Можно, ибо слова сии были обращены к Апостолам, а не ко всем христианам. Сам Господь, Иисус Христос именовал родителей людей отцами, говоря: «Кто любит отца, или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). Поэтому и св. ап. Павел писал в послании к Коринфянам: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4, 15 ). В чем состоит главное значение пастырей Церкви для верующих? Главное значение пастырей Церкви состоит в том, что они преподают людям учение веры и благодатные дары св. Духа, без которых ни один человек собственными силами не может достигнуть спасения. ( Рим. 7, 18–24 ). Как называются те священные действия, в которых через пастырей Церкви подаются благодатные дары св. Духа? Они называются таинствами. Откуда заимствовано наименование – таинство? Оно заимствовано из слова Божия. Так св. Апостол Павел писал в послании к Коринфянам: «Каждый должен разуметь нас, как... домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4, 1 ). Какие суть таинства? Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение. III. Таинство крещения. Как учит Слово Божие о таинстве крещения. Посылая учеников Своих на проповедь , Спаситель сказал: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и св. Духа» ( Мф. 28, 19 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16, 17 ). Как совершается в Церкви таинство крещения? Оно совершается по Господню установлению во имя Отца, и Сына, и св. Духа через троекратное погружение крещаемого в воду. Откуда заимствован обычай погружать крещаемых в воду? Обычай этот установлен на основании слов Самого Спасителя: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). А нельзя ли в словах Спасителя разуметь под водой воду духовную, например учение Господне ( Ин. 4, 10 )? Нет, нельзя, ибо тогда не было бы различения: от воды и Духа... да и сами апостолы, которым Господь «отверз ум к уразумению писаний» ( Лк. 24, 45 ) разумели под водой крещения воду действительную, в которой и крестили верующих. В книге Деяний повествуется о крещении апостолом Филиппом Евнуха: «Они приехали к воде; и Евнух сказал: вот вода что препятствует мне креститься?... и сошли оба в воду, Филипп и Евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух святой сошел на Евнуха» ( Деян. 8, 36–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые? " ( Рим.6:19 ). Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» ( Иез.36:31 ). Отвращением наполнен я к грехам моим, но – и грехами этими я наполнен... Как я – обитель греха – предстану пред Тобой, Судия мой? Как – если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему? «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс.56:8, 107:2 ). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста. Не постави мне в вину грехов моих – вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего... Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец! Чти в четверток пятыя седмицы на утрени. Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. егоже краестрочие 216 : Ты преподобная Марие помогай 217 . Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления. Как повествует Синаксарь 218 , житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием 219 тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят». Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона ( Прем.7:27 ), друзей Господа и пророков» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Невозможно человеку собственными усилиями познать Богооткровенные истины, без обращения к Священному Преданию, без обращения к святым, через которых Дух Святой наставляет ищущих эти истины. Живой пример – евнух, встречающийся нам в Книге Деяний святых апостолов, когда он на вопрос апостола Филиппа: разумеешь ли, что читаешь? – ответил: как могу разуметь, если кто не наставит меня? После просьбы евнуха разъяснить ему строки Писания Филипп отверз уста свои и... благовествовал ему о Иисусе (ср.: Деян.8:30, 31, 35 ). Кто знает, может, если бы евнух не обратился к Филиппу за разъяснением из Предания, то так и остался бы того мнения, что Исаия, пророчествовавший о Христе как об овце, ведомой на заклание, говорит о себе (см.: Деян.8:26–40 ). Это подчёркивает мысль апостола, оберегающего христиан от разделений, которые могут возникнуть при уклонении от Священного Предания в предания человеческие, те, которые не имеют духовного начала, благодатных даров, но основаны на немощных человеческих соображениях и потому могут ввести человека в заблуждение. Главная мысль, которую стремится донести до нас апостол, говоря о Священном Предании и Священном Писании , – это неуклонное следование им, стойкость, что не позволит исказить в нас здравое учение. Из самого Священного Писания видна эта цепочка хранения Предания. Христос слова, данные Богом Отцом, передаёт апостолам (и всем христианам): слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно ( Ин.17:8 ). Далее апостолы передают Христово учение верным людям: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). Здесь отметим ещё один важный момент: под способными научить других надо понимать святых отцов, чрез которых Предание также было засвидетельствовано от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго ( Евр.2:4 ). «В наибольшей мере постигли смысл Писания святые люди, поэтому важно обращать внимание на их произведения. В наследии святых разъяснены все тонкости духовной жизни» 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несколько раз в Евангелии мы слышим свидетельство Бога-Отца о Христе, что «Сей есть Сын Его Возлюбленный». 45 Но вот Христос говорит, что все, творящие волю Отца, возлюблены Отцом в той же мере, как Он Сам: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их... И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им... и да познает мир... что Ты... возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою... И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Ин.17:20–26 ). Апостол Филипп сказал Христу: «Покажи нам Отца», и Господь ему ответил: «видевший Меня видел Отца» (смотри Ин.14:8–9 ). Но из. совокупности слов Св. Писания, исходя из других его [помимо процитированных выше] текстов, можно также справедливо заключить, что видевший Христа видел себя самого – каковым он предопределен быть но предвечному замыслу Отца, «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» ( Еф.1:4–6 ). Путь единства В эпоху Вселенских соборов великие учителя Церкви, ставя перед собой цель привести своих современников к более совершенному познанию Откровения триединого Божества, прибегали к различным аналогиям, взятым из видимого мира или духовного устроения человека. Таким образом они старались победить отсутствие понимания Откровения у тех, для кого учение о трех Ипостасях, несводимых одна к другой, представлялось противоречащим догматическому положению об абсолютном единстве Бога. Однако метод аналогического объяснения тайн Божественного Бытия содержит некоторые неудобства, которые порой не только не облегчают, но, напротив, затрудняют понимание догмата, ибо во всем тварном космосе нет ничего, что было бы в достаточной мере аналогичным триединству Божества. У отцов мы находим аналогию с солнцем, которое светит и в то же время согревает; аналогию с триединством человеческих душевных сил: ум понимается как образ Бога Отца, слово – образ Сына – Логоса, и дыхание ( πνευ’μα) как жизненная сила – образ Духа Святого. Все сии уподобления не в состоянии адекватно выразить тайну Божественного Бытия, ибо в Божественном триединстве Слово и Дух являются не Энергиями Отца-Ума, но Ипостасями. Именно таким образом должно понимать образ Бога в человеке: то есть человечество, будучи единым по своей сущности, состоит из множества ипостасей, каждая из которых к конечном итоге предопределена вместить в себя всю полноту Богочеловеческого бытия, 46 и явиться не просто как некая часть природы, а как полнота человеческого бытия; другими словами, стать человеком универсальным. И сие полностью реализуется не иначе, как в Церкви и Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Но нужно было трогаться в путь, и все провожали апостола Павла до корабля. Зашумели волны, надулись паруса, и корабль отплыл в Кос, Родос, а оттуда в Патару. Дальше этот корабль не шел, и путникам надо было искать для дальнейшего плавания новый. Удачно найдя корабль, идущий в Финикию, путешественники взошли на него и через несколько дней, без всяких уже остановок, прибыли в город Тир, в Сирии. Здесь корабль начал разгрузку. Павел со своими спутниками сошел на берег и, где пешком, где снова морем, направился в Кесарию, намереваясь оттуда пройти в Иерусалим. Местные христиане всюду радушно встречали его, но предупреждали, что в Иерусалиме ждут новые преследования и, быть может, тюрьма. В Кесарии он встретил Филиппа, благовестника, одного из семи диаконов, и тот пригласил его к себе гостить. Павел согласился и довольно долго отдыхал в семье Филиппа. Между тем, из Иудеи пришел некто пророк Агав. Взяв пояс Павлов, он связал им себе руки и ноги и сказал: «Так говорит Дух Святой–мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников». Тогда Филипп и все верующие стали уговаривать Павла не ходить в Иерусалим. Но он сказал в ответ: «Что вы плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». И немедленно отправился в Иерусалим. С ним пошли также некоторые ученики из Кесарии, которые провожали его до самого города (21:8–15). 16. Апостол Павел в Иерусалиме ( Деян. 21:17; 23:31 ) Иерусалимские христиане радушно встретили Павла. На другой же день по прибытии, он сделал подробный доклад апостолу Иакову и пресвитерам церкви о своем третьем путешествии в языческие страны. Выслушав доклад Павла, собравшиеся христиане прославили Бога за великий успех проповеди Евангелия среди язычников, но в то же время предупредили Павла, что иерусалимские иудеи возмущены тем, что он повсюду якобы учил иудеев, живущих среди язычников, отступлению от закона Моисея, и что самого Павла они считают изменником отеческих преданий. Тем более, сказали они, что здесь в Иерусалиме есть тысячи уверовавших во Христа иудеев, которые продолжают оставаться «ревнителями закона». Собрание посоветовало Павлу, дабы рассеять вражду неверующих иудеев, совершить обряд очищения по обычаю назореев. Павел охотно на это согласился, тем более, что это вполне согласовалось с его давнишним желанием.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ну, и апостолы Христовы. Все они типы разных людей и разных человеческих характеров. Андрей, Иаков и Симон Зилот - типы людей, которые не говорят, а делают. Петр - тип людей, которые быстро воодушевляются на всякое добро, но столь же быстро устрашаются всякой напасти. Юный Иоанн - молчаливый, как и брат его Иаков, но прямолинейный и последовательный до конца. Он стоит и перед Крестом своего Учителя, невзирая на угрозу смертельной опасности. Филипп - тип открытого и общительного человека. Через него хотели некие эллины войти в общение с Иисусом [ 14 ]. Он приводит Нафанаила ко Господу. Его [Филиппа] [ 15 ] Господь спрашивал: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? - то есть пять тысяч людей (см.: Ин. 6 , 5). При последней беседе Иисусовой он задал вопрос: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас [ 16 ]. Фома - тип человека неустрашимого, но реалистичного. Когда Господь услышал о смерти Лазаревой, Он сразу распорядился идти из Галилеи, куда они только что пришли, в Иерусалим, где смертельная ловушка очевидно была Ему уже приготовлена; тогда сказал Фома перед лицом перепуганных учеников: пойдем и мы умрем с ним [ 17 ]. А когда ему сказали, что Иисус воскрес, он не хотел верить: если не увижу, говорит, на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его [ 18 ]. А когда воскресший Победитель смерти явился во второй раз и Фома уверился, тогда он воскликнул: Господь мой и Бог мой! [ 19 ] Апостол Фома был и остается типом храброго реалиста. Иуда Искариотский - типичный предатель Бога, душИ, духа и всего идеального и возвышенного. Материалист и сребролюбец. Был он кем-то наподобие кассира в святой дружине апостольской: носил ковчежец для пожертвований, из которого крал и присваивал себе. Лицемерно притворялся он приятелем нищих, но все знали, что он вор (см.: Ин. 12 , 4-6). За тридцать сребреников предал он Господа своего еврейским старейшинам, которые были то же, что он. Сотник римский из Капернаума и жена-хананеянка представляют тех язычников, что имели крепкую веру в силу Христову. Ради такой их веры Господь исцелил больного слугу сотника, а у хананеянки - сошедшую с ума дочь [ 20 ]. И в наше время нередко случается, что нехристиане сильнее веруют в христианские святыни, приносят своих болящих в монастыри, где по вере получают исцеление быстрее и чаще, чем многие христиане со слабой верой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Об упомянутом Гамалиилом Февде подробнее рассказывает Иосиф Флавий: «Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собой все имущество и пойти за ним, Февдой, к реке Иордан. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем. Остервенившись, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим». Синедрион не внял голосу мудрого Гамалиила и начал преследовать учеников Христа, подвергая их арестам, избиениям и наконец отважившись на преступное даже по законам Римской империи убийство святого Стефана – одного из семи диаконов, поставленных незадолго до этого апостолами для того, чтобы они несли попечение о столах, раздавали хлеб и иное потребное для жизни нуждающимся братьям и сестрам. Обращаясь к своим судьям из синедриона, священномученик Стефан сказал: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 7: 51–52). Умирая, мученик просил Господа простить убийц: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). За убийством первомученика Стефана последовала ожесточенная кампания преследования учеников Христовых: «В те дни произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян. 8: 1). Апостол Филипп проповедовал Евангелие в Самарии и потом по повелению Божию отправился на дорогу, которая вела из Иерусалима в Газу. На этой дороге он встретил «ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии, царицы ефиопской, хранителя всех сокровищ ее» (Деян. 8: 27), и тот принял от апостола крещение, предварительно исповедав веру в то, что «Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8: 37). Так Церковь вышла за пределы иудейской общины и за границы Святой Земли. Проповедь о Христе зазвучала в городах Финикии и Сирии. В Антиохии ученики Спасителя впервые стали называться христианами.

http://pravoslavie.ru/34553.html

по P. X.), либо вскоре после его второго путешествия в Коринф, но однозначно раньше Послания к римлянам. Поводом для него послужили махинации иудействующих, которые подрывали апостольский авторитет Павла и склоняли его учеников отказаться от Евангелия свободно источаемой благодати в пользу ложного евангелия рабства закону, настаивая на обрезании в качестве условия оправдания и полноправного членства в церкви. Это Apologia pro vita sua – оправдание своей жизни и своего учения. Апостол отстаивает свое независимое апостольство ( Гал. 1:1 – 2:14 ) и свое учение ( Гал. 2:15 – 4:31 ) и завершает послание призывом стоять в христианской свободе, но не злоупотреблять ею и проявлять веру в святой жизни ( Гал. 5 – 6 ). Это послание ясно и красочно описывает разногласия между апостолами–евреями и апостолами–язычниками – разногласия, забытые древней ортодоксией, которая замечает только согласие, и преувеличенные современными скептиками, которые видят только разногласия. Широкими, уверенными штрихами Послание к галатам излагает суть будущего конфликта, который время от времени вновь возникает в истории разных церквей и ярче всего виден в противостоянии католицизма, следующего за Петром, и протестантизма, идущего за Павлом. Временное столкновение двух главных апостолов в Антиохии является прообразом сражений Реформации. В то же время Послание к галатам носит примирительный характер и предлагает ключ к окончательному разрешению всех споров о богословии и обрядах. «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал. 5:6 ). «Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию» ( Гал. 6:16 ). Стержневая идея : евангельская свобода. Ключевые слова : «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал. 5:1 ). Человек оправдывается не «делами закона», а только верою в Иисуса Христа ( Гал. 2:16 ). «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:19–20 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал. 3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Спустя четыре года по вознесении Иисуса Христа, апостолы в Иерусалиме узнали, что один из упомянутых семи диаконов Филипп крестил Самарян, а так как он, не имея высшей степени священства, не мог преподать им Св. Духа, то апостолы послали в Самарию Петра и Иоанна, и они, пришедши туда и помолившись, возложили руки на новокрещенных, и сошел на них Дух Божий. Итак апостолы, по общему соглашению, посылают Петра и Иоанна, и в Самарии как Петр, так и Иоанн возлагают руки и оба низводят Святого Духа; различия в действиях между тем и другим нет. Спустя 18 лет по вознесении Иисуса Христа, вследствие возникшего между христианами вопроса: как принимать в Церковь язычников, обрезывать ли их, как иудеев, или крестить без обрезания, составляется великий собор из апостолов и пресвитеров в Иерусалиме. После долгих рассуждений решено было принимать язычников в Церковь без обрезания, и послание христианам из язычников с определением собора написано от всего собора: угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Вообще в Писаниях Нового Завета не только нет названий апостола Петра князем апостолов, наместником Иисуса Христа, видимой главой Церкви, но ясно видно, что и другие апостолы имели в Церкви ту же власть, какая ему дана, и всюду говорится об апостолах как равных по власти, хотя некоторые из них, в том числе и Петр, имели по способностям и другим качествам преимущества пред другими; об Иоанне говорится, что его Христос любил особенно. Если допустить, что апостол Петр передал после смерти главенство над всей Церковью римскому епископу; то апостолы, пережившие Петра, были подчинены преемникам его римским епископам, что не сообразно. Поскольку Иоанн Богослов прожил после кончины Петра более 30 лет; то он находился под властью трех пап Льва, Анаклета и Климента; далее, выходит, что один папа по власти выше всех 11 апостолов, равно и апостола Павла, ибо те не имели такой власти над всей Церковью, какую присваивает себе папа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Тринадцатое мое слово А что ты писал о девстве и о браке, то ты не о том писал, о чем я тебя спрашивал. Я тебя спрашивал о том, как вы относитесь к девству, браку и блуду, а не о том, что ты писал. А что ты написал, так об этом пишет Иоанн Богослов в своем первом послании: «Всякий, верующий в Господа Иисуса Христа воплотившегося и свидетельствующий , в нем пребывать должен». Как он поступал, так и нам поступать . А у Христа жены не было, и все апостолы жен не имели. А что у Петра были теща и жена, так это до последования Христу. Когда же он последовал за Христом, то чистоту хранил, и теща ему была как мать, а жена – как сестра. Также и Филипп, из семи дьяконов, который имел четырех дочерей, пророчиц. Когда он не следовал Христу, тогда и родил их, когда же Христу последовал, тогда пребывал в чистоте. И дочери его с мужской твердостью хранили девство, сподобились пророческого дара и слово Божье вместе с апостолами проповедовали. Что же до мироносиц, то не все ли они девству последовали? произошло не только с мужского пола, но и женского. Двояким может быть пребывание в христианстве, девственным и обычным. Давшим обет девства подобает отказаться от брака и от мяса, не из брезгливости, но ради воздержания. Тем же, кто не давал обета девства, если и будут причастны браку и мясу, то нет им запрещения, если заповеди Христовы сохранят, ибо не одинаковы заповеди для иноков и мирян. А о тех, кто дал обет девства и не сохраняет заповеди , пишет апостол Петр: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться от преданной им святой заповеди. Случилось с ними по истинной притче: пес, возвращающийся на свою блевотину, и вымытая свинья – в кал и грязь». Господь наш Иисус Христос говорит о девстве и о браке: «Потому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут оба одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Ибо что Бог сочетал, того человек да не разлучит». И снова: «Если кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует». Это о браке. О девстве же евангелист Матфей пишет так: «Говорят ему ученики его: если такова обязаность человека к жене, то лучше не жениться. Сказал им Иисус: не все вмещают слово сие, но те, кому дано. Есть скопцы, которые такими родились из материнского чрева, и есть скопцы, которые оскоплены людьми, и есть скопцы, которые оскопили себя сами ради Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010