Оглашение Крещению всегда предшествовало оглашение – научение истинам христианской веры. Оно могло быть более или менее продолжительным – от нескольких часов или нескольких дней до нескольких недель, месяцев или лет. В книге Деяний рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о грядущем Христе ( Ис.53:7–8 ). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил: «Разумеешь ли, что читаешь?» Вельможа ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» и попросил Филиппа сесть вместе с ним. Тогда Филипп «отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Между тем, они подъехали к воде, и евнух спросил: «Вот вода, что препятствует мне креститься?» Филипп ответил: «Если веруешь от всего сердца, можно». Евнух сказал: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». Эти слова были тем кратким исповеданием веры, которого было достаточно для того, чтобы принять Крещение. Апостол крестил евнуха, после чего Дух Святой сошел на него ( Деян.8:27–39 ). Апостол Филипп, крестивший евнуха царицы Эфиопской. Книжная миниатюра. Византия. 10–11 века В наше время оглашение тоже предшествует Крещению. Очень важно, чтобы взрослый человек подходил к Крещению сознательно – чтобы не воспринимал Крещение просто как ритуал, в котором можно поучаствовать, не понимая его смысла. Именно для этого и необходима подготовка. Знакомство с храмом Если же Крещение совершается над младенцем, то от него, конечно же, сознательной веры не требуется. Но такая вера требуется от его родителей и восприемников – крёстных родителей. Родители должны быть готовы к тому, чтобы воспитывать ребенка в вере, а крёстные – к тому, чтобы помогать им в этом. Крещение младенцев и взрослых Крещение младенцев – древняя практика, существующая в Церкви с апостольских времен. Иной раз можно услышать мнение, что Крещение – это чуть ли не насилие над личностью ребенка: пусть, мол, ребенок вырастет и тогда сам решит, во что ему верить. Это неправильно. Мать начинает кормить ребенка грудью, не дожидаясь, пока он об этом попросит. И в школу ребенка отдают не потому, что он этого хочет, а потому что «так надо». С самого младенчества человек нуждается не только в пище физической, но и в пище духовной. Божественная благодать начинает воздействовать на ребенка до того, как он станет способен это осознавать. И лишать ребенка благодатного присутствия Божия – недопустимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда молил Его о явлении им Отца, говоря: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас!» (Ин 14, 8). Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14,9—11). Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец. После вольных страданий и воскресения Сына Божьего святой Филипп видел с прочими апостолами Господа своего уже в бессмертном и прославленном теле, принял от Него мир и благословение, видел также и вознесение Его. После этого он сподобился благодати Святого Духа и стал проповедником Христовым среди язычников, ибо ему выпал жребий идти на проповедь в Малую Азию и Сирию. Сначала он проповедовал в Галилее. Здесь однажды встретила его некоторая женщина, несшая на руках своего умершего младенца и неутешно рыдавшая. Увидев ее, апостол Христов сжалился над ней и, простерши руку над умершим младенцем, сказал: «Встань! так повелевает тебе Христос, мной проповедуемый». И тотчас же младенец ожил. Мать, увидев воскрешенного сына своего живым и здоровым, в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына своего и прося от него крещения, ибо уверовала в проповедуемого им Христа Господа. Апостол, крестив мать и сына, отправился в языческие страны. Проповедуя Евангелие в Греции, он творил многие чудеса силой Христовою, исцелял болезни, воскресил одного мертвеца.

http://pravicon.com/info-3577

И утром призвал их к себе, и они стали перед ним, и он сказал им: «благополучны?» Они отвечали: «благополучны». Он сказал им: «здоров ли митрополит, отец наш?» Они отвечали: «здоров, отче. Ублажаем святость твою: послал нас к тебе отец наш митрополит, говоря: «приди ко мне, ибо есть у меня к тебе слово, которое я скажу тебе и которое от Духа Святого». И услыхав это, отец наш Филипп сказал смиренным гласом: «о чем я убогий и неключимый могу беседовать с митрополитом?» Он встал тотчас и пошел с посланными. И когда пришли посланные к митрополиту и сказали ему, что прибыл отец наш Филипп, сказал митроподит: «приведите его ко мне немедленно; не подобает ему стоять вне, у дверей моих, ибо двери Царствия Небесного открыты ему». И тогда его ввели немедленно. Увидав его, митрополит весьма удивился свету на лице его и благодати Божией, которая пребывала на нем, и облобызал его лобызанием духовным и повелел ввести его в хорошую келью. Утром они сошлись вдвоем и были вместе наедине. И провели этот день, беседуя о величии Божием с утра до вечера. И принесли книгу «Апостол» по порядку ее и уставы постановлений апостольских относительно постановления патриархов и митрополитов и епископов, относительно иереев и диаконов, относительно игуменов и чтецов и певцов, относительно всех членов церкви. И после этого сказал ему авва Иаков митрополит: «истинно говорю тебе, возлюбленный мой Филипп: я думал много дней об утверждении уставов и закона Божия, ибо я один в этой великой стране, и нет у меня помощника для учения народа, по множеству людей, если бы не Бог соблюдал народ свой в правде и истине; и даст Он вере их блистать, как солнце, если велик труд для мамхеров церкви. И кроме того, эта страна – как бы две страны, и я один не могу наставлять. Истину говорю я тебе, если бы были как Петр и Павел 12 митрополитов, они не могли бы обойти половины страны, ибо сия страна больше всех стран. И ныне не я позвал тебя, а Святой Дух призвал тебя, чтобы ты сделался учителем всех людей. Не достоин я быть митрополитом; следует тебе; если бы тебе надо было быть митрополитом сей страны! И ныне, Филипп возлюбленный мой, согласись быть мне помощником в совершении священства и исправлении веры; ты будь архиереем над страной Эфиопской, истину говорю тебе, ибо даны тебе ключи Царствия Небесного, и ты будешь поставлен епископом, как повелели апостолы для исправления веры, подобно мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Слышит, что евнух читает место из пророка Исаии: как овца, веден был Он на заклание... [ст.32]. Спрашивает: разумеет ли он, что читает. Ответ отрицательный. Филипп благовествует об Иисусе. Каженник 25 крестится. Дух Святой нападает на каженика, а Ангел Господень уносит Филиппа, который очутился вскоре в Азоте. Дивно смотрение Божие о спасении людей. Господь Иисус видел расположение мыслей и сердца евнуха-язычника к принятию веры во Христа, и вот орудием Своей благодати Он избирает апостола Своего. Дух Святой заповедывает Ангелу Своему сказать Филиппу, чтобы он пошел на юг, на путь, ведущий из Иерусалима в Газу, по которому неведомо для Филиппа возвращался обратно из святого града означенный евнух, приходивший туда на поклонение. Сказано – Филипп идет и находит его. Дух Святой, содевающий наше спасение во Христе, повелевает приступить и прилепиться к колеснице евнуха. Немного времени – язычник крестится; дело сделано – и Филипп в духе переносится в Азот. Гл.9, [ст.] 6. Он (Савл) в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Пребывая на небеси, Господь в то же время пребывает и на земли; поэтому видение и глас Господа Савлу были с неба, и в то же время тот же Господь на земле наставляет Ананию, как он должен принять обращенного Савла и что сказать ему. Господь не явился Савлу на земле, а на небе: 1) потому что Он действительно вознесся с плотию на небеса, не отлучившись от нас, и мы веруем, что Он воссядет на небесах одесную Отца; 2) потому что явление с небес поразительнее, чем явление на земле. Ст.33 и 34. Там (в Лидде) нашел он, апостол Петр, одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Такова сила веры в Божество Иисуса Христа. Какое единство между апостолом и Господом: чего хочет Петр, того же хочет и Господь; что делает Петр, то и Иисус Христос: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [ 1Кор. 6:17 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Святой Афанасий Великий говорит, что когда Бог творил мир, то делал это через Своего Сына и для Своего Сына (ср. Кол.1:16: все Им и для Него создано), Который придет в мир и, придя, повсюду, на каждом творении и на каждой вещи найдет написанным Свое Имя. Поэтому и говорит Священное Писание, Евангелие от Иоанна, что Он пришел к Своим (Ин.1:11). И еще святой апостол Иоанн говорит о Христе, что Он не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин.2:25). То же самое мы видим у молодого апостола Нафанаила, которого Христос узнал, когда он молился Богу под смоковницей. Евангелие повествует: Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того о Котором писали Моисей в законе и пророки [=Мессию], Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. [А все это происходило в Галилее, считавшейся в Палестине областью отсталой. Иудеи смотрели на галилеян как на народ худший, потому что те были смешаны с язычниками и отчуждены.] Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин.1:43–48). Здесь совершилась тайна: Христос прозрел эту тайну в Нафанаиле, видя его издалека, под смоковницей. Святые говорят, что Нафанаил под смоковницей молился и говорил примерно следующее: " Господи, даждь нам Мессию, даждь нам Спасителя! " – и Господь в тот момент это провидел. И потому Нафанаил спрашивает: Почему ты знаешь Меня? Словно Господь, как говорится, " застал его на месте совершения дела " , то есть распознал его в самом таинственном и самом важном моменте его жизни. И Христос ничего ему не навязал, но божественно нежно и с любовью нашел, встретил и обратил. Поэтому Нафанаил с благоговением и любовью, восторженно воскликнул: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! (Ин.1:49) Итак, Бог знает человека, однако не желает навязывать Себя человеку, но ждет его и встречает, преображает его, когда и сам человек откроется для встречи с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/163/...

Люди, видя, что апостолы чужды всякой напыщенности, живут без пищи, бледны, ходят с обнаженными ногами в сандалиях и одеты только в хитоны, а между тем изливают богодухновенное слово и совершают хвалы Богу вечером, утром и в полдень и подают исцеления, изумлялись и не хотели отходить от них. Между тем каждодневно прибавлялись верующие Господу, множество мужчин и женщин. Андрей повелел ученикам наставлять их, а сам с двумя учениками ходил по окрестным местам, посещая тех, кои не могли прийти к нему. Огласив их в продолжении многих дней, крестили их в большом множестве. Уверовали и крестились многие и из начальствующих; ибо в то время цари Тиверий, Гаий и Клавдий не возбраняли этого; уверовали также и многие из благородных женщин и иудеянок. Крестив их во имя Отца и Сына и Святого Духа, апостол освятил алтарь и храм святой Богородицы, который доселе видят все; из них же рукоположил он пресвитеров и диаконов. И была великая радость в городе том, ибо апостол причастил верующих Божественных Тайн Христовых, сообщил им литургию и правило псалмопения, заповедал собираться вечером и утром, преклонять колена на восток и в таком положении молиться, петь псалтирь Давида, петь прочих пророков и не внимать эллинским басням, но поучаться в законе Моисеевом и соблюдать постановления апостолов. Поступая так и уча, Андрей привел ко Христу многие города и села. Оставив Амисос, апостол пришел в Трапезунт, город лазикийский. Здешние люди глупы и несмысленны как скоты. Отправившись отсюда, он пошел в Иверию, и, просвещая многих на пути подле моря, прибыл в Иерусалим по причине Пасхи. После Пятидесятницы Петр, Андрей, Иоанн Заведеев, Филипп, из двенадцати, и Варфоломей удалились в верхнюю Фригию. Филипп пришел в Антиохию сирскую. Но Петр остался и вместе с Павлом рукоположил Маркиана и Панкратия в епископов Сицилии. Прочие, разошедшись, обходили города средиземные. Филипп, из двенадцати, и Варфоломей остались в верхней Фригии и Писидии, а Андрей и Иоанн пребывали и учили в Ефесе. Господь сказал Андрею: «Иди в Вифинию; куда бы ты ни пошел, Я с тобою; тебя ожидает Скифия».

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

Апостолы, однако, оставались в Иерусалиме. Рассеяние верующих из Иерусалима послужило на пользу Церкви, так как они сделались распространителями Христова учения во всех тех местах, через которые проходили из Иерусалима или в которых поселялись на жительство. Одни из них проповедовали в Иудее и Самарии, другие же прошли с проповедью Евангелия даже до Финикии, Кипра и Антиохии; впрочем, все они распространяли учение Христово только между иудеями, самарянами и пришельцами правды 10 . Так, один из семи диаконов, Филипп, пришел в Самарию и проповедовал жителям ее о Христе. Свои слова он подтверждал чудесами, изгоняя нечистых духов из одержимых ими и исцеляя расслабленных и хромых. «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса». Следствием проповеди Филиппа было то, что многие из са­марян крестились; между прочими крестился некий Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне уверовали во Христа, послали к ним Петра и Иоанна, чтобы низвести на них Святого Духа. Петр и Иоанн, пришедши в Самарию, возложили на новокрещенных руки, и они получили благодатные дары Святого Духа. Симон волхв, видя, что чрез возложение апостолами рук подается Дух Святой, предложил им деньги с просьбою дать и ему такую же власть низводить Святого Духа. Симон крестился не по убеждению, а с тайною целью получить возможность творить чудеса, чтобы еще более изумлять народ, почему и обратился к апостолам с такой просьбой; как маг он считал апостолов своими собратьями, только более его искусными. Апостол Петр ответил ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия». На возвратном пути в Иерусалим апостолы Петр и Иоанн прошли с проповедью Евангелия по многим Самарийским селениям, а диакон Филипп, по указанию ангела, отправился на дорогу из Иерусалима в Газу и, встретивши здесь одного вельможу эфиопской царицы, приезжавшего в Иерусалим на поклонение и возвращавшегося домой (очевидно, последний был пришельцем правды), обратил его ко Христу и крестил 11 . В это же время один из 70-ти учеников Спасителя, Анания, пришел в Сирию и положил начало Церкви в Дамаске. Вообще, при посредстве рассеявшихся из Иерусалима верующих христианские общины появились на пространстве всей Палестины и отчасти в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спросим же Павла, на каком основании он так богословствует, так славословит и ставит Сына впереди Отца, не по порядку, не по силе, но на словах. Почему сначала он вспомнил Сына, а потом Отца. Пусть говорит Павел в свое оправдание и в назидание Церкви. «Я ничего не говорю от себя, Христос чрез меня изрекает свои догматы: вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (2 Кор. 13:3). Христос говорит чрез меня, не требуй оправдания владычнего гласа, не придирайся. Но ты не можешь представить себе, чтобы Христос мог так говорить чрез меня? Послушай же, как Он сам собственными устами говорит о Себе. Ведь если бы имена Святой Троицы подлежали порядку и названное первым было бы первым и по силе, второе — являлось бы вторым в силу подчинения, а третье — было бы третьим как более слабое, то Спаситель — сама Истина, конечно, не нарушил бы в Своем слове истины. Как же, в таком случае, Спаситель вспоминает сначала о Себе, а потом уже об Отце? Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Так как Отец в обычном порядке предшествует Сыну, говорят дети еретиков, и на этом основании хотят представить Сына по отношению к Отцу в положении наместника царского, то нужно спросить их: осмелится ли наместник подобным образом выразиться о царе: я и царь приказываем»? 3. От того, что бывает среди нас, перенесись мыслью к тому, что выше нас. Может ли создание поставить себя выше Создателя? Сотворенное существо, как вы говорите, дерзнуло ли бы сказать, сопричисляя себя к Тому, Кто несравнимо выше его: придем к нему и обитель у него сотворим ? Потому–то, с одной стороны, Он показал различие имен: Я и Отец , а с другой равночестность действия. Так и в другой раз, когда апостол Филипп говорит: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин. 14:8), Спаситель отвечает: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп (ст. 9). Ответ идет в разрез с вопросом. Ведь не о Тебе я спрашивал? Я сказал: покажи нам Отца , а Он говорит: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп .

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. 39. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. 40. А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию. Евнух же сказал: точнее – отвещав же евнух сказал Филиппу. Вероятно, Филипп, сев на колесницу с евнухом, снова предложил ему в том или другом виде вопрос о понимании им читаемого, или же дееписатель передает только сущность разговора, не упоминая о вопросе Филиппа, на который евнух отвечал также вопросом. Как бы то ни было, только в вопросе евнуха ясно выразилось, что он действительно не понимает как следует прочитанного и – что он не знаком был даже с мнением о сем раввинов, относивших это место к Мессии (хотя не к Иисусу), ибо предполагает возможным, что пророк говорит здесь о себе самом. – Отверз уста свои: некоторая торжественность речи (ср. Мф.5:2 ) для указания особенной важности благовестия Филиппова евнуху о Христе, хотя речи благовестника евнуху дееписатель и не передает. – Начав от сего Писания и пр.: изъяснение прочитанного места послужило для Филиппа только началом благовествования о Христе. По изъяснении он благовествовал евнуху о Иисусе, т.е. как о Мессии, о Его делах, учении и событиях Его жизни, одним словом преподал ему евангельскую историю, вероятно, в главнейших ее частях, указав и то, что нужно для того, чтобы быть Его последователем, ибо евнух знает, что нужно креститься (ст. 36). Они приехали к воде: по вероятным изысканиям одного из путешественников (Робинзон, II, 749), это было между Елевферополем (Бейт-Ибрин) и Газой. Точно, впрочем, определить место затруднительно. – Что препятствует и пр.: евнух так убедился благовествованием Филиппа о Христе Иисусе и так возгорелась душа его желанием соделаться Его последователем, что при виде воды он тотчас выражает желание креститься, если нет препятствий к тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Когда вся вселенная была помрачена тьмою языческого многобожия и люди покланялись твари, а не Творцу, — в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну 4 ], и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну. Единый истинный бог, желая просветить мир светом Своего познания и наставить заблудших людей на истинный путь, послал во все земли святых Своих учеников и Апостолов проповедовать Евангелие всем людям. Двое из Апостолов — святой Иоанн Богослов и св. Филипп, — придя один в Ефес 5 ], а другой в Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в Ефесе находился чудный храм и идол известной языческой богини Артемиды 6 ]. Вооружившись духовным мечом, — словом Божиим, на служителей и поклонников сей богини, св. Иоанн Богослов победил их: силою имени Христова он разрушил храм и превратил в прах идола, и чрез сие привел весь город ко святой вере. После разрушения идола Артемиды, св. Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, св. Апостолу Филиппу; там же находились в то время св. Апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними св. Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертвы, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю. Ставши на некотором месте, называемом «Херотопа», они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что сие место будет посещать Воевода небесных сил, св. архистратиг Михаил, и что здесь будут совершаться чудеса. Всё сие вскоре и сбылось. Когда св. Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а св. Апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, — тогда на том месте, по пророчеству святого Апостола, появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания: «Пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым» 7 ] (Ис.35:6-8.). К сему источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из сего источника исцелялись от своих недугов и многие, получив здравие, крестились во имя Св. Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010