Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Событие, которое мы сегодня празднуем, произошло более тысячи лет тому назад на краю Царьграда во Влахернском храме. Там шла всенощная и, конечно, ночью, а не вечером, как теперь. (Потом служилась литургия - после всенощной, ночью). Но вот, за всенощной произошло следующее. Среди народа стоял Христа ради юродивый Андрей и около него - отрок Епифаний, его ученик. Они, вдруг почувствовав посреди всенощной что-то, повернулись назад и увидели, что через западные врата (их называли Царскими т.к. царь входил через них (входит... Сама Божия Матерь!.. Поддерживает Её с одной стороны пророк и Предтеча Креститель Иоанн, а с другой - Иоанн Богослов, который был Ей усыновлён Христом прямо со креста. Вокруг были и другие - и пророки, и святые... Поклонившись, Божия Матерь, поддерживаемая двумя великими Иоаннами, медленно проследовала на середину храма, остановилась, стала перед амвоном, опустилась на колени и молилась. Потом поднялась, прошла дальше, стала на амвон, на солею, перед самым алтарём остановилась и опять стала молиться и ... плакать! Молилась в слезах! Потом обернулась к народу и простёрла над ним свой мофорий - то, чем покрывала главу - покров. (Мы называем это у архиереев омофором). Покров Божией Матерью был простёрт над молившимся народом, и не только над тем, который в это время молился во Влахернском храме, а над всем верующим народом, над всеми людьми, братья и сёстры, и так он и остался над всеми нами до сих пор! До сих пор Божия Матерь молится о нас обо всех и плачет, простёрши над всеми нами свой Покров... Не у нас это было, а в Константинополе - Царьграде. Только там, как и в других поместных православных Церквах, этот праздник не празднуется... А у нас он празднуется и, притом, как великий праздник! Братья и сёстры! Кто сподобился этого явления? Кто увидел входящую в храм Божию Матерь и Её моление о нас? - Блаженный, Христа ради юродивый Андрей.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/585...

Жители Римской Империи были искушены в философии, и христианство было посеяно на не совсем доброй почве. Не так сложно было вчерашним язычникам отвергнуть ложных богов, вера в которых уже изжила себя. Им было трудно признать Три Лица в Едином Боге. Не в том был соблазн для них, что Бог Един, а в том, что Он Един в Трех, и Три в Одном. Арианство было логичнее: Бог Отец – Единый Бог, а Сын и Дух – сотворены Им и Сын назван Сыном по благодати, но не по природе. 16 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память  святых отцов Первого Вселенского Собора. Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова. С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.

http://pravmir.ru/pamyat-svyatyx-otcev-p...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Бахчисарае состоялась акция в защиту земель Свято-Успенского монастыря 07.12.2005 203 5 декабря в Бахчисарае состоялась акция крымского молодежного объединения " Прорыв " в защиту Свято-Успенского монастыря. Как передает корреспондент ИА REGNUM, Бахчисарайская райадминистрация, которую возглавил член крымско-татарского меджлиса Эльми Умеров вернулась к рассмотрению вопроса о принадлежности земель, которыми в данный момент владеет православный монастырь и о переносе возведения Святых Врат с их исторического места. В акции приняли участие около 300 человек, сколько смогла вместить в себя предгорная площадка у тропы к монастырю. Участники акции держали в руках плакаты " Отстоим земли православные! " , российские флаги и флаги молодежного объединения " Прорыв " . Во время акции молодежь скандировала " Умерова в отставку! " и " Нет меджлису! " . Начиналась акция под звон колоколов, а к окончанию акции к участникам митинга из монастыря спустился насельник православной обители отец Флавиан, выразивший молодым людям благодарность за поддержку монастыря. " Какое же благородное дело вы делаете, что отстаиваете наши с вами святыни! Небеса радуются! " - заявил священник и предложил всем пройти в монастырь, где провел для них экскурсию. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM председатель регионального отделения всеукраинской общественной организации " Путь православных " в защиту канонического православия Павел Буцай представители меджлиса " претендуют на Святую землю, которую сохранили для православных предки " . " Наша основная задача сохранить ее в том же виде и передать нашим потомкам, - заявил Буцай. - В монастыре молятся за весь мир монахи, а наш святой долг защитить святыню от любых посягательств. Даже крымские ханы с большим уважением относились к Пресвятой Богородице и Свято - Успенскому монастырю, привозили воск для свечей. Так случилось, что во власть в Бахчисарае Ющенко поставил своим ставленником человека, который еще в 2001 году привел сюда около 300 экстремистов, и произошла кровавая стычка, в которой пострадавшим оказался даже заместитель начальника милиции. И этого человека президент поставил во главе района в самом сложном межнациональном и межрелигиозном регионе. С какой целью? А цель теперь видна - эскалация напряженности. Эльми Умеров прекрасно знает, что православные свято чтут Успенский монастырь и называют его крымской лаврой. Он прекрасно знает, что не пяди земли своей мы не отдадим. Этот человек сеет межнациональную и межрелигиозную рознь. Православная общественность требует отставки Умерова. Наш святой долг сегодня дать себе обещание - восстановить Святые Врата монастыря на их историческом месте. Православные России и Белоруссии внимательно следят за развитием событий в Бахчисарае и выразили свою готовность немедленно приехать для защиты монастыря " , - заявил Павел Буцай.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чтобы защищать свое Отечество, надо быть готовым защищать свою веру» 05.07.2020 503 Время на чтение 15 минут В 2020 году игумения Антонина, настоятельница Богоявленского женского монастыря в городе Углич отмечает 400-летие главной святыни монастыря – чудотворной иконы Божией Матери Феодоровская и 10-летие восстановления обители. За это время трудами и молитвами матушки и сестер монастырь был возрожден и приобрел поистине величественный вид. В обители собралась крепкая монашеская община, организован социальный центр помощи «Благо», который поддерживает малоимущих жителей города и района, в трапезной монастыря кормят бездомных. Мы попросили игумению Антонину, имеющую медицинское образование и солидный стаж врачебной практики, рассказать, как жила обитель в период эпидемии и вынужденной самоизоляции. Что помогало сестрам не болеть, не роптать и не унывать в отсутствие паломников и привычного ритма жизни. Матушка, Вы получили медицинское образование и более двадцати лет работали как врач общей практики. Ваш монастырь не так давно вышел из режима самоизоляции, теперь к вам снова могут приезжать паломники. Скажите, как Вы с сестрами восприняли необходимость закрыть на время пандемии святые врата обители? Были ли, на Ваш взгляд, оправданы карантинные меры? Слава Богу, у нас никто не заболел. Бог миловал нас, и мы очень этому рады. Необходимых мер предосторожности мы придерживаемся до сих пор. Сестры, которые вынуждены выходить за ограду монастыря, исполняя свои послушания, надевают маски, перчатки, в общественных местах соблюдают социальную дистанцию. Меры предосторожности мы предприняли без рассуждения, потому что это было благословение Святейшего Патриарха, а оно для нас – закон. И я лично считаю, что попечение, которое проявил ко всем нам Предстоятель Церкви, характеризует его как заботливого отца. Во многом благодаря профилактическим мерам была предотвращена угроза заражения насельников монастырей. Кроме того, Церкви как институту удалось, как мне кажется, избежать различных провокаций, когда нас могли бы представить в средствах массовой информации источником распространения смертельной инфекции, обвинить в нарушении каких-то предписанных правил и закрыть принудительным порядком на длительное время.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/05/chtoby...

Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится 31 июля, 2012 Содержание статьи История монастыря Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю. Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году. Святыни обители Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них — В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство. Храмы, часовни, подворья, скиты Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Церковь была построена в 1696 году и считается  самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница. Церковь сошествия Святого Духа В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. Д. Быковскому. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной. В 1850 году храм был освящен. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

http://pravmir.ru/zachatevskij-monastyr/

Зачачье. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм деревни Зачачье Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1915 Карта и ближайшие объекты Первоначально две церкви Никольская и Дмитриевская (1615-1620) стояли в Емецком остроге. В 1686 году крестьяне Никольского прихода обратились к архиепископу Холмогорскому и Важскому Афанасию в Емецкий стан Зачачьевской волости Заболотской полусотни с челобитной о перенесении приходских церквей из острога в Зачачьевскую волость. В январе 1686 года церкви были перевезены в Зачачье. Церковь Николая Чудотворца освящена в 1687 году, 18 июля 1747 года Никольская церковь загорелась от молнии. Церковный приказчик Семен Чечерин в донесении архиепископу сообщил, что церковь Николая Чудотворца загорелась изнутри, дыму было немного, крестьянам удалось вынести образа, святые книги и всякие церковные принадлежности из церкви, из алтаря, с престола и жертвенника в другую церковь. Пострадали царские врата. После пожара церковь восстановили. Вероятно, именно в это время первоначальное шатровое завершение заменили на кубоватое. Просуществовав двести с лишним лет, в 1890-е годы церковь пришла в ветхость, верхняя часть дала значительный уклон к северу. Это очень тревожило прихожан и попечителей храма. Однако ремонт задерживался в связи со сложностью, а главное из-за отсутствия денежных средств. Работы должны были производиться за счёт прихожан и на пожертвования частных лиц. В 1909 году скопилась достаточная сумма, и в том же году было возбуждено ходатайство перед епархиальным начальством о перестройке (точнее сказать, о полном воссоздании, начиная с самого фундамента) храма. Дело немного затормозилось из-за необходимости установления контактов с Императорской Археологической комиссией. В 1909 году реставрация церкви была разрешена с соблюдением следующих условий: 1.

http://sobory.ru/article/?object=08841

Здесь псалмопевец говорит о граде Божием, называет его Сионом и, значит, говорит об Иерусалиме, – это несомненно. Но какую из исторических эпох долговременной жизни этого города он имеет в виду? По мнению многих толковников, только одно время царя иудейского Езекии, с совершившимся тогда чудесным избавлением Иерусалима от ассирийского нашествия ( 4Цар.18:13 ; 2Пар.32:21–23 ), дает нам полное и непринужденное объяснение как главной мысли псалма, так и частностей ее развития, и потому можно утвердительно сказать, что этот псалом написан при Езекии после поражения Сеннахирима, царя ассирийского. Созерцая чудесно спасенный город, псалмист торжественно восклицает: Основания его на горах святых. Для него стало ясно, что Иерусалим основан Богом, есть Его город, что вследствие этого горы, над которыми он царит, суть святые горы, – что этот Иерусалим Бог любит, как Свой город, больше всех других городов Палестины, паче всех селений Иаковлих. Врата Сионя – это весь город Иерусалим ( Пс.9:15 ), и селения Иаковля – прочие города Палестины, населенные потомками патриарха Иакова; они, без сомнения, сильно пострадали, а город Сионский остался нетронутым. Некоторые толковники, как Евфимий Зигабен и Палладий, епископ Сарапульский, кроме буквального смысла, видят в выражениях 2-го и 3-го стихов сего псалма, согласно с св. Афанасием Александрийским , иносказательный смысл и говорят, что под именем Сиона разумеется здесь Церковь Христова, а под именем святых гор нужно разуметь св. апостолов, на которых основана Церковь с. 681; 3, с 284]. В безличном и неопределенном выражении: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий – нужно уразуметь, кем же и где славится город Божий? Во-первых, здесь нужно разуметь все то, что предвозвещено пророками о будущей славе Иерусалима (см. например, Ис. гл. 35, 40, 42 и др.), и во-вторых, нужно принять во внимание ту славу, которая распространена была тогда между народами, угрожаемыми страшным нашествием Сеннахирима, царя ассирийского, избавленными от грозившей им опасности чудесным поражением ассирийского войска под стенами Иерусалима. Эти-то народы и были, без сомнения, первые из тех «многих», которые тогда приносили в Иерусалим дары Господу и другие подарки Езекии, царю иудейскому ( 2Пар.32:23 ) и рассказывали потом другим о славе и богатстве Иерусалима. А это, в свою очередь, вероятно, и дало вдохновенному псалмопевцу повод назвать их в числе чад будущего благодатного Царства Мессии, о чем сказано в следующем стихе. По толкованию св. Афанасия Александрийского , под градом здесь разумеется Церковь Христова! Преславное о ней изглаголано то, что в ней вселится Единородный Сын Божий, по сказанному: «зде вселюся, яко изволи и в жилище себе» ( Пс.131:13–14 ) с. 284].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Церковь Константина и Елены. Карта и ближайшие объекты К 1666 году под Подземную церковь вырыли котлован, при рытье котлована для " земляной " церкви на месте Обретения Креста Господня забил ключ. Образовавшийся источник оформили как колодец, который сохранился и до настоящего времени. Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены была освящена в 1690 году. Низкая подземная или " земляная " церковь - первое, что видит вошедший через Святые врата на территорию монастыря. В XVII веке церковь возвышалась над поверхностью земли всего на 1,5 метра. На ее плоскую кровлю-гульбище можно было попасть через дверной проем в барабане главы. С восточной стороны на барабане был выложен из изразцов восьмиконечный, так называемый Голгофский, крест; окна, размещенные в арках керамической аркатуры, оформляли керамические же наличники. В первой трети XVIII столетия церковь была покрыта на два ската, барабан главы надстроен, керамический декор брабана XVII века сбит. Для надстроенной части барабана специально изготовили изразцы, повторяющие в упрощенном виде керамику первого строительного периода. С севера и юга появились восьмигранные объемы небольших часовен. Чтобы предохранить от разрушения кирпичную кладку стен, вокруг подземного храма вырыли ров. До нашего времени дошло оформление рва, выполненное по проекту М.Ф. Казакова в первые годы XIX столетия. Подземная церковь примыкает к полукружию заалтарного обхода. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглись центральная часть Воскресенского собора и Подземная церковь, сильно поврежденные пожаром 1726 года. Подземная церковь, освященная вторично в 1751 году, поновлялась на средства братьев Алексея и Кирилла Разумовских. В северной части Подземной церкви в начале XIX века был устроен придел в честь иконы Божией Матери " Утоли мои печали " . В нем погребена Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная княжна Прозоровская (1750-1806). В этом же приделе похоронен сын великого русского полководца Аркадий Александрович Суворов (1786-1811). Придел обновлялся на средства Александра и Константина Аркадьевичей Суворовых в 1872 году.

http://sobory.ru/article/?object=09785

Каноны на Рождество Пресвятой Богородицы Праздник Рождества Пресвятой Богородицы прославили канонами св. Иоанн Дамаскин , великий Песнописец 8-го века, и ещё прежде него – в 7-м веке – св. Андрей, Архиепископ Критский. Святые Иоанн и Андрей, с благоговением воспоминая трогательные обстоятельства рождения Пречистой Девы, в канонах своих то ублажают благочестивых Её родителей, которых имена сохранили для нас предание и Писание ( Лк.3:23 ), то превозносят похвалами Самую Деву, осчастливившую Своим рождением Иоакима Анну, которые оставались бесплодными до глубокой старости, то возносят благодарность и славословие Всевышнему Богу, благоволившему услышать молитву праведных и даровавшему им преблагословенный плод – Марию. Но радость этого события не ограничивается одним домом сих праведников. Святая Дева Мария, но выражению Песнописцев, рождением Своим разрешила неплодство не Иоакима только и Анны, но всего человечества, которое после вековых очищений и освящений действием Промысла Божия только в Марии явилось на той степени чистоты и совершенства, на которой оно могло сделаться вместилищем Бога-Слова; в лице Её родилась миру Жена, издревле обетованная Богом людям, чаявшим Утехи Израилевой, – явилась Дева,. Которую таинственно прообразовали: виденная Иаковом лестница, досягавшая до небес, неопалимая купина, виденная Моисеем, скиния свидения с её священными принадлежностями, прозябший жезл Ааронов, гора в видении Пророка Даниила, от которой нерукотворно отторгся камень, Халдейская печь орошаемая и не опалявшая благочестивых отроков, врата и дверь, видимые Пророком Иезекиилем, которыми имел пройти один только Господь Бог Израилев и оставить их заключёнными; таким образом рождество Пресвятой Девы Марии от праведных Иоакима и Анны было новым знаком непрерывного попечения Божия о спасении всего рода человеческого. Посему свв. Песнописцы с восторгом призывают в канонах своих всех людей и всю вселенную к священной радости и веселью. По внешнему своему составу оба канона составлены с приличною подобным песнопеньям стройностью, впрочем, без особенной искусственности; писаны языком мерно-прозаическим, приспособленным к пению, без акростихов; первый канон заключает в себе 27 песнопений, т. е. 8 ирмосов и 19 тропарей; а второй – 8 ирмосов и 32 тропаря, всего 40 песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Михайловская Слобода. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:1699. Архитектор:А.А. Анисимов и Т.И. Ефимова (святые врата и дом причта) Адрес: Россия, Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода Координаты: 55.545477, 38.081367 Проезд: автомобилем: 39-й километр Ново-Рязанского шоссе; общественным транспортом: от метро «Кузьминки». Маршрутное такси 558 «м. Кузьминки – Софьино». Выйти из последнего вагона поезда метро, идущего из центра, налево. Остановка расположена напротив «Нового книжного магазина» на Волгоградском проспекте. Е ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда автомобилем: 39-й километр Ново-Рязанского шоссе; общественным транспортом: от метро «Кузьминки». Маршрутное такси 558 «м. Кузьминки – Софьино». Выйти из последнего вагона поезда метро, идущего из центра, налево. Остановка расположена напротив «Нового книжного магазина» на Волгоградском проспекте. Ехать до остановки «Михайловская Слобода»; от метро «Выхино» автобус 324 «м. Выхино – Бронницы»; от станции Люберцы, маршрутное такси 33 «Люберцы – РАОС». Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь построена в 1699г. в вотчине московского Георгиевского монастыря. В 1830-х гг. здание было капитально перестроено и приобрело формы, характерные для позднего классицизма. При этом от первоначального храма остались только стены четверика со следами кокошниковв верхней части. Церковь получила новое завершение купольной ротондой с четырьмя декоративными главками по углам основного объема. Были заново выстроены апсида, трапезная и четырехъярусная колокольня. Сохранился иконостас первой половины XIXb., масляная живопись выполнена в начале ХХв. Михайловская слобода, храм Архангела Михаила Странная судьба у этого храма. Построили его в XVII веке. Через 130 лет после постройки храм передали единоверцам, которые практически сразу его разобрали и переделали в модном стиле классицизма. В этом виде он простоял до революции. Однако безбожная власть храм не разрушила, а только закрыла. В современной России храм вернули единоверцам, которые 180-летний храм снова разобрали и заменили модным новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века. Вроде бы от чего ушли, к тому и пришли. Только два подлинных храма погибло не от войн и пожаров, а от человеческой неразумности.

http://sobory.ru/article/?object=01687

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010