«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма, 2 Письма старца Иоанна (Крестьяникна)содержат наставления по всем главным вопросам духовной жизни. Не стоит говорить о ценности писем страца, тем более современного — живой голос мудрости, в ответ на конкретные проблемы нашей жизни. Письма Иоанна (Крестьянкина) посвящены таким темам как: Бог, болезнь, вера, бесы, гордыня, духовник, заповеди, любовь, мир душевный, молитва, Промысел, самость, свобода, сектантство, семья, совесть, спасение, Таинства и многим другим. Письма  О духовничестве (вступление) Духовничество - одно из сокровищ спасения, дарованное и благословленное Христом Своей Святой Церкви. Аз есмъ Пастырь добрый; и знаю Моя, и знают Мя Моя. ...И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин. 10, 14.16). И шли, и идут поныне, и спасаются, воплощая Божии веления в жизнь, и созидались Церковь Божия и мир Божий учительством, проповедничеством, духовничеством. И жила Церковь Божия в единстве духа и в союзе мира. Возросла и процвела Церковь в веках великими вселенскими учителями, Святыми отцами, Святыми старцами, мучениками, народом Божиим. Послушание Церкви и отцам созидало великое дело спасения человечества. Глас истины, услышанный и воспринятый сердцем, порождал правду жизни, а ответом и наградой этой правде был дар Божий - благочестие, являвшееся в великой своей силе. И вырос образ Святой Руси Православной пред народами, пред целым светом, привлекая и проповедуя благословение мира и правды. Что же питало правду жизни? Что вскармливало и взращивало людей духа, силы и мужества? Во-первых, вера Богу - Творцу и Промыслителю, во-вторых, любовь к Богу и осознание Его беспредельного величия и благости, и рядом с этим являлось смиренное сознание своей крайней немощи и недостаточности. И великие идеалы чистоты и святости порождали желание жить и трудиться во имя этих идеалов, а смирение вознаграждало тружеников силой от Бога к свершению их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Патриарх Кирилл: Многие люди воспринимают Церковь как нечто из прошлого, и потому не связывают с ней будущего 4 апреля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Пример святого преподобного Серафима и обстоятельства его жизни особенно важны для современного человека. 3 апреля 2014 года, в день 65-летия преставления преподобного Серафима Вырицкого, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил поселок Вырица в Гатчинской епархии, где подвизался преподобный старец. В вырицком Казанском храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен преподобному Серафиму. По окончании молебна Святейший Владыка обратился к пастве с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваше Преосвященство, владыка Митрофан! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки! Высокие представители государственной власти! Отцы, братия и сестры! Мы сегодня отмечаем очень важную дату — 65 лет со дня блаженной кончины преподобного Серафима Вырицкого. Это круглая дата, которая дает нам повод вновь собраться всем вместе здесь, в Вырице, в храме, где служил преподобный Серафим, рядом с его могилой. Обычно, когда мы возносим молитвы святым угодникам, чаще всего нас отделяют от этих святых долгие-долгие годы, столетия, иногда более тысячи лет. Но связь наша с ними не прерывается, и отдаленность по времени не мешает возносить к ним молитвы, потому что у Бога нет времени и святые там, где нет времени. Потому мы и не чувствуем отдаленности от них. Преподобный Серафим Вырицкий это такой святой, очевидцы жизни которого до сих пор еще живы. Эта близость к нам по времени святого преподобного Серафима не отличает его от тех прославленных угодников Божиих, которые жили давно. Но значение этой близости велико, потому что мы можем представить себе, что и в наш век — на протяжении жизни двух поколений — земля вырицкая, земля петербургская были освящены пребыванием великого угодника Божия. Многие люди воспринимают Церковь как нечто из прошлого, и потому не связывают с ней будущего. Пример святого преподобного Серафима свидетельствует: Церковь и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. И Церковь всегда актуальна, потому что именно она силой Святого Духа актуализирует все то, что совершил Господь Иисус Христос и Его рождение, Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, Его Воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение и второе и славное пакипришествие. Поэтому, когда мы обращаемся в молитве к святому, совсем немногими годами отделенному от нас, то понимаем, что помимо той святости, которую он имеет наравне с древними святыми, он выполняет особую миссию для современного человека, свидетельствуя о непреходящем значении Слова Божия, благодати Божественной, которая изливалась, изливается и будет изливаться на протяжении всей христианской истории.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-mnogie...

Патриаршее слово по окончании молебна в Казанском храме пос. Вырица в день 65-летия преставления прп. Серафима Вырицкого апреля 2014 Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваше Преосвященство, владыка Митрофан! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки! Высокие представители государственной власти! Отцы, братия и сестры! Мы сегодня отмечаем очень важную дату — 65 лет со дня блаженной кончины преподобного Серафима Вырицкого. Это круглая дата, которая дает нам повод вновь собраться всем вместе здесь, в Вырице, в храме, где служил преподобный Серафим, рядом с его могилой. Обычно, когда мы возносим молитвы святым угодникам, чаще всего нас отделяют от этих святых долгие-долгие годы, столетия, иногда более тысячи лет. Но связь наша с ними не прерывается, и отдаленность по времени не мешает возносить к ним молитвы, потому что у Бога нет времени и святые там, где нет времени. Потому мы и не чувствуем отдаленности от них. Преподобный Серафим Вырицкий это такой святой, очевидцы жизни которого до сих пор еще живы. Эта близость к нам по времени святого преподобного Серафима не отличает его от тех прославленных угодников Божиих, которые жили давно. Но значение этой близости велико, потому что мы можем представить себе, что и в наш век — на протяжении жизни двух поколений — земля вырицкая, земля петербургская были освящены пребыванием великого угодника Божия. Многие люди воспринимают Церковь как нечто из прошлого, и потому не связывают с ней будущего. Пример святого преподобного Серафима свидетельствует: Церковь и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. И Церковь всегда актуальна, потому что именно она силой Святого Духа актуализирует все то, что совершил Господь Иисус Христос и Его рождение, Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, Его Воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение и второе и славное пакипришествие. Поэтому, когда мы обращаемся в молитве к святому, совсем немногими годами отделенному от нас, то понимаем, что помимо той святости, которую он имеет наравне с древними святыми, он выполняет особую миссию для современного человека, свидетельствуя о непреходящем значении Слова Божия, благодати Божественной, которая изливалась, изливается и будет изливаться на протяжении всей христианской истории.

http://mitropolia.spb.ru/docs/patriarshe...

Период II. Более частное и определенное раскрытие учения о Троице (в III в.) в борьбе с монархианами Об ипостасности лиц при единстве существа Божия § 106. Общее замечание Переходя к дальнейшему периоду раскрытия церковного учения о Троице, мы должны заметить, что учители и церковные писатели этого периода учат о Троице совершенно в том же духе, в каком учили о ней и апологеты, и даже пользуются многим из сказанного ими об этом предмете. Но у них замечается та важная особенность, что свое учение о Троице они всегда излагают в виду вопроса о единстве Божием, вследствие чего натурально у них точнее должно было выясняться и определяться как то, что собственно есть различного в лицах божеских, почему они отличаются друг от друга, так и то, в каком стоит соотношении это различное к единству Божества, не противореча ему, и оставляя его совершенно целым и неприкосновенным. Главный толчок к такому повороту в раскрытии учения о Троице был дан ересью так называемых монархиан, которые, признав положительно невозможным примирить троичность лиц с единством или единоначалием (μοναρχα) Божиим, считали себя вправе во имя единства Божия, или безусловно отвергнуть, подобно евионеям, существование в Боге других лиц кроме одного, или же, на принятие их наружно согласившись с христианами, понимать, под ними только разные формы и проявления одного и того же божеского лица. Представителями первого вида этой ереси, которая была предварена уже возбуждением (в конце II века) алогов против учения об ипостасном Слове 575 , явились два Феодота (один – старший – кожевенник (σκυτες), а другой младший – меняло (τραπεζτης) 576 , и Артемон 577 , ставшие учить, что Бог, как безусловно единый, не имеет у Себя никакого ипостасного Слова, которое бы могло воплотиться во Христе, и что, поэтому, Христос был не более, как простой человек, стоявший выше других людей только по сравнительно высшей своей нравственной святости и по особеннейшему преизбытку в Нем присутствовавшей и действовавшей силы Божией. Не изменяя сущности этого лжеучения, впоследствии более усовершенствованный ему с внешней стороны вид сообщил Павел Самосатский († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия С молитвенным благодарением Богу, заступничеством Святителя Филарета, к моему 80-летию. Содержание Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ Константину Ефимовичу Скурату, заслуженному профессору МДА, почетному члену минской духовной академии Предисловие 1. Время святителя Филарета 2. К духовному образу святителя Филарета 3. Догматические темы 4. Мысли экзегетические 5. Путь духовного делания а) Избегай... б) Твори... в) Нищета и богатство 6. Духовное руководство – духовные советы а) Бог – и мы б) Ближние – и мы в) Мы – сами г) Разное 7. Промысл Божи й 8. Божия Матерь 9. Молитва а) Молитва в храме б) Молитва вне храма в) Святые таинства 10. Священство 11. Духовная школа 12. Монашество 13. «Кто даст ми криле – полещу и почию в лавре» (святитель Филарет) 14. Чтение священного писания и творений святых отцов церкви 15. Забота о ближних 16. Почтительность к родным 17. Немного о дружбе 18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения 19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные 20. Хозяйственные пожелания 21. Заметки о миссионерстве 22. О переводах на русский язык Священного Писания и творений святых Отцов Церкви 23. Мнения и отзывы о публикациях 24. Забота о единстве Вселенского Православия 25. Суждения о нарушениях церковной дисциплины и Православной веры 26. Праздничные приветствия 27. Почтение к Августейшим 28. Думы об Отечестве 29. Разные наставления 30. Юмор 31. Поучительные рассказы 32. Примеры подвигов 33. Кончина – за гранью земного бытия 34. Просил и себе... Вместо заключения Письма святителя Филарета по времени издания Издания в журналах     Данная работа Константина Ефимовича Скурата , заслуженного профессора Московской Православной Духовной Академии, почетного члена Минской Духовной Академии, доктора Церковной истории – это собрание драгоценных зернышек Богомудрия светлейшего Божия служителя Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867), разбросанных на тысячах страниц его писем. Цель ее автор так определяет: «Еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

По духу Евангелия вся ваша деятельность – наши мысли, желания и действия должны проистекать из любви к Богу и ближнему. Возлюбиши, заповедал Спаситель, Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею мыслию твоею, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе ( Мф. 22:37, 38 ). А чтобы люди знали: как любить Бога всем сердцем, всей душей, всем разумением своим, и как любить ближнего, Бог дал святой Закон свой, в котором, во-первых, заповедал: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене ( Исх. 20:2 ). Сия заповедь требует от нас, иметь живую уверенность в бытии Бога, Существа всесовершенного ( Аввак. 2:4 . Евр. 11:6 ), всемерно стараться возрастах в познании Его ( Иер. 9:23, 24 ), а для его упражняться в чтении Священного Писания ( 2Тим. 3:16,17 .) и других душеспасительных книг, или внимательно слушать их чтение, также церковные поучения и благочестивые разговоры о Боге, о промысле Божием, дела Его в Церкви ( 1Сол. 5:11 ), во всех обстоятельствах жизни нашей обращаться к Нему единому ( Пс. 42:5 ), на Него единого возлагать всю надежду свою ( Рим. 8:31 ), поступать осмотрительно до того, чтобы все дела и мысли наши были проникнуты благоговейным чувством вездеприсутствия и всеведения Божия ( Быт. 17:2 ), почитать гнев Его высочайшим для себя несчастием ( Быт. 39:9 ), безропотно во всем покоряться Его воле ( Втор. 11:13, 14 ), прославлять Его ( Пс. 21:24 ), как всесовершенного, благодарить Его, как Промыслителя и Спасителя нашего ( 1Сол. 5:18 ), призывать Его как всеблагого и всемогущего ( Пс. 49:15 ), исповедовать Его устами и святостью жизни ( Пс. 104:1 ), быть послушным сыном св. Церкви Его ( Мф. 18:17 ), и воздавать Богу поклонение, по ее руководству ( Евр. 10:25 ), как Существу высочайшему. Но так как мы большей частью бываем осквернены грехами до того, что и молитвы наши нечисты, безжизненны, недостойны святости и величия Божия, то руководствуемые Церковью Святой, почитая действующую во святых Ангелах и Угодниках Божиих благодать Его, по чувству своего непостоянства, просим их о подкреплении наших молитв своим предстательством у Бога. В сем случае мы поступаем подобно тому, как имея нужду в земных благах, хотя все они, собственно, суть дары Божии, обращаемся с просьбой о наделении нас ими к земным благотворителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

ПОСЛЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА, КРОНШТАДТСКОГО ЧУДОТВОРЦА. Итак, совершилось, наконец, столь многими с нетерпением ожидавшееся благолепное и радостное торжество церковного прославления нашего великого всероссийского праведника, молитвенника и чудотворца – приснопамятного Отца Иоанна Кронштадтского . Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Слава и благодарение Богу, дивному во Святых Своих, достойно прославляющему угодников Своих! «Прославляющыя Мя прославлю»   (1 Царств 2, 30) сказал Сам Господь еще в Ветхом Завете. И это исполнилось теперь на нашем дивном праведнике, который и словом, и делом, и всею жизнью своею славил Господа, Ему Единому угождая. За это Церковь Христова ныне торжественно, всенародно, во всеуслышание прославила его, как  Святого Угодника Божия,  которого она впредь всегда будет, уже гласно, в богослужебных чинопоследованиях, призывать в своих молитвах, как Святого Праведного Отца нашего Иоанна, Кронштадтского Чудотворца. Совершила этот великий акт наша Русская Православная Церковь заграницей. И это вполне понятно и полностью может быть оправдано! Ведь наша Русская Зарубежная Церковь – единственная в настоящее время свободная Русская Церковь . И только она одна, как никому не порабощенная и не изменившая Божественному Основателю Церкви – Христу-Спасителю, но служащая  Ему Одному,  может почитаться законной преемницей прежней дореволюционной Российской Православной Церкви, правомочной прославлять Святых своих. Это право ее потому еще несомненно, что, как свидетельствует история, многие местно-чтимые Святые прославлялись даже одним епархиальным архиереем, и вся Церковь потом принимала это прославление, как действительное и законное. Тем более была вправе наша Русская Зарубежная Церковь – единственная имеющая свободный голос и не находящаяся в пленении врагов Христовой Веры Церковь – прославить такого, давно уже всенародно-чтимого святого, в святости коего ни у кого из истинно-верующих русских людей нет и не могло быть сомнений, каков был столь любимый всем русским народом «Батюшка» Отец Иоанн Кронштадтский . И кто против этого возражает, тот сам расписывается в своей церковной несостоятельности, в духовно-нравственной порочности и неблагонадежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Почему не допустимо христианам устраивать увеселения в кануны воскресные и праздничных дней? Как это странно и как больно за современных христиан, что многие из них не понимают всей предосудительности устройства развлечений в ночь под воскресные дни! Где уж тут говорить о христианстве, о христианизации жизни, если такая простая, казалось бы, самоочевидная истина не доходит до сознания представителей современного обезбоженного и расцерковленного общества. Для тех, кто еще способен вразумиться, предлагаем настоящую историческую справку. " И бысть вечер, и бысть утро: день един»  ( Быт. 1:5 ) – вот со сколь глубокой древности – еще с первого дня Творения мира ведет свое начало обычай Церкви считать наступление следующего дня  с вечера  накануне. Столь же древнего происхождения и наши праздники, которые Сам Господь, Творец мира и человека, заповедал нам «святить»:  «И благослови Бог день седьмый, и освяти его»   ( Быт. 2: 3 ). Этот освященный Самим Богом на заре человеческой истории  «день седьмый»  за 1600 лет до Рождества Христова в торжественный день Синайского законодательства вновь повелено нам свято чтить. Повеление это составило собой особую  четвертую  заповедь Закона Божия, гласящую так: «Помни день субботний, еже святити его,: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота Господу Богу Твоему»   ( Исх. 20: 9–10 ). Святость этого седьмого дня – в Ветхом Завете  субботы , празднование которой всегда начиналось  с вечера накануне , ограждалась под страхом смерти:  «сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю смертью умрет»  ( Исх. 31: 14 ). Вместо ветхозаветной субботы, в Новом Завете христианами стал праздноваться следующей за субботой  «День Господень» , или  «день воскресный» , потому что в этот день Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и, победив ад, избавил нас от власти диавола и вечной смерти. Начало его празднования, как свидетельствует об этом Священное Писание и древнейшие памятники христианской письменности, восходить к первым дням христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Празднование 700-летнего юбилея со дня рождения святого Сергия совершается на фоне тревожной политической обстановки, когда возобладавшее в жизни Запада «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века» 1 . Быть может, именно в такие моменты жизни, когда история подводит человечество к роковым рубежам, аксиологический взгляд, обращенный к жизни святых, способен выявить высокую цену универсальной значимости их духовного идеала, в служении которому их политический идеал был вдохновлён этическим идеалом, так как они, по верному замечанию. В.С. Соловьёва «должны быть теснейшим образом между собой связаны» 2 . Святой Сергий – духовный вождь Руси, примирявший русских князей и вдохновлявший их на собирание русских земель под политическим главенством Москвы. Знаменательно, что законное воссоединение Крыма с Россией совершилось в год 700-летнего юбилея преподобного Сергия. Обращаясь к религиозно-нравственному облику преподобного Сергия, мы видим его глубокое смирение, его преклонение пред Богом, его погружённость в молитву и созерцание, его евангельскую любовь к ближним и дальним, его заботу о благоденствии Русской земли. Следование идеалу предполагает отрешённость от вещей материальных и чувственных, отказ от своей автономии, верность принципу самоотречения. «Чтоб увидеть истину, – заявлял Лев Шестов, – нужны не только зоркий глаз, находчивость, бдительность и т.п. – нужна способность к величайшему самоотречению» 3 . На светлом фоне сияния добродетелей святого Сергия, озарившего путь русской православной святости, открывается духовная несостоятельность цивилизационного пути в развитии Запада с его неотвратимой логикой отступления от Евангелия и забвения вечной жизни. Очевидно, что «бедствия нашего времени велики, и опасность можно будет преодолеть только тогда, когда будет захвачена последняя глубина человеческой души, когда человечество опять проложит себе путь к Богу» 4 . История христианской Руси была отмечена стремлением Церкви к водворению в политической жизни Руси высоких нравственных начал, провозглашённых Евангелием в его обращении ко всем народам земли. По мысли В.С. Соловьёва , подобно тому, «как нравственность христианская имеет в виду осуществление Царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царства Божия для всего человечества» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Пресвятая Дева Мария родилась в скромной и смиренной доле от незнатных по внешнему состоянию, но богатых верою и благочестием, родителей Иоакима и Анны. В трёхлетнем возрасте переведена Она была в храм Иерусалимский, где до пятнадцатилетнего возраста пребывала непрестанно в молитве и чтении слова Божия. При этом труд и служение ближним составляли непременный подвиг Её внешней деятельности. Глубочайшее смирение, послушливая покорность всем, целомудрие и скромность в словах и действиях, богобоязненное исполнение всех заповедей Господних и благодушное радование о Господе были единственным украшением души Её, которая жила и дышала единым Господом. Удалившись в Назарет, в дом своего обручённого мужа Иосифа, Пресвятая Дева не оставляла и здесь жизни в страхе Божьем, исполняла все тяжёлые труды домашнего хозяйства, готовила всему семейству Иосифа и пищу, и одежду. В доме усыновлённого Ею ученика Христова, когда уже сбылось Её пророчество, как ублажать Её всю родню, Она, пребывая в глубоком смирении и уединении, собирает около себя вдовиц и дев, обучает их рукоделию, правилам веры и жизни для Господа, обучает не устным только словом, но преимущественно своей жизнью и деятельностью. Так проводила дни своей блаженной жизни Пресвятая Дева Мария, за что и удостоилась Она быть Матерью Господа и прославления от всех родов, боящихся Господа. Такая жизнь Её по воле Божьей называется в Слове Божьем жизнью в страхе Божьем. Страх Божий проявляется в богобоязненном человеке вследствие сознания его, что Бог беспредельно велик в своих совершенствах, бесконечен в своей любви и благости к роду человеческому, почему облагодетельствованное им создание, человек, опасается прогневить Господа чем-либо греховным, а через это лишиться отеческой Его любви и благоволения. Кто имеет страх Божий, для того всё священно, что относится к Богу. Он никогда не употребляет имени Божия в каких-либо маловажных разговорах, никогда не нарушает клятвы, никогда не говорит легкомысленного о святейших предметах религии, уважает все то, что происходит от Бога, все Божественные учреждения в царстве природы и благодати и обществах человеческих. Рождается ли в нём какое-либо греховное пожелание? – благоговейная мысль о Боге, как о существе святейшем, которое любит одно доброе и святое, истребляет это пожелание. Не совместимы со страхом Божьим гордость житейская и самомечтательность людская, потому что при предоставлении Божественных совершенств, при мысли об истинной святости и мудрости в Боге, все наши преимущества, все добродетели и мудрость являются нам совершенно ничтожными ( Пс.8:5 ). Страх Божий полагает начало всякой добродетели: боящийся Господа крепко любит Его ( Пс.111:1,2 ); от этой боязни о Господе произошли все необыкновенные подвиги и опыты величайшего терпения и страдания святых мучеников Божьих, которые, страшась согрешить перед Богом, не страшились никаких изнурений, лишений, плена, уз, мук и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010