По словам церковной Службы княгине Ольге, она обрела в своей жизни «добрейши сапфира камене Владимира». Владимир, несомненно, гораздо более был связан со своей праматерью, чем с отцом, постоянно отсутствовавшим в Киеве и даже помышлявшим о перенесении своей столицы на Дунай (в места своих увлечений). И своему воспитанию княжич, конечно, был обязан богомудрой Ольге. Навсегда в его сердце сберегались слова ее наставлений. И впоследствии, когда ему предстояло совершить окончательный выбор в своем становлении и когда бояре воскресили в его огрубевшем сердце образ равноапостольной княгини: «Аще бы лих закон гречьский, то не бы баба твоя прияла, Ольга, яже бе мудрейши всех человек», то он тут же, без колебаний сказал «Где крещение приимем?..». Завершался путь земного служения великой княгини. Зная нрав своего сына и еще господствовавшие среди народа языческие обычаи, она обратилась к Святославу со словами: «Погреб мя иди, аможе хочеши...», – «и заповедала не творити трызны над собою». Завещание святой княгини было исполнено. И священник «похорони блаженную Ольгу». Летописец замечает, что по княгине плакали ее сын, внуки и все люди. Уже после крещения святой Владимир, желавший прославить свою наставницу, торжественно перенес мощи святой в построенную им Десятинную церковь Пресвятой Богородицы. Во время разорения Киева татарами в 1240 году гробница княгини Ольги была засыпана. Ее открыл уже в XVII веке Киевский митрополит Петр Могила . В XVIII-м столетии она вновь была загадочно сокрыта... Полагают, что перенесение мощей святой Ольги было началом ее церковного прославления. Автором Службы ей был прославленный «русский Златоуст» святой Кирилл, епископ Туровский . Она и до сих пор звучит в Русской Православной Церкви. «Мы же рцем к ней: радуйся, руское познанье к Богу». 1 Протоиерей Александр Горский в связи с аналогичными предположениями указывает на Жития Стефана, епископа Сурожского, и Георгия, епископа Амастридского, в которых отражено значительное влияние чудес у гробниц этих святых на князя и его дружину, пытавшихся разорить их. «Мы, – говорит отец Александр Горский, – из этих двух источников судим, что в этих походах... руссы часто могли встречаться с такими людьми, которые могли действовать на обращение их в христианство » (стенограмма лекций Горского по «Истории Церкви Русской» в МДА, 1842. ГБЛ, ф. 310, собрание Ундольского, 212, л. 5 об.)

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Arhiva Mitropolitul de Istra Arsenii a svârit sfinirea bisericii „Sfânta întocmai cu Apostolii cneaghina Olga” din Ostankino, or. Moscova 17 februarie 2019 16:52 17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, совершил чин великого освящения храма святой равноапостольной великой княгини Ольги — Патриаршего подворья в Останкине (Троицкое благочиние Северо-Восточного викариатства г. Москвы) и Божественную литургию в новоосвященном храме. В этом году отмечается 1050-летие преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги. Его Высокопреосвященству сослужили:  архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам ;  архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Северо-Восточным викариатством г. Москвы;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Климов, благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы; священник Филипп Пономарев, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в Останкине г. Москвы; духовенство Северо-Восточного московского викариатства. На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; депутат Государственной Думы ФС РФ А.Г. Ярошук; депутат Государственной Думы ФС РФ В.В. Чайка; председатель Московского городского суда О.А. Егорова; префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы А.А. Беляев; заместитель префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы Е.Д. Каданцев; глава управы Останкинского района г. Москвы Г.М. Горожанкин; первый заместитель главы управы Останкинского района г. Москвы А.А. Кучма; строители и благотворители храма. Богослужебные песнопения исполнил хор московского  Данилова ставропигиального мужского монастыря  (регент Г.Л. Сафонов).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5374298...

Представитель Отдела принял участие в открытии XV Ольгинских чтений Июл 23, 2022 Взаимоотношения с общественными организациями , Новости , Событие Москва, 23 июля . Сотрудник Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Димитрий Богомолов принял участие в открытии юбилейных XV Ольгинских чтений. По традиции, мероприятие прошло на территории храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы, в помещении Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Мероприятие состоялось при поддержке Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы, Общества во имя святой равноапостольной княгини Ольги, международной общественной организации «Общество православных женщин», Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования. Темами докладов на конференции стали личность и заветы святой равноапостольной великой княгини Ольги, 350-летие со дня рождения императора Петра I, 150-летие со дня рождения страстотерпицы царицы Александры Феодоровны Романовой, 300-летие со дня рождения прп. Паисия Величковского, 200-летие со дня рождения Н.Я. Данилевского, 110-летие Ольгинского монастыря в Волговерховье, жертвенный подвиг священников и мирян в XX-XXI вв., а также темы, связанные с образованием, воспитанием, культурой. Участие в открытии Ольгинских чтений также приняли духовник Ольгинского общества протоиерей Константин Татаринцев, сопредседатель правления международной общественной организации «Общество православных женщин» Н.Б. Жукова и другие гости. По окончании конференции было отслужено Всенощное бдение с акафистом св. княгине Ольге, а на следующий день совершена Литургия в храме Вознесения Господня и водосвятный молебен возле храма-крестильни св. равноап. вел. кн. Ольги. Актуальная аналитика Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения 12.4.2024 15.2.2024 01.2.2024 01.2.2024 Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26.1.2024 Об отделе Материалы Справка Проекты Деятельность

http://sinfo-mp.ru/predstavitel-otdela-p...

После Крещения княгиня Ольга (Елена), по образному выражению летописца, своей благочестивой жизнью сияла среди язычников «аки луна в нощи». В лице великой княгини Ольги киевские христиане приобрели высокую покровительницу, примеру княгини следовали многие ее подданные, и сама она, несомненно, заботилась о распространении христианства на Руси. Сохранились сведения об уничтожении княгиней Ольгой идольских требищ (жертвенников) и построении христианских храмов: на родине великой княгини в селе Выбуты — во имя святого Илии Пророка, во Пскове — первого в Русской Церкви храма, посвященного Живоначальной Троице (26, с. 10, 19), храма Благовещения в Витебске (30, с. 16) и, наконец, храма Святой Софии Премудрости Божией в Киеве (5, с. 264—266). Княгиня Ольга горячо желала видеть христианином своего сына Святослава, но воинственному князю религия Любви и Мира пришлась не по душе. Святослав оставался глух к убеждениям матери. В 969 г. княгиня Ольга скончалась в Киеве, и вновь восторжествовало язычество. Вместе с тем поход Святослава в Болгарию, обернувшийся вскоре военным конфликтом с Византией, оказал в плане христианизации известное воздействие на воинов Святослава, находившихся продолжительное время в христианской стране. В правление старшего сына Святослава (сам он погиб в 972 г.) Ярополка (972—978) положение киевских христиан не изменилось к худшему, так как Ярополк испытал влияние христианских наставлений своей бабушки княгини Ольги и был женат на христианке. Крещение князя Владимира При князе Киевском Владимире (978—1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь духовного развития Руси — принятие христианства. Святая Церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем — в ревностном обращении язычников в христианство. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте отправил княжить Святослав (в 970 г.), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены. С правой стороны холодной церкви им был устроен придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, небесного покровителя его усопшего отца, а в теплой трапезе с южной стороны – престол во имя Архистратига Божия Михаила, его небесного покровителя. Стараниями Михаила Яковлевича ставится резной позолоченный иконостас, сделанный руками местных мастеров по дереву из деревни Вилейки, строится звонница, удваивается число священнослужителей и клириков. Предположительно эти престолы были освящены до 1843 года. Храм в Хрипунове красотой росписи и богатством был знаменит по всей округе, особенно поражал иконостас летнего храма, резной из дерева, позолоченный – он весь светился. Снаружи храм был побелен, на куполе был деревянный крест, обитый железом. Вокруг храма стояла ограда на метровом каменном фундаменте из деревянного штакетника, покрашенного в розово-красный цвет. Все стены и своды внутри храма были расписаны. С 1866 года, после кончины Михаила Яковлевича, забота о храме и поддержании заведенных порядков легла на его супругу боярыню Ольгу Захаровну и местного священника Александра Вилкова. Их попечением между 1869 и 1871 годами был освящен пятый престол в церкви, в трапезной её части с северной стороны в честь небесной покровительницы Ольги Захаровны – святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Этим освящением завершилось устроение престолов в Хрипуновском храме, с которыми он и просуществовал до самого закрытия в 1937 году. В 1992 году жители села Хрипуново написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой разрешить ремонт храма в Хрипунове. Через год пришел положительный ответ. В сентябре 1993 года разрушенный храм был передан Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. В настоящее время восстановлен и отреставрирован зимний храм с двумя престолами. Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем 24 декабря 1994 года вновь освящен придел в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги, а 2 января 1996 года – придел в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца. Сестры и прихожане храма с нетерпением ждут окончания ремонтных работ в летнем храме и освящения главного, Знаменского, престола.

http://sobory.ru/article/?object=43156

Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые так или иначе служат Церкви и делу христианского просвещения. Памятник великой княгине Ольге в Киеве Памятников святой равноапостольной великой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий, просветители славянского народа. Открыли памятник больше ста лет назад — в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей. Городские власти организовали конкурс на памятник великой княгине Ольге. Победила работа скульптора Ф.П. Балавенского, но после долгих споров жюри выбрало для монумента других авторов — скульпторов И.П. Кавалеридзе, с Ф.П. Балавенского, П.В. Сниткина и В.Н. Рыкова. Композицию выполнили из модного в те годы бетона. На постаменте установили таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву». Интересно, что пышных торжеств по случаю открытия памятника не получилось: в одной из киевских больниц в те дни умирал великий Петр Столыпин. В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер. В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске.

http://foma.ru/svyataya-ravnoapostolnaya...

Следовательно, эти святые апостолы утверждают нас в полном соблюдении православной Христовой веры, призывая ничего не изменять в ней, как это сделали, например, многие другие неправославные христиане, католики и протестанты самых разных родов – лютеране, англикане, баптисты и прочие сектанты... Святые апостолы Петр и Павел особенно учат нас не разделяться, но пребывать в Единой Церкви Христовой, ибо любые разделения и расколы в ней – великий грех. Будем же хранить эти самые основные – из многих – наставления и заветы первоверховных апостолов, укрепляясь тем сами и укрепляя родную Церковь , оставаясь верными Главе ее, Господу нашему Иисусу Христу. И будет сие нам – великое благо. «Будь верен Мне до смерти, и дам тебе венец жизни» (ср. Откр 2,10 ), – глаголет Господь. Аминь. Слово на день памяти святой равноапостольной Великой княгини Ольги (11/24 июля 1971 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Молитвенно празднуя ныне память славной христианской просветительницы земли Псковской и всей Русской земли равноапостольной Великой княгини Ольги, во святом крещении Елены, Церковь особенно величает ее «яко зарю утреннюю возсиявшую и свет веры православный народу нашему предвозвестившую, яко идолы поправшую и многия люди российский крещением просветившую» (см. величания праздника). Мы ублажаем ее и за поставление на Руси первых молитвенных крестов и храмов, в том числе, как известно из древних преданий, и за основание ею первого храма во имя Пресвятой Троицы в богоспасаемом граде Пскове. Такая любовь Ольги к Псковской земле вполне объяснима, ведь и сама она была родом из псковского села Выбуты, происходя, к тому же, по преданию, из семьи местных изборских князей. Будущая княгиня однажды перевезла через псковскую же реку Великую киевского князя Игоря, произведя на него при этом неизгладимое впечатление и своей необыкновенной мудростью, и красотой. Через некоторое время, собравшись жениться, он вспомнил о ней; так она стала его супругой и поселилась с ним вместе в Вышгороде около Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Введение В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней. Сир. 10,4 Благословен Господь Иисус Христос , Иже възлюби новыя люди, Русьскую землю, просвети ю крещеньем святым. Лаврентиевская летопись. С. 83 Обыкновенно у нас насчитывают до пяти эпох в великом деле просвещения России Евангелием – до пяти крещений. Первою эпохою признается проповедь святого апостола Андрея в странах наших; второю – проповедь славянских апостолов Кирилла и Мефодия в Болгарии и Моравии и в особенности важнейший труд их – перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык; третьего – крещение первых князей киевских Аскольда и Дира; четвертою – крещение великой княгини Ольги; пятою и окончательною – крещение великого князя Владимира. Этому простому и естественному делению последуем и мы, за исключением только проповеди святого апостола Андрея, о которой – так как она касалась собственно стран России, а не царства Русского, явившегося впоследствии, – мы уже упомянули в своем месте. И прежде всего скажем о переводе Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык, скажем потому, что хотя перевод сей совершен не у нас, но он точно так же принадлежит и нам, как прочим нашим братьям-славянам, для которых первоначально совершен; он принадлежит нам ныне даже более, нежели многим из них, которые, будучи отторгнуты от Церкви православной, давно уже лишены счастия слышать богослужение на родном языке; скажем прежде всего потому, что перевод сей совершен в то именно время, когда в новообразовавшееся царство едва начинали проникать первые лучи святой веры, и, бесспорно, явился лучшим предуготовительным средством к скорейшему распространению ее в нашем отечестве. Это исследование послужит вроде перехода от прежней части нашего сочинения к настоящей и составит самое естественное в нее вступление. Затем уже по порядку рассмотрим крещение первых князей киевских – Аскольда и Дира – и состояние христианства в нашем отечестве с этой эпохи до великой княгини Ольги. Далее – крещение великой княгини Ольги и состояние христианства у нас до великого князя Владимира. Наконец – крещение самого великого Владимира до полного образования православной Церкви в нашем отечестве, которая с тех пор уже непрерывно существует до настоящего времени. Глава I. Перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве 25 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, в пятое воскресенье после Пятидесятницы, мы празднуем память святой равноапостольной княгини Ольги, через которую православная вера вошла в сознание многих русских людей и которая приуготовила пути к Крещению Руси ее внуком — святым равноапостольным великим князем Владимиром. Сегодняшнее воскресное Евангелие напрямую как бы не связано с княгиней Ольгой, да и не могло быть связано, ведь это лишь совпадение, что именно в 5-ю Неделю после Пятидесятницы мы празднуем память святой княгини, но, тем не менее, внутренняя связь между сегодняшним Евангельским чтением и тем, что совершила Ольга, существуют. И я попытаюсь поделиться с вами своими мыслями об этой связи. Евангелие повествует нам об исцелении двух бесноватых. Они не могли жить в обществе, они разрывали цепи, которыми их сковывали, чтобы избежать многих бед. И вот эти самые бесноватые получили исцеление от Господа и Спасителя и вернулись в человеческое общество, стали разумными и способными к общежитию людьми. Возникает вопрос: а что же такое беснование? Это явление не обязательно связано с яростью и гневом. Бесноватый не обязательно рвет цепи, ломает замки или наносит иной ущерб окружающим его людям. Бесноватый — это тот, в ком омрачен или почти разрушен образ Божий. Человек создан по образу Божиему, но если в человека входит темная сила, то она разрушает этот образ, потому что Бог и диавол несовместимы. Про бесноватого нельзя сказать, что он несет в себе образ Божий, — он несет в себе образ зверя, образ диавола. А что является знаком того, что человек полностью попал под власть диавола? Это разрушение его нравственного чувства, разрушение его совести. Такого человека ничто не удерживает от самых страшных поступков, с него спали всякие оковы ответственности перед Богом и перед другими людьми. Если человек ведет себя неадекватно, но в нем сохраняется нравственное чувство, то мы можем сказать, что он болен. У него либо с психикой не все в порядке, либо нервы расстроены, но, покуда сохраняется нравственное чувство, про него нельзя сказать, что он бесноватый.

http://pravmir.ru/patriarh-vera-artikuli...

Прочие ордена: 5) Орден преподобного Сергия Радонежского, трех степеней; 6) Орден благоверного князя Даниила Московского, трех степеней; 7) Орден равноапостольной княгини Ольги, трех степеней; 8) Орден преподобного Серафима Саровского , трех степеней; 9) Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, трех степеней; 10) Орден благоверного князя Димитрия Донского, трех степеней; 11) Орден святителя Макария, митрополита Московского, трех степеней; 12) Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, трех степеней; 13) Орден равноапостольного Николая, архиепископа Японского, трех степеней; 14) Орден преподобного Андрея Иконописца, трех степеней; 15) Орден мученика Трифона, трех степеней; 16) Орден благоверного царевича Димитрия, трех степеней; 17) Орден святителя Луки, архиепископа Крымского, трех степеней. 3.3.3. Святейший Патриарх при интронизации на Всероссийский Патриарший Престол возлагает на себя знаки ордена апостола Андрея Первозванного и иными орденами Русской Православной Церкви не награждается. Орден апостола Андрея Первозванного, выполненный в одном экземпляре, передается от Патриарха к Патриарху. 3.4. Об общецерковных медалях и знаках Русской Православной Церкви 3.4.1. В Русской Православной Церкви, помимо орденов, существуют иные Патриаршие награды, которые по своей значимости располагаются в следующем порядке: 1) Общецерковные медали (медали соответствующих орденов, медаль «Патриаршая благодарность», медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны). 2) Патриаршие знаки; 3) Патриаршая грамота; 4) Патриаршие юбилейные медали и юбилейные знаки. 3.4.2. В Русской Православной Церкви существуют следующие общецерковные медали: 1) медаль ордена равноапостольного князя Владимира, одной степени; 2) медаль ордена Славы и чести, одной степени; 3) медаль ордена преподобного Сергия Радонежского, одной степени; 4) медаль ордена благоверного князя Даниила Московского, одной степени; 5) медаль ордена равноапостольной княгини Ольги, одной степени;

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010