Святейший Патриарх Кирилл направил приветствие участникам торжеств по случаю 100-летия со дня второго прославления святой княгини Анны Кашинской Москва, 26 июня 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, губернатору Тверской области Д.В. Зеленину и всем участникам торжеств по случаю 100-летия со дня второго прославления святой благоверной княгини Анны Кашинской. Торжества прошли в г. Кашин 25 июня, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . «Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, 100-летие со дня второго прославления которой ныне празднует Святая Церковь, а также с весьма важным событием в духовной жизни Тверской епархии — завершением в г. Кашине традиционного Волжского крестного хода от истока реки Волги», — сказано в поздравительном приветствии Его Святейшества. «Разделяя с вами радость торжества, призываю Божие благословение на всех вас, собравшихся ныне на общую церковную молитву в Вознесенском соборе г. Кашина и принявших участие в Волжском крестном ходе, — обратился Святейший Патриарх Кирилл. — Здесь регулярно совершаются богослужения, здесь верующие люди получают духовную помощь и поддержку, дабы жить по Правде Божией. Отрадно, что общими трудами и заботами собор является духовным центром не только Кашина, но и всей его округи». Предстоятель пожелал владыке Виктору, духовному и светскому руководству и всем участникам празднования крепости сил, терпения и помощи Божией в дальнейшем следовании по пути спасения. Столетие со дня прославления (второй канонизации) святой благоверной Великой княгини и инокини Анны Кашинской (1280-1368) на родине святой отмечалось с размахом. " В городе Кашине по этому случаю прошли большие торжества, – рассказал в интервью " Русской линии " их участник – настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов. – На центральной площади города была совершена Божественная литургия, которую возглавили два архиерея: митрополит Волгоградский и Камышинский Герман и архиепископ Тверской и Кашинский Виктор " .

http://pravoslavie.ru/30941.html

Тверь. Домовая церковь Анны Кашинской при Православном детском саде. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Анны Кашинской Год постройки:1996. Ссылки:   Адрес: Россия, Тверская область, г. Тверь, Академическая ул., д. 8А Координаты: 56.849949, 35.841007 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Православный детский сад во имя святой Анны Кашинской располагается в здании бывшего детского сада 41, ранее находившегося в ведомстве АО «Тверьшелк». Заведующей в нем была прекрасная православная женщина Валентина Никаноровна Чаплинская. Именно она, сначала на правах факультатива, стала заниматься с педагогами и детьми православным христианским просвещением и воспитанием. В детском саду зазвучала молитва, стали приходить батюшки, детей водили в храмы. Много неприятностей довелось претерпеть Валентине Никаноровне в то время и от руководства отдела образования, и от руководства АО «Тверьшелк», но огонек православной веры, зажженный в детском саду, все-таки удалось сохранить. В середине 90-х годов из-за демографического спада детские дошкольные учреждения стали одно за другим закрываться. Не исключением оказались и детские сады, принадлежавшие АО «Тверьшелк», к тому же это предприятие было в то время малодоходным. И, конечно, в первую очередь встал вопрос о закрытии детского сада 41. Тогда Валентина Никаноровна обратилась за помощью и поддержкой к архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, пытаясь отстоять единственное в городе дошкольное учреждение, в котором детей воспитывали в вере в Бога. Владыка принял решение взять здание детсада под опеку Тверского епархиального управления, основав на его базе новую организацию — негосударственное образовательное дошкольное учреждение (НОДУ) с программой православного духовно-нравственного воспитания детей. 16 ноября 1996 года администрация Твери передала здание детского сада в доверительное управление Тверской епархии, а 17 февраля 1997 года НОДУ получило лицензию на образовательную деятельность. Решением Епархиального совета детский сад получил имя святой благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской, супруги святого благоверного великого князя Михаила Тверского, принадлежащей к лику святых Тверской земли. Тогда же в здании детского сада одно из групповых помещений было перестроено под домовую церковь во имя нашей святой покровительницы. В ней находится икона святой княгини с большой частицей мощей и икона Божией Матери «Воспитание». Приписана к церкви в честь преподобного Серафима Саровского г. Тверь. http://tserkov.eparhia.ru/obraz/?id=4514 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49445

По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь. В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество – на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва , воздержание – были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым. Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество; молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606–1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его. После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот она… Вышла к народу целительница недугов и скорбей. Колокола собора и города гремят ее славу. Гробницу устанавливают на высокие носилки, покрывают роскошным бархатным шитым золотом покровом – усердным даром жителей с. Кимры. Высоко на носилках, видимая для всех, плывет гробница воспрославленной, точно воскресшей многоскорбной княгини, сопровождаемая своей преемницей в страданиях и служении народу великой княгиней Елизаветой Федоровной. Кругом как будто не народ, а волнующееся море, готовое прорваться чрез все цепи и преграждения. В воздухе – густой гул колоколов, громкие, воющие, стонущие голоса больных, одержимых… Стройное пение тропаря преподобной. Все это сливается в один аккорд, в хвалебный гимн благоверной княгине-инокине святой Анне. Солнце ласково смотрит с высоты на ликующий народ, празднующий явление праведницы. Картина величественная, торжественная, потрясающая, и она долго не изгладится из памяти присутствовавших на торжестве. Взоры всех с выражением беспредельной веры и страстных надежд устремлены к гробнице благоверной княгини. В этот день от имени Тверского братства св. Михаила Ярославича, а также от имени В. И. Кункина было роздано бесплатно народу несколько тысяч брошюр и листков, посвященных памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской. Церковно-религиозная часть торжеств завершилась 13-го июня открытием в Кашине «Православного братства святой благоверной княгини Анны Кашинской». Владыка Алексий предложил, чтобы « Ея Высочество соизволила с милостивою благосклонностью принять «Братство Св. Княгини Анны» под свое покровительство , дабы тем сильнее и крепче запечатлеть в Кашине память о чудном молитвенном единении, которое испытывали граждане, видя в дни торжеств за всеми богослужениями среди богомольцев Ея Высочество» . Предложение это с восторгом и единодушно было принято всем собранием. Некоторые газеты, не имея возможности замолчать крупного церковного явления, постарались отметить «бледность» кашинских торжеств по сравнению с саровскими и если не отсутствие народа на торжестве, то положительную бедность в этом отношении, указывая, что богомольцев было лишь тысяч 20–25. На самом деле последних прибыло в Кашин на торжество от 70 до 100 тысяч. Правда, кашинцы ожидали гораздо более – до 200 тысяч. Теперь объявилась и причина, почему их ожидания не оправдались. Оказывается, по показаниям богомольцев, пришедших с разных мест, даже с противоположных сторон, какие-то «старатели» поусердствовали еще за много дней до праздника распустить в народе слух, что в Кашине ожидается какая-то катастрофа, что в нем будут пущены в дело и бомбы, и мины, что город ввиду этого за 5 верст окружен войсками, доступ в него труден и т. п. Богомольцы, предупрежденные такими вестями, одни остались дома, другие воротились с дороги, до Кашина добрались лишь самые решительные. Здесь нелепые слухи, конечно, оказались полным вздором, преднамеренною ложью, кем-то не без цели, очевидно, придуманной.

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

В иконописном подлиннике XVIII века под 22 июля об Анне Кашинской сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая». В Воскресенском соборе Кашина находился древний чтимый образ святой. В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX веков святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей – на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития. Поясное прямо-личное изображение Анны Кашинской в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии второй половины XIX века с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств императора Александра III ему была поднесена в Твери икона Анны Кашинской. В росписи конца XIX века в Анастасиином Богоявленском монастыре Костромы святая была изображена среди русских праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание благоверного князя Михаила Тверского с благоверной княгиней Анной и детьми». Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания Анны Кашинской в начале XX века: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу реки Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относятся икона начала XX века над ракой с мощами Анны Кашинской в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х годов XX века, некоторые с частицами мощей – например, образ в церкви мученика Иоанна Воина на Якиманке в Москве. На образе Божией Матери «Знамение» и иконе «Собор святых благоверных князей и княгинь Всероссийских» 10-х годов XX века (Государственный Эрмитаж), фирмы Оловянишникова, Анна Кашинская изображена в верхнем ряду, среди святых русских князей и княгинь. Редким памятником является икона «Святые Исаакий Далматский и Анна Кашинская» (1911; Государственный истории религии), написанная в Санкт-Петербурге к 50-летнему юбилею со дня освящения Исаакиевского собора (1858) и новому прославлению Анны Кашинской. В Вознесенском соборе Кашина в настоящее время хранятся ростовая икона святой и шитый покров 1900-х годов; в церкви апостолов Петра и Павла находится деревянная рака 1906 года – дар угличских хоругвеносцев (вместо сгоревшей в 1905 г.). Икона «Святая Анна Кашинская» 1900-х годов (Государственная Третьяковская галерея) письма художника В.М. Васнецова была подарена княгине Анне Куракиной в 1910 году: святая изображена в интерьере облаченной в полную схиму, правая рука поднята для крестного знамения, в левой – книга. К паломническим иконам относится небольшой поясной образ начала XX века (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева). Образ Анны Кашинской присутствует в композиции «Собор русских святых» (1814 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В девятом–двенадцатом пунктах несогласий опровергаются неверные показания при допросах: так, в житии благоверной Анны со слов кашинца Никифора сказано писателем его преувеличенно, из желания более прославить ее – покровительницу Кашина: «Тело ея непричастно тлению» и схимонашеские одежды (пункт 12); между тем по свидетельству духовной комиссии, согласному с первым осмотром в 1649 году, некоторые части мощей, как и одежды, подверглись тлению – о чем в 1677 году и показано старцем Варлаамом в опровержение «жития». По поводу же отмеченных в тринадцатом пункте несогласий в чудесах от мощей благоверной княгини Анны следует сказать, что «на испытании чудес» ее большинство допрошенных подтвердили факты исцелений, повествуемых в житии ее, но иногда встречалась разница (несущественная) между показаниями лиц и повествованием о чудесах, каковая объясняется неумелостью составителя главы о чудесах или намерением приукрасить событие, также запамятованием подробностей; в общем же «испытание чудес» было благоприятно для чествуемой святой благоверной княгини Анны. Для нас важно отметить то, что Московский собор 1678 года осудил лишь бывшее тогда в обращении житие ее, при чем высказался откровенно, что не имеет древле писанного жития благоверной княгини Анны, а главное – летописных сведений о переселении ее из Твери в Кашин и погребении здесь (шестой и седьмой пункты несогласий), и потому не знает, чьи мощи – великой ли княгини Анны или другой какой праведницы. Означенные недоумения и сомнения, при недостаточно точной в XVII веке разработке летописных материалов и в частности о личности княгини Анны Кашинской, должны были тогда для Московского собора 1678 года иметь свое место и значение, между тем в позднейшее время, когда (со времен Н.М. Карамзина ) значительно расширился и прояснился горизонт сведений из области отечественной истории, эти недоумения разрешаются согласно устойчивым (тверскому и кашинскому) преданиям к чести и прославлению этой многоскорбной праведницы. За погребение ее в Кашине свидетельствует встречаемое в древней редакции жития святого великого князя Михаила Ярославича (сочинение архимандрита Макария, ректора Тверской духовной семинарии, 1766 год) твердое предание, каковое никогда Твери не присвояло могилы благоверной супруги князя Михаила «отчизнолюбца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Около 1364 г. единственный оставшийся в живых сын княгини – Василий – упросил мать переселиться в Кашин – его удельное княжество, родину святой Анны. В Кашине специально для нее был построен Успенский монастырь, в котором она вскоре приняла схиму с прежним своим именем – Анна. Господь заранее открыл страдалице день ее кончины, которая произошла 2 октября 1368 г. Тело княгини было погребено в Успенском соборе монастыря. «Ничто Анну не отлучало от любви Божией, – заключает свое повествование составитель ее жития, – ни слава мира сего, ни красота века сего, ни честь, ни величество. Как с юности была, так и до конца...» Рассказывая о святой Анне Кашинской, следует упомянуть еще вот о чем. К сожалению, имя великой княгини было одно время забыто. В 1611 г. Кашин осадили поляки и литовцы. Несколько раз пытались они овладеть городом, но им это не удавалось. Жители видели явное Божие заступление, но не знали имени своего молитвенника и покровителя. Тогда преподобная Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму. Она назвала свое имя и повелела возвестить священнику собора, чтобы гроб ее почитали, чтобы над ним пред образом Спаса «свечи палили и литии пели», ибо она молит Господа и Божию Матерь об избавлении Кашина от врагов. После этого видения Герасим был исцелен, а город спасен от разорения. С тех пор начались многочисленные чудеса от гроба княгини Анны. Известия о них дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона , и на Московском соборе в 1649 г. Анна Кашинская была причислена к лику святых в чине преподобных. Открытие ее мощей совершилось 21 июля 1649 г. На торжествах присутствовал царь Алексей Михайлович. Когда открыли гроб преподобной, увидели, что правая рука ее сложена в благословляющем иерейском жесте на груди. В 1650 г. царь снова прибыл в Кашин, чтобы участвовать в торжествах перенесения мощей преподобной Анны из ветхого Успенского собора в Воскресенский собор. В тот же день на глазах у всех совершилось чудесное исцеление снохи кашинского губного старосты Скобеева. Тогда же установили праздновать память святой Анны дважды: 2 октября – в день кончины и 12 июля – в день перенесения мощей; была составлена служба преподобной. Царица и царевны вышили своими руками покров с изображением преподобной Анны и воздухи для богослужения. Царь повелел построить храм в честь преподобной Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Синодом о восстановлении торжественного чествования благоверной княгини Анны, как Богом прославленной угодницы Божией; в 1861 г. они (вторично) обращались к Петербургскому митрополиту Григорию (бывшему прежде в Твери) и умоляли его, ради пользы Св. Церкви и для их утешения, восстановить чествование покровительницы их города. Св. Синод определением своим от 18 ноября 1853 г. отклонил означенное ходатайство (Синод. Архив 1853). Подобное же ходатайство Тверского епархиального начальства о чествовании памяти её было и в 1902 г., – но также оставлено без последствий. В настоящее время – год от году – усиливается в Кашине чествование благоверной Великой княгини Анны. Богато украшенная рака с её мощами, под величественным балдахином, открыта и находится близ иконостаса правого придела (в честь св. мучеников Гурия, Самона и Авива) в Кашинском Воскресенском соборе; над мощами прикреплён покров с её изображением, шитый царицей Марией Ильиничной и сёстрами царя Алексея Михайловича, на краях покрова вышит ей тропарь: «О, тебе, Мати, известно»... с прибавлением обращения к ней, как святой молитвеннице пред Богом. Почти ежедневно пред ракой благоверной княгини служатся молебны «всем святым», но в конце читается молитва к ней, как преподобной, всеблаженной и сильной предстательнице пред Богом... При богослужении на литиях, отпустах, не только в Кашине, но и во всём уезде, имя её произносится как имя святой, наряду с другими святыми Православной Церкви; в честь её нарекают имена девочкам при св. крещении. В дни радости и в годину бедствий благочестивые жители Кашина прибегают с молитвами к своей покровительнице и г. Кашин слывёт городом благоверной княгини Анны; иконами с её изображением благословляют новобрачных; пред нею усердно молятся желающие вступить в монастырь. Граждане г. Кашина подносили трём императорам (Александру 2-му, Александру 3-му и Николаю 2-му) иконы благоверной Великой княгини Анны, после Их коронования в Москве. Сравнительно спокойное положение города в нынешнее смутное время Кашинцы приписывают молитвам и покровительству её.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Книга об Анне Кашинской открывает серию изданий «Святые Тверской земли» 8 июля 2009 г. 15:02 К 100-летию второго прославления святой благоверной великой княгини Анны Кашинской по инициативе губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина издана подарочная иллюстрированная книга о святой. Как отмечает пресс-служба епархии, изданий такого уровня о тверских святых еще не было. Украшением книги «Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская» стали уникальные иллюстрации — цветные миниатюры Лицевого летописного свода XVI века, рассказывающие о жизни Михаила Тверского, Анны Кашинской и их детей. В книге собраны изображения наиболее известных икон святой из музейных фондов и храмов — от древних, начиная с конца XVII века до наших дней. В книге также представлены фотографии дореволюционного Кашина, снимки торжеств 1909 года по случаю второго прославления святой. Издавая книгу о святой Анне Кашинской, авторы стремились рассказать широкому кругу читателей о трудной судьбе великой княгини-инокини Анны, с терпением и мужеством перенесшей все невзгоды и утраты, выпавшие на ее долю. Книга последовательно повествует о жизни Анны Кашинской, о канонизации и деканонизации святой в XVII веке, а также о ее втором прославлении в 1909 году. В издании использованы фрагменты древних летописей и «Жития Анны Кашинской». Отдельный раздел книги посвящен городу Кашину, его монастырям и храмам. В издании также рассказывается о почитании Анны Кашинской в столицах — Москве и Санкт-Петербурге, где в начале прошлого века были построены храмы в честь святой. Повествует книга и о современной жизни Кашина и Тверской области, о возрождении там духовной жизни, о восстановлении церквей и монастырей, о почитании Анны Кашинской в наши дни, о большой работе, которая была проведена в регионе к 100-летию второго прославления святой. Над книгой «Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская» работал авторский коллектив из писателей, журналистов, искусствоведов, музейных работников, фотографов из Твери, Кашина и Москвы. Книга издана московским издательством «Пента». Книга об Анне Кашинской открывает серию изданий «Святые Тверской земли», в которой ежегодно планируется издавать книги о подвижниках благочестия нашего края. Презентация издания состоялась 25 июня в Кашине, в новом Доме культуры, сразу после церемонии его открытия. Сайт Тверской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/688611.htm...

В 1903 году к Алексеевской церкви с запада пристроили часовню во имя преподобного Макария Калязинского, служившую защитным футляром для древнейшей святыни монастыря - деревянной кельи прп. Макария. Внутри краснокирпичной Макарьевской часовни, покрытой четырехгранным шатром, всегда горели свечи. В декоре ее фасада угадываются черты, присущие узорочному» стилю XVII века. Участь, постигшая Алексеевскую церковь с Макарьевской часовней в 1930-40-е годы, ужасна: в храме устроили колбасный цех, а на месте кельи преподобного проложили сливной желоб, по которому стекала кровь с подвешенных над ним туш. Силами первой настоятельницы монастыря игуменьи Анны (в схиме Стефаниды) и при помощи меценатов Алексеевская церковь отреставрирована, здесь регулярно совершаются богослужения. В 2009 году в восстановленную Макарьевскую часовню вернулась воссозданная деревянная келья преподобного Макария. Рака, в которой мощи святой Анны Кашинской покоились со времени второй канонизации в 1909 году по 1990-е годы, сейчас находится в Алексеевской церкви Николаевского Клобукова монастыря. Недавно, решив обновить эту раку, с неё сняли обтягивающий её зелёный бархат. Под ним открылся тёмно-малиновый бархат с надписью: " Св. благоверной великой княгини Анны Кашинской приношение ниже городского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев 12 июня 1909 года " . Не только при жизни, но и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю святой Анны Кашинской. За двести лет, прошедшие после её кончины, гробница благоверной великой княгини-инокини в древнем деревянном Успенском соборе (сейчас на его месте, рядом с Воскресенским собором, установлен памятный крест) пришла в совершенное забвение. В 1611 году, когда город осаждали польско-литовские войска, святая Анна, в схимническом одеянии, явилась во сне хворающему пономарю Успенского собора Георгию. Благоверная княгиня назвала себя Анной и, обещав Георгию исцеление, сказала: " Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Я вами небрегома и преобидима.

http://sobory.ru/article/?object=05502

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010