Словами Библии: «так говорит Господь Бог Израилев: «[…] ты истребишь дом Ахава, господина твоего [истребишь правящую династию] , чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки [правящей династии] » . Библия выделяет два насилия: насилие, убивающее «рабов Бога», оно антибожественно; и насилие, инициированное Богом, насилие тем самым буквально божественное, насилие, кое есть «отмщение за кровь рабов Бога» . Революция есть отмщение Бога. Святитель Димитрий Ростовский также формулирует важное правило политической теологии. Кто виноват в тех или иных общественных бедствиях, бурях и пр.? — власть. «Когда согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит» . Это, к слову, общее место святоотеческой политологии: грехи власти все общество приводят к кризису. Также на август приходится память пророков Михея и Иезекииля. Не будем расписывать, вот только несколько цитат из «Житий» святителя Дмитрия: «Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т. е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя. Переполненный гневом, Ахав велел взять пророка Михея и посадить в темницу и там кормить «хлебом печальным» и поить «водою печальною» . Обличая также притеснения, неправды, грабительства и обиды, причиняемые князьями, судьями и старейшинами убогим и нищим, пророк Михей говорил: « Слушайте главы дома Иаковлева, ненавидящие добро и ищущие зло, не вам ли должно прилагать все усилия, чтобы творить праведный суд? Вы же до того несправедливо притесняете совершенно неповинных нищих и убогих, что содрали с них кожу, истолкли их кости и раздробили тело, — точно хотите вложить их в котел для приготовления снеди. Слушайте же это, главы дома Иаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою! Вот кого Церковь вспоминает и восславляет в эти дни. Чтобы помочь приблизиться к пониманию пророческого служения, мы подготовили несколько материалов.

http://blog.predanie.ru/article/k-ilinu-...

Он будет питаться молоком и медом до времени своей юности, пока он не вступит в более зрелый возрасте от 10 до 20 лет. Понимаешь ли ты, что это значит? Я тебе коротко представлю: прежде чем Отрок вступит в более зрелый возраст, именно несколько лет спустя после теперешнего времени, Дамаск и Ефрем, находящиеся в союзе, будут опустошены; следовательно, эти два царя не могут завоевать Иерусалим и этой стране действительно предстоит скорое божественное спасение... Таким образом, в 14 ст. о свойствах (über das Wesen) Матери Мессии в существе дела ничего ни сказано, так как понятие «дева» в противоположность не возмужавшей девочке, служит лишь для определения времени (die Zeit zu bestimmen dient); кто эта дева, чья жена, в каком доме, здесь не сказано, потому что это сюда не относится, и мы можем только заключать из 1-го ст. II-oй главы, что пророк, как и Михей, представлял себе Мессию происходящим из рода Давидова. Но, равным образом, ложно всякое объяснение, которое не показывает, что здесь пророк говорит о Мессии, как о таком, которому, собственно, принадлежит царство и страна и при мысли о котором сердце пророка восторгалось святой надеждой ( Ис.8:8; 9:6 и дал.)» 181 . Таков взгляд Эвальда на наше место. Для более полного и верного ознакомления с этим взглядом и для более правильной оценки его, следует заметить еще, что Эвальд наше предсказание не мог признавать и, конечно, на самом деле не признавал за божественное откровение о рождении Мессии от Девы, так как по его взгляду, положительных откровений или действительных пророчеств о будущем нет и быть не может. Пророки, по его мнению, сами не получали божественных научений о будущем. Если же они говорили иногда о будущих событиях, высказывали различные радостные обетования или угрозы, имеющие последовать в будущем, то эти обетования и угрозы суть только их собственные предчувствия и сильные желания, имеющие свое основание отчасти в прошедшем и настоящем (пророки, по его мнению, как мудрые и предусмотрительные люди, из прошлого и настоящего могли предугадывать будущее), а отчасти в живой вере в Господа, который, как святой и праведный, не оставит без награды добрых и без наказания злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

НЕВЕРУЮЩИЙ. С другой стороны, в Святом Писании мы находим, что Господь иногда и советуется с Ангелами. Так, например, Пророк Михей говорит Царю израильскому: видех Господа Бога Израилева седящего на престоле своем, и все воинство небесное стояше окрест Его, одесную Его, и ошуюю Его. И рече Господь: кто прельстит Ахаава, царя Израилева, и взьидет, и падет в Реммафе Галаадстей? И рече сей тако, и сей тако. И изыде дух, и ста пред Господем, и рече: аз прельщу и. И рече к нему Господь: в чем? И рече: изыду и буду дух лжив во устех всех пророк его ( 3Цар. 22, 19 ). ВЕРУЮЩИЙ. Слова эти ты не так понимаешь. Тут Бог спрашивает не совета Ангелов; а избирает их для посольства, чтобы подтвердить справедливость слов Пророка Михея, сказанных Царю израильскому. Ибо почти везде и всегда, где Господь хочет споспешествовать благу человека или наказать его, посылает для того Ангелов. Я приведу тебе об этом несколько примеров из Святого Писания. Так Господь, желая смягчить сердце гордой рабыни Агари, посылает к ней Ангела: Рече же ей Ангел Господень: возвратися к госпоже своей, и покорися под руку ея ( Быт. 16, 9 ). Чтобы истребить жителей Содома, посылает также Ангелов: Приидоста же два Ангела в Содом в вечер ( Быт. 19, 1 ). Желая утешить израильтян, угнетенных от Аммория, снова посылает Ангелов: И взыде Ангел Господень от Галгал к месту Плача, и к Вефилю, и к долгу Израилеву, и рече к ним: сия глаголет Господь: Не разорю завета Моего, иже с вами, во веки. ( Суд. 2, 1 ) Не довольно ли ясно показывают и утверждают эти места ту мысль, которую я хочу доказать тебе, – именно, что Ангелы служили для Бога не советниками, но посланниками? § V НЕВЕРУЮЩИЙ Однако, скажи мне кстати, с кем советовался Господь при сотворении человека, говоря: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт. 1, 26 )? ВЕРУЮЩИЙ С двумя Ипостасями Святой Троицы, кои суть: Сын и Дух Святой. Хотя Бог наш един по существу; но Троичен в Лицах. Поэтому Он и назван Элойгим, во множественном числе. В этой же Троичности убедит тебя толкователь Ойр-Гахаим: « Дмус шел Гакодаш Боорухгу-рабим », – «Ипостасей Божиих много».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Скромный иудин удел, из пастушеских шатров которого вышли знаменитейшие цари Израиля, в ослиной пещере которого родился Спаситель мира!.. «И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, егда мал еси еже быти в тысящах иудиных; из тебе бо мне изыдет старейшина еже быти в князя во Израили», пророчествовал о нем пророк Михей. Слава его не затмилась даже славою соседнего Иерусалима, и святость этого древнейшего библейского города проникла даже в сердце магометанина. «После ночного путешествия на небо пророка Магомета, говорит арабское предание, – архангел Гавриил сказал ему: «сойди на землю и помолись!» Когда Магомет помолился, ангел спросил его: «знаешь ли ты где молился? Ты молился в Вифлееме, святом месте!» Не один халиф ислама, овладевавший святою землею, молился, подобно Омер-Гассану, в священном вертепе, где родился великий пророк Иса... «Долина пастырей», по-арабски Сахи-бен-Сахур, тянется к востоку от Вифлеема, вся покрытая виноградниками, полями, масличными деревьями и смоковницами... На правом склоне ее сереет деревенька Бен-Сахур, сплошь населенная арабами-христианами. Мы взяли несколько в сторону от деревни, и в самой глубине безмолвной зеленой долинки, мирно благоухавшей своими садами, остановились у пустынной оливковой рощицы, обнесенной оградою... Старинная каменная часовня, в виде продолговатого домика, одна уцелела от когда-то обширного «монастыря святых пастырей» и богатых церквей, украшавших долину в век царицы Елены и королей крестоносцев... Из часовни нужно спуститься по лесенке в «пещеру пастушков», где устроен грубый престол, и среди старых плит пола видны остатки мозаики и основания колонн... Жители Бен-Сахура собираются сюда на молитву, в эту подземную церковь , каждый праздник, вместе с двумя своими приходскими священниками... В остальное время церковь пастухов почти всегда заперта, и ключ приходится брать у священника в деревушке. Предания седой древности реют над этою тихою плодоносною долинкою и над многочисленными развалинами, которыми она усеяна... Тут Руфь собирала колосья на тучных полях доброго Вооза...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Семьдесят седьмиц определено на народ твой и святый град твой» – говорил Архангел святому Пророку Даниилу – чтобы пресечь беззакония, прекратить грехи, покрыть вину, привести правду вечную, запечатлеть видение и пророка и помазать святейшее (т. е. Мессию, Христа). Итак, знай и разумей: от исхода слова (указа царского) о возвращении и строении Иерусалима до Помазанника – князя (Христа) семь седмиц и шестьдесят две седмицы: улицы и стены созиждутся в беспокойное время. По шестидесяти двух седмицах Помазаник (Христос) будет убит, но в одну седмицу Он укрепит завет со многими и в полседмице прекратятся жертва и приношение». Понимая под седмицами седмицы годов, получаем от исхода «слова» до явления Мессии – 486,5 лет. Издано было три указа о построении Иерусалима после плена Вавилонского: при Кире, Персидском царе, в 217г. от построения Рима; при Артаксерксе Лонгимане, Персидском царе в 295 году от построения Рима, и при том же Артаксерксе, в 308г. от построения Рима. Таким образом, внимательные Израильтяне могли приблизительно знать время пришествия Мессии, прилагая к упомянутым числам лета Даниловых седмиц. Святой Пророк Михей предрекал о месте рождения Мессии в следующих словах: «Вифлеем-Ефрафа [Вифлеем в прежнее время назывался также «Ефра» или «Ефрафа»; слово Вифлием значит дом хлеба; а Ефрафа – место плодов] хотя ты мал, чтоб быть в числе тысяч Иудиных: (но) из Тебя произойдёт мне Тот, Который будет Владыкой Израиля, Которого происхождение от начала, от дней вечных». Пророк ясно указывает, что Владыка Израилев родится в Вифлееме, в колене Иудином. О Мессии понимали это пророчество древние Иудеи, как видно из Евангельской истории. Эти и многие другие пророчества ясно указывали на Мессию. Из них наиболее укоренившимся в памяти восточных народов представляется пророчество Валаама, произнесённое по приглашению Моавитского царя Валака: «воссияет звезда от Иакова и возникнет скипетр от Израиля». Древние Иудейские толкователи, объясняя это пророчество о Мессии, дают ему такой смысл: «восстанет князь из дома Иакова и помазан будет Мессия из дома Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

По поступкам, словам и нраву познается девической стыд и благочинство, когда она за столом прилучится сидеть возле грубого невежы, которой ногами несмирно сидит, и она должна встать от стола. Благочинная девица досадует, когда оную кто искушать захочет. Ибо оная почитает, что такой искус подобным ему невежам приличен, а не ей, потом впредь оный искушать ее покинет. Девическое смирение Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и главнейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что только в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испускать, сего еще гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое Бога знать, любить и бояться. Потом должно свои собственные слабости, немощи и несовершенство признавать. И для того пред Богом себя смирять и ближнего своего больше себя почитать. Никого не уничижать, себя ни для какого дарования не возвышать, но каждому в том служить, охотну и готову быть: как и Павел святой к филиппийцам, напоминая, во второй главе пишет: «Смирением почитайте между собою друг друга превыше себя». Писание свидетельствует во многих местах, что воля Божия есть, дабы каждый себя пред Ним смирил, и сие есть праведно, ибо Он есть наш Сотворитель, мы же – тварь Его. Он есть Отец наш, мы же – чада Его. Пророк Михей в главе 6 глаголет: «Смиряй себя пред Богом». Также и Петр святой пишет: «Должны мы сильной руке Божией покоряться». Еще же Иаков в 4 главе повелевает да смирим себя пред Богом. По таким доказательствам довольно ясно, что Бог сей добродетели требует, и Ему оная благоугодна. И кто той подражает, оный имеет богатого благословения от Бога ожидать, так как Святое Писание исполнено такими обетованиями. Иоанн глаголет в главе 22: «Смиряяйся, от Бога вознесется», и воистину призирает Бог с небес на смиренных, как псалом 113 свидетельствует. Также и Сирах во главе 3 глаголет: «Творит Господь велия во смиренных».

http://azbyka.ru/otechnik/6/yunosti-ches...

Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим Сатурнину и Виктору и приказал им содержать его в узах. При этом он сказал им: — Держите у себя сего надоедливого старца, до тех пор, пока я возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение. Преподобный же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святого воспылал еще большею ревностью (как некогда пророк Михей против Ахава, царя израильского) и громогласно воззвал к Валенту: — «Если возвратишься в мире», то знай, что «не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ!» (3 Цар.22:28). Говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань, не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне. Когда святой сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший путь, святой же был отведен в узы. Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, который бежал лишь с одним советником своим, военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник. После того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось навстречу римскому императору Грациану который шел на помощь грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам Феодосия, называемого Великим Феодосий, собрав воинов, отправился на варваров, победил и прогнал их и с торжеством возвратился в Константинополь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Из этих слов можем видеть, что святой пророк Михей не был убит, но, по окончании своей богоугодной жизни, в мире почил. Он умер и был погребен на своей родине, — Морасфе. По прошествии очень многих лет его честные мощи вместе с мощами пророка Аввакума были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению Божию Зевину, епископу Елевферопольскому. За всё сие да будет Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки. Аминь.   В тот же день память преподобного Аркадия, ученика Ефрема Новоторжского.   В тот же день память святого мученика Маркелла, епископа Апамийского, сожженного около 389 года идолопоклонниками за разрушение языческого храма. Память 15 августа Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на небо, пречистая и преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви христианской Пресвятая Богородица воочию увидела исполнение Своих слов, что Ее будут ублажать все роды (Лк.1:18), — христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую Матерь, тогда еще обитавшую на земле. Пресвятая Богородица приблизилась к пречестному и славному успению Своему уже исполненная дней [ 1 ]; Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу. Душа Ее всегда была объята одним непрестанным желанием увидеть сладостное лицо Сына Своего, Сидящего одесную Отца на небесах (Евр.1:3); горя к Нему несравненно большею любовию, нежели Серафимы [ 2 ]. Матерь Божия, изливая из святых своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача в горние [ 3 ] блаженные обители. Живя в доме святого Иоанна Богослова [ 4 ] на Сионе [ 5 ], Она часто удалялась отсюда на гору Елеонскую [ 6 ], — место вознесения на небо Сына Своего и Господа; здесь в одиночестве Она возносила Ему Свои усердные молитвы. И вот однажды во время такой уединенной молитвы Богоматери на горе Елеонской о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на небо, пред Нею предстал архангел Гавриил [ 7 ], служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святое святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия (Лк.1:27–38), неотступно охранял Ее во всё время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре, — по прошествии трех дней, — Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

VI, 12). Не о демонах ли и здесь говорит он, что они тогда узнали об этом? Нет, он говорит о вышних силах; сказав: началом и властем, он присовокупил: на небесных. Эти начала и власти - небесныя, а те начала и власти поднебесныя, поэтому он называл последних и миродержителями, выражая, что небо для них недоступно и что всю свою власть они обнаруживают в здешнем мире. 3. Видишь ли, что небесныя силы узнали это вместе с нами и чрез нас? Но теперь я поведу речь в уплату долга и покажу, что существа Божия не знают ни начала, ни власти. Кто говорит об этом? Уже не Павел, не Исаия, не Иезекииль, но другой святой сосуд, сам сын грома, возлюбленный ученик Христов Иоанн, возлежавший на персях Господних и почерпавший из них божественныя струи. Что же говорит он? Бога никтоже виде нигдеже (Иоан. I, 18). По истине - сын грома: издал голос громче трубы, который может пристыдить всех прекословящих. Однако обратим внимание и на то, что, повидимому, противоречит этому. Что, скажи мне, вещаешь ты, Иоанн? Бога никтоже виде нигдеже? Что же нам думать, когда пророки говорят, что они видели Бога? Так Исаия говорит: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне (Иса. VI, 1); также и Даниил: зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми себе (Дан. VII, 9); и Михей: видех Господа Бога Израилева, седящаго на престоле своем (3 Цар. XXII, 19); и еще другой пророк: видех Господа, стояща на жертвеннице, и рече (ми): порази очистилище (Амос. IX, 1). И много можно собрать таких свидетельств. Как же Иоанн говорит, что Бога никтоже виде нигдеже? Нужно знать, что он говорит о точном понятии и ясном видении. А все, виденное пророками, было снисхождением, и никто из них не созерцал чистаго существа Божия, как видно из того, что каждый из них созерцал Бога различным образом. Бог есть существо простое, не сложное и не имеющее образа; а они все видели Его под различными образами. Это также объявляет Бог чрез другого пророка, и удостоверяя, что пророки видели не чистую сущность, говорит: Аз видения умножих и в руках пророческих уподобихся (Ос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

роился Христос, как пророк Михей засвидетельствовал, говоря: И ты, Вифлеем, дом Ефрафов, не мал, чтобы быть между князьями Иуды. Ибо из тебя произойдет Владыка Израилев и происхождение Его из начала, от дней вечных (Мих. 5:1–2) 1407 . Воистину он «дом хлеба», потому что является домом Христа, Спасительного Хлеба, Который сошел к нам с небес, чтобы никто уже не алкал, приобретя себе пищу бессмертия. Патриарх принимает повеление жить там и устроить жертвенник явившемуся ему Богу. Там он взял чужих богов и спрятал их под мастиковым деревом 1408 . Там же погребена Рахиль на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем (Быт. 35:19). Там же Иаков поставил столп над ее гробом (Быт. 35:20). 33 .Какие великие тайны! Там Церковь Божия, в которой является Бог и говорит с рабами своими! Там похищают и прячут языческих идолов 1409 , так как вера Церкви упразднила всякое идольское почитание. Но спрашиваю: почему он их спрятал под мастиковым деревом? Несомненно, потому, что это порода неплодная. Там, следовательно, языческие божества, где нет никакого плода. Там Иаков принял и закопал серьги язычников, чтобы они привыкли слушать уже новый язык и не знали ветхую речь неверия, чтобы уши их стали глухи к святотатству и они очистились для благодати. И неслучайно именно там святой Даниил обличил ложное свидетельство против Сусанны 1410 . Именно там неверие все еще хотело пустить свои корни, но не смогло укрыться, так как было обнаружено пророческим духом. Сопоставлена же ложь старейшины с истинным свидетельством для того, чтобы обнаружить оклеветанное целомудрие там, где были зарыты языческие идолы. Истина Церкви не покрыла неверие, но погребла его и заградила уши язычества. 34 .Там подобало быть погребенной Рахили 1411 , так как все, кто крестятся во Христа, также спогребаются с Ним. Так мы научились от апостола, который говорит: Ибо мы спогреблись с Ним 8 .35. Senuit autem Iacob et ante iam senuerat moribus, sed certabant in eo inpigra uiuacitas iuuentutis et tranquillitas senectutis. Est enim et senectus uirens gratia et iuuentus incana consiliis, de qua dicit scripturä Senectus enim uenerabilis et aetas senectutis uita inmaculata.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010