Сообразно этому, Господь в Писании изображается, с одной стороны, как вечный Царь народов; с другой – как Искупитель и Спаситель человечества. Первое ясно предуказано Давидом: «Господь говорит Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы пошлет Господь от Сиона и господствуй посреди врагов Твоих» ( Пс. 109 ). Вторая же сторона деятельности Христа (на земле) предсказана через Исайю в следующих словах: «И ныне так говорит Господь, образовавшей Меня от чрева матери в Своего раба, чтобы Я собрал Иакова и Израиля собрал к Нему... И Он сказал: для Тебя должно быть важно, что Ты назван Моим рабом, чтобы восстановить колена Иакова и возвратить рассеянных Израиля. И Я сделал Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до концов земли» ( Ис. 49, 5–6 ; Доказ. Гл. 48–52). Явление Господа на землю и спасение человечества не могло, однако, произойти иначе, как через воплощение Христа. И это также было предсказано в Ветхом Завете (пророчества о рождении Спасителя приведены у Иринея в гл. 53–66). Исайя говорит: «Даст тебе Господь Сам знамение: се, Дева зачнет и родит Сына, и вы наречете Его Еммануил; Он будет есть масло и мед» ( Ис. 7, 14–15 ). Отсюда ясно, что Христос должен был явиться обычным человеком. Снова тот же пророк говорит: «Младенец родился нам, сын дан нам, и Он назван: чудный советник, Бог крепкий» ( Ис. 9, 6 ). Предуказано, было в Ветхом Завете и то, где, в какой стране родится Сын Божий, из какого народа произойдет. Моисей пророчествовал: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придет Тот, Которому это определено, и Он будет надеждой народов» ( Быт. 49, 10–11). И опять говорит: «Взойдет звезда от Иакова и восстанет вождь от Израиля» ( Числ. 24,17 ). У Исайи также , стоит: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и цвет произойдет от корня его. И почиет на нем Дух Божий» ( Ис. 11, 1–2 ). Все это указывает на народ еврейский, племя Давидово и Авраамово. Пророк же Михей определенно называет место рождения Христа: «И ты, Вифлеем иудейский, не мал между вождями Иуды; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля» ( Мих. 5, 2 ). И Давид говорит: «Господь клялся Давиду истинною клятвою, от которой Он не отречется: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс . 131, 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Ст. 2. И будет в последние дни уготована гора дома Господня на вершине гор. О последних днях мы читаем и в Бытии, что Иаков, призвавши сыновей своих и сказавши: «приидите, чтобы я возвестил вам, что будет в последние дни» ( Быт. 49:1 ), после того сказал Иуде, от семени которого произошел Христос: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, пока не прийдет, Кому отложено, и Он будет чаянием народов». В эти последние дни будет последний час, о котором говорит апостол Иоанн: «дети мои, последний час есть» ( 1Ин. 1:18 ), время в которое камень, отсеченный без рук от горы, возрос в великую гору и наполнил всю землю, камень, о котором говорится у Иезекииля, что им был уязвлен князь Тира ( Иез. 28:16 по LXX). Гора эта находится в доме Господнем, о котором воздыхает пророк говоря: едино просих от Господа, то взыщу: еже житии ми в дому Господни вся дни живота моего ( Пс. 26:4 ), и о котором Павел пишет к Тимофею: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии житии, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Этот дом построен на основании апостолов и пророков, которые и сами суть горы, как подражатели Христа ( Ефес. 2 ). Об этом доме Иерусалимском восклицает Псалмопевец говоря: надеющийся на Господа яко гора Сион, не подвижится в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих ( Пс. 124:1, 2 ). Поэтому и на одной из гор Христос основывает церковь и говорит: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ). Нечто подобное говорит святой жаждущей душе своей и с нетерпением желающей видеть Господа: вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя ( Пс. 41:6 )? И еще: сия поминух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго (там же ст. 5). LXX перевели: явлена гора Господня и дом Божий над главами гор. Это свидетельство в тех же словах поставил и пророк Михей, которое я изложил в своем месте ( Мих. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Это подтверждается, прежде всего, библейским параллелизмом. Генгстенберг справедливо пишет, что наименование Мессии ветвью“ или отпрыском“ в книге пр. Исаии до того становится определенным, что почти переходит в собственное имя Спасителя. Мессия называется отраслью“ () в 4 главе Исаии, когда пророк говорит: в тот день Отрасль Господа, явится в красоте и чести, и плод земли ( ) в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля“ ( Ис. 4:2 ), – в главе 53, где пророк возвещает: Он (Мессия) взошел пред Ним (Иеговою), как отпрыск () и как росток из сухой земли“ ( Ис. 53:2 ) и, наконец, в данном предсказании, когда пр. Исаия пишет: и произойдет отрасль () от корня Иессеева и ветвь () произрастет от корня его“ ( Ис. 53:1 ). Мессия изображается совершенно тожественными с пророчеством 11 главы чертами в 71 псалме Давида, в 5 главе пр. Михее, в 23 главе пр. Иеремии, в 3 главе пр. Захарии и во многих параллельных предсказаниях пр. Исаии. Достаточно, по нашему мнению, сопоставить 12 стих 71 псалма: ибо Он (Мессия) избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника“ с 4 стихом 11 главы: Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решат по истине“, или 7 стих того же псалма: во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна“ с стихом 9 Исаии: не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море, чтобы без малейшего колебания признать субъектом предсказаний одно и тоже лицо Мессии. К тому же положительному заключению придет читатель ветхозаветных пророчеств, когда сопоставит 1 стих 11 главы с 2 стихом 5 главы пр. Михея. Как в первом случае пр. Исаия решительно предсказывает происхождение Мессии от бедного Иессея, имевшего местопребыванием Вифлеем, так во втором – пр. Михей с такою же определенностью предвещает рождение Спасителя в этом незначительном городке: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал-ли ты между тысячами иудиными? из тебя произоидет мне Тот, Который должен быт Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных“. Аналогичные, безусловно мессианские пророчества Исаии также решительно подтверждают христологическое достоинство настоящего предсказания. 10 стих настоящего предсказания: и будет в тот день: к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники“ служит повторением 3 стиха II главы: и пойдут многие народы и скажут, придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева " ». Подобную параллель образуют с настоящим предсказанием христологические пророчества 2, 4, 7, 9 и некоторых других глав пр. Исаии. Если субъектом параллельных откровений служит личность Мессии, то без сомнения и настоящее пророчество имеет своим предметом лицо грядущего Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Но отвратим свои взоры от дерзкого злодея и остановим их на той бесконечной и любящей святой кротости, с какой перенес этот удар Иисус Христос. Господь, ревнующий о чести Своего Сына, мог бы наказать злодейство на месте. Так, когда Иеровоам поднял руку на мужа Божия, то она в одно мгновение высохла у него ( 3Цар. 13, 4 ). Когда слуги безбожного Ахава хотели схватить и поймать пророка Илию, то пал с неба огонь и пожрал их всех ( 4Цар. 1, 10–12 ). Но Сын Божий переносит удар безропотно, потому что хочет исполнить то, что было еще давно «написано в Писании». А там, у пророка Исаии, было сказано: «Предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис. 50, 6 ). Также пророк Михей пророчествовал: «тростью будут бить по ланите судью Израилева» ( Мих. 5, 1 ). Поэтому Иисус спокойно и терпеливо допустил ударить Себя и удержал небесный огонь, которым мог бы наказать дерзкого слугу. Но Христос не сказал ударившему Его ни одного слова гнева или нетерпения, но сказал, напротив, слово истинной и кроткой любви: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, за что бьешь Меня?» Этим словом истины Он хотел осудить ту несправедливость, какая была оказана Ему. Этим словом кроткой любви Он хотел убедить Своих оскорбителей в их неправоте и по возможности обратить к Себе. Брат-христианин, ты весьма прекрасно поступишь, если на наносимые тебе оскорбления и неправды будешь, подобно своему Спасителю, отвечать терпением и словами кроткой любви. Один епископ устроил для бедняков сбор и так долго и неотступно требовал подачи у одного богатого, но жестокосердого человека, отказывавшего ему в этом, что тот, наконец, выведенный из терпения, ударил просителя в лицо. «Это для меня, – сказал благочестивый старец, – но что я получу для своих бедных?» Тогда богач бросился к ногам старца и предложил ему все свое имение, лишь бы только епископ простил ему эту обиду. «Это для меня, но что я получу для своих бедных?» Это слово святой важности и вместе с тем кроткой любви столь же сильно, как и слово Спасителя: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Твердо заметим это себе, мои возлюбленные, если желаем быть верными учениками и последователями Иисуса. Мы еще можем честно и добросовестно содержать все христианство ; мы можем служить нашему Богу, любить ближних, делать добро, противиться злу, побеждать мир и отрекаться от самих себя. Но при всем том мы долго еще не можем сказать, что выдержали «испытание огнем» христианства, если не будем терпеть и переносить оказываемые нам несправедливости, если не будем страдать и прощать. И тогда святая кротость Спасителя, которую Он в этом случае, да и, вообще всегда, оказывал, должна глубоко нас устыдить, потому что мы, увы! слишком еще склонны платить злом за зло. Так помоги нам, Муж скорби и милостивой любви, сделаться нам верными Твоими последователями в кротости и терпении и ходить по Твоим стопам!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Ситуация изменилась только с приходом Езекии, который во время царствования «старался осуществлять начертанные в Библии идеалы царского правления» 23 . Однако в книге пророка Михея можно видеть не только обличения иудеев и пророчества о разрушении Иерусалима; у этого пророка есть и указание на пришествие Спасителя; более того, он прямо называет место Его рождения – Вифлеем. Мессианское пророчество Михея ( Мих. 5, 1–5 ) начинается следующими словами: «Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева» ( Мих. 5, 1 ). Этот стих можно толковать двояко: здесь можно видеть, во-первых, таинственное указание на предстоящие страдания Спасителя. Святой преподобный Ефрем Сирин об этом говорит так: «В самой же действительности разумеется здесь Господь наш, Истинный Пастырь Израилев, Который в день страдания Своего дал ланиту Свою на заушение, как предсказывали о Нем пророки Исайя и Иеремия» 24 . В Мих. 5, 1 есть и буквальный, исторический смысл. Так, по мнению епископа Палладия (Пьянкова) , здесь пророк Михей говорит «об ассириянах, которым с царем своим Салманассаром вторглись в царство Израильское, три года держали Самарию в осаде, позорили дочь Ефремову, т.е. все царство Израильское, отделившееся от Иудейского по козням Ефремова колена, опозорили, как бы по челюстям били, и владыку Израилева – последнего израильского царя Осию…» 25 . В Мих. 5, 2 есть прямое указание на место рождения Спасителя – Вифлеем. Здесь также говорится о том, что родится Бог , Который существует вне времени, в вечности. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Несмотря на то, что Вифлеем никогда не был многолюдным селением, он стал великой святыней христианского мира; ныне в этот город стекаются многие тысячи паломников, чтобы воочию увидеть место, где родился Господь Иисус Христос . Святой блаженный Феодорит Кирский так комментирует этот стих: «Не смотри, Вифлеем, на малочисленность жителей, говорит Пророк; у тебя есть основание к прославлению, какого не имеет ни один город на земле; в тебе родится по плоти прежде век Рожденный от Отца, Его же исходи из начала» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Словами Библии: «так говорит Господь Бог Израилев: «[…] ты истребишь дом Ахава, господина твоего [истребишь правящую династию], чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки [правящей династии]»» . Библия выделяет два насилия: насилие, убивающее «рабов Бога», оно антибожественно; и насилие, инициированное Богом, насилие тем самым буквально божественное, насилие кое есть «отмщение за кровь рабов Бога». Революция есть отмщение Бога. Святитель Димитрий Ростовский также формулирует важное правило политической теологии. Кто виноват в тех или иных общественных бедствиях, бурях и пр.? — власть. «Когда согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит» . Это, к слову, общее место святоотеческой политологии: грехи власти все общество приводят к кризису. Также на август приходится память пророков Михея и Иезекииля. Не будем расписывать, вот только несколько цитат: «Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т. е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя. Переполненный гневом, Ахав велел взять пророка Михея и посадить в темницу и там кормить «хлебом печальным» и поить «водою печальною». Обличая также притеснения, неправды, грабительства и обиды, причиняемые князьями, судьями и старейшинами убогим и нищим, святой Михей говорил: — Слушайте главы дома Иаковлева, ненавидящие добро и ищущие зло, не вам ли должно прилагать все усилия, чтобы творить праведный суд? Вы же до того несправедливо притесняете совершенно неповинных нищих и убогих, что содрали с них кожу, истолкли их кости и раздробили тело, — точно хотите вложить их в котел для приготовления снеди. Слушайте же это, главы дома Иаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою!» В августе Церковь вспоминает и другую ветхозаветную революцию — революцию Маккавеев. Семь братьев Маккавеев и их мать мужественно стояли за истину и были убиты царем; Иуда Маккавей подымает революцию и выигрывает. Святитель Димитрий, описывая предпосылки их революции, пишет о «властолюбивых первосвященниках», «властолюбии», «корыстолюбии», «грабеже денег, собранных и хранимых для пропитания нищих и странников, вдов и сирот» . Опять, опять и опять: несправедливая власть, корысть, прикрывающая их религия и вызванная ими нищета подданных — и люди Божьи, борющиеся с этим. Маккавеи поднимают революцию, гибнут, но правда Божья торжествует — революция побеждает.

http://blog.predanie.ru/article/zhitiya-...

6:12). Не о демонах ли и здесь говорит он, что они тогда узнали об этом? Нет, он говорит о вышних силах; сказав: « начальствам, властям », он присовокупил: « на небесах ». Эти начала и власти — небесные, а те начала и власти поднебесные, поэтому он называл последних и « мироправителями» , выражая, что небо для них недоступно и что всю свою власть они обнаруживают в здешнем мире. 3. Видишь ли, что небесные силы узнали это вместе с нами и через нас? Но теперь я поведу речь в уплату долга и покажу, что существа Божьего не знают ни начала, ни власти. Кто говорит об этом? Уже не Павел, не Исаия, не Иезекииль, но другой святой сосуд, сам сын грома, возлюбленный ученик Христов Иоанн, возлежавший на персях Господних и почерпавший из них божественные струи. Что же говорит он? « Бога не видел никто никогда » (Иоан. 1:18). По истине — сын грома: издал голос громче трубы, который может пристыдить всех прекословящих. Однако обратим внимание и на то, что, по–видимому, противоречит этому. Что, скажи мне, вещаешь ты, Иоанн? « Бога не видел никто никогда »? Что же нам думать, когда пророки говорят, что они видели Бога? Так, Исаия говорит: « видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном » (Ис. 6:1); также и Даниил: « видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями » (Дан. 7:9); и Михей: « я видел Господа, сидящего на престоле Своем » (3 Цар. 22:19); и еще другой пророк: « видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами » (Амос. 9:1). И много можно собрать таких свидетельств. Как же Иоанн говорит, что « Бога не видел никто никогда »? Нужно знать, что он говорит о точном понятии и ясном видении. А все, виденное пророками, было снисхождением, и никто из них не созерцал чистого существа Божия, как видно из того, что каждый из них созерцал Бога различным образом. Бог есть существо простое, не сложное и не имеющее образа; а они все видели Его под различными образами. Это также объявляет Бог через другого пророка, и, удостоверяя, что пророки видели не чистую сущность, говорит: « умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи » (Ос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

– В ту минуту, когда Она прочитала эти пророческие слова и стала молиться о пришествии Спасителя, раздался голос Божьего вестника: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Ты родишь Сына и наречёшь Ему Имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего и Царству Его не будет конца”. – Как Дева Мария приняла слова небесного посланника? – обратился Дмитрий Михайлович к маме. – Сначала Она была смущена, так как дала обещание Богу быть всегда верной Ему. Дева Мария спросила Ангела: “Как это будет, когда Я мужа не знаю?” Ангел объяснил, что Свой обет Она не нарушит: “Дух Святой найдёт на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя: посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим”. Тогда Мария смиренно ответила: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. – Что же сделал Иосиф, когда заметил, что Пресвятая Мария ожидает ребёнка? – Он хотел тайно отпустить Её, но во сне ему явился Ангел Господень и сказал: “Иосиф, не бойся принять Марию, жену твою, так как родившееся есть от Духа Святого. Родит же Она Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их”. – Так, – Дмитрий Михайлович удовлетворённо продолжал: – Это всё происходило в Назарете. А как же получилось, что Иисус Христос родился в другом месте? Где Он родился? – В Вифлееме, – слегка запнувшись, ответила Таня. – Как же Мария оказалась в Вифлееме? – гость испытующе посмотрел на папу, который проявил историческую осведомлённость: – В те времена Иудея находилась под властью Рима. Римский император Август приказал произвести перепись всех людей, живших в его владениях. Каждый должен был явиться в город своих предков. И Иосиф, и Мария были из рода царя Давида, и им пришлось отправиться в город, в котором когда-то родился царь Давид. Этот город и был Вифлеем. Путь туда был долгий. – Почти 170 километров, – похвалился своими знаниями Серёжа. – И они шли несколько дней, – завершил свой ответ папа. – Что особенно поражает, – внёс и свою лепту в общий рассказ Дмитрий Михайлович, – это было предсказано очень давно. Пророк Михей за 700 с лишним лет до Рождества Христова писал: “Вифлеем! Из тебя произойдёт Тот, происхождение Которого из начала до дней вечных”.

http://azbyka.ru/fiction/budem-kak-deti/

Иначе и быть не может. Понимать какое-либо жизненное учение вне связи с тем обществом или народом, который живет им, вообще невозможно. Даже в делах мирских, чтобы понять, например, русские песни или древние былины, необходимо войти в русскую жизнь, в русский быт, а если этого не сделаешь, то будешь так же забавно рассуждать о них, как французы или немцы о русских обычаях. Только самая жизнь народа, самый народный характер может выяснить сущность народных преданий и идеалов, но и то лишь настолько, насколько эта народная жизнь остается верна сама себе, насколько не поддается внешним влияниям, как поддалась им жизнь высшего русского общества, по которой теперь, конечно, нельзя уже судить о древнебоярских обычаях и преданиях. Следовательно, чтобы постигнуть жизнь Христову, изложенную в Священной Библии, необходимо не только войти в жизнь христианского общества современного, но и иметь основания верить в то, что эта жизнь не могла отступить от своего Первоисточника, не могла погрешить. И действительно, мы имеем тому неоспоримое обетование Господне: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф 16, 18), так что всякий, кто «церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь». В Священном Писании, кроме того, имеется несколько указаний на то, что люди будут постигать Христово учение именно через Церковь, о которой еще предсказывали ветхозаветные пророки под образом горы или многочадной девы, не познавшей мужа. «...Будет в последние дни, — так предвещали Исаия (2, 2—3) и Михей (4, 1—2), — гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима». Итак, этот закон и слово не сами собой познаются, но чрез восхождение на гору Господню, чрез восхождение в Сион, то есть Церковь. Ту же мысль подтверждает и прощальная молитва Господня о Церкви: «…Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены€ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин 17, 21—23). Итак, вера мира во Христа и познание Его посланничества зависят от предварительного явления того духовного единства, в котором заключены верующие во Христа, последователи апостолов, сыны Церкви, коих и святой Павел называет «присными Богу», как именно «назданных на основании апостол и пророк».

http://pravoslavie.ru/2598.html

На такое значение пророчества в 11:1 указывает прежде всего контекст речи. «Отрасль из усеченного корня Иессеева» представляет очевидную противоположность «высоко поднявшимся» и однако «отсеченными» ветвям «леса», или тщеславного царя Ассирийского (кон. 10-ой гл.); в этой отрасли нет никакого видимого величия, напротив, видимое уничижение. Действительный смысл названия – «отрасль» открывается из главы 14-ой, близкой по времени написания к 11-ой. Там в ст. 18–19 говорится о царе Вавилонском: «все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная () отрасль» – . Затем о «Рабе Господа» в 53-ей главе ( – не без отношения как будет после сказано, к пророчеству о царе Вавилонском – ) говорится: «Он взошел пред Ним, как отпрыск и как корень из сухой земли», что далее изъясняется словами: «он был презрен» [, а в паралл. месте в 49:7: , т. е. «презираемому всеми, (презренному или) отверженному народом – Рабу Господа», – употреблен тот же глагол, как и в 14:19]. Евангелист Матфей, написавший первоначально свое евангелие на еврейском языке, видит в поселении Господа Иисуса «в городе называемом Назарет» (евр. название его , см. в Christoiogie v. Hengstenberg) исполнение «сказанного пророками, что Он наречется Назореем» ( Мф.2:23 ). По всей вероятности, ев. Матфей имел в виду прежде всего слова Исаии 11:1: «и произойдет отрасль из корня Иессеева». Это не означает непременно того, что пр. Исаия имел в виду назвать сам город Назарет ; но в поселении Господа в Назарете, о котором говорили: «от Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин.1:46 ; ср. надпись на кресте: «Иисус Назорей, царь Иудейский», которою хотели выразить презрение к Распятому на кресте) исполнилось сказанное Исаией и другими пророками (почему святой Матфей и говорит: «сказанное пророками») о видимом уничижении Христа Спасителя вообще, – притом так однако, что самое имя города, в котором Господь поселился ( – Назарет) наглядно свидетельствовало об исполнении сказанного пророком Исаией о Мессии: «и произойдет отрасль из корня Иессеева». – Пророк Михей, современник Исаии, видел в пророчестве Исаии 11:1 речь об унижении Мессии и незнатности Его происхождения: «и ты Вифлеем – Ефрафа (откуда происходил Иессей, отец Давида, и сам Давид, когда был еще пастырем овец; Вифлеем – Ефрафа служит объяснением к словам Исаии: «произойдет отрасль из корня Иессеева»), мал ли ты между тысячами Иудиными? – из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле» ( Мих.5:2 ). Следовательно, и понятие Раба Господня, униженного и страдающего нельзя считать несоответствующим времени пр. Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010