Коллектив авторов Скачать epub pdf Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II перед всенощным бдением в Свято-Введенском соборе Оптиной пустыни 26 июля 1996 года Возлюбленные о Господе архипастыри и пастыри, Ваше Высокопреподобие всечестной отец наместник, боголюбивые иноки святой обители, дорогие братья и сестры! По милости Божией восемь лет минуло с того времени, когда Господь, “дивный во святых Своих”, благоволил воздвигнуть на свещник общецерковного почитания великого подвижника земли Русской – преподобного Амвросия, старца Оптинского, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ – искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. И вот сегодня мы с вами являемся свидетелями большого церковного события, участниками прославления в ряду местночтимых святых еще тринадцати Оптинских старцев. На божественном небосводе воссияли новые великие молитвенники и заступники за всех живущих, которые вместе со всеми небожителями будут предстоять у Престола Божия в молитве за нас, поддерживая корабль души нашей в шествии по волнам житейского моря. Сердце наше наполняется неизъяснимой радостью, и от избытка сердца говорят уста ( Лк 6:45 ) о величии духовного подвига, святости жизни и божественной славе, евангельской простоте и деятельной жертвенной любви старцев Оптиной обители, которая простиралась на всех приходивших к ним в скорбях и радостях за помощью и советом. В течение целого столетия Оптина была источником духовного просвещения для всего русского общества: от некнижных простецов до философов и писателей, от крестьян до царственных особ, от монашествующих до церковных иерархов. Для всех приходивших сюда монастырь был целебным источником, врачевавшим душевные раны; всякий паломник уходил отсюда просветленным и преображенным, укрепленным духовно, на всю жизнь записав на скрижалях своего сердца евангельскую любовь и святость жизни оптинских монахов. Воистину дивен подвиг их жизни, он вписан в летопись российской святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О добродетели кротости Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, всегда, когда мы совершаем молебное пение Преподобному Сергию, перед нашим взором встает образ кроткого и смиренного угодника Божия, который благодаря своим подвижническим трудам достиг такой высоты и святости жизни, что перед ним преклоняется всякое сердце человеческое, способное любить истину и стремящееся к нравственному совершенству. Всеми добродетелями наделен был от Бога за великие подвиги свои Преподобный Сергий, но особенно удивительны были кротость его и смирение. За кротость и смирение любили Преподобного современники – от бедного крестьянина до владетельного князя. Этими своими душевными качествами он и нас привлекает к себе: верующие люди притекают к нему, как к своему родному отцу, зная, что как в земной своей жизни отличался Преподобный необыкновенной кротостью и простотою, так тем более и теперь, когда предстоит он Престолу Царя Славы, где только одна радость и мир. Преподобный Сергий, будучи и по природе своей смиренным, это свое природное дарование еще более усовершенствовал, свято храня заповедь Спасителя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ). Постоянно помня эти слова Господа, он всей силой души своей всегда стремился сохранять кроткое расположение духа и потому достиг поистине недосягаемой и неподражаемой чистоты и святости. Кротость – незаменимая и необходимая добродетель, которая должна быть присуща истинно христианскому сердцу; по этому признаку – кротости – христиане и должны отличаться от прочих людей. Кротость ваша да будет известна всем человекам ( Флп. 4:5 ), – пишет святой апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам. Мы с вами именуемся словесными овцами стада Христова, а овца, как вы знаете, отличается кротостью, незлобием и терпеливостью. Поэтому и каждый из нас только в том случае может считать себя принадлежащим к стаду Христову, если он кроток и незлобив, как агнец. А те, которые не имеют Духа Христова, Его кротости и незлобия, те и не Его, как и Апостол говорит: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим. 8:9 ). На Страшном Суде только овцы будут стоять по правую сторону Судии, а бодливые козлища – по левую; и только овцы будут введены в рай, а козлища отошлются в геенну.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

О христианском единении I. Православное учение о христианском единении и святости Церкви Христовой Церковь Христова истинно свята ( Еф. 5:27 ), но не потом у. что члены ее суть люди безгрешные, а потому, что ее глава, Христос, свят, что святы ее молитва и таинства, что свято ее учение. Если же говорим о себе, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т. е. Христа, и ни в чем не преуспеваем, но обманываем самих себя ( Ин. 1:8 ) и кроме того этим самым доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим испытать возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями и для которых истинно распялся мир ( Гал. 5:23, 6:14 ), которые, удаляя из сердец своих не только страсти, но даже и греховные помыслы, однако же ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха? А между тем сектанты, выдавая себя за праведников, отделяются от право славных, как людей, будто бы совсем погрязших во грехе; но в этом поступке так и слышится дух фарисея, горделиво осудившего Господа за то, что Он дозволил прикоснуться к Себе грешнице ( Лк. 7:39 ); осуждая своих православных предков, отцов духовных, научившнх их грамоте и давших им св. Писание на понятном языке, сектанты вполне ставят себя в положение Хама, посмеявшагося над отцом и заслужившего осуждение и даже проклятие ( Быт. 9:22–25 ). При этом сектанты ругатели отделяют себя и от единства веры ( Иуд. 1:18–19 ). На место праведности Божией, поставляя собственную праведность ( Рим. 10:3 ), тем самым удаляют себя от лозы Христа и Церкви Его ( Ин. 15:14–16 ). Поэтому у них не может быть ни истинно добрых плодов, ни спасения. Сектанты рассуждают: «как же Церковь пребудет святою, если в ней оказываются явные грешники?» Но если смотреть на дело по-сектантски, то никогда и никакая Церковь не может быть святою, так как нет ни одного безгрешного человека ( 1Ин. 1:8 . Еккл. 7:20 . 3Цар. 8:46 ) и безгрешен один Господь Христос ( 1Пет. 2:22 ). Когда вор или разбойник, живущие в пределах нашего государства, совершают преступление, то это не значит, что совершает преступление наше государство. Так же точно, когда грешат члены Церкви, то это не значит, что грешит Христова Церковь. II. Основания из слова Божия для учения о христианском единении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Память святых Царственных мучеников для нас особенно драгоценна, потому что они — венец всей русской святости. Святейший Патриарх Алексий II в самом начале так называемой «перестройки» благословил строительство храма в честь Всех русских святых на месте взорванного Ипатьевского дома, как бы свидетельствуя о том, что святые Царственные мученики есть увенчание подвигов всех наших святых. И действительно, они завершают крестный путь Русской Православной Церкви — от святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых прославленных русских святых, до последнего нашего русского царя. В этом ряду стоят многие святые, такие как Михаил Черниговский, святой благоверный князь Андрей Боголюбский, память которого Церковь также совершает сегодня. У Господа все промыслительно. Как день рождения Государя пришелся на память святого праведного Иова, и он таинственно определил весь путь Царя-мученика, так и святые, память которых совпадает с днем мученической кончины нашего Государя, так же пророчески указывают на его подвиг. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был первым собирателем русских земель, можно сказать, — первым русским самодержцем, который утверждал идею государственной власти на христианских основах. И он принял такую же мученическую кончину от врагов Церкви и государства Российского. Преподобный Андрей Рублев — дивный иконописец, открывающий нам красоту образа Божия. Известный русский богослов сказал, что, глядя на его иконы, можно видеть, что Бог есть. То же самое можно сказать, глядя на Царскую семью, на всю их жизнь, на весь их крестный путь до мученической смерти. Преподобный Андрей Рублев показывает нам в своих иконах духовную красоту Господа, Божией Матери и святых. И в лицах Царя Николая, Царицы Александры и их детей — в их ликах, уже как бы написанных Самим Господом, — мы видим эту нетленную красоту. Мы знаем, что многие до прославления святых Царственных мучеников молились перед их фотографиями как перед иконами. Они иконописны — в них чистота, беспредельная доверчивость Богу, высшая духовная красота. Промыслом Божиим преподобный Андрей Рублев возвещает нам в этот день, что мы должны так изменить свою жизнь покаянием, чтобы и в нас запечатлелась красота Христова.

http://moral.ru/uvenchanie/

Октября 17 (30) Священномученик Неофит (Любимов) Составитель священник Афанасий Гумеров Священномученик Неофит (Неофит Порфирьевич Любимов) родился в 1846 году в селе Таборы Самарского уезда Самарской губернии. Высшее образование получил в Киевской Духовной академии, окончив ее кандидатом богословия. С 1876 по 1882 год был преподавателем русского языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном женском училище, с 1885 года – законоучителем и инспектором классов того же училища. Преподавал также в Мариинской женской гимназии Симбирска и Симбирском кадетском корпусе. В 1885 году Неофит Порфирьевич был рукоположен во священника к церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы епархиального училища. До нас дошло восемь Слов, произнесенных во Введенском храме в дни престольных праздников. В одном из них отец Неофит говорил, обращаясь к своей молодой пастве: «И вы, боголюбивые чада, по примеру Пресвятой Девы, Которая, пребывая под кровом храма Божия, воспитывала Свое сердце в духе веры и святости, должны, находясь также под сению дома Господня, возрастать духовно-нравственно, восходить от силы в силу, основывая свое просвещение и нравственное совершенствование на истинах спасительной веры. По учению святых апостолов, лучшее украшение жены-христианки – ее сокровенное сердце, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, и чистое богобоязненное житие, в вере и любви и в святости с целомудрием, что драгоценно перед Богом и прилично женам, посвящающим себя благочестию ( 1Тим. 2, 9–12, 15 ). Силою и влиянием благовоспитанного сердца просвещенной жены-христианки достигается тот идеал нравственного совершенства, который делает семейную и общественную жизнь источником полной радости и утешения, создает истинное благо и счастье, воспитывает добрых сынов святой Церкви и доблестных слуг престола и отечества». Сам отец Неофит, будучи ревностным и взыскательным духовным наставником и даровитым педагогом, стремился воспитать благоговейных и верных чад святой Церкви. Напутствуя воспитанниц на выпускном акте в Симбирском епархиальном училище 15 июня 1898 года, он произнес слово пастырского назидания: «Как отец, пекущийся о чадах своих, при вступлении их на самостоятельный жизненный путь, благословляя их именем Божиим, молится о том, чтобы Господь сподобил их в жизни земной всего доброго, хорошего, прекрасного, даровал бы им счастье и благополучие, так и я, бывший ваш нравственный и религиозный руководитель в школе, направлявший все ваши деяния и мысли ко благу и благополучию временному и вечному… от искреннего сердца, как ваш родной отец, прошу и молю Господа – да подаст Он вам на новом поприще вашей жизни все те высшие блага, какие предназначены Им для Его чад, живущих на земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

протоиерей Михаил Рязанцев 12 января 2012 г. 01:00 Протоиерей Михаил Рязанцев: Храм Христа Спасителя - памятник доблести и святости наших предков 5 декабря 2011 года исполнилось 80 лет с того дня, как в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Восстановление разрушенной святыни стало делом Церкви, общества и государства, так как было зримым свидетельством возвращения России к своим духовным истокам. Собор поражает каждого, кто сюда попадает, не только своим величием. Здесь возрождаются традиции уставного богослужения старой Москвы. Об устроении внутренней жизни храма и о трудностях сегодняшнего дня рассказывает ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев. — Отец Михаил, Храм Христа Спасителя сегодня — это огромный комплекс. Какие помещения он включает и чем отличается от того здания, которое было построено во второй половине XIX столетия? — Центром комплекса является само здание храма, которое было разрушено и отстроено заново в первозданном виде. На месте собора собирались возвести дворец советов с огромной статуей Ленина наверху. Для этого был выкопан громадный котлован и положено бетонное кольцо в основание фундамента. Великая Отечественная война остановила эти работы. Котлован просуществовал до 60-х годов прошлого века, а потом из него сделали бассейн " Москва " . Когда в 1994 году было принято решение воссоздать Храм Христа Спасителя, эту грандиозную и крепкую конструкцию решили использовать, раньше храм стоял на высоком берегу Москвы-реки, и, когда строительство развернулось во второй раз, грунт решили не насыпать, а использовать разницу в высоте. Был построен так называемый стиллобатный этаж, в котором разместился нижний храм Преображения Господня с двумя приделами в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Это очень символично, поскольку раньше на месте Храма Христа Спасителя находился Алексеевский монастырь и главным собором монастыря был Преображенский. Кроме того, самым чтимым образом обители был список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Нижний храм служит напоминанием о святынях Алексеевского холма, срытого во время строительства дворца советов.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_mi...

протоиерей Николай Успенский 4. О святых иконах Об иконах вообще и о святости их Икона – это изображение Бога и святых Его. На иконах Бог изображается в Святой Троице, то есть все Три Лица вместе, а иногда особо. Бог Отец (1-е Лицо Святой Троицы) изображается старцем, Бог Сын (2-е Лицо) молодым, а Бог Дух Святой (3-е Лицо) – в виде голубя. Кроме Бога на иконах изображаются Святая Дева Мария – Богородица, святые угодники Божий, ангелы и события из жизни Спасителя, Божией Матери и святых угодников. Иконы представляют святыню, которой с благоговением поклонялись и поклоняются православные христиане. Кто почитает и любит лицо, изображенное на картине, тот бережет эту картину, дорожит ею и украшает ее. Не раз, я думаю, случалось вам видеть, как иной сын или дочь, горячо любящие своих родителей, носят на груди их изображения (портреты), украшают их и целуют. Если мы дорожим изображением своих родителей, то как же нам не дорожить изображением Бога и святых Его! К несчастью, у нас можно встретить, и даже нередко, что святые иконы покрыты пылью, паутиной, насекомыми, или от сырости до того испортились, что едва можно узнать, есть ли на досках какие изображения, а если и есть, то чьи они. Такая небрежность заслуживает крайнего осуждения. Каждое утро мы убираем свою голову, моем свое грешное лицо, чистим пыль с платья, но не заботимся об убранстве святых икон. Неужели наше лицо, наши одежды дороже нам лика Божия и святых Его! Кто нам дорог, кого мы любим и уважаем, тех изображения стараемся исправить, когда они испортятся, а кто нам делает больше добра, как не Бог и Его святые, наши ходатаи и молитвенники? О святости икон святой Афанасий Великий рассказывает следующее: В городе Вирите, в небольшом домике, расположенном против еврейской синагоги, жил христианин. В доме у него на стене висела икона – распятие Спасителя на кресте. Прошло некоторое время, христианин купил другой дом и переехал в него вместе со всем своим имуществом, а икону-то, висящую на стене, и позабыл взять. Прежний дом его достался еврею. Однажды у еврея обедал товарищ и, нечаянно взглянув на стену, увидел икону. Тотчас же он побежал к своим учителям и старцам и рассказал им об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Протоиерей Сергий Привалов: Каждый человек призван к святости Церковь всегда только там, где ее ждут, где люди хотят знать и слышать Слово Божие. 15 октября, 2014 Церковь всегда только там, где ее ждут, где люди хотят знать и слышать Слово Божие. И.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Сергей Привалов о взаимодействии Церкви и правоохранительных структур, особенностях современного законодательства в сфере свободы совести, понятиях греха и преступления. — Отец Сергий, скажите, пожалуйста, чем можно объяснить активность Церкви в структурах МВД? Ведь с каждым годом на территории учебных заведений, отделов, подразделений, управлений внутренних дел возводятся новые храмы и часовни, а православных священников всё чаще можно встретить на различных официальных мероприятиях, проводимых ОВД, в т.ч. выступающих перед сотрудниками с лекциями и беседами? — Церковь всегда только там, где её ждут, где люди хотят знать и слышать Слово Божие. Когда-то, до революции, когда почти 100 процентов сотрудников полиции были крещёными людьми присутствие Церкви среди них было вполне естественным и не вызывало никаких вопросов. После почти 80-летнего безбожного периода в нашей истории, было решено восстановить прерванную связь. В ноябре 2004 году Русская Православная Церковь Министерство внутренних дел Российской Федерации было заключено Соглашение о взаимодействии, на основании которого мы и строим сейчас свою работу. Нельзя сказать, что до этого Церковь была безучастна к нуждам министерства, его сотрудников, ведь в силовом, правоохранительном ведомстве немало людей по настоящему верующих, христиан, которым очень нужна и пастырская поддержка и помощь Божия в их служении людям. Особенно активно взаимодействие РПЦ и МВД развивалось в годы первого чеченского кризиса 1994-1996 гг. и контртеррористической операции, когда многие сотрудники направлялись в служебные командировки на Северный Кавказ. Тогда не по настоянию Церкви, но по предложению милицейского руководства, выражающего волю и желание своих подчинённых, была заложена основа для дальнейшего сотрудничества-соработничества. В тот период крестилось очень много милиционеров и военнослужащих внутренних войск, а на территории временной оперативной группировки органов и подразделений – ВОГОиП МВД России в Чеченской республике, насколько мне известно, была открыта сначала часовня, а в дальнейшем и храм, которые никогда не пустовали.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-priv...

«…Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1; 5), – благовествует нам Апостол любви. «Кто светел, тот и свят», – поет Борис Гребенщиков, формулируя распространенное понимание взаимосвязи светлости и святости. Распространенное и ошибочное, чтоб не сказать, лукавое. 18 апреля, 2012 «…Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1; 5), – благовествует нам Апостол любви. «Кто светел, тот и свят», – поет Борис Гребенщиков, формулируя распространенное понимание взаимосвязи светлости и святости. Распространенное и ошибочное, чтоб не сказать, лукавое. «Светлый человек, правда?» – слышим иногда. Восклицаем: «Как светло-то на душе стало!» Или: «Глянь, как светится», – обращаем внимание на человека, чьи глаза лучатся (опять же, слово-то какое солнечное!) радостью, добротой, приветливостью. «Со слезами прошу и молю вас, – увещевает св. Алексий Мечев , – будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом. Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы светильник ярко горел.Всех объять любовью может только Господь, а поэтому полюбить всех мы можем только через Христа.Мы должны подражать любви Божией. Случай сделать кому-нибудь добро – это есть милость Божия к нам, поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другому. Истинно и твердо верующий, входя в общение с Господом, приобретает любовь Божественную. В общении с Господом объединяются семьи и государства.Любовь приобретается путем работы над собой, путем насилия над собой и путем молитвы». Странно, казалось бы, слышать, что любовь приобретается «путем насилия над собой». Но об этом свидетельствует весь аскетический опыт. Причина внутреннего сопротивления нашего Божественной любви не столько во внешних факторах, сколько в плотском устроении нашем, противящемся всему небесному и святому. Мы склонны тянуться к любви естественной – эротической, дружеской, родовой, но к любви духовной мы не стремимся, потому что земное в нас противится небесному, падшее – святому. Свято же лишь то, что в Боге и от Бога непосредственно исходит, потому что Бог – свят.

http://pravmir.ru/svetlay/

Скачать epub pdf ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ «Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» ( Мф. 6:10 ). Если мы внимательно прослушаем проповеди прославленных священников и святителей, то можем заметить, что главнейшим предметом их поучений являются речи о Царствии Божием, о Боге, о вечной жизни, спасении души, святости, о заповедях Божиих... Так должны и поступать пастыри Божии, ибо Сам Господь наш Иисус Христос тоже учил, главным образом, о Царствии Божием. Свое общественное служение роду человеческому Спаситель наш начал проповедью «покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное» ( Мф.4:17 ). И во всех селениях Господь учил о том, как повествует евангелист Лука: «народ искал Его и, пришедши к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим народам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Мф. 4:42–43 ). После своего воскресения из мертвых, Спаситель является своим ученикам в течении сорока дней и говорит им о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Такой характер проповедей православных пастырей побуждает людей неверующих говорить: вот видите, священники ваши проповедуют только о небе, о духовном мире. А почему они ничего не беседуют с нами о земле, на которой мы живем? Что нам до неба, да и существует ли оно? Нам нужно устраивать земную жизнь. И раз вера наша не учит нас сему, то она не нужна... Такие суждения не верны. Конечно, христианские проповедники главным образом призывают людей к Царству Божию, согласно заповедям Христовым: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Но значит ли это, что они зачеркивают земную жизнь. Нет: вера христианская имеет великое общественное значение. Говоря о вере христианской, я имею в виду веру православную, а не веру еретическую, латинскую, лютеранскую или наших нынешних раскольников-обновленцев, самосвятов и им подобных, ибо все это суррогаты православной веры... И прежде всего, православная вера есть основа жизни общественной. Откуда среди людей ложь, разврат, воровство, убийство и всякие иные преступления? От забвения Бога и духовной жизни. Разве вера христианская учит чему-либо дурному? Она учит истине, добру, целомудрию, святости и всему возвышенному. А кто отвергает Бога и будущую жизнь, тот говорит: «все возможно, всякое преступление, потому что нет греха». А ведь преступления ведут к падению и уничтожению самой страны. История говорит нам, что богатая и даровитая Греция, могучий Рим пали именно от разврата и безверия. Не ясно ли, что всякий наш добрый христианский поступок, слово истины и правды, даже религиозный порыв оздоровляют общество и через то сохраняют бытие и всей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010