после перекрестка с улицей Сахалинская (дорога на Сухую реку) и выезда на улицу Камчатская - повернуть направо, в сторону гаражей и поселка Борисоглебское. Ехать прямо около 3 километров, никуда не сворачивая, пока дорога не упрется в церковь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Однопрестольный каменный храм построен в 1889-1897 гг. (приход существовал с 1600 г.). Автор проекта - архитектор П.Е. Аникин. Небольшая церковь, оформленная в стиле эклектики. Храм построен на средства прихожан. В 1844-1867 гг. в приходе служил священник Петр Прокофьевым Пеньковский (1819-1867) (окончил КДС в 1842 г.), в 1875-1896 гг. Иван Иванович Богоявленский (ум. 1896) - именно ему принадлежит основная заслуга в сборе средств, он же руководил строительством. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Борисоглебское -  одно из древнейших русских сел в окрестностях Казани. " Государево дворцовое село " - как именовалось оно в XVII веке. Храм во имя святых князей существовал здесь, согласно переписям, уже в 1600 году. А поскольку село отличается от деревни именно наличием церкви, то и можно констатировать, что история села насчитывает уже более 4 веков. Расположено оно к северу от Казани, у места впадения Сухой реки в Казанку. Несколько лет назад этот поселок с примерно 450 жителями был официально включен в состав Авиастроительного района города. Для большинства же казанцев его привычное название - просто Борисоглебск. Ныне существующая церковь Борисоглебска появилась почти ровно через 300 лет после самой первой, деревянной (сгоревшей в пожаре 1888 г.), 1889-1897 гг. постройки. Ее шатровая колокольня над входом была возведена в стиле русской архитектуры XVII в., а сам храм формой отдаленно напоминает древнейшую из сохранившихся в Северо-Восточной Руси церковь Бориса и Глеба (1152 г.) в Кидекше под Суздалем.

http://sobory.ru/article/?object=20876

Водяное. Борисоглебский женский монастырь. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты Храм начинали строить во второй половине XIX столетия, а закончили в 1905 году. В 1933 году храм закрыли. Открыли в период фашистской оккупации в 1942 году, а в 1943 — снова закрыли. До 1991 года находился в полном запустении. Сейчас храм восстановлен и действует. Храм построен на средства местной помещицы Серафимы Николаевны Ключаровой, которая по рассказам старожилов, осталась совсем молоденькой вдовой и отказывала себе в необходимом, чтобы построить храм Господень во упокоение души ее супруга. Доктор философии, профессор Императорского Харьковского университета Ф.А. Зеленогорский и местный помещик Г.Кочубей отдали для постройки храма немалую часть своей земли. С.Н. Ключарова и профессор Ф.А. Зеленогорский похоронены у стен храма. Свято-Борисо-Глебский женский монастырь начинает свою историю со строительства храма во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Строительство указанного храма было начато во второй половине XIX в. на средства местной барыни Ключаровой Серафимы Николаевны и пофессора Харьковского Императорского университета Фёдора Александровича Зеленогорского, предположительно по проекту архитектора Немкина Владимира Христофоровича. Возведенный на высоком холме на трассе Харьков – Змиёв, храм прекрасно воспринимается с большого расстояния, подчёркивает ландшафт, дополняя его вертикальным акцентом. Построен он на месте существовавшей с 1819 г. деревянной церкви Бориса и Глеба с использованием моментов византийской архитектуры. Одноглавая, крестообразная в плане одноаспидная церковь, соединена с двухъярусной колокольней. Второй ярус последней, решённый в виде легкой восьмигранной ротонды, вырастает из прямоугольного в плане объёма первого радиуса. Пространство церкви перекрывается кирпичными сводами. Внешняя оболочка купола, покоящегося на восьмигранном барабане, выполнена в деревянных конструкциях и покрыта железом. Стены выполнены из неоштукатуренного красного кирпича.

http://sobory.ru/article/?object=05742

Госома. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты Точных сведений об образовании прихода села Госома не имеется. В церковных материалах 1610-х гг. есть сведения, что существовавшая в селе Успенская церковь была сожжена литовскими людьми, а затем на ее месте была сооружена часовня. Кроме того, в селе находился еще один деревянный храм во имя Бориса и Глеба, уцелевший в годы «смуты». По имени этого храма село в XVII-XVIII веках порой называли Борисоглебским. Впрочем, и Борисо-Глебская церковь, вероятно, вскоре обветшала, и поэтому в писцовых книгах 1653 году она уже не упоминается, зато названа «церковь Покрова Богородицы в селе Госаме, у той церкви двор попов, двор дьячков, двор Пономарев...»/На следующий год Покровская церковь названа вместе с приделом Святых Бориса и Глеба. В 1808-1812 гг. помещица Екатерина Фаддевна Тютчева построила вместо обветшавшего деревянного храма каменный. Неизвестно, были ли допущены какие-то просчеты архитектором и мастерами, то ли сама обстановка 1812 года не способствовала нормальному завершению работ, но позже на здании храма стали появляться трещины, и в 1895 году его пришлось разобрать из-за опасности обвала. Когда в 1895 году была из-за ветхости разобрана старая каменная церковь, то сразу же начались работы по строительству нового каменного храма за счет средств церкви и прихожан. Работы велись вплоть до 1900 года, когда Борисо-Глебский храм в Госоме был освящен. Внутри здания сохранились фрагменты масляной живописи конца XIX века. Время закрытия храма достоверно не известно. В 1992 году здесь была возрождена приходская община. Восстановительные работы ведутся силами и на средства местного сельхозпредприятия. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления) Реставрационные работы на храме начались в 2006 году за счет средств областной целевой программы " Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области 2006-2010 годы " . По этой программе на восстановление храма выделено 8,8 миллиона рублей, за счет чего и была выполнена реставрация кирпичной кладки, окон и дверей, восстановлены утраченные приделы колокольни, купола, проведена реставрация интерьеров, отделка фасадов. Храм освятил 6 августа 2009 г. епископ Брянский и Севский Феофилакт.

http://sobory.ru/article/?object=05020

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКИЙ КОЛОЖСКИЙ ВО ИМЯ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Коложанский) находился в г. Гродно на ул. Мостовой. Первоначально (до 1854) Г. м. размещался на территории Коложского посада Гродно, на правом берегу р. Неман. Основным источником по ранней истории Г. м. является составленная архим. Игнатием (Кульчинским) по материалам монастырского архива «Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского монастыря» (1738). Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г. Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г. Г. м. основан при ц. во имя св. Бориса и Глеба (построена в 80-е гг. XII в.), время основания неизвестно. Первоначально Г. м. подчинялся Туровским епископам, с рубежа XIV и XV вв.- непосредственно митрополитам Киевским и всея Руси, имел право выборного самоуправления. Под 1480 г. «Хроника...» упоминает первого известного настоятеля игум. Каллиста, отмечая, что и «до него должно быть были игумены». Согласно «Хронике...», мон-рем управляли также архим. Арсений (с 1492), игум. Лука (ок. 1500), игум. Феоктист (1506-1520), архим. Иона (до 1546), архим. Сергий (до 1550), архим. Мисаил (до 1570). Среди покровителей и ктиторов в «Хронике...» упоминаются гродненский мещанин Иван Сергеевич, завещавший в 1480 г. мон-рю фольварок Понемонь, и Гринко Ходкевич, сделавший ок. 1500 г. запись в Евангелии о ежегодном продовольственном пособии (АСЗР. Т. 9. С. 413-416). Ок. 1500 г., во время военных действий между Великим княжеством Литовским и Московским гос-вом, Г. м. был частично разрушен, ц. святых Бориса и Глеба «стояла обвалившейся и от того опустевшей», богослужения в ней не совершались (Там же. С. 419). В 1500 г. вел. кн. Литовский Александр Ягеллончик по ходатайству его супруги Елены Иоанновны , дочери вел. кн. Иоанна III, пожертвовал мон-рю «из уважения к древности святыни» сад на Коложе близ р. Неман. В нач. XVI в. при поддержке Киевского митр.

http://pravenc.ru/text/168167.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010