Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют, – хорошо, это признак веры. Он верным – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему как Отцу послушание показывать и подобные Ему нравы иметь? Ибо сын отцу подобен. Служишь ли Ему как Господу своему? Не служишь ли маммоне и прочим идолам? Не царствует ли над тобой грех, когда Его Царем своим называешь? Не ищешь ли защиты и помощи от сынов человеческих и прочего создания? Услышь, что Бог об устном исповедании, но не от сердца происходящем, и о таком, с которым сердце не согласно, говорит через пророка: приближаются ко Мне люди сии уста ми своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). Говоришь: «Верую во Христа, Сына Божия», – хорошо. Но принимаешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли свой крест, который Он всем верным предлагает: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16, 24 )?.. Не тот верный раб Христов, кто устами исповедует Христа, но тот, кто и сердцем верует во Христа, и не стыдится Его и слов Его, следует смирению, нищете, терпению и кротости Его, как и Сам Он учит нас: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11, 29 ), – и носит крест свой, и до смерти верен пребывает. Говоришь: «Верую в Духа Святого, Господа», – хорошо. Но смотри, не противишься ли Духу Святому жестокосердием и нераскаянным житием, как святой Стефан обличает иудеев: жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому ( Деян. 7, 51 ). Говоришь: «Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь », – хорошо. Но смотри, истинный ли ты член святой Церкви? Она свята, Кровью Христа, Сына Божьего освящена и освящается ( Еф. 5, 26– 27 ), служит Ему в святости и правде пред Ним ( Лк. 1, 75 ). Хранишь ты ли святость, верою дарованную тебе в Крещении (см. 1Кор. 6, 11 )? Если же потерял ты ее нерадением, ищешь ли ее покаянием, переменой жизни и верой? Удаляешься ли от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7, 1 )? Если нет этого, то ты не член Церкви Святой. Церковь свята и непорочна ( Еф. 5, 27 ), следственно, и членам ее подобает быть святыми и непорочными.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, апостол Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян 19:2). Раннехристианская проповедь — это и проповедь о Духе Святом; это отличает новозаветную Церковь от наследия Крестителя. Но вместе с тем в ней содержится возможность стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян 19:6). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием (Деян 10:45) — исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих Апостолов и всех верующих, — исключение, продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам. В эпизоде с Симоном (Деян 8:17–19) подчеркивается, что, хотя Дух Святой подается всем верующим, власть подавать Духа Святого принадлежит исключительно одним Апостолам, попытка приобрести эту власть материальными средствами является тягчайшим грехом. Апостолы осознают себя как действующих вместе с Духом Святым: свидетели Ему в сем мы и Дух Святый (Деян 5:32), угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28). Впрочем, евангелист Лука пишет, что иногда Дух препятствует им исполнять то, что они собираются делать (Деян 16:6), иногда же, напротив понуждает делать то, чего они лично делать не собирались, например, апостол Павел понуждается ( Духом свидетельствовать о Христе (Деян 18:5). Здесь это показывается как соработничество, когда личное произволение и делание Апостолов не устраняется, но направляется личным действием Духа Святого. 3. Апостол Иоанн Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три Послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное”, написанное для общего назидания Церкви 27 как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю и к некой благочестивой (избранной) госпоже. Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: Святой Дух, Дух истины и Утешитель; из них только термин Святой Дух используется в Ветхом Завете 28 . Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово рпеата встречается в писаниях апостола Иоанна также в значениях: 1. Дух человеческий (Ин 11:33).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Ответить на это можно без особого затруднения. По установившемуся учению и Священного Писания , и святых отцов, Духу Святому приписывается творческое действие среди Лиц Пресвятой Троицы… Это – тайна, недоведомая нашему уму и известная лишь Самому Богу, в частности – Святому Духу; ибо, – как говорит апостол Павел, – Дух все проницает, и глубины Божии… и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:10–11 ). Не только для мира и для человека посредником и творческим началом является Дух Божий. При творении мира, говорится в начале Библии , сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:1–2 ). Наступает Новый Завет . По благоволению Отца воплощается Сын Божий от Девы Марии. Как? Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк. 1:35 ). Так и теперь, в крещении Господнем, сошел на Богочеловека Христа Дух Святой. И только после этого человечество способно стало, так сказать, воспринять глас Бога Отца. Апостол Павел говорит ефесянам: через Него, то есть через Христа, мы имеем доступ к Отцу в одном Духе ( Еф. 2:18 ). Но оставим это богословствование, как младенцы (см.: Еф. 4:14 ), и услышим глас Отца с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ). Это свидетельство было наивысшее: возгласил Сам Отец. Потому нам особенно нужно приникнуть. Прежде всего, Он свидетельствует, что Христос Ему Сын, а не человек… Тайна сия – непостижимейшая; но она возвещена Самим Отцом, потому – истиннейшая! И с благословением воспримем ее. Притом добавлено: возлюбленный. Почему сие? – Тайна и это. Но может быть, Отец Небесный хотел показать этим то, что Сын Его единороден с Ним, и только поэтому Он достоин любви Отчей, а всякое творение не может быть предметом такой любви. Ведь и на земле родители любят свое дитя несравнимо с чужими. К тому же, может быть, Сын был возлюблен особенно потому, что Он, по послушанию Отцу и по любви к грешному несчастному человечеству, сошел на землю для спасения нас и этим был угоден Отцу Своему? И Сам Господь Иисус Христос любил часто указывать на Свою любовь и послушание Отцу. Этим полно все Евангелие, особенно от Иоанна. Отец любит Сына ( Ин. 3:35, 5:20, 10:17 ). Я пришел во имя Отца Моего ( Ин. 5:43 ). Я чту Отца Моего ( Ин. 8:49 ). Я живу Отцом ( Ин. 6:57 ). Постоянно говорит, что Он «послан» Отцом Своим (см.: Ин. 3:17, 5:36, 7:29, 10:36, 11:42 и т.д.). Вся первосвященническая молитва Сына Божия говорит об этом ( Ин. 17:8, 18, 21, 23, 25 ). А о послушании Отцу Господь говорит тоже постоянно: Моя пища есть творить волю Пославшею Меня ( Ин. 4:34 ). Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5:30 ). И апостол Павел говорит: Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему, то есть за послушание, и Бог (Отец) превознес Его ( Флп. 2:8–10 ), чтобы все исповедали, что Господь Иисус Христос – в славу Бога Отца (ст. 11) все совершал.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Отношение Троицы Божественных Лиц к Церкви и к каждому ее члену с полной ясностью выражено Иисусом Христом в последний период Его земной жизни, когда Он говорил уже без притч. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16, 23, 26 ). Ранее Иисус говорил своим ученикам о земном образце единства: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Таким образом, существенное пребывание Троицы в Церкви по благоволению Отца вследствие крестного подвига Воплотившегося Сына благодатью Святого Духа проявляется через соборность даже минимального количества членов Церкви, собранных во имя Иисуса Христа. Никто в Церкви не одинок, ибо каждый есть член ее, а все вместе – ее единое тело. Ни пространство, ни временные границы не нарушают кафолической соборности Церкви и ее единства с Триипостасным Богом. Славословие Троицы составляет необходимую часть сакраментального служения Церкви. Крещение начинается славословием «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и совершается через троекратное погружение в воду с призыванием Лиц Святой Троицы. В Евхаристии доксология Троицы неоднократна: начальное славословие «Благословено Царство...», начало анафоры в чине литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа», «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Аскетический подвиг христианина проникнут верой в непосредственное Богообщение с Живоначальной Троицей, что прекрасно выражено в молитве преподобного Иоанникия Великого: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». Православная экклезиология раскрывает отношение Троицы к миру в следующей формуле: Отец приводит нас к Сыну (свидетельствует о Сыне) водою (крещением Иисуса Христа от Иоанна и крещением всякого христианина, приходящего в мир); Сын приводит к Духу кровию (отданной за нас сначала предвечно, затем, в исполнение времени, на Кресте, и каждодневно в Новом Завете проливает в Евхаристии); Дух возвращает к Отцу (в Благовещении, Пятидесятнице, в последующем Домостроительстве Церкви). Духом – с самой Пятидесятницы – движется вся жизнь Церкви: вероучительная (изволися Святому Духу и нам – Деян.15:28 ), таинственная (устрояетесь в жизни Божиим Духом – Еф.2:22 ) и нравственная (Духом водимся и живем, и пожинаем плод духа – Гал.5:18, 22, 25 ). Так, три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ). Это двоякое свидетельство есть откровение о Богочеловеке Иисусе Христе и Его деле. 5. Тринитарная экклезиология и Крест Христов

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Первое свидание их случилось через три года по обращении Павла (Гал. 1, 18; Деян. 9, 26-50). Приняв св. крещение от Анании в Дамаске, Павел тотчас с дерзновением начал проповедовать имя Христово и между тем ходил в Аравию, откуда опять возвратился в Дамаск. Потом он отправился в Иерусалим и покушался пристать к ученикам Христовым; но все боялись его, не веря, что он ученик Христов и перестал гнать верующих во имя Христово. Варнава, известный церкви Иерусалимской своей ревностью по вере и удостоверившийся в искренности обращения Павлова, представил его апостолам и рассказал им, как на дороге явился ему Господь и как он в Дамаске небоязненно проповедовал имя Иисусово. С сего времени Павел постоянно обращался с апостолами в Иерусалиме и свою проповедь соединил с их проповедью. Такое общение с апостолами было весьма утешительно для Павла и полезно для будущего его служения Евангелию Христову. По слову самого Павла, целью путешествия его в Иерусалим, между прочим, было — соглядати Петра (1, 18), увидеться и познакомиться с ревностнейшим из апостолов. Первым и самым естественным побуждением к свиданию должно почитать непреодолимое влечение благочестивой души Павловой к святому общению с ближайшими учениками — самовидцами Слова, слышавшими радостную весть о спасении от Самого Спасителя, видевшими боголепное лицо Господа Иисуса: такое общение есть потребность святых душ. Павел пробыл у Петра пятнадцать дней — очень довольно для того, чтобы удовлетворить святому желанию — видеть друг друга и утешить друг друга взаимной беседой. Хотелось бы знать, о чем они беседовали? О том, конечно, что более всего любили — о Господе Иисусе, Которого оба любили пламеннейшей, чистейшей, истинно апостольской любовью. Естественно, Петр должен был говорить более, а Павел — более слушать; какой повествователь и какой слушатель! какая беседа и какие собеседники! — Враги креста Христова в Иерусалиме вооружились против Павла и искали убить его; христиане, узнав о сем, препроводили его в Кесарию и потом в Тарс (Деян. 9, 29, 30). Так кончилось первое свидание апостолов Петра и Павла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Потому-то и удержал Он, сказав: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов . Господь возводил его к нетленному веку и поставил рядом с бессмертными Ангелами по силе его пламенной ревности. Ты не мёртв, говорит, а потому не заботься о мёртвых останках родителей. 23. Что означают слова Христа «Никто, возложивший руку свою на плуг…» И что же Он говорит некоему человеку, желавшему сделать распоряжения об остававшихся в его доме – о жене и прочих? Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия . Ты начал возделывание не человеческое, но перенёс свой труд на Небо, так что не будешь благоуспешен, если станешь обращаться к временному. Знай же, что меняешь Царство Небесное на дом твой и пребывающих в доме. Итак, мы находим, что Господь и жил по образу монашескому, и преподал его . И у апостолов была та же жизнь, потому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и т. п., как и подобает то монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же, как и в отношении подвига проповеди), но и с благословением послал их и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь . Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает, наряду с другими священными действиями, и монашеское посвящение. Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Ибо уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них существуют и само священнодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божественный Дионисий. А что в писаниях святых отцов находим, что впоследствии монашеское одеяние было дано Ангелом святому Пахомию, то это верно и справедливо, ибо он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее и монашеский чин. Это: более удобное, чем хитон, облачение, затем пояс и аналав, потом кукуль и паллий, сандалии и мантия – предметы, служащие символами священнейших вещей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Прежде всего мы не должны смешивать естественный дар кротости с евангельской добродетелью кротости. Мягкий от природы характер — не кротость. Также как неведение — не невинность, и робость — не смирение. Вот почему критика, с которой известные антихристиане нападают на христианские добродетели, всегда только карикатура. Добродетель кротости есть отражение дара силы. Это непротивление мучеников, противостоящих могуществу тиранов. Но надо иметь много силы, надо употребить огромное усилие, чтобы достигнуть подлинной кротости, той, которой обещана Господом земля. Новое небо и новая земля. Разве Христос не принес на землю «огонь и меч»? «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, — говорит Он, — не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16). «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16, 16). Мы должны приобщиться кротости Божией, которая одновременно есть явление Его силы и любви. Святому пророку Илии Бог не открывается ни в бури, ни в землетрясении, но в «гласе хлада тонка» — в веянии тихого ветра. Горящему грозной ревностью апостолу Иоанну Богослову Господь говорит с упреком, утишая его юношеский пыл: «Не знаете, какого вы духа». Поистине, подлинная кротость христианина — приобщение кротости Божией. Она есть дар мудрости, говорит апостол Иаков, и плод Духа Святого, говорит апостол Павел. Мы не можем подражать кротости Христовой как внешнему для нас идеалу, но мы должны учиться быть послушными Духу Святому, Которым мы запечатлены в таинстве крещения. Дух Святой явился в виде голубя и в виде огня, чтобы мы знали о двойном Его действии — в кротости и в силе. Видение святых пред Престолом Агнца в Откровении — раскрытие в истории человечества дара Пятидесятницы. Тот же самый Дух дал апостолом, вышедшим из Сионской горницы, силу говорить, а толпам, собравшимся в Иерусалиме — благодать понимать. Тот же Самый Дух освящает нас, соделывает нас святыми, если мы приходим с нелицемерным покаянием к Богу. В мире, лежащем во зле, ничего подлинно великого не бывает без великого труда и скорби. Но надо, чтобы этот труд и скорбь были соединены в вере с Крестной скорбью Христовой. Вот почему блаженны нищие, плачущие, гонимые — ради Господа. «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, — говорит апостол Петр, — а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15).

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Сей Дух Святой был не только на апостолах, но и на пророках: о нем молился Давид, говоря: Духа Твоего Святого не отыми от мене ( Пс. 50:13 ). О Данииле говорится, что он имел Духа Святого; и Давид по внушению Духа говорил, что сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Пророки не без Духа Святого пророчествовали; и Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его вся сила их; и что свойственно Отцу и Сыну, то свойственно также и Духу Святому. Сам Дух Святой, когда посылается, посылается от Отца и Сына; то в одном, то в другом месте он называется Духом Отца и Духом Сына. Почему и в Деяниях апостольских говорится, что крестившиеся крещением Иоанновым и веровавшие в Бога Отца и Христа, поскольку о Духе Святом не знали, были крещены в другой раз; и уже тогда получили истинное крещение. Ибо без Духа Святого таинство Троицы не совершенно. В той же книге приводятся слова Петра Анании и Сапфире, что солгавшие Духу Святому солгали не людям, но Богу ( Деян. 5:4 ). Что значит известное рассуждение апостола Павла, который пишет к Римлянам: чтó же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак ( Рим. 9, 14 ), до того места, где он говорит: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре (ст. 29)? Все вообще послание к Римлянам нуждается в толковании, и до того темно, что для понимания его нам необходима помощь Духа Святого, изрекавшего это самое чрез апостола. Но особенно темно указанное место, которое, желая оградить правду Божью от упрека, некоторые понимают так, что «на основании предшествовавших данных» (ex praecedentibus causis) избран от чрева Ревекки Иаков и отвержен Исав, – также точно как избираются от чрева Иеремия и Иоанн Креститель, и сам апостол Павел предназначается на проповедь Евангелия еще до рождения своего. Мы же не держимся других мнений, кроме церковных, и таких, заявить которые мы не боимся публично пред церковью. Поэтому и не последуем Пифагору и Платону и ученикам их, вводящим под христианским именем догматы языческие, – не скажем, что души ниспали с неба, и, по различию заслуг, наказываются за древние грехи в тех или других телах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Со всеведением тесно связано другое Божеское свойство, на которое указывается в известных словах псалмопевца Давида: «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу?» Мы говорим о вездесущии, по которому Бог в одно и то же время находится во всех местах, и нет такого места, где бы Его не было. Что свойство это принадлежит и Духу Божию, в этом можно убедиться уже на основании одного простого умозаключения. Ежедневно в разных местах в одно и то же время тысячи людей приемлют Таинство Святого Крещения и прочие Таинства, через которые действует и нисходит на верующих Дух Святой. Не ясный ли это знак того, что Дух Святой находится всюду, и что нет такого места, где бы Его не было. Более того, во всех благочестивых христианах Дух Святой обитает постоянно, как в благоугодных Ему храмах, о чем ясно свидетельствует апостол в словах: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Поэтому верно то, что Дух Святой вездесущ. В Послании к ефесянам апостол увещевает христиан: «и не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Дух Святой оскорбляется грехами нашими. Если же бесчисленное множество христиан, живущих в разных местах, могут оскорблять Духа Святого грехами, то отсюда следует опять, что Духу Святому известны действия всех людей, и что Он находится вблизи всех их и есть всеведущ и вездесущ. В Слове Божием Дух Святой изображается преимущественно Совершителем нашего освящения, и этим приписывается Ему Божественная святость. Таким образом, мы узнали, что Дух Святой есть вечен, всеведущ, вездесущ и свят, как и Бог Отец, и Бог Сын. Нам нет нужды доказывать здесь, что Ему принадлежат и все другие Божеские свойства, поскольку уже из сказанного ясно видно, что Святой Дух по существу Своему есть истинный Бог. Но где есть Божеские свойства, там есть и Божеские дела. И действительно, в Священном Писании Духу Святому ясно приписываются Божественные дела. Так в 1 и 2 стихах Книги Бытия о Духе Святом говорится: «и Дух Божий носился над водою».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Спаситель говорит: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6 , 53, 56). Причащаясь, мы участвуем в Божественной жизни, и эта жизнь участвует в нас. - Все равно не до конца понятно. Так и должно быть? Именно поэтому таинство Причащения называют Причащением Святых Таин? - Да, именно поэтому. И само слово «таинство» - отсюда же. Нам неизвестно, как именно, каким образом человеку дается благодать,- в таинстве Крещения, в таинстве Елеосвящения мы совершаем какие-то очень простые действия. Но эти действия оказываются лесенкой: мы поднимаемся к Богу по ней, и Господь нам преподает благодать. Только Богу известно, почему и как это происходит. - Почему таинство Причащения называется также таинством Евхаристии, то есть благодарения? - Опять-таки обратимся к Евангелию: И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все (Мк. 14 , 23). Евхаристический канон - это время, когда мы благодарим Бога за все. За то, что Он нас создал и ввел в этот мир. За то, что Он не отвратился от нас, когда мы пали, когда мы сами отошли от Него. И за то, что Он дал нам это непостижимое для нашего ума таинство - ради нашего спасения, ради приобщения к Нему, единения с Ним. - Последование ко Святому Причащению, которое есть почти в любом молитвослове,- оно ведь содержит ответы на многие наши вопросы… - К сожалению, в наших нынешних молитвословах помещены подчас очень разные молитвы… но те, которые входят в Последование ко Святому Причащению, составлены великими святыми отцами. В них раскрывается не только смысл этого таинства, но и опыт переживания его теми святыми, которые оставили нам эти молитвы. Вот молитва преподобного Симеона Нового Богослова[ 1 ]: «…нескверных Твоих причащуся и пресвятых Таин, ими же оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем». «Обожается» (от слова «Бог»), ибо цель пришествия Христа на землю заключается в том, чтобы вернуть нам эту удивительную возможность - будучи, с одной стороны, ограниченными, тварными существами, стать, с другой стороны, богами по благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2155...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010