Событие создания Церкви Христовой состоялось в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов. Заметим, что Иисус Христос не говорит: «создам церкви мои», но «создам Церковь Мою» ( Мф. 16, 18 ), значит Одну. Апостол Павел пишет в послании к Ефессянам: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). Это очень важный текст, говорящий о том, что Бог Один, но и исповедание веры одно и крещение одно, а неопротестанты перекрещивают православных. В этом уже противление. В апостольские времена было много церквей – Коринфская, Лаодикийская, Ефесская и другие, что не говорит о том, что это были разные конфессии со своими исповеданиями, как, ошибаясь по этому поводу, рассуждают неопротестанты. Это были Помесные Церкви, которых объединяло единство исповедания веры, Тайная Вечеря, апостольская преемственность. Вся полнота догматического богословия была дана Апостолам в день Пятидесятницы. Вселенские Соборы созывались лишь с одной целью – утвердить истину и анафематствовать проникновение ересей в исповедание веры. Природа Церкви не протестовать, а утверждать истину. « Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3, 15 ). Как Бог один, так и Церковь одна, и вера одна, и исповедание веры одно. Поэтому всякое рассуждение о возможности множественности церквей (что они тоже хороши и что в них могут люди спастись) будет не чем иным, как двоеверием. «Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец […] Если кто тебе скажет: “Ваша и наша вера от Бога”, то ты, чадо, ответь ему так: “Кривовер, […] ты и Бога считаешь двоеверным?”» 26 . Бог создал одну Церковь и определил одно исповедание веры. Краткое ее изложение выражено на церковных Вселенских Соборах, в православном Символе веры . Церковные Соборы не придуманы и не самочинны, как ошибаются в этом неопротестанты и их последователи. Снова напомним, что принцип решать вопросы вероисповедания и церковной экономии, был положен самими Апостолами. Когда в Апостольской Церкви возник вопрос, как принимать язычников и возможно ли спастись человеку без обрезания, то Собор, на котором председательствовал Апостол Иаков, вынес следующее решение: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» ( Деян. 15, 28–29 ). Решение Соборов – это не съезд, не конгресс и не форум. Решение Соборов – голос Святого Духа, и всякий противящийся Его определениям вероучения противится и протестует против Бога. Одно дело – ошибаться и заблуждаться. Ошибаться может каждый, но другое дело – упорствовать. Такое упорство становится хулой на Духа Святого, которая «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Увидев их, я пришел в недоумение, как это бывшие иноками ради Христа, оказываются теперь по левой стороне. Лица их были мрачны, держали они светильники без масла и потухшие. На шеях их виднелись леность и небрежность в образе птиц – сов. Над ними висели задумчивость и неряшливость, как змеи, и непокорность, как тяжелое железо, обхватывая хребет их. Посмотрел Господь на них и разгневался за то, что одолели их страсти и что они не исполнили своего обещания и в своих помышлениях были рабами своим плотским страстям. Они же начали сердечно взывать: «Помилуй нас, так как мы Тебя одного признавали и святому Твоему имени служили день и ночь. Твоим именем прогоняли бесов и прорекали будущее». В ответ им был голос, будто поданный трубою: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, вы не слушали прежде Моего голоса, теперь я вас не слушаю». И опять злые ангелы повлекли их насильно в огонь вечный и тяжелую муку. И сказал мне святой Ангел, что при окончании мира монашеский класс попадет в погибель, потому что мало таких, которые возлюбили труд, и смирение, и болезнь. В конце века начнется царство сатаны, который всякими кознями многих привлечет к себе, а больше всего таких, которые Христа ради, нищеты и смирения ничего не имели, эти скорее всех соблазнятся. О младенцах, не просвещенных Святым Крещением И после этих отделил Господь от левых тех, которые были слепы, но ходили по мановению Божию. На них не было никакого зла, но они не были между праведниками. Посмотрел Господь на них и не разгневался, но разгневался на их родителей за то, что не просветили их Святым Крещением. И велел Господь дать им покойное место на западе и часть наслаждений вечной жизни, так чтобы они не видели лица Господня. Они сказали: «Владыко, Господи, благословен Ты, и благ, и милосерд, потому что Господь жизни и смерти лишил нас временной жизни по известным Тебе причинам, но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение. Это был лик христианских младенцев, не принявших Святого Крещения.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

«Уже и секира при корне дерев лежит» – никогда слово человеческое не освещало с такой ясностью истину о бренности и краткости нашей жизни И последнее, о чем мы скажем в день Рождества Иоанна Предтечи, и его слово отрезвит тех, кто упивается соками этого греховного мира, засыпает в расслаблении, почитая себя как будто бессмертным в нашем подлунном мире. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», – говорит Иоанн Предтеча, называя деревом человеческую душу, а секирою совершенно не ведомый никому из нас смертный час. «Memento mori» – «Помни о смерти» – этому учили еще античные мудрецы. Никогда слово человеческое не освещало с такой ясностью истину о бренности и краткости нашей жизни, не освещало истину нелицеприятности на суде, на который предстанет каждый из нас, дабы дать отчет обо всем. Спаситель наш, Которому Иоанн Креститель передает всех своих учеников, Бог, веровать в Которого учит, наш Собеседник, говорит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил на 20 лет вперед?» Вот потому, прославляя Рождество Иоанна, Крестителя Господня, ежедневно будем обращаться к этим драгоценным каплям его слов, собрав их в шкатулке, дабы их свет незримый заквашивал собой наши мысли, чувствования и размышления. «Покайтесь!» Покаяние есть начало и конец нашего богоугождения. Не откладывайте на завтрашний день покаяние, которое пригодится вам сегодня, ибо у корня нашей жизни давно лежит дамоклов меч Божественной правды. Секира кончины может мгновенно переселить нас из земного мира в вечный, где уже нет места покаянию, но есть место только нелицеприятному суду. А чтобы нам не посрамиться в тот час, когда откроются книги и каждый будет испытываться сообразно написанному в них, подобает, по завету Иоанна Предтечи, здесь, на земле, устремлять взоры к Агнцу – Иисусу Христу, берущему на Себя грех мира. Подобает принять от Него уже не Иоанново крещение, а Иисусово крещение, завершающееся огнем и Духом, и, возродившись в этой спасительной купели, воспринять семя благодати. Подобно святому Иоанну Крестителю, нам надлежит и словом, и делом свидетельствовать всей вселенной о спасительности нашей веры во Иисуса Христа, распятого и воскресшего. Во Иисуса Христа, Который ниспослал нам благодать Святого Духа, соделав живыми камнями здания Церкви – столпа и утверждения Истины.

http://pravoslavie.ru/95035.html

Что же, скажи мне, неужели без крещения нельзя было проповедовать и привлекать народ? Это было не так удобно. Если бы проповедь была без крещения, то не стали бы все так стекаться; не узнали бы превосходства одного крещения перед другим без сравнения их. Народ выходил к Иоанну не слушать только то, что он говорил, а для чего? Креститься с исповеданием  своих грехов. Между тем, приходя креститься, узнавали и о Христе, и о различии крещения. А хотя крещение Иоанна было и важнее иудейского и потому все спешили к нему, однакож и оно было не совершенно. Но как ты узнал Его? Через сошествие Духа, - говорит Иоанн. А чтобы не подумал кто, будто Христос, как мы, имел нужду в Духе, послушай, как Иоанн уничтожает и это подозрение, показывая, что сошествие Духа произошло единственно для возвещения о Христе. Сказав: " я не знал Его " , Иоанн присовокупляет: " но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым " (ст. 33). Видишь ли, что целью сошествия Святого Духа было только указать Христа? Конечно, свидетельство Иоанна было несомненно; но желая сделать его еще более достоверным, он возводит его к Богу и Духу Святому. Как Иоанн свидетельствовал о предмете столь великом и дивном, который мог привести в изумление всех слушателей, - то есть, что (Иисус) один берет на себя грехи мира и что величие дара (Его) служит достаточным для того искуплением, - то и приготовляет к такой мысли. А приготовлением и служит учение, что Он – Сын Божий, что Он не имеет нужды в крещении и что Дух сошел для того только, чтобы указать Его. Сам же Иоанн не имел сил сообщать Духа. Это показывают сами крещенные им, когда говорят: " приняли ли вы Святаго Духа, уверовав " (Деян. 19:2). Христос не нуждался в крещении, ни в этом, ни в каком-либо другом, а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой. Ведь главнейшим из всех благ оставалось то, чтобы крещаемый удостаивался Духа. Потому Христос, когда пришел, приложил это дарование Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

10 . Слова Символа о Духе Святом Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима значат, что Ему должно воздавать поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном, как равному Им. 11 . Что Духу Святому приличествует одинаково с Отцом и Сыном поклонение и прославление, это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). 12 . Слова Символа о Духе Святом: глаголавшаго Пророки значат, что ветхозаветные пророки, когда учили и писали свои книги, то учили и писали по внушению Духа Святого. Эти слова внесены в Символ веры в обличение лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета писаны не Духом Святым. 13 . Священное Писание прямо свидетельствует, что чрез пророков говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой (произвольно), но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). 14 . Дух Святой, несомненно, говорил и чрез Апостолов, и если не упомянуто об этом в Символе веры , то потому, что во время составления его никто не сомневался в том. Сам Господь сказал апостолам: Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего (Дух Святой) будет говорить в вас ( Мф.10:20 ). 15 . Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков в 50-й день после воскресения и в 10-й после вознесения Господня, и с того времени сообщается всем истинно верующим во Христа. Сын Божий Иисус Христос, по воле Бога Отца совершив искупление мира, исходатайствовал у Него ниспослание Духа Святого, Который помогал бы людям усвоять спасение, дарованное Иисусом Христом. 16 . Об этом сообщении Духа Святого верующим так говорится в Священном Писании. Апостол Павел пишет к коринфским христианам: Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ) ? 17 . Дух Святой сообщается верующим чрез усердную молитву и Таинства. 18 . Об этом так говорится в слове Божием. Сам Иисус Христос сказал: Если вы, будучи злыми, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Апостол пишет: По своей милости Господь спас нас банею пакибытия (т. е. Таинством Крещения, которое называется банею, омывающею и очищающею от грехов) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит.3:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1130. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). 1131. Ср.: Твердо уповал я на Господа (Пс. 39:2). 1132. В славянском последнее предложение читается так: якоже предприятию обрестися таковой памяти (гл. 152). Предприятием называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий преподобного Моисея Мурина, преподобной Марии Египетской и других. 1133. Слово «О думающих оправдаться делами». Главы 193, 197, 150–156. 1134. Слово 36. 1135. …сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9). 1136. Мф. 21:44. 1137. Откр. 18:9. 1138. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. Преподобная Мария сказала о себе святому Зосиме, между прочим, и следующее: «Я — жена грешная, но огражденная Святым Крещением». 1139. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Откр. 3:20–21). 1140. …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). 1141. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). 1142. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). 1143. …употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). 1144. …подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13:24). 1145. Ин. 14:23. 1146. Слово 1, гл. 13. 1147. Преподобный Исаак Сирский, Слово 1. 1148. …не знаешь, что родит тот день (Притч. 27:1). 1149. Ср.: Вся заповеди Твоя истина … — Твоя заповедь безмерно обширна (Пс. 118:96). 1150. Св. Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 3, книга 1, статья 1. 1151. …небеса нечисты в очах Его (Иов. 15:15). 1152. Флп. 3:20. 1153. 1 Кор. 4:4 — по русскому переводу 1822 г. 1154. Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

120. Поскольку же в наше время возникли некоторые иные одне после других ереси, то есть со времени царей Валентиниана и Валента, в десятый год их царствования и в шестой год царствования Грациана, то есть в девяностый год владычества Диоклетианова: то посему вы и мы, и все православные епископы, и, кратко сказать, вся святая вселенская Церковь, против возникших ересей, согласно с вышеизложенною верою святых оных отцев, так говорим, особенно же приступающим к святому крещению, чтобы они возвещали и говорили так: Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, Творца всего невидимого и видимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего и воплотившегося, то есть рожденного совершенно от святые Марии Приснодевы чрез Духа Святого, вочеловечившегося, то есть приявшего совершенного человека, душу и тело, и ум, и все, что составляет человека, кроме греха, не от семени мужа и не в человеке, но в Себе самом плоть образовавшего и приведшего в единое святое единство, не так как вдохновлял Он пророков, глаголал и действовал в них, но совершенно вочеловечившегося; ибо Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившего в единое свое святое совершенство и Божество. Ибо един есть Господь Иисус Христос, а не два; тот же Бог, тот же Господь, тот же царь. Веруем в Тогоже пострадавшего во плоти и воскресшего, и возшедшего на небеса в том же самом теле, славно возсевшего одесную Отца; имеющего прийти в том же самом теле во славе судить живых и мертвых, царствию Которого не будет конца. И в Святого Духа веруем, глаголавшего в Законе и проповедавшего в пророках, и сошедшего на Иордан, глаголющего в апостолах, живущего во святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

13 . Итак, Нееман был прокаженным. Какая–то девочка, служанка жены его, сказала: «Господин мой, если хочет очиститься, пусть идет в землю Израилеву и там найдет того, кто сможет очистить его от проказы». Она сказала это своей госпоже, жена же сказала мужу, а Нееман — царю Сирийскому, который, питая расположение к Нееману, отправил его к царю Израильскому. Когда же услышал царь Израильский, что послан к нему прокаженный для очищения, он разодрал одежды свои. Тогда Елисей пророк поручил передать царю: «Что это, что ты разодрал одежды свои, словно нет Бога Могущественного, Который может очистить прокаженного? Пошли его ко мне». Царь послал Неемана, и когда тот пришел, пророк сказал ему: «Пойди, сойди во Иордан, погрузись и будешь здоров». 14 . Он же, размышляя в себе, сказал: «И это все? Я пришел из Сирии в землю Иудейскую и говорят мне: «Пойди на Иордан, погрузись и будешь здоров». Словно нет лучших рек на родине моей!». Слуги же сказали ему: «Господин, почему не исполняешь слов пророка? Исполни скорее, попробуй». Тогда он пошел на Иордан, погрузился и вышел здоровым (см. 4 Цар 5:1–14). 15 . Что же это означает? Ты увидел воду, но не всякая вода исцеляет, а лишь та вода исцеляет, которая имеет благодать Христову. Не одно и то же вещество (elementum) и освящение (consecratio), обычное действие (opus) и божественное действование (operatio). Воде присуще действие (opus), а действование (operatio) — Духу Святому. Вода не исцелит, если не сойдет Дух Святой и не освятит воду. Как вы прочли в Евангелии, что Господь наш Иисус Христос, когда преподал образ (formam) крещения, пришел к Иоанну, и Иоанн сказал Ему: «Я от Тебя должен креститься, и Ты приходишь ко мне». Христос ответил ему: Оставь ныне, ведь так подобает нам исполнить всякую правду (см. Мф 3:14–15). Смотри, всякая правда была заключена в крещении. 16 . Итак, для чего Христос сошел, если не для того, чтобы очистить эту плоть, — плоть, которую Он восприял в нашем состоянии? Ведь не было необходимости в омытии Своих грехов Христу, Который греха не сотворил (1 Пет 2:22) 268 , но была необходимость для нас, пребывающих подвластными греху. Итак, если ради нас установлено крещение и для нас преподан образ, то это является главным положением нашей веры.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

14, 16-17; 15, 26).      По-славянски эта молитва читается так: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.      В переводе на русский язык: Царь небесный, Утешитель, Дух правды, Который всюду находится и все исполняет, Сокровище всего доброго, Дающий жизнь, приди и поселись в нас и очисти нас от всего плохого и спаси, Благой, души наши. Аминь.      К объяснению этой молитвы хорошо добавлять рассказы из Священного Писания, если дома есть Библия или взрослый, знающий эти повествования. В 1-й главе Ветхого Завета сказано, как при сотворении мира " земля была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою " , а во 2-й главе (7-1) - " И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою " . В Евангелиях рассказано о явлении Духа Святого во время Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, а в Деяниях Апостолов - о сошествии Духа Святого на апостолов. В свете этих рассказов молитва Духу Святому становится понятнее и ближе детям.      Третья молитва, которой, мне кажется, необходимо научить детей, - это молитва Божьей Матери. Основана она на евангельском повествовании о том, как Деве Марии было возвещено, что Она станет Матерью Иисуса Христа:       " Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.... Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

17 декабря 1950 года Старайтесь жить по воле Божией Слово на Евангелие от Луки, гл. 19, стихи 12–28 Чрезвычайно важная притча Христова о рабах, получивших десять мин, может показаться странной и не совсем понятной. Каков ее смысл? Господь говорит здесь обо всех христианах и нехристианах, которые будут жить на земле после Его Вознесения на небо и до Его Второго Пришествия на Страшный Суд. Это Он под видом некоторого знатного человека ушел в дальнюю страну, к Отцу Своему, чтобы получить Царство, власть над всем миром, а потом возвратиться, когда настанет время. Уходя в эту страну, Он призвал достойных – тех, кто уверовал в Него,– и дал им Дары Святого Духа, каждому свой дар. Полученное они должны были употребить так, чтобы умножить благодать, стать совершенными, чистыми перед Богом. Но граждане ненавидели Его и отправили вслед посольство, сказав: «Не хотим чтобы Он царствовал над нами» ( Лк. 19:14 ) Это кто такие? Да те, кто не признает Христа, кто не уверовал в Него. Они не хотели и до сих пор не хотят, чтобы Он царствовал, не желают подчиняться Его святому закону, ставят своих по духу царей. Куда же они отправляют посольство? Конечно, не к Богу, а к дьяволу ,– у него просить защиты и помощи. Апостол Лука повествует далее, что «когда» господин «возвратился, получив Царство», то «велел призвать рабов, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: «Господин, мина Твоя принесла десять мин». И сказал ему: «Хорошо, добрый раб, за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришел второй и сказал: «Господин, мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «И ты будь над пятью городами " " ( Лк. 19:16–19 ). Когда придет на землю Господь наш Иисус Христос во второй раз, то у всех христиан, получивших во Святом Крещении благодать Святого Духа, Он потребует отчета в том, как были употреблены эти дары. Спросит, были ли мы нерадивыми, презирали их или же старались всеми силами нашей души приумножить их, стремились очистить сердца наши, вложить в них святые заповеди Христовы и творить их. И придут одни и скажут, что прилагали все силы, чтобы умножить дары Святого Духа, и что одна мина принесла им десять мин. Это святые праведники, достигшие великого совершенства перед Богом, им принадлежат все радости вечной жизни. Те же, кому мина принесла пять мин, – это люди, тоже усердно работавшие Богу, творившие Божию волю. Но они не были так сильны духом, как первые. Их похвалит Господь: «Так как вы по мере ваших сил трудились, то получите и вы вечную награду».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010