8) Откуда из св. Писания видно, что святым угодникам и Ангелам должно покланяться и прославлять их? Из примеров верующих Ветхого и Нового Заветов. Иисус Навин при виде Ангела «пал лицем своим на землю и поклонился» (Иис. Нав. 5:14–15 ). Поклонялись Ангелам родители Сампсона, – Маной и жена его ( Суд. 13:20 ), Давид и старейшины ero ( 1Пар. 21:16 ), пророки Валаам и Даниил ( Чис. 22:31 . Дан. 10:9–10 ) и другие. Святым угодникам тоже покланялись: Авдий и пятидесятник царя Охозии поклонились пророку Илии ( 3Цар. 18:7 . 4Цар. 1:13 ); ему же поклонились до земли «Сыны пророков» ( 4Цар. 2:15 ); Сунамитянка поклонилась пророку Елисею, воскресившему ее сына ( 4Цар. 4:37 ); Навуходоносор поклонился пророку Даниилу ( Дан. 2:46 ), а темничный страж – ап. Павлу и Силе ( Деян. 16:29 ). И Ангелов и святых мы всегда должны прославлять и ублажать в своих молитвах, как «друзей» Божиих: «Отдавайте, учит ап. Павел, всякому должное... кому честь, – честь» ( Рим. 13:7 ). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак. 5:10–11 ). «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). Кто не чтит и не прославляет Ангелов и святых, тот оскорбляет Самого Друга их, – Господа нашего Иисуса Христа и Отца Его Небесного: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, Меня принимает, а кто принимает Меня, принимаег Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф. 10:40–41 ). О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов учили многие святые отцы и учители Церкви первых и последующих ее веков. Св. Ерм , муж апостольский, учит, что Ангелы наблюдают над всем миром и Церковию, и над жизнью каждого человека, которого они сопровождают и в загробную жизнь. Св. Иустин Мученик пишет: «Мы чтим как Отца правды, так и пришедшего от Него Сына... Вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены» . 6

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вот все двенадцать заповедей, которые дал мне Ангел-пастырь, – заключает Ерм . – Выслушав их, я сказал ему: «Прекрасные правила, но есть ли человек, который мог бы исполнить их, как следует?» На это Ангел отвечал мне: «Прими их сердцем в простоте, без размышления, – и не встретишь в исполнении их никакого затруднения. Но если станешь раскладывать в уме своем: можно ли и как выполнить то или другое, и нельзя ли как-нибудь освободиться из-под этого ига, – подкрадется враг, вложит расслабление в сердце твое и сделает тебя неспособным ни к какому добру. Но что много говорить! Знай, что если не исполнишь сего, – нет тебе спасения; нет спасения ни тебе, ни детям твоим, ни семейству твоему». Сказав это, Ангел изменился в лице своем и сделался таким страшным, что я не знаю, был бы кто-нибудь в состоянии вынести взор его в эту минуту. Я испугался. Ангел, видя мое смущение, начал говорить со мной кротко, а лицо стало таким, что могло влить отраду в мое сердце: «Как это думаешь и говоришь ты? Разве ты забыл всемогущество Божие! Возможно ли, чтобы Тот, Кто все покорил под ноги твои, не дал тебе сил исполнять заповеди Его? Знай же, что кто имеет всегда Бога в сердце своем, тот легко исполнит заповеди эти. Кто же имеет Его только на конце языка своего, тот падет под тяжестью их, считая их невыполнимыми». Я заметил на это: «Кто не просит у Бога сил, чтобы исполнять святые заповеди Его? Но враг силен: он искушает рабов Божиих и держит их в своей власти». «Нет, – отвечал мне на это Ангел, – враг не имеет никакой власти над рабами Божиими. Тех, кто верует в Бога от всего сердца своего, он может искушать, но не властвовать над ними. Встань против него с мужеством, и он убежит от тебя». На этом кончились наставления Ангела, изложенные во второй книге св. Ерма . «Со своей стороны не осмеливаемся прибавить что-либо ко всему этому!» – говорит ученик апостолов, муж апостольский. И в самом деле, к чему тут вялое слово наше? Одно только скажем: как утешительно знать, что и в наше время говорят то же, что говорили при апостолах и непосредственно после апостолов, и что, следовательно, в продолжение стольких веков в Церкви Божией слышалось неизменно одно и то же слово истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Однажды я видел, братья, следующее видение. После того, как я много раз постился и молил Господа, чтобы Он дал мне откровение, которое обещал показать мне через ту старицу, ночью явилась мне старица и сказала мне: «так как ты очень просишь и желаешь знать все, то приходи на поле, куда хочешь, и около шестого часа 477 явлюсь тебе, и покажу, что нужно тебе видеть». Я спросил ее: «На какое место поля прийти мне?» Она говорит «Где хочешь». И я избрал место прекрасное, уединенное. Но прежде, нежели начал я говорить и успел сказать ей место, она говорит мне: «Приду, куда желаешь». Итак, братья, явился я на поле, заметил часы, и пришел к месту, куда назначил ей прийти. И вижу я поставленную скамью; на ней была льняная подушка, и над нею простерта парусина. Видя такие приготовления, между тем, как никого нет на месте, я изумился, волосы у меня поднялись, и как бы ужас объял меня от того, что я был один. Но прийдя в себя и, вспомнив славу Божию, я ободрился и, преклонив колена, исповедал Богу свои грехи, как и прежде. Вот пришла сюда старица с шестью юношами, которых я прежде видел, и ставши позади меня слушала, как я молился и исповедал Богу грехи свои. И коснувшись меня, она сказала: «Перестань молиться только о грехах своих; молись и о правде, чтобы часть из нее получил ты для дома своего». Подняв меня с места и взяв за руку, она привела меня к скамейке, и сказала тем юношам: «Идите и стройте». По отходе юношей, когда мы остались одни, она говорит мне: «Садись здесь». Я говорю ей: «Госпожа, пусть прежде сядут пресвитеры». «Я тебе говорю, – сказала она, – садись». И когда я хотел было сесть по правую сторону, она не позволила, но рукою показала, чтобы садился я по левую сторону. Когда я задумался и опечалился, что не позволила сесть мне по правую сторону, она говорит мне: «Что печалишься, Ерм ? Место по правую сторону принадлежит тем, которые уже угодили Богу и пострадали за имя Его. У тебя многого недостает для того, чтобы сидеть с ними. Но пребудь в простоте своей, как теперь пребываешь, и будешь сидеть с ними, равно как и все, которые будут творить дела их, и претерпят то, что они претерпели».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

По прошествии многих лет я увидел ее, узнал и полюбил, как сестру. Через несколько времени, видя, что она купается в реке Тибре, я подал ей руку и вывел ее из реки. Смотря на ее красоту, я думал в своем сердце, говоря; «… счастлив бы я был, если бы имел жену такую же лицом и нравом». Только это одно, и ничего более я не подумал. Спустя несколько времени я шел с такими мыслями 455 , и прославлял творение Божие, помышляя, как величественно оно и прекрасно. Во время прогулки я заснул, и дух восхитил меня и понес 456 направо через какое-то место, по которому человек не мог ходить. Место это было скалисто, круто и непроходимо от вод. Миновав его я пришел к равнине, и, преклонив колена, начал молиться Господу и исповедовать грехи свои. И в то время как молился я, отверзлось небо, и вижу ту женщину, которую пожелал себе; она приветствует меня с неба и говорит: «Здравствуй, Ерм ». Взглянув на нее, говорю ей: «Госпожа, что ты здесь делаешь?» Она отвечает мне: «Я взята сюда, чтобы обличить перед Господом грехи твои». «Госпожа, – говорю я, – ужели ты меня будешь обвинять?» «Нет, – говорит она, – но выслушай слова, которые хочу сказать тебе. Бог, живущий на небесах, сотворивший из ничего все сущее, и умноживший ради святой Церкви Своей, гневается на тебя за то, что ты согрешил против меня». Я говорю в ответ ей: «Госпожа, если я согрешил против тебя, то каким образом? Где, или когда я сказал тебе какое-нибудь дурное слово? Не всегда ли я уважал тебя как госпожу, не всегда ли я почитал тебя, как сестру 457 ? Что же наговариваешь на меня столь дурное?» Тогда она, улыбаясь, говорит мне: «В сердце твоем возникло нечистое пожелание. Ужели не думаешь, что для человека праведного порочное дело и то, если в сердце его возникнет худое пожелание? Это – грех для него, и притом тяжкий. Ибо человек праведный и помышляет праведное. И, когда он помышляет праведное и неуклонно к тому стремится, то имеет на небесах благоволение Господа во всяком деле. Те же, которые помышляют нечестивое в сердцах своих, навлекают на себя смерть и плен; особенно те, которые любят настоящий век, роскошествуют в богатстве своем и не ожидают благ будущих: гибнут души их.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Об этом же несколько веков спустя и у преподобного Иоанна Дамаскина: «должно поклоняться знамению Христа. Ибо всякий раз как где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы то случилось, не должно поклоняться. И так, всему тому, что посящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Самому Ему» . О тождественности Христа и Его знака здесь говорит и сам текст данного пассажа. В большинстве сохранившихся греческих манускриптов здесь стоит Χριστου, тогда как в большинстве латинских crucis (то есть σταυρου).   – необходимость даров Духа Божия для последователей Мессии В крещальной традиции апостольского века крещение принимают для прощения грехов, чтобы потом иметь доступ к дарам Святого Духа. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа (Деян. 2.38). Так же мыслит и Ерм. В контексте «Пастыря», принявшие «печать Сына Божия» должны принять и «дары Духа». «А кто, господин, эти девы?» «Это, – говорит, – святые духи; человек не может войти в царство Божие, если они не облекут его в свою одежду. Ибо никакой пользы не будет тебе, если примешь имя Сына Божия, и вместе не примешь от них одежды. (…) Принявшие эти дары Духа, (…) укрепились и были в числе рабов Божиих» . Здесь прямое свидетельство о древней практике Таинства Миропомазания (или подтверждения даров – конфирмации).   – новозаветное прочтение знака Яхве и Его Мессии Итак, печать Бога согласно книгам Ветхого Завета должна выглядеть как знак Иезекииля «тав», сообщать человеческое имя Месии и говорить о победе Яхве. В откровении Иоанна Богослова знак Яхве тождественен знаку Мессии. Они употребляются в парном сочетании как образ спасения, единства и промыслительности над миром самого Бога. «Я есть (Алеф) и (Тав) начало и конец…» (Ап. 21.6), что в переводе на греческий передано как «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Ап. 22.13).

http://bogoslov.ru/article/4431673

Об этом же несколько веков спустя и у преподобного Иоанна Дамаскина: “должно поклоняться знамению Христа. Ибо всякий раз как где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы то слу­чилось, не должно поклоняться. И так всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Самому Ему” . О тождественности Христа и Его знака здесь говорит и сам текст данного пассажа. В большинстве сохранившихся греческих манускриптов здесь стоит Cristoà, тогда как в большинстве латинских crucis (то есть stauroà). Необходимость даров Духа Божия для последователей Мессии В крещальной традиции апостольского века крещение прини­мают для прощения грехов, чтобы потом иметь доступ к дарам Святого Духа. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян 2:38). Так же мыслит и Ерм. В контексте “Пастыря” принявшие “печать Сына Божия” должны принять и “дары Духа”. “А кто, господин, эти девы?”. “Это, — говорит, — святые духи; человек не может войти в царство Божие, если они не облекут его в свою одежду. Ибо никакой пользы не будет тебе, если примешь имя Сына Божия, и вместе не примешь от них одежды Принявшие эти дары Духа укрепились и были в числе рабов Божиих” . Здесь прямое свидетельство о древней практике таинства Миропомазания (или подтверждения даров — конфирмации). Новозаветное прочтение знака Яхве и Его Мессии Итак, печать Бога согласно книгам Ветхого Завета должна выглядеть как знак Иезекииля “тав”, сообщать человеческое имя Мес­сии и говорить о победе Яхве. В откровении Иоанна Богослова знак Яхве тождественен знаку Мессии. Они употребляются в парном сочетании как образ спасения, единства и промыслительности над миром Самого Бога. Я есмь Альфа (Алеф) и Омега (Тав), начало и конец… (Откр 21:6), что передано также как Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (Откр 22:13).

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

Во время молитвы «небеса раскрылись» , и Ерму явилась его названная сестра. Ерм был изумлен внезапным появлением предмета своих мыслей, но девушка предупредила его, сказав, что появилась здесь, чтобы обличить грехи Ерма. Ерм удивился еще сильнее: неужели же его названная сестра будет его обвинительницей? На что девушка ответила, что обвинять не будет и что Ерм согрешил против нее. Ерм тут же принялся вспоминать, как и когда он обидел ее, и не мог ничего вспомнить. Он почти возмутился. Девушка кротко отвечала, что всякая праздная мысль в праведном человеке приравнивается ко греху . Затем видение раскрыло Ерму вину того, кто по видимости ведет праведную жизнь, а в душе стремится к наслаждениям и слабоволен. Видение обличает двоедушие Ерма и небрежность его в отношении близких ему людей. Затем небеса снова «закрылись». Ерм остался в бесконечной скорби и ужасе оттого, что даже мысль, которая с точки зрения обычного человека не была греховной, перед Богом является грехом. Он захотел узнать, как можно искупить этот грех. Тогда Ерму предстало новое видение, видение Церкви в виде пожилой женщины, и подтвердило то, что говорила его названная сестра. Ерм не придал значения возникшему в его сердце помыслу, который может вырасти в греховное действие незаметно для самого человека. Как на тонком прозрачном стекле особенно заметен отпечаток пальца, так на чистом сердце заметен каждый помысел, он уродует сердце сильнее грязи и не сочетается с той жизнью, которую ведет Ерм . Далее видение Церкви раскрывает Ерму его вину перед Богом в отношении его близких и вину его близких. Оказывается, чрезмерная снисходительность Ерма оказалась причиной того, что дети его выбрали праздный и разгульный образ жизни, ведь отец вовремя не вразумил их. И за то, что дети Ерма ведут себя как язычники, сам Ерм подавлен мирскими делами. Предположительно, Ерм занимался торговлей и потерпел серьезную финансовую неудачу. Господь посещает Ерма дважды в рассказанном видении. Сначала как Обличитель : посылает в видении Ерму его названную сестру.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

(гл. 9.) В заключение всего таинственная женщина произнесла перед Ермом речь о покаянии, обращенную ко всем верующим, и поручила ему передать виденное им всем. И затем женщина скрылась. Ерм при прощании (гл. 10.) с нею спросил ее, почему она являлась ему в трех различных видах, в первом видении очень старою и сидящею на кафедре, во втором лицо ее было юное, хотя тело и волосы старческие, и она уже стояла, а не сидела, а в третьем видении она была еще моложе и с прекрасным лицом, только волосы имела старческие, была весела и сидела на (глл. 1113.) скамейке. Сама женщина не объяснила ему этого, а объяснил явившийся ему юноша. Постепенное изменение и переход таинственной женщины от старости к молодости означает постепенное нравственное исправление и обновление духа верующих, вследствие покаяния. Будет время, когда нравственно одряхлевшие и состарившиеся от грехов своих снова станут юными и окрепнут, если искренно, от всего своего сердца покаются. Наконец, в четвертом видении Ерму представлено было, посредством совершенного над ним чуда, доказательство истинности всего открытого ему прежде, и дано было верующим новое сильное побуждение к покаянию, указанием на страшное бедствие, которое ожидает их в скором времени; под образом зверя Ерм увидел скоро имеющее быть гонение на христиан. Спустя 20 дней после третьего видения, (Вид. IV, гл. I.) Ерм прогуливался в одном уединенном месте, в молитвенном настроении духа, как вдруг он услышал голос: «не сомневайся Ерм», прошел немного и увидел огромный столб пыли, поднимающийся до неба; оказалось, что пыль эта была от огромного животного, которое шло на встречу Ерму, и из уст которого выходила огненная саранча. Зверь подступал с такою силою, что при нападении мог бы, казались, разрушить город. Но приблизившись к Ерму, он упал на землю и не шевелился, так что Ерм прошел мимо его невредимым. Зверь имел на своей голове четыре цвета: черный, красный или кровавый, золотистый и белый. Пройдя немного дальше, Ерм встретил прекрасную деву, одетую как невеста, (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

И вот как-то раз, весьма утешенный винным утешением, потихоньку накурившийся паршивых сигарет под прикрытием огромной елки, увидел — вдалеке, внизу, по тропинке отец Ерм идет. Идет отец Ерм , и идет первый настоящий снег. Спрятался Дионисий за своей елкой, а соблазн велик. Стал лепить снежки — ладные такие, крепкие получились, приятно в руке их держать. Глянул опять, как отец Ерм идет внизу, приближается, раздетый, в одной легкой ряске, и только вокруг шеи длинный по ветру шарф. И вдруг как кинет в него снежок. Потом другой, третий. Тот вскинулся, остановился, оглядывается: кто это? Что? Как? А снежки ему в плечо, в грудь… — Я не замечаю грязи на ваших ботинках, отец Ерм ! — стал кричать Дионисий. Тот начал пятиться, уворачиваться, закрываться рукой, а Дионисий все лепит новые и кидает, кидает в него. Весело. Дух захватывает. Как в детстве. Кидает и кидает. Вышел из-за елки, стоит во весь рост. Словно вызывает отца Ерма на снежный бой. Будто вот–вот — прямо сейчас отец Ерм тоже скатает кругленький снежок и пальнет в Дионисия. Но — нет: отец Ерм кричит что-то, грозит, а Дионисий хохочет. Всего отца Ерма снегом закидал, и тот, в конце концов, убежал, сдался. Тогда Дионисий сел прямо в снег, посидел–посидел и заплакал. Так сидел и повторял себе: — Дюдя! Дюдя и есть! «Древо, коренящееся в аду»! А мне вся эта история с Нэнси, можно сказать, придала весу. Вышла я абсолютно сухонькой из этой мутной воды. Даже на фоне Дионисия выросла в глазах отца Ерма. Он предпочел забыть, что видел меня с гавайцами — тогда, в сумерках, в яблоневом саду. Как-то раз он сказал мне по большому секрету: — Я собираюсь отделиться от монастыря и построить свой собственный скит. Там будет все строго по канонам. Это будет настоящий образцовый миссионерский скит. Мы будем, наконец, объединять Церкви. И вам там будет уготовано место! Сидите, пишите, сочиняйте! А через два месяца в Москве мне позвонил какой-то американец и сказал, что привез из Америки посылку. Мы встретились, и он протянул мне сверток. Там было платье из змеиной кожи и черная бархатная накидка, — дар Нэнси. Я все хотела их куда-нибудь надеть, но получалось что-то слишком уж экстравагантно, не для моей жизни. Ну а кроме того — казалось, что на мне этот наряд слишком уж вызывающе и надрывно кричал на все четыре стороны о грехопадении первых людей. Женское священство

http://azbyka.ru/fiction/mene-tekel-fare...

Для того чтобы эта проповедь при легкомыслии и при сомнении некоторых о близости окончания времени (Vis. III, 4) действительно произвела могущественное впечатление, прежде всего должно быть поставлено вне всякого сомнения главнейшее побуждение к покаянию – скорое окончание Церкви. По человеческому соображению это событие могло быть только вероятным, совершенно же достоверным становится только чрез Божественное откровение. И вот Ерм, для которого главное дело – покаяние и обращение грешников, передает свое твердое убеждение о близости конца мира как высшее откровение. Чтобы объяснить возможность этого, Ерм представляет план Божественного домостроительства Церкви, в котором принимают столь сильное участие ангелы, и наглядно показывает, как в этот видимый мир постоянно для блага людей нисходят из мира невидимого служебные духи, назначенные Самим Богом для того, чтобы чрез их влияния возводить человека к христианскому совершенству. Впрочем, элементы для подробнейшего раскрытия своих созерцаний в апокалиптической форме Ерм уже находил в библейских откровениях пророка Даниила и Иоанна Богослова, особенно же в Третьей (по Вульгате – Четвертой) книге Ездры. С последним апокрифическим сочинением книга «Пастырь» имеет много сходства как по господствующему в ней нравоучительному направлению, так и по развитию целого и подробностей. У Ездры поводом к вышним научениям служат также грехи и преступления народа, как в книге «Пастырь» – грехи Ерма и его семейства; там наставления преподаются ангелом Уриилом (глава 4-я), как здесь – пастырем, ангелом покаяния, и к ним Ездра и Ерм относятся одинаково страдательно, предлагая только вопросы и получая ответы. Ездра упрекается за излишние вопросы и нетерпеливое любопытство (4, 7), как и здесь Ерм (Sim. IX, 14). Ездра получает видение на ложе (III, 1), как Ерм (Mand., prolog), или на горе Ориве (II, 33), как Ерм на горе в Аркадии (Sim. IX, 1; ср. Sim. V, 1), Ездра приглашается идти на поле Ардаф (IX, 26), подобно и Ерм призывается в поле (Vis.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010