Что же касается лица автора, об этом разногласят мнения новейших ученых и даже показания древнейших церковных писателей. По мнению одних, писатель «Пастыря» есть тот Ерм , о котором упоминает апостол Павел в послании к римским христианам в числе приветствуемых им лиц. Это мнение впервые высказал Ориген в своем толковании на Послание к Римлянам (XVI, 14). «Я думаю, – говорит он, – что этот Ерм есть писатель той книги, которая называется Пастырь». Подобнымм образом Евсевий говорит: «В конце Послания к Римлянам апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга “Пастырь”». О том же мнении свидетельствует Иероним: «Ерм, о котором упоминает апостол Павел в своем Послании к Римлянам, есть, как говорят, автор книги, называемой “Пастырь”». На таком основании книга «Пастырь» была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В Ватиканском кодексе XIV века (3848) читается: «Конец книги “Пастырь”, ученика святого апостола Павла». Другое мнение сохранилось из древности в найденном Мураторием отрывке, относимом к 170 году (Credner. ZurGeschichtedesKanons, 93). Здесь неизвестный писатель говорит: «Книгу Пастырь очень недавно в наши времена написал (conscripsit) в городе Риме Ерм , тогда как кафедру Церкви города Рима занимал брат его епископ Пий; поэтому должно ее читать, но она не может быть предлагаема народу в церковном собрании, ни считаться в числе писаний пророческих и апостольских. (Гефеле и Дрессель в пролегом.). С этим показанием согласны стихи, помещенные под именем Тертуллиана в III книге гл. 3 против Маркиона; не упоминаем о позднейших более или менее искаженных повторениях того же мнения,      напр., в Liber pontificalis и др. (См. у Гефеле). Таким образом, писателем Пастыря представляется не апостольский Ерм , но позднейший – брат Римского епископа Пия (около 142–157). Последнее мнение весьма тщательно было защищаемо католическим ученым Гефеле, который думает, что книга Пастырь направлена против монтанской секты, хвалившейся своими пророчествами и откровениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ПАСТЫРЬ, КНИГА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Пастырь " , произведение ранней христианской литературы. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию , но не вошла в окончательный канон Священного Писания. Авторство Климент Александрийский , Ориген , Евсевий , а вслед за ними и большинство новейших ученых приписывают авторство римскому христианину конца I в. Ерму , упоминаемому апостолом Павлом в послании к римлянам (XVI, 14). Некоторые считают этого Ерма за одно лицо с Ермом , одним из семидесяти апостолов; но ввиду того, что апостол Ерм был епископом в Филиппополе , представляется вероятным, что лицо, упоминаемое в послании к римлянам, — автор " Пастыря " , — был другой Ерм , замученный в Риме языческой чернью в самом начале II в. Есть мнение, что автором " Пастыря " был не Ерм, ученик апостола Павла, а живший позже (около 142-157 гг.) брат римского епископа Пия I , Ермий. Другие думают, что Ермий лишь перевел " Пастыря " с греческого на латинский или " переработал и дополнил " творение Ерма. Содержание В самом " Пастыре " о его авторе сообщается, что он жил в Риме , во время папы Климента († в 101 г.), был сначала богат, занимался мирскими делами (по-видимому, торговлей), причем не всегда соблюдал правду, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и за то был наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах этого постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен о том в ряде бывших ему видений. Эти наставления и видения, записанные Ермом, и составляют содержание книги " Пастырь " . По форме изложения " Пастырь " Ерма принадлежит к числу апокалиптических произведений древней литературы; ближайшим образцом для него послужила III-я книга Ездры .

http://drevo-info.ru/articles/4310.html

Но Бог не отвернулся от Ерма, утешил и обнадежил страдальца в Своих Откровениях. На некоторое время он был поручен блюстительству особого Ангела, который преподал ему ряд спасительных увещеваний. Дабы исполнить Божественный замысел, Ерм должен был изгнать из памяти обиды на семью, преобразить свою личную жизнь. Его жена должна была стать для него как сестра: отныне им надлежало жить в мире и воздержании. Детям предписывалось выслушать слова наставления. Это давало им шанс к покаянию и исправлению. Исходя из того, что развитие сюжетной линии «Пастыря», тесно привязано к Риму, да и Откровения, данные Ерму, в ближайшую очередь предназначались именно для римских христиан, с большой долей уверенности можно считать, что местом жительства Ерма был Рим (что не противоречит суждению о его греческом происхождении). Согласно повествованию, Ерм не принадлежал к числу церковного клира. Между тем именно через него Бог озвучил ряд требований для Римской Церкви и прочих христианских общин. Среди положительных качеств автора Пастыря выделяется простодушие, доброта, простота. Как следует из содержания «Пастыря», ко времени написания этого произведения Церковь во многом утратила первоначальную (как бы детскую, юношескую) чистоту, отчего Ерм созерцал её в образе старицы. Охлаждение к вере, чрезмерные дисциплинарные и нравственные послабления, вот основные черты того духовного одряхления верующих, против которых, ссылаясь на Откровения Божьи, должен был выступить Ерм. Судя по всему миссия удалась. Как во времена Ерма, так и после, и в наши дни книга «Пастырь» почитается Церковью не просто как душеполезная, но как одно из лучших назидательных религиозно-нравственных пособий. Тропарь апостолу Ерму, глас 3 Апостоле святый Ермие,/моли Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолу Ерму, глас 4 Яко звезда, возсиял еси вселенней,/светом просияв солнца, блаженне,/всесветлаго Павла,/мира просвещшаго концы,//сего ради тя чтим, Ермие. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Ермие,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси//во благовестии Христове. Тропарь Собора 70-ти апостолов, глас 3 Кондак Собора 70-ти апостолов, глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Erm/

735 Из таких указаний должно заключить, что книга «Пастырь» явилась не ранее времени императора Траяна, в конце I или, вероятнее, в начале II столетия христианства. Что же касается лица автора, об этом разногласят мнения новейших ученых и даже показания древнейших церковных писателей. По мнению одних, писатель «Пастыря» есть тот Ерм , о котором упоминает апостол Павел в послании к римским христианам в числе приветствуемых им лиц. Это мнение впервые высказал Ориген в своем толковании на Послание к Римлянам (16,14) [Explanat. in epist. ad Rom.]. «Я думаю, говорит он, – что этот Ерм есть писатель той книги, которая называется «Пастырь«». Подобным образом Евсевий говорит: «В конце Послания к Римлянам апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга «Пастырь»». 736 О том же мнении свидетельствует Иероним 737 : « Ерм , о котором упоминает апостол Павел в своем Послании к Римлянам, есть, как говорят, автор книги, называемой «Пастырь " ». На таком основании книга «Пастырь» была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В Ватиканском кодексе XIV века (3848) читается: «Конец книги «Пастырь», ученика святого апостола Павла». 738 Другое мнение сохранилось из древности в найденном Мураторием отрывке, относимом к 170 году. 739 Но такому мнению о происхождении книги «Пастырь» от позднейшего Ерма противоречит то уважение, каким она пользовалась в первое время. В самом отрывке Мураториевом содержится указание, хотя не прямое, что то сочинение было уже довольно распространено и получило немаловажное значение среди христиан, так что показалось нужным устранить возможное или уже действительное смешение его с каноническими книгами Священного Писания . Ириней, путешествовавший в Рим в 178 году, и Климент Александрийский ссылаются на слова книги «Пастырь» как на слова Писания, боговдохновенные, что заставляет предполагать и у них мнение о писателе книги, подобное высказанному Оригеном . Нельзя утверждать, чтобы вопрос, которого касается книга «Пастырь», есть ли покаяние для падших после крещения, был в первый раз возбужден только Монтаном; он; естественно, должен был явиться, как скоро явились падшие, и почему не мог быть так или иначе решаем в конце I или в начале II века? Притом трудно допустить, чтобы предполагаемый у Гефеле благочестивый обман (fraus pia) с ясными напоминаниями о церковной жизни почти апостольского времени мог быть так смело употреблен позднейшим Ермом в противодействие монтанизму; и в таком случае полемическое отношение к этому противоиерархическому движению, без сомнения, явственнее и резче проникало бы все сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Позднее Ерм подробнее раскрывает весь путь падения многих христиан–современников и дает советы, как исправиться. В первых же Видениях ему лишь кратко и сжато раскрыто было падение как его собственное и его семьи, так и окружающих, и поручено призвать к покаянию и приготовить всех к наступающему гонению. Истинное покаяние могло, по словам Ерма, предотвратить грозившее бедствие. Во всяком случае покаяние делало христиан способными перенести его с пользою. Ерму явился ужасный зверь. Ангел ему поясняет: «Зверь есть образ грядущей великой напасти. Поэтому если приготовите себя и от всего сердца покаетесь перед Господом, то можете избежать ее… Те, которые пребудут тверды (в грозившей напасти) и будут искушены ими, очистятся. И, как золото оставляет нечистоту свою (через огонь), так и вы — оставьте всякую скорбь и печаль (житейские) и очиститесь и будьте годны для здания башни» (строящегося на протяжении веков здания Церкви — Царствия Божия, которое было также показано в видении Ерму) . Впечатление от первых видений Ерма таково, что нечистота, которая накопилась в семьях в течение тридцати лет мирной жизни после смерти Апостолов, даже в среде выдающихся христиан, как Ерм, собрала над Римскою Церковью грозную тучу очистительного гнева Божия. Призыв к покаянию, который получил Ерм в своих видениях, должен был или отвратить это наказание, или хотя бы сделать христиан способными с пользою перенести его. Больше всего заботят Ерма разбогатевшие христиане, им угрожает наибольшая опасность — тем, «которые любят настоящий век, роскошествуют в богатстве своем и не ожидают благ будущих: гибнут души их» (Видение первое). Действительно, богатым всего труднее, вероятно, было перенести гонение Домициана: ссылки, конфискацию и т. п. Домициановские меры борьбы больнее всего отражались на богатых. Об этом предупреждала Ерма старица–Церковь: «Когда придет гонение, то ради богатств своих и попечений отрицаются (они) Господа» (там же). МАЛОАЗИЙСКИЕ ЦЕРКВИ (60–160 ГОДЫ) Мы видели по предыдущему, что никому, кажется, Апостол Павел не отдал столько сил и любви, сколько Церквам Малой Азии и особенно Ефесской Церкви. «Три года день и ночь непрестанно со слезами учил» он ее (по собственному признанию), не пропуская ничего ей полезного. Три года работал он в Ефесе Господу «со всяким смиренномудрием и многими слезами», не упуская возвещать «всю волю Божию». На любовь отвечая любовью, с немалым плачем провожали его ефесяне, падали к нему на шею, целовали его, провожая его в последний раз (Деян. 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

апостол Ерм . Один из семидесяти Апостолов. Упомянут в Послании апостола Павла к римлянам (16:14). Родом был грек, но долго жил в Риме. Был епископом в Филиппополе и мученически скончал свою жизнь. Составил весьма поучительную книгу «Пастырь», написанную по откровениям, полученным от Ангела Божия. Ерм был богатым человеком, но за свои грехи и за грехи своих сыновей впал в крайнюю бедность. Однажды на молитве явился ему муж в белом одеянии с посохом в руке и сообщил ему, что он Ангел покаяния, посланный сопровождать его до конца жизни. И дал ему Ангел 12 заповедей: 1) веровать в Бога; 2) жить в простоте и невинности, никого не обижать и подавать милостыню всякому просящему; 3) любить истину и избегать лжи; 4) хранить целомудрие в помыслах; 5) учиться терпению и великодушию; 6) знать, что к каждому человеку приставлен один Ангел и один бес; 7) бояться Бога и не бояться диавола; 8) творить всякое добро и воздерживаться от любого злого дела; 9) молиться Богу из глубины души с верой [в то], что молитва будет услышана; 10) оберегаться от печали как сестры сомнения и гнева; 11) испытывать истинные и ложные пророчества; 12) блюсти себя от всякого злого пожелания [намерения]. 2. Св. мученик Ермий . Состарился на царской военной службе и на закате дней пострадал за Царя Христа. Злой судья, тщетно отвращая его от Христовой веры и напрасно увещевая принести жертвы идолам, приказал камнями выбить ему зубы и ножом содрать кожу с лица. После этого его бросили в раскаленную печь, но он, хранимый Божией благодатью, остался в ней живым. Затем выпил он самый сильный яд, который, по повелению судьи, вручил ему некий волхв, но эта отрава ему нисколько не повредила. Увидев это, волхв настолько был изумлен, что во всеуслышание исповедал Христа, за что тотчас был обезглавлен. Потом Ермию выкололи оба глаза, но он, не жалея об этом, крикнул судье: «Возьми себе эти телесные очи, взирающие на суету міра; есть у меня очи сердца, которыми ясно вижу я свет истинный». После этого, связав Ермию ноги, его повесили вниз головой, но те, кто это сделал, ослепли и беспомощно метались вокруг него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И долго после семитический элемент в Церкви создавал ереси христологические. «Эвиониты... не принимают в свою душу верою соединения Бога и человека», – жалуется святитель Ириней Лионский . Древний мир немало учил о Слове, о Логосе, но не мог сказать: «Слово плоть бысть» ( Ин.1:14 ). Иудей был деистом. Эллин, рассуждая о Логосе, впадал в пантеизм. Не вышел из этих двух крайностей и александрийский синкретизм. В учении о Логосе началась новая эпоха. Философия подчинилась богословию. Воплотившийся Логос стал обитать в мире, в людях. Но ответ Христа не окончился. Он Сам сказал о том значении, которое будет иметь для человечества воплощение Сына Божия. «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ). Имя твое – Камень, и исповеданное тобою воплощение будет тоже камнем, на котором создана будет Моя Церковь . О камне пророчествовал Исаия, пророчествовал Давид. В свете этих пророчеств апостолы могли легко понять слова Христовы. Апостолы и усвоили хорошо Его слова. И апостол Петр, и апостол Павел Самого Христа называют Камнем. Христос – тот Камень, на котором создана Церковь . Но что значит создать Церковь на Христе? Многие святые отцы говорят, что Церковь создана на исповедании Петра, на вере Петра. Что это значит? Как можно что-нибудь создать на теоретическом исповедании какой-нибудь истины? Ведь создается новая жизнь человечества, создается новое человечество. Теоретической истиной новая жизнь и новая тварь не создаются. Христос есть основание Церкви в том именно смысле, в каком Он исповедан апостолом Петром. А Петр исповедал воплощение Сына Божия. Воплотившийся Сын Божий и стал основанием Церкви. Исповедание Петра может быть названо основанием Церкви по своему объективному значению, по своему содержанию, потому что в нем исповедан факт воплощения Бога. Не идея воплощения, но самый факт воплощения лежит в основании Церкви. Церковь – как бы непосредственное продолжение воплощения, как и здание может быть названо продолжением фундамента. Ерм видел Церковь строящейся башней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   Святой апостол Андрей Первозванный, брат апостола Петра, проповедовал по берегам Черного моря, ходил по реке Днепру и в пределы нашего отечества, благословил киевские горы, водрузил на них крест и предрек будущее просвещение России Христианскою верою. В Византии рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии, претерпел мученическую смерть.    О трудах прочих апостолов сохранились немногие и неясные сведения: апостол Филипп проповедовал в Греции, Аравии и Египте, апостолы Варфоломей и Фома проповедовали в Парфии и Индии, Матфий в Египте и Эфиопии, Иаков Алфеев в Сирии и Египте, и все приняли за Господа Иисуса Христа мученическую кончину.    Труды проповеди святые апостолы делили со своими учениками, каковы были, например, у апостола Павла – Тимофей, Силуан, Лука, Тит, Епафрас, Аристарх и другие, у апостола Петра – Марк, у Андрея – Стахий. Некоторые из них были поставлены епископами для того, чтобы они довершили недоконченное и поставили по всем городам вверенных им областей пресвитеров. Таким образом, святые апостолы еще при своей жизни приготовили себе преемников и продолжателей своего великого дела. Некоторые из ближайших учеников апостольских оставили нам письменные памятники и начинают собою ряд отцов и учителей Церкви. Таковы Варнава, спутник и сотрудник апостола Павла, Дионисий Ареопагит, Климент Римский и Ерм – ученики того же апостола, Игнатий Богоносец. Поликарп, епископ Смирнский, Папий, епископ Иерапольский, – ученики апостола Иоанна Богослова. Они называются мужами апостольскими и в особенности почитаются свидетелями апостольского предания, так как сами лично видели и слышали апостолов. Обстоятельства, благоприятствовавшие распространению христианства    Распространению христианства благоприятствовало соединение многих народов в одной Римской империи. При этом торговля и другие сношения пролагали иногда особенные пути для проповедников веры. Торговля в то время в особенности процветала в приморских и других больших городах Малой Азии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Несомненно, существует еще широкое поле деятельности для археологических исследований, связанных с содержанием этой богодухновенной книги. Раскопки, которые будут вестись в будущем в местах, где находились семь Церквей Апокалипсиса, еще расскажут нам о многом, что связано с духовной и материальной культурой общества, нашедшего отражение в этой важнейшей, с богословской, религиозной и исторической точек зрения, книге Нового Завета. 752   Находки, касающиеся Посланий апостола Павла   Мы не располагаем большим количеством археологического материала, касающегося содержания Посланий апостола Павла, однако то немногое, что мы имеем, представляет большой научный интерес. 1. Как–то раз, лет сто назад, один крестьянин, перекапывая свой огород. расположенными неподалеку от римской Аппиевой дороги, наткнулся на каменные плиты, покрывавшие большой склеп, на котором была обнаружена следующая надпись: «Крипта для членов семьи кесаря». Существуют свидетельства, что первые погребения в этом склепе относятся к периоду жизни Христа, а последнее – ко времени до 66 г. по Р. X. Известно, что апостол Павел заканчивает Послание к Филиппийцам, написанное им в Риме, приветствиями, которые он передает от верующих Римской Церкви, а наипаче от тех, кто из Кесарева дома ( Флп. 4, 22 ). На основании этого мы можем сделать вывод, что некоторые из Кесарева дома были христианами. Археологи, которые вели раскопки на территории склепа, обнаруженного крестьянином, с большим интересом отмечали, что они неоднократно сталкивались с именами, известными по Посланию к Римлянам апостола Павла ( Рим. 16, 1–23 ) и что некоторые из этих имен встречались в то время вовсе не так часто. Указывались, например, такие имена, как Трифена, Трифоса, Урбан (Урван), Стахий, Ерм , Филолог, Патров и Юлия. С тех пор были открыты и другие подобные захоронения, которые получили в науке название «колумбарии» («голубятни»), так как по виду они похожи на голубиные гнезда. В «колумбариях» были найдены погребальные урны и других аристократических семейств (в основном языческих). В надписях на них встречались те же имена, которые упоминает апостол Павел в последней главе Послания к Римлянам. Среди прочих там были имена Амплия и Урбана, упоминавшиеся вместе с именем Апеллеса. Эти погребения были чуть более поздними, но не настолько, чтобы это исключало возможность знакомства апостола Павла с этими людьми. 753

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Должно заметить, что послание ап. Павла к Римлянам есть ответ на настойчивые убеждения христиан римских, чувствовавших потребность устройства своего в правильную Церковь и которые обратились для этого к Павлу, потому что почти все они его знали лично. Ответ Павла был доставлен им Фивою, диакониссой Церкви Кенхрейской. Местность эта находилась близь Коринфа и считалась его пристанью. Павел называет благочестивую Фиву сестрой и рекомендует ее Римлянам. 487 Между ними находилась тогда Прискилла, сокращенно названная Присклою, и муж её Акила, сотрудники Павловы в Асии, у которых он жил в Коринфе и в Ефесе, и оставившие город этот, чтобы возвратиться в Рим. Дом их в Риме был местом собраний; Епенет, первый из обратившихся к Христу в Асии, Мариам, много потрудившаяся для христиан римских, Андроник и Юлия, сродники Павловы, прежде его самого уверовавшие и которые были вместе с ним в темнице; Амплий, которого Апостол называет возлюбленным своим о Господе, Урбан, сотрудник его, Стахий ему любезный, и Апеллес, ученик испытанный во Христе. Христиане эти собирались в доме Прискиллы и Акилы. Другие собирались в доме Аристовула. 488 Павел их приветствует и в числе их называет сродника своего Иродиона. Третье общество христиан собиралось в доме Наркисса. 489 Между ними Апостол называет Трифену и Трифосу, трудившихся о Господе; женщину Персиду, именуя ее возлюбленной и много потрудившуюся о Господе, Руфа избранного о Господе и матерь его, которую Павел называет также своей. Четвертое общество составляли Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий и еще другие. 490 Наконец Павел называет пятое общество, где, между прочими из святых, были: Филолог, Юлия, Нирея с сестрой и Олимпана. 491 Можно предполагать, что первые христиане римские намеренно собирались в различных домах, чтобы не возбудить подозрения врагов. Они до того были осторожны, что прочие Иудеи, родом из Палестины, жившие в Риме, даже не знали, что они были христианами, 492 так что, четыре года спустя, когда Павел прибыл в Рим, то последние даже не слыхали о Евангелии, ни о самом Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010