По совершении чина оглашения приступающий к Крещению готов принять это великое Таинство: смерть и воскресение по образу смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, Сына Божия. «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание истины приити, ныне и присно, и во веки веков, аминь», – возглашает священник и читает молитву, завершающую чин приуготовления:    «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему Просвещению и сподоби его великия сея благодати, Святаго Твоего Крещения...» ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ Освящение воды    В Требнике чинопоследованию Крещения предшествует следующее указание:     Входит священник и облачается в священническую одежду белую и нарукавницы, и вжигаемым всем светам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и, отдав кадильницу, поклоняется.    Белая фелонь напоминает о том, что в древности Крещение совершалось в Великую субботу и пасхальный характер Крещения по сей день остается ключом к пониманию не только этого Таинства, но и всей полноты христианской веры. Ибо, по словам святого апостола Павла: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...» (Рим. 6:4, 5).    Купель с водой ставится посреди храма (или крещальни). По краям ее зажигаются три свечи. По левую сторону от купели ставится аналой, на который полагаются Крест, Евангелие и крестильный ящичек. Перед купелью становится священник, за ним – восприемники с младенцем или сам крещаемый, если он взрослый, тогда его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются свечи.    Чинопоследование начинается с возгласа священника:    «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».    В настоящее время из всех церковных богослужений только три – Крещение, Брак и Евхаристия – начинаются с этого возгласа. Оно напоминает нам о том, что в прошлом Таинства Крещения и Брака не только совершались во время евхаристического собрания Церкви, но и о том, что Евхаристия была их естественным завершением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Архив Пн Блаженнейший митрополит Онуфрий: Политики и весь народ должны вернуться к выбору князя Владимира, к той вере, в которой он крестился 26 июля 2019 г. 18:27 Интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием о торжествах по случаю празднования Крещения Руси. — Ваше Блаженство, уже много лет существует традиция начала празднования дня памяти святого равноапостольного князя Владимира и Крещения Руси на Владимирской горке, которую именуют «сердцем Киева», и проведения крестного хода к Киево-Печерской лавре . Причем, с каждым годом число участников крестного хода все возрастает и исчисляется уже сотнями тысяч. Чем это объяснить на фоне крайне тяжелых лет в новейшей истории Украины с войной на Донбассе и новыми церковными расколами, новыми гонениями на каноническую Православную Церковь в Украине? — Действительно, крестные шествия Украинской Православной Церкви , не только в Киеве, но во всех наших епархиях, городах и весях страны, стали свидетельством единства православного народа, свидетельством того, что никакие политические разделения и катаклизмы, в том числе и притеснения и вмешательства в церковную жизнь, не в состоянии разделить Церковь Христову, подчинить ее политическим настроениям. Господь наш Иисус Христос заповедал: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.17:21). И наша каноническая Православная Церковь старается исполнять эту заповедь, свидетельствуя самой жизнью это единство. Хотя у тех, кто не с нами, своя «арифметика» при подсчете участников наших крестных ходов… И не только по отношению к крестным ходам, но и к Церкви в целом. Но Бог видит всех и вся. У Него даже те, кто по старости, немощи и по иных причинах не могут принять участие в нашем молитвенном шествии и стоянии за чистоту святой веры, но сердцем в молитве соединяются с нами (а расстояние для духовного единения и искренней молитвы не помеха!), не останутся без награды... Верная Богу и Святой Церкви наша паства, видя нападения на Православие, духовно объединилась и продолжает идти за Христом, как Его первые ученики. Люди видят, что для преодоления всевозможных кризисов и трудностей, надо смело идти вперед к истокам своей веры и настоящей истории, к самому мудрому и доброму руководителю страны — святому равноапостольному князю Владимиру.

http://patriarchia.ru/db/text/5478205.ht...

В Крещении человек, прежде всего, очищается от первородного греха. Первородный грех тяготеет над каждым без исключения человеком, появившимся на свет; как от зараженного источника истекает зараженный поток, так и от первого согрешившего человека грех распространяется на все происшедшее от него человечество: «в Адаме все умирают» ( 1Кор.15:22 ). Адамов грех исказил нашу душу и тело, сделал нас рабами диавола, разлучил с Богом, обрек на смерть. Господь наш Иисус Христос, претерпев крестную смерть, взял на Себя грехи мира и тем самым освободил нас от рабства диавола, примирил с Богом. Но спастись может лишь тот, кто принимает Крещение во имя Его, кто в этом Таинстве усвоил крестные заслуги Христа, Который невидимым образом очищает человека от греховной скверны и подает ему благодать. Протестанты искажают содержащееся в Священном Писании учение о Таинстве Крещения. Они отрицают Крещение как Таинство и считают, что все грехи омываются только кровью Христа. Красной нитью проходит через Священное Писание противоположная мысль, а именно: грехи человека омываются святым Крещением, в нем же человек получает духовное возрождение. Об этом говорит Господь в беседе с Никодимом, разъясняя ему тайну духовного перерождения: «если кто не родится свыше,, не может увидеть Царствия Божия» ( Ин.3:3 ), и далее поясняет, каким образом происходит это рождение свыше, то есть духовное перерождение: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). В беседе с Никодимом Господь дал обетование о святом Таинстве Крещения, а перед самым Своим Вознесением установил его, повелев ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Святые Апостолы также говорили о Крещении как о благодатном, возрождающем священнодействии, Как крестной смертью Христа побеждено зло в мире, и человечество искуплено от грехов, так и каждый человек, крестившись в Иисуса Христа, умирает для греха, чтобы воскреснуть в новой жизни ( Рим.6:3–5 ; Кол.2:13 ). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ), а кто не придет ко Христу, не омоется в святых водах Крещения, того не коснется и благодать Его, тот не войдет в Его Царство, не привьется к корню святому, чтобы, питаться его благодатными соками ( Рим.11:16–24 ); не привившись же ко Христу, человек, как сухая ветвь, оказывается годным лишь для сожжения ( Ин.15:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Воздадим же и мы славу Триединому Богу, всё совершившему для нашего спасения, ибо Ему и подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков. Слово в субботу пред Богоявлением О почитании субботы, Крещении Господа на Иордане и о нашем Крещении Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Ин.3:3, 5 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами, вместе со Святой Православной Церковью, празднуем субботу, которая предшествует великому дню Богоявления Господня. На первый взгляд, праздник это довольно странный. Ведь мы уже отмечали предпразднство Богоявления, скоро будем отмечать и Крещенский сочельник (навечерие) – зачем же нам еще одно «предваряющее» торжество? И почему именно суббота, а не воскресенье? Может показаться, что это совершенно два разных вопроса – но на самом деле ответы на них тесно связаны между собой. И начинать лучше всего со второго из них. Все мы помним, как звучит четвертая из десяти заповедей, дарованных Господом пророку Моисею на горе Синай и с тех самых пор по сей день составляющих одну из основ Закона Божиего: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему, не делай в оный никакого дела ( Исх.20:8-10 ). Да, суббота в те времена была именно седьмым, последним, а не шестым днем недели; на седьмом месте она по-прежнему стоит во многих странах мира, а до революции была седьмым днем и в России (начинать неделю с понедельника впервые в мире начали в Советском Союзе). Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, как знаем мы из Евангелия, совершилось в первый день древней недели, «единый от суббот», то есть первый после субботы (или, как мы бы сейчас сказали, в ночь с седьмого на первый день – ведь отсчет дней в те времена начинался не с утра, как у нас, а с вечера предыдущего дня, и именно так до сих пор считает дни Православная Церковь). Поэтому впоследствии у христианских народов этот день, вместо прежнего «первый», получил название «день Господень» или «воскресенье». И, естественно, день этот приобрел особенное значение для христиан, именно в воскресенье стали совершаться еженедельные праздничные службы и собрания (хотя они могли проводиться и в другие дни, но воскресенье всегда выделялось особо), и вообще всячески подчеркивалась святость воскресного дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Все это дает Крещение, как и говорим мы в Символе веры : «исповедую едино Крещение во оставление грехов». И Библия говорит, что некоторые были блудниками, идолослужителями, прелюбодеями, онанистами, мужеложниками, ворами, лихоимцами, пьяницами, злоречивыми, хищниками, «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ) в водах Крещения. И ты войдешь грязным и нечистым как бомжацкое пальто, а выйдешь сверкающим подобно императорская мантия, отделанная горностаями и бриллиантами. Твоя душа будет сиять как свежевыпавший снег, станет подобной прозрачно-синему сапфиру с звездою внутри. Ты скажешь: за что это мне может быть такое? Отвечаю не я, а Сам Бог: «не ради вас Я сделаю это…, а ради святого имени Моего» ( Иез.36:22 ), ради Сына Моего, Которого предложил Он в жертву умилостивления в Крови Его в прощение грехов ( Рим.3:25 ). Что же требуется от тебя? Только одно дело. – Вера в Сына Божия и желание жить по заповедям. И все! Остальное довершит мощь Творца. Разве Тот, Кто до сих пор вращает галактики, и Кто в начале создал тебя и до сих пор держит тебя в своих ладонях не сможет уничтожить твое нечестие? Однажды к святому Антонию пришел солдат и сказал, что не может поверить, что Бог прощает грешников. На это преподобный показал на его плащ и сказал: «если этот плащ порвется, ты что, сразу выбрасываешь его». Тот ответил: «Нет, я зашью и его и снова стану носить». Тогда Антоний сказал: «Ты не творил плаща и все же заботишься о нем. Как же ты считаешь, что Господь забудет собственное творение, которое вышло из Его рук». Ты все еще не можешь поверить, так приди и посмотри. Вкуси и увидишь как благ Господь ( Пс.33:9 ), а дьявол убежит прочь и все его мысли забудутся как прошлогодний сон при наступлении Вечного Утра. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pochemu-ty-eshhe-ne-kre...

Господь видит толпу людей, бегущих отовсюду. Они представляют весь народ Ветхого Завета, устремленный к чаемому Мессии. В этих людях – восемнадцать веков надежды и ожидания. Перед Господом – толпа грешников, жаждущих очищения: алчных мытарей, блудниц, продажных судей, воинов, служащих за деньги римскому оккупационному режиму, саддукеев, несчастных политиков и фарисеев, впервые увидевших, что и им можно себя в чем-то упрекнуть. Господь узнает в них их предков, которые так часто забывали призывы Иеговы, поклоняясь лживым богам на высотах, но которые также могли возвращаться к истинному Богу и каяться, когда на них обрушивались беды. Господь пришел ради всех. Всюду, где Он будет проходить, Он будет творить добро, и исцелять всех, кто был под властью бесов. Ибо, как сказано в Евангелии, «Бог был с Ним». «Бог был с Ним» – тайна присутствия Господа на земле, вершина которой – Крест. Тот, Кого называли сыном Иосифа, явился Единородным Сыном Божиим. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Чтобы Иисус стал Христом (Помазанником), надо было явиться Тому, Кто помазует, – Отцу, и Тому, Кто есть Помазание, – Духу Святому. Вне Троицы слово «Христос» не имеет смысла. Никогда до этого Бог не являл Своего Божества – ни Ангелам, ни человекам – в Трех Лицах. Здесь, на Иордане, во время Крещения Христова, Бог открывает Себя впервые. Во время Крещения Христос молился. Он молился, как и все молились, но Его молитва была о раскрытии Отчего благовестия к Нему, и о схождении на Него Духа Святого. То, что было обещано Христу, Он должен получить молитвой. Как сказано в псалме: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли в ведение твое». ( Пс.2:8 ) И когда Он молился, отверзлось небо. Грех закрыл человеческому роду небо, но молитва Христова открыла его снова. Молитва во Христе отверзает небо. «Стучите, и отверзется» ( Лк.11:9 ). «И Дух Святый сошел на Него в телесном виде, как голубь». «Дух Господень на Мне» – говорит Христос, начиная Свою проповедь. А теперь Дух Святый нисходит на Него видимым образом. Как было сказано до этого Иоанну Крестителю, по этому знамению он узнает Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дары различны, говорят апостол, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь (то есть, Иисус Христос) один и тот же, и действия различны, а Бог (то есть, Бог Отец) один и тот же ( 1Кор.12:4–6 ). Лица Пресвятой Троицы поставлены здесь в восходящем порядке, начиная от третьего лица Духа Святого. В последних словах второго послания к Коринфянам апостол поставляет Бога Отца в средине: благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор.12:13 ). Апостол ставит безразлично имена Пресвятой Троицы, как равночестной. О крещении св. апостол Павел написал Коринфянам: и такими были некоторые из вас (то есть, тяжкими грешниками); но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ). Очевидно, Божественные действия в крещении: оправдание и освящение приписываются апостолом Иисусу Христу и Духу Святому наравне с Богом Отцом. И так по тем посланиям, которые самими неверующими признаются за написанные апостолом Павлом, этот апостол приписывает Божественные свойства и действия не только Иисусу Христу, но и Духу Святому; эти послания содержат ясное учение о Пресвятой Троице. Сам апостол свидетельствует в послании к Галатам, что Он не иное учение проповедовал как и другие апостолы, и действительно противоречия о лице Иисуса Христа в писаниях их и св. Павла нет; но один из апостолов по местам говорит сильнее и полнее, чем другой; например, апостол Павел пишет: Бог Сына Своего (с греческого подлинного: Сына собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас, а если Сына Своего не пощадил, то все нам даст ( Римл.8:32 ). Очевидно, здесь разумеется Сын для небесного Отца самый дорогой, выше которого никого нет. Св. апостол, когда говорит об Иисусе Христе, как Сыне Божием, то разумеет всегда лицо только единое и единственное. Он один, как один Бог Отец ( 1Кор.8:6 ). У нас один Бог Отец и один Господь Иисус Христос; служения различны, а Господь один и тот же. Только вера в Него – Сына Божия спасает и дарует вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Деян.11:15. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Деян.11:16. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». Деян.11:17. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?    В объяснении Петр особенно подчеркнул, что язычники получили такой же дар Святого Духа, как и они в день Пятидесятницы и что это есть исполнение обетования Христова, данного пред Вознесением: «а вы будете крещены Духом Святым» (Деян 1:5). Характерно, что, по словам Петра, он только «начал говорить», как уже сошел Дух Святой на слушавших его, что сделало до времени ненужным более полное оглашение уверовавших. Своим рассказом Петр, собственно, не ответил на сделанный ему упрек, что он ходил к необрезанным и ел с ними, но лишь поставил явную волю Божью об этих язычниках, в качестве оправдания своего образа действий.    Если Бог при таких необычайных знамениях принял язычников в Свою Церковь, то разве не мог он, Петр, не обращаться с ними, как с братиями своими, жить у них и есть с ними? — Этот рассказ внес успокоение: слушавшие даже стали славить Бога за милость к язычникам. Эти упреки святому Петру со стороны христиан из Иудеев чрезвычайно характерны. Разве посмели бы они делать ему какие бы то ни было упреки, если бы Господь Иисус Христос поставил его Своим заместителем, «князем над Апостолами» и непогрешимым главой Церкви, как учат римо-католики? Да и стал ли бы Апостол Петр перед ними «оправдываться»? Он просто бы указал на свое полновластие, на свое право поступать, как находит нужным. Распространение христианства вне Палестины (Деян. 11:19—21) Деян.11:19. Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Деян.11:20. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. Деян.11:21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.    «Гонение не мало принесло пользы проповеди евангельской, — говорит святой Иоанн Златоуст, — если бы враги старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как это: разумею рассеяние учителей». Рассеявшиеся в результате гонения христиане в начале никому не проповедовали евангельского учения, кроме Иудеев, живших за пределами Палестины в Финикии, на о. Кипре и в Антиохии. Но потом, возможно после того, как распространилась повсюду весть об обращении сотника Корнилия, стали благовествовать в Антиохии и «эллинам», то есть язычникам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Если, следовательно, мы объявляемся умершими для греха, потому что крестились в смерть Христову, то, конечно, и младенцы, крестящиеся во Христа, умирают для греха, так как крестятся в смерть Его. Ведь безо всякого исключения сказано: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. И сказано для того, чтобы показать, что мы умерли для греха. Для какого же греха умирают, возрождаясь, дети, если не для того, который они получили от рождения? А потому и к ним имеет отношение сказанное в следующих словах: Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам. ходить в обновлении жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием Воскресения ( Рим. 6, 4–5 ). Смерти Христа он (Апостол) приписывает такое значение, что и Его называет умершим для греха. Для какого же греха, если не для плоти, в которой был не грех, но подобие греха и потому названо именем греха? Итак, крещеным в смерть Христову, в которую крестятся не только взрослые, но и младенцы, Апостол говорит: так и вы – т. е. как Христос, – так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе ( Puм. 6, II )». 211 Святой Иоанн Дамаскин : «Крещение обозначает смерть Господа. Ведь Крещением мы спогребаемся Господу, как говорит божественный Апостол. Следовательно, подобно тому, как однажды совершилась смерть Господа, поэтому и креститься должно однажды. Через три погружения Крещение знаменует три дня гроба Господня. Итак, быть крещеными во Христа означает погружаться в воду с верою в Него». 212 Итак, видим, что и Святое Писание, и все Отцы Церкви единомысленно придают святому Крещению такое значение, что это Таинство есть как раз единственное средство нашего приобщения ко всему тому спасительному, ко всем возрождающим и живоносным благам, которые были открыты человеку через Искупительный подвиг Господа, совершенный Им на Кресте. И если спасение невозможно без Голгофской Жертвы ни для одного человека, происшедшего от Адама (и это есть основа основ нашей веры, без которой не мыслится Христианство ), то следующее за ним, такое же основополагающее понятие есть то, что приобщиться к этой Голгофской Жертве и наследовать даруемою ею спасение невозможно иначе, как Крещением, то есть «спогребением Господу», которое может совершаться только лишь при участии сознательно исповедуемой веры в Святую Троицу, в Сына Божия, воплотившегося и пострадавшего за нас на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

За грехи все люди были под гневом Божиим и все погибли бы, если бы Сын Божий, сделавшись человеком, не принял на Себя наши вины и один за всех не потерпел казнь на кресте. Он потерпел казнь не за Себя, потому что Сам ни в чем не был виновен, был безгрешен, – а за наши грехи, в уплату за наши долги. И Его страдания и смерть за нас столь спасительны, что ради них не только прощаются наши грехи, но еще подается нам свыше помощь к достижению святости, и надежда на нескончаемое блаженство. И это не потому только, что потерпевший за нас страдания и смерть Господь Иисус Христос был Сам безгрешен, – а еще и потому, что Он есть истинный Бог. Ходатайство за кого-либо тем сильнее, чем важнее то лицо, от которого оно идет. Какое же существо может быть выше Господа нашего Иисуса Христа, который будучи Единородным Сыном Божиим, равным по Божескому достоинству Отцу и Святому Духу, принял на себя ходатайство за людей пред Богом Отцом и для сего в человеческой плоти пострадал и умер за нас? Вот что сделал для нас Господь Иисус. Людям остается только воспользоваться тем, что Он сделал для них, принять уготованное для всех спасение, никем не заслуженное, но всем предлагаемое. Что же нужно для сего? Нужно сделаться христианином, т. е. нужно убедиться, что мы, своими силами не можем спастись, и от всей души уверовать во Спасителя и посредством крещения вступить в общество спасаемых – в Святую Церковь . Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет. А вступившие в Христову Церковь должны вести истинно христианскую жизнь, по заповедям Христовым, и под руководством Христовой Церкви, при помощи благодати Божией, которая обильно подается христианину в прочих, сверх крещения, таинствах – и всегда привлекается смирением и молитвой. Вот что нужно, православные, для того, чтобы спастись, чтобы воспользоваться тем, что сделал Иисус Христос для нашего спасения. Будем, православные, от души благодарить Господа за то, что мы не только христиане, что Святая Церковь , к которой мы принадлежим, есть единая истинная Церковь , единая хранительница той веры, которая проповедана Апостолами, за которую проливали кровь святые мученики, которую защищали святые отцы словом и писанием, которая утверждена на Вселенских соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010