Искусство из искусств Но хотя избавление от грехов – очень важно, однако, не все занимались этим делом. «Что всего вожделеннее для человека?» – спрашивает о.Иоанн. «Избавление греха, оставление и прощение грехов и стяжание святости. Почему? Потому что грехи разлучают нас с Богом, Источником Живота, удаляют от общения с людьми и повергают нас в смерть духовную. Даруй убо, Господи, совершенно избежать греха, навыкнути же всякой добродетели, по благодати Твоей. Ей, Владыко, без Тебя не можем творити ничтоже благо, «зли суще» ( Мф.12:34 ). Ибо через освобождение от греха мы возвращаемся в подобие и образ Божий: это ясно мы видели, когда вели речь о святости и о грехе. Но в том-то и заключается наша беда, что мы не видим своих грехов. Об этом мы говорили и ранее. Говорим и теперь. Даже священники и «академики» – далеко не все знают это. Вот о.Иоанн и говорит нам, что очень немногие и из пастырей знают это: «От какой глубокой язвы, от какой смертельной раны, от какого убийственного дыхания греха пришел спасти нас Небесный Врач, Господь Иисус Христос. Кто постигнет это вполне? Никто. Только отчасти, по своему опыту, некоторые из нас (пастырей) видят глубину бездны, в которую ниспали мы чрез грех, – все свое бессилие для добра. Но и это дает нам видеть просвещающая наши омраченные сердца благодать Божия. Естественным разумом человек этого не видит; и потому не может видеть и чувствовать нужды исправления и обновления» образа Божия. И в Дневнике своем он не раз говорит об этом невежестве. «Многому научены ученики учебных заведений; но не знают часто единого на потребу; Бога и себя самих, своих грехов, своей немощи духовной, своего ничтожества без Бога и пред Богом. Вспомните о молитве св. Ефрема Сирина : «Господи! даруй ми зрети моя прегрешения». Видеть свои грехи в их множестве и во всей их гнусности – действительно дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы. Сказанное выше должно приложить и ко многим, многим ученым, и к богатым и к бедным: многое они знают, много имеют; но не знают и не имеют нередко существенного. «Утаил еси сия от премудрых и разумных, и отдал еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою» ( Мф.11:25–26 ). Дивные дела! – Видно, благодать Божия и блага мира сего не одно и то же!» «Вот и доселе, при всех успехах в науках и искусствах, при всех сокровищах мудрости человеческой, древний и новый человек не может воспитать себя, потому что отверг еще в начале детоводство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

С. Успенский Святость имени Божия Святого мученика Ермия , после разных мучений, за твердость его веры во Христа приговорили выпить яд. Святой Ермий не смутился, он помнил слово Христово о верующих: если что смертное выпьет – не повредит ему. Осенив себя крестным знамением, он призвал имя Божие и выпил яд. И чудо совершилось на глазах у всех: яд, самый смертоносный, не подействовал, и святой мученик остался жив. Даже языческий волхв, приготовлявший яд, был поражен и уверовал во Христа. Вот так сильно имя Божие в устах благочестивого и благоговейного человека и так страшно в устах неблагоговейного, произносящего его с небрежением и всуе. К преподобному Авксентию подошли двое прокаженных и молили его исцелить их. На вопрос преподобного, за какой грех они наказаны, они только кланялись и просили об исцелении. «Знайте, – сказал Авксентий, – Господь наказал вас за то, что вы имеете обычай напрасно божиться и клясться». Прокаженные изумились прозорливости святого, покорно признали за собой грех и, покаявшись в нем преподобному, исцелились от проказы. Клятвопреступление Царь Навуходоносор пошел войной против Иерусалима и овладел им. Побежденного царя Седекию он оставил на престоле, но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекия заключил союз с египетским царем против Навуходоносора и, таким образом, нарушил данную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличил Седекию устами пророка Иезекииля: «...клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня» ( Иез. 17, 19–20 ). Божественная угроза скоро исполнилась. Навуходоносор снова взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где его посадили в темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление. А. Царевский Наказанное богохульство Сеннахирим, царь ассирийский, вздумал овладеть Иерусалимом, где царствовал благочестивый Езекия, царь иудейский. Он укрепил город и убеждал свой народ надеяться на помощь Божию. А Сеннахирим стал поносить Бога, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святость, или Чудеса Святителя Иннокентия …Проторжеся вода в пустыни, потек источник чудотворений от нетленных мощей, и чем далее тек он, тем более принимал в себя струй благодати, так что ко времени полного открытия тайны, положенной в совете Вечного, чудеса от Угодника Божия сделались жизненною потребностью Иркутска... Первые чудеса Святителя Иннокентия По кончине Святителя Иннокентия жители Иркутска и окрестных селений ежедневно во множестве текли в Вознесенский монастырь для отправления панихид по усопшем при общем чаянии чего-то необыкновенного. А чрез 15 лет чаяние это обратилось в народный голос, что тело Угодника нетленно и цельбоносно. Еще восемь лет, и верование Иркутска перешло в видение. При исправлении в 1764 г. Тихвинской церкви, под которою почивал Святитель, тело Его, одеяние на нем и бархат на гробе обретены непричастными тлению, хотя со дня погребения Его протекло 33 года, и условиями места по сие время остаются сырость и затхлость. Обретение мощей епископа Иннокентия нетленными было духовным торжеством для иркутской паствы. В нетлении сем она видела уверение свыше, что в Первосвятителе своем имеет близкого к себе и близкого к Богу предстателя и заступника. Но не ограничилась сим чудодейственная сила Божия. Проторжеся вода в пустыни, потек источник чудотворений от нетленных мощей, и чем далее тек он, тем более принимал в себя струй благодати, так что ко времени полного открытия тайны, положенной в совете Вечного, чудеса от Угодника Божия сделались жизненною потребностию Иркутска. Проследим их в хронологическом порядке. 1766 год 1. В Вознесенском монастыре, в день храмового праздника Вознесения Господня, у настоятеля архимандрита Синесия было много гостей, а во главе их иркутские – епископ Софроний, и первый губернатор (в это время Иркутск возведен на степень губернского города) Фрауендорф. После обеда губернатор полюбопытствовал видеть нетленное тело Иннокентия. Преосвященный, после долгого, говорят, отрицания, приказал открыть пещеру над гробом, и что же? Посланные нашли могильный склеп сверху донизу заваленный снегом, а это было 1-е число июня. Велено снег очистить; но по мере того, как очищали, появлялся новый. По отъезде же губернатора пещера оказалась бесснежной и чистою, как и всегда была, и в которую снег не проникал никогда и зимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf 44. Святой Александр Невский 164 , святитель Митрофан Воронежский, и святой мученик Феодор. Утверждённые в Боге «Дивен Бог во святых Своих» 165 . В день памяти святых угодников Божиих святая Церковь прославляет силу Божию, проявившуюся в их жизни и увенчавшую их святость и особой близостью к Богу. Благоговейно чувствуя эту святость и близость святых к Богу, мы в глубине своей души одновременно чувствуем в эти дни и свою греховность, и недостоинство перед Богом. Они-то (святые) угодили Богу. А мы? Они-то снискали милость Божию. А мы? Они-то успешно боролись с грехами. А мы? Так, сравнивая себя со святыми угодниками Божиими, мы без конца будем задавать себе своё унылое. «А мы?» От такого сопоставления можно было бы впасть в тоску, панику, грусть, уныние, если бы не сознание, что сила Божия, очистившая, просветившая, и утвердившая в Боге святых угодников, есть та же самая сила Божия, которая предназначена для каждого из нас. Она готова миловать, просвещать, умудрять и в Боге утверждать нас, как только мы серьёзно решимся сделаться достойными её. Объятия Отчие всегда открыты для нас, призывающая благодать Божия (принято благодать Божию разделять по её воздействию на человека на: 1) благодать призывающую, 2) просвещающую, 3) очищающую и 4) спасающую) всегда около нас. Эта благодать в день памяти святых призывает нас вникнуть в житие их, чтобы возревновать о подражании им. Святая Церковь чтит и прославляет ныне шесть угодников Божиих. Кратко рассмотрим житие трёх из них: мученика Феодора, святого Александра Невского и святителя Митрофана Воронежского под углом зрения их отверженности в Господе Боге. 1 . Мученик Феодор жил в 4 веке, во время ещё продолжавшихся гонений на христиан со стороны язычников. Ему было всего 15 лет, когда его подвергли мучениям, стойко и терпеливо им переносимым. Когда его спросили, как он чувствовал себя во время мучений, то он ответил: «Когда я утвердил себя в своей душе в терпении за Христа... то погасилось во мне чувство боли». Вот они – спасительные слова: «утвердился в терпении за Христа». – Страх и чувство боли от мучений погасились силой Божией, вселившейся в юного Феодора с того момента, как он утвердился в терпении и надежде на Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

А. Леднев, Е. Лукьянов Пир веры. Торжество святости глазами паломника Перед восхождением Почитание архиепископа Иоанна, святителя и чудотворца, началось ещё при его жизни. И по смерти Владыки многие по его предстательству получали от Бога исцеления и свидетельствовали о ином чудесном заступничестве Архипастыря уже торжествующей Церкви. Писались его иконы, по всему миру почиталась его святая память, а нетленные останки Владыки свидетельствуют, что душа угодника Божия пребывает чиста и непорочна в селениях праведных. Сейчас, когда время всё сокращается, увлекая верных с узкого пути на стези мира сего, прославление святителя Иоанна есть великое подкрепление изнемогающей рати Христовой, чьи ряды так стремительно пустеют. Некоторым современникам Владыки было тяжело сжиться с мыслью, что вот человек, которого они знали при жизни, ходивший среди них, теперь будет прославлен со святыми и ему будут возноситься молитвы. Русская Церковь знает и иные скорые прославления: менее 10 лет прошло от кончины до прославления святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, преп. Кирилл Белозерский был прославлен через 13 лет по преставлении своём, преп. Антоний Сийский – через 23 года; можно назвать имена и других скоропрославленных угодников Божиих как на Руси, так и вне её пределов. В 1992 году на Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви обсуждался вопрос о подготовлении к прославлению святителя Иоанна, а на проходившем в мае 1993 года Архиерейском Соборе было определено совершить прославление 19 июня/2 июля 1994 года в Сан-Франциско – в день 28-й годовщины честного преставления праведника Божия. В Западно-Американской епархии был создан Организационный комитет. Ему предстояло решить: как разместить всё духовенство в алтаре, где найти места для облачения священнослужителей, как организовать порядок за богослужением (кто будет следить за свечами, например) и вне храма, как заказать необходимое количество просфор, осуществить питание паломников, трапезу после торжества, как дать всем паломникам возможность участвовать в богослужении. Поэтому уже с осени прошлого года собрания комитета, организовавшего также торжества прославления святителей Иннокентия и Николая, проходили еженедельно. Комитетом были разосланы по Зарубежью обращения о сборе пожертвований на устроение раки и сени для честных мощей святителя Иоанна. Проект их был исполнен прот. Стефаном Сабельником, им же вместе с иереем Георгием Куртовым и диаконом Виталием Кичаковым осуществлена резьба по дереву для раки и сени. Иконы для сени написали архим. Алексий (Розентул), иеромонах Андрей (Эрастов), Иаков Ференс и В. В. Красовский. Архиепископом Антонием Сан-Францисским была подготовлена служба Святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

ЛИТУРГИЯ Литургия есть наглядное изображение в лицах, различных вещах, словах и действиях рождения, жизни, учения, заповедей, чудес и пророчеств, страданий, распятия на Кресте, смерти, воскресения и вознесения на небо Начальника нашей веры Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного. Во время литургии Он Сам невидимо присутствует, Сам действует и все свершает через священника и диакона, которые только орудия Его (1). Боже мой! Какая бездна святости, милосердия и правды Божией, какое величие недомыслимое сокрыто в ней (в литургии), какое спасение, очищение, освящение, обновление, обезсмертствование, обожение сокрыто в ней! Какое соединение преестественное твари с Творцом! Возносим ли мы с тобой как должно сердца наши горе во время ее совершения? Горим ли мы духом? Возвышаем ли сердца верных на небо своим благоговейным служением? Бог через литургию и причащение Святых Тайн соединяет с Собой человеческое естество и превыше небес возводит его, с Собою посаждает на престол славы, с Ангелами совокупляет. Понимаем ли мы эту высоту служения своего, эту безмерную благость, правду и премудрость Божию; ценим ли ее должным образом; благодарим ли Господа, любим ли Его горячо; любим ли друг друга? Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную (1). О Божественная, святейшая, пренебесная, всеобъемлющая, небо и землю сосредоточивающая литургия православная! Сколь ты чудна, вожделенна, полна бесконечной благости, премудрости, правды, святости Божией, величия непостижимого. Уже предварительная часть твоя, проскомидия, вкратце и в общих чертах изображает твое Божественное величие, спасительность и красоту небесную. Тут в образных, весьма неравных частях хлеба пшеничного образно представляются: 1) Сам Агнец Божий, Иисус Христос, вземлющий грехи мира, 2) Божия Матерь, в честь Которой треугольная частица изъемлется из особой просфоры и полагается с правой стороны Агнца, 3) лики всех святых – Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, святых дневных и того святого, имя которого носит литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  25 апреля 2009 г. Слово архимандрита Тихона (Зайцева) при наречении во епископа Подольского, викария Московской епархии 25 апреля, в субботу Светлой седмицы, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил наречение архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии. При наречении архимандрит Тихон обратился к Предстоятелю Церкви и Преосвященным сослужителям Его Святейшества со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением и определением Святейшего Отца нашего Кирилла, Патриарха Всероссийского, и Священного Синода призываюсь я, недостойный, к «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 14) — архиерейскому служению. Страх и трепет охватывают душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь. Исповедую свою немощь и недостатки, чувствую свою неподготовленность быть «всем для всех» (1 Кор. 9, 22), но в то же время глубоко верю в божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12, 9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее. Стоя перед вами, я сознаю высоту предстоящего служения и большую ответственность, на меня возлагаемую. Моему внутреннему, духовному взору предстоит Пастыреначальник Христос, Великий Архиерей (Евр. 4, 14), призывая к высочайшей чистоте и святости того, кто готовится восприять Его образ. Утешением отзываются в моем сердце слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27). Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской. Но прежде чем быть поставленным на свещницу архиерейского служения, хочу открыть пред вами свою душу и сердце.

http://e-vestnik.ru/docs/slovo_arhimandr...

Слово Божие Слово Божие разделено на части. Священное Писание есть истинное слово Божие. Праотцы спасались без Священного Писания, ибо Сам Бог наставлял их. Слово Божие утверждено чудесами и кровью апостолов. Благодаря силе Божией, слово Божие через 12 человек прошло всю вселенную. Слово Божие обошло мир, и идолопоклонство пало. Слово Божие принесло обильный плод, несмотря на препятствия. За слово Божие пророки, апостолы и прочие угодники гонимы были. Слово Божие есть послание Царя Небесного к людям. Слово Божие есть дар Отца Небесного. Верующие через чтение слова Божия общаются с Самим Богом. Слово Божие есть орудие, через которое ДУХ СВЯТОЙ действует в СЕРДЦАХ. Слово Божие есть проявление благости Божией. Вся Церковь утверждается словом Божиим. Слово Божие внутри себя имеет особую силу. Слово Божие истинно, что возвещает, то и будет. Укреплять веру тем, что слово Божие – непоколебимая истина. Слово Божие неложно и неизменно. В слове Божием воля Божия открыта. От незнания слова Божия – заблуждения. От незнания слова Божия извращаются понятия греха и добродетели. Слово Божие должно быть в основе жизни ХРИСТИАНИНА. Слово Божие учит ПОДРАЖАТЬ Богу. Евангелие и жизнь Христова – христианам образец. СЛОВО БОЖИЕ требует исправления души, а не внешности. Св.Писание есть зеркало, которое отражает святость Божию. Христианин должен смотреть в слово Божие, чтобы очищать образ Божий в своей душе. Слово Божие есть правило христианской жизни. Кто не внимает, тот в за­блуждении. СЛОВО БОЖИЕ избавляет от СЛЕПОТЫ. Слово Божие есть правило веры и жизни. Слово Божие есть светильник. Слово Божие есть светильник во тьме. Слово Божие светит в ночи. Слово Божие есть светильник, открывающий тайны. С помощью БЛАГОДАТИ от Священного Писания исходит просвещение. Слово Божие просвещает разум. Слово Божие есть свет, путеводитель, зеркало. Бог даровал слово человеку, как светильник, врачевство и пищу. Слово Божие есть свет, ПИЩА, подкрепление и утешение. Слово Божие есть Божия трапеза. Слово Божие питает души и научает каждого человека в его должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Том 2   Содержание Первые годы жизни (1805–1812) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Литература, использованная при составлении биографического очерка Систематический список Сводная таблица основных трудов архиепископа Филарета (Гумилевского) Литература об архиепископе Филарете (Гумилевском) Сочинение Филарета, Архиепископа Черниговского. Для читателя Введение в догматическое Богословие § 1. Понятие о догматическом богословии и предмете его § 2. Понятия о догматах § 3. Различие догматов а) по отношению к познанию нашему § 4. б) По важности их в составе откровения и для нас § 5. Дух учения § 6. Изложение догматики систематическое § 7. Метод изложения: а) По отношению к святому писанию § 8. б) По отношению к учению церкви § 9. в) По отношению к учению разума § 10. Разделение учения Часть 1. Бог сам в себе Отделение 1. Бог единый по существу I. Познание о Боге, возможное для человека § 12. Происхождение и содержание вопроса; возможность познания о Боге § 13. Сколько можем знать о Боге? § 14. Изображение Бога в ветхом завете § 15. Наставления о Боге с пришествием Сына Божия на землю § 16. Общее откровенное понятие о Боге, пред взором разума II. Бытие Божие § 17. Возможность показаний, а не доказательств, о бытии Божием; показания разума § 18. В частности онтологическое, и нравственное показания; безбожие § 19. B каком виде представляет откровение истину бытия Божия? § 20. Как судить о естественных путях боговедения? § 21. Показания самого откровения III. О свойствах сущности Божией § 22. Связь с предыдущим. Что такое свойства сущности Божией? § 23. Разделение свойств Божиих § 24. Независимость от условий времени: а) самобытность: б) вечность; в) неизменяемость § 26. Бытие без пространства и времени – духовность Божия § 27. Ум Божий; качества его § 28. Всеведение Божие; предметы ведения § 29. Образ ведения Божия § 30. Премудрость Божия § 31. Воля Божия; предмет хотений ея; ея свойства § 32. Свобода воли Божией § 33. Всемогущество § 34. Святость § 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь Божия во Христе 206 I 1 . «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе ( τη κκλησςι το Θεο Tfj οσρ ν Κορνθφ), освященным во Христе Иисусе, призванным святым...» ( 1Кор. 1: 1–2 ). Эти первые строки первого послания к Коринфянам имеют исключительную важность для уяснения экклезиологии апостола Павла. « Церковь Божия, которая» или «находящаяся в Коринфе». Эта формулировка неслучайна, поскольку Павел повторяет почти дословно ту же мысль во втором послании к Коринфянам: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии» ( 2Кор. 1:1 ). В несколько измененной форме мы находим ту же мысль во втором послании к Фессалоникийцам: «Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе» ( 2Фес. 1:1 ). Что значит выражение: « Церковь , находящаяся» или «пребывающая в Коринфе»? 207 Это не так просто прояснить, как кажется на первый взгляд. Попробуем сначала определить то, что бесспорно в данной формулировке. 2 . Вне всякого сомнения, фраза « Церковь Божия, которая» или «находящаяся в Коринфе» – содержит географическое указание на место, где существует или пребывает церковь , к которой обращается апостол Павел. Позже, приблизительно со второй половины II в., идея греко-римского города ( πλις – civitas) в некоторой степени определила организацию местной церкви во главе с епископом. Апостол Павел еще не знал этой идеи. Хотя раннее христианство распространялось в городах, оно не было и не становилось религией города 208 . Упомянув Церковь Божию, находящуюся в Коринфе, апостол Павел говорит, что он обращается к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым», и это означает, что Церковь пребывает посреди освященных во Христе и призванных к святости, которые живут в Коринфе. Мы находим ту же мысль в послании к Римлянам: «всем находящимся в Риме ( πσιν τος οσιν ν Ρμη) возлюбленным Божиим, призванным святым...» ( Рим. 1: 7 ). Обращение послания к Римлянам, таким образом, тождественно обращениям посланий к Коринфянам. Упоминая Рим или Коринф, апостол Павел хотел указать, где живут христиане, среди которых находится Церковь Божия. Между Церковью Божией и πλις’ οΜ нет органической связи. Если бы апостол Павел обращался к христианам, жившим не в городе, а в сельской местности, он тем не менее сформулировал бы свое обращение подобным же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010