В другом месте, в Деян 28:25, цитируя Ис 6:9–10, апостол Павел усвояет Духу Святому слова Ягве. Уравнение Святого Духа с Ягве твердо доказывает Божество Святого Духа. Во вторую очередь это касается утверждения личностности Духа Святого: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2); таким образом недвусмысленно свидетельствуется о Духе как о Том, Кто может сказать “Я”, то есть, обладает личным сознанием. То же мы видим из описания Его действий: Дух посылает (Деян 13:4), повелевает (Деян 8:29), препятствует (Деян 16:6), понуждает (Деян 18:5), прорекает (Деян 21:11); иными словами, Дух Святой понимается как активно действующее Лицо, самовластно управляющее Церковью и особо — распространением Евангельской проповеди. Помимо направления апостольской миссии, Дух Святой поставляет епископов быть блюстителями, пасти Церковь (Деян 20:28), исполняет радости всех верующих (Деян 13:52), так что Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались (Деян 9:31). Употребление подразумевает, что Дух Святой по отношению к Церкви является — подробнее об этом говорится в писаниях апостола Иоанна. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (Деян 6:9–10). На примере Стефана свидетельствуется исполнение обетования Господа о том, что Дух Святой научит верующих перед лицом гонителей, чт о и как говорить (Лк 12:12). Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесьДуху Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян 7:51). Речь святого Стефана отсылает слушающих к Быт 6:3, где также выражена мысль о том, что грешные люди отвергают Духа Божия и противоборствуют Тому, действия Коего в мире направлены на приведение человека к миру с Богом. Отныне весь человеческий мир делится на две части: тех, кто принимает Духа Святого посредством исповедания Христа и крещения, и тех, кто противится Ему — отрицающим Христа образом мыслей, греховным образом жизни или прямым гонением верующих.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

В первом члене символа веры сказано, братие, верую во единаго Бога Отца. Сказано: «верую», не просто «во единаго Бога», но прибавлено Отца. Это должно понимать в отношении к Таинству Св. Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух Троица единосущная и нераздельная. Эта тайна особенно открылась при крещении Иисуса Христа. Иисус Христос – второе лицо Св. Троицы крестился в Иордане от Иоанна Крестителя. В то время как Он выходил из воды, Дух Святой сошел на Него в виде голубя и слышен был голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь , Он сказал им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена. В своих беседах с евреями и учениками Иисус Христос в отдельности учил о Боге Отце, о Себе, как Сыне Божием, и о Св. Духе. Ясно выражает то же учение о Св. Троице и евангелист Иоанн. Трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он ( 1Ин.5:7 ), – говорит о Троих и приписывает им единство. Учение о Св. Троице известно было и в Ветхом Завете, до Иисуса Христа, например, пророку Исаии. Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог Троичен в Лицах. Но впрочем особенно ясных указаний на учение о Св. Троице в Ветхом Завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения. Итак, братие, по учению Православной Церкви мы веруем, что Бог есть един, но Троичен в Лицах. Это выражаем мы и в церковных молитвах, когда говорим, напр., «Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу». Обращаемся к Отцу, Сыну и Св. Духу, но говорим не вам слава, а Тебе. При этом мы веруем, что Лица Св. Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог; но притом так, что в трех Лицах есть един только Бог. При указанном равенстве есть и различие между Лицами Св. Троицы, именно: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Во имя Твое, Господи Боже истины, и Единородного Сына Твоего и Святого Духа Твоего возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), удостоенного прибегнуть к святому имени Твоему и сохраняться под покровом крыльев Твоих. Отбрось от него тот ветхий обман и наполни его верой в Тебя, надеждой и любовью, чтобы он понял, что Ты один истинный Бог и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святой Твой Дух. Даруй ему ходить во всех заповедях Твоих и делать угодное Тебе... Напиши его в книге жизни Твоей, присоедини его к стаду наследия Твоего, чтобы в нем прославилось святое имя Твое и возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Пусть очи Твои всегда взирают на него милостиво, а уши слышат голос моления его. Возвесели его в делах рук его и в потомстве его, чтобы он исповедал Тебя, поклоняясь и славя имя Твое великое и высокое, и восхвалял Тебя всегда, во все дни жизни своей... Отметим, что молитва начинается словами «О имени Твоем», что священник говорит о крещаемом как о сподобившемся прибегнуть к святому имени Божию и молится о том, чтобы крещаемый славил имя Божие «великое и вышнее». В дальнейших молитвах чинопоследования Таинства крещения имя Божие упоминается многократно. Сама крещальная формула, заповеданная Христом, состоит в произнесении имени Отца, Сына и Святого Духа. Раннехристианская Церковь , как мы указывали в другом месте, придавала огромное значение имени Божию. Иоанн Златоуст , говоря об имени Божием, восклицает: «Им мы совершаем священные Таинства». Особую силу, по учению Златоуста, имя Божие имеет в Таинстве крещения: ...Этому имени нет ничего равного; оно всегда дивно... И кто произнес его, тот сразу же исполняется благоухания... Вот как столь много совершается этим именем. Если слова «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ты произнес с верою, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека и произвел все прочее в Таинстве крещения... Этим именем возрождены мы, и если не оставляем его, то просветляемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возложив руку на голову оглашенного, иерей возглашает: ГОсподу помОлимся . Такое возложение руки священника (жест защиты и благословения) означает, что просящему дается духовное прибежище, он берется под кров благодати Божией. Человек приходит ко Христу, чтобы спастись, и молитва пастыря свидетельствует об этом: Церковнославянский Русский О Имени Твоем, Господи Боже Истины, и Единороднаго Твоего Сына, и Святаго Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), сподобльшагося прибегнути ко святому Имени Твоему и под кровом крил Твоих сохранитися: отстави от него ветхую оную прелесть и исполни его Еже в Тя веры, и надежди, и любве: да разумеет, Яко Ты еси Един Бог Истинный, и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохранити: яко аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книзе жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего, да прославится Имя Твое святое в нем, и возлюбленнаго Твоего Сына, Господа же нашего Иисуса Христа, и Животворящаго Твоего Духа. Да будут очи Твои взирающе на него милостию выну, и уши Твои, Еже услышати глас моления его. Возвесели его в делех руку его и во всяком роде его, да исповестся Тебе покланяяся, и славяй Имя Твое великое и вышнее, и восхвалит Тя выну вся дни живота своего. Тя бо поют вся Силы Небесныя, и Твоя есть слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Твоим именем, Господи Боже Истины, и Твоего Единородного Сына, и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), сподобившегося обратиться к Твоему святому имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали от него ветхое заблуждение и прельщение (ср.: 1Кор.5:7 ; Еф.4:22 ) и наполни его верой в Тебя, надеждой и любовью, да разумеет, что Ты, Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святой Твой Дух — Единый Истинный Бог. Дай ему следовать всем заповедям Твоим и хранить то, что Тебе угодно, так как если человек это исполнит, то будет жив. Напиши его в книге жизни Твоей, присоедини к достоянию Твоему, да прославится в нем имя Твое святое, и возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Пусть очи Твои всегда с милостью взирают на него, и уши Твои — всегда слышат его молитву. Надели его радостью в делах рук его и во всем роде его, да исповедует Тебя, поклоняясь и славя Твое имя, великое и высокое, и восхвалит Тебя всегда, во все дни жизни своей. Ибо Тебя воспевают все Силы Небесные, и слава Твоя — Отца и Сына и Святого Духа — ныне и присно и во веки веков. Аминь. Три запрещения на нечистых духов

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

— Воистину, не схватишь меня, пока не присоединишься к моей церкви, а если не захочешь присоединиться, опять придет к вам мурин. С этими словами убежал из того дома. На другой день, опять в тот же час, бес, как и накануне, в образе эфиопа, вошел в то же овощное хранилище и сделал то же, что и первый раз. Тогда все живущие в том доме, не медля, присоединились к православной церкви. Также и еврей один, хулитель имени Иисуса Христа обращен был ко Христу преподобным Симеоном. Тот еврей (так как Бог указывал ему путь ко спасению) увидел раз моющегося старца и двух ангелов, с ним беседующих и, поняв, что он угодник Божий, хотел объявить о нем (то, что видел) в народе. Святой же, явившись ему во сне, запретил кому бы то ни было рассказывать виденное. Еврей же, наутро, вышед на площадь не был в состоянии сохранить тайну; но когда он хотел обратиться к народу с рассказом о Симеоне, тотчас явился ему святой и коснулся его уст, изображая на них крест, и сделал его немым, а сам бежал от него, скача и играя среди народа, а жидовин оставался немым. Тогда он пришел к святому, кланяясь и поматыванием головы показал ему, что он должен креститься. После во сне старец явился ему, говоря: — Или крестись, или оставайся нем. Итак крестился еврей и, когда вышел из святой купели, тотчас стал владеть языком и начал прославлять Бога. Тогда привел он ко святому крещению и всех своих домашних. Такой чистоты и бесстрастия достиг святой, что и, играя, среди женщин, пребывал, как чистое золото среди огня, и много раз бесстыдные женщины срамно щекотали его, влагая руки в его недра, но он оставался как будто мертвый, подобный бесчувственному дереву, освобожденный, по благодати Божией, от всякого естественного вожделения. Рассказывал он о себе ранее названному диакону Иоанну: — Когда я был в пустыне и сначала имел много беспокойства от плотских страстей и молил Бога об облегчении брани, явился мне святой Никон с вопросом: — Как живешь, брат? А я отвечал: — Жестоко страдаю, отче, и если ты мне не поможешь, не знаю, что и делать, потому что плоть сильно восстает на меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Всех Господь обрезание претерпевает/и согрешения человеческие, как благой, отсекает,/дает в сей день спасение миру;/радуется же на небесах и иерарх Творца/и светоносный божественный служитель таинств Христовых Василий. Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от мене. Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову: Боже мой, не промолчи, презрев меня. И святаго, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. И святому, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего – разум. Апостол к Колоссаем, зачало 254: Апостол Послание к Колоссянам, зачало 254 Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе. Яко в том живет всяко исполнение Божества телесне. И да будете в Нем исполнени, иже есть глава всякому началу и власти: о Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением: о Немже и совостасте верою, действом Бога, воскресившаго Его из мертвых. Братья, смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы преисполнены в Нем, Который есть глава всякого начала и власти; в Нем вы и обрезаны были обрезанием нерукотворенным в совлечении греховного тела плоти, обрезанием Христовым, погребенные с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мёртвых. Кол 2:8–12 И святаго, ко Евреем, зачало 318: И святому Послание к Евреям, зачало 318А Братие, таков нам подобаше архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше Небес быв. Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес. Закон бо человеки поставляет первосвященники, имущыя немощь: слово же клятвенное, еже по законе, Сына во веки совершенна. Глава же о глаголемых: такова имамы первосвященника, иже седе одесную Престола Величествия на Небесех, святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Говоришь: «Верую в Духа Святаго, Господа», – хорошо. Но смотри, не противишься ли Духу Святому жестокосердием и нераскаянным житием, как святой Стефан обличает Иудеев: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому» ( Деян.7:51 ). Говоришь: «Верую во едину святую Соборную и Апостольскую Церковь », – хорошо. Но смотри: истинный ли ты член святой Церкви? Она свята, Кровью Христа, Сына Божия, освящена и освящается ( Еф.5:26–27 ), " служит Богу своему в святости и правде пред Ним» ( Лк.1:75 ). Хранишь ли ты святость, верою дарованную тебе в Крещении ( 1Кор.6:11 )? Если же потерял ты ее нерадением, ищешь ли ее покаянием, переменой жизни и верой? Удаляешься ли «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 )? Если нет этого, то ты не член Церкви святой. Церковь «свята и непорочна» ( Еф.5:27 ), следовательно, и членам ее подобает быть святым и непорочным. Говоришь: «Чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века», – хорошо. Это есть знамение надежды. Но смотри, не имеешь ли таких нравов, которые показывают, что воскресения мертвых нет? Не живешь ли так, как звери и скоты, которые делают только то, что хотят, и чувства свои представляют, при скончании которых и дух исчезает? Не творишь ли таких дел, которые закрывают двери к вечной жизни? «Не обманывайтесь, – говорит апостол, – ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ; Гал.5:19–21 ). О таковых делах свидетельствуется и в прочих местах Писания. Кто сердечно верует во Христа и чает воскресения мертвых и жизни будущего века, тот от таких дел бережется, как апостол написал: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» ( 1Ин 3:3 ), поскольку в вечную жизнь ничто не войдет скверное и нечистое (см. Откр.21:27 ). «А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И пришел он сперва в деревню, которая находилась при подошве горы и не была очень далека от (места) ковчега, а имя ей Саргюгя. Она есть та именно, в которой осел Шарасар сын Сеннахариба, когда он убежал из города Ниневии и основал в ней дом идола отца своего и поклонялся ему. И сохранилось семя и потомство его до того времени, когда святой достиг дотуда. Стало слышно им о том чуде, которое совершил св. Мар Авген в эти дни, и потому, как только он вошел, жители вышли ему навстречу с великою радостью и приняли его и просили его войти в их дома. И вошли в их дома святой со всеми старцами, которые были с ним, и тот юноша, который ожил. И поставили для них седалища, и святой начал сеять для них семена жизни — учение Христа. И тотчас воссиял свет Христов в мыслях всех тех, которые слушали учение его. И умоляли святого и просили его, чтобы не уходил он от них, пока не преподаст им знамение крещения. Тогда святой попросил места, чтобы основать на нем храм. Они же показали ему красивый дом, основание которого было изукрашено, и вошел он и отделил в нем место, и поставил на нем жертвенник, и помазал стены и жертвенник святым елеем. И тотчас приготовил себе все сосуды для чинопоследования крещения. И приблизил святой их всех и прочитал оглашение (руковозложение) и крестил в продолжение трех дней всех свободных и всех их домочадцев и всю их деревню. И устроили они на три дня великий праздник и учил он их обычаям и порядкам христианским; и завещал им отдавать сыновей своих в училище. И бодрствовал с ними до полуночи, уча их.    У владельца селения была сестра, очень любимая им. И было у ней три года течение крови; и этою болезнью она была так ослаблена, что не могла стоять на ногах, но ее    постоянно переносили. Тогда она попросила братьев сказать святому, что она войдет пред него; ибо пока она еще не крестилась, потому что говорила в мыслях своих: «Я не могу сойти ко крещению». Когда же вошли ее братья и сообщили о ней святому, он повелел ей войти пред него. Когда же она вошла, то воскликнула и сказала: «Раб Божий, помилуй меня».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, мы находим, что Господь и жил по образу монашескому, и преподал его другим. И у апостолов была та же жизнь, потому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и т. п., как и подобает то монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же, как и в отношении подвига проповеди ), но и с благословением послал их и «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10:1 ). Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает, наряду с другими священными действиями, и монашеское посвящение. Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Ибо уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них существуют и само священнодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божественный Дионисий. А что в писаниях святых отцов находим, что впоследствии монашеское одеяние было дано Ангелом святому Пахомию, то это верно и справедливо, ибо он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее и монашеский чин. Это: более удобное, чем хитон, облачение, затем пояс и аналав, потом кукуль и паллий, сандалии и мантия – предметы, служащие символами священнейших вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Мф. 28, 19 – ПНМ: «Поэтому идите и во всех народах подготавливайте учеников, крестя их во имя Отца, Сына и святого духа » обратите внимание, что крещение призывается совершать не во имена Отца и Сына и Святого Духа, а во имя единого Бога – единосущной и нераздельной Святой Троицы, в Лицах различаемой. 2Кор. 13, 14 – ПНМ: «Да будет со всеми вами незаслуженная доброта Господа Иисуса Христа , и любовь Бога , и приобщение к святому духу ». Вот апостолы признавали в Духе Святом Личность: «Святому духу и нам угодно не возлагать на вас дополнительного бремени…» ( Деян. 15, 28 – ПНМ) – Дух Святой для них Личность точно так же, как и себя они воспринимают личностями. Если Сын Божий, Господь наш Иисус Христос – Личность, значит, и Дух Истины, Которого Он обещал послать, тоже Личность: «Но когда придет он – дух истины, то направит вас ко всей истине, так как будет говорить не от себя, но что слышит, то и будет говорить, и возвестит вам о грядущем. Он прославит меня, потому что примет от того, что моё, и возвестит вам. Всё, что есть у Отца, – моё. Потому я и сказал, что он принимает от моего и возвещает вам» ( Ин. 16, 13–15 ). Но Иисус и Дух – разные Личности. Все три Лица Троицы – разные, но равные Личности. Все три Лица Троицы несколько раз перечисляются как равные через запятую ( Мф. 28, 19 ), ( 2Кор. 13, 14 ). Кроме перечисленных автором мест, где Троица упоминается вместе, есть еще несколько – как в Ветхом, так в Новом заветах, например: «»Я сдержу свой гнев ради своего имени, удержусь и не истреблю тебя, чтобы это принесло мне хвалу. Вот, я очистил тебя, но не так, как серебро. Я избрал тебя, когда ты был в плавильной печи бедствия. Ради себя, ради себя я буду действовать,– разве я могу позволить осквернить своё имя? Не отдам своей славы никому другому. Послушай меня, Иаков, и мой призванный, Израиль. Я тот же. Я первый, и я последний. Моя рука заложила основание земли, моя правая рука распростёрла небеса. Я призываю их – и предстают вместе. Соберитесь все вместе и послушайте. Кто из них рассказал об этом? Иегова полюбил его, и он сделает с Вавилоном всё, что Он пожелает, и его рука будет на халдеях. Это сказал я. Я призвал его, привёл, и его путь будет успешным. Подойдите ко мне, послушайте. С самого начала я говорил не в тайном месте. Когда это происходило, я был там». И теперь Владыка Господь Иегова послал меня и свой дух . Так говорит Иегова, твой Выкупающий, Святой Израиля: «Я, Иегова,– твой Бог, который учит тебя полезному, ведёт тебя по тому пути, по которому тебе нужно идти. О, если бы ты был внимателен к моим заповедям! Тогда твой мир стал бы как река и твоя праведность – как морские волны»» ( Ис. 48, 9–18 – ПНМ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010