Слово при обозрении епархии, сказанное в Перекопе в августе 1848 г. По устремленным на меня взорам вашим, братие, ясно видно, что вы вполне заняты настоящим мгновением, а я едва не всеми мыслями невольно уношусь в прошедшее. При всей тишине и порядке, здесь теперь господствующих, никак не могу забыть, что нахожусь вблизи тех ужасных врат, из которых в продолжение целых веков огромными разливами исходила пагуба на возлюбленное Отечество наше. Мне кажется, вижу я, как толпы варваров, подобно лаве из жерла, текут из этих врат, разливаются по югу, западу, востоку и самому северу России, как обширные города пустеют, цветущие веси исчезают, самые леса редеют, самая земля чернеет, самый воздух стонет и теряет чистоту. Вижу далее, как эти орды, возвращаясь вспять, влекут за собою толпы старцев и юнот из плененных мест, как идут стада верблюдов, обремененные добычей, как святые сосуды делятся и отдаются на употребление постыдное, – и все это продолжается не годы, не десятки лет, а целые века. Если бы собрать воедино всю кровь, здесь пролитую, то, кажется, разделенные этим тесным перешейком моря соединились бы снова. Как после сего не сказать словами древнего праотца: «страшно место сие» ( Быт. 28:17 ). Дадим же славу и благодарение Господу за то, что теперь мы о том же самом месте можем повторить и следующие слова того же патриарха: «несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная!» Да, братие мои, уже более полувека, как место это престало быть страшным. На всем пространстве России нет пространства земли, где бы путник менее был теперь подвергнут опасности, как здесь. Вступая на землю вашу и встречая глубокую тишину и безмолвие, трудно представить, что здесь некогда все звучало оружием и кипело слезами и кровью. «Несть сие!» Что же сталось и что видим? Против самых, прежде ужасных, врат – прекрасный храм, в котором мы теперь молимся и беседуем. Врата остались, но страх исчез. Остались притом не те врата, которые сделаны руками человеческими на погибель приступающих к ним, а те, которые устроила сама природа между двух морей, которым покров не земля и камни, а безграничное небо. «Сия врата небесная!»

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Глава 10. УСЛОВИЯ ПЛОДОТВОРНОЙ МОЛИТВЫ 10.1. Молиться необходимо с чистым сердцем, с любовью и со слезами Описывая результаты молитвы и научая, о чем следует молиться, святые отцы указывают также и на то, что способствует и что препятствует ей. Чтобы молитва была плодотворной, требуется исполнение определенных условий, которые делают молитву таковой. Так, например, чтобы достигнуть великого блага отражения в уме своем Самого Господа Бога, по свидетельству святого Ефрема Сирианина, необходима молитва «с чистым сердцем, с любовию и со слезами. А это неоцененное благо приобретается нищетою, бедностью и всяческим тесным житием. «Узкие врата и тесный путь вводят в жизнь " ( Мф.7:14 )» 605 . Лишь при наличии известных условий, описываемых святыми авторами «Добротолюбия», возможна истинная молитва, которая может быть услышана Богом. Без этих же условий она не только останется втуне, но даже, как говорит святой Ефрем Сирианин словами псалмопевца, «будет в грех» ( Пс.108:7 )» 606 . 10.2. Предстоять перед Богом на молитве нужно со вниманием, страхом и трепетом Выше 607 при описании различных степеней молитвы, было сказано о внимательности, сосредоточенности и участии сердца в молитвах как необходимых и существенных признаках молитвы второй степени, отличной от внешней молитвы, молитвы новоначальных. Теперь же следует заметить, что указанные условия являются необходимыми для того, чтобы молитва вообще была услышана. Святой Ефрем Сирианин говорит о том, что молитва приближается к Богу, только когда молится кто с ведением, не позволяя скитаться помыслам, и разумеет, кто он и Кому предстоит и с Кем беседует 608 . Если человек после рассеяния мыслей «продолжает молитву свою, то Сотворивший его, после возвращения летающего помысла, услышит его, хотя бы он был тьмочисленно грешен» 609 . Святой Ефрем Сирианин дает также ряд указаний, необходимых для того, чтобы «молитва... была свята, чиста и нескверна, чтоб, увидев ее, восходящую горе, небесные врата тотчас отверзлись пред нею, чтоб, видя ее (востекшею туда), Ангелы и Архангелы, все с веселием сретили ее и принесли к святому и превознесенному престолу Пречистого Владыки» 610 . Для достижения этого необходимо следующее: «Будь внимателен к себе, – поучает святой Ефрем, – чтоб во время молитвы не быть рассеянным. Когда станешь на молитву пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом отсеки от сердца своего помыслы и попечения о всем земном» 611 . Лишь та молитва, которая совершается «протяженно, с болезнующей душой, с напряженным умом, восходит к небу» 612 . Поэтому святой отец и предупреждает молящегося: «Когда станешь пред Богом на молитву, смотри, чтобы прекрасных органов, на которых поешь Богу, т. е. помыслов твоих, не расхитили враги твои» 613 . 10.3. Гнев, многоядение и печаль – причины рассеянности на молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Предуведомление В данной подборке стихов, собранной по тематическим циклам, представлены стихотворения Татьяны Шороховой, публиковавшиеся в ее поэтических книгах. За последние десять лет (1999–2009) автором выпущено в свет десять сборников стихотворений: «У мира на ладони», «Алупкинский дневник», «В стране потерявшихся детей», «Седьмое небо», «Фонарик счастья», «Давайте попробуем жить», «На распутье дорог», «Ударная волна», «Застигнутая жизнью», «Терпкая синь». Книги выходили в Крыму и в России. Святые врата Небес Со свечой и молитвой Вифлеемская звезда – в силе. И сияние ее – ново. В запорошенной скорбями России Бог родился на земле снова. Пусть утихнут все безумные битвы, Отогреются сердца хоть немного, Чтобы снова со свечой и молитвой В покаянии и нам встретить Бога. В Рождественскую ночь В пещере светильник мерцал. Ягнята шуршали в углу. Иосиф с дороги устал И сено стелил на полу. И запах засушенных трав, Осленка будил и вола. Мария, Младенца прижав, В сторонке смиренно ждала. Иосиф затеплил очаг И ясли подвинул к теплу, И, спать положив Отроча, Мария всмотрелась во мглу. И там, за проемом двери, Увидела странных гостей: То были с Востока цари И пастыри с ближних полей. А дальше, за грудами скал, – Иль это почудилось Ей? – Плыл Ангел и землю ласкал Нездешнею песней своей. Но кто же привел их сюда, В убогое это жилье? На небе сияла звезда, И тьма не коснулась её. Колыбельная Девы Марии Над землею – темень метельная, А над яслями – песнь колыбельная. Молвит с лаской слова святые Матерь Божия – Дева Мария: «Под звездой вифлеемской прекрасною Засыпай, Мое Солнышко ясное. Постелила Тебе сено душистое – Засыпай, Мое Дитятко чистое. Рано-рано Тебя потревожу Я, Сына Моего, Сына Божия. Ждет нелегкий нас путь кочевный, Свете Мой Невечерний. Горестна по земле дорога Для Правды – Превечного Бога. За добро от людей хлебнём лиха Мы. Потерпи, Мое Сияние тихое. Одолеешь Ты зло не силою – Любовью Своей негасимою».

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-pravosl...

Извлеченные из Священного Писания и Последований Церковных, для приложения их всякому из предстоящих к себе, с молитвенным возношением духа к Богу. Предисловие Благочестивый Христианин! Священнодействия, совершаемые на Литургии, хотя в книге: Историческое, Догматическое и Таинственное изъяснение на Литургию, объяснены тебе подробно: но они в сем великом Богослужении не для одного только исторического знания, как бы зрелищного явления, не для одного нагого хладного умозрения тебе представляются 1 . Они требуют от тебя приложения их к твоему сердцу 2 , требуют, чтобы ты силу их содержания углубил в душе своей, и воспалил в себе усердное желание быть в них содействующим, и их Святынь сопричастным, без чего они и быть тебе не могут полезны. Но каким же образом можешь ты сие учинить? Таким: – ежели всему тому, что пред очами твоими совершается наружно, будешь сообразовать себя внутренно; ежели, удалив от сердца все желания плотские, все пристрастия мира и от них происходящее смущение помыслов, единственно внимая воссылаемым от Церкви молениям, будешь и сам с ними соединять взаимно свои мысли, свое усердие, с прошением указуемых Церковью благ от Бога; ежели, видя на Св. Престоле совершаемые таинства, знаменующие наше искупление, будешь возносить купно с служителями алтаря, во умилении и сокрушении сердца на алтарь небесный и свой дух, в жертву живу, святу, благоугодну Богу 3 . Тогда-то будешь участником, всей Святыни, всех плодов сего великого бессмертному Царю поклонения, которого не только на земле нет, Божественнее, но и на небесах нет Святее 4 . Тогда, по поучению Богомудрых Церкви Светильников 5 , преобразишься духовно в мужа Богомысленного, благоговейного и Божественным соделаешься: ибо прилепляйся Господеви един дух есть с Господом 6 ; а потому и молитвы твоей небесные врата отверзутся, Ангелы с радостью пред ней предтекут, и вознесут ее к престолу Превечного 7 . Но как не всякий присутствующий при Литургии может в себе произвести таковые святые расположения: не всяк может чувствовать столь живо во внутренности своей силу совершаемых Священнодействий, молитв и прошений, на которые хотя и возглашается от предстоящих общий молитвенный глас: Господи помилуй! Подай Господи! Тебе Господи! и проч.; но сии краткие восклицания не могут еще всякому о всех воссылаемых на Литургии молениях и прошениях многоразличных подробного и ясного дать познания, ни духа возбудить к живому и напряженному к Богу воспарению, для созерцания Его таинств и испрошений нужных и полезных Церкви благ: для того собраны здесь из самых слов Священного Писания и Последований Церковных краткие, Духом Святым и Церковью освященных изречения, заключающие в себе точный смысл и силу таинственных обрядов Литургии и всех во время ее возглашений 8 , для приложения их каждому к себе, с благоговейным возношением духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Об одном современном соблазне, или Новомученики Российские об отношении к новшествам в нашей жизни Источник: Православие и современность Последние два столетия сопровождались значительными изменениями и новшествами в жизни, изменившими привычный быт человека. Свойственно это и для нашего времени, и есть среди православных христиан люди, которые поддаются соблазну смотреть на любые крупные новшества, появляющиеся в жизни, как на нечто греховное само по себе. Существует даже целая псевдоправославная идеология, убеждающая, что будто бы всё новое и незнакомое – компьютеры, штрих-коды, новые паспорта, новые способы цифровой идентификации налогоплательщиков, электронные карточки и т.п. – всё это дьявольские порождения, и всякий, кто как-либо принимает их, совершает тем самым тяжкий грех, становится отступником от веры, принимает печать антихриста и по смерти непременно отправляется в ад. Но так ли смотрели на появления технических и бытовых новшеств святые? Более ста лет назад святитель Феофан Затворник писал: «Для христианина истинное обновление уже завершено. Все другие поновительные приемы не должны касаться той его стороны, по которой он есть христианин… Быстро идут науки вперед – и пусть. Но если они допускают выводы, противные откровенным истинам, то ведайте, что они уклонились на распутье лжи, и не идите вслед их. Размножаются повсюду удобства жизни – и пусть. Но это никак не может изменить той истины, что узкие врата и тесный путь вводят в живот вечный, и кто стал бы проповедовать противное сему, тот проповедовал бы ложь… Изобретается все к упрочению благоденствия на земле – и пусть. Но то несомненно, что это никогда не дойдет до того, дабы уже не нужно было, по обетованию Божию, ожидать нового неба и новой земли (2 Пет. 3, 13)… Так и во всем. Следует утвердить в себе сознание духа веры и жизни христианской и, храня его непоколебимым, все несогласное с ним отвергать. Такое сознание будет для нас то же, что утес среди волн морских» . В этих строках выражено подлинно христианское отношение к изменениям в общественной жизни – воспринимать их самих по себе спокойно, отвергая любые попытки кого бы то ни было представить эти изменения как повод для отвержения христианской истины.

http://pravoslavie.ru/37838.html

Скачать epub pdf О молитве Дыхание жизни Духовная жизнь во многом – это искусство молитвы. Святые отцы называли молитву дыханием жизни, нервами души, золотым дождем, льющимся в душу человека, неиссякаемым источником благодати, небесным сокровищем, которое человек всегда имеет при себе. 1. Молитва – это ключ, открывающий врата Небесного Иерусалима. 2. Молитва – это лествица, по которой душа восходит от земли к престолу Божию. 3. Молитва – вечный, нетленный, неугасимый небесный свет, который видит сердце человека. 4. Молитва – воскресение человеческой души прежде воскресения тела. 5. Молитва – крылья души; без нее душа в своих помыслах и страстях ползает, как червь, по земле. 6. Молитва – это озарение бездны нашей души небесным светом. 7. Молитва – постоянное пребывание с Богом, неоскудевающий родник светлой радости. 8. Молитва – предчувствие и преддверие рая. Человек создан для вечности, его истинная родина, его отчий дом – это небо. Здесь, на земле, он – изгнанник и странник. Когда человек забывает о своем предназначении, когда ему кажется, что его жизнь – это только краткий путь от рождения до смерти, от колыбели до могилы, – тогда он становится самым несчастным существом на земле. Молитва – это воспоминание о потерянном рае, это обращенность души к Богу. Для молитвы нет времени и расстояния. Если на слова молитвы откликнулось сердце, то их услышало все небо. Если слова молитвы излились из глубины души, то они достигли Господа. Мы часто совершаем в молитве роковую ошибку: нам кажется, что мы молимся своими силами, сами по себе, а Бог только отвечает на нашу молитву. Но это не так: мы молимся истинно только тогда, когда благодать Божия молится вместе с нами. Благодать – это Божественная любовь, Божественная сила, которая спасает человека. Само «напоминание» о молитве, желание молиться – действие благодати. Человек может принять благодать и может отвергнуть ее, но «заменить» благодать своими человеческими силами – невозможно. Если человек считает, что может молиться за счет одних усилий своей воли, концентрации своих мыслей, возбуждения своих чувств, за счет телесных трудов (поклонов, коленопреклонений), – то, значит, он приписывает молитву своему личному подвигу, своим человеческим способностям, и тогда происходит потеря самой молитвы: или наши силы истощаются и молитва рассыпается, как здание, построенное не на камне, а на песке; или происходит надрыв душевных чувств, и после молитвы человек вместо душевного мира испытывает болезненную раздражительность, как будто у него обнажены нервы; или же, что хуже всего, он погружается в состояние мечтательной восторженности, в гордое самолюбование.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Слово на поклонение животворящему Кресту. Св. Иосифа, архиепископа Фессалоникийского 17 Ныне совершается празднество Кресту: да радуется лик ангельский! Предстоит зрелище Креста: да покланяется сонм смертных! Веселится Божественная сила Креста: да бежат далеко полки демонов! О, Божественный Кресте, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные врата райские, тобою сокрушается держава смерти, чрез тебя ад лишается добычи, чрез тебя умершие получают жизнь, чрез тебя разбойник радуется в раю, чрез тебя небесное сочеталось с земным, тобою ниспослано познание истины, тобою дарована баня возрождения, тобою приобретено для земнородных оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, чрез тебя мы восприемлем Тело и Кровь Христовы, тобою мы удостоиваемся быть сынами Божиими и наследниками царства небесного, чрез тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются торжества наши. Но какой язык может изобразить, сколько благ и какие Христос Бог чрез тебя даровал человеческому роду? Зная все это, чистыми очами воззрим на чтимое и животворящее древо, на котором был пригвожден Христос Бог наш и прободены гвоздями святые длани Его, на котором богоубийцы пронзили копьем божественные ребра Его, и поднесли для пития уксус, смешанный с желчью, – при чем мимо ходящие кивали главами своими и со изумлением говорили: уа, ины спасе, Себе ли не может спасти ( Марк. 15:29, 31 )? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Матф. 27:40, 42 ). Это говорила нечестивая и слепая толпа иудеев, усладившаяся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же, верные, воспоем животворящие страсти Господа, пригвождение ко кресту, Его погребение, тридневное восстание из мертвых, дабы вместе с Ним совоскреснуть и сопрославиться с Ним, если состраждем, как предуказал сосуд избранный, божественный Павел ( Рим. 8:17 ). и как, наконец, к этому приглашает нас святейший Крест, праздник которого мы ныне совершаем. Итак, если мы желаем, чтобы сей крест был верным стражем и помощью в нашем спасении, будем всегда желать носить с собою Его знамение, дабы не оскорбить его худыми и нечистыми делами, постыдными и скверными словами, вследствие чего виновник и изобретатель зла действует свободнее и смелее и с большими силами влечет нас в бездну погибели. Но, подкрепленные силою Животворящего Креста, со всяким тщанием будем отгонять его – виновника зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Чинъ храма, творимаго Храму совершену бывшу, приходит от архиереа посланный, емуже повелит, прежде единаго дне или больши, и предуготовляет потребная к освящению, как внутрь олтаря, так и во всем храме, а наипаче дабы престол был на четырех столпах, пятый столпец посреди с ящиком: ящик бы был посреде под престолом, вышиною пол-аршина: престол высотою аршина, и шести вершков, а широтою по мере олтаря: дска напрестольная по мере престола, жертвенник такой же высоты, ширина и длина по мере олтаря. Ца верху у столпов престольных вынять ящики на четверть вершка, где_быть воскрмастиху: на техже столпах, от полу уступя вершка с два, вырезать зазубриной для утверждения верви: а вкруг престольной дски вырезать же на четверть вершка, где быть верви: на дсках, на престольной и на жертвенной, по углам чтобы было проверчено, где быть гвоздям, и сделать гнездышка, где будут гвоздинныя шляпки, чтоб гвоздинныя шляпки были в равенстве со престольною дскою, також и на столпах, навертеть, чтоб гвозди шли прямо: к утверждению престола четыре гвоздя, а к жертвеннику сколько надобно: цетыре камня, коими прибиваются гвозди: срачица на одеяние престола, и другая на жертвенник. На обязание престола вервь в шестьдесят аршин, и верхнее одеяние на престол и на жертвенник: пелены, чтоб покрыть престол и жертвенник, воздухи, платы, которыми престол отирать: занавес к царским дверем, два илитона на престол и на жертвенник: воды розовой, и вина церковнаго по стклянице: кропило, коим кропить: святое миро и стручец: четыре губы, отирать ими престол: губа во антиминс, губа во святую чашу: ящичек оловянный на святыя мощи под престол: архиерею свеща, и свещы на роздачу прочым духовным, и миряном: ладон росной и простой: две свещи выносныя большыя: хоругви, аще суть: вкруг церкви чтоб было чисто. Таже снимается дска со столпов, и поставляется на десней стране к стене, и замечается, как ей быть по прежнему на столпах престольных. Потом пред царския врата поставляется стол, и постилается скатерть: поверх скатерти постилается пелена, и полагается святое Евангелие, и честный крест, и поставляются святые сосуды, лжицы, копие, пелены, воздухи, вервь и одеяние на престол и на жертвенник, гвозди, губы, и покрываются пеленою и поставляются по углам четыре подсвещника: а другой столец поставляется в олтаре к горнему месту, и стелется пелена, и поставляется на столец святое миро, вино церковное, вода розовая в сткляницах, стручец, кропило, камение, которыми гвозди прибивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости В течение Юбилея милосердия через святые врата соборов прошли от 900 до 950 миллионов паломников 22.11.2016 15:18 Ватикан, 22 ноября, AsiaNews/Благовест-инфо. Почти миллиард паломников прошел через святые врата католических соборов мира в течение только что завершившегося Юбилейного года милосердия Божьего. Такую статистику привел вчера, выступая в Ватикане, архиепископ Рино Физикелла, президент Папского совета по содействию новой евангелизации. Во всем мире в течение внеочередного Юбилея «через святые врата прошли от 900 до 950 миллионов человек», рассказал архиепископ. Статистика посещения паломниками римских базилик более точная: пороги святых врат пересекли 21 292 926 человек из 156 стран. На первом месте среди этих стран стоит Италия, затем германоязычные страны, за которыми следую США, Польша и Испания. В то же время римские базилики посетило немало человек из России, Китая, Японии, Южной Кореи, Венесуэлы, Чада, Руанды, Анголы, Непала и даже с Куковых островов. «Одним словом можно сказать: в Рим приехал весь мир», -- сказал архиепископ Физикелла, курировавший мероприятия Юбилея милосердия. Куриальный прелат отметил, что впервые в истории юбилейный год имел вселенский характер: святые врата соборов были открыты во всем мире. Проанализировав сведения, присланные каждой епархией, организаторы смогли оперативно проанализировать процент посещаемости соборов по различным регионам. Физикелла напомнил, что из 3000 католических епархий мира около половины находятся в Европе и Центральной и Южной Америке. В этих регионах сквозь святые врата прошли около 80% все живущих там католиков. В целом по всему мире эта доля составляет порядка 56-62%. Общее количество католиков, которые пересекли пороги святых врат соборов в разных епархиях, составило в период с 8 декабря 2015 по ноябрь 2016 от 700 до 850 млн. Значительное число пилигримов также прошли через святые врата святилищ и паломнических центров – здесь средняя цифра равна 3 млн. В частности, святилище Божьего Милосердия в Кракове посетили 5 млн. верующих, а Гвадалупское святилище в Мексике – 22 млн. Рекордное количество паломников было зафиксировано за этот год в Сантьяго-де-Компостела.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях §1. Двери царские и святые В иконостасе находятся три двери, ведущие из алтаря в храм; одни называются средними, другие южными, а третьи северными. Средние врата, прямо от престола ведущие во храм, достойны уважения больше других. Средние врата, во-первых, называются царскими, потому что чрез них в Св. Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих; потом они называются святыми, потому что чрез них проносятся Св. Дары; притом эти врата святы и потому, что чрез них не позволено входить простым людям, а только освященным. §2. Завеса За царскими вратами в алтаре находится завеса, по-гречески катапетасма. Завеса есть полотно на шнурах, или опускающееся сверху вниз, или передвигающееся от одной стороны к другой. Симеон Солунский (в гл. 6, о храме) говорит: «завеса, находящаяся при жертвеннике (престоле), означает небесную при Боге скинию, где находятся лики св. ангелов и отшедшие к Богу святые». Завеса эта в Уставе (лист 15) называется внутрь сущею, т.е. внутреннею дверью. А так как эта же завеса в иных местах опускалась сверху вниз, то и называется еще горнею дверью, или горними дверями, а самые врата в дверях называются дольними или нижними и внешними дверями. Те и другие двери, для выражения различных знаменований, иногда отворяются, а иногда запираются. О сем будет сказано во 2 части, гл. 6, §46 и гл. 7, §5 и §34. §3. Двери южные и северные в иконостасе Южные двери называются диаконскими не потому, чтобы ими выходили и входили одни только диаконы; но от диаконика, куда вели эти двери. Правда, диаконы, для перенесения в алтарь священных сосудов и прочей утвари, имели близкий из диаконика вход; но когда они выносили народу благословенный хлеб или богоявленскую воду, как показано в гл. 6, §1, то всегда выходили из южных дверей. Притом издревле на диакона возложена была обязанность наблюдать за благочинием народа, стоящего во храме; для исполнения сей обязанности они выходили всегда южными дверьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010