Здесь он должен был работать как для настоящего облегчения подданных, так и для будущей возможности восстановить самостоятельность и независимость государства. От его тогдашних соображений и уменья вести дела с татарами почти решительно зависела будущая судьба России» 308 . Не пренебрег он воспользоваться хорошо ему известною жадностью варваров: и он сам, и по его поручению русские князья, особенно сыновья Василька Константиновича, Борис и Глеб, часто путешествовали с богатыми дарами то в Кипчакскую Орду, то в Великую Монголию к верховному хану и его министрам, то к Улавчию 309 . Один из братьев, Глеб Василькович, даже женился в Монголии, вероятно на какой-нибудь монгольской княжне, принявшей христианство, надеясь «сим брачным союзом доставить некоторые выгоды утесненному отечеству» 310 . Главное внимание Александра, кажется, было устремлено на то, чтобы как можно более расположить в свою пользу тех лиц, которым было поручено исполнение ханских указов, но, судя по продолжительности и трудности хлопот, по многочисленности поездок в Орду, можно полагать, что монголы долго не сдавались, настаивая на строгом применении ханских указов. Предварительные переговоры, по словам наших летописей, тянулись в течение двух лет, а по монгольским известиям – четыре года, от 1253–1257 годов, что гораздо вероятнее. Каждый шаг вперед в разрешении поднятых вопросов стоил дорого. Уступки делались постепенно. Не зная содержания самых переговоров, мы можем делать только более или менее вероятные догадки. Рассчитывая на корыстолюбие монголов, Александр мог внушать им, что естественные богатства России велики, трудолюбивое население может воспользоваться ими, чтобы угодить своим повелителям и богатыми данями заслужить их милостивое покровительство. Но для этого не следует доводить народ до отчаяния, не следует нарушать привычного течения его жизни какими бы то ни было нововведениями, оскорблять его веру, необходимо оставить управление в руках князей, которые сжились с народом и которым он привык повиноваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Тяжело жилось в то время русскому человеку; с трудом оправляясь от татарского погрома, он должен был еще и дань платить тем же татарам. Хорошо еще, когда сборщики были милостивы, не требовали многого и, в случае если нечем было платить, соглашались обождать. Но было часто и так, что татары ходили по селам, забирали должников и беспощадно били их палками, допытываясь, не спрятали ли они своего имущества. Вот как говориться в одной народной песне о том, как лютые хищники собирали дань. Брали дани, невыходы, Царские невыплаты С князей по сто рублей, С бояр — по пятидесяти, У кого денег нет, У того дитя возьмут. У кого дитяти нет, У того жену возьмут, У кого жены-то нет, Того самого головою возьмут. Когда притеснения становились уж очень невыносимы, когда не хватало сил терпеть насилие поганых, поднимался народ, избивал своих притеснителей и прогонял сборщиков. Случилось это и при кн. Александре. Какой-то монах, в угоду одному сборщику-мусульманину, отрекся от Христа и начал ругаться над своей прежней верой. Народ не мог стерпеть его скверных речей и убил вероотступника. Это было сигналом к тому, что по всем городам Суздальской и Ростовской земли загудели колокола, призывая народ бить татар. Духовенство и князья убеждали народ образумиться, не навлекать ханского гнева, но их никто не слушал. Русскому человеку вспомнились все притеснения и насилия татар, он взял топор и вилы и решил отомстить своим обидчикам. Он даже не думал о том, что ему же от этого будет хуже. Узнает хан, что его людей избили, пошлет на Русь свои полчища и вновь разорит и пожжет все. Так и вышло. Хан, узнав о восстании на Руси, страшно разгневался и решил жестоко наказать русских. До 300 тысяч войска готовы были броситься на Русь, чтобы в конец разорить ее. Но в это время Великий князь Александр приехал в ханскую ставку. Он бросил все свои дела и прибыл к хану только для того, чтобы вымолить прощение своему народу, “отмолить людей своих от беды.” Ехать к хану, когда тот пылал яростью, значило самому идти на смерть. Александр Невский и решил собой пожертвовать, но спасти Русь от разорения. Больше года пробыл он в Орде, умоляя хана простить неразумный народ. Много пришлось испытать и горестей и унижений, много подарков пришлось раздать приближенным хана, чтобы они склонили его на милость. Труд Александра не был напрасен. Хан простил русских.

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

И. В. Сталин. 24-ая годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции. Доклад на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организяциями г. Москвы 6 ноября 1941 года//И. Сталин. О Великой Отечественной Войне Советского Союза. Издание пятое. М., 1946. С. 27 В.И. Дашичев. Стратегия Гитлера: путь к катастрофе. Исторические очерки, документы и материалы. М., Наука, 2005. Т. 2. Док. 141. Бордюгов Г.А. Чрезвычайный век Российской истории: Четыре фрагмента. СПб., Дмитрий Буланин, 2004. С. 96-138. Там же. С. 111. Это особенно познавательно будет прочесть тем, кто утверждает, что «ожесточение» немцев началось лишь тогда, когда они столкнулись с партизанской войной. Там же. С. 132 Там же. С. 128-129 Там же. С. 106 Там же. С. 120 http://ef.1939-1945.net/b001_011_2.shtml Бордюгов Г.А. Чрезвычайный век Российской истории: Четыре фрагмента… С. 120 скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 28 ноября 2020, 23:23 " Не было более лживого государства, чем Советский Союз? " Вам сколько лет, Дмитрий? Ваши рассуждения говорят о Вас как о человеке очень незрелом, но крайне самоуверенном. Как правило это свойственно молодости. Взрослейте, мудрейте, больше читайте,сравнивайте и анализируйте. И не делайте поспешных выводов. А статья очень достойная. Побольше бы таких. Александр Брянский 13 августа 2013, 16:24 Легче договориться с голодным тигром, чем с сытым бараном... 39-й год это подтвердил.Стратегически Сталин подготовил СССР к большой войне, вспомните его речь о преодолении технологической отсталости за 10 лет в 1929г. " или нас сомнут " ,вот за это десятилентие был построен огромный промышленный потенциал, благодаря которому вытянули войну. Анна 6 мая 2013, 16:20 такому " умному " , " продвинутому " Дмитрию, который видимо читал " великих " историков " Никулина и Астафьева вопрос - а что Вы тут делаете? Вам Победа русского и советского народа покоя не дает? и еще момент - не нам судить, что сказал бы святой благоверный князь Александр Невский о Сталине, но вот сомнения в том, что приличных слов о " перестройщиках " , которые самозабвенно разваливали кормившую их страну, у него не нашлось бы, не возникнет ни у кого, у Вас скорее всего тоже..

http://pravoslavie.ru/47197.html

Начальники и негодяи «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак»… Когда появилась эта, признаемся, не лучшая из русских поговорок? Кто обиженный, униженный, недовольный, затаившийся в оскорблённости своей придумал её в недобрый час? А в том, что она имеет конкретное авторство, у меня сомнений нет. Так называемые народные песни, сказки, пословицы и поговорки названы так лишь потому, что средой их бытования является, прежде всего, народная речь. Но это никак не обозначение авторства, как пытались порой уверить нас ещё несколько десятилетий назад. Автор всегда один: и у притчи, и у песни, и у анекдота, которым поначалу в России называли просто занятные истории. И если плод его творчества удачен, он принимается народом и потихоньку шлифуется, превращаясь из алмаза в бриллиант, передаваясь из уст в уста. Но изначально необходим тот самый алмаз! Добыть его опять же под силу лишь талантливым, одарённым людям. Не случайно Сергей Есенин любил говаривать о том, что если бы он не был грамотен, стихи его наверняка стали бы считать народными. Так вот, привычное слово начальник, как оказалось, значило поначалу вовсе не то, что теперь. И было оно наполнено высоким смыслом. Вспомним, начальником был прежде тот, кто шёл впереди войска, когда оно вступало в битву, принимая на себя самые сокрушительные удары противника. И никогда не тот, кто, привычно прячась за спинами своих подчинённых, списывает на них все неудачи общего дела. Не забывая при случае отметить собственные «выдающиеся достоинства». Для автора этих строк удивительными русскими начальниками на все времена были и остаются прежде святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской. Вспомним, князь Димитрий, герой великой Куликовской битвы, находился в авангарде своего войска и получил множество тяжёлых ранений. А потому по прошествии восьми с небольшим лет и отошёл к Богу, будучи ещё молодым человеком, по причине всё тех же тяжёлых ран, полученных им в кровавой сече при Непрядве. Подлинные русские начальники, которых мы называем военачальниками, – это Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, адмиралы Павел Нахимов и Фёдор Ушаков, прославленный ныне Церковью, Барклай де Толли и князь Багратион и многие, многие другие, известные нам по истории или неизвестные (что случается чаще), но хорошо известные Господу.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Население города было самое разнородное: там толпились представители всех народов, порабощенных монголами, встречались и европейцы: французы, немцы и др., которые служили за жалованье. Монголы пользовались их знанием ремесел и художеств. Разноязычный говор слышался всюду. В разных местах столицы виднелись христианские храмы католиков и православных, в которых свободно совершалось богослужение, мечети, языческие кумирни. Громадный и богато украшенный дворец хана находился за городом. Там принимались посольства из разных стран и народов. Хан принимал послов, восседая с одной из своих жен на возвышении, украшенном массой золота и серебра и множеством драгоценных камней. Обилие всевозможных украшений можно было видеть и на вельможах, разъезжавших на богато убранных конях. Вельможи ежедневно меняли одежды: в один день появлялись в многоценных белых, на другой день – в красных, на третий – в голубых, на четвертый блистали тканями, шитыми золотом. У коней узда, нагрудник и седло также сияли золотом и драгоценностями. Но несмотря на несметные богатства, все носило печать крайнего варварства, соединенного с нелепою, безвкусною роскошью. Крайне безобразные, по-прежнему крайне нечистоплотные, монголы питались такою грязною пищей, одно описание которой возбуждает отвращение, и в своих привычках, в ежедневном быте остались прежними дикарями-кочевниками. Нельзя с достоверностью сказать, точно ли в Кара-Коруме представились хану Александр и Андрей Ярославичи. Пребывание на одном месте не нравилось монголам. Ханы только время от времени появлялись в столице. Обыкновенно они с огромными обозами, нагруженными несметными богатствами, переезжали с места на место. На указанной ханом местности на необозримое пространство раскидывались шатры. Ханский шатер утверждался на столбах, обшитых золотыми листами. Ковры, золото и драгоценности украшали шатер внутри и снаружи. Вокруг обширного стана паслись бесчисленные стада лошадей, верблюдов, коз, овец и рогатого скота. Воздав поклонение повелителю Азии, Александр не спешил возвращением на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

За последние десятилетия мы лучше узнали нашу историю. Архивы открыты, мы наслышаны о репрессиях, но пропаганда идет. Удивительно, культ личности, развенчанный еще в советские годы, как будто восстает из пепла. Надо делать акценты на другие лица и других героев нашей истории. Мне кажется, чтобы в качестве примеров для нас и ориентиров на будущее России, Беларуси и Украины, не восставали такие герои, как Сталин, мы должны вместе стараться находить других героев. Таких много среди военачальников, правителей, преданных Богу, народу и делу людей, святых. Есть святой благоверный князь Александр Невский . Есть образы подвижников ХХ века, практически наших современников. Пока же такие печальные веяния — возвеличивать антигероев — существуют. И в Беларуси, и в России до сих пор стоят памятники и  Ленину . Так что проблема касается не только города Якутска, но и всех нас. Этот памятник мог бы появиться в любой точке, в том числе и в городе, где я несу служение епископа (слава Богу, что этого еще нет!). Люди, делающие ставку на Сталина, совершают огромную ошибку. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Елоховского собора в Москве: Почитание Сталина — оправдание собственной лени Фото Юлии Маковейчук Некоторые наши люди почему-то склонны к крайностям, в особенности уповая на роль сильной личности в истории. Поэтому и происходит «отмывание» фигуры Сталина Само по себе — это некое заблуждение, которое не может не печалить. Так может рассуждать человек, по которому не прошелся каток репрессий, человек, который не умеет анализировать исторические сведения, а играет в какие-то игры. Чаще всего ему просто самому хочется быть лидером, вот он и выбрал в качестве образца для подражания в этой роли картинку: Сталин — красивый вождь, с усами, сильный, который якобы выиграл войну. Основная причина почитания Сталина — люди скучают по сильной руке. А это в свою очередь — оправдание собственной лени и нерадения. Я сам такой слабенький, а вот придет хороший начальник — и я всем покажу! Он станет мной командовать жесткой рукой, и стану я хорошим, и страна будет в порядке! Удобное оправдание, что сказать.

http://pravmir.ru/stalin-vozvrashhaetsya...

К тому же – в конце XIII столетия мы не встречаем более в летописях известий о баскаках – ясный знак, что их уже не было на Руси. А чрез удаление баскаков и других должностных лиц наши князья и совершенно освобождались от всякого влияния татар на свои распоряжения, «но и во время присутствия баскаков, – по замечанию историка, – мы не имеем основания предполагать большого влияния их на внутреннее управление, ибо не видим ни малейших следов такого влияния» 320 . Подводя итог всему, скажем словами историка, что «Россия, при определении своих отношений к монгольским ханам, во-первых, сохранила власть своих князей, которые сделались таким образом посредниками между государством и ханами; во-вторых, ей оставлены были ее родные законы и собственный суд во всех делах, что в особенности способствовало к сохранению русской жизни и русского характера; в-третьих, ей предоставлена была неприкосновенность не только религиозных верований, но даже и церковного устройства, что преимущественно питало чувство народной самостоятельности и привязанности к своему родному; и в-четвертых, наконец, Россия, по определению своих отношений к ханам, удержала за собою, как государство самостоятельное, право войны и мира без посредства ханов и их сановников. Таким образом, Александр только одним уменьем вести переговоры, благоразумною настойчивостью и выжиданием времени достиг того, что Россия, совершенно покоренная монголами и решительно не имевшая сил им противиться, получила от своих могущественных повелителей, не поднимая оружия, права державы почти самостоятельной, т. е. достигла того, чего не всегда добиваются другие народы, даже после упорной борьбы, и притом от повелителей не столько могущественных, какими были монголы в XIII столетии. Очевидно, подати, поборы и разные повинности, наложенные на русских монголами, были очень тяжелы, и народ много должен был терпеть от посланцев хана, особенно вначале; но эта тягость была временна и, что важнее, за Россиею осталась ее народность, эта душа и жизнь государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Чего мог ожидать, на что надеяться Александр Ярославич? Увидеть место безвременной кончины отца, униженно склонить голову пред надменным варваром... Возвращение на родину... но в этом еще можно было сомневаться... Да мало утешения предстояло и в родной земле. Без сомнения, русские пленники не раз встречались Александру Ярославичу и в глубине азиатских степей и рассказывали грустную повесть о своем несчастий. Эти рассказы живо воскрешали пред ним картину народного горя: он знал, что татары продолжают разорять отечество ежедневно. Татарские сборщики дани отнимали детей у родителей, юношей и дев уводили в плен и продавали в рабство. Крымские и азовские города, Малая Азия, Сирия, Египет, Северная Африка, Испания наполнялись русскими рабами. Много впоследствии переплатил в Орду золота и серебра Александр Ярославич, выручая из тяжкого плена своих соотечественников. Сострадательное сердце его обливалось кровью при мысли о народном бедствии, и заботы о себе отступали на второй план. Но вот наконец и Монголия. Уже миновали Байкал. Скоро придется предстать пред очи верховного властелина Азии. У Чингиз-хана было четыре сына: Джучи, Джагатай, Огодай и Тулуй. Джучи умер еще при жизни отца. Вскоре скончался и сам Чингиз-хан в 1227 году. Своим преемником, или верховным ханом, грозный завоеватель назначил самого способного из своих сыновей, Огодая, Джагатаю отдал Бухарию и восточный Туркестан, Тулую – Иран, или Персию, Батыю, сыну Джучи, достались обширные земли, простиравшиеся от юго-западной Сибири и северных пределов Туркестана к западу до Карпатских гор, в числе их и наше отечество 209 . Эти страны покорены были татарами при Огодае. Таврические и азовские степи Батый предоставил одному из своих родственников. Брат его, Шибан, с его соизволения, господствовал в той части Джучиева удела, которая лежала в юго-западной Сибири и северном Туркестане. В средине, в обширных поволжских и подонских степях, расположились с главными силами сам Батый и сын его Сартак. Владея таким громадным пространством земель, Батый хотя и подчинялся верховному хану, был однако сильнейшим из монгольских властителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Гораздо удобнее для монголов иметь дело с князьями, чем непосредственно с народом, возложивши на князей ответственность за покорность народа и исправное исполнение повинностей. Большие перемены могут вызвать восстания, которые поведут к новым погромам, к истреблению народонаселения и окончательному опустошению страны. Без сомнения, все подобные доводы оказали бы мало действия на татарских сановников, если бы не были подкрепляемы щедро рассыпаемыми дарами и всем обаянием личных достоинств Александра, который умело пользовался всеми сторонами характера монголов, своей прямотой усыпляя их подозрительность, смирением и покорностью действуя на их надменность, располагая ласковым обращением к благодушному настроению. Недаром Александр представляет собою характерный тип истинно русского человека, а давно уже замечено, что русские обладают особенным уменьем ладить с азиатами. По окончании всех переговоров Александр, хотя нравственно и физически измученный, спешил возвратиться в отечество: он живо сознавал необходимость подготовить народ к приезду татарских численников. Какое-либо проявление народного неудовольствия, малейшая неосторожность могли погубить все плоды долгих усилий. Действительно, зимою 1257 года прибыли численники и изочли «всю землю суздальскую и рязанскую и мюромьскую и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники и идоша в Орду, толико не чгоша игуменов, черньцев, попов, крилошан, кто зрит на Св. Богородицу и на Владыку» 312 . Тяжело было нашим предкам подвергаться поголовному исчислению: чувство народной чести и независимости еще живо было в сердцах русских, но, скрепя сердце, приходилось покоряться горькой необходимости. Вполне сочувствуя скорби народной, мы, однако, не должны забывать, что не одному русскому народу суждено проходить ту или другую, более тяжелую или более легкую, школу исторического воспитания. Западные европейцы проходили ее в то время в тяжкой форме феодального гнета, лишавшего население не только имущества, но и свободы. Нас постигало данничество, форма зависимости сравнительно более легкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Таким-то образом Александр Ярославич «чини кашу» в Торопце, но он повторил свадебные пиршества и по приезде в Новгород, «не из любви к пирам, по справедливому замечанию историка, а из желания делиться своею радостью с народом. Он хотел, чтобы его домашняя жизнь имела тесную связь с государственною» 38 . «Сии народные угощения, по справедливому замечанию Карамзина, обыкновенные в древней России, установленные в начале гражданских обществ и долго поддерживаемые благоразумием государственным, представляли картину, можно сказать, восхитительную. Государь, как истинный хозяин, потчевал граждан, пил и ел вместе с ними; вельможи, тиуны, воеводы, знаменитые духовные особы смешивались с бесчисленными толпами гостей всякого состояния; дух братства оживлял сердца, питая в них любовь к отечеству и венценосцам» 39 . В Новгороде с молодой супругой Александр Ярославич поселился в обычном местопребывании новгородских князей – в Городище. Окрестности Великого Новгорода изобилуют водою. По выходе из Ильменя Волхов отделяет от себя рукав Волховец, а близ самой торговой стороны Новгорода – другой рукав Жилотуг, соединяющийся потом с Волховцем. На правом берегу реки между истоками этих рукавов находится возвышение, имеющее около квадратной версты. Здесь мы встречаем теперь простое село, жители которого занимаются рыбной ловлей и разведением овощей, но некогда это было так называемое Городище или загородный княжеский двор, где большею частью жили князья Великого Новгорода 40 . Князья любили соединять в своих загородных жилищах все удобства для жизни, какие представляло то время: недаром они называли их «раем», «красным селом» и т. п. Княжеский терем, от которого теперь не осталось никаких следов, со множеством пестрых узорчатых украшений, с позолоченным гребнем и смотревшими в разные стороны коньками на его концах, с резными карнизами представлял весьма красивый вид. Внутри терема особенным убранством отличались сени или столовая комната, где происходили пиршества. Полы устилались дорогими коврами, а стены расписывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010