О цели человеческой жизни Господь положил целью земной жизни и вечной загробной жизни человека стяжание и умножение благодати Святого Духа. Благодать есть светоносная невещественная сила существа Божия. Потемненные грехом и страстями очи человека ее не видят, а очищенные способны ощущать даже чувственно. Благодать Божия иначе называется еще «славой Божией» 2 . Божия слава облекала первозданных прародителей собою, как светоносной одеждой, до того времени, пока грехопадение не обнажило их от благодати. Верующие во Христа вновь облекаются славою Божией через таинства Святой Церкви. Благодатная сила, усвояемая молитвою, смирением, постничеством, целомудрием и делами милосердия, приносит по мере человеческого усовершения в чистоте и любви блаженство облагодатствованному. Постепенное восполняемое осиявание славою Божией представляет в христианской жизни восхождение от славы в славу 3 . Проявления благодатного действия в человеке прекрасны. Видящие эти проявления невольно движутся славить Бога и возвеличивать Его славу 4 . Служение христиан друг другу дарами многоразличной благодати Божией наглядно показывает силу облагодатствующего их Бога Отца и Сына и Святого Духа. Добродетели верующих душ, чистота тел, трезвенность, воздержание, святость во всех самых обыкновенных и маловажных житейских делах представляют в общем внешние обнаружения благодати Святого Духа. В них «просвещается свет» христиан пред людьми, живущими вне Церкви, и многие из них, видя добрые дела верующих, прославляют Отца Небесного 5 . Все христианские души укрепляются небесным светом единого Божества и дарованиями единого Духа. Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина – место обитания благодати – проницается ею во всем своем составе и даже благоухает ею для других, что мы видим в мощах святых. Наиболее доступный способ умножения в себе благодати есть молитва к Богу. Как дыханием мы вдыхаем воздух и в нем – жизненность и силу, так молитвою открываем себя Духу Божию и от Него воспринимаем жизнь и духовную силу. При уединении, воздержании и благоговении можно приумножить благодать и дома. Но более удобно обогащаться благодатью в храме. В церковных собраниях среди верующих присутствует Сам Христос Господь, согласно Его обещанию 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Правило веры. Не только мы, православные христиане, но и весь мир, еще считающий себя христианским, с датой 6-го декабря связывает память одного из величайших и наиболее почитаемых святых Христовой Церкви – святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Нет такого другого угодника Божия, которого бы так все чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Несомненная святость его засвидетельствована безчисленными чудесами, совершенными им, как при жизни, так и после смерти, вплоть до самого нашего времени. Поистине нет такого другого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Христова Николая. Чтят его поэтому не только христиане, но даже магометане и язычники, как великого чудотворца и скорого помощника людям во всех бедах и напастях. А особенно нежно и свято чтил его наш православный русский народ, считая его как бы «своим», родным, с особой любовью нарекая имя его новорожденным и посвящая ему многочисленные храмы, воздвигаемые по всему лицу земли Русской. Откуда же такая великая слава святителя Христова Николая? В чем его сила и величие, чем он так покоряет и привлекает к себе сердца человеческие? Тем, что он, в полном смысле слова, был  «правилом веры»  христианской, как именует его в своих песнопениях Св. Церковь , то есть – образцом  истинно-христианской жизни. Он в точности исполнил на себе завещание св. Апостола, обращенное к пастырям:  «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою»   (1 Тим, 4, 12). На нем буквально исполнилось замечательное пророчество, которое, по особому, конечно, вдохновению от Бога, изрек посвящавший его в сан пресвитера Епископ Николай Патарский: «Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим. Счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем. Он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

протоиерей Николай Успенский 16. О божбе, сквернословии и пении дурных песен «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» (Исх. 20, 7) С достойным призыванием имени Божия соединены особые обетования. Пророки, апостолы и многие святые именем Божиим, именем Иисуса Христа исцеляли больных, воскрешали мертвых, повелевали земле и небу. Припомним из ветхозаветной истории пророков Илию и Елисея, – как они воскрешали мертвых и творили многие другие чудеса; из новозаветной – апостолов Петра и Иоанна, которые именем Иисуса Христа исцелили хромого; припомним, в частности, апостола Петра, который воскресил Тавиоу; апостола Павла, который воскресил отрока Евтиха. И ныне каждый из нас, с верой и благоговением призывающий имя Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Божиих, получает неожиданное облегчение в болезнях или помощь в несчастиях. Соразмерно с бесконечной святостью и важностью преблагого для нас имени Божия, мы должны с беспредельным уважением и благоговением употреблять это святейшее и всемогущее имя. Понапрасну произносится имя Божие, когда произносится без нужды, в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения. В нашем людском быту много встречается случаев, когда призывание великого имени Божия становится неуместным и обращается в грех . Когда, например, кто-либо рассказывает, что он был где-то, видел что-нибудь, слышал о чем-либо, и, на обыкновенное в подобных случаях, часто шуточное, возражение, начинает уверять призыванием в свидетели Бога: тогда он напрасно произносит имя Божие. Подобное употребление божбы во многих до того утвердилось, что и без всякого повода, на каждом слове они произносят «Ей-Богу! Вот тебе Христос!» Или употребляют имя Божие как поговорку в разговорах о предметах самых низких, иногда преступных. Так, часто слышится выражение: «Как Бог свят», хотя говорится вовсе не о святых предметах. Божба обыкновенно употребляется у нас как доказательство справедливости наших слов. Но надлежало бы нам вести себя так, чтобы искренность наша видна была в одном нашем «да» или «нет», и чтобы никто не имел повода сказать нам: «Ты лжешь уже не в первый раз». О, если бы с детства приучили нас быть честными и верными в слове! Тогда и в зрелых летах не понадобилась бы нам напрасная божба, столь ныне обыкновенная. Ныне уже так часто слышится между нами божба, что никто на нее не обращает и внимания, а через это самое хулится в нас имя Божие. Нередко можно слышать в кругу самых малых детей, как один говорит другому: «Побожись!», хотя и после божбы все равно остается при своем недоверии. Так имя Божие ни во что вменяется с юных наших лет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Родителями Пресвятой Девы-Богородицы Марии были Иоаким и Анна. Они были очень благочестивой жизни. Тяжелым испытанием для них была их бездетность. Усердно просили они Господа о даровании им детей. Наконец, уже в преклонном возрасте у них родилась дочь, которую они назвали Марией. По православному учению, Богородица, подобно остальным людям, в Своем рождении подлежала первородному греху, т.е. греху, переходящему от Адама на всех последующих его потомков. Ибо Апостол Павел учит: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Под «человеком» здесь подразумевается Адам. Таким образом, ясно, что если в Адаме согрешили «все», т.е. все пребывающие в нем, все будущее его потомство, то этому же греху подлежала и Божия Матерь. В богослужебных же наших книгах сообщается повествование св. Епифания Кипрского , что «Богослов Иоанн Богородицу крести» (Синаксарь на Вознесение Господне). Таким образом, Богородица освободилась от первородного греха, как и все верующие, только через крещение. В целях возвеличения Божией Матери римо-католики измыслили учение о непорочном зачатии Богородицы, т.е., что Она родилась свободной от первородного греха. Ввиду совершенно исключительного предназначения Девы Марии, Она, по учению католиков, изъемлется из рядового потомства Адамова, является неким новым существом, высшим человеком – как бы новым творением Божиим, созданным специально для того, чтобы быть Матерью воплощающегося Сына Божия. Поэтому-то Дева Мария и превосходит всю тварь как Своею святостью и чистотою, так и славою. Мы не можем принять это учение по следующим основаниям: мы уже знаем учение ап. Павла о первородном грехе. Там ап. Павел ясно говорит, что в Адаме «все согрешили» ( Рим.5:12 ). Припомним здесь слова ап. Павла: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ); и далее Апостол поясняет: «возмездие за грех – смерть» ( Рим.6:23 ). Смерть, таким образом, по мысли Апостола, стоит в прямой причинной связи с грехом, являясь его необходимым следствием, показателем наличия в данном человеке греха, Божия Матерь, как и все люди, умерла; Ее смерть, таким образом, свидетельствовала о наличии в Ней греха, по крайней мере, первородного. Правда, и Христос умер, хотя «в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ); но Он умер не за Свои личные грехи, а за грехи людей: «Его, не знавшего греха, Он (Бог Отец) сделал для нас жертвою за грех» ( 2Кор.5:21 ). Христос умер для того, чтобы Своею смертью победить, разрушить смерть и грех человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Святителя Иоанна, митрополита Тобольскаго НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры, глас 4: Да возвеселится днесь земля Сибирская,/наста бо пресветлый день памяти/великаго святителя и чудотворца Иоанна,/да радуются насельницы сея страны,/имеюще святыя и многоцелебныя мощи славнаго угодника Божия,/да возрадуются горы, и холми, и пустыни, и долины Сибирския,/восхваляюще Господа,/давшаго всем нам добраго пастыря,/непрестанно молящагося о спасении душ наших. О великий святителю и чудотворче Иоанне,/призри милостивно в день торжества твоего/на собранная для молитвы твоя духовная чада,/даруй нам молитвами твоими телесное здравие и душ спасение,/да, подкрепляемы твоим предстательством пред Богом,/дерзновенно прославим Господа,/давшаго нам таковаго святителя и чудотворца,/выну молящагося о спасении душ наших. К тебе, честный отче,/мы в день торжества твоего прибегаем/и, припадающе, молимся тебе:/помози нам крест земнаго нашего жития благодушно носити/ и за Божия посещения хвалу Господу воздавати,/в мире и покаянии добре жительствовати/ и тебе, угодниче Божий, восхваляти,/яко непрестанно молящагося о спасении душ наших. Днесь, благовернии людие,/вси мы, предстояще раце мощей святителя Тобольскаго Иоанна,/со умилением да взываем ему:/о великий сибирский подвижниче,/не забуди чад твоих, в болезнех и скорбех к тебе прибегающих,/с верою твоея помощи просящих,/яко выну молящагося о спасении душ наших. Много может молитва праведника поспешествуема:/взирающе на честную раку мощей святителя Иоанна,/станем со дерзновением и упованием взывати ко Господу,/да молитву великаго святителя за нас, грешных, приимет Господь/ и даст спасение душам нашим. Слава, глас 7: Святителей украшение и монашествующих доброту,/восхвалим вси святителя Тобольскаго,/истиннаго любителя слова Божия,/мудраго наставника и подвижника,/архипастыря нищелюбиваго и благостнаго,/в земли Сибирстей подвиг святительский скончавшаго/ и блаженною кончиною своею святость свою явившаго,/егоже днесь восхваляюще, тако рцем:/о великий молитвенниче,/не престай взывати о нас ко Господу,/да сохранит страну нашу в мире и тишине/ и на пути к вечному спасению да утвердит нас,/по велицей Своей милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«СИЯ БО ЕСТЬ ВОЛЯ БОЖИЯСВЯТОСТЬ ВАША» (1 Фес.4,3). «Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех» ( Мф.10,32 ) . Таково непреложное обещание Господа Иисуса Христа. Кто исповедает Господа Иисуса Христа перед людьми, того и Господь исповедает пред Отцем Своим Небесным. Иными словами: кто открыто, безбоязненно и не стыдясь, проявит себя в жизни, как истинный христианин, и жизнью своею даст другим людям добрый пример исполнения евангельских заповедей, о том и Господь Иисус Христос торжественно засвидетельствует, что это – действительно Его последователь, и увенчает его Своей Божественной славой, к которой призываются все христиане. Истинные христиане, жизнью своею исповедавшие Христа и увенчанные за это Божественною славою, это и есть те святые, память которых сегодня празднуется. В сегодняшний день Церковью установлено праздновать память Всех Святых, какие только когда-либо жили и подвизались во имя Христово на Земле. Зачем это установлено и почему именно в сегодняшний день – в первое воскресение после Пятидесятницы или праздника Сошествия Святого Духа? Есть много святых, безвестно подвизавшихся, о которых мы ничего не знаем. Все истинные подвижники всегда старались скрывать свои подвиги, свои добрые дела от людей, бегая людской похвалы, ибо хорошо помнили заповедь Христову о том, что всякое добро надо делать втайне, так как иначе оно теряет свою цену. И если все же о многих святых мы знаем, то это потому, что Сам Бог благоволил открыть нам их жизнь, подвиги и чудеса для нашего назидания и вразумления, как Он Сам сказал: не вжигают светильника и не поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть  ( Мф.5,15 ) . Тем не менее многие святые все же остались для нас неизвестными: мы не знаем ни их имен, ни их происхождения, ни местожительства, ни образа жизни. Но преклоняясь пред подвигами святости, Церковь не хочет и их оставить без должного прославления, тем более, что, воздавая честь святым, мы в сущности прославляем Самого Бога, «дивного во святых Своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 ноября/4 декабря) Тропарь (глас 4) Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Кондак (глас 4) Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в I веке епископ Антиохийский Еводий 34 , в IV веке – блаженный Иероним , а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские . На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время. Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока. Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы. Во исполнение данного родителями обета – быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы «священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и светозарное обиталище» 35 . Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили много свечей.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf Память Преподобного Сергия Радонежского Сегодня мы прославляем преподобного Сергия Радонежского, великого во святых, поэтому читалось Евангелие о заповедях блаженства. Господь призывает нас к высокому совершенству. Он говорит: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». И сегодняшнее Евангелие показывает, в чем это заключается – «блаженны нищие духом», блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны те, кто плачет о своих грехах. Когда человек идет по этим ступеням блаженства, он достигает совершенства. «Блаженны нищие духом». Обычно средний человек считает, что он хороший или уж, во всяком случае, лучше многих. Но тот, кто находится в таком чувстве, не может достичь духовной жизни. Ее основа есть нищета духовная. Человек должен сознавать себя не только хуже всех остальных людей, а хуже всякой твари. И не потому, что он что-то себе придумает или поддастся самовнушению. Нет, это сознание приходит, когда у него открывается духовное зрение. Действительно, возьмем любого человека и сравним его с насекомым. Ну конечно, насекомое не делает таких грехов, как человек. Оно поступает точно по тем заповедям, которые дал ему Бог: питается тем, что ему Бог предначертал; ест столько, сколько ему надо; размножается так, как это ему заповедано Богом. Вся его жизнь может быть поставлена в пример. Человек гораздо хуже насекомого: какие безобразия он совершает, как он извращает свою природу, как губит себя, уродует. То есть чтобы подняться хотя бы до уровня насекомого, нам нужно пройти очень сложный путь духовного развития. А ведь насекомые Царствия Божия не наследуют. И многие люди – действительно хорошие, которые не делают никому никакого зла, а даже иногда делают кому-то какое-то добро (детям своим, племянникам, подруге на работе), – они тоже не наследуют Царствия Божия, потому что это удел только святых. Святость – это значит, что пришла к человеку благодать Божия. Свят ведь один Бог. Значит, если человек имеет в себе свет Божий, то он свят. А как почувствовать в своем сердце благодать Божию? В чем проявляется то, что человек начинает жить духовной жизнью? Апостол Павел говорит: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». То есть когда человек стремится к духовной жизни, она приносит вот такие плоды. А если этого нет, то и никакой духовной жизни нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Содержание сих чтений из книг Священного Писания 1 I. В книгах Священного Писания, называемых обыкновенно Библией, Бог даровал человекам Святое Слово Свое Ядро или сущность всего Священного Писания есть единый за всех и во всех Иисус Христос , и ищущим Бога Он отверзает ум к разумению Писания Духом Святым. Пророки свидетельствуют о Христе Иисусе, Иисус Христос свидетельствует о пророках и дарует Церкви апостолов, апостолы свидетельствуют о Христе Иисусе, о пророках и друг о друге, Дух Святой в пророках и апостолах свидетельствует, что Он в тех и других есть единый Дух истины, Дух Христов: все Писание богодухновенно, и Дух Божий дышит во всем Священном Писании . Животворящая сила слова Божия в спасении верующих, самая вера – от слова Божия. Вера, спасающая человека благодатию Божиею, неразлучна с надеждою и любовию. II. Учение Христианской Библии о Боге, мире и человеке Бог есть Творец небес и земли, всего видимого и невидимого – Дух вездесущий, премудрый, всеведущий, всеблагой, всесвятой, всеправедный, всемогущий, вседовольный, неизменный, вечный, бесконечный во всех совершенствах Своих, непостижимый в существе Своем, Вседержитель и Промыслитель, Владыка народов, Отец ангелов и человеков. III. Человечество заражено грехом, испорчено Оно не могло само собою исцелиться и очиститься от греха, и если бы в сем состоянии навсегда осталось, то от умножения беззаконий яд греха непрестанно и вечно усиливался бы в человечестве, страдания и муки, естественно, были бы вечны; и как тьма не может соединиться со светом, так человеки, по греховной нечистоте своей, были бы вечно отлучены от общения с Богом в святости и блаженстве. Но для спасения человеков Сам Бог явился на земле в человеческой плоти и в имени Иисуса Христа. Иисус Христос говорил о Себе, что Он – Сын Божий, что Бог Отец по милосердию и любви Своей к человекам послал Его в мир спасти грешников, что отец Его – в Нем и что Он – в Отце Своем, что Ему приличествует равная с Отцом честь, что видавший Его видит Отца и верующий в Него верует во Отца, пославшего Его, что Он был во славе Своей у Отца прежде бытия мира, что Он и Отец – одно, что Он Духом Святым изгоняет нечистых духов из людей, что Дух Святой от Отца исходит и наставляет человека на всякую истину, что верующий в Сына Божия Иисуса Христа приимет Духа Святого и вечно будет иметь Его в себе, и таким образом соделается храмом Живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники. – «Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим», – так воскликнул посвящавший его в сан пресвитера Епископ Патарский: – «счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих». Вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов прозорливца-епископа. Св. Николай от самой юности своей весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, защищал несправедливо обиженных, осужденных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся в вере и малодушных – он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям. Он в полном смысле слова был «Правилом веры» и «образом кротости», как именует его Святая Церковь в своих песнопениях, а поэтому нет другого такого угодника Божия, которого бы все так чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Святость его и при жизни и после блаженной его кончины засвидетельствована многочисленными чудесами. Нет другого такого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Николая. Особенно же нежно и свято чтил его всегда наш православный русский народ, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим названием основную черту его христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010