Филипп утверждает возможность сего, если евнух верует проповеди его от всего сердца. Оглашение евнуха со стороны Филиппа совершено, требовалось только исповедание веры со стороны оглашенного. Евнух кратко выражает сущность христианской веры, чем препятствие к крещению его устраняется, и Филипп крестит вельможу эфиоплянина, без сомнения, по повелению самого Господа ( Мф.28:19 ), во имя Отца и Сына и Св. Духа. Дух Святой сошел на евнуха, Ангел же Господень восхитил Филиппа: так читается это место лишь в немногих древних рукописях греческих и переводах (которым следуют и наши переводы славянский и русский) и у немногих древних толкователей; в большей же части рукописей и переводов и у толкователей (в числе их у св. Златоустого и Феофил.) читается так: Дух Св. восхитил Филиппа. Прибавка ли это в одних кодексах, опущение ли в других – решить трудно, но первое вероятнее, и объясняется в этом случае умолчанием дееписателя о принятии евнухом Св. Духа. Дух Св. сошел на евнуха может быть и без видимого действия возложения рук, как после сошел на Корнилия и домашних его даже еще до крещения ( Деян.10:44 и дал.): ибо Он, по слову Господа ( Ин.3:8 ), дышит, где хочет. – Филиппа же восхитил: дееписатель сим выражением, очевидно, хочет означить особенное сверхъестественное действие, по которому Филипп мгновенно изъят был от очей евнуха и перенесен в Азот, с чем согласно и дальнейшее выражение, что Филипп оказался в Азоте (ст. 40). Ср. Дан.14:36 ; Дан.14:39 . «Хорошо сделано, чтобы явно было, что происшедшее есть дело Божие, чтобы евнух не подумал, что Филипп простой человек. И Филипп получил от того великую пользу: ибо, что он слышал о пророках, об Аввакуме, Иезекииле и других, увидел исполнившимся на себе, оказавшись прошедшим мгновенно далекий путь» (Злат., ср. Феофил.). – Продолжал путь, радуясь: радуясь тому, что исполнилось желание сердца его, он крестился, принял Св. Духа и стал учеником Господа Иисуса Христа. Радовался он, конечно, и тому, что так чудно восхищен был от очей его благовестник и креститель его: словно ангел с неба, вдруг явился ему Филипп на пути, совершил над ним великое дело обращения его ко Христу и вдруг опять как бы вознесся от очей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Из Азота апостол Филипп направился в Иераполь Сирийский. Там его проповедь вызвала сильное раздражение местных иудеев. Они подстрекали народ побить Филиппа камнями. Но заступничество одного влиятельного гражданина по имени Ир спасло его от народного возмущения. «Граждане! – обратился он к народу. Послушайте совета моего, не делайте никакого зла этому чужестранцу до тех пор, пока не узнаем, истинно ли учение его, и если оно не окажется таковым, то погубим его». Народ не осмелился противоречить Иру, который вслед затем привел Филиппа в дом свой. Живя в доме Ира, апостол Филипп рассказывал ему и его домашним о Христе; вскоре к слушанью проповеди апостола присоединились и соседи Ира. Все они были крещены апостолом Филиппом. Местные жители, узнав о том, что Ир принял крещение, собрались ночью и обступили дом его, намереваясь сжечь в нем Ира во время сна вместе со всеми его домашними и с апостолом. Открыв их замысел, апостол безбоязненно предстал перед ними; они же схватили его и повели в свой совет. Градоначальник Аристарх, увидев апостола, протянул свою руку и схватил его за волосы, но в ту же минуту рука его иссохла и он лишился зрения и слуха. Тогда в чувствах народа произошла перемена: гнев их, при виде этого чуда, сменился изумлением, и народ стал умолять апостола исцелить градоначальника их Аристарха. Филипп же сказал: «Если он не уверует в проповедуемого мной Бога, то не будет исцелен». В это время вблизи них двигалось погребальное шествие, и народ, желая надругаться над апостолом, сказал: «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в Бога твоего». Апостол возвел очи свои на небо, долго молился и потом, обратившись к умершему, сказал кротким голосом: «Феофил!» И тотчас мертвец поднялся на носилках, сел и открыл глаза. Тогда вторично сказал ему Филипп: «Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!». Воскрешенный, встав, припал к ногам апостола со словами: «Благодарю тебя, святой слуга Божий, что избавил меня в этот час от великого зла: два черных и злосмрадных эфиопа повлекли меня, и если бы ты не предотвратил и не избавил меня от них, то я был бы низвергнут в мрачный тартар».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

—505— сы, отражать гневом любознательность вопрошающих 7, 48–49. 230. См. Наставники и Предстоятели. Учение Христово: ничто не изречено с таким разумом, как учение Христово, – и ничего нельзя указать премудрее евангельских наставлений 10, 16, – научение (дисциплина) нравственное и догматическое – παευσις ϑικ τε κα δογματικ – одно относится к делам благочестия, другое – к правой вере. 21, 25. Ф Фанатики : неумеренные ревнители благочестия (буквально: освирепевшие из-за неукротимого благочестия) страшатся разговаривать с женщинами 4, 27. б. Фараон , за богоборство и преследование Израиля потопляется среди моря: это служит прообразом того, что и иудеи, преследовавшие Христа, потерпят тем большее наказание уже не по телу, а по душе 6, 1. 417–419, – образ диавола 13, 30. Фарисеи : их невежество в законе, честолюбие, сребролюбие, притворное уважение к ожидаемому Мессии и уничижение уже присутствующего Предтечи 1, 24. Филипп апостол. Был добронравен, иначе он не был бы избран Христом в апостолы, ибо Господь не избрал бы такого, кто не был бы вполне достоин этого 1, 43. Филипп и Нафанаил не были невеждами, но они были отличными знатоками знамений премудрого Моисея и пророков, – людьми многоучёными 1. 45 и 1, 46. а. Христос обращается с вопросом именно к Филиппу потому, что он был пытлив и любознателен, но не очень остр к быстрому уразумению того, что свойственно Божеству (ср. Ин.14:8 ). Посему, как менее способному к разумению и несколько медленнее, чем подобало, идущему к восприятию божественного, Господь предлагает ему вопрос, упражняя Своих учеников в вере, – на это указует выражение «искушая» хотя «Сам знал, что намеревался делать». 6, 5–7. 423–424. Но Филипп оказывается неспособным возвыситься до представления о том, что Господь может всё совершить и притом весьма легко, но когда услыхал: «откуда купим?», то тотчас увлёкся этим искусительным вопросом и видит одно только средство – деньги, подумав, что это не может быть сделано иначе, как по общему и обычному у всех закону, т. е. чрез щедрую благотворительность 6, 7. Любознательный, но не очень способный к разумению,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

       У нас в некоторых деревнях водится обычай языческий: ходить летнею ночью в известные дни с криками, песнями и еще с сохою, — чтоб прогнать коровью смерть (падеж скота). В это время не попадайся никто навстречу; убьют, почитая встретившегося коровьего смертию преобразившеюся. Подобное нечто могло быть и у ефесян-язычников.         2) О посланиях к святому Тимофею            После сказанного в общем введении в Пастырские Послания и в очертании течения жизни святого Тимофея, о Посланиях к нему святого Павла остается сказать очень немногое.        а) О месте и времени написания их.        Повторим сказанное уже. Первое Послание писано из Македонии, вероятно, из Филипп, куда обещался святой Павел прибыть и где, следовательно, имел побуждение подольше побыть. Время написания его — между первыми и вторыми узами, как и Послание к Титу. Если Апостол из первых уз получил свободу в 62—63 годах, то, определив на пребывание его в Крите и в Малоазийских Церквах и на перезимование в Никополе года полтора-два, будем иметь 64—65 годы.         — Второе Послание писано из Рима, когда святой Павел был в узах и ждал конца мученического (2Тим. 4:6). Сею мученическою кончиною, бывшею в 67—68 годах, определяется и время написания сего Послания.            б) Поводы и побуждения к написанию их.        Святой Тимофей никогда почти не разлучался с святым Павлом с того времени, как взят им к себе, и если иногда посылаем был на какое дело, то всегда под ближайшим наблюдением и руководством святого Павла. Теперь он оставлен самостоятельным действователем, и по всей широте церковного управления, а главное — оставлен один. Отечески к нему расположенный святой Павел видел, как должна быть прискорбна душа святого Тимофея и как при таких чувствах трудно ему вести дела, требовавшие полного внимания и напряжения сил, не расслабляемых скорбными чувствами. Почему, немного спустя по разлучении с ним, пишет к нему Послание, которое, хотя бы ничего не содержало особенного, было бы для него и утешением, и воодушевлением, свидетельствуя о том, как духовный отец его помнит его и думает о нем. Но Послание по содержанию своему не просторечиво, а представляет довольно подробное указание, как святому Тимофею, как пастырю, действовать должно по разным частям доброго, пастырствования, — каковое указание освобождало его от гадания, так ли поступить или иначе, укрепляло в ведении порядков без раздумываний, колебаний и без опасений поступить не как следует и тем воодушевляло на дела, одобряемые совестию и убеждением в их несомненной уместности. — Сколько в этом утешения и сколько благопоспешения доброму пастырствованию!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А без этой любви какое благо могли бы мы совершить? И как мы можем не творить благо, когда у нас есть такая любовь?» «Святой Дух дышит, где хочет, и не следует заслуге, но Сам порождает заслугу! 1848 Благодать, следовательно, даруется человеку не потому, что он уже верит, но для того, чтобы он мог уверовать; не потому, что он заслужил это добрыми делами, но для того, чтобы он мог совершить добрые дела». Пелагий переворачивает естественную связь, делая причину следствием, а следствие причиной. Основание нашего спасения может быть только в Самом Боге, Который остается неизменным. Августин упоминает о примерах прощенных грешников, «которые не только не имели благих заслуг, но и совершали ранее дурные дела». Так, апостол Павел, «противник веры, которую он уничтожал и против которой пылко выступал, был внезапно обращен в эту веру возобладавшей над ним благодатью и в результате превратился не просто из врага в друга, но из гонителя в страдающего от гонений ради веры, которую он однажды уничтожал. Ибо ему было дано во Христе не только уверовать в Него, но и пострадать ради Него». Августин указывает также на детей, которые без желания и, соответственно, без предшествующих добровольных заслуг, посредством святого крещения вступают в царство благодати 1849 . Его собственный опыт, наконец, предоставлял для него неопровержимые свидетельства того, что Божье сострадание безвозмездно и незаслуженно. Когда в других местах Августин говорит о заслугах, он имеет в виду добрые дела, которые Святой Дух производит в человеке и которые Бог вознаграждает в благодати, так что вечная жизнь есть Божья благодать, получаемая за Божью благодать. «Если все твои заслуги – это Божьи дары, то Бог венчает твои заслуги не как твои заслуги, а как дары Своей благодати» 1850 . Воздействие благодати непреодолимо, не в смысле физического принуждения по отношению к воле, но в смысле моральной силы, которая побуждает человека желать и неотвратимо достигает своей цели – обращения и конечного совершенствования субъекта 1851 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

не вотще) были у вас». 2:2. «Вы сами знаете, – продолжает святой Павел, – что мы пришли к вам из Филипп, где только что пострадали, знаете, как враги растерзали одежды наши, били до ран палицами, посадили в темницу, забив в колодки ноги наши, и были поруганы (в греч. были поносимы обидными словами) (ср. Деян. 16:23–37 ). Если бы дело наше было пустое, то после страданий наших мы не стали бы продолжать его. А между тем у вас мы дерзнули (в греч. несмущенно, безбоязненно осмелились) – осмелились, при уверенности в помощи Божьей, возвещать Евангелие Божье, а не свои мечты, и опять со многим подвигом (в греч. борением), с неутомимостью и борьбой с умами слушателей, особенно с евреями (см. Деян. 17:2 ). 2:3 . Что дело наше не пустое, это доказывается тем, что учение наше не есть какое-либо заблуждение, в котором мы запутались, не есть дело нечистых сил, которые вводят в обман ложными знамениями и чудесами, или какая злохитрая кознь с политической целью (ср. Деян. 17:7 ), а получено прямо от Бога. Таким образом, Апостол Павел отрицает для своей проповеди три обычных источника человеческих заблуждений – самообольщение, внушение нечистой силы и политические заблуждения, и вместе указывает настоящий источник ее в Боге, а затем отвергает ложно приписываемые ему недобрые цели и приемы. 2:4. Бог увидел, что мы годны к принятию Евангелия в чистоте, и к передаче его другим при помощи Его благодати, без всякой примеси от порчи наших ума и сердца. Поскольку нам оказано такое доверие Богом, то мы не можем оказаться неверными Ему. Как вверено нам, так и передаем другим, не имеем в виду угождать людям, а заботимся только о том, чтобы угодить Богу, Который знает, что у нас на сердце, от Него ничего не скрыто. 2:5–6. Святой Павел теперь переходит к указанию духа, видов и приемов своей проповеди. Три нарекания, возможных или действительных, отстраняет от себя святой Павел – в ласкательстве, в лихоимстве и славолюбии. Ласкательство, или лесть, есть крайне отталкивающий образ действия. Оно бросает тень подозрения на добросовестность деятельности льстеца, дает право подозревать его в нечистых побуждениях, в лихоимстве и славолюбии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Трудное дело и духовное учительство. Сам Златоуст, хотя получил это имя за свое красноречие, уклонялся от священства, боясь, между прочим, проповеднической обязанности. То же известно и о Григории Богослове . В чем же трудность? По-видимому, исполнять трудно, а учить легко. Нет, опыт показывает иное. Излагать истины веры нужно так, чтобы они и для простых сделались понятны. Но тут требуется осторожность, как бы и священных предметов не унизить просторечием, и не оставить их мало вразумительными, допустив ученость изложения. Их изъяснение нужно и для людей образованных. Приезжал в Иерусалим на поклонение один вельможа из Эфиопии; на обратном пути, сидя в коляске, он читал библию; подходит к нему апостол Филипп, и спрашивает: «понимаешь ли, что читаешь?» – Тот сознался: «как мне понять, если мне не растолкуют?» Затем он попросил апостола сесть с ним вместе, и слушал его толкование ( Деян. 8:27 и след.). Могут быть и ныне люди, в обществе значительные, но в предметах духовных малосведущие, и ищущие наставлений от пастырей церкви, которые посему сами должны знать истины веры точно и непогрешительно, чтоб не ввести других в заблуждение. Тут недостаточно одного благочестия, а нужно православное образование. И наших отечественных расколоучителей нельзя назвать худыми по жизни, – они воздержны и ревнители обрядов; но примешивая к учению неправые мнения, они являются слепыми вождями слепых. В предостережение духовного учителя, апостол Павел напоминает ему: Внемли чтению, наставлению, учению, и пребывай в них: сия бо творя, и сам спасешися, и послушающии тебе ( 1Тим. 4:13–16 ). Но здесь новое ожидает затруднение в том, что не всем слушающим угодить можно. Надобно говорить правду, а она обличает и колет. «Многие, признается святой Златоуст, не перенося тяжести слов моих, по выходе из церкви изъявляли мне негодование. Но я отвечал им, что я не свои заповеди им предлагаю, а читаю письмена, нисшедшие с неба; и тот, кому вверено такое служение, должен или все, содержащееся в них, объявлять смело, или, боясь неприязни слушателей, терять свое и их спасение через такую угодливость. Если бы я молчанием мог прикрывать грехи, то каждый справедливо негодовал бы на то, зачем я их изобличаю. Если же хотя бы мы и молчали теперь, грехи непременно будут обнаружены там на небе; какая может быть вам польза от нашего молчания? Напротив, если теперь стану говорить, то приведу кого-нибудь в покаяние и сердечное сокрушение» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Поэтому сказал Филиппу: Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? (9) То есть, взирая на Меня, желаешь еще видеть Отца. Значит, не познал ты Меня. А если бы познал Меня, то не пожелал бы видеть Отца, потому что во Мне созерцается Отец. Поэтому-то присовокупил: Видевый Мене, виде Отца. Видением же назвал здесь созерцание веры. Толико время с вами есмь, говорит Господь, и не познал еси Мене, Филиппе. Не сказал: " Не видел " , но говорит: Не познал. Ибо Филипп видел видимое, но не созерцал невидимого Божества, почему и обвинен как не познавший в точности Сына и поэтому возжелавший видеть Отца. Но если будем против всякой ереси приводить доказательства, то наполним обличением не десять и не двадцать только книг. Против этих ересей прежде уже написали мы двенадцать слов, а сверх этого теперь показали цель и нравственного, и прочего богословия и учения.  3. О Святом Духе и о Божественных именах Поэтому узнали мы, что Дух Святой от Бога и Отца имеет бытие, но в образе происхождения не подобен ни твари, потому что всесвятой Дух не создан, ни единородному Сыну, потому что никто из богоносных происхождение Божия Духа не нарек рождением. Священные слова научают нас, что Дух Святой - от Бога и Божественен. Это говорит о Нем Владыка Христос: Уне есть вам да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин.16:7); и еще: Егда же приидет Утешитель, Дух истины, Иже от Отца исходит (15:26), наставит вы на всяку истину (16:13). Сказав: от Отца исходит, показал, что Отец - источник Духа; не говорит же: " изыдет " , но: исходит, показывая тождество естества, нераздельность и безразличность сущности и единение ипостасей. Ибо исходящее неотлучно от того, от кого исходит. Божественный же апостол сказал о Духе следующее: Дух вся испытует, и глубины Божия (1Кор.2:10). И, чтобы испытание не счел кто следствием познания, присовокупил: Никто же весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никто же весть, точию Дух Божий (11). Так засвидетельствовав о ведении Духа, показывает, откуда имеет Он бытие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

762 Εν γνωσθ πλην το επισκπου, по более полному греческому тексту (с. 5), в сирийском (с. 2) и армянском вариантах то же самое. Но в более кратком греческом варианте вместо πλην стоит πλον, что может придать тексту следующий смысл: «Если он считает себя (по этой причине) выше (женатого) епископа… – si majorem se episcopo censeat». 763 Епифаний, Haer. 67; Августин, Haer. 47. См. Neander, Walch, и статьи Гарнака в Herzog (VI. 100), а также Сэлмона в Smith & Wace (III. 24). Епифаний, собиратель ересей, вероятно, преувеличил крайность взглядов Иеракса, хотя и относится к его аскетизму с уважением. Маловероятно, чтобы Иеракс считал женатых христиан и всех детей недостойными небес, если только он не понимал под ними исключительно высшую степень блаженства, как предполагает Неандер. 767 Simil. IX, с. 11 (ed. Gebhardt & Harnack, p. 218). Девы, которые, без сомнения, символизируют христианские добродетели (fides, abstinentia, potestas, patientia, simplicitas, innocentia, castitas, hilaritas, Veritas, intelligentia, concordia и Caritas, см. с. 15), говорят Ерме, когда он предлагает им пойти на вечернюю прогулку: Ου δνασαι φ» ημν αναχωρσαι… Μεθ ημν κοιμηθση ς αδελφς, και οχ» ς νρ ημτερος γαρ αδελφς ει. Και του λοιπο μλλομεν μετ σο κατοικεν, λαν γαρ σε γαπμεν. Потом первая из этих дев, fides, подходит к покрасневшему Ерме и начинает целовать его. Другие делают то же самое; они ведут его к башне (символ церкви) и резвятся вокруг него. Когда наступает ночь, они вместе отправляются на покой с песнями и молитвой; κα μεινα, – продолжает он, μετ» αυτν την νκτα κα κοιμθην παρ τν πργον. «Εστρωσαν δ α παρθνοι τους λινθυς χιτνας εαυτν χαμα, κα μ νκλιναν εις τ μσον αυτν, κα ουδν λως ποουν ε μη προσηχοντο καγ μετ» αυτν αδιαλεπτως προσηυχμην. Невозможно представить себе, чтобы Ерма, ученик апостола, писал такие глупости. Более вероятно, что подобное было написано позже, где–нибудь в середине II века. 769 1Тим. 3:2,12 и Тит. 1:5 , где святой апостол утверждает, что пресвитеры–епископы и диаконы должны быть мужьями «одной жены» (μιας γυναικς νδρες), истолковываются по–разному.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Речь о прославлении, о страданиях и глас с неба; наставление народу и ученикам Ин. 12, 20–50 ; Мф. 21, 17 ; Мк. 11, 11 В числе богомольцев, пришедших в Иерусалим на праздник Пасхи, были также елли-ны – язычники, заимствовавшие от иудеев веру в единого творца мира, и по всей вероятности, так называемые прозелиты врат, которые, не принимая обрезания и не подчиняясь обрядовому закону во всей подробности, считали однако своею обязанностью являться в храм на великие праздники. Строго отличаясь во мнении народа от прозелитов правды, принимавших все иудейские верования и обряды, начиная с обрезания, они могли иметь доступ только к вратам храма, не далее внешних притворов святилища. Некоторые из этих прозелитов, привлеченные славою Господа, пожелали видеть Его несколько ближе и, если можно, вступить с ним в беседу. Но они сами не смели приблизиться к Иисусу Христу, и, подойдя к одному из учеников Господа – Филиппу, просили содействия его: господи, хощем Иисуса видети. как ни просто и невинно само по себе было желание этих полуязычников, но исполнение его представило апостолу немало затруднений. Памятно было наставление Господа, обращенное к двенадцати апостолам при отправлении их на проповедь: на путь язык не идите, идите же паче к овцам погибшим Дому Израилева ( Мф. 10, 5, 6 ); не забыты были слова, сказанные им о себе самом: несмь послан, токмо ко овцам погибшим Дому Израилева (15, 24). «Ясно, – мог думать Филипп, – Учитель желает ограничить свою деятельность пределами народа избранного, и домогательство еллинов не соответствует видам Его, а поэтому не может быть принято благоволительно». Святой апостол счел за лучшее посоветоваться с андреем, первозванным учеником, происходившим из одного с ним селения – вифсаиды Галилейской ( Ин. 1, 44 ) и вместе с ним пользовавшимся перед господом особым дерзновением (6, 7–10). Они оба, по совещании, решились рассказать Иисусу Христу о желании еллинов. Это случайное, по-видимому, появление ел-линов представилось взору Богочеловека событием глубоко знаменательным. Три с половиною года служения спасению погибших чад израиля прошли; предстояло великое крестное служение спасению всего падшего человечества. Настал час страшный, но спасительный час всемирной Жертвы; пришло время прославления сына Человеческого через смерть, и смерть крестную, и распространения веры в него между всеми языками ( Флп. 2, 8–11 ). Пора, оставив иссыхающую смоковницу – дщерь сионову, обратиться к дикой маслине ( Рим. 11, 17 ) – язычникам, жаждущим истины и правды; и привить их к единой плодоносной Лозе ( Ин. 15, 5 ). Пора доброму Пастырю положить душу Свою за овцы ( Ин. 10, 11 ) и послужить многоплодным семенем для Царства небесного, вознестись через крест в предвечную славу свою ( Лк. 24, 26 ; Ин. 17, 5 ) и, собрав крестом всех верных своих последователей, привлечь их гор е – в светлые обители отца небесного ( Ин. 14, 2, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010